Административное право; административный процесс
УДК 351.74
DOI: 10.35750/2071-8284-2019-3-165-172
A.A. Беженцев
кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 ORCID: 0000-0002-9909-9869. E-mail: [email protected]
Деятельность учреждений здравоохранения по профилактике потребления несовершеннолетними алкогольной продукции и наркотических средств: административно-правовой аспект
Аннотация: Незаконное распространение спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ признаётся в настоящее время одной из серьёзных угроз национальной безопасности, здоровью населения страны и генофонду народов, в ней проживающих. Особую обеспокоенность вызывает распространение алкоголя и наркотиков среди несовершеннолетних и увеличение связанных с этим административных правонарушений. В статье рассмотрены административно-правовые и правоприменительные проблемы организации и деятельности органов и учреждений здравоохранения по превенции употребления несовершеннолетними лицами спиртных напитков, одурманивающих веществ и наркотических средств. Автором описаны элементы современной экспансии алкогольной продукции и наркотических средств среди лиц, не достигших социальной зрелости, внимание акцентировано на проблемах и путях их решения в деятельности главных учреждений системы здравоохранения, которые, координируя свою деятельность с иными участниками системы профилактики молодёжной административной деликтности, занимаются предупреждением употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ - наркологических диспансеров. Сформулированы выводы о необходимости: дальнейшего развития сети «телефонов доверия» и консультативных центров, приближенных к народонаселению, помогающих семьям с несовершеннолетними получить незамедлительную психологическую и нар-
кологическую помощь; обращать внимание врачей общей практики (семейных врачей) на заблаговременный поиск больных наркоманией несовершеннолетних, их лечение, постоянно привлекать к данной работе общественные организации; укрепления и координации взаимодействия учреждений здравоохранения с соответствующими структурами органов внутренних дел (полиции), занимающимися работой с трудными подростками, учреждениями образования, а также с соответствующими структурами Росмолодёжи в работе по профилактике административных правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя среди лиц, не достигших восемнадцати лет.
Ключевые слова: административные правонарушения несовершеннолетних, профилактика правонарушений несовершеннолетних, учреждения здравоохранения, алкогольная продукция, спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества.
Для цитирования: Беженцев А. А. Деятельность учреждений здравоохранения по профилактике потребления несовершеннолетними алкогольной продукции и наркотических средств: административно-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 3 (83). - С. 165-172. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-3-165-172.
A.A. Bezhentsev
Cand. Sci. (Jurid.), Docent Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation.
ORCID: 0000-0002-9909-9869. E-mail: [email protected]
The activities of health facilities to prevent the consumption by minors of alcoholic beverages and drugs: administrative aspect
Annotation: The illegal distribution of alcohol, narcotic drugs and psychotropic substances is now recognized as one of the serious threats to national security, public health and the gene pool of the peoples living in it. The spread of alcohol and drugs among minors and the increase in related administrative offenses are of particular concern. The article scientifically deals with the administrative and legal and law enforcement problems of the organization and activities of health authorities and institutions on the prevention of the use by minors of alcoholic beverages, intoxicating substances and narcotic drugs. The author describes the elements of the modern expansion of alcohol and narcotic drugs among people who have not reached social maturity, focuses on problems and solutions in the activities of the main institutions of the health system, which coordinating their activity with other participants in the system of prevention of youth administrative tort, are involved in the prevention of alcohol consumption and alcohol-containing products, narcotic drugs and psychotropic substances - narcological dispensaries. The conclusions formulate the need further development of «helplines» network and counseling centers close to the population, helping families with minors to receive immediate psychological and narcological assistance; to pay attention of general practitioners (family doctors) to an early search for drug-addicted minors, their treatment, to involve public organizations in this work regularly; to strengthen and coordinate the interaction of health care institutions with the relevant structures of the internal affairs bodies (police) involved in working with difficult teenagers, educational institutions, as well as with the relevant structures of Rosmolodezh in the prevention of administrative offenses related to the use of drugs and alcohol among persons under eighteen.
