Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка как современная образовательная практика'

Педагогическая поддержка как современная образовательная практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5135
678
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / СИТУАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / CHILDHOOD / THE SITUATION OF MODERN CHILDHOOD / EDUCATIONAL SUPPORT / EDUCATION / INDIVIDUALIZATION / SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Викторовна

В статье рассматривается педагогическая поддержка как современная образовательная технология, помогающая самореализации обучающихся, а также выступающая в качестве важнейшего условия становления индивидуальности личности. Дается ретроспективный анализ научных представлений о сущности педагогической поддержки. Представлены теоретические постулаты педагогической поддержки О. С. Газмана в их современном прочтении, которые воплощаются в образовательной практике. В качестве основного предмета педагогической поддержки им определена субъективность (самость, самостоятельность) и индивидуальность как уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающих его от других индивидов. Основная задача педагога при осуществлении педагогической поддержки предоставить ребенку возможность получить опыт проектирования собственной позиции по отношению к определенной ситуации. Выделяются следующие этапы этого процесса: диагностический (установление контакта, вербализация проблемы, оценка ее значимости); поисковый (совместный поиск решения проблемы или преодоления трудности); договорной (проектирование и взаимная договоренность о действиях); деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие); рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта). Важно выстроить такую модель субъективного поведения человека, при которой ребенок обретает возможность занять рефлексивную позицию по отношению к себе и обстоятельствам и за счет проектно-волевого усилия разрешает имеющийся конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT AS MODERN EDUCATIONAL PRACTICE

The article deals with pedagogical support as a modern educational technology to help self-learners, and serving as an essential condition of formation of individuality of a person. It provides a retrospective analysis of scientific ideas on the nature of pedagogic support. Theoretical postulates of O.S. Gazman on pedagogical support are listed in their modern interpretation; these postulates are represented in the modern educational practice. O.S. Gazman defines subjectivity (self-being and independence) and individuality as a unique combination of general, special and unique features of man, differentiating him from other individuals to be the basic object of pedagogical support. The main task of the pedagogue, while carrying out pedagogical support, is to give a schoolchild a chance to get the experience of projecting his own position in relation to a certain situation. The following stages of this process are singles out: diagnostic (establishing contact, verbalization of the problem, evaluation of its importance); search (joint search of solution of the problem of overcoming a difficulty); agreement (projecting and common agreement about the necessary actions); activity (support of the child’s initiative, help and interaction); reflexive (discussion, statement, thinking over the experience). It is important to build up such a model of subjective behavior of a person with the help of which the child is capable of taking a reflexive position in relation to himself and the circumstances and by a projective-volitional effort solves the conflict.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка как современная образовательная практика»

УДК 371.16

ББК Ч420.024 ГРНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01

Иванова Ирина Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26, к. 112; е-mail: IvanovaDIV@yandex. ru.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детство, ситуация современного детства, педагогическая поддержка, образование, индивидуализация, саморазвитие обучающихся.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается педагогическая поддержка как современная образовательная технология, помогающая самореализации обучающихся, а также выступающая в качестве важнейшего условия становления индивидуальности личности. Дается ретроспективный анализ научных представлений о сущности педагогической поддержки. Представлены теоретические постулаты педагогической поддержки О. С. Газмана в их современном прочтении, которые воплощаются в образовательной практике. В качестве основного предмета педагогической поддержки им определена субъективность (самость, самостоятельность) и индивидуальность как уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающих его от других индивидов. Основная задача педагога при осуществлении педагогической поддержки - предоставить ребенку возможность получить опыт проектирования собственной позиции по отношению к определенной ситуации. Выделяются следующие этапы этого процесса: диагностический (установление контакта, вербализация проблемы, оценка ее значимости); поисковый (совместный поиск решения проблемы или преодоления трудности); договорной (проектирование и взаимная договоренность о действиях); дея-тельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие); рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта). Важно выстроить такую модель субъективного поведения человека, при которой ребенок обретает возможность занять рефлексивную позицию по отношению к себе и обстоятельствам и за счет проектно-волевого усилия разрешает имеющийся конфликт.

