Научная статья на тему 'Феноменология педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций'

Феноменология педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ВЫПУСКНИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кормакова В. Н.

Статья посвящена проблеме педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций. Особый акцент в разрешении данной проблемы сделан на рассмотрение способов сопровождения, направленных на развитие самосознания самостоятельно определяющейся в будущей профессии личности обучающегося, запускающей механизмы самовоспитания, саморазвития, самоорганизации, самореализации. При этом происходит активизация сущностных сил, творческого потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феноменология педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций»

УДК 371;378

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В. Н. Кормакова

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail:

kormakova@bsu.edu.ru

Статья посвящена проблеме педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций. Особый акцент в разрешении данной проблемы сделан на рассмотрение способов сопровождения, направленных на развитие самосознания самостоятельно определяющейся в будущей профессии личности обучающегося, запускающей механизмы самовоспитания, саморазвития, самоорганизации, самореализации. При этом происходит активизация сущностных сил, творческого потенциала личности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическое сопровождение самоопределения, выпускники общеобразовательных организаций.

Введение

Обращение к проблеме педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников (ПСПС) обусловлено возрастающим вниманием общества, современного производства, педагогической науки и практики к общеобразовательной организации как основному социокультурному институту, способному оказать грамотное педагогическое сопровождение выпускника школы как будущего работника современного производства, осознанно и самостоятельно определяющего для себя сферу будущей профессиональной деятельности сообразно своим склонностям, интересам, возможностям [4]. В педагогической науке и в практике общеобразовательной организации зарождается и получает свое развитие новая культура - культура оказания поддержки и помощи, содействия самоопределению старшего школьника посредством организации его учебно-профессиональной деятельности. В контексте сказанного мы основываемся на мысли о том, что самоопределение старшеклассников из управляемого педагогами должно стать процессом самоуправляемого развития, в котором целенаправленно актуализируются и развиваются личностные качества и способности, необходимые в труде [5].

На протяжении многих лет учеными и практиками-педагогами культивировалась идея о необходимости направлять и управлять развитием ребенка, формировать личностные качества в соответствии с требованиями общества. Однако приходится констатировать, что подобная педагогическая практика, к сожалению, не имела своей целью актуализацию собственного потенциала развития и саморазвития личности ребенка, развития его природных задатков, удовлетворения его собственных интересов, потребностей и желаний [6]. При этом следует оговорить, что, несмотря на необходимость свободы самоопределения, будет скорее рискованно пустить этот процесс «на самотек». Поэтому совершенно необходимым для выпускников общеобразовательных организаций является педагогическое сопровождение данного процесса как наиболее адекватный способ педагогической деятельности.

Понятие педагогического сопровождения самоопределения личности

Исследование феномена педагогического сопровождения профессионального самоопределения (ПСПС) старшеклассников позволяет отразить его внешние отношения и свойства, являющиеся необходимым условием познания сущности изучаемого объекта. Успешность профессионального самоопределения старшеклассников может быть достигнута благодаря специально организованному педагогическому сопровождению этого процесса, и в этой связи следует определить его феноменологию [7].

В основе определения сущности понятия «педагогическое сопровождение» лежит словарное значение термина. Так, словарь русского языка С. И. Ожегова трактует сопровождение как «следование рядом, вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [10, с. 611]. При этом этимология понятия также предполагает взаимодействие и содействие всех субъектов данного процесса. Нам представляется, что понятие «сопровождение» включает условно следующие компоненты: субъектов процесса сопровождения и тот путь, который они должны пройти вместе за определенное время при определенном содержании взаимодействия [5].

Толковый словарь В. И. Даля трактует понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать по пути, идти вместе с кем-либо» [3], а понятие «сопроводитель» - как того, кто сопровождает, где приставка «со» предполагает объединение усилий и действий субъектов сопровождения, т.е. взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, который является «путником», находящимся на перепутье [там же]. Отсюда можно сделать вывод о том, что подобная трактовка созвучна с задачами самоопределения личности старшего школьника, который стоит на пороге большого жизненного и профессионального пути, перед решением сложных жизненных задач: овладением культурой общества, культурой личности, культурой самоопределения, сферой будущей профессиональной деятельности. Старший школьный возраст - период, когда объективно увеличивается количество жизненных стратегий, тактик их проектирования, профессиональных планов, образовательных маршрутов, которые необходимо освоить и реализовать выпускнику школы. Совершенно очевидно, что на этом пути в непростых жизненных ситуациях самостоятельного определения себя (личностное самоопределение), определения профессионального пути (профессиональное самоопределение), в дальнейшей жизни с учетом собственных потребностей, интересов и склонностей школьнику нужен попутчик, сопроводитель, друг. «Путь» трактуется в этом случае не просто как дорога, но и как процесс продвижения по ней, включая необходимое время, срок, технологию и средства реализации задач, направление движения. Эти основания дают нам возможность говорить о том, что имеется возможность педагогически обоснованного сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников.

