УДК 342.9 ББК 67.401
© 2019 г. А. А. Беженцев,
заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
НОВАЦИИ В СТРУКТУРИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРЕВЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье представлен вариант системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, состоящей из четырех формирований органов и учреждений: общесоциальной профилактики, первичной специальной профилактики, вторичного специального предупреждения, уголовно-правового и исполнительного предупреждения, отбывания наказания. Автором уточнены место и роль в системе превенции административной деликтности несовершеннолетних уполномоченных по правам ребенка и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, сформулированы рекомендации и предложения по оптимизации структурирования системы.
Ключевые слова: система профилактики правонарушений несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, органы образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, инспектор полиции по делам несовершеннолетних.
A. A Bezhentsev - deputy chief chair of administrative activity agencies of the internal affairs, lieutenant colonel of police, candidate of juridical science, docent. Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation.
INNOVATIONS IN THE STRUCTURING OF THE SYSTEM OF PREVENTION OF JUVENILE ADMINISTRATIVE DELICTI
The article presents a version of the system for the prevention of juvenile delinquency, consisting offour formations of organs and institutions: general social prevention; primary special pro-lactic; secondary special warning; criminal law and executive warning, punishment. The author clarified the place and role in the system of prevention of administrative tort of minors of the ombudsmen for children's rights and units for minors of the internal affairs bodies, formulated recommendations and suggestions for optimizing the structuring of the system.
Key words: the system for the prevention ofjuvenile delinquency, the commission for the affairs of minors and the protection of their rights, social protection agencies, education authorities, guardianship and custody agencies, youth affairs agencies, health authorities, employment services, internal affairs agencies, police inspectors adults.
Нарастающие масштабы правонарушений замедляют проводимые в государстве демократические преобразования, вызывают у населения ощущение тревоги о благополучии, здоровье, и даже жизни. Значимое воздействие на состояние правопорядка в России оказывает сбалансированная работа правоохранительных и иных государственных органов, нацеленная на профилактику, выявление и пресечение административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними делинквентами.
Для познания внутреннего мира несовершеннолетних правонарушителей, в том числе моральных качеств, необходимо знание их жизненных позиций, их отношения к окружающей действительности, к людям, к обще-
ству. Это невозможно без изучения их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивов деятельности. Личность в процессе усвоения определенной системы социальных ролей и культуры может воспринимать как положительные, так и «лжеценности». В связи с этим можно говорить о ценностной ориентации личности несовершеннолетнего правонарушителя, которая имеет непосредственное отношение к конкретным условиям его жизни и микросреды, а также о социальной установке, где ценностные ориентации проходят через призму личных качеств.
На формирование личности несовершеннолетнего влияют макро- и микро-причины. Так, с одной стороны, процесс формирования личности несовершеннолетнего зависит,
прежде всего, от социально-экономических условий, от структуры общественного сознания, сложившейся в стране на определенном этапе развития. С другой стороны, не менее важным обстоятельством, влияющим на развитие человека и на его социальные установки, являются условия воспитания и обучения несовершеннолетнего. Процесс формирования человека - очень длительный и сложный, при этом достаточно важная роль отводится родителям ребенка. Дальнейшее развитие связано с расширением социальных связей и ролей. Так, начиная с учебы в школе, происходит усвоение определенной формы поведения. Именно от окружения подростка и зависит, какой будет эта форма поведения - правомерной или неправомерной. И от того, какую форму поведения выберет несовершеннолетний, зависит его последующая судьба.
На сегодня, к сожалению, констатируем, что примитивными остаются социальные и культурные запросы значительной части несовершеннолетних. Достаточно инфантильное отношение современных несовершеннолетних к поиску места в жизни, к собственному интеллектуальному развитию, культурному развитию, к своему здоровью и здоровому образу жизни. Значительному количеству несовершеннолетних свойственна наркозависимая ориентация, которая становится причиной резкого роста правонарушений и преступлений среди подростков. Вызывает беспокойство ситуация, сложившаяся в сфере семьи и брака: множество детей воспитывается в неполных семьях, дети рождаются вне брака.
