ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013.42(091)(470/571)
ББК Ч466.3(2Рос) ГСНТИ 14.07.07, 04.51.53 Код ВАК 13.00.01, 13.00.02
Галагузова Минненур Ахметхановна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 46а, к. 199; e-mail: gala_36@mail.ru
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная педагогика; теория и практика социальной педагогики; профессиональная подготовка социальных педагогов.
АННОТАЦИЯ. Представлена история создания социальной педагогики в России, развитие ее теоретико-методологических основ, профессиональной подготовки специалистов по социальной педагогике, бакалавров и магистров психолого-педагогического образования.
Galaguzova Minnenur Akhmetkhanovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
SOCIAL PEDAGOGY IN RUSSIA: HISTORY AND THE PRESENT STATE
KEY WORDS: social pedagogy; theory and practice of social pedagogy; professional training of specialists in social pedagogy.
ABSTRACT. The article presents the history of social pedagogy in Russia, the development of its theoretical methodological foundations, professional training of specialists in social pedagogy, preparation of bachelors and masters of psycho-pedagogical education.
Социальная педагогика на современном этапе развития переживает сложный и неоднозначный период существенного расширения и обновления теоретико-методологических оснований исследования, познания социально-педагогической реальности. Это обусловлено изменением тех многообразных социальных и педагогических явлений в науке и практике, которые в совокупности составляют сферу социальной педагогики.
В развитии социальной педагогики в России, на мой взгляд, можно выделить три периода: предисторический, исторический и современный. Первый период связан с предпосылками возникновения социальной педагогики. В отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания можно найти в трудах и практической деятельности таких классиков педагогики, как К. Д. Ушинский,
Л. Н. Толстой и других.
Особое значение для становления социальной педагогики приходится на 20-30-е годы прошлого столетия. Многочисленные труды А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого,
В. Н. Сорока-Росинского и других были направлены на проблемы социального воспитания детей, «выбитых из социальной ко-
1 Статья публикуется в рамках гранта РГНФ: региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2014 - Свердловская область. Заявка № 14-16-66047. Проект «Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в контексте внедрения ФГОС основного общего образования в Свердловской области».
леи». В это время активно начали проводиться научные изыскания в области «педагогики среды» и социального воспитания (А. Б. Залкинд, Л. С. Выготский, М. С. Иорданский, В. Н. Шульгин и др.). В Педагогической энциклопедии, изданной в конце 1920-х годов, есть специальный раздел «Система социального воспитания в РСФСР».
Однако утверждение в стране социалистической идеологии прервало естественное поступательное развитие социальной педагогики. Построение советского государства, основанного на принципах социальной справедливости и социального равенства, предполагало, что разного рода социальные проблемы очень скоро и легко исчезнут сами по себе как «пережитки прошлого». В реальности же все произошло иначе. Социальных проблем и людей, в том числе детей, нуждающихся в социальной помощи, не становилось меньше, а наоборот, их число увеличивалось, особенно в критические переломные периоды развития страны.
Поэтому неудивительно, что в период демократических, гуманистически ориентированных преобразований в России в 1990 году был официально введен институт социальной педагогики. С этого момента начался второй исторический весьма значимый период развития социальной педагогики в нашей стране.
Сложность этого исторического периода заключалась в том, что социальная педагогика как наука, область социально-педагогической деятельности и социальная пе-
© Галагузова М. А., 2014
дагогика как профессиональная подготовка социальных педагогов начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга. Практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности социального педагога только начала формироваться. Это, свою очередь, сказалось и на профессиональной подготовке социальных педагогов. Поэтому теория, практика и профессиональной подготовка специалистов в области социальной педагогики начали развиваться одновременно и ускоренными темпами.
За прошедшие 20 с лишним лет можно констатировать, что социальная педагогика в России состоялась. Этому свидетельствуют многие факторы. Во-первых, активно развивалась и совершенствовалась область практической деятельности социальных педагогов. Была разработана квалификационная характеристика специалистов, определены их функциональные обязанности и места работы. Социальные педагоги стали работать с дезадаптированными подростками, с детьми, не получившими общего образования, асоциальными семьями, в детских домах и домах ребенка, социальных приютах и кризисных центрах, в закрытых школах и начальных профессиональных училищах для несовершеннолетних правонарушителей, в воспитательных колониях, а также во многих других социальных учреждениях. Все это нашло отражение в многочисленных работах ученых и практиков [2; 6; 7; 8].
Второе направление связано с развитием теоретико-методологических основ социальной педагогики. Это нашло отражение в трудах В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева, А. В. Мудрика, И. А. Лип-ского, Г. Н. Филонова и других ученых [1; 3; 5; 11]. Опубликованы монографические работы по становлению и развитию социальной педагогики как науки. В работах известных ученых в области социальной педагогики освещаются различные научные подходы к определению объекта, предмета, категориального аппарата этой науки и другие вопросы. Однако противоречия в определении сущности социальной педагогики разными учеными -это естественный и закономерный процесс развития относительно новой отрасли педагогического знания - социальной педагогики.
С момента введения института социальной педагогики стала активно развиваться и область профессиональной подготовки социальных педагогов в высших и средних профессиональных учебных заведениях. В 1990 году Государственный комитет СССР по народному образованию издал приказ «Об открытии специальности «социальная педаго-
гика»», в котором указывалось, что необходимо «в целях подготовки специалистов, способных вести воспитательную работу с детьми и взрослым населением в социальнокультурной сфере, открыть новые специальности «социальная педагогика» для высших и средне-специальных учебных заведений» [10, с. 16]. В 1994 году была утверждена специальность «социальная педагогика» в рамках среднего профессионального образования. В 1995 году был принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке социальных педагогов. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования был утвержден в 1997 году. Затем в 2000 и 2005 годах принимаются государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования, по которым проводилась подготовка социальных педагогов в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Для подготовки специалистов за прошедшие годы были изданы многочисленные учебники, учебные пособия, методические рекомендации, словари и другая учебная литература, обеспечивающие профессиональную подготовку социальных педагогов [9; 12; 13].