Термин «сопровождение» в педагогике имеет толкования, нашедшие выражение в различных вариантах понятийного аппарата: «педагогическая поддержка» (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, С. М. Юсфин и др.), «психологическая поддержка» (А. Г. Асмолов, Н. Н. Загрядская, В. И. Слободчиков и др.), «педагогическая помощь» (Н. М. Назарова, М. И. Никитина, С. Д. Поляков и др.), «психологическая помощь» (М. Р. Битянова, Т. Л. Гаврилова и др.), «педагогическое сопровождение» (Е. В. Бонда-ревская, С. Н. Чистякова, И. С. Якиманская и др.), «психологическое сопровождение» (Н. Г. Алексеева, Л. М. Митина и др.), «психолого-педагогическое сопровождение» (Е. А. Александрова, Н. М. Борытко и др.), «педагогическое взаимодействие» (Г. В. Симонова, М. В. Шакурова и др.).

Методологической основой развития теории педагогического сопровождения ребенка служат философские (Аристотель, Демокрит и др.) и педагогические (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой и др.) труды, в которых культивируются идеи гуманного воспитания и отношения к ребенку, любовь к детям, развитие сущностных сил и природных задатков ребенка, тем самым заложены условия для самоопределения и гармоничного саморазвития личности.

Понятие «педагогическое сопровождение» прочно вошло в педагогический словарь терминов в последней четверти XX в. в результате становления и развития психологических и социальных служб в системе школьного образования, развития специальной психологии и коррекционной педагогики. Данное понятие легло в основу различных теорий гуманистической педагогики, в частности, оно является основополагающим в концепциях педагогической поддержки обучающихся, особенно в по-

следнее десятилетие (Е. А. Александрова, Ж. А. Захарова Н. Н. Лебедева, Т. Н. Сапож-никова, А. Л. Уманский, М. В. Шакурова, В. А. Шишкина и др.).

В педагогических исследованиях понятие «педагогическое сопровождение» рассматривается с различных позиций: 1) как взаимодействие и его разновидность в целях успешного обучения детей, их адаптации к образовательной и социокультурной среде, проектирования жизненных стратегий и разрешения различных жизненных ситуаций (Л. В. Байбородова, М. В. Ермолаева, М. В. Шакурова и др.); 2) как разновидность управления образовательными системами, направленного на выявление и поддержку субъектного опыта обучающегося, построение индивидуальной траектории самоопределения и саморазвития посредством реализации индивидуальных образовательных программ (Т. М. Давыденко, В. И. Коваленко, В. А. Ситаров и др.); 3) как разновидность помощи и поддержки в сложных жизненных ситуациях (Ж. А. Захарова); направление деятельности педагога в сфере самоопределения молодежи (С. Н. Чистякова и др.). В контексте сказанного Э. М. Александровская, Г. Ф. Кумарина, Р. К. Ма-хмутова и др. определяют сопровождение на основе гуманистического принципа «идти с ребенком» как движение рядом, иногда чуть впереди, в случае, когда имеется необходимость объяснить возможные пути. В этом случае педагог прислушивается к пожеланиям школьника как своего спутника, фиксирует его достижения и трудности, помогает советом, т.е. становится на позицию коуча, тем самым обеспечивая коуч-сопровождение.

Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что работа со старшеклассниками должна быть организована таким образом, чтобы научить их брать ответственность за принятие решений самостоятельно, т.е. прийти к самостоятельности через взаимо-дейстие, со-действие, со-путствие. По этому поводу О. С. Газман говорил, что самоопределение личности ребенка требует большого такта в педагогическом приближении к его душе [2]. Р. Вейес ввел понятие «соприкосновение с учеником», а М. Р. Битянова предлагает рассматривать сопровождение обучающегося как совместное с ним продвижение в опережающем режиме взаимодействия, помогая ему ориентироваться в жизненных ситуациях советом.

