Научная статья на тему 'Развитие института социальной педагогики в России'

Развитие института социальной педагогики в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1592
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SOCIAL PEDAGOGY / PROFESSIONAL ACTIVITY / A SYSTEM OF TRAINING OF PERSONNEL / STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галагузова Минненур Ахметхановна

Рассматривается неоднозначность и противоречивость взаимодействия отечественной практики, науки и профессиональной подготовки социальных педагогов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Institute of Social Pedagogy in Russia

The author shows ambiguousness and inconsistency of collaboration of national practice, science and professional training of social educators at the present stage.

Текст научной работы на тему «Развитие института социальной педагогики в России»

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ________________СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

УДК 37.013.42(09)(470)

М. А. Галагузова

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная педагогика; профессиональная деятельность; система подготовки кадров; государственные образовательные стандарты.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается неоднозначность и противоречивость взаимодействия отечественной практики, науки и профессиональной подготовки социальных педагогов на современном этапе.

M. A. Galagusova

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF SOCIAL PEDAGOGY IN RUSSIA

KEY WORDS: social pedagogy; professional activity; a system of training of personnel; state educational standards.

ABSTRACT. The author shows ambiguousness and inconsistency of collaboration of national practice, science and professional training of social educators at the present stage.

Институт социальной педагогики в России, как известно, был введен в 1990 г. Его введение знаменовало кардинальный поворот в отношении общества к проблемам человека, который обусловлен общими тенденциями гуманизации и демократизации социальной жизни России. Однако становление института социальной педагогики, которое происходит на фоне глубоких преобразований в стране, порождающих огромное количество социальных, экономических, нравственно-психологических и других проблем, протекает достаточно трудно и противоречиво. Институционализация социальной педагогики потребовала решение трех основных за-

дач: формирования в обществе сферы профессиональной деятельности социальных педагогов, развития соответствующей отрасли научного знания и создания системы подготовки кадров. Только взаимодействие всех трех направлений обеспечит успешное развитие и функционирование новой профессиональной сферы.

Особенностью развития института социальной педагогики в России является то, что он был введен императивно «сверху». Для становления сферы практической деятельности социального педагога, развития соответствующей отрасли научного знания и профессиональной подготовки специалиста требу-

ется значительное время. С другой стороны, все эти три направления, обеспечивающие развитие института социальной педагогики, начали развиваться одновременно и фактически в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, которых фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.

Сегодня ситуация изменилась в корне. По исследованию И. А. Липского [6], на 2007 год защищено 154 кандидатских и докторских диссертаций по проблемам социальной педагогики. Опубликованы монографические работы по становлению и развитию социальной педагогики как науки (В. Г. Бочарова, В. И. Загвя-зинский, И. А. Липский, Г. Н. Филонов и др.); учебные пособия для профессиональной подготовки социальных педагогов (Ю. В. Василькова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В. А. Никитин и др.).

Несмотря на огромное количество всевозможных методологических, теоретических и методических работ по социальной педагогике, проблема взаимодействия практики, науки и профессиональной подготовки социальных педагогов сегодня остается достаточно неоднозначной и противоречивой. Поэтому рассмотрим эту проблему с трех позиций: профессиональная деятельность

социальных педагогов, развитие социальной педагогики как науки и профессиональная подготовка социальных педагогов.

Решение первой задачи связано с развитием системы учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, молодежи и другим лицам, нуждающимся в социальной, моральнопсихологической и материальной поддержке, прояснением границ компетентности и профессиональных обязанностей социального педагога, укреплением его статуса в обществе.

Следует признать, что имеющаяся в нашей стране структура социально-педагогической службы разрозненна, не имеет четкой организации, а отдельные ее подразделения подчинены различным ведомствам. Фактически отсутствуют централизованное руководство и координация деятельности социальных служб, нет и единой концепции деятельности. Различные направления социально-педагогической деятельности курируются чуть ли не десятком различных министерств и ведомств, имеющих свое собственное финансирование: так, Министерство образования занимается детьми с трудностями в учебе; Министерство внутренних дел — несовершеннолетними правонарушителями; Министерство здравоохранения — больными, инвалидами и наркотически зависимыми детьми; Министерство по чрезвычайным ситуациям — людьми, пострадавшими от природных и техногенных катастроф, беженцами; Министерство социальной защиты населения — социальным обеспечением и поддержкой различных социально уязвимых групп населения. Сферы и объекты деятельности частично пересекаются, однако говорить о целостном подходе и межведомственном взаимодействии пока не приходится.

На сегодняшний день нормативно не определены должностные и функциональные обязанности социального педагога. Поэтому в практической деятельности одни рассматривают деятельность социального педагога в работе с трудными подростками в образовательных учреждениях, другие делают основной акцент на работу с неблагополучной семьей, патронатной и приемной семьей, третьи на ресоциализацию и реабилитацию подростков с девиантным поведением, оказавшимися в воспитательных колониях и т. д.

