УДК 37.013.42 ББК Ч466.64+Ч420.068
ГСНТИ 14.35.0
Код ВАК 13.00.02
Галагузов Алексей Николаевич,
доктор педагогических наук, доцент, кафедра психологии и социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: gala [email protected]
Галагузова Минненур Ахметхановна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии и социальной педагогики, Институт социального образовании, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ
«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ»1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная педагогика; социально-педагогическая поддержка; социальное сопровождение; педагогическое сопровождение; социально-педагогическое сопровождение; дезадаптированные подростки; социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков.
АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются проблемы поиска новых социально-педагогических технологий, направленных на обеспечение социализации детей и подростков, одной их которых выступает социально-педагогическое сопровождение; по опубликованным учебным пособиям и научным статьям анализируется понятия «социально-педагогическое сопровождение» и «социально-педагогическая поддержка»; приводится сравнение этих понятий. В статье предлагается авторское определение понятия «социально-педагогическое сопровождение» на основе этимологии слова «сопровождение», раскрыты составные части понятия - педагогическое сопровождение и социальное сопровождение; выделяются функции социально-педагогического сопровождения дезадаптированных подростков (целевая, прогностическая, диагностическая, социально-технологическая, контрольная и корректирующая); раскрываются особенности социально-педагогического сопровождения дезадаптированных подростков.
Galaguzov Aleksey Nikolayevich,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology and Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Galaguzova Minnenur Akhmetkhanovna,
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Psychology and Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
SOCIO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO MALADAPTED TEENAGERS: ESSENCE OF THE NOTION
KEY WORDS: social pedagogy; socio-pedagogical support; social assistance; pedagogical assistance; socio-pedagogical assistance; maladapted teenagers; socio-pedagogical assistance to maladapted teenagers.
ABSTRACT. The article deals with the problems of new socio-pedagogical technologies aimed at ensuring socialization of children and teenagers, one of which is socio-pedagogical assistance; it also analyzes the notions of "socio-pedagogical assistance" and "socio-pedagogical support"; then it provides a comparison of these notions on the material of published teaching aids and scientific articles. The authors formulate their own definition of the notion of "socio-pedagogical assistance", based on the etymology of the Russian word "soprovozhdeniye", and describe the constituent parts of the notions of pedagogical assistance and social assistance; they single out the functions of socio-pedagogical assistance to maladapted teenagers (goal setting, prognostic, diagnostic, socio-technological, control and corrective); finally, they reveal the peculiarities of socio-pedagogical assistance to maladapted teenagers.
Oi
»дной из важных социально-педагогических проблем на современном этапе является поиск новых гий, направленных на обеспечение социализации детей и подростков. Проблема социально-педагогического сопровождения различных категорий детей, молодежи и взрослого населения в процессе их социализации является одной из ведущих в соци-
1 Статья публикуется в рамках гранта РГНФ: региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2014 - Свердловская область. Заявка № 14-16-66047. Проект «Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в контексте внедрения ФГОС основного общего образования в Свердловской области».
© Галагузов А. М., Галагузова М. А., 2015
альной педагогике. Но прежде чем определять эффективные технологии в социально-педагогическом сопровождении дезадаптированных подростков, необходимо выяснить сущность этого понятия, ибо она имеет методологическое значение, поскольку смысловое наполнение этого понятия определяет принципиальные подходы к целям, задачам и средствам деятельности социального педагога.
В учебных пособиях по социальной педагогике авторы рассматривают различные аспекты социально-педагогического сопровождения. Так В. И. Загвязинский и О. А. Селиванова в учебнике для бакалавров психолого-
педагогического образования рассматривают социально-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами (детей-инвалидов) [13, с. 275-293] и социально-педагогическое сопровождение престарелых [там же, с. 373383]. Анализируя эти вопросы, авторы останавливаются на социальных проблемах детей-инвалидов и пожилых людей, выделяют виды помощи, которая может быть оказана социальными педагогами таким категориям людей. Однако авторы в этом учебнике не дают определение сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение».
