ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
УДК 37.0+378
Ибляминова Марьям Рашидовна
Соискатель кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, [email protected], Саратов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Аннотация. В статье рассматривается понятие «педагогическая поддержка» как особая форма педагогической деятельности в проектировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий учашдхся. Дано авторское определение ее сущности. В исследовании установлено, что условия активизации процесса педагогической поддержки влияют на становление ценностной основы самосознания, саморазвития, самоопределения личности. Выявлено, что основное условие поддержки является «протежирование» в ходе продвижения по траектории. Поскольку функциональные обязанности педагога осуществляются по запросу обучающегося, то понимание приобретения своего собственного опыта способствует его личностному росту. Уделено внимание барьерам и факторам, препятствующим активному взаимодействию обучающегося и педагога и противодействующим всему образовательно-воспитательному процессу.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, индивидуальная образовательная траектория, самосознание, саморазвитие, самоопределение.
Все дети разные, и каждый ребенок хочет, чтобы взрослый понял, принял, защитил и поддержал именно его...
Н. Б. Крылова
Введение в проблему. Когда мы рассматриваем образовательный процесс, наше внимание в первую очередь направлено на деятельность обучающегося, который является ключевой фигурой всего хода образовательного действия. А педагог следит за динамикой развития данного процесса. Как показывает практика, обучение и воспитание являются основными задачами педагога. Но возникает вопрос, какие предпринять действия для продуктивной организации работы ученика и педагога? Учитывая количество детей в классе, очень сложно предложить одну траекторию для всего коллектива, т. к. каждый ученик будет реализовывать себя согласно своим индивидуальным качествам и особенностям.
Исходя из этого, мы наблюдаем следующее: проектирование и реализация индивидуальной образовательной траектории обучающегося не может обходиться без помощи педагога и родителей, которые являются неотъемлемой частью учебной среды и окружающего социума. Сопровождая обу-
чающегося на протяжении всего маршрута, педагог оказывает поддержку, придает ему уверенность в своих возможностях, формирует компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в соответствии с собственными интересами и возможностями, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Цель статьи - рассмотрение опыта учёных, педагогических работников в определении роли педагогической поддержки в формировании и развитии ценностных основ индивидуальности обучающегося.
Теоретический анализ проблемы. Поддержать - значит помочь в решении тех или иных проблем, возникающих в процессе развития обучающегося в образовательном
ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 2 / 2017
15
и социальном пространстве.
Термин «педагогическая поддержка» представляет собой унитарное образовательное явление. Составляющими педагогической поддержки являются концепция, модель и практический опыт. Существует обширная литература, посвященная данной теме (Е. А. Александрова, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, М. В. Макарова, Н. Н. Михайлова, Н. М. Таланчук, С. М. Юсфин, И. Ю. Шустова и др.).
Специфика педагогической поддержки обучающегося в учебном процессе была разработана и внедрена на практике О. С. Газманом, который разделил две педагогические области:
- воспитание, определяющееся социальными границами и ценностями (социализация);
- поддержка, определяющаяся индивидуальными условиями развития и жизненной практики ребенка (индивидуализация) [3].
Согласно постулатам О. С. Газмана, педагог должен ненавязчиво, мягко содействовать саморазвитию, самореабилитации, самоопределению и самоорганизации ребенка. Поддерживая идеи индивидуализации, ученый выделяет 5 стадий для совместного прохождения участников образовательного процесса, а именно:
- диагностическая (взаимопонимание, описание препятствия (трудности), мониторинг важности проблемы);
- поисковая (совместные искания);
- договорная (взаимное согласие на деятельность);
- деятельностная (поддержка инициативы ребенка, сотрудничество);
- рефлексивная (разбор, констатация, осмысление опыта) [3].
Реализация этого поэтапного сотрудничества в массовой школе, по мнению О. С. Газмана, должна привести к гуманизации воспитания, которое соответствовало бы общественной необходимости в строительстве демократического правового государства [3].