В зарубежной литературе используется понятие «школьное консультирование», которое в соответствии с многолетней культурно-исторической традицией рассматривается как «ведение, подталкивание вперед» школьника. В Англии и США консультирование рассматривается только в связи с возникшими у школьников жизненными проблемами [14; 15]. В современной трактовке под этим понимается педагогическая деятельность, направленная на индивидуальное развитие личности, что предполагает информирование, профессиональное ориентирование, совет, а также помощь, поддержку и заботу. В прошлом столетии в практике английских школ было введено понятие «пасторская забота», под которой понимается процесс содействия личностному самоопределению и саморазвитию обучающихся, организация службы мониторинга достижений в образования. Такие подходы позволяют рассматривать педагогическое сопровождение как работу с детьми, ориентированную, в первую очередь, на профилактические мероприятия и предупреждение возможных затруднений в самоопределении. Нам близко мнение тех исследователей, которые термин «сопровождение» употребляют для оказания помощи самостоятельно определяющемуся в будущей профессии школьнику, направленной на развитие самосознания и самоосознания, запускающей механизмы самовоспитания, саморазвития, самоорганизации, самореализации.

В научной литературе достаточно представлены подходы и направления психологического сопровождения, которое рассматривается как один из видов деятельности школьного психолога, направленный на создание благоприятных психологических условий для успешного обучения и самоопределения личности школьника в ситуациях школьного взаимодействия (Н. В. Куренкова, И. Н. Садовникова). Рассмотренные в педагогической психологии подходы в определении сущности педагогического сопро-

вождения имеют в обосновании позиции, в соответствии с которыми в качестве цели психологического сопровождения выступает обеспечение целенаправленного взаимодействия субъектов процесса самоопределения. Эту цель, по нашему мнению, можно считать педагогически актуальной, однако, она не вполне отражает педагогическую составляющую сопровождения профессионального самоопределения.

Результаты анализа психолого-педагогической литературы свидетельствуют о том, что в трактовке понятия «сопровождение» в психологии и педагогике имеются отличия. Так, практическая педагогика своей задачей видит профилактику неблагоприятных состояний, факторов деформации развития личности. Психология же изначально видела своими задачами преодоление и снятие неблагоприятных личностных состояний. Впоследствии по мере своего развития практическая психология стала решать задачи оказания психологической помощи и профилактики деформаций и нарушений в поступках и поведении личности, т.е. произошло изменение характера оказания действенных мер по реабилитации личностных дисфункций в сторону большей продолжительности, процессуальности, комплексности психологической помощи, поддержки и коррекции [8]. На этом основании можно говорить о возможности психолого-педагогического сопровождения как новом направлении педагогической науки и практики, которое основывается на идее гуманизации по отношению к ребенку: «Успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, позволяет войти в ту «зону развития», которая еще не доступна» [12, с. 82].

И. И. Басхаева дает толкование психолого-педагогического сопровождения как целостного и непрерывного процесса изучения и создания условий для самореализации личности обучающегося в педагогической деятельности, его адаптации в социокультурной среде на этапах обучения в школе, осуществляемый субъектами воспитательного процесса в ситуациях взаимодействия. Однако в этом определении, как нам представляется, в перечислении всех процедур несколько теряется сущностный смысл понятия. Б. С. Братусь, Е. И. Казакова и Л. М. Шипицына рассматривают понятие «сопровождение» через призму психолого-педагогического консультирования ребенка и комплексной поддержки его развития, метода реализации процесса сопровождения. Анализ научной литературы позволил определить психолого-педагогическое сопровождение как «принятие, предоставление, охранение (чего-либо), совокупность методов, средств и мероприятий, направленных на что-либо» [8, с. 43].

Грамотное педагогическое сопровождение не предполагает обязательный путь рядом или впереди кого-то. В сопровождении могут возникать ситуации, когда сопровождающий идет вслед за старшеклассником как субъектом процесса и пространства самоопределения в сфере рабочих профессий. Смыслом педагогической деятельности в школе становится оказание помощи и содействия обучающемуся в его профессионально-личностном самоопределении. Мерой самоопределения школьника в этом случае становится мера качества педагогической деятельности.