Keywords: administrative offenses of minors, prevention of juvenile delinquency, healthcare facilities, alcoholic beverages, alcohol, narcotic drugs, psychotropic substances.
For citation: Bezhentsev A.A. The activities of health facilities to prevent the consumption by minors of alcoholic beverages and drugs: administrative aspect // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - № 3 (83). - Р. 165-172. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-3-165-172.
166
Медицинские учреждения ведут круглосуточный приём и содержат заблудившихся, подкинутых несовершеннолетних детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без заботы отцов, матерей или законных представителей. Следующим узловым моментом деятельности органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения является то, что они плотно занимаются предупреждением употребления молодыми людьми алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотиков, психотропных, сильнодействующих и одурманивающих веществ, профилактируют административную деликтность несовершеннолетних данного направления. Системно проанализируем указанную область их деятельности.
Становление в Российской Федерации рыночной экономики сопровождалось не только стартом кардинальных реорганизаций экономических и общественно-политических отношений в нашей державе, но и довольно значительной активизацией противоправных проявлений. За короткое время произошло количественное и качественное увеличение уровня криминальности. Деятельность преступных группировок длительное время являлась неотъемлемой частью общественных отношений, а целью этой деятельности всегда было стремительное обогащение, которое манило не только индивидуальных предпринимателей, но и серьёзные коммерческие компании. Как показывает практика, одна из самых доходных статей преступного бизнеса - незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ.
Противоправное распространение алкоголя и наркотиков признается в настоящее время одной из значимых угроз национальной безопасности, здоровью жителей страны и генофонду её народа. Наркомания среди несовершеннолетних всегда оценивалась на уровне «национальной катастрофы»1. Несмотря на то, что в XXI веке в Российской Федерации количество лиц, зафиксированных органами здравоохранения, допускающих злоупотребление алкогольными напитками и потребляющих наркотические средства без назначения врача, немного снизилось, ситуация остаётся сложной. Но не стоит упускать из виду и фактор латентности этой статистики, так как официальные данные не всегда аутентичны имеющемуся положению вещей.
В последнее время в стране этому вопросу отводится важное место. В Стратегии наци-
ональной безопасности Российской Федерации2 одним из важнейших приоритетов державы названы интересы личности. В первую очередь это обеспечение прав и свобод человека, прописанных в Конституции, в реализации индивидуальной безопасности, в физической и умственной эволюции личности. Серьёзной опасностью для физического здоровья нации становится увеличение потребления алкоголя и наркотиков. Таким образом, к числу основополагающих задач государства отнесено противодействие этим разрушительным явлениям.
Беспокойство внушает распространение алкогольной и спиртосодержащей продукции и наркотических средств среди лиц, не достигших социальной зрелости, и увеличение сопряжённых с этим административных правонарушений. Многие учёные придают большое значение превенции подростковой административной деликтности, своевременному предупреждению алкоголизма и наркомании среди молодых людей [2, с. 23-27; 3, с. 76-82; 4, с. 157-164; 5, с. 39-45; 6, с. 93-96; 7, с. 4-8; 9, с. 208-210; 10, с. 253-263], поскольку субъекты, совершающие административные правонарушения в детстве, в будущем крайне проблематично поддаются перевоспитанию, а в результате становятся своеобразным резервом для зрелой и рецидивной преступности. Потребление же лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ представляет большую угрозу подрастающему поколению.
Ухудшение наркоситуации в Российской Федерации сопровождается постоянным «омоложением» нынешней российской наркомании. Вместе с распространением наркотизации в молодежной среде происходит абсолютное увеличение количества не достигших совершеннолетия лиц, которым требуется помощь ввиду зависимости от психоактивных веществ [8, с. 314].
Наркомания лиц, не достигших совершеннолетия, представляет собой болезнь, проявляющуюся в психической и/либо физической зависимости молодых людей от наркотиков или психотропных препаратов или их аналогов, которое характеризуется непреодолимым влечением к ним, со временем приводящим к абсолютному истощению психических и физических функций организма, моральному, нравственному опустошению.
