Научная статья на тему 'Противоречия в профессиональной деятельности и подготовке социальных педагогов в современных условиях'

Противоречия в профессиональной деятельности и подготовке социальных педагогов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ГОС ВПО ПО ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL PEDAGOGUE / PROFESSIONAL ACTIVITY OF A SOCIAL PEDAGOGUE / PROFESSIONAL TRAINING OF A SOCIAL PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галагузов Алексей Николаевич

В статье представлены государственные образовательные стандарты по подготовке специалистов по социальной педагогике и бакалавров психолого-педагогического образования; в историческом аспекте представлено научное и методическое обеспечение подготовки специалистов по социальной педагогике и противоречия, которые возникают при реализации федерального государственного стандарта по направлениию психолого-педагогического образования, профиль «Психология и социальная педагогика». Выделен ряд противоречий между понятиями «профессиональная деятельность социального педагога» и «профессиональная подготовка бакалавра», профессиональной деятельностью социального педагога и его профессиональной подготовкой, формированием профессиональных компетенций будущего бакалавра и компетенциями социального педагога; качественной подготовкой бакалавров психолого-педагогического образования и ее научно-методическим обеспечением, потребностью разработки методологических аспектов подготовки бакалавров психолого-педагогического образования и неразработанностью их сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галагузов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS IN PROFESSIONAL ACTIVITY AND TRAINING OF SOCIAL PEDAGOGUES IN MODERN CONDITIONS

The article dwells on Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in the field of training of specialists of social pedagogy and bachelors of psychological-pedagogical education. It presents a historic view of scientific and methodological support of training of specialists of social pedagogy and the contradictions that arise in the process of realization of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education in the field of psychological-pedagogical education (Psychology and Social Pedagogy). The author singles out several contradictions between the notions of “professional activity of a social pedagogue” and “professional training of bachelors”, professional activity of a social pedagogue and his/her professional training, formation of professional competences of a future bachelor and the competences of a social pedagogue, high quality training of bachelors of psychological-pedagogical education and its scientific-methodological support and the necessity of working out methodological aspects of training of bachelors of psychological-pedagogical education and their state of being poorly developed today.

Текст научной работы на тему «Противоречия в профессиональной деятельности и подготовке социальных педагогов в современных условиях»

УДК 378.147:37.013.42

ББК Ч448.986 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.08

Галагузов Алексей Николаевич,

доктор педагогических наук, доцент, кафедра психологии и социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург. Пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: gala [email protected]

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальный педагог; профессиональная деятельность социального педагога; профессиональная подготовка социального педагога; государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке социальных педагогов; федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению психолого-педагогического образования.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены государственные образовательные стандарты по подготовке специалистов по социальной педагогике и бакалавров психолого-педагогического образования; в историческом аспекте представлено научное и методическое обеспечение подготовки специалистов по социальной педагогике и противоречия, которые возникают при реализации федерального государственного стандарта по направлениию психолого-педагогического образования, профиль «Психология и социальная педагогика». Выделен ряд противоречий между понятиями «профессиональная деятельность социального педагога» и «профессиональная подготовка бакалавра», профессиональной деятельностью социального педагога и его профессиональной подготовкой, формированием профессиональных компетенций будущего бакалавра и компетенциями социального педагога; качественной подготовкой бакалавров психолого-педагогического образования и ее научно-методическим обеспечением, потребностью разработки методологических аспектов подготовки бакалавров психолого-педагогического образования и неразработанностью их сегодня.

Galaguzov Aleksey Nikolayevich,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology and Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

CONTRADICTIONS IN PROFESSIONAL ACTIVITY AND TRAINING OF SOCIAL PEDAGOGUES IN MODERN CONDITIONS

KEY WORDS: social pedagogue; professional activity of a social pedagogue; professional training of a social pedagogue; federal state educational standard of higher professional education in the field of social pedagogue training; federal state educational standard of higher professional education in the field of psychological-pedagogical education.

ABSTRACT. The article dwells on Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in the field of training of specialists of social pedagogy and bachelors of psychological-pedagogical education. It presents a historic view of scientific and methodological support of training of specialists of social pedagogy and the contradictions that arise in the process of realization of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education in the field of psychological-pedagogical education (Psychology and Social Pedagogy). The author singles out several contradictions between the notions of "professional activity of a social pedagogue" and "professional training of bachelors", professional activity of a social pedagogue and his/her professional training, formation of professional competences of a future bachelor and the competences of a social pedagogue, high quality training of bachelors of psychological-pedagogical education and its scientific-methodological support and the necessity of working out methodological aspects of training of bachelors of psychological-pedagogical education and their state of being poorly developed today.

В этом учебном году последний выпуск студентов, обучавшихся в течение 5 лет согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «Социальная педагогика» [5]. Также первый выпуск студентов, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» для получения квалификации (степени) «бакалавр» [14].

Известно, что в России институт социальных педагогов официально был введен в 1990 году. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «Социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, внесены соответствующие дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессии.