Направлениями педагогического сопровождения считают: 1) аналитико-проектирующее, которое включает анализ образовательных запросов обучающихся и динамику их развития; проектирование ближних и дальних перспектив ситуаций взаимодействия; 2) консультирующее, в контексте которого моделируются ситуации формирования готовности к ответственному выбору, проводятся необходимые консультации школьников и их родителей; 3) координирующее, призванное содействовать построению в рамках образовательного процесса конструктивных взаимоотношений субъектов процесса сопровождения; 4) организационное, обеспечивающее организацию образовательного процесса [1].

Структурная и содержательная характеристики педагогического сопровождения профессионального самоопределения

Нами выявлено, что часто исследователи, характеризуя структуру и содержание понятия «сопровождение», включают поддержку, помощь, содействие, обеспечение. Такая позиция ученых может быть оправданной применительно к исследованию педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников (ПСПС). В этой связи необходимо обращение к более детальному рассмотрению обозначенных категорий как способов существования, служащих выражением ПСПС.

Более других изучено понятие «педагогическая поддержка». В толковом словаре В. И. Даля педагогическая поддержка рассматривается в связи со значениями глаголов «поддержать», «поддерживать», что означает «служить опорой, быть убежищем», т.е. быть поддержкой для всего того, что представляет собой укрепление, придание прочности чему-либо или кому-либо. Анализ семантики понятия «поддержка» позволяет говорить о наличии в нем педагогического смысла: укрепить веру в себя конкретной личности, помочь другому обрести уверенность, а также уберечь от всего того, что мешает самостоятельно определяться и развиваться [3]. Изначально педагогическая поддержка понималась в контексте сферы воспитания. Этим вопросом в школах до определенного времени занимались заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители, освобожденные классные воспитатели (тьюторы), сегодня к ним добавились коучи. Однако употребление педагогической поддержки исключительно в контексте воспитательной деятельности означает сузить ее педагогический смысл; разграничение сфер обучения и воспитания нивелирует результаты педагогической деятельности.

В концепции О. С. Газмана понятие «педагогическая поддержка» понимается как особая область педагогической деятельности, направленная на стимулирование самоутверждения ребенка как индивидуальности, удовлетворение его базовых потребностей и первичных интересов, защиту от неблагоприятных факторов и негативного влияния социальной среды в условиях совместной деятельности ребенка и педагога. На основе исследования понятийного аппарата сопровождения ученый предложил триаду деятельности по педагогической поддержке школьника: «защита-помощь-поддержка», предметом которой он видит процесс совместного с ребенком выявления его интересов, возможностей, способов преодоления трудностей, явных и неявных проблем, которые затрудняют достижение позитивных результатов самоопределения, формирования «Образа Я», где технологическими этапами педагогической деятельности являются диагностический, поисковый, деятельностный, рефлексивный [2]. Рассматриваемый подход близок нам в том смысле, что он позволяет организовать педагогическую поддержку не только тех старшеклассников, которые имеют затруднения в профессионально-личностном самоопределении, но и организовать консультативную помощь и поддержку в качестве опережения профессионального самоопределения. Мы разделяем мнение Н. Н. Михайловой и С. М. Юсфина о том, что в той степени, в какой существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию культурологического подхода к взаимодействию педагогов и школьников, поддержка в ней обретает смысл принципа педагогической деятельности, становится педагогическим кредо.

Педагогическая поддержка ассоциируется большинством авторов как педагогическая помощь обучающимся, что подтверждает невозможность зачастую разграничить помощь и поддержку не только на практике, но и в теоретических изысканиях. Основываясь на мысли о том, что поддерживать можно лишь то, что имеется в наличии, однако в недостаточном количестве и качестве, педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается нами как педагогическая деятельность, способствующая развитию того индивидуального, уникального, что заложено в сущностных силах старшего школьника, что он приобрел в субъектном опыте и может использовать в будущей профессиональной деятельности.