Среди наркотических средств наибольшее распространение в России получили всевозможные «курительные смеси», гашиш, гамма-
1 Жабский В. А. Наркотизм несовершеннолетних (правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. 2 Указ Президента рф °т З1 декабря 2Са5 года № 683
... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Жабский Валений Алексан- «О Стратегии национальной безопасности Российской Фе-
дрович. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 6. дерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
бутиролактон, героин и кокаин. Продолжается процесс распространения многообразных наркотиков синтетического ряда. Это прежде всего относится к стимуляторам амфитаминового ряда и метадону, львиная доля которых импортируется из стран Европейского Союза. Однако растёт и количество неправомерно изготовлива-емых синтетических наркотиков на территории субъектов России в нелегальных, в том числе и передвижных лабораториях.
Пропаганда наркотиков, психостимуляторов и курительных смесей в среде лиц, не достигших социальной зрелости, вызывает всё большую тревогу со стороны правозащитных и правоохранительных органов страны. К сожалению, все более снижается возраст «первой пробы». На замену алкогольной и спиртосодержащей продукции как аксессуару подростковых досуговых мероприятий, приходят наркотические средства, которые, к несчастью, становятся неотъемлемым компонентом общения в среде молодых людей. Подростковый наркотизм имеет «медицинские и социальные проявления (ВИЧ-инфекция, СПИД, гепатит С, развитие наркокультуры, ухудшение генофонда нации)»3. Вопросы наркозависимости становятся предметом разбирательства и оценки у подавляющей части лиц, не достигших совершеннолетия, и порождают заинтересованность, переходящую рубежи бытового любопытства. Употребление наркотиков уже не является чем-то необычным в среде несовершеннолетних.
В настоящее время исследования показывают, что привычка употребления наркотических средств появляется у молодёжи преимущественно в местах коллективного досуга и нахождения несовершеннолетних - в ночных клубах, во время проведения различных массовых мероприятий. Таким образом, проведение оперативно-профилактических операций в местах пребывания молодых людей является важным направлением правоохранительной административной деятельности подразделений по контролю за оборотом наркотиков системы МВД России.
Побуждение лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, к употреблению наркотиков в местах отдыха и нахождения молодежи осуществляется массово и быстрее, чем при обыкновенной наркоторговле на улице.
Нельзя не отметить, что в последние годы в подавляющем большинстве ночных увесели-
3 Готчина Л. В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08 / Готчина Лариса Владимировна. - Санкт-Петербург, 2011. - С. 4, 13.
тельных заведений (клубов) произошли заметные позитивные трансформации. Реализация наркотиков преимущественно происходит в непосредственной близости от мест коллективного отдыха и нахождения подростков, а не внутри клуба. Распространение в самих помещениях клуба прекращается довольно оперативно, и обычно это осуществляется силами и средствами собственников увеселительного заведения. Это плод скоординированной, целеустремленной административной деятельности как владельцев досуговых заведений, так и всех правоохранительных и проверяющих органов и учреждений, органов власти и управления регионов Российской Федерации.
Одной из мер, нацеленных на превенцию наркопреступности среди несовершеннолетних, является поиск и привлечение к административной ответственности подростков-правонарушителей, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных стимуляторов.
В нашей стране, как и во многих зарубежных, как отмечает А.П. Алексеева, упредитель-ная работа применительно к «группам риска» и их ближайшего окружения (семьи, родственников, приятелей, знакомых, трудовой, в том числе учебный, коллектив) носит межведомственный характер и концентрирует меры, направленные на как можно более раннее раскрытие употребления наркотиков, психоактивных веществ, а также наркомании [1, с. 12].
Большая часть формирований и ведомств, а также негосударственных некоммерческих организаций Российской Федерации, претворяют в жизнь мероприятия по первичной профилактике наркотизации молодёжи, то есть реализуют общие и специализированные мероприятия информационного и досугового характера для упреждения «первой пробы» и воспитания здорового образа жизни.