За прошедший период времени активно развиваются и научные исследования в области социальной педагогики. По исследованию И. А. Липского, только на 2008 г. защищено более 1600 кандидатских и докторских диссертаций по проблемам социальной педагогики [4].
Подводя итоги второго исторического периода, можно заключить, что социальная педагогика как область науки, практической деятельности и профессиональной подготовки кадров - социальных педагогов состоялась.
Наконец, третий, современный период в развитии социальной педагогики. В настоящее время вступил в действие закон «Об образовании в Российской Федерации», принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и другие важнейшие документы, обеспечивающие развитие профессиональной подготовки бакалавров и магистров на компетентностной основе. Концептуальная сущность современного периода развития российского образования в аспекте принятых важнейших государственных документов выражается идеей модернизации, которая отражает обновление содержания профессионального образования, приведение характеристик и качеств системы образования в соответствие с современными требованиями, мировыми тенденциями экономического и общественного развития.
На практике сегодня образовательным и социальным учреждениям требуется со-
циальный педагог, способный овладевать новыми социально-педагогическими технологиями, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, демонстрирующий инновационное поведение, способность самостоятельно решать сложные задачи, быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
Готовят такого практического работника средние и высшие профессиональные учебные заведения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, социальная педагогика отнесена к направлению подготовки психолого-педа-гогического образования, профиль - психология и социальная педагогика. Хорошо это или не очень - покажет время.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определены компетенции, которые должен освоить бакалавр, указаны виды профессиональной деятельности бакалавра: психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего и дополнительного образования, психологопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании, социально-педагогическая деятельность,
педагогическая деятельность в дошкольном образовании, педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования. Таким образом, согласно новому стандарту поле профессиональной деятельности социальных педагогов сокращается до учреждений общего образования. Однако на практике, как показано выше, социальные педагоги давно работают и в учреждениях социальной защиты населения, и в пенитенциарных учреждениях и др.
Освоение нового стандарта вызывает много сложностей. Первая и главная сложность, на мой взгляд, - это противоречие между реальной социально-педагогической деятельностью и подготовкой бакалавров к ней. Социальный педагог введен в «Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов». На практике ждут социального педагога, который наряду с уже известными социальными проблемами детей должен решать и новые проблемы: адаптация детей мигрантов в коллективе сверстников, инклюзивное обучение, детская проституция, проблемы детей приемных родителей и многие другие. Как подготовить выпускника вуза к решению этих проблем и кого ждет практика - вопрос, на который пока, на мой взгляд, нет ответа.
Качественная профессиональная подготовка специалистов зависит от ее научно-
методического обеспечения - это аксиома, хорошо известная всем. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования определены компетенции, вузам даны большие возможности в определении учебно-методического комплекса. С одной стороны - это хорошо, так как преподавателю представляется возможность творчески подходить к обучению бакалавров. С другой стороны, студенты на сайте вуза получают все необходимые материалы для освоения той или иной дисциплины.
Но преподаватели должны представить учебно-методические комплексы здесь и сейчас. Такие учебно-методические комплексы должны разрабатывать профессора, на практике же получается иначе: учебнометодические комплексы должны представить преподаватели, которые ведут соответствующий курс. Учебно-методические комплексы сегодня - это, образно говоря, гипотеза, ведь курс не прочитан, не апробирован, при этом нарушаются известные дидактические принципы такие научнометодического обеспечения, как принцип системности, преемственности, связи теории с практикой, прогностичности и др.
Многолетний опыт издания различных учебников и учебных пособий показывает, что невозможно за короткий промежуток времени написать достойное учебное пособие, программы, методические рекомендации и другие материалы, касающиеся подготовки бакалавров. Представляется, что должны быть типовые (рекомендательные) учебно-методические комплексы по тому или иному курсу, которые подготовлены ведущими специалистами в этой области, кроме того преподаватели в рамках вариативных курсов могут апробировать различные учебные материалы. Сегодня же получается, что в одном вузе бакалавров готовят по одним программам, в другом - совсем по другим. В итоге страдает, в первую очередь, качество профессиональной подготовки бакалавров для практической деятельности.
Конечно, с течением времени, могут быть внесены некоторые коррективы в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, появятся учебные пособия, учитывающие специфику деятельности бакалавра на практике и другие материалы, т. е. предстоит большая работа ведущих специалистов в области социальной педагогики, связанная с корректировкой как социальнопедагогической деятельности бакалавров, так и теории социальной педагогики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 1994.
2. Галагузова Ю. Н., Ремезова В. В. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям : учеб. пособие. Н. Новгород, 2001.
3. Липский И. А. Социальная педагогика: методологический анализ : учеб. пособие. М., 2004.
4. Липский И. А., Липский С. И. Социальная педагогика: диссертационные исследования 1971-2007 : научно-информационное пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней. М., 2008.
5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: полный курс : учебник. М. : Юрайт, 2011.
6. Маслова Н. Ф. Книга социального педагога. Орел, 1994.
7. Никитина Л. Е. Социальный педагог в школе. М., 2003.
8. Олиференко Л. Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства : мо-ногр. М., 1998.
9. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Никитина. М. : Владос, 2000.
10. Социальный педагог: документы, программно-методические материалы для педагогических учебных заведений : В 2-х ч. Ч. 1. М., 1991.
11. Филонов Г. Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. М., 1998.
12. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М. : ВЛАДОС, 2002.
13. Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика : учебник. М. : Владос, 2008.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев.