НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ
И.Б. Буртонова
В статье автор раскрывает организационно-педагогические условия готовности будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с семьей. Определяется роль и значение социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты семьи и детства, а также влияние готовности к организации социально-педагогической работы с семьей на профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.
SOME ASPECTS OF PREPARATION OF THE FUTURE SOCIAL WORKERS TO SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH FAMILY
LB. BURTONOVA
In this article the author opens organizational - pedagogical conditions of the future social workers' readness to social-pedagogical activity with family The role and value of social - pedagogical activity in system of social protection offamily and the childhood is defined, and also the influence of readiness for the organization of social - pedagogical work with family on professional and personal development of the future expert is defined.
Работа с семьей определяется многими авторами как отдельное, самостоятельное направление деятельности социального работника. Такое отношение обусловлено ролью, которую играет семья в развитии, социализации и воспитании человека. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Современная семья переживает сложный этап перехода от традиционной модели к новой модели существования. Изменяются виды семейных отношений, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей и других членов семьи. Семейный уклад и стиль жизни семьи приобретают другой облик. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности в жизни общества являются существенными факторами, дестабилизирующими семейные отношения, усиливающими их неустойчивость.
Наше общество заинтересовано в прочной семье, здоровой физически, духовно и нравственно, поэтому сегодня особенно важна работа по укреплению семьи и оказанию ей всемерной помощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий с целью обеспечения должного уровня ее жизни и более полной реализации воспитательных и социализирующих функций (8, с.215).
Семья находится в фокусе различных направлений социальной работы, которая реализуется на нескольких уровнях и принимает разные формы. Высший уровень - защита прав ребенка и семьи, осуществляемая международными организациями. Национальный уровень представлен в каждой стране соответствующими законами и системой учреждений по защите и помощи семье и детству. Региональный или местный уровень расширяет перечень общенациональных услуг и льгот дополнительными мерами. Основным принципом структурирования социальных служб является территориальный принцип, максимально приближенный к семье, сфере взаимоотношений и общения взрослых и детей. Дом, микросоциум, семейно-соседская общность рассматриваются в качестве той сферы, где, прежде всего, осуществляется социально-педагогическая деятельность. Поскольку третий уровень представлен учреждениями и конкретными специалистами, мы можем предполагать, что социальные работники выступают основным звеном, приводящим в движение всю систему социальной помощи семье и детям, а социально-педагогическая деятельность выступает как своеобразный фундамент деятельности социальных служб.
В учебном издании под редакцией М.А. Галагузовой дается следующее определение социально-педагогической деятельности: «Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации (9, с. 105). Л.В. Мардахаев определяет социально-педагогическую деятельность как «деятельность человека, имеющую свои цели, средства, учитывающую социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат» (4, с.79). Л.И. Аксенова предлагает рассматривать социально-педагогическую деятельность «как деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации, явления в социуме соответственно педагогическим целям и задачам» (1, с Л 9). Обобщая эти и другие определения, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая деятельность выступает в качестве механизма
И. Б. Буртонова. Некоторые аспекты подготовки будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с семьей
влияния (особенно в образовательно-воспитательной сфере) на социальные отношения в различных областях социальной деятельности и социальной практики (8, с.32). Изучение различных подходов к толкованию сущности и содержания социально-педагогической деятельности позволяет нам рассматривать деятельность социального работника с семьей в ее социально-педагогическом аспекте.