Ivanova Irina Viktorovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Social Adaptation and Organization of Work with the Youth, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.

PEDAGOGICAL SUPPORT AS MODERN EDUCATIONAL PRACTICE

KEYWORDS: childhood, the situation of modern childhood, educational support, education, individualization, self-development of students.

ABSTRACT. The article deals with pedagogical support as a modern educational technology to help self-learners, and serving as an essential condition of formation of individuality of a person. It provides a retrospective analysis of scientific ideas on the nature of pedagogic support. Theoretical postulates of O.S. Gazman on pedagogical support are listed in their modern interpretation; these postulates are represented in the modern educational practice. O.S. Gazman defines subjectivity (self-being and independence) and individuality as a unique combination of general, special and unique features of man, differentiating him from other individuals to be the basic object of pedagogical support. The main task of the pedagogue, while carrying out pedagogical support, is to give a schoolchild a chance to get the experience of projecting his own position in relation to a certain situation. The following stages of this process are singles out: diagnostic (establishing contact, verbalization of the problem, evaluation of its importance); search (joint search of solution of the problem of overcoming a difficulty); agreement (projecting and common agreement about the necessary actions); activity (support of the child's initiative, help and interaction); reflexive (discussion, statement, thinking over the experience). It is important to build up such a model of subjective behavior of a person with the help of which the child is capable of taking a reflexive position in relation to himself and the circumstances and by a projective-volitional effort solves the conflict.

Важной задачей модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

- защиту прав личности обучающихся, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие детям в проблемных ситуациях;

- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей обучающегося, начиная с раннего возраста;

© Иванова И. В., 2015

- реализацию программ преодоления проблем, трудностей (в обучении, общении и др.);

- участие педагогов в разработке индивидуальных образовательных программ и маршрутов саморазвития каждого обучающегося, адекватных возможностям и особенностям детей разного возраста;

- психолого-педагогическую помощь и поддержку семьям детей групп риска (особого внимания) [7].

Национальная инициатива «Наша новая школа» [12], поставив задачу развития человека как личности, целенаправляет систему

образования на формирование способности растущих людей к активному функционированию в конкретно-исторической ситуации современного общества, при обеспечении развития каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности.

Сегодня сложились весьма неблагоприятные внешние условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения, интеллектуальное и духовно-нравственное становление личности. Современный ребенок намного больше подвержен влиянию со стороны и склонен воспринимать намного ярче все явления социальной реальности, чем другие социальные группы, так как находится в стадии социализации с еще не сложившимся отношением к миру [5].

Как отмечает Д. И. Фельдштейн, в принципиально изменившемся мире изменилась и ситуация развития и функционирования самого человека: «При всем многообразии и широте проводимых исследований мы имеем практически только совокупность, в том числе значимых, но часто противоречивых данных, наблюдений, представлений, фиксирующих реальные изменения и одновременно сложную ситуацию развития современного человека. Например, с одной стороны, отмечается рост его самосознания, самоопределения, критического мышления. С другой стороны, прослеживается его неуверенность, напряженность, тревожность. Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обуславливая, в частности, пассивность, безразличие людей. Совершенно очевидно, сегодня изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с происходящими изменениями культурно-исторической среды - среды, которая, как подчеркивал Л. С. Выготский, выступает "в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств не как обстановка, а играет роль источника развития". Поэтому остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъявляет общество» [15].

Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что ситуация современного детства связана с современным уровнем саморазвития ребенка, который стремится к собственному поиску решения встающих перед ними задач,

в том числе учебных, коммуникативных и творческих [17]. Д. И. Фельдштейн также делает вывод о том, что современный ребенок, с одной стороны, имеет тенденции к саморазвитию, с другой стороны, тенденции к социальным рискам [16].

