Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки будущих социальных работников к социальнопедагогической деятельности с семьей'

Некоторые аспекты подготовки будущих социальных работников к социальнопедагогической деятельности с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буртонова Ирина Бабасановна

В статье автор раскрывает организационно-педагогические условия готовности будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с семьей. Определяется роль и значение социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты семьи и детства, а также влияние готовности к организации социально-педагогической работы с семьей на профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PREPARATION OF THE FUTURE SOCIAL WORKERS TO SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH FAMILY

In this article the author opens organizational pedagogical conditions of the future social workers' readness to social-pedagogical activity with family. The role and value of social pedagogical activity in system of social protection of family and the childhood is defined, and also the influence of readiness for the organization of social pedagogical work with family unprofessional and personal development of the future expert is defined.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки будущих социальных работников к социальнопедагогической деятельности с семьей»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ

И.Б. Буртонова

В статье автор раскрывает организационно-педагогические условия готовности будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с семьей. Определяется роль и значение социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты семьи и детства, а также влияние готовности к организации социально-педагогической работы с семьей на профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.

SOME ASPECTS OF PREPARATION OF THE FUTURE SOCIAL WORKERS TO SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH FAMILY

LB. BURTONOVA

In this article the author opens organizational - pedagogical conditions of the future social workers' readness to social-pedagogical activity with family The role and value of social - pedagogical activity in system of social protection offamily and the childhood is defined, and also the influence of readiness for the organization of social - pedagogical work with family on professional and personal development of the future expert is defined.

Работа с семьей определяется многими авторами как отдельное, самостоятельное направление деятельности социального работника. Такое отношение обусловлено ролью, которую играет семья в развитии, социализации и воспитании человека. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Современная семья переживает сложный этап перехода от традиционной модели к новой модели существования. Изменяются виды семейных отношений, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей и других членов семьи. Семейный уклад и стиль жизни семьи приобретают другой облик. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности в жизни общества являются существенными факторами, дестабилизирующими семейные отношения, усиливающими их неустойчивость.

Наше общество заинтересовано в прочной семье, здоровой физически, духовно и нравственно, поэтому сегодня особенно важна работа по укреплению семьи и оказанию ей всемерной помощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий с целью обеспечения должного уровня ее жизни и более полной реализации воспитательных и социализирующих функций (8, с.215).

Семья находится в фокусе различных направлений социальной работы, которая реализуется на нескольких уровнях и принимает разные формы. Высший уровень - защита прав ребенка и семьи, осуществляемая международными организациями. Национальный уровень представлен в каждой стране соответствующими законами и системой учреждений по защите и помощи семье и детству. Региональный или местный уровень расширяет перечень общенациональных услуг и льгот дополнительными мерами. Основным принципом структурирования социальных служб является территориальный принцип, максимально приближенный к семье, сфере взаимоотношений и общения взрослых и детей. Дом, микросоциум, семейно-соседская общность рассматриваются в качестве той сферы, где, прежде всего, осуществляется социально-педагогическая деятельность. Поскольку третий уровень представлен учреждениями и конкретными специалистами, мы можем предполагать, что социальные работники выступают основным звеном, приводящим в движение всю систему социальной помощи семье и детям, а социально-педагогическая деятельность выступает как своеобразный фундамент деятельности социальных служб.

В учебном издании под редакцией М.А. Галагузовой дается следующее определение социально-педагогической деятельности: «Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации (9, с. 105). Л.В. Мардахаев определяет социально-педагогическую деятельность как «деятельность человека, имеющую свои цели, средства, учитывающую социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат» (4, с.79). Л.И. Аксенова предлагает рассматривать социально-педагогическую деятельность «как деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации, явления в социуме соответственно педагогическим целям и задачам» (1, с Л 9). Обобщая эти и другие определения, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая деятельность выступает в качестве механизма

И. Б. Буртонова. Некоторые аспекты подготовки будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с семьей

влияния (особенно в образовательно-воспитательной сфере) на социальные отношения в различных областях социальной деятельности и социальной практики (8, с.32). Изучение различных подходов к толкованию сущности и содержания социально-педагогической деятельности позволяет нам рассматривать деятельность социального работника с семьей в ее социально-педагогическом аспекте.

