УДК 37.018.26
DOI: 10.21685/2072-3024-2017-3-14
Ф. Р. Сибгатулина, Т. Ю. Федорова
СООТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация.
Актуальность цели. Отсутствие однозначности в понимании соотношения содержания педагогики и содержания социальной работы с детьми затрудняет постановку целей и задач социально-педагогической деятельности. Данная проблема может быть решена путем соотнесения педагогических средств воспитания и развития ребенка со средствами психосоциальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или имеющим склонность к де-виантному поведению. Цель исследования - раскрыть характер связи между социокультурной компетенцией, социальной педагогикой и социальной работой с детьми, дать определение понятию «социально-педагогическая деятельность».
Материалы и методы. Исследовательские задачи были решены путем изучения педагогической, научно-методической литературы, литературы по теории и технологии социальной работы с детьми, а также применения компаративного метода, метода аналогий и индуктивных методов установления причинной связи явлений (метода сходства и метода различия).
Результаты. Определен характер связи педагогики и социальной работы с детьми в социально-педагогической деятельности через содержание социокультурной компетенции. Раскрыта структура и основные элементы содержания понятия «социально-педагогическая деятельность».
Выводы. Социально-педагогическая деятельность, раскрывающаяся через содержание социокультурной компетенции, проявляется в воспитательном процессе в виде «репрессивной», «компенсационно-охранительной» и «сбалансированной» практик. Социокультурное неблагополучие детей как объект социально-педагогической деятельности принимает форму «потенциальной девиации», «угрозы социального окружения» и «социальной незащищенности семьи». Соотнесение содержания педагогики и содержания социальной работы с детьми позволяет исследовать социально-педагогическую деятельность как область научно-педагогического знания и как профессиональную деятельность в виде конкретной воспитательной практики.
Ключевые слова: педагогика, социальная педагогика, социальная работа с детьми, социально-педагогическая деятельность.
F. R. Sibgatulina, T. Yu. Fedorova
THE CORRELATION OF PEDAGOGY AND SOCIAL WORK WITH CHILDREN IN SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITIES
Abstract.
Background. The absence of unambiguous interpretation of the content of pedagogy and the content of social work with children impedes statement of goals and objectives of socio-pedagogical activities. This problem can be solved by relating the meaning of pedagogical means of education and child development with the
means of psychosocial assistance to children in difficult situations or having a predisposition to deviant behavior. The paper aims to reveal the nature of the relationship between the socio-cultural competence, the social pedagogy and the social work with children, as well as to define the concept of "socio-pedagogical activity".
Materials and methods. The authors studied scientific works related to pedagogy, teaching methods issues, issues on the theory and techniques of social work with children, used comparative method, the method of analogies and the inductive methods of establishing the causal connection of phenomena (the method of similarities and the method of differences).
Results. The authors revealed a special nature of the relationship between pedagogy and social work with children in socio-educational activities through the content of socio-cultural competence. The structure and the basic elements of the concept "socio-educational activities" are also adduced.
Conclusions. Revealed through the content of socio-cultural competence, the socio-pedagogical activity is manifested in the forms of "repressive", "compensatory-protective" and "balanced" practices of the upbringing process. Children's social troubles as an object of the socio-pedagogical activity transform into "potential deviations", "social environment threats" and "family's social insecurity". The correlation of the content of pedagogy and the content of social work with children allows one to study the socio-pedagogical activity as an area of scientific pedagogical knowledge and as a professional activity in the form of a particular upbringing practice.
Key words: pedagogy, social pedagogy, social work with children, social and pedagogical activity.
Введение
Актуальным направлением научного исследования проблем социально-педагогической деятельности становится определение содержания общего и специфического, которое связывает социальную работу с детьми и социальную педагогику как составные части профессионального педагогического процесса.
Научный интерес к социально-педагогической деятельности, формирующей теоретико-методическую и практическую основу работы любого образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей, объясняется тем, что она, являясь видом профессиональной деятельности, обеспечивает на функционально-прикладном уровне необходимую педагогическую направленность процессу воспитания и развития ребенка.