Эти и многие другие негативные социальные факторы становятся причиной административной деликтности несовершеннолетних. В одних случаях антиобщественные деяния могут быть следствием сознательно принятых личностью взглядов, идей, представлений, которые она последовательно реализовывает в благоприятных для этого условиях, в других - результатом легкомысленного отношения личности несовершеннолетнего к последствиям своего противозаконного поступка, следствием юношеской эмоциональности и копирования. Кроме того, учитывая то, что несовершеннолетние очень различаются между собой по уровню интеллектуального и волевого развития, темпераментом и характером, разным кругом интересов, необходимо изучение индивидуаль-
ных психологических и возрастных особенностей подростков.
Под отклоняющимся поведением лиц, не достигших социальной зрелости, по нашему твердому убеждению, следует уяснять поступки, действия молодых людей, которые не отвечают официально регламентированным или в реальности исторически выработавшимися в конкретном социуме нормам правомерного и правильного с моральной точки зрения поведения. Одной из разновидностей девиантного поведения является совершение правонарушений. Одной из причин противоправного поведения несовершеннолетних являются различного рода отклонения и нарушения в их психическом развитии: акцентуации черт характера, задержка психического развития, социально-педагогическая запущенность, психопатии, неврозы.
Отставание в усвоении школьных знаний усиливает обособленность ребенка от школы, создает негативное отношение к учебе. Выход из этого положения мы видим в создании дополнительных специальных школ для детей с психическими аномалиями и педагогической запущенностью, разработку индивидуальных программ обучения, организацию специальных интернатов, позволяющих оградить ребенка с психическими отклонениями в поведении, склонного к административной деликтности, в целях коррекции психики и предупреждения предделиктного поведения и правонарушений.
Невысокий образовательный и культурный уровень несовершеннолетних, а также недостатки воспитательной работы, как дома, так и по месту учебы, обусловливают неразвитость их взглядов и интересов, что негативно отражается на интеллектуальном и морально-психологическом развитии их личности. Всех несовершеннолетних, имеющих указанные девиации, можно объединить в группу, для которой характерны общие свойства личности, такие как неуравновешенность, импульсивность, безответственность, низкий уровень самоконтроля и самодисциплины. У этих подростков узкий кругозор, скудный словарный запас, они не умеют четко выражать свои мысли, характеризуются низким уровнем знаний, отсутствием элементарной культуры поведения, задержкой интеллектуального развития.
Стремление несовершеннолетних к самостоятельности может приобретать искажен-
ные формы и имеет общую негативную направленность, что выражается в потребности подростка в самостоятельной экономической деятельности. Однако слишком раннее вхождение несовершеннолетних в экономические отношения сопровождается различными негативными проявлениями, в частности с достижением такой цели как «красивая жизнь», и ее реализацией путем так называемого «легкого заработка». Это объясняется, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного удовлетворения этой потребности, а с другой - несформировавши-мися в социуме определенными культурными традициями.
На соответствующих интересах, чертах характера, установках отражается неразвитость общественных связей, отрицательное отношение к общественно полезному поведению. Личность несовершеннолетнего правонарушителя формируется под влиянием той социальной роли, которую она выполняет в различных социальных группах, под влиянием оценок его поведения со стороны других лиц, путем субъективной переработки моральных норм и интегрирования социальных групповых ценностей.
Существенной характеристикой личности несовершеннолетнего правонарушителя является направленная против окружающих его агрессивность. Насилие как самоцель, как способ реагирования на конфликтную ситуацию и проявление своего «Я» может быть непосредственно связано с нездоровой семейной атмосферой. Лица, которые пополняют ряды административных делинквентов, в детские и подростковые периоды жизнедеятельности зачастую являлись непосредственным объектом агрессии со стороны отцов, матерей или близких родственников. Вероятно, агрессия являлась скрытой, поэтому адекватно воспринять ее в полной мере было невозможно, но она навсегда отпечаталась на их психике.