Семья для социального педагога и социального работника не только источник знаний о ребенке. Она сама по себе объект воздействия и помощник. Деятельность специалиста с семьей направлена на повышение педагогической культуры семьи, формирование общественно значимых идеалов и образцов поведения ее членов, развитие воспитательного потенциала семьи. В основе работы с семьей лежит знание и учет особенностей каждой конкретной семьи, а не семьи вообще. Эффективность работы с родителями и детьми определяется дифференцированным подходом к семье, т.е. выделением из всех семей определенных подгрупп в соответствии с различным уровнем их знаний и умений, особенностей детей, и, кроме того, индивидуальным подходом, означающим ориентацию на культурный и образовательный уровень, особенности взаимоотношений, семейную атмосферу и т.д. (2, с. 111). Характер и результативность контактов с членами семьи во многом зависят от установок специалиста по отношению к ним, от понимания необходимости согласованных и целенаправленных воздействий на ребенка, от неформального подхода к работе с семьей. Успех в работе с семьей определяется умением учитывать различия в возрасте, образовании, культурном уровне родителей, их взглядов на детей, выделять конкретные задачи по взаимодействию с данной семьей и выбирать адекватные методы работы с ней, умение устанавливать контакты с родителями.

Рассматривая структуру социально-педагогической деятельности с семьей, М.А. Галагузова выделяет три основные составляющие: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и воспитании. Психологическая составляющая содержит два компонента: социально-психологическая поддержка и коррекция. Посредническая помощь состоит из помощи в организации, в координации и информировании (9, с J 77).

Особое значение и наибольший социально-педагогический потенциал, по нашему мнению, имеет реализация семьей функции воспитания детей. Семейное воспитание отвечает не только заинтересованности общества в социализации личности ребенка, но и заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей (5, с. 134). В семье складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые отношения, которые в зависимости от своего психологического содержания могут либо формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя, либо приводить к нежелательному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию ребенка к окружающему миру. Таким образом, семья как социально-педагогическая среда воспитания ребенка формирует у него такую совокупность черт, которые обеспечивают адекватное или неадекватное вхождение во взрослый мир (3, с. 65).

Помощь в воспитании проводится специалистом, в первую очередь с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком - при помощи создания специальных воспитывающих ситуаций. В процессе консультирования специалист по социальной работе может помочь родителям определить наиболее адекватные методы воспитания и показать, через какие приемы они могут быть реализованы. Методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия -метод уважения детской личности, метод убеждения. Данные методы реализуются через следующие приемы: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.

Вторую группу представляют методы педагогического и психологического воздействия на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. В эту группу входят метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Реализация второй группы методов осуществляется через такие приемы, как пример, разъяснение, актуализация мечты, снятие напряжения в отношениях, обращение к совести, чувству справедливости, самолюбия, к чувству сострадания и милосердия, страха и бесстрашия, отвращения и брезгливости, упражнение, поощрение, наказание и проч.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи (9, с. 180).

Итак, социально-педагогическая деятельность с семьей рассматривается нами как интегратив-ная, многообразная работа с детьми, родителями, другими членами семьи, а также с семьей как коллективом, способствующая развитию и адаптации семьи, а также успешной реализации ею всех функций. Социально-педагогическая деятельность с семьей является социальной по существу и педагогической по технологическому и методическому ее обеспечению.

Обозначив необходимость и значимость социально-педагогической деятельности с семьей, мы рассмотрим вопрос о подготовке будущих социальных работников к ее осуществлению. В первую очередь мы проанализировали ГОС В ПО специальности «Социальная работа». В квалификационной характеристике выпускника перечисляются направления деятельности специалиста социальной работы, где отмечается, что он «оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т.п. группам населения». Объектом профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании. В цикле СД (специальные дисциплины) указан предмет «Семьеведение», изучая его, студенты знакомятся с понятием семье ведение, основными направлениями и технологиями социальной работы с семьей, нормативно-правовой базой функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства. В этот перечень можно добавить раздел в дисциплине «Педагогика» цикла ОПД, посвященный семье как субъекту педагогического воздействия и социокультурной среде воспитания и развития личности. Мы полагаем, что в данной редакции стандарта недостаточно внимания уделяется проблеме организации социально-педагогической работы с семьей.

