АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 342.9
Ж. П. Дорофеева
Формы превенции административной деликтности несовершеннолетних граждан в Российской Федерации на современном этапе
В статье рассматриваются формы превенции административной деликтности несовершеннолетних (АДН) в современный период, делается вывод о необходимости совершенствования законодательства в части профилактики правонарушений несовершеннолетних.
The article deals with the prevention of forms of administrative tort minors in the modem period, the conclusion about the need to improve the legislation regarding the prevention of juvenile delinquency.
Ключевые слова: несовершеннолетние, превенция, административная деликт-ность, административные правонарушения.
Key words: minors, prevention, administrative tort, administrative offenses.
Эффективная борьба с противоправным поведением несовершеннолетних лиц требует решительных, результативных, энергичных и целенаправленных форм по его предупреждению, где главной целью является предотвратить административную деликтность несовершеннолетних и не допустить переход от административной деликтности к преступлению.
В современной науке накоплен значительный объем знаний по проблематике девиантного и делинквентного поведения. Однако процесс социализации подростков с делинквентным поведением до сих пор не представлен в четком алгоритмизированном виде [2, с. 97-99]. Поэтому в настоящее время требуется разработка новых стратегий воспитательного воздействия на подростков и педагогических технологий, которые бы оказывали предупреждающее влияние на несовершеннолетних, а также интеграции новых методов и форм превенции [4, с. 117-125].
© Дорофеева Ж. П., 2015
179
Отметим тот факт, что формы превенции АДН должны быть в первую очередь своевременными, и только тогда можно уже говорить и о их эффективности. Ведь когда правонарушение уже совершено и подросток пошел «по наклонной», уже «предотвращать» его противоправное поведение в дальнейшем будет значительно сложнее. Поэтому, главное, на что должны быть направлены все формы превенции, это уберечь несовершеннолетних от действий начальной стадии противоправного поведения, предупредив в последующем и их рецидив.
Итак, для определения понятия «формы превенции АДН» отметим, что категория «форма» - является одной из центральных и сложнейших понятий в философии и представляет собой способ существования, выражения, преобразования и внутреннего содержания [8, с. 621]. Таким образом, выделим следующие формы превенции АДН.
1. Форма воспитательно-коллективной превенции. Данная форма предусматривает:
- проведение мероприятий по коррекции девиантного поведения и социальной адаптации несовершеннолетних в коллективе;
- консолидацию коллектива на основе предметной деятельности;
- коррекцию отклоняющегося поведения на базе социально однородного коллектива.
2. Учебно-воспитательная форма превенции - направлена на осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта.
Немаловажным является содействие родителей или законных представителей, при реализации рассматриваемой формы.
3. Форма психологического воздействия на делинквента (психокоррекционная форма). Содержательный аспект данной формы предусматривает формирование наивысшего этапа социализации и личностного самоопределения, а именно закрепление социально приемлемых стереотипов поведения; смысложизненную ориентацию, соотнесение своих желаний, приобретенных личностных и социальных качеств, возможностей и требований, предъявляемых социумом (я могу, я хочу, я есть).
Противоправное поведение несовершеннолетних связано как с социальными проблемами, так и с вопросами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер [6, с. 279].
180
Таким образом, необходимо постоянное совершенствование психологопедагогических технологий, нацеленных на развитие подростком привычки к систематической работе над собой, рефлексивного отношения к собственной личности, формирование предпосылок самоактуализации, что является сегодня перспективным направлением системы образования, которая должна выступать пространством развития подростка с делинквентным поведением [7].
4. Организационно-тактическая форма превенции. Особое место в системе специального предупреждения правонарушений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, а именно сотрудникам полиции, которые осуществляют свою деятельность в виде организационно-тактических форм превенции АДН.
Основными организационно-тактическими формами индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.
5. Мотивационная форма превенции АДН - направлена на формирование у делинквента мотивации к труду, спорту, патриотизму, поскольку данные составляющие имеют большое значение для предупреждения АДН.