Анализируя тенденции развития современного детства, В. П. Бедерханова, И. Д. Демакова, Н. Б. Крылова также указывают на то, что сегодня социальные различия детей становятся все более заметными из-за роста социальных противоречий. Это требует создания особых условий для индивидуального развития каждого ребенка. Речь идет о необходимости целенаправленной политики всеобщей педагогической поддержки индивидуального развития и саморазвития детей, обеспечения их индивидуально-ориентированного обучения [3, с. 25]. В сложившихся условиях важна реализация новой концепции воспитания, которая все более ориентируется на диалоговые субъект-субъектные отношения в диаде «педагог - обучающийся». Речь идет о гуманистически ориентированной парадигме - парадигме самореализации личности, и в этом контексте воспитание определяется как «максимально полная самореализация обучающимися своего потенциала при интеллектуально-духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него благоприятные условия» [3, с. 25].

Впервые идеи педагогической поддержки как совместного поиска путей решения проблем ребенка высказаны О. С. Газманом. В качестве основного предмета педагогической поддержки им определена субъективность (самость, самостоятельность) и индивидуальность как уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающих его от других индивидов [4].

Раскрывая сущность категории педагогической поддержки в современном ее прочтении, Н. Б. Крылова, Л. М. Лузина, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков, Е. Н. Степанов, С. М. Юсфин и др. подчеркивают, что педагогический смысл поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то и помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве [8; 10; 11].

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги О. С. Газ-мана внесли некоторые коррективы концептуального характера:

1) педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию;

2) предлагается рассматривать педагогическую поддержку как принцип личност-

110

но ориентированной (гуманистической) системы воспитания;

3) под педагогической поддержкой нередко понимается педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Например, Е. А. Александрова и Н. Б. Крылова рассматривают поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации [1].

Педагогическая поддержка имеет своей целью сопровождение ребенка в овладении процессами самосознания (самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие) и рефлексивного сознания (преобразование бытийного сознания в рефлексию) через те проблемы, которые у него возникают при встрече с задаваемыми ожиданиями, нормами, требованиями. Само наличие проблемы указывает на то, что данная встреча выступает для ребенка как конфликт, то есть обострение каких-либо противоречий [10].

При этом задача педагога - предоставить ребенку возможность конструктивной ситуации за счет приобретения опыта проектирования собственной позиции по отношению к этой ситуации. Ребенку для этого, прежде всего, нужно обратиться к анализу собственных желаний и интересов, которые присутствуют в конфликте. В этом может помочь педагог. Обращение к интересам поможет переконструировать конфликт или более четко определить его смысловую нагрузку. Данная работа направлена на то, чтобы ребенок сам мог ответить: что он хочет получить в результате данного конфликта и, что очень важно, понять, готов ли он нести ответственность за собственные желания [9; 10].

В логике проектирования идет выявление необходимых средств, которые помогут ребенку реализовать задуманное, он проводит анализ имеющегося «могу» и определяет, достаточно ли этих ресурсов для удовлетворения «хочу». В случае несовпадения данных ресурсных моментов, ребенку нужно самостоятельно решить новую задачу: либо снять собственное «хочу», либо «дорасти» до него с помощью овладения новым «могу». Последнее требует нового проекта (проектирования индивидуального маршрута саморазвития), уже связанного с достраиванием собственного потенциала для саморазвития и самореализации. Безусловно, для самоорганизации такого движения ребенку потребует-

ся высокая мотивация на достижение собственных интересов, воля, поддерживающая усилия по достраиванию собственной достаточности и четкое представление о том, каким образом строятся отношения к собственным интересам и деятельность по саморазвитию и самореализации [10].

Подобное описание проектирования мы видим в трудах Е. А. Александровой, только автор дает обозначение проекту «индивидуальная траектория развития» [2]. У М. И. Рожкова данная деятельность включена в реализацию авторской методики педагогического стимулирования саморазвития детей в процессе организации специализированных смен и обозначена как «проект по саморазвитию» [13, с. 27].