Весь этот опыт практической деятельности социальных педагогов никак

не обеспечен соответствующей методической литературой. В настоящее время нет работ методологического, теоретического и методического характера, которые освещали бы богатейший опыт, накопленный за последние годы в практической деятельности социальных педагогов. Все это в свою очередь, безусловно, оказывает влияние на развитие социальной педагогики как области науки.

Поэтому решение второй задачи связано с развитием новой отрасли педагогического знания — социальной педагогики, которая имеет глубокие исторические корни. Во взглядах многих выдающихся зарубежных (И. Песталоцци, А. Дистервега, П. Наторпа и др.) и отечественных (А. Г. Залкинда, Н. Н. Иорданского, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.) педагогов отчетливо прослеживается идея зависимости целей, содержания и результатов воспитания от социальных условий.

С конца 8о-х гг. ХХ в. начинается новый этап развития отечественной социальной педагогики. Среди ученых ведутся острые дискуссии о теории и практике социальной педагогики, о сущности ее понятий и категорий. Анализ представлений о социальной педагогике разных авторов позволяет сделать следующий вывод — в определении сущности социальной педагогики существуют разные подходы (мы об этом неоднократно упоминали в наших публикациях [1; 2 и др.]), вот некоторые из них:

— является одним из направлений социальной работы (Т. М. Глебович, И. А. Зимняя, Л. В. Топчий);

— рассматривается как теоретический базис социальной работы (В. Г. Бочарова, Г. Н. Филонов);

— выступает частью общей педагогики, изучающей социальное воспитание в контексте социализации (Б. З. Вульфов, В. И. Загвязинский, А. В. Муд-рик);

— является педагогикой среды, интегрирующая научные достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания (В. Д. Семенов);

— определяется системой организованного педагогического влияния в недрах социума; социология воспитания и образования (Б. Т. Лихачев);

— отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социальное воспитание, социальное обучение, социально-педагогическая помощь и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает ли оно в условиях «нормы», либо «отклонения от нормы» (М. А. Гала-гузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Шти-нова).

Проведенный нами анализ понятийно-категориального аппарата социальной педагогики, отражающий взаимосвязь и взаимообусловленность входящих в нее понятий, показывает неоднозначность определения ее сущности разными учеными (В. Г. Бочарова, М. А. Га-лагузова, А. В. Мудрик, В. А. Никитин и др.). Такое положение вполне оправдано для новой отрасли педагогического знания. Однако, как отмечает Г. Н. Шти-нова (мы полностью разделяем эту точку зрения), «многообразие воззрений на одни и те же явления и трактовок одних и тех же терминов, в частности социальной педагогики — реальность научной действительности, которая создает определенные сложности, напряженность и дискуссионность в науке... Но проблема не в том, чтобы привести все это многообразие к единому знаменателю, унифицировать его. Каждая позиция имеет свою объективную основу, и поэтому ее существование закономерно. Проблема в том, чтобы в основу содержания образования специальности «социальная педа-

гогика» была заложена определенная концепция (выделено нами. — М. Г.), а не все их многообразие. И эта концепция должна быть определена четко, чтобы организаторы подготовки по этой специальности не блуждали среди разнообразных подходов, не зная, к какому примкнуть» [8. С. 111].

Однако сегодня между учеными такая единая концепция в социальной педагогике не просматривается. Поэтому на перспективу задача перед учеными, занимающимися проблемами социальной педагогики как науки, — придти к консенсусу — что является объектом и предметом этой науки, каков ее понятийнокатегориальный аппарат, что должно быть положено, на наш взгляд в основу учебника по социальной педагогике. На наш взгляд, от этого во многом зависит, как она будет влиять на профессиональную подготовку специалистов в профессиональных учебных заведениях.

Решение третьей задачи — создание системы профессиональной подготовки социальных педагогов происходит на фоне реформирования и модернизации профессионального образования, перехода на двухуровневую систему подготовки кадров.

Профессиональная подготовка социальных педагогов началась сразу после введения новой специальности и включения такой должности в нормативные документы, определяющие должностные обязанности и требования к квалификации специалистов. Поначалу она носила преимущественно характер курсовой переподготовки кадров. Но по мере решения организационных, кадровых и других проблем, неизбежно возникающих при создании новых структурных единиц (факультетов, отделений, кафедр), учебные заведения страны переходят на полноценную профессиональную подготовку социальных педагогов.

Профессиональная подготовка социальных педагогов, как известно, опреде-

ляется государственными образовательными стандартами (ГОС). Первые ГОС были утверждены в 1995 году [3], в настоящее время студенты обучаются по стандартам 2000 года [4], а вновь принятые осваивают стандарты 2005 года [5].