Семья для социального педагога и социального работника не только источник знаний о ребенке. Она сама по себе объект воздействия и помощник. Деятельность специалиста с семьей направлена на повышение педагогической культуры семьи, формирование общественно значимых идеалов и образцов поведения ее членов, развитие воспитательного потенциала семьи. В основе работы с семьей лежит знание и учет особенностей каждой конкретной семьи, а не семьи вообще. Эффективность работы с родителями и детьми определяется дифференцированным подходом к семье, т.е. выделением из всех семей определенных подгрупп в соответствии с различным уровнем их знаний и умений, особенностей детей, и, кроме того, индивидуальным подходом, означающим ориентацию на культурный и образовательный уровень, особенности взаимоотношений, семейную атмосферу и т.д. (2, с. 111). Характер и результативность контактов с членами семьи во многом зависят от установок специалиста по отношению к ним, от понимания необходимости согласованных и целенаправленных воздействий на ребенка, от неформального подхода к работе с семьей. Успех в работе с семьей определяется умением учитывать различия в возрасте, образовании, культурном уровне родителей, их взглядов на детей, выделять конкретные задачи по взаимодействию с данной семьей и выбирать адекватные методы работы с ней, умение устанавливать контакты с родителями.
Рассматривая структуру социально-педагогической деятельности с семьей, М.А. Галагузова выделяет три основные составляющие: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и воспитании. Психологическая составляющая содержит два компонента: социально-психологическая поддержка и коррекция. Посредническая помощь состоит из помощи в организации, в координации и информировании (9, с J 77).
Особое значение и наибольший социально-педагогический потенциал, по нашему мнению, имеет реализация семьей функции воспитания детей. Семейное воспитание отвечает не только заинтересованности общества в социализации личности ребенка, но и заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей (5, с. 134). В семье складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые отношения, которые в зависимости от своего психологического содержания могут либо формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя, либо приводить к нежелательному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию ребенка к окружающему миру. Таким образом, семья как социально-педагогическая среда воспитания ребенка формирует у него такую совокупность черт, которые обеспечивают адекватное или неадекватное вхождение во взрослый мир (3, с. 65).
Помощь в воспитании проводится специалистом, в первую очередь с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком - при помощи создания специальных воспитывающих ситуаций. В процессе консультирования специалист по социальной работе может помочь родителям определить наиболее адекватные методы воспитания и показать, через какие приемы они могут быть реализованы. Методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия -метод уважения детской личности, метод убеждения. Данные методы реализуются через следующие приемы: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.
Вторую группу представляют методы педагогического и психологического воздействия на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. В эту группу входят метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Реализация второй группы методов осуществляется через такие приемы, как пример, разъяснение, актуализация мечты, снятие напряжения в отношениях, обращение к совести, чувству справедливости, самолюбия, к чувству сострадания и милосердия, страха и бесстрашия, отвращения и брезгливости, упражнение, поощрение, наказание и проч.
Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи (9, с. 180).
Итак, социально-педагогическая деятельность с семьей рассматривается нами как интегратив-ная, многообразная работа с детьми, родителями, другими членами семьи, а также с семьей как коллективом, способствующая развитию и адаптации семьи, а также успешной реализации ею всех функций. Социально-педагогическая деятельность с семьей является социальной по существу и педагогической по технологическому и методическому ее обеспечению.
Обозначив необходимость и значимость социально-педагогической деятельности с семьей, мы рассмотрим вопрос о подготовке будущих социальных работников к ее осуществлению. В первую очередь мы проанализировали ГОС В ПО специальности «Социальная работа». В квалификационной характеристике выпускника перечисляются направления деятельности специалиста социальной работы, где отмечается, что он «оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т.п. группам населения». Объектом профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании. В цикле СД (специальные дисциплины) указан предмет «Семьеведение», изучая его, студенты знакомятся с понятием семье ведение, основными направлениями и технологиями социальной работы с семьей, нормативно-правовой базой функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства. В этот перечень можно добавить раздел в дисциплине «Педагогика» цикла ОПД, посвященный семье как субъекту педагогического воздействия и социокультурной среде воспитания и развития личности. Мы полагаем, что в данной редакции стандарта недостаточно внимания уделяется проблеме организации социально-педагогической работы с семьей.
С целью восполнения данного пробела в учебный план профессиональной подготовки по специальности «Социальная работа», осуществляющейся в Бурятском государственном университете, была включена специализации «Социальная работа с семьями и детьми». Под специализацией понимается приобретение специальных знаний, умений и навыков в рамках основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности специалиста данной квалификации (9. С.48). В содержании специализации мы выделяем дисциплину «Социально-педагогические проблемы семьи», которая, на наш взгляд, направлена на формирование готовности студентов к социально-педагогической деятельности с родителями и детьми.