Другой ученый Л. В. Мардахаев в учебнике по социальной педагогике рассматривает «социально-педагогическое сопровождение и поддержку человека в жизненной ситуации» [7, с. 698-715] и «социально-педагогическую поддержку семей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [там же, с. 717-740]. Автор дает определение понятия «социально-педагогическое сопровождение», под которым он понимает «совместное движение (взаимодействие) социального педагога... и воспитанника, его родителей... на основе прогнозирования перспектив поведения и самопроявления объекта в ситуации развития, направленное на создание условий и обеспечение ему (им) наиболее целесообразной помощи (поддержки), стимулирование осмысления существа в процессе возникновения. проблемы в общении, успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении (уходе, развитии и воспитании ребенка), поиск способа ее преодоления, а также побуждении к самостоятельности и активности в этом» [там же, с. 704]. Несмотря на сложность данного определения, не позволяющего выделить признаки понятия, отделить «зерна от плевел», обратим внимание на два важных, с нашей точки зрения, термина - взаимодействие и поддержка.
Анализ научной литературы показывает, что наряду с понятием «социально-педагогическое сопровождение» используется другое, близкое к нему понятие «социально-педагогическая поддержка». В некоторых источниках они рассматриваются как синонимы. Однако несмотря на кажущуюся близость этих понятий, каждый из них имеет свою специфику.
Известно, что понятие «педагогическая поддержка» имеет более длительную историю, чем сопровождение. Впервые это понятие было введено О. С. Газманом [4], затем рассмотрено такими учеными, как А. Д. Андреева, Т. В. Анрохина, Н. Н. Михайлова и др. Ученые рассматривали педагогическую поддержку для успешного обу-
чения и психологического развития ребенка в образовательных учреждениях.
В дальнейшем с развитием социальной педагогики появились и стали рассматриваться понятия «социально-педагогическая поддержка» и «социально-педагогическое сопровождение» в процессе социализации детей и подростков [8; 15 и др.]. Рассмотрим эти понятия по некоторым изученным нами источникам. Так, Н. В. Савицкая выделяет пути и средства социально-педагогической поддержки социализации ребенка: «отбор содержания и форм педагогической поддержки; организация социального партнерства субъектов микросоциума по социализации детей; оценка результативности социально-педагогической поддержки» [12, с. 76]. Автор в работе не дает определения рассматриваемого нами понятия, но связывает его с педагогической поддержкой и выделяет такие признаки, как социальное партнерство и оценка результатов поддержки.
О. Н. Рощина рассматривает социально-педагогическую поддержку ребенка в трудной жизненной ситуации. Автор определяет социально-педагогическую поддержку семьи как эффективное направление социально-педагогической помощи, которая является целостным, непрерывным и комплексным явлением. При этом автор выделяет основные направления социально-педагогического сопровождения: «социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическая коррекция» [11, с. 291]. В этом определении О. Н. Ро-щина понятия «социально-педагогическая поддержка» и «социально-педагогическое сопровождение» рассматривает как синонимы. Она также выделяет такие их признаки, как профилактика, консультирование и коррекция.
Другое определение «социально-педагогической поддержки детства» мы находим в работе Т. Н. Поддубной и О. В. Агош-ковой. Авторы трактуют его как «социально-педагогическую деятельность по организации взаимодействия субъектов социальной защиты детства с целью предоставления индивиду (группе индивидов) защищенного пространства, предполагающая, в конечном счете, эффективный процесс его (их) социализации» [10, с. 114]. Мы выделяем два важных термина в этом определении - взаимодействие и социализация.
Т. Е. Быковская констатирует, что социально-педагогическое сопровождение «трудных» молодых людей является сложным и комплексным видом превентивной деятельности различных категорий специалистов. Под социально-педагогическим со-
провождением автор понимает «тип педагогической деятельности, которая состоит в превентивном научении ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, а также в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на ситуации эмоционального дискомфорта растущего человека» [3, с. 282]. Т. Е. Быковская в рассматриваемом понятии делает акцент на педагогическую деятельность специалиста, который планирует жизнь ребенка под непосредственным наблюдением взрослого.
