Литература
1. Иванова В.И. Совершенствование учебного процесса в университете в условиях реализации основных тенденций Бо-лонского соглашения: монография - Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. - 176 с.
Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории социальной работы Бурятского госуниверситета, е-mail: [email protected]
Bazarova Tatiana S., doctor of Education, associate professor, head of the Department of Social Work Theory, Buryat State University, е-mail: [email protected].
УДК 37.013.42(470)
© И.Б. Буртонова
Развитие социальной педагогики в России как научной и учебной дисциплины
В данной статье рассматриваются основные этапы развития социальной педагогики в России, приводится их характеристика, а также анализируется современное состояние социальной педагогики как научной и учебной дисциплины.
Ключевые слова: социальная педагогика, научная дисциплина, учебная дисциплина, подготовка кадров для социальной сферы.
I.B. Burtonova
Development of social pedagogy as a scientific and academic discipline in Russia
This article describes the main stages of social pedagogy development in Russia, gives their characteristics, as well as analyzes the current state of social pedagogy as a scientific and academic discipline.
Keywords: social pedagogy, discipline, academic discipline, social sphere training.
Социальная педагогика сравнительно новая область научного знания, имеющая исторические, социальные и педагогические предпосылки своего возникновения и развития. Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже ХХ-ХХ1 вв. способствовала тому, что социальная педагогика стала самостоятельной отраслью человеко- и обществознания.
Особенностью первоначального развития социальной педагогики явилось то обстоятельство, что она начала развиваться одновременно во всех качественных состояниях: как область практической деятельности, как образовательный комплекс, как научная дисциплина [1. С. 5]. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности неразрывно связаны между собой, что необходимо учитывать при анализе этапов ее развития.
Кроме того, социальная педагогика может выступать в качестве учебной дисциплины. Учебная дисциплина исходит из соответствующей области науки, в ней обычно находят отражение факты и явления, которые доподлинно известны науке.
Анализируя проблему состояния социальной педагогики в России, на наш взгляд, следует остановиться на точке зрения следующих ученых - В. Г. Бочаровой (4), И. А. Липского (1),
Л. Е. Никитиной (3). Ими предлагаются различные периодизации развития социальной педагогики и перспективы ее развития на ближайшее и отдаленное будущее.
В развитии отечественной социальной педагогики В. Г. Бочарова выделяет три качественно различающихся этапа. В работе «Социальная педагогика. Методологический анализ» И. А. Липский выделяет четыре этапа развития социальной педагогики за последние десятилетия. Также нам интересна точка зрения Л.Е. Никитиной на процесс нового рождения социальной педагогики в России, которая основывается на историко-педагогическом анализе. Различные периоды, относящиеся у авторов к тому или иному этапу развития социальной педагогики, связаны с описанием различных временных отрезков, так, к примеру, периодизации В. Г. Бочаровой и Л. Е. Никитиной завершаются концом ХХ века, а И. А. Липский выделяет период профессионализации социальной педагогики, начавшийся, по мнению автора, в 2002 году [1. С. 25].
Анализируя содержание предлагаемых периодизаций, мы видим совпадение мнений авторов в том, что до появления в России социальной педагогики как науки и учебной дисциплины существовал период, характеризующийся
накоплением опыта, эмпирического поиска, появлением в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на проведение многоплановой работы в социуме. Социально-педагогическая деятельность была «распылена» среди специалистов других профессий (учителей, врачей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, педагогов-организаторов и воспитателей, организаторов культурно-досуговой деятельности и спортивно-массовой работы). В стране стала развиваться разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т.п.
Обобщение опыта экспериментальной и эмпирической работы, осмысление ее научных позиций привело к появлению научных работ по социально-педагогической проблематике. Усиливается внимание исследователей к проблемам социальной педагогики, предпринимаются попытки осмыслить и рассмотреть идеи педагогики среды, проблемы и противоречия ее развития в иной социальной ситуации, анализируются вопросы социальной сферы жизни людей.
Таким образом, потребности общества, достижения передового опыта, а также кардинальные изменения, происходившие в стране на рубеже веков, вывели проблему развития социальной педагогики на совершенно иной уровень.