Если проанализировать стандарты трех поколений, то можно обнаружить, что область профессиональной деятельности будущего специалиста по социальной педагогике от стандарта к стандарту суживалась. Если согласно первому стандарту выпускник должен быть подготовлен к работе в различных образовательных и социально-педагогических учреждениях, а клиентами его были дети и молодежь с проблемами. Согласно же стандарту второго и третьего поколения выпускника необходимо подготовить для работы в сфере образования, а клиентом социального педагога является обучающийся.

Такое положение приходит в противоречие, с одной стороны, с практикой деятельности социального педагога, которая постепенно расширяется, выходит далеко за пределы образовательных учреждений: это и социальные службы, всевозможные реабилитационные центры помощи семье, детям и пр.

С другой стороны, это приходит в противоречие и с основной идеей социальной педагогики — оказывать помощь социально незащищенным слоям населения. Это подчеркивается как в многочисленных диссертационных исследованиях, так и в опубликованных научно-методических работах.

Многообразие изданных за последние годы учебников и учебных пособий, утвержденных УМО в качестве учебной книги для подготовки социальных педагогов, вызывает большие трудности в преподавании одного из основных курсов — социальной педагогики. Поэтому выбор того или иного учебного пособия или учебника зависит от субъективных особенностей преподавателя, его пред-

почтений той или иной школе, или попросту тем учебникам, которые имеются в библиотеке вуза.

Другое важное противоречие при анализе ГОС ВПО 2000, 2005 гг. мы обнаружили между заявленной в стандарте областью будущей профессиональной деятельности социального педагога и курсом «Методика и технология работы социального педагога». Именно этот курс должен быть определяющим в формировании знаний и умений студентов для освоения профессиональной деятельности. Но здесь наблюдаются явные расхождения между тем, что заявлено в стандарте и реальной практикой работы социального педагога.

Подобные противоречия не позволяют достаточно полно и объективно, на наш взгляд, вести качественную подготовку социальных педагогов. Конечно, любой вуз из этой ситуации выходит самостоятельно.

В рамках национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин и курсов по выбору разрабатываются практико-ориентированные курсы. Так, на кафедре социальной педагогики Уральского государственного педагогического института внедрены в практику такие курсы, как «Социальнопедагогическая деятельность с детьми-инвалидами », « Социально-педагоги-

ческая реабилитация семьи ребенка-инвалида », « Социально-педагогическая поддержка осужденных», «Технология работы социального педагога с девиант-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ными подростками» и др. Во время прохождения практики студенты знакомятся с различными учреждениями, в которых работают социальные педагоги.

Волонтерская практика студентов, организуемая в рамках учебного процесса перерастает в волонтерское движение студентов, основной задачей которого является оказание материальной, духовной и нравственной помощи социально уязвимым слоям населения. Материалы практики, в том числе и волонтерской, служат основой для написания курсов и выпускных работ, которые носят прак-тико-ориентированный характер.

Такое положение в нашем и других вузах не решает главной проблемы — взаимодействия науки, практики и профессиональной подготовки социальных педагогов. На наш взгляд, насколько успешно будет решаться эта задача, зависит и развитие социальной педагогики.

Нам представляется, что решение этой задачи возможно в какой-то степени при обсуждении проекта нового государственного образовательного стандарта бакалавриата и магистратуры [7], но это новая проблема, которая требует тщательного анализа современной ситуации: где будет работать бакалавр и магистр, каковы его функциональные обязанности, чем он будет отличаться от специалиста на практике, а отсюда — как его готовить и какими учебными пособиями будет обеспечена профессиональная подготовка бакалавра и магистра.

1. ГАЛАГУЗОВА, М. А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики / М. А. Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. — Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998. — Вып. 3.

2. ГАЛАГУЗОВА, М. А. Профессиональная деятельность и профессиональная подготовка социальных педагогов: понятийно-нормативный аспект / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. — Екатеринбург: изд-во «СВ-96», 2001. — Вып. 4.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму выпускника по специальности «031300 — Социальная педагогика». — М., 1995.

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму выпускника по специальности «031300 — Социальная педагогика». — М., 2000.

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031300.00 Социальная педагогика с дополнительной специальностью. — М., 2005.

6. ЛИПСКИЙ, И. А. Социальная педагогика. Диссертационные исследования 1971—2007 : научноинформационное пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней / И. А. Липский, С. И. Липский. — М. : Ин-т семьи и воспитания РАО, 2008.

7. ПРОЕКТЫ государственных стандартов высшего педагогического образования // www.iporao.ru.

8. ШТИНОВА, Г. Н. Социальное образование в России : теоретико-методологические аспекты : монография / Г. Н. Штинова. — М., 2001.

Получено 19.03.09 © Галагузова М. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.