6. Социально-правовая форма превенции - направлена на оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; а также консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.
7. Диагностическо-контрольная форма превенции АДН - предусматривает своевременное выявление и организацию учета детей (учащихся) из семей социально незащищенных категорий, обследование их жилищнобытовых условий, по результатам которого соответствующие субъекты, например классные руководители учащегося, оформляют соответствующие социальные карты общеобразовательного учреждения, а воспитатели - социальный паспорт воспитанника ДОО.
8. Форма превентивного межведомственного взаимодействия - предусматривает организацию межведомственного взаимодействия учреждений образования с субъектами системы профилактики и способствует созданию и совершенствованию системы работы по профилактике асоциальных явлений в детско-подростковой и молодёжной среде.
181
9. Форма организации досуга и социальной поддержки несовершеннолетних, в том числе малоимущих и оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, а также подростков асоциальных убеждений. Данная форма может быть реализована в качестве организации досуга детей и подростков, например в летний период времени, на базе школьных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием1.
10. Научно-методическая форма превенции - предусматривает профессиональную подготовку специалистов, работающих с несовершеннолетними, вооружение их всем комплексом педагогических, психологических, социальных средств борьбы с правонарушениями, а также методическое обеспечение правового воспитания подростков.
С учетом современного состояния АДН, следует, на наш взгляд, отдельно рассмотреть формы реализации АДН, которые в настоящее время наиболее актуальны.
Во-первых, отметим форму превенции групповой деликтности несовершеннолетних, поскольку групповая деликтность - это одна из специфических особенностей, которая присуща АДН. Успех осуществления данной формы заключается в том, чтобы практические работники свои усилия направляли не на подавление и разрушение группы, а на искоренение причин и условий, их порождающих. Как и любой вид деятельности, предупреждение групповой преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные формы предупреждения групповой де-ликтности несовершеннолетних. В числе таких форм выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.
Во-вторых, с учетом такой особенности АДН, как повторность совершения несовершеннолетними правонарушений, реализуются соответствующие формы превенции АДН, направленные на борьбу с повторными деликтами, а именно:
- формы превенции, предусматривающие исправление и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей;
- включающие в себя деятельность по пресечению источников отрицательного влияния в семье и бытовом окружении подростков, совершавших ранее правонарушения;
- формы превенции по организации и проведению правовой пропаганды.
1 Так, например в г. Белгороде, летом 2014 г. в школьном лагере дневного пребывания отдохнули 13584 школьников, что составляет 68 % от контингента обучающихся 1-11 классов, из них 10772 ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации.
182
В-третьих, следует обозначить формы превенции алкогольной и наркотической зависимости несовершеннолетних, которые реализуются с учетом всей совокупности рассмотренных выше форм, а также посредством принятия в субъектах РФ соответствующих нормативно-правовых актов. Так, например, можно отметить Концепцию межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании среди молодежи Белгородской области, утвержденной постановлением главы администрации Белгородской области. Эта Концепция направлена на создание условий для приостановления роста употребления наркотиков и их незаконного оборота, где в основной статье расходов предусмотрено оздоровление несовершеннолетних наркоманов в специализированных лагерях и здравницах. Но, учитывая положения международного права, определяющие, что ребенок имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства, необходима дальнейшая законодательная конкретизация вопроса в части привлечения подростков, впервые употребивших наркотические средства без назначения врача, к административной ответственности с целью охраны их жизни и здоровья, а также предупреждения повторности совершения указанных деликтов.