С целью восполнения данного пробела в учебный план профессиональной подготовки по специальности «Социальная работа», осуществляющейся в Бурятском государственном университете, была включена специализации «Социальная работа с семьями и детьми». Под специализацией понимается приобретение специальных знаний, умений и навыков в рамках основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности специалиста данной квалификации (9. С.48). В содержании специализации мы выделяем дисциплину «Социально-педагогические проблемы семьи», которая, на наш взгляд, направлена на формирование готовности студентов к социально-педагогической деятельности с родителями и детьми.

Целью изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний студентами и формирование их профессиональных умений для решения практических задач в работе с семьей, а также создание основ исследовательской деятельности.

Среди ряда задач изучения дисциплины мы отметим те, которые указывают на практико-ориентированный характер изучаемого курса:

> способствовать творческой активности и самостоятельности студентов в выборе форм и методов работы с семьями и детьми группы риска;

> формировать умения в использовании социально-педагогических методов: патронажа, консультирования, наблюдения, беседы, тренинга и т.д.

В процессе подготовки будущих специалистов по социальной работе к социально-педагогической деятельности с семьей можно выделить теоретическую, практическую и психологическую составляющие. Теоретическая составляющая включает в себя знания:

• основных функций семьи, типологию семей, стилей семейного воспитания;

• социальных и педагогических проблем семьи, проблем воспитания в различных по типу семьях;

• сущности и содержании социально-педагогической работы с семьей, форм, методов и технологий социально-педагогической работы с различными семьями;

• методов и способов изучения семьи.

Блок практической подготовки включает в себя формирование следующих умений:

• осуществлять профессиональный анализ явлений и фактов функционирования семьи;

• использовать приемы и методы воздействия и взаимодействия с целью оказания социально-педагогической помощи и поддержки семье;

И.Б. Буртонова. Некоторые аспекты подготовки будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с семьей

• разрабатывать алгоритм действий по работе с семьей, мини-проекты и мини-программы, направленные на оказание помощи нуждающимся категориям семей и детей.

Психологическая подготовка включает формирование и развитие тех качеств мотивационной сферы личности студента, которые определяют ее отношение к профессиональной социально-педагогической деятельности. В учебной деятельности студентов эти качества проявляются через отношение к обучению. Важную роль в формировании готовности будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с семьей играет психологическая установка (настрой) студентов на эту деятельность. Наличие такой установки способствует более успешному усвоению теоретических знаний, формированию умений и навыков работы с семьей, выработке способности к самоанализу и самоконтролю.

Эффективными формами работы по формированию готовности к социально-педагогической деятельности с семьей являются традиционные формы обучения студентов в вузе: лекционные и семинарские занятия. На лекциях студенты получают более глубокие теоретические знания о типах семей, влиянии их на развитие и формирование личностных качеств ребенка. На теоретическом уровне студенты знакомятся с содержанием семейного воспитания, определяют отличительные черты и специфику влияния семейного воспитания на социальное развитие личности ребенка. На семинарских занятиях акцент делается на психолого-педагогическом исследовании различных но типу семей, на организации родительских собраний, консультировании родителей, организации работы с литературными источниками по проблемам семьи. Основным требованием к организации семинарских занятий выступает необходимость активизации личностной включенности студентов в обсуждение вопросов и заданий семинара. Лекционные и семинарские занятия являются средством частичного обеспечения теоретической подготовки студентов к социально-педагогической деятельности с семьей.

В роли педагогического средства практической подготовки студента к деятельности, направленной на организацию социально-педагогической помощи семье, выступают педагогические задачи, решение которых способствует развитию творческой мыслительной деятельности и самостоятельности студентов. При разработке задач и заданий мы учитывали следующие требования:

• при построении задач и заданий необходимо учитывать специфику будущей профессиональной деятельности и специфику изучаемого предмета;

• включать репродуктивные и творческие задачи и задания;

• предлагаемые задачи и задания должны способствовать овладению профессиональных знаний и умений;

• задачи и задания должны способствовать не только приобретению знаний и умений, но и умению переносить их в новые условия, активизируя мыслительную деятельность студентов;

• предлагаемые задачи и задания должны воспитывать интерес к социально-педагогической деятельности с семьей, развивать мотивационные, ориентационные и волевые качества личности.