Сущность педагогической поддержки заключается в раскрытии потенциальных возможностей личности старшего школьника в определенных условиях при осуществлении учебно-профессиональной деятельности. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения включает в себя помощь старшему школьнику в преодолении проблем, затруднений, что способствует овладению им умениями самоопределения, самопознания, самоорганизации, самовоспитания, самореализации. Педагогическая поддержка выступает как непосредственный акт взаимодействия со школьником, направленный на создание предпосылок выхода личностью старшего школьника к имеющимся затруднениям через опыт самопознания, самоосознания. Работа педагога в режиме поддерживающей деятельности закономерно обеспечивает возрастание творческой активности и самостоятельности старшеклассников, когда в ситуациях самостоятельного разрешения возникшей личностной, профессионально ориентированной или жизненной проблемы она приводит к возникновению новых ситуаций и их решению.

Разработанный учениками О. С. Газмана механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем может служить основой взаимосвязанных действий педагога и старшеклассника в ситуациях профессионального самоопределения. Так, последовательность поддерживающей деятельности определена Т. В. Анохиной через педагогическую помощь. Диагностический этап - фиксация и диагностика факта проблемы; совместная оценка проблемы с точки зрения ее значимости для ученика; поисковый этап - организация совместно с обучающимся поиска причин возникновения проблемы, сторонний взгляд на ситуацию, лучше «глазами ребенка; договорный этап - проектирование действий педагога и ребенка при разделении функций и ответственности по решению проблемы; деятельностный этап включает в себя мотивацию, самостоятельные действия ученика; самостоятельные действия педагога по координации действий школы и ее социальных партнеров, непосредственная помощь школьнику. На рефлексивном этапе осуществляется совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, фиксация факта разрешения проблемы, осмысление обучающимся и педагогом нового опыта деятельности.

Выскажем некоторые соображения относительно взаимной обусловленности педагогической поддержки и педагогической помощи. Семантический анализ терминов, наш собственный педагогический опыт показали, что «педагогическая помощь» и «педагогическая поддержка» обозначают близкую, тем не менее, разную деятельность. При оказании помощи педагог, в первую очередь, обращает внимание на ситуацию, которую обучающийся не может разрешить самостоятельно. Здесь «задача учителя - помочь обучающимся сделать правильный выбор, осознать способность развиваться индивидуально» (Дж. К. Джонсон). В случае поддерживающей деятельности внимание педагога в первую очередь обращается на индивидуальные особенности личности школьника, на развитие смысловой и мотивационной сфер школьника, на умения старшеклассника, позволяющие ему самостоятельно решать свои профессионально ориентированные проблемы, что является необходимым при решении задач в ситуациях самоопределения.

Рядом исследователей отмечается, что педагогическая поддержка может быть реализована только путем непосредственного контакта сопровождающего и сопровождаемого, при этом внимание акцентируется на обеспечении внутренних условий (потребностей, установок, способностей) для самоопределения и дальнейшей самореализации в жизни и в профессии (О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.). Другие авторы подчеркивают необходимость внешних, социокультурных условий, связанных с формированием социокультурной среды, благоприятного микроклимата в образовательном учреждении, тесными связями с социальными партнерами школы (Т. В. Аникаева, И. А. Липский и др.). Несмотря на то, что авторы утверждают идею оказания педагогической поддержки без непосредственного взаимодействия субъектов, следует учи-

тывать тот факт, что любой вариант педагогического сопровождения, в том числе и педагогическая поддержка, всегда реализуется только совместными усилиями участников на основе сотрудничества. Ведь оказание помощи направлено, прежде всего, на стимулирование самостоятельного разрешения возникших или только наметившихся проблем. Поскольку движение в направлении самоопределения и творческой самореализации имеющихся потенциальных возможностей достигается за счет приобретения опыта проектирования жизненных стратегий, формирования собственной позиции по отношению к проблемам самоопределения, это позволяет решать задачи формирования личностных качеств, необходимых в труде, а также способов выполнения определенных действий и поведения в целом.

На основании вышеизложенного мы делаем вывод о том, что педагогическая поддержка как вид педагогической деятельности, обеспечивающий процесс индивидуализации личности старшеклассника, создает условия для ее самоопределения на основе собственных возможностей и включает помощь в разрешении личностных и профессионально ориентированных проблем. Таким образом, задачи педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников мы видим в организации педагогической деятельности, направленной на совместное с субъектами процесса сопровождения создание условий дли понимания старшими школьниками смыслов самоопределения, на разработку и проектирование жизненных стратегий выпускников школ, прогнозирования результатов учебно-профессиональной деятельности, стратегий поведения, преодоления старшеклассником проблем в профессиональном самоопределении.