Целью изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний студентами и формирование их профессиональных умений для решения практических задач в работе с семьей, а также создание основ исследовательской деятельности.
Среди ряда задач изучения дисциплины мы отметим те, которые указывают на практико-ориентированный характер изучаемого курса:
> способствовать творческой активности и самостоятельности студентов в выборе форм и методов работы с семьями и детьми группы риска;
> формировать умения в использовании социально-педагогических методов: патронажа, консультирования, наблюдения, беседы, тренинга и т.д.
В процессе подготовки будущих специалистов по социальной работе к социально-педагогической деятельности с семьей можно выделить теоретическую, практическую и психологическую составляющие. Теоретическая составляющая включает в себя знания:
• основных функций семьи, типологию семей, стилей семейного воспитания;
• социальных и педагогических проблем семьи, проблем воспитания в различных по типу семьях;
• сущности и содержании социально-педагогической работы с семьей, форм, методов и технологий социально-педагогической работы с различными семьями;
• методов и способов изучения семьи.
Блок практической подготовки включает в себя формирование следующих умений:
• осуществлять профессиональный анализ явлений и фактов функционирования семьи;
• использовать приемы и методы воздействия и взаимодействия с целью оказания социально-педагогической помощи и поддержки семье;
И.Б. Буртонова. Некоторые аспекты подготовки будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с семьей
• разрабатывать алгоритм действий по работе с семьей, мини-проекты и мини-программы, направленные на оказание помощи нуждающимся категориям семей и детей.
Психологическая подготовка включает формирование и развитие тех качеств мотивационной сферы личности студента, которые определяют ее отношение к профессиональной социально-педагогической деятельности. В учебной деятельности студентов эти качества проявляются через отношение к обучению. Важную роль в формировании готовности будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с семьей играет психологическая установка (настрой) студентов на эту деятельность. Наличие такой установки способствует более успешному усвоению теоретических знаний, формированию умений и навыков работы с семьей, выработке способности к самоанализу и самоконтролю.
Эффективными формами работы по формированию готовности к социально-педагогической деятельности с семьей являются традиционные формы обучения студентов в вузе: лекционные и семинарские занятия. На лекциях студенты получают более глубокие теоретические знания о типах семей, влиянии их на развитие и формирование личностных качеств ребенка. На теоретическом уровне студенты знакомятся с содержанием семейного воспитания, определяют отличительные черты и специфику влияния семейного воспитания на социальное развитие личности ребенка. На семинарских занятиях акцент делается на психолого-педагогическом исследовании различных но типу семей, на организации родительских собраний, консультировании родителей, организации работы с литературными источниками по проблемам семьи. Основным требованием к организации семинарских занятий выступает необходимость активизации личностной включенности студентов в обсуждение вопросов и заданий семинара. Лекционные и семинарские занятия являются средством частичного обеспечения теоретической подготовки студентов к социально-педагогической деятельности с семьей.
В роли педагогического средства практической подготовки студента к деятельности, направленной на организацию социально-педагогической помощи семье, выступают педагогические задачи, решение которых способствует развитию творческой мыслительной деятельности и самостоятельности студентов. При разработке задач и заданий мы учитывали следующие требования:
• при построении задач и заданий необходимо учитывать специфику будущей профессиональной деятельности и специфику изучаемого предмета;
• включать репродуктивные и творческие задачи и задания;
• предлагаемые задачи и задания должны способствовать овладению профессиональных знаний и умений;
• задачи и задания должны способствовать не только приобретению знаний и умений, но и умению переносить их в новые условия, активизируя мыслительную деятельность студентов;
• предлагаемые задачи и задания должны воспитывать интерес к социально-педагогической деятельности с семьей, развивать мотивационные, ориентационные и волевые качества личности.