А. А. Архипова рассматривает в диссертационном исследовании социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации. Социально-педагогическое сопровождение, по мнению автора, представляет «компонент педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуально необходимой помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности» [2, с. 7]. Как видим, автор также рассматривает социально-педагогическое сопровождение через педагогическую поддержку и оказание помощи ребенку в процессе социализации.
Л. Э. Понкратова считает, что «особенностью социально-педагогического сопровождения является «специфическая позиция социального педагога и целью этого сопровождения... является оказание помощи в процессе социализации» Автор выделяет особенности социально-педагогического сопровождения: «целенаправленность, комплексность, непрерывность, долговременность, стимулирование мотивации, прогнозируемый результат. Социально-педагогическое сопровождение расширяет границы социального опыта ребенка и повышает его адаптивные возможности, способствуя, таким образом, успешной социализации» [9].
Ограничимся этими исследованиями и сделаем ряд выводов:
- термин «социально-педагогическая поддержка» используется авторами, когда рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей и подростков, с которыми они не могут самостоятельно справиться, занимаются этими проблемами в образовательных учреждениях, в основном, педагоги;
- социально-педагогическое сопровождение связано с проблемами, которые возникают у детей и подростков в процессе социализации; эти проблемы решаются социальными педагогами и другими специалистами (педагогами-психологами, социаль-
ными работниками, дефектологами и др.) как в образовательных учреждениях, так в социальных и социально-педагогических учреждениях;
- социально-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение - это разные формы педагогической и социально-педагогической деятельности, которые направлены на помощь ребенку либо в обучении и воспитании, либо в процессе социализации;
- технологии социально-педагогического сопровождения и социально-педагогической поддержки зависят от проблем обучения, воспитания и социализации детей и подростков.
После приведенных выше рассуждений рассмотрим наше представление о сущности социально-педагогического сопровождения дезадаптированных подростков. Для этого вначале рассмотрим этимологию этого слова, затем педагогическое и социальное сопровождение как составляющие социально-педагогического сопровождения и далее особенности социализации дезадаптированных подростков в этом процессе.
Для выяснения этимологии слова «сопровождение» обратимся к словарям. В словаре В. Даля понятие «сопровождение» трактуется как определенное действие. Сопровождать значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, сопровождать значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-то. Мы видим, что термин «сопровождение» имеет многозначное звучание.
Понятие «педагогическое сопровождение» рассмотрено нами выше. Другое важное понятие «социальное сопровождение» является одним из основных в социальной работе: «Это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами» [14]. Социальное сопровождение направлено на социальную помощь, патронаж и защиту детей и молодежи, оказавшихся в сложных условиях, с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения и повышения их социального статуса. В процессе социального сопровождения детей и подростков решаются такие задачи, как адаптация к реальным условиям жизнедеятельности, реабилитация детей и подрост-
ков, находящихся в кризисных ситуациях и повышение их социального статуса, создание условий для самореализации детей и подростков в семье и обществе.
Анализ представленных работ, а также многолетняя практика по социализации дезадаптированных подростков позволяет вывести такое общее определение. Социально-педагогическое сопровождение подростков - это комплексное взаимодействие социального педагога (психолога-педагога, дефектолога и др. специалистов) и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в процессе их социализации и социального саморазвития.
Это понятие конкретизируется в зависимости от того, какая проблемная ситуация возникает у подростков, в частности, у дезадаптированных. Вначале выясняется
проблема дезадаптации: девиантное или делинкветное поведение, наркомания, алкоголизм или другие зависимости. Проблемы дезадаптированных подростков описаны во многих научных работах [1; 5; 6 и др.]. Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков выполняет следующие функции: целевая, прогностическая, диагностическая, социально-технологическая, контрольная и корректирующая. В зависимости от социальной проблемы дезадаптированного подростка конкретизируются функции социально-педагогического сопровождения и определяется социально-педагогическая технология по решению целей и задач адаптации или реадаптации, социализации или ресоциализа-ции личности подростка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазов Б. Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
2. Архипова А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации» : автореф. дис. ... канд. пед. наук, СПб., 2005.
3. Быковская Т. Е. Социально-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения // Социально-педагогическая поддержка ребенка : мат-лы меж-дунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Иванова. М. : АПКиППРО, 2009. С. 280-286.
4. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О. С. Газмана. М., 1996.
5. Галагузова Ю. Н., Ремезова В. В. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям : учеб. пособие. Н. Новгород, 2001.
6. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2003.
7. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник. М. : Юрайт, 2011.
8. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. . : Академия, 2002.
9. Панкратова Л. Э. Новые подходы в подготовке специалистов. URL: do.teleclinica.ru/206983/.
10. Поддубная Т. Н. Социально-педагогическая поддержка в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры : учебно-метод. пособие для социальных педагогов, социальных работников, воспитателей / Т. Н. Поддубная, О. В. Агошкова. Майкоп, 2010.
11. Рощина О. Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в трудной жизненной ситуации // Социально-педагогическая поддержка ребенка : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Иванова. М. : АПКиППРО, 2009. С. 290-294.
12. Савицкая Н. В. Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации // Социально-педагогическая поддержка ребенка : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Иванова. М. : АПКиППРО, 2009. С. 74-77.
13. Социальная педагогика : учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. : Юрайт, 2012.
14. Социальное сопровождение : учебные материалы для студентов. URL: http: //kroki-gittya.com.ua/glossary.htm.
15. Чередниченко И. Н. Социально-педагогическая поддержка детства : учеб. пособие для студ. вузов. Омск : ОмГПУ, 2003.
LITERATURE
1. Almazov B. N. Psikhologo-pedagogicheskie osnovaniya reabilitatsii sotsial'no-dezadaptirovannykh po-drostkov : dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 1997.
2. Arkhipova A. A. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detey, ostavshikhsya bez popecheniya rodi-teley, v protsesse sotsializatsii» : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, SPb., 2005.
3. Bykovskaya T. E. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie podrostka s deviantnym povedeniem v us-loviyakh obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka rebenka : mat-ly mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. A. V. Ivanova. M. : APKiPPRO, 2009. S. 280-286.
4. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detey v obrazovanii / pod red. O. S. Gazmana. M., 1996.
5. Galaguzova Yu. N., Remezova V. V. Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' s neblagopoluchnoy sem'ey v tsentre sotsial'noy pomoshchi detyam : ucheb. posobie. N. Novgorod, 2001.
6. Lodkina T. V. Sotsial'naya pedagogika. Zashchita sem'i i detstva : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. M. : Akademiya, 2003.
7. Mardakhaev L. V. Sotsial'naya pedagogika. Polnyy kurs : uchebnik. M. : Yurayt, 2011.
8. Oliferenko L. Ya. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detey gruppy riska : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / L. Ya. Oliferenko, T. I. Shul'ga, I. F. Dement'eva. . : Akademiya, 2002.
9. Pankratova L. E. Novye podkhody v podgotovke spetsialistov. URL: do.teleclinica.ru/206983/.
10. Poddubnaya T. N. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka v uchrezhdeniyakh sotsial'no-pedagogicheskoy infrastruktury : uchebno-metod. posobie dlya sotsial'nykh pedagogov, sotsial'nykh rabotnikov, vospitate-ley / T. N. Poddubnaya, O. V. Agoshkova. Maykop, 2010.
11. Roshchina O. N. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka rebenka v trudnoy zhiznennoy situatsii // Sot-sial'no-pedagogicheskaya podderzhka rebenka : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. A. V. Ivanova. M. : APKiPPRO, 2009. S. 290-294.
12. Savitskaya N. V. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka rebenka v protsesse sotsializatsii // Sotsi-al'no-pedagogicheskaya podderzhka rebenka : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. A. V. Ivanova. M. : APKiPPRO, 2009. S. 74-77.
13. Sotsial'naya pedagogika : uchebnik dlya bakalavrov / pod red. V. I. Zagvyazinskogo, O. A. Selivanovoy. : Yurayt, 2012.
14. Sotsial'noe soprovozhdenie : uchebnye materialy dlya studentov. URL: http: //kroki-gittya.com.ua/glossary.htm.
15. Cherednichenko I. N. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detstva : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. Omsk : OmGPU, 2003.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.