Мишенью вторичной профилактики является предупреждение вырабатывания аддиктив-ного поведения у представителей групп риска. В данном направлении организуют свою деятельность как органы, учреждения и ведомства системы здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, так и правоохранительные структуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Третичная превенция - реабилитация, преодоление выработавшейся зависимости и предупреждение срыва при пребывании в ремиссии. В указанном направлении организуют работу органы здравоохранения, социальной защиты населения, специализированные учреждения системы образования, негосударственные некоммерческие организации.
К настоящему моменту наблюдается несомненный перекос в направлении первичной превенции употребления психоактивных веществ с недостаточным вниманием к третичной профилактической деятельности. Применительно ко вторичной превенции подчеркнём, что, несмотря на значительный объём оказываемых услуг и численность вовлечённых молодых людей, их матерей, отцов, законных представителей, утверждать, что система вторичной профилактической деятельности полностью сложилась, пока преждевременно.
Подытоживая вышесказанное, констатируем, что система упреждающих мер по противодействию втягиванию не достигших социальной зрелости лиц в практику употребления наркотиков и психотропных средств приносит позитивные плоды, но работа с несовершеннолетними с уже оформившейся наркозависимостью требует значительного усиления.
Главными учреждениями системы здравоохранения, которые координируя свою деятельность с иными участниками системы предохранения молодёжной административной деликтности, занимаются предупреждением употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ, являются районные (межрайонные), городские наркологические диспансеры и психоневрологические диспансеры разнообразного уровня. Однако первое место в рассматриваемом направлении, определенно, сохраняют наркологические диспансеры - лечебно-профилактические учреждения, осуществляющие обширную предупредительную антиалкогольную и антинаркотическую деятельность по оказанию специализированной помощи субъектам, в том числе и не достигшим совершеннолетнего возраста, злоупотребляющим спиртными напитками, болеющими алкоголизмом, всевозможными наркоманиями и токсикоманиями разнообразных видов.
Центральными задачами и функциями наркологического диспансера по упреждению употребления лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, алкогольной продукции, одурманивающих и наркотических средств, психотропных препаратов и их прекурсоров являются:
- широкая антиалкогольная и антинаркотическая агитация среди подрастающего поколения, участие в антиалкогольном воспитании учеников образовательных организаций;
- предохранительная деятельность с целью завершения злоупотребления, профилактики алкоголизма среди молодых людей, злоупотребляющих алкогольными напитками;
- начальное выявление и фиксация больных алкоголизмом и наркоманиями, а также детей, употребляющих токсические вещества;
- анонимное лечение несовершеннолетних лиц в первичных стадиях алкоголизма;
- врачебно-диагностическая, консультативная, психопредупредительная поддержка подростков, больных алкоголизмом, наркоманиями, оказание таким пациентам квалифицированной, специальной стационарной и амбулаторной медпомощи;
- анализ причин и условий протекания алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подрастающего поколения;
- глубокое исследование результативности реализовываемой врачебной и предупредительной помощи;
- социально-бытовое содействие молодым людям, страдающим алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, находящимся на учёте в наркологическом диспансере;
- поддержание взаимоотношений с соответствующими психоневрологическими стационарами по проблемам госпитализации и выписки молодых людей, больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, получение информации о выписываемых для последующего постоянного наблюдения и преемственности в лечении.
Адресуясь к ретроспективе эволюции организаций здравоохранения по упреждению употребления алкоголя и наркотиков, подчеркнем, что до оформления самостоятельных наркологических диспансеров и появления медицинской должности «врач психиатр-нарколог» подростки лечились преимущественно у детских психиатров или в наркологических кабинетах (отделениях) психоневрологических диспансеров. Приказом от 26 декабря 1975 года № 1180 Министерства здравоохранения Союза Советских Социалистических Республик в номенклатуре врачебной специальности появляется специальность «врач психиатр-нарколог». Тогда же оформляются обособленные лечебно-профилактические организации здравоохранения - наркологические диспансеры. В первый завершённый нормативный акт, регулирующий цели, задачи, функции и систему наркодиспансера, «Положении о наркологическом диспансере» от 20 августа 1976 года № 21-27/13-25, была включена установка иметь в его структуре подростковый кабинет, но не прописывалось количество несовершеннолетнего населения, которое обслуживал один врач.