Привлекает внимание в аспекте проблематики нашего исследования работа Н. Н. Михайловой, которая полагает, что пространство реализации педагогической поддержки находится на стыке процессов социализации и индивидуализации. В свя-
зи с этим она определяет педагогическую поддержку как деятельность, которая «располагается» в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности как деятельности приобщения, формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка [5].
Результаты экспериментов Н. Н. Михайловой и С. М. Юсфина - весомый аргумент к признанию точки зрения сторонников развития системы педагогической поддержки в образовании. В своей работе исследователи указывают, что целенаправленное создание условий, при которых ребенок имел бы возможность развивать в себе человеческие способности (рефлексия), является целью педагогической поддержки как особой педагогической деятельности, свободной, но соотносимой с целями социализации. Педагогическая поддержка нужна для того, чтобы помочь ребенку осознать и принять свою индивидуальность достойно, чтобы преодолеть переломный период без ущерба своим индивидуально-психологическим особенностям, способствующим развитию самоопределения, самосознания, самовыражения. Наличие индивидуальной траектории движения позволяет ребенку совершать и рефлектировать саму возможность изолирования себя от других. В этом обособлении впервые возможны вопросы, обращенные к себе, а не к другим [5].
Рассматривая отношение «Человек -мир», сущностью педагогической поддержки в становлении ценностной основы самосознания личности исследователь И. С. Гомбоева определяет создание объективных и субъективных условий. Под объективными условиями, которые влияют на становление «образа Мира» обучающегося, понимается специфичность культурно-образовательной среды учебного заведения, в то время как к субъективным условиям относится положение обучающегося и педагога в процессе взаимодействия, порождающего «образ Я» [2, с. 31]. Опираясь на особенности направлений педагогической поддержки, И. С. Гомбоева определяет ее как помощь педагога обучающемуся в самопознании, самоопределении, самореализации, «выращивание его субъектности, в ходе
которого происходят личностные изменения воспитанника и педагога, отрывающие возможности их дальнейшего взаимодействия и развития» [2, с. 32].
Нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований, еще многие свойства и механизмы педагогической поддержки требуют дополнительного рассмотрения.
В своих работах Н. Б. Крылова обращает внимание на барьеры, препятствующие процессу поддержки.
1. Педагог (классный воспитатель) должен быть специально обучен, так как он - носитель особых установок, профессиональной позиции, специальных компетенций и техник, а также иметь на это время и условия.
2. Организационные вопросы образовательной деятельности. Теория педагогической поддержки послужила основой для проектирования инновационной практической деятельности, стала реальным средством обновления содержания обучения и воспитания, а создание локальной системы педагогической поддержки вносило вклад в демократизацию уклада школьной жизни.
3. Опасность манипуляции и имитации педагогической поддержки (учитель, администратор, готовый использовать все для достижения своих целей и некорректно применяющий административные средства вместо педагогических средств).
4. Неопытность педагогов (системная нехватка подготовленных освобожденных классных воспитателей).
5. Отсутствие активных носителей идеи, т. е. педагогическое сообщество, готовое принять новые идеи, востребованность инновации, ее адекватность интересам гражданского сообщества, материальная база и финансовая поддержка [4].
Далее автор отмечает, что поддержка должна быть незаметной, неброской. Но, к сожалению, педагог не может обеспечить такую работу в силу выдвигающихся на первый план задач обучения на основе стандартов. Исследователь подчеркивает, что в новых условиях образовательной парадигмы действующая установка обучения требует оптимизации локальной системы педагогической поддержки.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что педагогическая поддержка приоб-
рела статус феномена педагогической науки.
Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики поддерживающей педагогики содержится в трудах профессора Е. А. Александровой, где дается научное обоснование концепций педагогической поддержки и сопровождения. Сущность педагогической поддержки понимается как взаимодействие ученика, педагога, родителей для создания условий с целью понимания обучающимися индивидуальных и социальных смыслов жизнедеятельности, процесса разработки и прогнозирования результатов индивидуальной стратегии поведения и учения, ее реализация, преодоление старшеклассником личностно-значимых проблем [1].
Несомненная важность работ Е. А. Александровой состоит в том, что в результате экспериментальных исследований ученый вводит понятие «опережающая педагогическая поддержка» - «процесс создания условий для адекватного восприятия учениками информации вербального и невербального характера, затрагивающий сферы культурных интересов и поведения старшеклассников как в настоящем времени, так и в недалеком будущем с целью поддержать их интерес к зоне ближайшего культурного развития» [1, с. 77].
Исходя из этого, Е. А. Александрова выделяет основные функции поддерживающей деятельности.
1. Превентивная - содействие полноценному становлению личности ученика, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, включая выработку психолого-педагогических рекомендаций по созданию условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом их субкультурной принадлежности.
2. Консультационная - поддержка ученика в процессах саморазвития, самореабилитации, самоопределения, самоорганизации и в реализации им права проживать свой возраст по принципу «здесь и теперь», что включает адаптацию в реальных жизненных условиях, формирование ценностно-моти-вационной сферы, преодоление кризисных ситуаций.
3. Коррекционная - взаимодействие
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2 / 2017
17
с учеником, направленное на формирование способности его к адекватной оценке действительности, в том числе и своего «Я», гармонизацию межличностных отношений [1, с. 76].
Следует учитывать тот факт, что педагогическая поддержка ученика зависит:
- от состояния здоровья (индивидуальный образовательный маршрут строится с помощью выбора реабилитационной образовательной программы);
- уровня психического развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут строится с помощью выбора коррекци-онной программы);
- образовательных потребностей обучающихся (индивидуальный образовательный маршрут определяется с помощью реализации факультативных, элективных курсов, дополнительных образовательных программ, согласованных с общеобразовательной программой);
- познавательного профиля (индивидуальный образовательный маршрут строится с помощью выбора образовательной программы индивидуального обучения);
- индивидуального стиля деятельности (индивидуальный образовательный маршрут основан на выборе образовательной программы).
Таким образом, автор сопоставляет педагогическую помощь, где педагог выполняет функцию «врача-консультанта» или «советника по процессу», и педагогическую поддержку, редуцирующую степень вмешательства педагога, вследствие чего происходит переход от позиций взаимо- и со- к позиции само- в разработке и реализации траектории. Из сказанного становится очевидным то, что на практике вышеуказанные термины предполагают совершенно разные деятельности.
Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования.
Педагогическая поддержка, гарантируя
индивидуализацию, создает условия для саморазвития, самоопределения, самосознания личности ребенка. Функциональные обязанности педагога осуществляются по запросу ученика, который способен разработать и реализовать свою индивидуальную образовательную траекторию самостоятельно. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь ему увидеть свои проблемы и трудности, найти и осознать их причину, определить способы преодоления, содействовать неконфликтному выходу из сложной жизненной ситуации. Осмысление ребенком возникшего нового положительного или отрицательного опыта помогает его личностному росту.
Таким образом, под термином «педагогическая поддержка» мы понимаем практическую деятельность педагога, которая мотивирует обучающегося самостоятельно действовать с учетом его целей, интересов, способностей. Наряду с этим необходимо отметить следующее: основным условием поддержки является «протежирование», т. е. обучающийся получает опеку и продвижение по траектории, зная, что у него есть на кого опереться.
Заключение. Теоретический анализ литературы показывает, что проблема рассматривалась достаточно широко. В то же время целый ряд конкретных (методических) вопросов, связанных с организацией и реализацией педагогической поддержки, остается мало разработанным. Отдавая должное тому, что было сделано предшественниками, мы, тем не менее, считаем, что образовательно-воспитательный процесс не может обходиться без педагогической поддержки и сопровождения. Однако для оптимизации образовательного процесса требуются не только инновационные технологии и методы, но и нормативная база, создающие в целом благоприятные условия для проектирования и реализации при педагогической поддержке образовательных траекторий, стимулирующие саморазвитие обучающегося.