Суммируя приведенные представления, мы выделили основные функции поддерживающей деятельности: предупреждающая, консультационная, коррекционная. Предупреждающая функция направлена на предупреждение возможных личностных проблем, разработку рекомендаций по созданию условий для самоопределения личности; консультационная функция направлена на поддержку ученика во всех процессах «само-» (самоопределении, самопознании, самоосознании, самоорганизации, самовоспитании, самореализации), включающую формирование и развитие ценностно-мотивационной и деятельностно-рефлексивной сфер самоопределения, оказание помощи в преодолении сложных ситуаций самоопределения; коррекционная функция нацелена на взаимодействие со старшеклассником, направленное на формирование у него умений адекватной самооценки, оценки реальной производственной действительности, на гармонизацию отношений взаимодействия в процессе самоопределения. Содержание и методы педагогической поддержки определяются характером тех затруднений, которые испытывает старшеклассник в процессе самоопределения.

В педагогической литературе используется близкий к понятию педагогической поддержки термин «педагогическая помощь», сущность которой определяется как определенная система средств, обеспечивающих самоопределение личности в различных видах деятельности [11]. В их сопоставлении М. В. Шакуровой отмечаются различия в смысловой нагрузке: педагогическая помощь осуществляется при непосредственном контакте участников, в то время как педагогическая поддержка может иметь косвенный характер, в педагогике эти два понятия рассматриваются, в основном, как взаимозаменяемые [13].

Идея педагогической помощи стала ведущей в концепции социального воспитания А. В. Мудрика в конце XX века. В исследовании подчеркивается необходимость помощи в форме индивидуальных консультаций, поддержки в процессе стимулирования самоопределения, самоорганизации, самовоспитания: «... педагог должен помочь старшекласснику приобрести знания и умения для осознания индивидуальных и социокультурных ценностей, для самоосознания, удовлетворения потребностей своих и Других, развития процессов «само-» ...» [9, с. 34]. При этом ученый определяет необходимые условия для оказания успешной педагогической помощи: наличие установки у педагогов на необходимость оказания помощи; уровень психолого-педагогической

подготовки помогающих; доброжелательность в отношениях; использование личностного, индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании» [9, с. 43]. Педагогическая помощь предполагает создание условий для принятия субъектом профессионального самоопределения оптимальных решений в различных ситуациях проектирования жизненных стратегий, личностного самоопределения, обеспечивающих самоопределение и самореализацию в учебно-профессиональной деятельности. Своевременно полученная педагогическая помощь позволяет обучающемуся принять самостоятельное решение о возможности и желании определить для себя сферу будущей профессиональной деятельности сообразно своим склонностям, интересам, возможностям на основе свободного выбора.

Педагогическое содействие тесно связано с понятием «педагогическое сопровождение», поскольку зачастую трактуется как процесс сопровождения самостроительства обучающихся, как условие повышения результативности самоопределения. В педагогике исследованы различные виды педагогического содействия: педагогическое, организационно-педагогическое, психологическое, социальное и др. Задачи педагога в оказании педагогического содействия старшеклассникам в их профессиональном самоопределении могут быть следующими: конкретизация целей; дифференциация педагогической поддержки школьников с разным уровнем самоопределения; обеспечение индивидуального подхода к личности каждого старшеклассника; обоснование выбора содержания, форм, средств и методов самоопределения; помощь в соотнесении промежуточного результата с первоначально зафиксированным, прогнозирование близких и отдаленных результатов профессионального самоопределения.

Педагогическое обеспечение определяется как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию (Е. И. Казакова). Педагогическое обеспечение включает различные виды методической помощи субъектам профессионального самоопределения (информирование, консультирование, разработка планов и программ, др.), эффективную организацию деятельности и управления. К функциям педагогического обеспечения относятся: опытно-экспериментальную (исследование состояния проблемы); продуктивную (обеспечение участников процесса необходимыми материалами); коррекционную (внесение изменений в процесс обеспечения); нормативную (фиксирование опыта в виде норм, правил, требований, положений); координирующую (координация действий всех субъектов педагогического сопровождения); информационную (предоставление информации, ее сбор и оформление). Таким образом, педагогическое обеспечение предполагает оснащение процесса педагогического сопровождения необходимыми ресурсами (техническими, кадровыми, технологическими и др.), способствующими успешному профессиональному самоопределению.