Принимая во внимание выше приведенное, можно сделать вывод о том, что под влиянием негативных явлений социального окружения несовершеннолетнего у него еще до совершения первых антиобщественных поступков формируется система взглядов и убеждений, которая рассматривает агрессию или в качестве эффективного способа разрешения конфликта, или как самоцель антиобщественного поведения. Под влиянием окру-
жающей среды несовершеннолетний усваивает нормы поведения, приспосабливается к требованиям семьи, школы, других социальных коллективов, в которые входит или с которыми взаимодействует. На примере окружающих и на основе предписаний социального контроля несовершеннолетний приспосабливается к общественным стандартам, предписаниям морали и права.
Таким образом, личность несовершеннолетних правонарушителей отмечается такими признакам как: несформированность жизненных ориентаций и установок; грубость, переходящая в жестокость; примитивные взгляды на отношения полов, которые сводятся к физиологическому акту; распущенность и бессистемность половых связей; готовность к агрессивным посягательствам на личность других лиц для реализации своих желаний; моральная бесчувственность, при которой стирается граница между дозволенным и недозволенным; привычка к бесцельному времяпрепровождению; постоянная напряженность определяется как тревожность, которая может быть вызвана отчужденностью в семье со стороны родителей, может носить явный или скрытый характер.
Итак, качества личности несовершеннолетнего правонарушителя можно рассматривать как основу внутренних процессов, связанных с выбором стереотипов противоправного поведения, с различными вариантами моти-вационных программ.
Защита от предделиктного поведения и административной деликтности лиц, не достигших социальной зрелости, по своей сущности - это многоаспектное явление, которое можно интерпретировать с разнообразных сторон: и как одну из первостепенных задач управления обществом, и как вид упредитель-ной правозащитной и правоохранительной административной деятельности установленных субъектов системы профилактики правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц, и как конгломерат предупредительных мер тотального и персонифицированного характера. В то же время многоуровневая ие-рархичная система превенции административной деликтности не достигших социальной зрелости лиц является фрагментом или ступенью наличествующей в нашей родной державе пошаговой системы упреждения административной деликтности и преступных действий (бездействий), которая, в свою оче-
редь, является ступенью «системы-лестницы» более обширного уровня - социального регулирования жизнедеятельности в социуме.
Несмотря на немалое разнообразие толкований понятия «система», приведем определение, предложенное В. Н. Сагатовским: «Система - множество элементов, структура которых является необходимым и достаточным условием наличия качества данного множества» [8, с. 322]. «Разумеется, система не является чем-то окончательным и останавливающим развитие (это относится и к самой полной системе ...). Дальнейшее познание мира будет требовать непрерывного обновления единого языка науки и лежащей в его основе системы» [8, с. 9]. Кроме того: «Свойство системности предполагает наличие соподчинен-ности и взаимодействия элементов, ее составляющих» [5, с. 11].
На сегодня правозащитная и правоохранительная административная деятельность системы упреждения административной деликт-ности лиц, не достигших социальной зрелости, коррелирует с функционированием значительного количества специализированных и неспециализированных государственных и негосударственных субъектов превентивной деятельности, нацеленных на конкретные сферы предупредительного воздействия и общественного контроля, и на другие факторы, детерминирующие предделиктное поведение, безнадзорность, беспризорность и неправомерное поведение лиц, не достигших возраста совершеннолетия [1, с. 100].
Перечень органов и учреждений, входящих в систему превенции молодежной административной деликтности, их классификация по различным основаниям на виды, контуры рассматриваемой системы с научной точки зрения всегда интересовали юристов, практических работников [2; 4, с. 51-53; 7], но единого ответа на данный вопрос пока нет.
В настоящее время, несмотря на обилие субъектов превенции асоциального поведения молодых людей, исследователи выявили сокращение субъектов государственной профилактики социальных девиаций несовершеннолетних лиц. При этом направление их деятельности стало более профильнона-правленным, нежели профилактическим.
