УДК 37.013
А. Ю. Амиршадян
Организация поддерживающего поведения учителя в образовательном процессе
В статье на основе анализа работ педагогов по проблеме педагогической поддержки и поддерживающего поведения учителя выявлено, что индивидуальная помощь детям, подросткам и юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении рядаусловий в поддерживающем поведении педагога. Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение рассматриваются как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Ключевые слова: поддерживающее поведение, педагогическая поддержка,
педагогическое сопровождение, преодоление препятствий.
A. Iu. Amirshadian
Organization of supportive behaviors of the teachers in the educational process
Article based on analysis of works of teachers on the issue of pedagogic support and supportive behaviors teachers revealed that private assistance to chi1dren,teenagers and young people in educational organization can have a positive effect if certain conditions in supportive behaviour of the teacher. Pedagogical support and pedagogical maintenance are considered as complex technology, special culture of support and assistance to the child in the decision of problems of development,education,upbringing and socialization.
Keywords: supportive behavior, pedagogical support, pedagogical maintenance,
overcoming obstacles.
'асколько часто педагог совместно с ребенком определяет его интересы, цели, возможности и пути преодоления проблем? Необходимо ли это, и насколько актуальна эта проблема сегодня?
Для нашего общества очень важно развитие личности школьника как активного субъекта собственной жизнедеятельности. Кроме того, существует востребованность педагогической поддержки индивидуального стиля учения как необходимого направления в работе школы. А самое главное, для практики современного образования необходимо использование не отдельных способов педагогической поддержки индивидуального стиля учения, а ее системы. Именно поэтому, целью нашей работы является выявление условий организации поддерживающего поведения учителя.
Для того чтобы осветить данную проблему, мы провели анализ современных подходов к условиям организации поддерживающего поведения учителя в образовательном процессе. Часто при разговоре об образовании сегодня используются такие термины, как «педагогическая
поддержка», «педагогическое сопровождение». В чем же разница между данными понятиями?
Идея педагогической поддержки возникла в концепции свободного воспитания на основе опыта выдающихся педагогов (М. Монтессори, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, Е.В. Бондарев-ской, Л.С. Якиманской и т.д.) и выработанных ими принципов помощи ребенку, сохранения его индивидуальности и самоценности. В практике воспитания идея поддержки и помощи нашла свое отражение в работах Я. Корчака и С. Френе.
Наиболее полно "педагогическая поддержка” представлена в работах Олега Семеновича Газмана. Под педагогической поддержкой (в отличие от заботы) О.С. Газман понимает совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самовоспитании, общении, определенном образе жизни[2].
Педагогическая поддержка — относительно самостоятельное явление образования в целом,
pnojournal.wordpress.com 197
особая сфера педагогической деятельности. Можно сказать, что это превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка. Она направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением.
Нужно отметить, что ключевым понятием педагогической поддержки является «преодоление препятствий». Именно для преодоления воспитанниками и учащимися не выдуманных и искусственно созданных, а реальных препятствий, встающих перед ними каждый день и требующих от школьников напряжения физических, умственных, духовных сил и воли, так необходима поддержка педагога. Именно он позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно и защищено перед возникающими обстоятельствами и трудностями.
В практике образовательного процесса встречаются различного рода препятствия:
1) субъективные (личностные) «Я» — препятствия, которые включают отсутствие ориентации, низкая самооценка, несоответствие ожиданий и притязаний и т.п.
2) объективные (социальные) «ОНИ» — препятствия. Источник этого вида препятствий — социальная среда (школьная и внешкольная): работники школы (учителя, администрация); друзья, группы сверстников в школе и вне ее; семья; ценности, традиции населенного пункта и др.
3) материальные препятствия (недостаточность учебников, пособий, помещений, оборудования в школе (парты по росту), материальное положение семьи) [6].