С. М. Юсфин и Н. Н. Михайлова в контексте индивидуализации воспитания предложили пять взаимосвязанных этапов педагогической поддержки, которые нужно пройти ребенку вместе с педагогом:

1) диагностический (установление контакта, вербализация проблемы, оценка ее значимости);

2) поисковый (совместный поиск решения проблемы или преодоления трудности);

3) договорной (проектирование и взаимная договоренность о действиях);

4) деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие);

5) рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта) [10].

Ученые определили компоненты, из которых складывается деятельность педагога по поддержке ребенка в образовательном процессе:

- исследование педагогом того субъективного потенциала ребенка;

- стимулирование желания ребенка обнаруживать и анализировать собственные интересы;

- поддержка ребенка в его поисках смысла и ценностей в актуальных для него интересах;

- поддержка ребенка в стремлении реализовать собственные смыслы и ценности (поддержка в самоопределении);

- поддержка ребенка в процессе его самореализации на основе самоопределения;

- организация рефлексивного пространства как условия для самопознания ребенком себя с позиции субъекта, реализующего собственные интересы [10].

Данные постулаты также можно отнести к принципам, на которых строится целостная педагогическая деятельность по сопровождению саморазвития личности, выращиванию субъектного потенциала ребенка.

Уточняя работу данных принципов в контексте реализации педагогической под-

держки, Н. Б. Крылова пишет, что в профессиональной позиции педагога должны быть заложены следующие нормы поддержки:

- любовь к ребенку, базовое принятие его как личности;

- приверженность к диалоговым формам общения с детьми;

- уважение достоинства и доверие, понимание интересов, ожиданий и устремлений ребенка;

- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы;

- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, волеизъявление;

- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;

- признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

- умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на его стороне;

- собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку [8].

В среде, отвечающей таким требованиям, происходит реализация свободы ребенка (в смысле «свободы для»). С педагогической точки зрения, это можно рассматривать как организацию условий, при которых ребенок может безопасно для себя и других реализовать природную потребность в автономии, постепенно овладевая процессами самосознания и рефлексивного сознания [9].

Е. Н. Степанов и Л. М. Лузина предложили критерии и показатели эффективно-

сти организации образовательной среды, в которой применяются принципы педагогической поддержки, которые позволяют рассматривать и оценивать эффективность педагогической поддержки как технологии, помогающей самореализации ребенка, а также как важнейшего условия становления индивидуальности личности:

- готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

- развитость индивидуальных способностей обучающегося;

- нравственная направленность личности;

- физическое и психическое здоровье ребенка;

- сформированность базовой культуры учащегося;

- защищенность ребенка и комфортность его пребывания в классной и школьной общности [14].

Вышеназванные исследования можно охарактеризовать как моделирование субъективного поведения человека на основе определения ребенком видения способа решения возникшей проблемы. Осваивая такую модель, ребенок обретает возможность занять рефлексивную позицию по отношению к себе и обстоятельствам и за счет проектно-волевого усилия разрешает имеющийся конфликт. Педагог в данном контексте, находясь в зоне самоопределения и самореализации, организует встречу ребенка с собственной самостью. Эта встреча представляет собой рефлексивное и деятельное пространство, которое организовано как встреча разных позиций, которые занимает ребенок, пытаясь реализовать собственные интересы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Е. А., Крылова Н. Б. Очерки понимающей педагогики : монография. М. : Народное образование, 2003. 450 с.

2. Александрова Е. А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития / / Народное образование. 2014. № 9. С. 180-187.

3. Бедерханова В. П., Демакова И. Д., Крылова Н. Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. №1. С. 16-27.

4. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108-111.

5. Иванова И. В., Макарова В. А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования / / Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 8. С. 14-20.

6. Иванова И. В. Педагогическая поддержка ребенка с агрессивным поведением // Воспитание школьников. 2015. № 6. С. 64-74.

7. Иванова И. В. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития учащихся : учебно-методическое пособие. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013. 355 с.

8. Крылова Н. Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? / / Народное образование. 2000. № 3. С. 91-97.

9. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки / / Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 2. С. 143-147.

10. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Тактики педагогической поддержки // Новые ценности образования. 2005. № 5. С. 139.