В своих научных исследованиях В. А. Минор инициирует модификацию подхода к структурированию системы превенции административной деликтности несовершенно-
летних, в соответствии с которым предлагает разделить ее две подсистемы органов: воспитательно-профилактическую подсистему и подсистему органов реабилитации несовершеннолетних делинквентов. Воспитательно-профилактическая подсистема призвана заниматься оформлением воспитательной среды, надзором за процессами социализации подростка как индивида, ликвидацией детерминант десоциализации, развитием морально-нравственного поведения, предупреждением антисоциальных проявлений. Подсистема органов реабилитации несовершеннолетних правонарушителей должна оказывать поддержку институтам постпенитенциарного воспитания, призвана нивелировать аномалии процесса социализации индивида, упреждать повторные административные правонарушения и преступления молодых людей [6, 11].
Более обстоятельной является точка зрения Г. И. Забрянского, который дифференцировал государственные и общественные объединения, реализовывающие предупредительные функции, по четырем ступенчатым уровням «лестницы» системы упреждения административной деликтности, не достигших социальной зрелости лиц. В фундамент описанного им дробления заложен основной принцип соотношения воспитательных методик с «карательно-устрашающими». Он устанавливает систему профилактики делин-квентности правонарушений лиц, не достигших возраста совершеннолетия, как крайне сложную, переплетенную, поступенчато этапную инфраструктуру и преподносит представленное ниже дробление ее центрального «ядра» [3, с. 21].
1. Формирования общесоциальной профилактики (на сегодня в России функционируют отделы по делам семьи, детей, демографии и охране прав детства; федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; государственные и негосударственные образовательные организации: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и высшего образования; организации дополнительного обще-развивающего и предпрофессионального образования; комитеты по делам молодежи и туризму субъектов федерации; службы по труду и занятости населения; молодежные
биржи труда; органы опеки и попечительства; органы управления здравоохранением; центры досуга и творчества молодежи; детские и молодежно-подростковые клубы; организации родителей несовершеннолетних, обучающихся в одной школе; центры помощи несовершеннолетним, освобожденным из воспитательных колоний и специальных воспитательных учреждений; центры новых образовательных технологий), деятельность которых обращена на обеспечение качественной социализации существенной массы подрастающего поколения, реализацию их законных интересов и прав.
2. Формирования первичной специальной профилактики (в России созданы органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания), центры социальной помощи семье и детям; службы, в том числе, экстренной психологической помощи несовершеннолетним); специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, молодежные социальные приюты, социальные организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей); организации для детей-сирот; особые (кор-рекционные) образовательные организации и классы; филантропические организации, занимающиеся с безнадзорными и беспризорными, бродяжничающими несовершеннолетними, имеющими трудности в связи с употреблением табака, спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ; ассоциации родителей районов для защиты сыновей и дочерей по принципу «соседский контроль», проявляющие реальную заботу о социально дезадаптированных несовершеннолетних и детях, находящихся в тяжелых жизненных условиях. Органы и учреждения рассматриваемой ступени системы предупреждения контактируют с несовершеннолетними, склонными к асоциальному поведению и совершению неправомерных действий.
3. Формирования вторичного специального предупреждения (образованы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа; специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних закрытого типа; приюты-пансионы и приюты-общины для несовершеннолетних, совершивших со-
циально опасные деяния; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП); подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН)), которые призваны перевоспитывать подростков-делинквентов, совершивших общественно опасные проступки до достижения возраста наступления юридической ответственности.
4. Формирования уголовно-правового и исполнительного предупреждения, отбывания наказания (изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ИВС); следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (СИЗО); воспитательные колонии Федеральной службы исполнения наказаний; попечительские советы при воспитательных колониях; родительские комитеты при отрядах воспитательных колоний, объединения родителей осужденных несовершеннолетних; общественные юридические консультации для осужденных несовершеннолетних), основной задачей которых является пресечение повторной преступности несовершеннолетних лиц.
