Научная статья на тему 'Программно-целевое регулирование и проблемы взаимодействия государства и общества в превенции административной деликтности несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации'

Программно-целевое регулирование и проблемы взаимодействия государства и общества в превенции административной деликтности несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЛИКТНОСТЬ / ADMINISTRATIVE TORT / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ / TARGET PROGRAM METHODS / ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеева Жанна Павловна, Махина Светлана Николаевна

В статье рассматриваются особенности и проанализированы результаты программно-целевого регулирования превенции административной деликтности несовершеннолетних. Формулируются предложения по дальнейшему совершенствованию программ профилактики на примере отдельных субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дорофеева Жанна Павловна, Махина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM AND AIM REGULATION AND PROBLEMS OF INTERACTION OF THE STATE AND SOCIETY IN PREVENTION OF AN ADMINISTRATIVE DELICT OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

The article discusses the features and analyzes the results of the program-target regulation of prevention of administrative tort minors proposals on further improvement of prevention programs, for specific subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Программно-целевое регулирование и проблемы взаимодействия государства и общества в превенции административной деликтности несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации»

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 4 (71)

вакансий для привлечения работодателей всех категорий, включая частных лиц, к размещению объявлений о поиске работников, а также расширять практику разработки и подписания двусторонних соглашений об организованном привлечении на временной основе трудовых мигрантов между конкретными субъектами, с одной стороны, и странами-донорами - с другой.

2. Стимулирование развития договорных отношений между работодателями и трудовыми мигрантами.

3. Совершенствование страхования и доступа мигрантов к медицинскому обслуживанию.

4. Совершенствование налогового законодательства.

5. Легализация незаконных трудовых мигрантов путем проведения миграционной амнистии.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование института патентования трудовой деятельности мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не

требующем получения визы, является важнейшим шагом в развитии регулирования миграционных процессов в стране.

Литература

1. Гришанова А. Г., Красинец Е. С. Трудовая миграция и миграционная политика в современном российском обществе // Миграционное право. 2014. № 1.

2. Шуйская К. Г. Внутренняя трудовая миграция // Делопроизводство и кадры. 2015. № 1.

3. Изингер А. В., Трошев Д. Б.Трудовая деятельность мигрантов по патенту // СПС Консуль-тантПлюс.

4. http://www.fms.gov.ru/about/ statistics/data/ (дата обращения: 09.03.2015).

5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL //http://www.fms.gov.ru/about/sta-tistics/data/.

УДК 342.9 ББК 67.99

© 2015 г. Ж. П. Дорофеева, С. Н. Махина

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ПРЕВЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются особенности и проанализированы результаты программно-целевого регулирования превенции административной деликтности несовершеннолетних. Формулируются предложения по дальнейшему совершенствованию программ профилактики на примере отдельных субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: несовершеннолетние, административная деликтность, программно-целевые методы, программы профилактики.

PROGRAM AND AIM REGULATION AND PROBLEMS OF INTERACTION OF THE STATE AND SOCIETY IN PREVENTION OFAN ADMINISTRATIVE DELICT OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

The article discusses the features and analyzes the results of the program-target regulation of prevention of administrative tort minors proposals on further improvement of prevention programs, for specific subjects of the Russian Federation.

Keywords: minors, administrative tort, target program methods, prevention programs.

В современный период в России проблемы защиты прав ребенка, а также профилактики административных правонарушений несовершеннолетних приобретают все большую остроту не только в связи с ростом противоправной деятельности подростков, но и увеличением числа за-

фиксированных фактов жестокого обращения с детьми.

Задача обеспечения благополучия будущих поколений стала общегосударственной задачей, на реализацию которой должны быть направлены скоординированные усилия всех уровней го-

сударственной власти, институтов гражданского общества, широкой общественности. При этом основные направления противодействия дестабилизирующим детскую и подростковую среду факторам отражены в общей государственной политике, положения которой получили развитие в ряде нормативных актов [1; 2; 3].

Политика, направленная на улучшение положения детей и защиту их прав, активно реализуется не только на общегосударственном уровне, но и в субъектах Российской Федерации, например в Белгородской, Воронежской и Ростовской областях, является неотъемлемой частью общей региональной политики, нацеленной на улучшение качества жизни жителей указанных регионов [4; 5; 6].

Однако, как показывает практика, эффективная реализация политических установлений становится эффективной только в случае ее комплексной реализации множеством субъектов в единых, рамочно определенных направлениях. Особенно значимыми такие «рамочные» ориентиры становятся в том случае, когда речь идет о защите прав самой уязвимой части нашего общества - несовершеннолетних. В этой связи представляется, что для успешного исполнения данной функции по ориентированию и координированию необходимы два важнейших элемента: программно-целевые формы управления и активное государственное межведомственное и социальное межинституциональное взаимодействие.

Анализ современных реалий свидетельствует о том, что определенные и по некоторым параметрам успешные шаги в данном направлении предпринимаются. В частности, создание системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в названных областях в период с 2007 г. осуществлялось в рамках реализации, например, таких долгосрочных целевых программ, как «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2007-2009 годы», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2009-2013 годы» [3] и др. При этом отмечалось, что реализация областных программ различных регионов России позволила активизировать межведомственное и межинституциональное взаимодействие, объединить финансовые и кадровые, информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, а также привлечь некоторые институты гражданского общества субъектов Российской Федерации к совместному решению проблем безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Что касается Белгородской области, то межведомственное и межинституциональное взаимодействие активно проявляются в таких направлениях, как:

- охрана здоровья детей;

- развитие образовательных форм;

- организация летнего отдыха и оздоровления детей;

- организация досуга детей и работа с одаренными детьми: открыты профильные классы, активизировалась работа кружков, факультативов, студий, спортивных секций; традиционными стали предметные олимпиады, конференции молодых исследователей, турниры, творческие конкурсы, фестивали, спортивные соревнования.

В качестве самостоятельного направления взаимодействия всех структур региона, его муниципальных образований и общественности в области рассматриваются вопросы превенции административной деликтности и безнадзорности, а также социального сиротства. Так, совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав систематически проводятся широкомасштабные профилактические операции «Подросток» и «Каникулы», специализированные акции «Контингент», «Беглец», «Всеобуч», «Девятиклассник», дающие положительные результаты по раннему выявлению и предупреждению совершения административных деликтов как самими подростками, так и в отношении них со стороны взрослых лиц.

За последние шесть лет в области зафиксирована стойкая динамика снижения не только количества совершаемых несовершеннолетними административных правонарушений, но и фактов девиантного поведения. На основе программных ориентиров и сотрудничества продолжают развиваться все формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, семейные детские дома).

Однако, несмотря на видимую положительную динамику, острота проблем детства пока не преодолена, а по некоторым показателям - по-прежнему не только не снижена, но и имеет тенденцию к росту, что требует дальнейшего наращивания усилий на всех уровнях управления, а также реализации крупных инновационных проектов по наиболее значимым для детей направлениям.

Хотелось бы обратить внимание на очень важную проблему емейного неблагополучия и порождаемые им безнадзорность и социальное сиротство. Именно в этой сфере требуются:

- существенное усиление целенаправленной политики на всех уровнях власти по организации межведомственного взаимодействия при орга-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 4 (71)

низации работы по улучшению положения детей и защите их прав;

- формирование более эффективного комплекса профилактических мер на стадии раннего семейного неблагополучия, в том числе развитие учреждений, деятельность которых должна быть направлена на оказание социально-психологических услуг несовершеннолетним и их семьям, а также развитие служб сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.

Учитывая положительную динамику снижения общего количества правонарушений, совершаемых подростками и в отношении них, можно с уверенностью утверждать, что действующие в различных регионах России, в том числе в Белгородской, Воронежской и Ростовской областях, программы профилактики дают положительные результаты работы превентивного характера. И данную положительную динамику необходимо не только сохранять, но и улучшать и совершенствовать.

При этом важно отметить, что основная цель программ - совершенствование, а также дальнейшая модернизация, развитие системы профилактики административных правонарушений и, как следствие, безнадзорности несовершеннолетних как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Характеризуя содержательную основу программ, следует особо выделить следующие направления, которые должны получить в программах свое рамочное обозначение:

- защита и улучшение положения детей, находящихся в социально опасном положении;

- параметры субъектного состава системы превенции административной деликтности и безнадзорности подростков с целью решения вопросов, связанных с предупреждением негативных тенденций среди последних, а также их социальной адаптации;

- совершенствование всего нормативно-правового комплекса с целью повышения эффективности системы превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как на региональном, так и на муниципальном уровнях;

- разработка и направления внедрения новых форм и методов превенции административной деликтности несовершеннолетних и др.

Реализация данных предложений позволит существенно скорректировать, расширить и скоординировать спектр мер обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних по следующим направлениям:

1. Социальная профилактика, включающая в себя мероприятия, которые направлены на создание условий для обучения, творческого развития, оздоровления, временной занятости и тру-

доустройства несовершеннолетних, а также такое направление, как разработка и внедрение новых технологий и форм работ в области предупреждения правонарушений среди подростков, семейного неблагополучия, социального сиротства.