С середины восьмидесятых годов многократными правовыми документами расширя-
лась область оказания услуг молодым людям, которым была необходима лечебно-предупредительная наркологическая помощь. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 марта 1997 года № 76 «О наркологических реабилитационных центрах» было учреждено новое наркологическое лечебно-профилактическое учреждение «Наркологический реабилитационный центр», услугами которого имели возможность пользоваться несовершеннолетние. Там они могли пройти амбулаторное лечение. В амбулаторном реабилитационном отделении одна единица врача психиатра-нарколога была определена на двадцать пять больных, вне зависимости от возраста больного. Решительный отход от территориального принципа установления нагрузки на врача подросткового кабинета произошёл со вступлением в юридическую силу приказа Минздрава России от 29 сентября 1997 года № 287 «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению Российской Федерации», в котором учреждалась одна врачебная должность на двадцать тысяч детско-подросткового населения. Итак, амбулаторная служба по упреждению алкоголизма и наркоманий лиц, не достигших совершеннолетия, на сегодня представлена кабинетами в структуре наркологических диспансеров (в некоторых случаях в лечебно-профилактических организациях психиатрической или психоневрологической направленности при специфических местных условиях), и амбулаторным блоком наркологических реабилитационных центров, по сути подменивших несовершеннолетним прежде образованные дневные стационары для больных алкоголизмом.
Наркологические реабилитационные центры для молодых людей открывались в больших городах или крупных населенных пунктах, обычно в составе крупных организаций здравоохранения (см., к примеру, распоряжение Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга от 21 июня 1999 года № 135-р «О создании наркологического реабилитационного Центра для детей и подростков в составе Государственного учреждения здравоохранения "Межрайонный наркологический диспансер № 1"»)4.
Очень интересную мысль об учреждениях здравоохранения, которые занимаются лече-
нием наркозависимых, в том числе и несовершеннолетних, высказала в своем исследовании Т.М. Клименко. По ее мнению, необходима коррекция диспозиции ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»5. Статью «Лечение больных наркоманией проводится только в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения» она предлагает дополнить текстом следующего содержания: «имеющих лицензию на осуществление данного вида деятельности и показавших положительные результаты, апробированные практической деятельностью»6. Это приведёт к тому, что лечить зависимых от наркомании смогут только организации здравоохранения, которые стабильно будут демонстрировать хорошие показатели по излечению от этой тяжёлой болезни. Организации же, имеющие в данном направлении отрицательный результат, целесообразно реорганизовать или закрывать.
В своей работе учреждения здравоохранения в сфере упреждения употребления не достигшими социальной зрелости лицами алкогольной продукции, наркотических средств, психоактивных веществ переживают сегодня череду трудностей, постепенное преодоление которых должно привести к качественному усовершенствованию оказания как медицинской помощи несовершеннолетним разбираемой категории, минимизации совершения ими административных правонарушений, связанных с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, так и к умножению превентивного влияния в области употребления молодыми людьми спиртных напитков, одурманивающих веществ и наркотических средств.
Подводя итог, в качестве предложений административного реформирования деятельности учреждений здравоохранения по упреждению потребления молодыми людьми алкоголя и наркотиков мы полагаем целесообразным высказать следующее.
1. Для решения имеющихся проблем требуется осуществление программ развития подростковых клинических больниц и наркологических диспансеров, сформированных правительством регионов РФ. Полагаем, что в
4 Распоряжение Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга от 21 июня 1999 года № 135-р «О создании наркологического реабилитационного Центра для детей и подростков в составе Государственного учреждения здравоохранения "Межрайонный наркологический диспансер № 1"» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга от 27 августа 1999 года. - № 8. - С. 92.
5 О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
6 Клименко Т. М. Проблемы противодействия наркопреступности, наркотизму и наркомании в Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08 / Клименко Татьяна Михайловна. - Волгоград, 2008. - С. 14.