На основе теоретического анализа различных точек зрения на проблему педагогического сопровождения школьников определим сущность понятия педагогического сопровождения применительно к предмету нашего исследования. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников - это способ взаимосвязанной деятельности педагогов и старшеклассников, в процессе которой на основе оказания педагогической поддержки, помощи, содействия и обеспечения принятия ценностей профессий, формирования мотивации самоопределения, творческой активности и ситуаций успеха в учебно-профессиональной деятельности, рефлексии действий, поступков и поведения, осуществляется успешное профессиональное самоопределение старшеклассников.

Воспитательный потенциал педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Использование термина «педагогическое сопровождение» применительно к процессу профессионального самоопределения старшеклассников диктуется необходимостью интеграции процессов поддержки, помощи, содействия и обеспечения само-

определения старших школьников в процессе их взаимодействия с другими субъектами, с социокультурной средой, а также необходимостью формирования и развития самостоятельности школьника как субъекта самоопределения. При этом важным обстоятельством субъектов ПСПС является умение «быть рядом», не навязывая своего присутствия, одновременно быть востребованным в нужный момент - в этом заключается тактическая позиция сопровождающего. При этом психологические приемы и средства применяются как дополнительные и используются в контексте педагогической деятельности.

Общеобразовательная организация, в условиях которой осуществляется ПСПС, является открытой педагогической системой и интегрирует воспитательный потенциал его субъектов, которые взаимодействуют на основе отношений социального партнерства: учителей, классных руководителей, классных воспитателей, тьюторов, руководителей общеобразовательных организаций, школы в целом, производственных предприятий, служб занятости населения, центров трудоустройства молодежи, профессиональных сообществ и организаций, самих старшеклассников, их родителей, других заинтересованных в правильном профессиональном самоопределении старшеклассников, лиц, создавая условия для успешного самоопределения старшеклассников. Их взаимосвязанная деятельность по реализации ПСПС старшеклассников включает следующие способы: поддержка, помощь, содействие и обеспечение. Интегриру-ясь, эти способы ПСПС наполняются новым содержанием. В рамках процесса сопровождения профессионального самоопределения они реализуются комплексно, с приоритетом одного из способов в зависимости от индивидуальных особенностей личности старшего школьника, конкретной, ориентированной на профессиональную сферу, ситуации, условий социокультурной среды. В зависимости от множества различных факторов: например, готовности личности старшего школьника к самостоятельному выполнению учебно-профессиональной деятельности, активности его жизненной позиции, наличия жизненных стратегий, готовности принимать самостоятельные ответственные решения в профессионально ориентированных ситуациях и др., педагоги получают «заказ» на оказание деятельности сопровождения. В соответствии с проведенной аналитической работой, в которой сопровождающий, анализируя ту или иную ситуацию самоопределения старшеклассника, проявляет определенную степень готовности к ее разрешению, педагог выбирает один из способов педагогического сопровождения: поддержку, помощь, содействие или обеспечение.

ПСПС на практике означает успешную реализацию педагогом следующих функций: ориентация старшеклассника на свободно добровольное определение для себя сферы будущей профессиональной деятельности; стимулирование активности в учебно-профессиональной деятельности; коррекция жизненных планов и жизненных стратегий в соответствии со склонностями, интересами и потребностями личности старшего школьника; организация учебно-профессиональной деятельности школьников; интеграция имеющихся и приобретаемых знаний и умений для приложения их в будущей профессии, культуротворчество как создание условий для овладения культурой самоопределения. Соответственно ПСПС старшеклассников включает следующие направления: предъявление школьнику ценностей профессии; нахождение и реализация форм социального партнерства, активизирующих учебно-профессиональную деятельность школьников; создание и использование проблемных профессионально ориентированных ситуаций и задач, диалоговых форм взаимодействия для досамоопре-деления и пересамоопределения; развитие умений проектировать жизненные стратегии, действия, поступки и поведение в контексте профессионального самоопределения. Таким образом, педагогическое сопровождение представляет собой деятельность педагогов в оказании поддержки, помощи, содействия и необходимого ресурсного обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников с целью успешного его осуществления.