Именно поэтому с точки зрения содержания, функциональной и прак-тико-ориентированной направленности социально-педагогическая деятельность может быть интерпретирована в одном случае как «педагогика социальной работы», в другом - как социальная педагогика [1, с. 78].
Мы исходим из того, что социально-педагогическая деятельность в социальной работе с детьми и собственно в педагогике содействует своими способами и средствами решению проблем межличностных отношений, жизнедеятельности человека, соотношения самого индивида со средой с учетом ценностных ориентаций, которые формирует семья, образовательные учреждения, социокультурная среда на основе профессионального воздействия специалиста (воспитателя, социального педагога, социального работника, педагога-психолога) на личность ребенка как субъекта самосовершенствования и саморазвития.
Научно-теоретическое исследование содержания социально-педагогической деятельности в педагогике и социальной работе с детьми предполагает учет того обстоятельства, что знание о ней базируется на знании двух фундаментальных, базисных для социально-педагогической деятельности наук -социальной педагогики и теории социальной работы. В этом случае научной задачей становится определение соотношения социальной работы и социальной педагогики не только как отраслей научного знания, но и как самостоятельных видов профессиональной деятельности [2, с. 7].
Следует заметить, что если на теоретическом уровне проблема соотношения понятий «социальная работа» и «социальная педагогика» по-прежнему остается дискуссионной, то повседневная педагогическая практика постоянно доказывает нетождественность социальной и социально-педагогической деятельности, различие объектов и предметов социальной работы и социальной педагогики, разнообразие и вариативность их технологий и методов [3, с. 17, 18].
Не вызывает сомнения то, что в различных образовательных учреждениях, например в детских домах и школах-интернатах, работают и социальные работники, и социальные педагоги. Вместе с тем, каждый из этих специалистов имеет свой круг профессиональных обязанностей и решает свои функциональные задачи. Их отличия обусловлены прежде всего тем, что социальная педагогика и социальная работа выделились как прикладные области знания из разных наук: первая - из педагогики, вторая - из социологии и психологии.
Вместе с тем, прикладная направленность социальной педагогики как профессиональной деятельности отразилась на специфике содержания теоретического знания о ней: социальная педагогика в большей мере, чем другие разделы педагогической науки, является междисциплинарным научным предметом, что обусловлено открытым характером сложившейся в современной системе отечественного образования социально-педагогической практики.
Материалы и методы
В социально-педагогической деятельности функциональное различие социальной работы с детьми и социальной педагогики проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются прежде всего на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют преимущественно теории, технологии и методики психосоциальной работы с детьми.
Вместе с тем, в процессе социально-педагогической деятельности педагогика, социальная педагогика и социальная работа с детьми настолько близки по целям, задачам, инструментарию и содержанию, что они постоянно взаимодополняются, взаимодействуют и соотносятся друг с другом. В первую очередь такое соотношение касается их объекта, или адресата. Считается, что в поле педагогической деятельности находится ребенок, тогда как в поле профессиональной практической социальной работы с детьми - не любой ребенок, а тот, у которого есть проблемы, мешающие ему быть социально успешным, благополучным членом общества, развиваться как личность, жить полноценной жизнью [4, с. 23]. Во-вторых, взаимодополнение
педагогики и социальной работы с детьми проявляется в том, что в процессе профессиональной подготовки специалиста существуют заданные условия формирования профессиональной культуры как социального педагога, так и социального работника. Эти условия относятся к группе организационно-педагогических, поскольку связаны с особенностями построения и управления педагогическим процессом, его содержанием, разработкой и организацией практической деятельности педагога и социального работника [5, с. 41].
Известно, что успешное формирование профессиональной культуры будущих субъектов педагогической и социальной деятельности зависит от педагогических условий. Мы считаем, что относительно процесса осуществления социально-педагогической деятельности педагогические условия представляют собой специально созданные внешние обстоятельства, предопределяющие выбор форм и методов обучения, обусловливающие профессиональное становление будущих специалистов. Следовательно, одним из проявлений социальной работы с детьми, теоретическим и прикладным обоснованием которой выступает педагогика, оказывается социально-педагогическая деятельность с ее направленностью на решение проблем взаимодействия ребенка с самим собой, с другими людьми, с конкретной социальной средой [6, с. 18, 19]. Такая взаимосвязь педагогики, социально-педагогической деятельности и социальной работы с детьми детерминирована тем, что А. А. и П. А. Гагаевы определяют как «наша главная интуиция - ощущение и рефлексия нашей причастности к происходящему во Вселенной» [7, с. 182].