Должностным лицом, аккумулирующим у себя комплексную деятельность в сфере надзора за соблюдением законных прав и интересов лиц, не достигших восемнадцатилетия, является Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В субъектах Российской Федерации учреждены должности Уполномоченного по правам ребенка конкретного региона. Проанализируем институт Уполномоченного по правам ребенка в г. Санкт-Петербурге, который был образован в феврале 2010 года.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в г. Санкт-Петербурге эволюционировала, дополняя имеющиеся средства государственной протекции прав и законных интересов ребенка, опираясь на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав Санкт-Петербурга и законодательство города федерального значения.
Разрешая сугубо индивидуальные ситуации каждого конкретного ребенка, Уполномоченный способствовал проведению преобразований, связанных с улучшением обеспечения прав детей в целом. Как защитник гражданских прав Уполномоченный охранял публич-
ные и личные интересы, частную сферу их жизни.
Необходимо также отметить работу Уполномоченного по созданию системы правового просвещения детей и подростков в г. Санкт-Петербурге. При поддержке Уполномоченного, Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации и Комитета по образованию реализуется общегородской проект школьной стенгазеты «Наша новая школа». Ежегодно в Санкт-Петербурге проходит одно из крупнейших событий в сфере защиты прав человека - «Марафон за мир и права человека». В рамках мероприятия проводятся различные уличные акции, где каждый петербуржец, в том числе и несовершеннолетний, может получить в подарок буклет по правам человека и узнать о своих правах и обязанностях перед обществом.
В отчетах Уполномоченного по правам ребенка г. Санкт-Петербурга ежегодно отмечается, что во взаимодействии с компетентными органами государственной власти Уполномоченный принимает административные меры для восстановления прав своих заявителей, адресует в суды заявления в защиту их прав и свобод; самостоятельно либо через своего доверителя участвует в заседаниях суда.
Важнейшая роль в деятельности по упреждению административной деликтности лиц, не достигших восемнадцати лет, отводится инспекторам органов внутренних дел по делам несовершеннолетних. Превентивная функция полиции - это не только их право, но и прямая обязанность (мера должного поведения), регламентированная законом. К примеру, в Федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» в ст. 2 в числе основных задач полиции названы: «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», правда, безотносительно к категории правонарушителей. Ст. 12, где фиксируются обязанности полиции, устанавливает для полиции обязанность участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреж-
дений закрытого типа органа управления образованием.
Кроме того, в ведомственных нормативных документах МВД России профилактика и пресечение деликтов несовершеннолетних лиц органами внутренних дел детализируется и причисляется к важнейшим направлениям их деятельности.
Имея широкий спектр возможностей по пресечению неправомерных действий, полицейские применяют арсенал самых разнообразных по юридической силе воздействия мер профилактики: от общепрофилактических мер убеждения до применения специальных мер принуждения - физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Следовательно, органы полиции имеют реальную возможность энергично воздействовать на массу отрицательных криминогенных факторов методами, присущими только им.
Сформулируем рекомендации и предложения по оптимизации структурирования системы превенции административной деликт-ности несовершеннолетних лиц.
1. Фактически сложившейся в нашей стране подсистеме организационно-правовых мер профилактики предделиктного поведения и совершения правонарушений несовершеннолетними, по нашему мнению, свойственны:
а) Недостаточный уровень административно-правовой систематизации (упорядочения). В частности, это обнаруживается в отсутствии законодательной группировки таких мер; в недостатках регламентации или чрезмерно общей регламентации функций по упреждению административных деликтов несовершеннолетних; безосновательной усе-ченности законодательно зафиксированного круга субъектов предупреждения административной деликтности подростков; в отсутствии нормативно зафиксированных стандартов (минимальных требований) предупредительных услуг, оказываемых несовершеннолетним и семьям, которые находятся в социально опасном положении.
б) Несбалансированная структура. Проявлением несбалансированной структуры организационно-правовых мер превенции является практика плановой унификации предупредительных акций и инициатив сверху вниз, при которой игнорируются местные особенности, культурная среда, индивидуальная жизненная ситуация, которая может присут-
ствовать в конкретном населенном пункте или учебном коллективе.