Для профессиональной деятельности социального педагога были опубликованы

© Галагузов А. Н., 2015

многочисленные учебные и учебно-методические пособия [2; 10; 15; 4; 11] и др. В 1995 году был принят ГОС ВПО по социальной педагогике, затем он корректировался в 2000 и 2005 годах. В стандартах в целом сохранена единая концепция, которая исходила из профессиональной деятельности социального педагога, потребностей в специалистах разного профиля по социальной педагогике, поэтому были разработаны специализации в профессиональной подготовке социальных педагогов.

Институционализация социальной педагогики способствовала формированию в обществе не только сферы профессиональной деятельности социальных педагогов, но и развитию социальной педагогики как отрасли научного знания и созданию системы подготовки специалистов по социальной педагогике. История становления социальной педагогики в России, теоретико-методологические аспекты социальной педагогики, профессиональная деятельность и профессиональная подготовка социальных педагогов отражены в многочисленных исследованиях таких ученых, как В. Г. Бочаро-а, В. И. Загвязинский, М. А. Галагузова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, А. В. Муд-рик, В. А. Сластенин и многие другие. Для подготовки социальных педагогов была издана различная научно-методическая литература [1; 3; 6; 7; 8; 9; 12] и др.

В 2010 году был принят ФГОС ВПО психолого-педагогического образования, в котором социальная педагогика отнесена к профилю «Психология и социальная педагогика». Реализация ФГОС ВПО по психолого-педагогическому образованию сегодня показала, что возникают определенные противоречия между профессиональной деятельностью социальных педагогов и их профессиональной подготовкой.

Первое противоречие - терминологическое. На практике сегодня продолжает работать социальный педагог. Должность «педагог социальный как педагог - организатор работы с детьми и подростками введена в «Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов». Вузы выпускают бакалавров психолого-педагогического образования. Несмотря на то, что вузы уже много лет выпускают бакалавров, этот термин сегодня на практике не получил еще достаточно широкого распространения. Поэтому на практике работодатель ждет социального педагога, вузы дают диплом бакалавра психолого-педагогического образования. Этот терминологический факт сегодня стал влиять на профессиональную ориентацию социальных педагогов, и вузы сокращают прием на эту специальность, хо-

тя на практике потребность в ней увеличивается.

Второе противоречие связано с профессиональной деятельностью социального педагога и его профессиональной подготовкой. Согласно ФГОС ВПО по психолого-педагогическому образованию выделены следующие виды деятельности будущего бакалавра: «психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего и дополнительного образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; социально-педагогическая деятельность, педагогическая деятельность в дошкольном образовании, педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования» [14]. Мы видим, что поле профессиональной деятельности будущих бакалавров сужается до учреждений дошкольного и общего образования. Между тем на практике социальные педагоги работают не только в перечисленных учреждениях, а также в социально-педагогических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, в пенитенциарных и других учреждениях. Отсюда возникает вопрос - как готовить бакалавров к профессиональной деятельности в учреждениях, которые не предусмотрены стандартом. Вместе с этим возникает еще одна важная проблема, связанная с социальными отклонениями детей и подростков. К уже известным социальным проблемам, таким как алкоголизм, наркомания, преступность, проституция среди несовершеннолетних, добавляются новые. Сегодня остро ощущаются такие проблемы, как социализация детей-мигрантов, социализация детей инклюзивного обучения, социально-педагогическая деятельность с детьми с компьютерной, мобильной зависимостью, бьюти и другими видами зависимости. Поэтому снова возникает вопрос, каких специалистов ожидает работодатель и как подготовить выпускника вуза к решению этих проблем?

Третье противоречие связано с формированием профессиональных компетенций будущего бакалавра психолого-педагогического образования и компетенциями социального педагога, работающего в том или ином социально-педагогическом учреждении. Согласно ФГОС ВПО выпускник должен обладать общекультурными, профессиональными компетенциями и компетенциями в социально-педагогической деятельности. С другой стороны, не разработаны компетенции деятельности социального педагога. Сегодня разработан и реализуется профессиональный стандарт педагога, согласно которому сейчас коллективом уче-

ных разрабатывается профессиональный стандарт социального педагога. В дальнейшем, наверное, будет проведена работа по корректировке компетенций социально-педагогической деятельности будущего бакалавра с профессиональными компетенциями деятельности социального педагога.

Четвертое противоречие связано с качественной подготовкой бакалавров психолого-педагогического образования и научно-методическим обеспечением такой подготовки в вузе. В центральном издательстве выпущен пока, насколько нам известно, один учебник для бакалавров психолого-педагогического образования В. И. Заг-вязинского и О. А. Селиваной [13]. Однако на сайте любого вуза можно найти необходимый учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий подготовку бакалавров по той или иной учебной дисциплине. Это соответствует требованиям стандарта, согласно которому образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают учебный план, рабочие программы учебных курсов, модулей дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. Однако написать, например, учебник, который должен быть выверен и апробирован теорией и образовательной практикой, - весьма сложная задача для преподавателя. Поэтому преподаватели пользуются и рекомендуют студентам ту литературу, которая опубликована многочисленными тиражами в центральных издательствах по социальной педагогике. Она доступна студентам и в Интернете. Поэтому, на наш взгляд, возникает весьма важная и сложная задача - разработать учебники и учебные пособия для подготовки бакалавров, которые могут быть рекомендованы Учебно-методическим объеди-

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев В. И., Салтанов Е. Н. Социальная педагогика : методология, теория история. М. : Союз, 2004.