Как в социально-педагогической деятельности поддержать становление и развитие у ребенка названной интуиции? История отечественной научно-педагогической мысли свидетельствует о двух направлениях воздействия на духовность ребенка. Первое, считают А. А. и П. А. Гагаевы, связано с общим невмешательством в становление и развитие духовности человека. Второе направление педагогического воздействия на ребенка связано с поддержкой становления и развития у него таких черт, как открытость к происходящему в нем самом и вокруг него - в природе, обществе, истории. Реализация второго направления поддержки развития духовности ребенка «в силу его обращенности к указанным сторонам бытия последней связана со сосредоточением внимания ученика на культурных реалиях» [7, с. 183].
Результаты и обсуждение
В отечественной педагогической науке существует мнение о том, что социально-педагогическая деятельность представляет собой разновидность профессиональной деятельности в социальной работе, которая, осуществляясь в определенных педагогических условиях, направлена на оказание помощи детям в процессе их социализации, освоения ими социокультурного опыта и на создание условий для их самореализации в обществе [4, с. 25].
Мы считаем, что понятие «социально-педагогическая деятельность» своим содержанием отражает прежде всего сферы профессиональной деятельности с педагогическими целями, включая в себя работу как с детьми, так и со взрослыми, поскольку развитие, воспитание и обучение являются процессами, сопровождающими всю жизнь человека.
Раскрывая содержание понятия «социально-педагогическая деятельность», следует учитывать, что возможна интерпретация предмета социаль-
ной педагогики, которую предлагают ученые, определяющие предмет социальной педагогики в сравнении с педагогикой как ее первоосновой. Такое мнение аналогично мнению исследователей о том, что социальная педагогика конкретизирует положения общей педагогики применительно к средовым возможностям, устанавливая содержание, направления, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях [8]. Такая постановка проблемы соотношения педагогики и социальной работы в социально-педагогической деятельности не предполагает отождествление социальной педагогики и социальной работы с детьми. Содержание социально-педагогической деятельности не может быть ограничено профессиональными педагогическими действиями относительно только тех детей, у которых наблюдаются конкретные проявления социальной девиации [9].
Более того, теоретико-методологический анализ содержания научных парадигм социально-педагогической деятельности дает основание предположить, что она может восприниматься как самостоятельное направление в социальной работе, требующее его соотношения с социальной педагогикой как в области предмета исследования, в содержании технологий ее осуществления, так и в основных характеристиках профессиональных компетенций субъекта образовательной деятельности и субъекта оказания социальной помощи [10, с. 54, 55].
Таким образом, соотношение педагогики и социальной работы с детьми в процессе социально-педагогической деятельности может быть определено следующим образом: информационные задачи, вопросы формирования социальной среды ребенка, отношений в семье и других малых социальных группах, социализации ребенка и его родителей, развития готовности личности к самопомощи решаются в социальной работе с детьми с использованием педагогических методов, технологий и средств.
Функциональную роль социализирующего и воспитательного элементов педагогики как знания и профессии в решении теоретических, организационно-методических и технологических задач социально-педагогической деятельности в социальной работе подчеркивает то, что она решает задачи и выполняет профессиональные функции, которые выходят далеко за пределы педагогической практики, и что в социальной работе с детьми применяются не только педагогические технологии [11, с. 162].
Мы считаем, что конкретным проявлением взаимодействия педагогики и социальной работы с детьми в социально-педагогической деятельности выступает социокультурная компетенция как совокупность определенных знаний, умений, навыков, способностей и качеств, формируемых в процессе формальной или неформальной подготовки субъекта социально-педагогической деятельности к социокультурному общению.
