НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА
2017*1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕВЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
IMPROVING PREVENTION ADMINISTRATIVE DELICTATE
MINOR IN EDUCATION
УДК 316.334
Ж.П. ДОРОФЕЕВА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
Т.П. ЧУЕНКО
(МБОУ СОШ № 24 г. Белгорода)
ZH.P. DOROFEEVA,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
T.P. CHUENCO
(MBOU School № 24 in Belgorod)
Аннотация: в статье рассматривается возможность реализации мер, направленных на превенцию административной деликтности несовершеннолетних на уровне муниципального образования; предлагается для эффективности борьбы с административными правонарушениями несовершеннолетних использовать программное регулирование.
Ключевые слова: несовершеннолетние, превенция, административные деликты, средние школы, программное регулирование.
Abstract: the article discusses the possibility of implementing measures aimed at prevention of administrative delictate minors at the level of the municipality; it is proposed with the aim of efficiency in the fight with administrative offenses of minors to use the software regulation.
Keywords: minors, prevention, administrative torts, middle schools, software regulation.
В современный период в число приоритетных направлений реализации государственных функций в России входит создание целостной и эффективной системы профилактики административных правонарушений. Это обусловлено тем, что стабильность и устойчивость правового государства и гражданского общества напрямую зависит от подрастающего поколения и его морально-нравственного облика. Однако современное правовое и социальное становление несовершеннолетних представляет собой одну из самых острых проблем, которая непосредственно связана с высоким уровнем административной деликтности несовершеннолетних, что, в свою очередь, ведет к увеличению уровня преступности в государстве.
При этом, как видится, только бороться с административными деликтами представляется нерациональным, изначально все же следует предотвращать будущие правонарушения, растить граждан России с высоким уровнем правосознания, на что и может быть нацелено именно программное регулирование.
Реализация превентивных мер административной деликтности несовершеннолетних на уровне муниципального образования занимает
важнейшее место в предупредительной деятельности правонарушений и преступлений, совершаемых лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Ведь именно на данном уровне возможна прямая и результативная превентивная работа. Следует обратить внимание на тот факт, что именно несовершеннолетние деликвенты, в том числе и потенциальные правонарушители, в процессе своего взросления и становления проходят основные муниципальные учреждения, включая средние школы. Кроме того, следует заметить, что в силу отсутствия системности и комплексности превенции административной деликтности несовершеннолетних, а также в силу неразработанности единого механизма взаимодействия всех уровней власти от федерального до муниципального, предупредительная и профилактическая работа в муниципальных образованиях, направленная на превенцию деликтов, совершаемых рассматриваемой нами категорией граждан, на наш взгляд, не использует весь свой возможный потенциал.
Без каких-либо сомнений, школа имеет мощное влияние на подрастающее поколение, так как в период своего развития дети прово-
дят большее количество времени в учебных заведениях. Именно поэтому индивидуальная превентивная работа данных учреждений с несовершеннолетними имеет большое значение для всей системы профилактики и предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних. И именно поэтому стоит обратить особое внимание на совершенствование превентивной политики в сфере образования [1, 2].
Отметим, что важным аспектом в данном вопросе является контроль и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия. В целях повышения эффективности работы с подростками, не посещающими или систематически пропускающими занятия в образовательных учреждениях, учебные заведения должны предоставлять в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о количестве непосещающих занятия в образовательных учреждениях и о проведенной образовательными учреждениями работе с ними для принятия соответствующих превентивных мер. В рамках образовательного учреждения для «трудных детей» должны создаваться специальные классы внеучебной деятельности, где несовершеннолетние, которые имеют «плохую» успеваемость в учебе, неудовлетворительное поведение и неблагоприятные бытовые условия, могут реализоваться: заниматься творчеством, спортом, полезным трудом, поскольку подобная деятельность имеет большое отвлекающее от противоправного поведения значение [3, 4].
Также представляется эффективной превентивной мерой с целью предотвращения драк и насилия в школе, а также в целях профилактики и предупреждения совершения административных деликтов и улучшения контроля дисциплины привлечение помощников-воспитателей из числа безработных несовершеннолетних, находящихся в тяжелой жизненной ситуации с целью двойного предотвращения административной деликтности и повышения значимости и социальной адаптации данной категории несовершеннолетних.
Эффективными стимулирующими методами превенции в образовательном учреждении может стать соревновательный дух между несовершеннолетними. Так, например, в рамках образовательного учреждения возможны объявление конкурса на лучший класс или лучшую группу одноклассников месяца с равным распределением успешных и «слабых» учеников, разработка мотивационных мер поощрения, проведение
= ПРАКТИКА
конкурса-смотра самодеятельности, школьных соревнований и т.п.
Кроме того, важным в образовательной среде является первичная превенция, направленная на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость [5]. Преобладающей моделью профилактики в большинстве случаев остается модель «запугивания», основанная на формировании представлений о негативных последствиях деструктивного поведения и показавшая свою несостоятельность в случае с подростковой аудиторией.Следовательно, в работе с подростками должна использоваться не только «модель запугивания», но и другие известные в мировой практике модели, в том числе:
- «валеологическая», направленная на формирование ценностного отношения к здоровью;
- «поведенческая», направленная на формирование навыков безопасного поведения в ситуациях риска;
-«личностно-ориентированная», которая позволяет снизить риск зависимости за счет развития личностных свойств и качеств.
Упор необходимо делать на позитивную первичную профилактику. Целью «позитивной профилактики» является «воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения. Одним из путей достижения данной цели является формирование и развитие жизненных навыков. Это навыки общения, принятия решения, ответственного поведения, противостояния стрессам, противостояния агрессивной среде, провоцирующей потребление психоактивных веществ.