Задачей формирования самостоятельной, ответственной, мобильной личности выпускника школы, способной к адекватному профессиональному самоопределению, адаптации на современном рынке труда, определяется использование в ходе педагогического сопровождения программы развития специальных умений, способности к самопознанию, самоосознанию, самовоспитанию, самоорганизации, саморазвитию выпускника школы. При таком подходе объектом сопровождения выступает учебно -профессиональная деятельность старшеклассника, предметом педагогической деятельности являются ситуации профессионального самоопределения как система отношений старшеклассника с миром профессий, с окружающей социокультурной средой, субъектами процесса сопровождения, с самим собой. Соответственно, ПСПС старшеклассника рассматривается нами как сопровождение его действий, поступков, поведения, отношений: их формирование, развитие, коррекция.

Целью педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассника является организация в учебно-профессиональной деятельности школьника педагогической поддержки, помощи, оказание содействия и ресурсного обеспечения, направленных на его эффективное профессиональное самоопределение. Вытекающими из цели задачами педагогического сопровождения являются: предупреждение возникновения проблем личностного и профессионального самоопределения; оказание поддержки, помощи, содействия и обеспечения в решении актуальных задач профессионального самоопределения: предупреждение трудностей в определении ценностных ориентиров, мотивов выбора сферы будущей профессиональной деятельности; осуществление учебно-профессиональной деятельности; проблемы, проектирование жизненных стратегий, выбор жизненных стратегий и профессионального маршрута, содействие адекватной самооценке, формирование и развитие рефлексивных умений и возможных нарушений эмоционально-волевой сферы; психолого-педагогическое обеспечение образовательных программ; формирование и развитие культуры профессионального самоопределения старшеклассников; совершенствование профессионально-педагогической культуры учителей, мастеров производственного обучения, педагогической культуры родителей.

К направлениям деятельности по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников следует отнести скрининг-диагностику, консультирование, организацию учебно-профессиональной деятельности, обеспечение рефлексии, экспертизы (программ элективных курсов, учебных проектов, влияния социокультурной среды старшеклассника, качества педагогического сопровождения, успешности самоопределения старшеклассников).

Заключение

Таким образом, понятие «сопровождение» предполагает взаимо-действие того, кого сопровождают (сопровождаемого) и того, кто сопровождает (сопровождающего). Это взаимодействие - со-действие направлено на решение проблем личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Процесс профессионального самоопределения, который осуществляется как непрерывный во взаимодействии старшеклассника с окружающей социокультурной средой, с субъектами данного процесса, опирающийся на культурные традиции общества, ставит выпускника общеобразовательной организации перед фактами проектирования жизненных стратегий, сложностью жизненных и профессиональных задач, решение которых будет способствовать его успешному самоопределению, самоактуализации, самовоспитанию, самоорганизации и самореализации.

Список литературы

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Тюмень, 2006. - 38 с.

2. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей: основные понятия. // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. Изд. 5-е. М., 1995.

4. Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Теоретико-методологические основы исследования профессионально-личностного самоопределения школьников // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2008. - №7(55). - С. 12-21.

5. Кормакова В.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий. // Воспитание школьников. - 2010. - №1. - С. 34-38.

6. Кормакова В.Н. Профессионально-личностное самоопределение как социокультурный феномен // Вестник МГУКИ. - 2008. - №6. - С. 121-124.

7. Кормакова В.Н. Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. Т.11. - №1. - С. 91-98.

8. Лаптева Н.П. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса: дань моде или осознанная необходимость? // Начальная школа До и После. - 2005. - № 6. -С. 42-44.

9. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 34.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 1989. - 750 с.

11. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2010. - 42 с.

12. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Киров, 2006. - 40 с.

13. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников. Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук, 2007. - 42 с.

14. Crites J.O. Vocational Psychology. McGraw-Hill. London. 1978. - 236 p.

15. Peel J., Spencer H. The evolution of a sociologist. New York, 1971. - 163 p.

PHENOMENOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF GRADUATE STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Belgorod National Research University

V. N. Kormakova

e-mail:

kormakova@bsu.edu.ru

The article deals with pedagogical support of the process of professional self-determination of graduates of educational institutions. The particular emphasis in the solution of this problem is made to the methods of support which are aimed at the developing of self-awareness of independently determined student in future career, triggering the mechanisms of self - development, self - organization, self-realization. This is accompanied by the activation of intrinsic forces, the creative potential of the individual.

Keywords: professional self-determination, pedagogical support of self-determination, secondary school graduates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.