В педагогической науке обнаруживается интерес к раскрытию содержания социокультурной компетенции. В одном случае она рассматривается как поведенческая, основанная на знании социокультурного контекста, который в свою очередь понимается как совокупность культурных и социальных элементов [12, с. 145]. В другом случае социокультурная компетенция корре-лируется с социокультурной эрудицией как знанием различных аспектов культуры и понимается как способность синтезировать эти знания с целью
осуществления адекватного взаимодействия с субъектами социально-педагогической деятельности.
Результатом такой корреляции становится социокультурная компетентность, которая является неким синтезом когнитивно-мотивационного компонента (социокультурной эрудиции) и деятельностного компонента (социокультурной компетенции как умения применить знания с целью решения социокультурных задач) [13, с. 196].
Схожее с социокультурной компетентностью содержание встречается в понимании социальной компетентности, которая представляет собой систему знаний о социальной действительности, комплекс индивидуальных качеств характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик, определяющих уровень взаимоотношений индивида и социума и позволяющих ему принять адекватное решение в разных жизненных ситуациях [5, с. 42].
Выводы
Социокультурная компетенция может быть представлена как конкретный случай соотношения в социально-педагогической деятельности педагогики и социальной работы с детьми при условии учета того обстоятельства, что сосредоточение внимания воспитанника на такой реалии, как культура, кардинально меняет ценностно-дидактическую основу педагогического процесса. Следовательно, в воспитательно-образовательном процессе на смену знанию (учебному предмету) как «некоему отвлечению из бытия приходит мир (миры) бытия - отдельная духовная целостность (та или иная культура, тот или иной духовный континуум)» [7, с. 184].
Социально-педагогическая деятельность с точки зрения социокультурной компетенции условно разделяется на виды воспитательной практики детей: «репрессивную», «компенсационно-охранительную» и «сбалансированную».
Все виды воспитательной практики основаны на установлении контроля над взаимоотношением ребенка с его социокультурным окружением и определяются тем, что социально-педагогическая деятельность направлена на то, чтобы преодолеть каждую из форм открытого или латентного социокультурного неблагополучия детей:
1) форму «потенциальной девиации», в которой проявляется репрессивный вид воспитательной практики детей: педагогическая ситуация, при которой ребенок нарушает этические и поведенческие нормы, но не демонстрирует социально контролируемой девиации. В такой ситуации социокультурная компетенция необходима для решения конкретной проблемы воспитания ребенка и является органичной частью социализирующей функции семьи. Но изоляционизм по отношению к школе и другим образовательным учреждениям, способным помочь семье, репрессивный характер воспитания, с одной стороны, как и стремление стимулировать ребенка в материально-денежной форме не нарушать общепринятые нормы поведения, с другой стороны, делают названные подходы к воспитанию детей потенциально психотравматическими для них по своей сути;
2) форму «угрозы социокультурного окружения», в которой проявляется компенсационно-охранительный вид воспитательной практики детей:
педагогическая ситуация, при которой ребенок, не проявляя склонности к девиантному поведению, в силу обстоятельств личного характера оказывается в социально опасной для его развития среде. Такой средой может стать конкретная субкультура, к которой примкнул ребенок. В этом случае крайне жесткое и крайне мягкое (по проявлению поведения) отношение родителей к ребенку в равной степени несут в себе опасность педагогического конфликта, могут обернуться усугублением ситуации, превращением ее из неблагоприятной для ребенка и нежелательной для общества в социально опасную.
Потребность в социокультурной компетенции возрастает тогда, когда родители, следуя тактике сокрытия педагогической проблемы ребенка от органов и учреждений образования и социальной защиты, пытаются действовать самостоятельно, не имея необходимых педагогических навыков и достаточной психолого-педагогической информации о проблеме ребенка;
3) форму «социальной незащищенности семьи», в которой проявляется сбалансированный вид воспитательной практики детей: педагогическая ситуация, при которой семья ребенка характеризуется с точки зрения педагогики и социальной работы с детьми только одним, но существенным объективным признаком социального неблагополучия или риска. Как правило, этот признак относится к многодетным, малоимущим, неполным или приемным семьям. Реже всего вниманием воспитателей или социальных работников неполные семьи пользуются сами по себе, чаще всего - только если неполная семья оказывается малообеспеченной или многодетной неполной семьей или конкретная неполная семья характеризуется какими-либо дополнительными признаками социального неблагополучия детей [14, с. 131, 132].
Социально-педагогическая деятельность, испытывая воздействие как педагогики, так и социальной работы с детьми, воспринимается и как область научно-педагогического знания, и как вид воспитательной практики, направленной на обеспечение самореализации индивидуальных возможностей ребенка в конкретной социальной среде педагогическими средствами.
Таким образом, предметом исследования в социально-педагогической деятельности становятся проявления соотношения педагогики и социальной работы с детьми в процессе целенаправленного профессионального регулирования со стороны субъекта воспитательного действия отношений ребенка и окружающей социальной среды с целью его социального и индивидуального развития.
В современных подходах к исследованию проблемы соотношения педагогики и социальной работы с детьми в социально-педагогической деятельности наблюдается устойчивая тенденция к их разграничению, связанная с необходимостью теоретического развития их содержания, признания самостоятельного статуса данных видов профессиональной деятельности.
В свою очередь разграничение педагогики и социальной работы с детьми как направлений профессиональной социально-педагогической деятельности возможно только при выявлении узкоспециализированного понимания их содержания. Такие трактовки содержания позволяют довольно четко определить границы предметных областей рассматриваемых наук. Но, с другой стороны, узкоспециализированные трактовки научно-теоретического содержания педагогики и социальной работы с детьми ограничивают и, в извест-
ной мере, формализуют понимание сущности воспитания и развития ребенка в социально-педагогической деятельности.
Предмет социально-педагогической деятельности несколько сужается в том смысле, что в таких сложных и разносторонних явлениях, которыми являются современное обучение и воспитание, акцент следует делать именно на конкретные аспекты, непосредственно связанные с процессом развития, социализации ребенка.
Таким образом, на стыке научных знаний о педагогике, социальной работе с детьми и социальной педагогике формируются теоретические и практические взгляды на социально-педагогическую деятельность, направленную на активизацию процессов эффективной интеграции ребенка в современное общество.
Библиографический список
1. Смирнова, Е. М. Различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки / Е. М. Смирнова // Современные исследования социальных проблем. -2010. - № 1. - С. 76-78.
2. Тугаров, А. Б. Предмет социальной работы и предмет социальной педагогики: вопросы теории : учеб. пособие / А. Б. Тугаров, Е. В. Викторова. - Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012. - 89 с.
3. Краснова, В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе : учеб. пособие /
B. Г. Краснова. - Волгоград : Изд-во Волг. ГУ, 2004. - 60 с.
4. Мардахаев, Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 4. -
C. 21-26.
5. Забелина, Н. В. Педагогические условия в социальном образовании / Н. В. Забелина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета социальной работы КГМУ «Социальное образование в России: история, проблемы, перспективы развития» : мультимедийное пособие / В. А. Лазаренко, Т. А. Шульгина. - Курск : КГМУ, 2016. - С. 41-44.
6. Егорычев, А. М. Перспективы становления и развития отечественной социальной педагогики в контексте решения проблем построения нового общества / А. М. Егорычев // Alma-mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 6. - С. 15-20.
7. Гагаев, А. А. О нашей главной интуиции и ее педагогической поддержке / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 176-185.
8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для вузов / А. В. Муд-рик. - М. : Академия, 2009. - 224 с.
9. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
10. Тугаров, А. Б. Социально-педагогическая модель социальной работы как феномен прогрессивной педагогики / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Наука и образование в современном обществе: вектор развития : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. - М. : АР-Консалт, 2014. - Ч. II. - С. 54-56.
11. Шевцова, Э. А. Соотношение социальной педагогики и социальной работы: педагогические аспекты / Э. А. Шевцова // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 14 ч. -Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2014. - Ч. 6. - С. 160-162.
12. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 141-148.
13. Боликова, Л. Ю. О соотношении понятий «компетентность» - «компетенция» - «эрудиция» / Л. Ю. Боликова, А. Н. Жалдыбина, Н. Н. Таньков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. -№ 2 (38). - С. 190-199.