В качестве примера приведем несколько задач, предлагаемых студентам, будущим специалистам по социальной работе, на лабораторных занятиях по дисциплине специализации «Социально-педагогические проблемы семьи».
Теоретическая задача, связанная с отбором, анализом и оценкой материалов по конкретной проблеме. Условие: в процессе чтения статьи Н.И. Никитиной «Учет этнопсихологических особенностей межнациональных браков при взаимодействии социального педагога с семьей воспитанника» составьте опорный конспект, в котором отразите следующие теоретические позиции - этапы процесса формирования этнической семейной идентификации; этапы развития супружеских отношений в межэтнической семье; виды межэтнических семей по степени их приверженности к конфликтам; виды конфликтов в межэтнической семье. (7, с.226).
Методическая задача, связанная с диагностикой уровня развития личности и постановкой задач социально-педагогической деятельности. Условие: подберите несколько методик, относящихся к диагностическому инструментарию социального педагога, направленных на изучение личности ребенка (например: «Схема изучения социальной истории личности», «Карточка индивидуального изучения и учета подростка», «Карта обследования дезадаптированного подростка», «Матрица определения социального благополучия ребенка»). Сформулируйте цель использования данного инструментария в деятельности социального педагога, социального работника. Предположите, как будут использоваться результаты диагностической деятельности.
На одном из занятий студентами была разыграна дискуссия-размышление для старшеклассников и родителей «Разговор на тему СЕМЬЯ». В ходе дискуссии были обсуждены проблемные вопросы:
- история возникновения слова «семья», его магнетизм;
- условия, при которых семья не может существовать;
- почему по статистике холостые мужчины и женщины живут относительно семейных пар недолго?
Студенты выполнили следующие задания:
- подобрали пословицы и поговорки по теме «Семья», чтобы были отражены а) взаимоотношения мужа и жены; б) роль жены в семье; в) роль мужа в семье;
- подготовили плакаты, связанные с темой «семья»;
- провели игру «Тайное мнение».
В качестве одного из вариантов творческого задания студентам было предложено написать эссе «Все начинается с семьи ...». Приводим выдержки из творческих работ студентов. «Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Именно в семье начинается все: в семье ребенок получает первые представления об обязанностях каждого ее члена, родительскую заботу и любовь» (Марина Г.). «Сегодня функции семьи могут выполнять различные институты. Но я считаю, что полностью заменить семью не сможет ни одно учреждение, каким бы высококлассным оно не было. Именно в семье человек познает любовь и ласку родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек. В семье он познает чувство ответственности за близких людей» (Варвара Т.). «В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, которые формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семье принадлежат «монопольные» права на приобщение своего самого младшего члена к культуре и обязанности по его социализации» (Диана Б.).
Таким образом, с позиций социально-педагогического подхода, в русле которого мы анализируем подготовку специалиста по социальной работе к деятельности с семьей, данный вид деятельности выступает как способ освоения социокультурной реальности и создания условий для гармонизации отношений общества и семьи. Назначение готовности к социально-педагогической деятельности в том, чтобы ориентировать личность будущего специалиста к социальному взаимодействию, в рамках которого осуществляется помощь и поддержка семьи и детства. Готовность к социально-педагогической деятельности с семьей мы определяем как целостное, системное, интегративное новообразование, влияющее на личностный рост будущего специалиста, его профессиональную адаптацию и способствующее успешной реализации социально-педагогической деятельности.
Литература
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: пособие / В.Г, Бочарова, - М,: - Аргус, 1994,- 207с.
3. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / В.И.Загвязинский [и др.]; под ред. П,И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В, Мардахаев. - М.: Гардарики, 2003. - 269с.
5. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студ. вузов / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2001.
6. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л,Е. Никитина. - М.: Академический проект, 2003. -272 с.
7. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0341 «Социальная педагогика» / Н.И. Никитина, М.Ф, Глухова. - М.: Владос, 2005,
8. Социальная педагогика / под ред. В.Г. Бочаровой, - М.: Владос, 2004. - 368с.
9. Социальная педагогика / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2000. -416с.