Научная статья на тему 'Общая характеристика административной деликтности несовершеннолетних в современный период'

Общая характеристика административной деликтности несовершеннолетних в современный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
882
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИКТНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ РОДИТЕЛИ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / DELINQUENCY / OFFENCES / JUVENILE OFFENDERS / ADVERSE PARENTS / SUBJECTS OF PREVENTION / CAUSES OF OFFENDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеева Ж.П., Карагодин А.В., Апетян Р.А.

Статья посвящена проблемам административной деликтности несовершеннолетних в современный период; рассматриваются причины и условия совершения противоправных деяний и правонарушений несовершеннолетними; анализируется общая характеристика административных деликтов, совершаемых несовершеннолетними на современном этапе и предложены пути по совершенствованию работы в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of the administrative offenses of minors in the modern period

The article investigates the administrative tort minors in the modern period, examines the reasons and circumstances of wrongful acts and delinquent; analyzes the general characteristics of administrative torts committed by juveniles at present and propose ways to improve the work in this direction.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика административной деликтности несовершеннолетних в современный период»

2014'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННЫЙ

ПЕРИОД

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE ADMINISTRATIVE OFFENSES OF MINORS IN THE MODERN PERIOD

УДК 342.9

Ж.П. ДОРОФЕЕВА,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: zhanna.dorofeeva.77@mail.ru;

А.В. КАРАГОДИН,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: karagodin1975@gmail.com;

Р.А. АПЕТЯН,

старший методист МКУ «Научно-методический информационный центр» (Управление образования администрации г. Белгорода) тел. (4722) 32-20-92

Zh.P. DOROFEEVA,

post-graduate police student (Belgorod Law Institute

of the Interior of Russia) e-mail: zhanna.dorofeeva.77@mail.ru;

A.V. KARAGODIN,

candidate of jurisprudence, the senior lecturer (the Belgorod Legal Institute of the Ministry of Internal

Affairs in Russia) e-mail: karagodin1975@gmail.com;

R.A. APETYAN,

ISU senior methodologist "Scientific and Methodological Information Center" (Education Department administration of Belgorod) tel. (4722) 32-20-92

Аннотация: статья посвящена проблемам административной деликтности несовершеннолетних в современный период; рассматриваются причины и условия совершения противоправных деяний и правонарушений несовершеннолетними; анализируется общая характеристика административных деликтов, совершаемых несовершеннолетними на современном этапе и предложены пути по совершенствованию работы в данном направлении.

Ключевые слова: деликтность, правонарушения, несовершеннолетние, неблагополучные родители, субъекты профилактики, причины правонарушений.

Abstract: the article investigates the administrative tort minors in the modern period, examines the reasons and circumstances of wrongful acts and delinquent; analyzes the general characteristics of administrative torts committed by juveniles at present and propose ways to improve the work in this direction.

Keywords: delinquency, offences, juvenile offenders, adverse parents, subjects of prevention, causes of offending.

В современный период в рамках развития правовых наук созданы необходимые и достаточные условия для ас-пектрального теоретического обоснования отклоняющегося поведения людей от общепринятых как правовых, так и социальных норм. Необходимо подчеркнуть, что понятие «норма» неразрывно связано с понятием «отклонение», то есть при отсутствии тех или иных норм не может быть и отклонений от последних.

Отклонение от общепринятых норм принято называть девиантным, то есть отклоняющимся поведением. В широком смысле понятие «девиация» означает любое несоответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям от неформальных норм [1, с. 14].

Отклонение же от правовых норм (то есть нарушение) называют делинквентным поведением.

62

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2014'1

Нельзя не согласиться с высказыванием российского криминолога Н.С.Таганцева о том, что: «...жизнь всех народов свидетельствует нам, что всегда и везде совершались и совершаются деяния, по разным основаниям не только признаваемые недозволенными, но и вызывающие известные меры общества или государства, направленные против других лиц, их учинивших, деяния, признаваемые преступными; что всегда и везде существовали лица, более или менее упорно не подчиняющиеся требованиям правового порядка, велениям власти, его охраняющей» [2, с. 19].

Надо отметить, что административная деликтность представляет собой неорганизованную систему, между элементами которой не всегда есть связи, но при этом у нее имеются определенные динамика роста и сокращения, причины, а также закономерности ее развития. Это - самостоятельный процесс, но при этом ее необходимо рассматривать в совокупности определяющих его факторов: социальных и правовых.

Ввиду того, что наиболее уязвимая часть нашего общества - это несовершеннолетние и часто встречающаяся форма правонарушающего поведения несовершеннолетних - это административные правонарушения в силу разных факторов, то именно они и являются «первой ступенью» к совершению преступлений.

Очень важен учет правонарушений по видам и в регионе, и в России в целом за конкретные отрезки времени для осуществления дальнейшего анализа административной деликтности. Здесь важно иметь полное представление о реальных выявленных административных правонарушениях, а также степень реагирования на них не только органов полиции, но и всех субъектов системы профилактики. Необходимо знать состояние деликтности, выявлять причины и условия, а также тенденции ее развития. Такой анализ является обязательным условием разработки программ превенции административной деликтности несовершеннолетних и разработки не отдельных, а целой системы мер борьбы с данными деликтами. Причем эта проблема борьбы с административной деликтностью должна подразумевать детальное рассмотрение и изучение ее как: 1) сложнейшей системы; 2) часть общей системы правонарушений.

Необходимо отметить, что административные правонарушения и преступления имеют теоретическую и практическую тес-

ную связь. Так, мы полностью согласны с А.А. Герцензоном, который своевременному реагированию на мелкие проступки, аморальное поведение человека, взятие его под контроль коллектива для того, чтобы не допустить дальнейшего усиления его антиобщественных проступков и тем более перерастания их в преступления, отводит большую роль [3].

Федеративное устройство России четко выражено в структурных компонентах системы законодательства об административных правонарушениях [4, с. 237]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [5]. Это положение находит свое отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, где определено, что законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях [6].

К задачам законодательства об административных правонарушениях относятся: а) защита личности; б) защита общественной нравственности; в) защита общества и государства от административных правонарушений; г) охрана прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и окружающей среды; д) охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности; е) предупреждение административных правонарушений [7].

Субъектом же административной ответственности признается лицо, совершившее административное правонарушение и к которому может быть применено административное наказание в установленном порядке. Надо отметить, что первостепенное значение для теории и для правоприменительной практики имеет определение субъекта административной ответственности [8, с. 376-382].

Несовершеннолетние лица относятся к группе особых субъектов, которые характеризуются признаками, не являющимися квалифицирующими для конкретного состава административного правонарушения,

63

2014'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

но при этом влияют на индивидуализацию ответственности.

Проблемам административной делик-тности несовершеннолетних уделялось и уделяется в наше время немало внимания как со стороны ученых, так и практических сотрудников и работников всей системы профилактики. А сама превенция систематически совершенствуется отраслевыми юридическими науками и общей теорией права. Обеспечение законности, предупреждение и пресечение правонарушений - это основные и главные задачи, стоящие перед государством.

Нарушения предписаний административных правовых норм носит, как правило, массовый характер и, естественно, причиняет государству и обществу как моральный, так и материальный вред. Причины, условия и характер, а также субъекты совершаемых административных деликтов очень разнообразны, но все они схожи по общим признакам, на основании которых они относятся к административным.

Законодательное определение административного правонарушения закреплено в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Что же является причиной правонарушений? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Но определенно можно сказать, что это - негативное явление. Условиями же правонарушений являются отрицательные обстоятельства, которые, в свою очередь, формируют причину и влияют на нее. Таким образом, влияя на условия, можно воздействовать на причину, при этом либо смягчая, либо усиливая ее действие. Здесь необходимо обращать внимание на отделение причины от условий ввиду того, что при осуществлении превентивной деятельности в центре внимания могут оказаться незначительные факторы, а главные (существенные) - остаться при этом в тени.

Важно отметить также, что побудительным стимулом для действия причины являются, как правило, поводы, которые или уже существуют или же возникают в определенной ситуации. Поводы - это и есть провоцирую-

щее начало в совершении административных правонарушений.

Другими словами, причина правонарушений - это стремление лица удовлетворить противоправным (противозаконным) способом свои интересы, стремления и даже эмоции.

Эта причина, к сожалению, сопутствует всем временам, государствам и правовым системам. Могут меняться противоправность деяний и, естественно, их оценка на законодательном уровне, но объяснить совершаемые административные правонарушения можно только лишь причиной. Можно с уверенностью утверждать, что полностью искоренить негативные явления невозможно, но с ними можно и нужно бороться, предотвращать их, снижая тем самым их уровень.

Хотя в целом статистические данные органов внутренних дел свидетельствуют об определенной стабилизации обстановки в сегменте совершения административных правонарушений среди несовершеннолетних, утешительными они все же не являются, что свидетельствует о необходимости активизации превентивной работы в сфере как ранней, так и последующей профилактики административной деликтности несовершеннолетних.

Учитывая, что большая часть несовер-шеннолетних-правонарушителей становится позже на преступный путь, то административную деликтность несовершеннолетних необходимо рассматривать не в отдельности, а в совокупности с криминогенной средой и другими социальными явлениями и процессами, которые образуют целую систему факторов, либо прямо порождающих административные деликты, либо способствуют возможности их совершения. Наиболее подробно рассматривал данную проблему В. И. Ремнев, который и определил данное направление в науке как административную деликтологию - учение об административной деликтности[9, с. 3-16]. Уже в 80-90-х годах двадцатого столетия уче-ные-административисты провели исследования причин и механизмов формирования антиобщественного поведения и показали наличие взаимосвязей между отдельными видами административных правонарушений и преступностью [10].