рамках данных программ с помощью административного ресурса могут быть постепенно решены задачи по улучшению качества лечебно-диагностического процесса в организациях здравоохранения. Это позволит улучшить финансирование статей расходов, приобретать новейшие лекарства и реактивы, расширить потенциал диагностических отделений, осуществить замену устаревшей диагностической врачебной аппаратуры, закупить модернизированную технику, что позволит освоить самые современные лечебные методики.
2. Комплектование новейшей лечебно-диагностической техникой диагностических центров учреждений здравоохранения, безусловно, умножит количество научных изысканий по упреждению потребления не достигшими восемнадцати лет лицами пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртной продукции, одурманивающих и психотропных веществ, наркотиков, позволит качественно улучшить профилактическую деятельность по недопущению совершения подростками административных правонарушений, связанных с употреблением алкоголя.
3. Важно также перспективное развитие сети «телефонов доверия» и консультативных центров, приближенных к населению и помогающих семьям с несовершеннолетними детьми получить психологическую и наркологическую помощь.
4. Целесообразно продолжить организацию и развитие работы с населением при помощи социальных работников для обнаружения больных подростков-наркоманов, оказания им первичной помощи, и ориентации на последующее лечение.
5. Требуется нацеливать врачей общей практики (семейных врачей) на заблаговременный поиск несовершеннолетних, больных наркоманией, и привлечение их к лечению.
6. Наладить контроль за деятельностью и формированием детского и подросткового элементов наркологической службы субъектов федерации на базе рассмотрения показателей работы наркологических организаций. По результатам анализа реализовать осуществление научно-практической поддержки самым неблагополучным субъектам федерации силами экспертов научно-исследовательских институтов наркологии и отдела психоневрологической помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации.
7. Для минимизации потребления несовершеннолетними спиртных напитков, одурманивающих веществ и наркотических средств
требуется постоянно привлекать к работе общественные организации (в рамках имеющихся у них возможностей).
8. Требуется дальнейшее укрепление и координация взаимодействия с соответствующими структурами органов внутренних дел, занимающимися работой с трудными подростками, учреждениями образования, а также с соответствующими структурами Росмолодёжи в работе по профилактике употребления наркотиков и алкоголя среди лиц, не достигших восемнадцати лет.
Современный уровень административных и иных деликтов не достигших восемнадцатилетия лиц, распространенность потребления несовершеннолетними алкогольной продукции и наркотических средств требуют исследования всего комплекса вопросов, обусловливающих это негативное общественное явление. Как показывает практика, важную роль в превенции асоциального поведения несовершеннолетних, употребления ими алкогольной продукции и наркотических средств может играть многоаспектная разветвленная деятельность учреждений здравоохранения, которую необходимо комплексно развивать, основываясь на материальной и административной поддержке государства.
Вопросы профилактики потребления несовершеннолетними алкогольной продукции и наркотических средств актуальны во все времена. Они затрагивают судьбы молодежи, и от того, как они решаются сегодня, во многом зависят состояние и тенденция незаконных деяний в перспективе. Сегодня, в период общественных, экономических и административных изменений, ухода прежних и формирования новейших ценностных идеалов отмечается появление негативных тенденций, связанных с делинквентным поведением подрастающего поколения и увеличением потребления несовершеннолетними алкогольной продукции и наркотических средств. Мы полагаем, что дальнейшее подробное уточнение социальной природы и коренных причин предделиктного поведения, административных деликтов лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в том числе касающихся незаконного употребления несовершеннолетними алкоголя и наркотиков, их перспективный устойчивый мониторинг будут содействовать конструктивному поиску путей их максимального ослабления, что в финале будет способствовать усовершенствованию всей профилактической деятельности, касающейся превенции противоправных проявлений на территории нашей страны.
Список литературы
1. Алексеева А. П. Правовые основы участия несовершеннолетних в процедурах по раннему выявлению незаконного потребления наркотиков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2014. - № 3. - С. 126-130.