Библиографический список
1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология
образования. Психология развития. - 2008. - Т. 1, № 1-2. - С. 74-78.
2. Гомбоева И. С. Аксиологический аспект педагогической поддержки в контексте отношения «Человек - Мир» // Научный диалог. - 2015. -
№ 10 (46). - С. 24-40.
3. Крылова Н. Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения // Школьные технологии. - 2008. - № 2. - С. 34-42.
4. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. - 2000. -№ 3. - С. 92-103.
5. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика
поддержки: учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001. - 208 с.
6. Crookes P. A., Bradshaw P. L. Developing scholarship in nursing - steps within a strategy // Journal of Nursing Management. - 2002. - № 3. -P. 177-181.
7. Kozulin A. Dynamic assessment in search of its identity // The Cambridge handbook of cultural-historical psychology. - Cambridge University Press, 2014. - P. 126-147.
Поступила в редакцию 12.12.2016
Ibliaminova Mariam Rashidovna
Applicant of the Department of Methodology of Education, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky, [email protected], Saratov
PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE DESIGN AND IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES
Abstract. The article discusses the concept of "pedagogical support" as a specific form of pedagogical activity in the design and implementation of students' individual educational trajectories. The author defines its essence of the concept. The study determined that the conditions making more active the process of pedagogical support effect on the value base formation of self-awareness, self-development, self-identity. It is found out that the main condition of support is "protection" throughout the furtherance along the trajectory. Therefore the teacher's functional responsibilities are carried out at the student's request, therefore the understanding of acquiring their own experience contributes to his personal growth. It was paid attention to the barriers and factors that hinder the active interaction between the student and teacher that can address the whole educational process.
Keywords: pedagogical support, individual educational trajectory, self-awareness, self-development, self-determination.
References
1. Aleksandrova, E. A., 2008. Pedagogicheskoe so-provozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individual'nyx obrazovatel'nyx traektorij [Pedagogical support of senior pupils in the process of development and implementation of individual educational trajectories]. Izvestiya Saratovskogo uni-versiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psixologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. New series. Acmeology of education. Developmental psychology], T. 1, № 1-2, pp. 74-78 (in Russ.).
2. Gomboeva, I. S., 2015. Aksiologicheskij aspekt pedagogicheskoj podderzhki v kontekste ot-nosheniya "Chelvek - Mir" [The axiological aspect of pedagogical support in the context of the relations "Human - World"]. Nauchnyj dialog [Scientific dialogue], 10 (46), pp. 24-40 (in Russ.).
3. Krylova, N. B., 2008. Individualizaciya reben-ka v obrazovanii: problemy i resheniya [Individual-ization of the child in education: problems and solu-
tions]. Shkol'nye texnologii [School of technology], 2, pp. 34-42 (in Russ.).
4. Krylova, N. B., 2000. Pedagogicheskaya, psix-ologicheskaya i nravstvennaya podderzhka kak pros-transtvo lichnostnyx izmenenij rebenka i vzroslogo [The child's individualization in educational process: problems and solutions]. Klassnyj rukovoditel' [The class teacher], 3, pp. 92-103 (in Russ.).
5. Mihajlova, N. N., Jusfin, S. M., 2001. Peda-gogika podderzhki: uchebno-metodicheskoe posobie [Pedagogic support: training Handbook]. Moscow: MIROS Publ., 208 p. (in Russ.).
6. Crookes, P. A., Bradshaw, P. L., 2002. Developing scholarship in nursing - steps within a strategy. Journal of Nursing Management, 3, pp. 177-181.
7. Kozulin, A., 2014. Dynamic assessment in search of its identity. The Cambridge handbook of cultural-historical psychology. Cambridge University Press, pp. 126-147.
Submitted 12.12.2016
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2 I 2017
19