Однако педагогическая поддержка не подразумевает, что педагог возьмет на себя решение всех проблем школьника, защищая его от «тягот» школьной жизни. Задача взрослого — вдохнуть в ребенка уверенность в своих силах, дать толчок к преодолению трудности, помочь разобраться в ее причинах и следствиях, своих возможностях, в вариантах стратегий поведения. Именно то, что при таком подходе ребенок вынужден сам учиться справляться с возникающими перед ним препятствиями при педагогической поддержке взрослого, и делает эту поддержку личностно развивающей, способствующей не просто развитию его самостоятельности, но проявлению и становлению субъект-ности школьника.
При осуществлении поддерживающего поведения, педагоги используют две стратегии — педагогической поддержки и педагогического сопровождения. Сопровождение отличается от поддержки своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью оказываемой помощи. Поддержка же эпизодична, адресна и предполагает большую инициативу преподавателя в оказании помощи.
На вопрос «какая же стратегия лучше?» можно конкретно ответить лишь в соотношении с особенностями конкретной ситуации и характером затруднений, которые испытывает воспитанник с его готовностью к разрешению возникающих затруднений.
Педагогика поддержки направлена на то, чтобы помочь ребенку познать самого себя, уловить свою уникальность и неповторимость, реализовать собственную индивидуальность, построить присущую только и исключительно ему одному траекторию жизненного пути и в соответствии с этим — неповторимую траекторию образования [1].
С организационной (технологической) позиции педагогическая поддержка может быть представлена следующими этапами деятельности учителя в целях помощи ученикам при решении проблем:
1) диагностический (выявление и фиксация проблемы);
2) поисковый (совместный поиск причин возникновения проблемы);
3) договорный (проектирование действий каждой из сторон с распределением функций и
4) деятельностный (обеспечение успеха в разрешении проблемы);
5) рефлексивный (анализ достигнутого в решении проблемы) [6].
И.С. Якиманская подчеркивает, что основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации [7].
Именно от учителя зависит, будет ли избрана рассматриваемая модель педагогического взаимодействия. При этом он должен быть изначально настроен на то, чтобы не стремиться подогнать ребенка под государственные стандарты, общественные или свои собственные представления о том, каким он должен стать, для чего и как его воспитывать и обучать. Педагог должен вполне осознанно стремиться к тому, чтобы формировать представления о будущем образе ребенка, исходя из него самого, при его непременном активном, самостоятельном и все более возрастающем участии. То есть воспитатель должен не только организовывать и направлять развитие воспитанника, но и вполне осознанно и целенаправленно развиваться и изменяться вместе с ним, формируя в ходе общения совместную траекторию движения по жизни в рамках образовательного процесса.
При таком подходе ребенок становится подлинным субъектом собственного развития, именно от содержания и особенностей его внутреннего мира, его потенциала, интересов и проблем зависит цель его образования и средства ее
достижения. Ребенок превращается из средства достижения учебных и воспитательных целей наставника, что, по существу, задается парадигмами педагогики авторитета и педагогики манипуляции, в образовательную цель собственного развития, поддерживаемого наставником.
Конечно же, эффективность любого процесса, предполагающего решение задач воспитания и обучения, зависит от психолого-педагогиче-ского и методического обеспечения этого процесса. Иными словами, любое воздействие, взаимодействие, любой процесс будет эффективен, если будут обеспечиваться необходимые (благоприятствующие) для этого условия. Поэтому мы на основе анализа работ педагогов по проблеме педагогической поддержки и поддерживающего поведения учителя выявили, что индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий в поддерживающем поведении педагога.
Во-первых, необходимо наличие у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также высокого уровня и специального содержания их психолого-педа-гогической подготовки.
Во-вторых, оказание такой помощи невозможно без наличия у воспитуемого готовности принять ее от воспитателя, без установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.
В-третьих, важным условием является наличие у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств:
- здорового самовосприятия, то есть удовлетворяющей его позитивной Я-концепции;
- последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним;
- стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками;
- умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.
В-четвертых, умения воспитателя вести ин-
дивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна» с позиции «Взрослого», обращенного к состоянию «Взрослый» воспитанника (с точки зрения трансакционного анализа Э.Берна): использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды — данное условие не позволит превратить поддерживающее поведение педагога в поведение опеки, а поведение ребенка — в объект манипулирования.