В качестве примера приведем несколько задач, предлагаемых студентам, будущим специалистам по социальной работе, на лабораторных занятиях по дисциплине специализации «Социально-педагогические проблемы семьи».

Теоретическая задача, связанная с отбором, анализом и оценкой материалов по конкретной проблеме. Условие: в процессе чтения статьи Н.И. Никитиной «Учет этнопсихологических особенностей межнациональных браков при взаимодействии социального педагога с семьей воспитанника» составьте опорный конспект, в котором отразите следующие теоретические позиции - этапы процесса формирования этнической семейной идентификации; этапы развития супружеских отношений в межэтнической семье; виды межэтнических семей по степени их приверженности к конфликтам; виды конфликтов в межэтнической семье. (7, с.226).

Методическая задача, связанная с диагностикой уровня развития личности и постановкой задач социально-педагогической деятельности. Условие: подберите несколько методик, относящихся к диагностическому инструментарию социального педагога, направленных на изучение личности ребенка (например: «Схема изучения социальной истории личности», «Карточка индивидуального изучения и учета подростка», «Карта обследования дезадаптированного подростка», «Матрица определения социального благополучия ребенка»). Сформулируйте цель использования данного инструментария в деятельности социального педагога, социального работника. Предположите, как будут использоваться результаты диагностической деятельности.

На одном из занятий студентами была разыграна дискуссия-размышление для старшеклассников и родителей «Разговор на тему СЕМЬЯ». В ходе дискуссии были обсуждены проблемные вопросы:

- история возникновения слова «семья», его магнетизм;

- условия, при которых семья не может существовать;

- почему по статистике холостые мужчины и женщины живут относительно семейных пар недолго?

Студенты выполнили следующие задания:

- подобрали пословицы и поговорки по теме «Семья», чтобы были отражены а) взаимоотношения мужа и жены; б) роль жены в семье; в) роль мужа в семье;

- подготовили плакаты, связанные с темой «семья»;

- провели игру «Тайное мнение».

В качестве одного из вариантов творческого задания студентам было предложено написать эссе «Все начинается с семьи ...». Приводим выдержки из творческих работ студентов. «Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Именно в семье начинается все: в семье ребенок получает первые представления об обязанностях каждого ее члена, родительскую заботу и любовь» (Марина Г.). «Сегодня функции семьи могут выполнять различные институты. Но я считаю, что полностью заменить семью не сможет ни одно учреждение, каким бы высококлассным оно не было. Именно в семье человек познает любовь и ласку родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек. В семье он познает чувство ответственности за близких людей» (Варвара Т.). «В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, которые формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семье принадлежат «монопольные» права на приобщение своего самого младшего члена к культуре и обязанности по его социализации» (Диана Б.).

Таким образом, с позиций социально-педагогического подхода, в русле которого мы анализируем подготовку специалиста по социальной работе к деятельности с семьей, данный вид деятельности выступает как способ освоения социокультурной реальности и создания условий для гармонизации отношений общества и семьи. Назначение готовности к социально-педагогической деятельности в том, чтобы ориентировать личность будущего специалиста к социальному взаимодействию, в рамках которого осуществляется помощь и поддержка семьи и детства. Готовность к социально-педагогической деятельности с семьей мы определяем как целостное, системное, интегративное новообразование, влияющее на личностный рост будущего специалиста, его профессиональную адаптацию и способствующее успешной реализации социально-педагогической деятельности.

Литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: пособие / В.Г, Бочарова, - М,: - Аргус, 1994,- 207с.

3. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / В.И.Загвязинский [и др.]; под ред. П,И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В, Мардахаев. - М.: Гардарики, 2003. - 269с.

5. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студ. вузов / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2001.

6. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л,Е. Никитина. - М.: Академический проект, 2003. -272 с.

7. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0341 «Социальная педагогика» / Н.И. Никитина, М.Ф, Глухова. - М.: Владос, 2005,

8. Социальная педагогика / под ред. В.Г. Бочаровой, - М.: Владос, 2004. - 368с.

9. Социальная педагогика / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2000. -416с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.