в) Нарушение принципа координации деятельности государственной и негосударственной подсистем превенции административной деликтности молодежи, предполагающего также одинаковый потенциал для контроля и надзора.
2. Необходимо отметить, что для решения комплексной проблемы превенции предде-ликтного поведения и административных правонарушений несовершеннолетних на уровне государства, данная проблема должна пониматься как социально важная, в эпицентре которой должны быть сосредоточены личность несовершеннолетнего, его будущее и судьба новых поколений. Итак, государство принимает требуемые меры административного, социального и правового воздействия по оформлению деятельной системы превенции безнадзорности и правонарушений не достигших совершеннолетия лиц, призванной выступать как неотделимая часть общественной политики государства, ключевыми принципами которой, по нашим соображениям, являются:
- обеспечение интересов несовершеннолетних при последующем проведении административных реформ социально-экономического и правового характера;
- увеличенные гарантии государства в протекции имущественных, жилищных и других законных интересов, прав детей, контроль за своевременностью и полнотой выплат алиментов, пенсий и пособий, направленных на содержание несовершеннолетних;
- согласование деятельности, дифференциация полномочий и увеличение ответственности органов власти всех уровней в решении проблем детей;
- соответствие законодательства о несовершеннолетних международным правовым стандартам;
- необходимость в доступном виде информирования несовершеннолетних об их правах и обязанностях;
- максимальная публичность при решении проблем детей, обеспечении их законных прав на воспитание, образование, социальную и правовую защиту.
3. Непосредственное осуществление административной политики государства в сфере превенции предделиктного поведения и административных деликтов несовершеннолет-
них предполагает строго персонифицированный подход к различным группам детей. По нашему утверждению, он включает:
- воплощение комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума несовершеннолетнего, предупреждение школьной и социальной дезориентации. В данном процессе целесообразно задействовать все органы, учреждения, службы, их должностных лиц и служащих: воспитательные, образовательные, социозащитные, спортивно ориентированные, социокультурные, правовые, информационные и правоохранительные;
- внедрение форм работы, расширяющих применение радикальных методов социального и административного влияния для изменения поведения на правопослушное и для социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в зоне социального риска;
- выработка кардинальных мер для оперативного обеспечения социального содействия и реабилитации, протекции прав и законных интересов детей, которые оказались в кризисной ситуации (беспризорные, безнадзорные; сироты, оставшиеся без попечения родителей; дети, сбежавшие из семьи, претерпевшие различные формы насилия и жестокости; жертвы социальных конфликтов, техногенных и экологических катастроф; дети и подростки, зависимые от табака, алкоголя, наркотиков, психотропных и токсических веществ).
4. В системе государственных мер по предупреждению беспризорности и деликтов несовершеннолетних традиционно выделяются меры как общей, так и специальной превенции [9, с. 36-42].
а) Общей профилактикой, по нашему убеждению, планируется улучшение благоприятных административно-правовых, социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, которые, в свою очередь, способствовали бы:
- исполнению семьями их репродуктивных функций и, соответственно, воспитанию здоровых в физическом и социальном плане несовершеннолетних;
- полноценному осуществлению своих воспитательных функций организациями общего образования всех видов, обеспечение формирования способностей и положительных интересов подростков, их занятости вне учебы общественно полезной деятельностью.