11. Молодежь России: социальное развитие / Под редакцией В. И. Чупрова. М. : Наука, 1992. 195 с.

12. Hациональная образовательная инициатива «Лаша новая школа» / утв. Президентом РФ, приказ N° 27l от 04.02.20l0 г. Mинистерства образования и науки РФ.

13. Рожков M. И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей / / Ярославский педагогический вестник. 20l3. Ш 4. Т. 2. С. 23-27.

14. Степанова Е. H., Лузина Л. M. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. M. : ТЦ Сфера, 2003. С. 6i-68.

15. Фельдштейн Д. И. Изменяющейся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы / / Hациональный психологический журнал. 20l0. Ж 2. С. 6-11.

16. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 20ll. Ж 3. С. 23 28.

17. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Вестник Герценовского университета. 20l2. Ж 1. С. 20-29.

REFERENCES

1. Aleksandrova E. A., Krylova N. B. Ocherki ponimayushchey pedagogiki : monografiya. M. : Narodnoe obrazovanie, 2003. 450 s.

2. Aleksandrova E. A. Psikhologicheskoe i pedagogicheskoe soprovozhdenie: individual'naya traektoriya razvitiya / / Narodnoe obrazovanie. 20l4. Ж 9. S. l80-l87.

3. Bederkhanova V. P., Demakova I. D., Krylova N. B. Gumanisticheskie smysly obrazovaniya // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 20l2. Ж l. S. l6-27.

4. Gazman O. S. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detey // Narodnoe obrazovanie. l998. Ж 6. S. 108-111.

5. Ivanova I. V., Makarova V. A. Vospitanie i sotsializatsiya detey i molodezhi v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 20l5. Ж 8. S. l4-20.

6. Ivanova I. V. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka s agressivnym povedeniem // Vospitanie shkol'nikov. 20l5. да 6. S. 64-74.

7. Ivanova I. V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitiya uchashchikhsya: uchebno-metodicheskoe posobie. Kaluga : KGU im. K. E. Tsiolkovskogo. 2013. 355 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Krylova N. B. Mozhno li upravlyat' pedagogicheskoy podderzhkoy, a esli mozhno, to kak? // Narodnoe obrazovanie. 2000. Ж 3. S. 91-97.

9. Mikhaylova N. N., Yusfin S. M. Svobodosposobnost' kak rezul'tat razvitiya sub"ektnosti rebenka v protsesse pedagogicheskoy podderzhki // Vestnik Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Seriya Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2014. T. 20. Ж 2. S. 143-147.

10. Mikhaylova N. N., Yusfin S. M. Taktiki pedagogicheskoy podderzhki // Novye tsennosti obrazovaniya. 2005. да 5. S. 139.

11. Molodezh' Rossii: sotsial'noe razvitie / Pod redaktsiey V. I. Chuprova. M. : Nauka, 1992. 195 s.

12. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa «Nasha novaya shkola» / utv. Prezidentom RF, prikaz Ж 27l ot 04.02.2010 g. Ministerstva obrazovaniya i nauki RF.

13. Rozhkov M. I. Ekzistentsial'nyy podkhod k sotsial'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detey // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 20l3. Ж 4. T. 2. S. 23-27.

14. Stepanova E. N., Luzina L. M. Pedagogu o sovremennykh podkhodakh i kontseptsiyakh vospitaniya. M. : TTs Sfera, 2003. S. 61-68.

15. Fel'dshteyn D. I. Izmenyayushcheysya rebenok v izmenyayushchemsya mire: psikhologo-pedagogicheskie problemy novoy shkoly / / Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. 20l0. Ж 2. S. 6-11.

16. Fel'dshteyn D. I. Psikhologo-pedagogicheskie problemy postroeniya novoy shkoly v usloviyakh znachimykh izmeneniy rebenka i situatsii ego razvitiya / / Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 20ll. да 3. S. 23-28.

17. Fel'dshteyn D. I. Sovremennoe detstvo kak sotsiokul'turnyy i psikhologicheskiy fenomen // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 20l2. Ж 1. S. 20-29.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. А. Макарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.