14. Тугаров, А. Б. Травматические практики внутрисемейного воспитания детей: синтез педагогики и социальной философии / А. Б. Тугаров, А. В. Очкина, Э. А. Шевцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 1 (37). - С. 124-134.
References
1. Smirnova E. M. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern study of social problems]. 2010, no. 1, pp. 76-78.
2. Tugarov A. B., Viktorova E. V. Predmet sotsial'noy raboty i predmet sotsial'noy peda-gogiki: voprosy teorii: ucheb. posobie [The object of social work and the object of pedagogy: teaching aid]. Penza: PGPU im. V. G. Belinskogo, 2012, 89 p.
3. Krasnova V. G. Pedagogicheskie aspekty v sotsial'noy rabote: ucheb. posobie [Pedagogical apects in social work: teaching aid]. Volgograd: Izd-vo Volg. GU, 2004, 60 p.
4. Mardakhaev L. V. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and sciences]. 2009, no. 4, pp. 21-26.
5. Zabelina N. V., Shul'gina T. A. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii, posvyashchennoy 25-letiyu fakul'teta sotsial'noy raboty KGMU «Sotsial'noe obrazovanie v Rossii: istoriya, problemy, perspektivy razvitiya»: mul'timediynoe posobie [Proceedings of the All-Russia practical conference devoted to the 25th anniversary of the faculty of social work of KSMU "Social education in Russia: history, problems, development prospects": multimedia edition]. Kursk: KGMU, 2016, pp. 41-44.
6. Egorychev A. M. Alma-mater (Vestnik vysshey shkoly) [Alma-mater (Bulletin of the higher school)]. 2013, no. 6, pp. 15-20.
7. Gagaev A. A., Gagaev P. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2015, no. 4 (36), pp. 176-185.
8. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika: ucheb. posobie dlya vuzov [Social pedagogy: teaching aid for universities]. Moscow: Akademiya, 2009, 224 p.
9. Shtinova G. N., Galaguzova M. A., Galaguzova Yu. N. Sotsial'naya pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Social pedagogy: tutorial for pedagogical university students]. Moscow: VLADOS, 2008, 447 p.
10. Tugarov A. B., Shevtsova E. A. Nauka i obrazovanie v sovremennom obshchestve: vektor razvitiya: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. [Science and education in the modern society: a development vector: proceedings of an International scientific and practical conference: in 2 parts]. Moscow: AR-Konsalt, 2014, part II, pp. 54-56.
11. Shevtsova E. A. Sovremennye tendentsii v obrazovanii i nauke: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 14 ch. [Modern trends in education and science: proceedings of an International scientific and practical conference: in 14 parts]. Tambov: Konsaltingovaya kompaniya Yukom, 2014, part 6, pp. 160-162.
12. Murav'eva N. G. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tyumen State University]. 2011, no. 9, pp. 141-148.
13. Bolikova L. Yu., Zhaldybina A. N., Tan'kov N. N. Izvestiya vysshikh uchebnykh zave-deniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2016, no. 2 (38), pp. 190-199.
14. Tugarov A. B., Ochkina A. V., Shevtsova E. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2016, no. 1 (37), pp. 124-134.
Сибгатулина Фаиля Равильевна
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры ИУИТ, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9)
E-mail: [email protected]
Sibgatulina Failya Ravilevna Candidate of pedagogical sciences, professor, head of sub-department of physical education (IMIT), Moscow State University of Railway Engineering of the Emperor Nicholas II (building 9, 9 Obraztsova street, Moscow, Russia)
Федорова Татьяна Юрьевна
кандидат социологических наук, доцент, кафедра физической культуры ИУИТ, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9)
E-mail: [email protected]
Fedorova Tatiana Yur^evna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of physical education (IMIT), Moscow State University of Railway Engineering of the Emperor Nicholas II (building 9, 9 Obraztsova street, Moscow, Russia)
УДК 37.018.26 Сибгатулина, Ф. Р.
Соотношение педагогики и социальной работы с детьми в социально-педагогической деятельности / Ф. Р. Сибгатулина, Т. Ю. Федорова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 3 (43). - С. 132-141. БОТ: 10.21685/2072-3024-2017-3-14