Здесь необходимо отметить обращение всех авторов, анализируемых периодизаций, к факту создания Временного научно-исследовательского коллектива «Школа-микрорайон» (1989-1991), на первой сессии которого была создана общественная организация (сначала Всесоюзная, затем ставшая Всероссийской) - Ассоциация социальных педагогов и социальных работников (АСО-ПиР). Это свидетельствует о том, что развитие социальной педагогики характеризовалось изменениями, как в содержательном плане, так и в плане развития организационных форм. Открытие опытно-экспериментальных площадок во многих регионах страны, проведение комплексного опытно-экспериментального исследования, мобилизация усилий и объединение различных специалистов социума вокруг общественной (неправительственной) организации, открытие специальности «социальная педагогика» в высших учебных заведениях России, является подтверждением развития социальной педагогики в новых организационных формах. Утверждение правительством новой профессии «социальный педагог», появление первой квалификационной характеристики данного специалиста также то-
му подтверждение.
Таким образом, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. ценность и значимость социальной педагогики определяется «с одной стороны, общесоциальной потребностью гуманизации отношений изменившейся личности и динамично развивающегося социума, общества; с другой - универсальной значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении развития всех сфер социальной практики, и в первую очередь - деятельности учреждений социальной сферы, системы социальных служб с разветвленной функциональной инфраструктурой и многоплановым корпусом специалистов» [4. С. 20].
Если обратиться к вопросу о становлении социальной педагогики как учебной дисциплины, нужно сказать, что в представленных периодизациях содержится вывод о том, что социальная педагогика как учебная дисциплина активно стала развиваться в 90-х годах прошлого столетия, в связи с введением такой специальности на разных уровнях профессионального образования. В период введения специальности «социальный педагог» появляются разнообразные учебные пособия по социальной педагогике, рекомендации к проведению занятий, программы курсовой профессиональной подготовки социальных работников (педагогов), учебные программы по социальной педагогике для подготовки кадров по другим специальностям.
Проблема развития социальной педагогики как учебной дисциплины связана с подготовкой специалистов для системы социальных служб. На первых этапах развития социальной педагогики необходимо было формировать систему базовой подготовки специалистов, другим, не менее важным, вопросом был отбор этих специалистов из других профессий и их перепрофилирование. То и другое было одинаково важным и неотложным. Однако совершенно очевидным было и то, что никак нельзя было затягивать формирование корпуса профессионалов посредством курсовой подготовки и переподготовки специалистов через систему дополнительного профессионального образования. Главной решающей проблемой выступала проблема научного обоснования и сопровождения деятельности социальных педагогов и социальных работников - проблема социально-педагогического обеспечения их профессиональной деятельности и профессиональной подготовки. В это время формируются основные подходы к отбору содержания учебной дисциплины, определяются смыслы и предназначение учебной дисциплины в подготовке специалистов.
Как уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.
Отразилось это и на становлении социальной педагогики как учебного предмета, которое также происходило одновременно со становлением области практической социально-педагогической деятельности и развитием науки. Несформиро-ванность и той, и другой обусловили то, что учебный предмет «Социальная педагогика» и сегодня еще включает много спорных, дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий данной области знаний. В связи с этим, представляет определенный интерес развитие социальной педагогики как учебной дисциплины в российских регионах. Мы рассмотрим данный вопрос на примере Бурятского государственного университета.
На факультете начального образования БГУ в 1998 году решением Ученого совета факультета была введена специализация «Социально-педагогическая работа» по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования». Отмечался стойкий интерес студентов факультета к данной специализации, что объяснялось возрастающей потребностью в таком специалисте на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни.
Для организации обучения студентов были разработаны программы по всем дисциплинам специализации: «История социальной работы», «Система социально-педагогической работы», «Социально-педагогическая работа с семьей», «Социально-педагогическая работа в микрорайоне», «Валеологическая работа в школе», «Нормативно-правовые основы социально-педагогической работы», «Методика социально-педагогического исследования». Была разработана программа практики по специализации, включающая цели, задачи, основные направления работы студентов-практикантов. Практика реализовывалась в образовательных и социальных учреждениях города.