В-пятых, использование в организации воспитательного процесса личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов позволит обеспечить каждому ребенку поддержку его уникальной линии развития в контексте культуры, вместо унификации моделей поведения всех под некий стандартный социально одобряемый образец.
Педагогика поддержки ставит перед наставником две проблемы. Во-первых, необходимость создания условий, стимулирующих участие воспитанника в качестве сотворца процесса собственного образования с опорой на имеющиеся у него потребности и способности, мотивы и интересы. И, во-вторых, нейтрализацию (недопущение) возможных антисоциальных и личностно-деструктивных целей, которые могут, например, отражать имеющуюся у ребенка склонность к воровству, наркотикам, алкоголю и т.п. Причем, в рассматриваемом контексте речь идет не о том, что воспитатель предписывает воспитаннику конкретную линию поведения, а о том, что он вводит некоторые социально и личностно значимые ограничения, предоставляя ему возможность для свободного выбора, ориентированного на его собственный внутренний мир, создавая необходимые условия для самоопределения и самореализации ребенка в окружающем его мире.
В заключении хотелось бы сказать, что педагогическая поддержка и сопровождение сегодня являются не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М.: Ростов н/Д, 1999. - 560 с.
2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе / О.С. Газман. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.
3. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н Михайлова, С.М. Юсфин. -М.: Мирос, 2002. - 208 с.
4. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004. - 256 с.
5. Поповицкая Н.В. Современные требования к педагогу в межличностном восприятии // Перспективы науки и образования, 2013. - №5. - С.44-48.
pnojournal.wordpress.com 1
6. Селевко Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.
7. Якиманская И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / И.С. Якиманская. - М.: УВЦ "Инноватор", 1996. - 37-40 с.
шноватор , 1996. - 3/
REFERENCES
1. Bondarevskaia E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriiakh i sistemakh vospitaniia: Ucheb. posobie dlia studentov pedvuzov i slushatelei [Pedagogics: the person in humanistic theories and systems of education: Studies manual for students of pedagogic universities and listeners]. Moscow, Rostov n/D, 1999. 560 p.
2. Gazman O.S. Pedagogicheskaia podderzhka detei v obrazovanii kak innovatsionnaia problema // Novye tsennosti obrazovaniia: desiat' kontseptsii i esse [Pedagogical support of children in education as an innovative problem // New values education: ten concepts and essay]. Moscow, Innovator, 1995. 58 p.
3. Mikhailova N.N., Iusfin S.M. Pedagogika podderzhki: Uchebno-metodicheskoe posobie [Pedagogy support: textbook]. Moscow, Miros, 2002. 208 p.
4. Oliferenko L.Ia. Sotsial'no-pedagogicheskaia podderzhka detei gruppy riska: Ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Socio-pedagogical support of children at risk: Handbook for students]. Moscow, Akademiia, 2004. 256 p.
5. Popovitskaia N.V. Modern requirements to the teacher in the interpersonal perception. Perspektivy nauki i obrazovaniia -
Perspectives of science and education, 2013, no.5, pp.44-48.
6. Selevko G.K. Vospitatel'nye tekhnologii [Educational technology]. Moscow, NII shkol'nykh tekhnologii, 2005. 320 p.
7. Iakimanskaia I.S. Pedagogicheskaia podderzhka s tochki zreniia psikhologa // Vospitanie i pedagogicheskaia podderzhka detei v
obrazovanii [Pedagogical support from the point of view of a psychologist // Education and pedagogical support of children in education]. Moscow, Innovator, 1996. pp.37-40.
Информация об авторе Information about the author
Амиршадян Алла Юрьевна Amirshadian Alla Iur'evna
(Россия, Воронеж) (Russia, Voronezh)
Педагог-психолог. Центр развития творчества детей Teacher-psychologist. Center of Development of
и юношества. Children and Youth Creativity.
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]