Таким образом, наличие такого количества правонарушений в современном российском обществе, их характер и виды, а также уровень обусловливаются совокупностью

64

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2014'1

негативных явлений, а именно - причинами и условиями. Профилактика и предупреждение этих явлений приведут к предотвращению правонарушений и борьбы с ними, а также к значительному снижению их роста. В данном направлении работы не должно быть промедления, ибо оно нанесет обществу и государству в целом большой урон, так как административные деликты на сегодняшний день не только наносят вред и угрожают жизни и здоровью граждан, но еще и дестабилизируют проводимые государством реформы.

К сожалению, остается тревожным вопрос, касающийся беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что является одной из главных причин совершения правонарушений несовершеннолетними и в современный период.

Ежегодно в России выявляется более 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, большинством из которых являются сироты, то есть дети, либо брошенные своими родителями, либо отобранные у родителей, которые ненадлежащим образом выполняли свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, а иногда в совокупности с жестоким обращением.

Вышеуказанные факторы являются, к сожалению, основанием для возникновения наиболее опасных форм безнадзорности, когда подросток попадает в компании взрос-

лых лиц негативной направленности, а ввиду того, что несовершеннолетние оказываются, как правило, неподготовленными к таким ситуациям, то эти группы без каких-либо усилий подчиняют их себе.

Мы также согласны с мнением Н.В. Демченко о том, что помимо вышеперечисленных причин самостоятельную группу условий, способствующих совершению рассматриваемых правонарушений, составляют также недостатки в работе органов внутренних дел. Недостаточность материального обеспечения ОВД, интенсивный отток кадров приводят к тому, что сотрудники органов внутренних дел работают в условиях постоянных перегрузок, что способствует низкому проценту результативности превентивной деятельности.

Таким образом, проблемы изучения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений несовершеннолетними, требуют их разрешения с помощью комплексных и системных подходов. Превенция административной деликтности несовершеннолетних должна строиться на принципах охраны и защиты прав и интересов личности. Безнадзорность и беспризорность детей в России всегда имела место и, к огромному сожалению, продолжает оставаться одними из наиболее неутешительных характеристик современного российского общества [11].

Литература

1. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции.

Предисловие академика РАН В.В. Кудрявцева. - М.: Издательство НОРМА, 1999.

2. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т. 1. - Тула: Автограф, 2001.

3. Герцензон АА. Об изучении и предупреждении преступления // Советское государство и

право. 1960. № 7.

4. Административное право: учебник / под общ. ред. А.И. Каплунова. - М.: ДГСК МВД

России, 2011.

5. Конституция Российской Федерации. п. «к», ст. 72 // СПС «КонсультантПлюс», 2014.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. П.1, ст. 1.1. //

СПС «КонсультантПлюс», 2014.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «КонсультантПлюс», 2014 г.

8. Административное право России: учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Ки-

лясханова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

9. Ремнев В.И. Актуальные вопросы административной деликтологии в современный период

/ Сборник научных трудов. - Киев, 1984.

10. Додин Е.В. Административная деликтология в системе юридической науки // Советское государство и право. 1991. № 12.

11. Демченко Н.В. Характеристика причин и условий возникновения административных правонарушений, посягающих на право собственности // Современные проблемы административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел. Белгород, 2013. С. 106-109.

65

2014'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

References

1. Luneev V.V. Crime twentieth century. Global, regional and Russian tendencies. Foreword by Academician V.V. Kudryavtseva . - M.: Publishing NORMA, 1999.

2. Tagantsev N.S. Russian criminal law. T.1. - Tula: Autographs, 2001.

3. Gertsenzon AA. On the Study and Prevention of the Crime // Soviet State and Law. 1960. №7.

4. Administrative law: the textbook / Under total .Ed. AI Kaplounov. - Moscow: Russian Ministry

of Internal Affairs DGSK, 2011.

5. Constitution of the Russian Federation. n “ to “ Art. 72 // ATP “Consultant” in 2014.

6. Code of the Russian Federation on Administrative Offences. A.1, p. 1.1 // ATP “Consultant”

in 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Code of the Russian Federation on Administrative Offences. A.1, p. 1.1 // ATP “Consultant”

in 2014.

8. Russian administrative law: the textbook / Ed. P.I. Kononov , V.Y. Kikot , I.S. Kilyaskhanova.

- 3rd ed., Rev. and add. - Moscow: UNITY-DANA: Law and Order, 2008.

9. Remnev V.I. Topical issues of administrative deliktologii in modern times / Proceedings. - Kyiv,

1984.

10. Dodin E.V. Administrative deliktologiya in the system of legal science // Soviet State and Law, 1991. № 12.

11. DemchenkoN.V. Characteristics of causes and conditions of administrative offenses, encroaching on the right of ownership // Modern problems of administrative and legal regulation of internal affairs bodies. - Belgorod, 2013. Pp. 106-109.

(Статья сдана в редакцию 03.02.2014)

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.