2. Белоусов К. Ю., Кудряков И. О. Потребление алкоголя несовершеннолетними петербуржцами, находящимися в социально опасном положении // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2016. - № 2 (24). - С. 23-27.
3. Герасимова Е. В. Правовое регулирование профилактической работы по предупреждению алкоголизма и наркомании несовершеннолетних / Полиция и общество: пути сотрудничества (к 300-летию российской полиции) : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2018. - С. 76-82.
4. Дашина Я. Н., Тарасова А. Н. Наркотизация молодежи как форма девиантного поведения // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 8. - С. 157-164.
5. Егупов В. А., Логинов Е. А. Некоторые аспекты государственно-правовых мер по профилактике наркомании среди несовершеннолетних // Полицейская деятельность. - 2018. - № 1. - С. 39-45.
6. Петрова Т. А. Совершенствование профилактики подросткового алкоголизма и наркомании // Научный портал МВД России. - 2016. - № 2 (34). - С. 93 - 96.
7. Севрюков А. П. Молодежь и наркотики // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. - № 1. - С. 4-8.
8. Упоров И. В. Девиантное поведение несовершеннолетних как предпосылка совершения ими преступных деяний // Общество и право. - 2012. - № 4 (41). - С. 312-315.
9. Челышёва Н. С. Противодействие наркомании и алкоголизму среди несовершеннолетних: административно-правовой аспект / Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений : сборник материалов. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2018. - С. 208-210.
10. Щебланова В. В., Елистратова О. А. Институты превенции молодежного наркотизма // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2018. - № 2 (121). - С. 253-263.
References
1. Alekseyeva A. P. Pravovyye osnovy uchastiya nesovershennoletnikh v protsedurakh po rannemu vyyavleniyu nezakonnogo potrebleniya narkotikov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Yurisprudentsiya. - 2014. - № 3. - S. 126-130.
2. Belousov K. Yu., Kudryakov I. O. Potrebleniye alkogolya nesovershennoletnimi peterburzhtsami, nakhodyashchimisya v sotsial'no opasnom polozhenii // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2016. - № 2 (24). - S. 23-27.
3. Gerasimova Ye. V. Pravovoye regulirovaniye profilakticheskoy raboty po preduprezhdeniyu alkogolizma i narkomanii nesovershennoletnikh / Politsiya i obshchestvo: puti sotrudnichestva (k 300-letiyu rossiyskoy politsii) : sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Voronezh: Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2018. - S. 76-82.
4. Dashina Yа. N., Tarasova A. N. Narkotizatsiya molodezhi kak forma deviantnogo povedeniya // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 8. - S. 157-164.
5. Yegupov V. A., Loginov Ye. A. Nekotoryye aspekty gosudarstvenno-pravovykh mer po profilaktike narkomanii sredi nesovershennoletnikh // Politseyskaya deyatel'nost'. - 2018. - № 1. - S. 39-45.
6. Petrova T. A. Sovershenstvovaniye profilaktiki podrostkovogo alkogolizma i narkomanii // Nauchnyy portal MVD Rossii. - 2016. - № 2 (34). - S. 93 - 96.
7. Sevryukov A. P. Molodezh' i narkotiki // Voprosy yuvenal'noy yustitsii. - 2015. - № 1. - S. 4-8.
8. Uporov I. V. Deviantnoye povedeniye nesovershennoletnikh kak predposylka soversheniya imi prestupnykh deyaniy // Obshchestvo i pravo. - 2012. - № 4 (41). - S. 312-315.
9. Chelyshova N. S. Protivodeystviye narkomanii i alkogolizmu sredi nesovershennoletnikh: administrativno-pravovoy aspekt / Prestupnost' v SNG: problemy preduprezhdeniya i raskrytiya prestupleniy : sbornik materialov. - Voronezh: Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2018. - S. 208-210.
10. Shcheblanova V. V., Yelistratova O. A. Instituty preventsii molodezhnogo narkotizma // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. - 2018. - № 2 (121). - S. 253-263.
© Беженцев А.А., 2019
Статья поступила в редакцию 30.06.2019 г.