б) Специальная профилактика, как нам видится, включает в себя меры коррекцион-
но-реабилитационной направленности в отношении подростков из группы риска, несовершеннолетних делинквентов и меры административно-правовой, социальной, психолого-медико-педагогической реабилитации и содействия напрямую семьям из группы риска. Выполнение данных мер, то есть непосредственная протекция детей от антиобщественной среды, обеспечивается согласованностью разных факторов: семьи, образовательных учреждений и организаций, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в комплексе [10, с. 10]. Итак, специальная профилактика имеет свои обособленные цели и задачи, среди которых:
- в качестве базового подхода в данной профилактике могут выступать - социальная, правовая защита, медицинская, психологическая и педагогическая помощь, коррекция и реабилитация несовершеннолетних и семей из группы риска;
- необходимость межведомственной административной интеграции и объединения направленных усилий специализированных органов, учреждений, организаций и служб Министерства просвещения Российской Федерации, Минтруда России, Минздравсоцраз-вития России, МВД России, которые реали-зовывают функции административно-правовой, социальной охраны, защиты, медико-психолого-педагогической помощи, коррекции и реабилитации несовершеннолетних;
- соответствие уровня дезадаптации несо-
Литература
1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: учебник. М., ЦОКР МВД России, 2009.
2. Головкина А. Г. Государственная система профилактики правонарушений в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
3. Забрянский Г. И. Снижение уровня судимости несовершеннолетних: новые подходы. М., 1999.
4. Зайко Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 1 (97).
5. Кирюшина Н. Ю., Морозова Л. Б. Правовая зашита детства в Российской Федерации // Наука и школа. 2016. № 4.
вершеннолетних в современных условиях тем превентивным и исправительно-реабилита-ционным мерам, которые предпринимаются разнообразными ведомствами и министерствами;
- дополнительное внедрение в профилактическую деятельность всех органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних специалистов по коррекционно-развивающей педагогике и психологии, врачей-психиатров, врачей-наркологов, психотерапевтов, социально ориентированных юристов;
- важность нормативно-правового обеспечения превентивной, охранно-защитной и коррекционно-ре абилитационной практики на различных законодательных уровнях;
- разработка и внедрение единой комплексной, информационной, аналитической электронной базы данных, характеризующей состояние отклоняющегося поведения не достигших восемнадцатилетия лиц и материально-технического и финансового обеспечения предупредительной деятельности; обеспечение публичности информации.
В завершение статьи отметим, что система упреждения административной деликтно-сти не достигших совершеннолетия лиц не может быть одинаковой для всех регионов России и должна, по возможности, наиболее полно учитывать особенности субъекта федерации, их социальные, демографические, национальные и другие черты кадровые и экономические возможности.
Bibliography:
1. Administrative activity of the internal affairs bodies. Part of the special: a textbook. M., Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009.
2. Golovkina A.G. The State System for the Prevention of Offenses in Modern Russia: dis. ... cand. legal sciences. M., 2011.
3. Zabryansky G.I. Reducing the level of convictions of a minor: new approaches. M., 1999.
4. Zayko T.M. On the system of prevention of juvenile delinquency // Russian law: education, practice, science. 2017. № 1 (97).
5. Kiryushina N. Yu., Morozova L. B. Legal protection of childhood in the Russian Federation // Science and School. 2016. № 4.
6. Minor V. A. Preventive function of the administrative responsibility of minors: author. dis. ... cand. legal sciences. Voronezh, 2010.
6. Минор В. А. Превентивная функция административной ответственности несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2010.
7. Остапенко Н. И. Основы формирования системы управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
8. Сагатовский В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск: Издательство Томского университета, 1973.
9. Шахина Н. А. Профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних - на уровень новых задач // Отечественный журнал социальной работы. 2002. № 3.
10. Шуняева В. А. Двойственность влияния отдельных факторов микро- и макросреды на несовершеннолетних в процессе профилактики их девиантного поведения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
7. Ostapenko N. I. Basics of the formation of a management system for the prevention ofjuvenile delinquency by pro-phylactic: author. dis. ... cand. legal sciences. M., 2004.
8. Sagatovskiy V. N. Basics of the systematiza-tion of universal categories. - Tomsk: Tomsk University Press, 1973.
9. Shakhin N. A. Prevention of homelessness and homelessness of non-adults - to the level of new tasks // Domestic Journal of Social Work. 2002. № 3.
10. Shunyaeva V. A. The duality of the influence of individual factors of the micro-and macroenvironment on juveniles in the process of preventing their deviant