Следует обратить внимание и на такую новую форму превенции, как мониторинг, который позволяет выполнять как контролирующую функцию за реализацией превентивных мер, так и выявлять причины девиантного поведения, регионы или районы, требующие особых мер превенции и т. д. При оценке эффективности реализации форм превенции АДН путем проведения мониторинга могут быть установлены различные факторы, способствующие АДН, а также результаты эффективности уже принятых превентивных мероприятий в каждом конкретном субъекте РФ, районе, регионе и т. д. Также такая форма контроля за результатами превентивной деятельности, как мониторинг, позволяет:
- выработать наиболее эффективные формы воздействия на АДН, поэтому, чем более качественно осуществлен мониторинг, тем точнее будут его результаты, а соответственно, точнее рекомендации по превентивному воздействию;
- совершенствовать и систематизировать имеющиеся формы превенции воздействия на несовершеннолетних. При этом важна работа по анализу эффективности каждой из форм, на основе чего необходимы: оперативная отмена неэффективных, более широкое внедрение наиболее удачных форм;
- разрабатывать новые формы, отвечающие появляющимся вызовам и угрозам здоровому, безопасному и социально правильному развитию несовершеннолетних.
183
На основании изложенного, считаем, что необходимо обеспечить совершенствование социально-управленческих действий, направленных на устранение причин распространения наркомании и алкогольной зависимости путем регулирования системы социальных отношений в данной сфере на всех уровнях государственной власти.
Кроме того, преобладает необходимость создания единой базы с доступом определенного круга уполномоченных должностных лиц с целью определения возможности совершения ранее несовершеннолетним лицом либо установления фактов доставления его в органы внутренних дел по подозрению в совершении административных правонарушений всех субъектов системы профилактики (таких как Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, дорожнопатрульной службы, вневедомственной охраны и другие службы), в обязанности которых входит охрана общественного порядка и профилактика, выявление и предупреждение административных правонарушений и преступлений.
Помимо этого, важнейшим аспектом для превенции АДН, на наш взгляд, является и тот факт, что эффективность и результативность всех рассмотренных форм превенции зависит от обобщающей комплексной формы, предусматривающей координационную превентивную деятельность в целом, на всех уровнях предупреждения АДН, разработку комплексных, целевых, долгосрочных программ превенции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые будут предусматривать весь комплекс форм и методов превенции АДН с учетом распределения обязанностей по превенции АДН с учетом принципа федерализма.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственные программы превенции АДН представляют собой базовую форму превенции АДН.
В состав подобных программ должны войти планы профилактики, контроля за их претворение в жизнь. Именно в ходе такого планирования объединяются и координируются в борьбе с правонарушениями все усилия общества и государства в целом, определяются основные направления профилактической деятельности; формируются конечные и промежуточные задачи, определяются органы и средства, используемые для их решения, формы взаимодействия и контроля за исполнением планируемых мероприятий, предполагаемые результаты.
184
Список литературы
1. Дмитриев М.Г. Влияние понимания невербальных стимулов подростками на их адаптацию в межличностных отношениях // Вестн. СПбГИПСР. - СПб., 2005. -С. 28-32.
2. Дмитриев М.Г. Исследование характерологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей в условиях исправительного учреждения: материалы науч.-практ. конф. «Вопросы психологии и физиологии труда корабельных специалистов». - СПб.: I ЦНИИ МО РФ, 2005. - С. 97-99.
3. Дмитриев М.Г. Педагогическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 24 с.
4. Дмитриев М.Г. Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков. - СПб.: ПОНИ, 2008. - 279 с. (в соавт.; 230/279, 14 п.л.).
5. Дмитриев М.Г. Смысловые детерминанты поведения «трудного» подростка: материалы науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения - 2004». - СПб.: СПбГУ, 2004. - С. 391-393 (в соавт., неразделенное).
6. Дмитриев М.Г. Стереотипы функционирования психики и тенденции личностного развития воспитанников колонии для несовершеннолетних // Вопр. психологии. - М., 2007. - № 1. - С. 117-125 (в соавт., неразделенное).
7. Концепция межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании среди молодежи Белгородской области № 53 от 06.02.2003. - URL: http://belgorod.news-city.info/docs/sistemss/dok_ieybho/index.htm.
8. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 621.
185