2. Бочарова В. Г. Социальный педагога : должность, профессия, признание : науч.-метод. пособие. М. : ИСПС РАО, 2007.

3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособ. для студ. высш. пед. завед. М. : Академия, 2002.

4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособ. для студ. пед. вузов и колледжей. М. : Академия, 1999.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «социальная педагогика».

6. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособ. для студ. вузов. М. : Академия, 2003.

7. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник. М. : Юрайт, 2011.

8. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2000.

9. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.. М. : Академический проект, 2002.

10. Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность : сб. мат-лов. СПб. : КАРО, 2000.

11. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М. : Сфера, 2004.

12. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Никитина. М. : ВЛАДОС, 2000.

нением по психолого-педагогическому образованию для подготовки бакалавров. Параллельно возникает задача, которая на сегодня практически не освещена в литературе - разработка материалов по профессиональной деятельности бакалавров психолого-педагогического образования.

Пятое противоречие связано с потребностью в разработке методологических аспектов подготовки бакалавров психолого-педагогического образования и неразработанностью ее сегодня. Перечислим только некоторые из них: разработка методологических оснований профессиональной подготовки бакалавров, концепции социально-педагогической практики, критерии эффективности подготовки бакалавров в целом и по отдельным курсам, выверенного понятийного аппарата стандарта. Например, компетентностный подход и компетенции довольно подробно описаны в различных научных исследованиях, которые показывают взгляд того иного автора на проблему. Однако было бы полезным, если бы эти понятия были отражены в стандарте, что позволило бы автору и студентам придерживаться определенной научной точки зрения.

В статье мы кратко остановились только на некоторых противоречиях в профессиональной деятельности и профессиональной подготовке социальных педагогов при реализации ФГОС ВПО по психолого-педагогическому образованию, профиль «Психология и социальная педагогика». Нам представляется, что это далеко не полный перечень таких противоречий, с другой стороны, каждое из выделенных противоречий требует постановки и решения определенных социально-педагогических задач.

13. Социальная педагогика : учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. М. : Юрайт, 2012.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр).

15. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. М. : Академия, 2002.

LITERATURE

1. Belyaev V. I., Saltanov E. N. Sotsial'naya pedagogika : metodologiya, teoriya istoriya. M. : Soyuz, 2004.

2. Bocharova V. G. Sotsial'nyy pedagoga : dolzhnost', professiya, priznanie : nauch.-metod. posobie. M. : ISPS RAO, 2007.

3. Vasil'kova Yu. V. Metodika i opyt raboty sotsial'nogo pedagoga : ucheb. posob. dlya stud. vyssh. ped. zaved. M. : Akademiya, 2002.

4. Vasil'kova Yu. V., Vasil'kova T. A. Sotsial'naya pedagogika: kurs lektsiy : ucheb. posob. dlya stud. ped. vuzov i kolledzhey. M. : Akademiya, 1999.

5. Gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po spetsi-al'nosti «sotsial'naya pedagogika».

6. Lodkina T. V. Sotsial'naya pedagogika. Zashchita sem'i i detstva : ucheb. posob. dlya stud. vuzov. M. : Akademiya, 2003.

7. Mardakhaev L. V. Sotsial'naya pedagogika. Polnyy kurs : uchebnik. M. : Yurayt, 2011.

8. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika : uchebnik dlya stud. ped. vuzov / pod red. V. A. Slastenina. M. : Akademiya, 2000.

9. Mustaeva F. A. Osnovy sotsial'noy pedagogiki : ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved.. M. : Aka-demicheskiy proekt, 2002.

10. Nagavkina L. S., Krokinskaya O. K., Kosabutskaya S. A. Sotsial'nyy pedagog: vvedenie v dolzhnost' : sb. mat-lov. SPb. : KARO, 2000.

11. Ovcharova R. V. Spravochnaya kniga sotsial'nogo pedagoga. M. : Sfera, 2004.

12. Sotsial'naya pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / pod red. V. A. Nikitina. M. : VLADOS, 2000.

13. Sotsial'naya pedagogika : uchebnik dlya bakalavrov / pod red. V. I. Zagvyazinskogo, O. A. Se-livanovoy. M. : Yurayt, 2012.

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazo-vaniya po na-pravleniyu podgotovki 050400 psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (ste-pen') bakalavr).

15. Shakurova M. V. Metodika i tekhnologiya raboty sotsial'nogo pedagoga : ucheb. posob. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved. M. : Akademiya, 2002.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.