На начальном этапе реализации специализации «Социально-педагогическая работа» перед выпускающей кафедрой стояли следующие проблемы:
• уточнить и доработать концепцию подготовки студентов в рамках специализации «социально-педагогическая работа» с учетом основной специальности;
• использовать системный подход при разработке содержания дисциплин специализации: выделить блоки, объединяющие все курсы в единую систему подготовки студентов по данной специализации, а также определить линии взаимосвязи и взаимодополнения в каждой дисциплине индивидуально;
• усилить психологический компонент в подготовке студентов по специализации «социально-педагогическая работа», поскольку в поле практической деятельности данный специалист широко использует психологические методы и диагностики;
• осуществлять квалифицированную правовую подготовку студентов, с целью более качественного ознакомления с нормативно-правовыми основами социально-педагогической работы;
Важным аспектом в подготовке будущих учителей начальных классов к осуществлению социально-педагогической работы являлась научно-исследовательская работа студентов по проблемам социализации младших школьников, социального развития и воспитания детей, профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся начальной школы и др. Студенты, обучающиеся по специализации «Социально-педагогическая работа», работали над такими интересными социально-педагогическими проблемами: «Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема», «Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в условиях приюта», «Взаимодействие ОСЗН и ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей», «Влияние стиля семейного воспитания на социализацию ребенка в обществе», «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основах православной культуры», «Формирование нравственности как социально-ценного качества личности младших школьников в условиях микросоциума» и многими другими.
Основным учебным курсом, выполняющим роль ознакомления студентов с основами социально-педагогического знания, являлась дисциплина «Социальная педагогика». Включение учебной дисциплины «Социальная педагогика» в процесс подготовки учителя начальных классов обусловлено тем, что он имеет дело не с оформившимся субъектом социализации, а с
позицией субъектности - первичной, ранней формой жизнедеятельности ребенка. Начальная школа призвана помогать ребенку формировать и использовать социальный опыт, адаптировать важные сложные жизненные явления, иметь представления о них, сглаживать проявления социальной, материальной стратификации в детской среде, ограждать от асоциальных влияний, формировать навыки духовного противостояния им. Таким образом, социально-педагогические знания необходимы учителю для организации профессиональной деятельности в соответствии с реалиями социальной действительности.
Накопленный кафедрой опыт позволил в 2007 году начать подготовку студентов по специальности 031300 «Социальная педагогика» (по заочной форме обучения) в Педагогическом институте БГУ.
Помимо педагогических специальностей и направлений подготовки учебная дисциплина «Социальная педагогика» присутствует в профессиональной подготовке специалистов и бакалавров социальной работы. С 1995 году в БГУ осуществляется профессиональная подготовка специалистов по социальной работе. Студенты в процессе обучения изучают теорию и практику социальной работы, знакомятся с понятиями и категориями, принципами и закономерностями, формами и уровнями социальной работы, изучают историю становления и развития социальной работы как научной дисциплины и области практической деятельности, узнают сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения. Среди дисциплин профессионального цикла важное место занимает дисциплина «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)».
Первый выпуск бакалавров социальной работы состоялся в 2010 году. Профессиональная подготовка в соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами потребовала пересмотра основной образовательной программы в русле компетентностного подхода.
В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа» появилась самостоятельная учебная дисциплина «Социальная педагогика». В процессе проектирования учебной дисциплины необходимо рассмотреть вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики. Мы опираемся в своей статье на мнение
В.А. Никитина. Он пишет: «любой социальный работник должен быть в определенной мере и социальным педагогом. Социально-педагогическая подготовка, хотя бы в виде ощущений, представлений, должна быть у каждого социального работника. Социальный работник должен научиться и некоторым навыкам социально -педагогического мышления и деятельности, то есть, по крайней мере, не упускать педагогические последствия своей деятельности или не забывать об использовании педагогических методов и приемов для решения социальных вопросов в отношении человека» [2. С. 37].