2. Криминологическая профилактика, включающая в себя ряд мер, направленных на ослабление факторов и условий, способствующих совершению административных деликтов несовершеннолетними.

3. Правовое воспитание несовершеннолетних.

Все вышеперечисленные предложения нацелены на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, защиту их прав и интересов, реализацию социальной политики государства по защите семьи и детства, а также на повышение эффективности работы в части предупреждения совершения правонарушений несовершеннолетними.

Превенция административной деликтности несовершеннолетних, являясь сложной, многогранной сферой, требует не только систематизации нормативно-правового массива, регулирующего эту область, но и координации деятельности профилактического и предупредительного характера государственных, муниципальных и общественных образований. Думается, что данные цели могут быть достигнуты посредством усиления именно программно-целевого регулирования.

Полагаем, что программно-целевой подход в организации и планировании деятельности всех субъектов профилактики, основанный на определении комплексными программами целей и задач, перечней мероприятий по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетних, в совокупности с реальными возможностями федеральных, региональных и местных ресурсов, может эффективно дополнить механизм решения перечисленных выше вопросов. Кроме того, программно-целевой подход может способствовать рациональному и системному решению проблем: превенции негативных проявлений в подростковой среде; формирования у молодежи положительных ценностных ориентиров; качественной и своевременной индивидуальной профилактики несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению; социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и в обязательном порядке -применения к ним соответствующих мер воздействия в случаях необходимости.

В целом же обобщение практики названных выше регионов России, реализующих программы профилактики административных правонарушений несовершеннолетних, показывает значительное улучшение работы всей системы общей превенции. Поэтому можно считать объективно

обоснованным следующий вывод: программно-целевое регулирование в совокупности с организацией государственного межведомственного и социального межинституционального взаимодействия способствуют снижению социальной дес-табильности подростковой среды. Следовательно, несмотря на то, что обоснование целесообразности более широкого применения программного регулирования требует, несомненно, более глобального анализа и обобщения практики всех субъектов Российской Федерации, приведенные результаты по отдельным регионам являются неоспоримым доказательством правомерности и перспективности таких исследований.

Литература

1. О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области: закон Белгородской области от 13.12.2000 № 122 (в ред. законов Белгородской области от 01.04.2004 № 120, от 14.01.2008 № 185, от 21.07.2008 № 216, от 28.05.2013 № 208) // Белгородские известия. 2000. 20 декабря.

УДК 347.7 ББК 67.99

2. Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 20132017 годы: постановление Правительства Белгородской области от 18.02.2013 № 44-пп // Белгородские известия. 2013. 15 марта.

3. Об утверждении стратегии действий в интересах детей Воронежской области на 20122017 годы: распоряжение Правительства Воронежской области от 03.10.2012 № 642-р. URL // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online

4. Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы: постановление Правительства Ростовской области от 13.11.2012 № 1017. URL // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online

5. О долгосрочной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 20102013 годы»: постановление Правительства Белгородской области от 16 ноября 2009 года № 362-пп. URL // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online

6. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Воронежской области: закон Воронежской области от 28 декабря 2007 года № 163-оз. URL // http://docs.cntd.ru/doc-ument/819032480

© 2015 г. M. Ю. Козлова

ДОПУСТИМОСТЬ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Статья посвящена изучению ограничительных условий в договоре коммерческой концессии, дистрибьюторском и дилерском договорах. Делается вывод о том, что такие условия допустимы и не могут рассматриваться как ограничивающие правоспособность хозяйствующих субъектов, однако они должны соответствовать требованиям антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: ограничительные условия, договор коммерческой концессии, дистрибьюторский договор, дилерский договор, антимонопольное законодательство, ограничение конкуренции.

ADMISSIBILITY OF THE CONTRACT TERMS DIRECTED ON COMPETITION

RESTRICTION

Restrictive conditions of franchise agreements, distribution, dealership contracts are studied in the article. These conditions are valid. Restrictive conditions must comply with antitrust laws.

Keywords: restrictive conditions, commercial concession agreement, distribution agreement, the dealer agreement, antitrust law, the restriction of competition.

В пункте 1 статьи 10 Гражданского кодекса № 135-Ф3 [8] предусматривает запрет ограничи-

Российской Федерации устанавливается правило вающих конкуренцию соглашений хозяйствующих

о недопустимости использования гражданских субъектов (ст. 11). Вместе с тем гражданское за-прав в целях ограничения конкуренции. Федераль- конодательство предполагает возможность заклю-

ный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 чения договоров, которые могут воздействовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.