К направлениям работы в образовательных учреждениях, которые должны отнестись к основным, должны стать:
- проведение разъяснительной работы среди родителей и педагогов о последствиях употребления алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ;
- организация родительских собраний по вопросам ответственности родителей за воспитание детей, в том числе в вопросах превенции употребления алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ;
- включение в систему повышения профессиональной компетентности педагогических работников на уровне образовательного учреждения вопросов организации профилактики употребления алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ (проведение тематических се-
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА
2017*1
минаров, «круглых столов», встреч с медицинскими работниками и др.);
- разработка и реализация образовательных программ, ориентированных на формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровому образу жизни;
- создание в школе атмосферы нетерпимости по отношению к употреблению алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, культивирование здорового образа жизни.
В образовательных программах превентивного направления основное внимание следует уделять формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитию у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует их потребление. В этих программах должны быть усилены такие компоненты, как:
образовательный - углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирование умения делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни; минимальные знания о социальных и медицинских последствиях, к которым приводит употребление психоактивных веществ;
психологический - углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной «Я-концепции» у ребенка, способности нести ответственность за себя и свой выбор; формирование умения сказать «нет», умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;
социальный - формирование навыков коммуникабельности, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.
Следует отметить, что эффективность профилактики употребления детьми и подростками алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ в образовательных учреждениях напрямую зависит от согласованной работы различных специалистов - педагогов, психологов, медиков, представителей правоохранительных органов.
Все профилактические мероприятия, проводимые в рамках первичной профилактики употребления ПАВ детьми и подростками, можно разделить на специфические и неспецифические.
Под специфическими мероприятиями понимают работу, в контексте которой имеется явное упоминание психоактивных веществ (например, информация о курительных смесях и последствиях их употребления). Под неспецифически-
ми подразумевают мероприятия, которые явно не упоминают курительные смеси или другие психоактивные вещества, а направлены на гармоничное развитие личности, устойчивой к наркотическим соблазнам.
Безусловный приоритет должен быть за неспецифическими профилактическими мероприятиями.
Говоря о превентивной политике в отношении несовершеннолетних различных возрастов, от малолетних до подростков, необходимо отметить применение как индивидуальных мер воздействия на конкретного ребенка (например, через беседу с сотрудником правоохранительных органов), а также превентивные меры, направленные на общую превенцию, которая ориентирована на интересы несовершеннолетних, с целью контроля за ними и должного развития со стороны всех субъектов превенции, а также семьи и учебных заведений, где они обучаются. Так, общими превентивными мера-мидля всех несовершеннолетних могут стать праздники «здоровья», «творчества», «красоты», «любви к животным» и т.д.; организация туристических походов для детей «группы риска»; проведение спортивных соревнований (турниров) среди дворовых команд; организация оздоровления и летнего отдыха детей «группы риска» из семей неработающих граж-дан;развитие экстремальных видов спорта, привлечение к занятиям в кружках и секциях данной направленности «трудных подростков»; поддержка военно-спортивных проектов летней занятости подростков «группы риска»; проведение различных акций, марафонов, конкурсов и «круглых столов» профилактической направленности районного (городского) уровня;проведение олимпиад правовых знаний среди школьников и студентов;подготовка наглядной агитации по пропаганде здорового образа жизни и т.п.
Кроме того, отметим, что одним из важных аспектов, на наш взгляд, является то, что на основе программно-целевого комплекса превенции административной деликтности несовершеннолетних в муниципальном образовании должны приниматься, а затем и на нем основываться соответствующие программы в общеобразовательных учреждениях, где обучаются или воспитываются несовершеннолетние дети. При этом возлагать решение всех проблем профилактики и предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних только лишь на общеобразовательное учреждение нерационально, поскольку без поддержки государственных органов власти для общеобразовательного учреждения это «непосильная ноша».
ПРАКТИКА
Литература
1. Левина С.В. Место и роль воспитательной функции в системе функций права // Общество и право. 2010. № 1. С. 68-73.
2. Помогалова Ю.В. К вопросу о роли школьных инспекторов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // Административное право и процесс. 2010. № 4. С. 29-33.
3. Дмитриев М.Г. Смысловые детерминанты поведения «трудного» подростка / Ананьевские чтения - 2004: материалы научн.-практ. конф.. - СПб.: СПбГУ, 2004. С. 391-393.
4. Дмитриев М.Г. Влияние понимания невербальных стимулов подростками на их адаптацию в межличностных отношениях // Вестник СПбГИПСР 2005. С. 28-32.
5. Косарев В.Н., Косарева Л.В., Макогон И.В. Проблемы борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ требуют программно-целевого подхода и эффективных законодательных мер // Наркоконтроль. 2012. № 1. С. 35-37.
References
1. Levina S.V. The Place and role of educational functions in the system of functions of law // Society and law. 2010. № 1. P. 68-73.
2. Pomogalova Y.V. To the issue of the role of school inspectors in the system of juvenile delinquency prevention // Administrative law and process. 2010. № 4. Р. 29-33.
3. Dmitriev M.G. Semantic determinants of the behavior of the «difficult» teenager / Materials science.-pract. Conf. «Anan'evskij reading - 2004». - SPb.: St. Petersburg state University, in 2004. Р. 391-393.
4. Dmitriev M.G. The influence of the understanding of non-verbal stimuli by adolescents in their adaptation to interpersonal relations // Bulletin Spbgipsr. 2005. Р. 28-32.
5. Kosarev V.N., Kosareva L.V., Makogon I.V. Problems of combating drug addiction and illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances require a program-oriented approach and effective legislative measures // The DEA. 2012. № 1. Р. 35-37.
(статья сдана в редакцию 27.03.2017)