Трудности конструирования социальной педагогики как учебного предмета обусловлены следующими факторами:
• наличие различных точек зрения на сущность социальной педагогики, что свидетельствует об эмпирическом уровне становления данной отрасли знания;
• сложность взаимоотношений социальной педагогики с другими науками о человеке и обществе;
• сложность взаимодействия между социально-педагогической теорией и социально-педагогической практикой.
Мы считаем, что социальная педагогика, с ее категориальным аппаратом, во-первых, участвует в формировании теоретической базы будущего бакалавра социальной работы. Во-вторых, практический опыт социально-педагогической деятельности, используемый в процессе обучения, дает наиболее полное представление о состоянии тех или иных социальных проблем и объектов социально-педагогической работы. В-третьих, гуманизм, присущий социальной педагогике, предполагает максимальное внимание к человеку, его проблемам, является методологической платформой для оказания ему помощи, защиты и поддержки.
В настоящее время социальная педагогика является развитой научной педагогической отраслью, обслуживающей социальную и педагогически специализированную практику. Опыт формирования отечественной социальной педагогики свидетельствует о том, что она имеет все объективные основания для своего развития: социально-политические, социально-психологические, историко-педагогические, научно-теоретические, научно-практические и нормативные правовые [5. С. 12].
Проанализировав содержательную характеристику выделяемых периодов, мы убедились в том, что социальная педагогика развивается в
трех направлениях одновременно, как наука, область практической деятельности и учебная дисциплина. Соотношение этих направлений в становлении социальной педагогики в России изменяется в зависимости от временного периода, от задач, которые стоят перед социальной педагогикой.
Настоящий период, на наш взгляд, характеризуется государственным уровнем решения проблемы, созданием целостной системы социальных служб, введением должности «социальный педагог» в образовательных учреждениях, профессиональной подготовкой кадров социальной сферы. Содержание подготовки кадров социальной сферы обусловливается в общем плане целевым назначением: подготовка специалиста-исследователя, подготовка специалиста социальной сферы - практического работника, подготовка научно-педагогических кадров для собственного образовательного комплекса. Наличие корпуса специалистов, профессионально подготовленных к осуществлению социально-педагогической деятельности в учреждениях различной направленности, предполагает новый этап развития социальной педагогики, который мы можем назвать этапом институализации. На данном этапе необходимо осмысливать, изучать, анализировать развитие социальной педагогики в новых условиях деятельности профессионально подготовленных социальных педагогов. Обобщение данного опыта будет способствовать появлению научных исследований по проблемам социальной педагогики, учебно-
методического обеспечения, совершенствованию практики социально-педагогической работы, формированию собственной парадигмы социальной педагогики.
В заключении мы позволили сделать выводы по проблеме развития социальной педагогики как научной и учебной дисциплины:
- развитие социальной педагогики как отрасли знания детерминировано социально-экологическими, политическими, социально-культурными изменениями, происходящими в нашей стране;
- в периодизациях, предложенных разными авторами, отмечается, что развитие социальной педагогики происходит в единстве социально-педагогического научного знания, области социальной практики и профессионального образования;
- авторы периодизаций сходятся во мнении, что социальная педагогика как учебная дисциплина стала развиваться в 90-х годах прошлого столетия, в связи с введением специальности «социальный педагог» на разных уровнях профессионального образования;
- сложный и противоречивый процесс развития социальной педагогики как отрасли научного знания будет влиять и влияет на содержание и структурирование социальной педагогики как учебной дисциплины, на определение ее статуса и функций в профессиональной подготовке кадров для социальной сферы.
Литература
1. Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ. - М.: Сфера, 2004. - 320 с.
2. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. С. 37.
3. Никитина Л. Е. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 272 с.
4. Социальная педагогика: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
5. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. - М.: Юрайт, 2012. - 405 с.
Буртонова Ирина Бабасановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории социальной работы, начальник учебно-методического управления Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 297158.
Burtonova Irina B., candidate of Education, associate professor, Department of Social Work Theory, head of Academic Department, Buryat State University. Tel. (301-2) 297158.