Научная статья на тему 'Социально-педагогическая деятельность с семьями разного типа'

Социально-педагогическая деятельность с семьями разного типа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4851
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ / FAMILY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / TYPOLOGY OF FAMILIES / FUNCTIONS OF FAMILY / FAMILY AS OBJECT AND SUBJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдина Марина Александровна

В статье раскрыта сущность социально-педагогической деятельности с семьей. Рассматриваются теоретические подходы, существующие в науке к определению «семья». Представлена комплексная типология семей, отвечающая задачам социально-педагогической деятельности. Рассмотрены особенности социально-педагогической работы с благополучными семьями, семьями группы риска, неблагополучными и асоциальными семьями. Разработана классификация функций жизнедеятельности семьи. Семья анализируется как объект (неблагополучная) и субъект (благополучная) социально-педагогической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Болдина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH FAMILIES OF DIFFERENT TYPE

In article the author disclosed essence of social and pedagogical activity with family, considered the theoretical approaches existing in science to definition «family», presented the complex typology of families answering to problems of social and pedagogical activity, considered features of social and pedagogical work with successful families, at-risk families, dysfunctional and asocial families, developed classification of functions of activity of family and analyzed the family as an object (unsuccessful) and the subject (safe) of social and pedagogical work.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая деятельность с семьями разного типа»

УДК 37.013.42 10.20310/1810-231Х-2017-16-3-27-32

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЯМИ РАЗНОГО ТИПА

Болдина Марина Александровна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, е-шай: marina_boldina@mail.ru

В статье раскрыта сущность социально-педагогической деятельности с семьей. Рассматриваются теоретические подходы, существующие в науке к определению «семья». Представлена комплексная типология семей, отвечающая задачам социально-педагогической деятельности. Рассмотрены особенности социально-педагогической работы с благополучными семьями, семьями группы риска, неблагополучными и асоциальными семьями. Разработана классификация функций жизнедеятельности семьи. Семья анализируется как объект (неблагополучная) и субъект (благополучная) социально-педагогической работы.

Ключевые слова: семья, социально-педагогическая деятельность, типология семей, функции семьи, семья как объект и субъект

Для уточнения специфики социально-педагогической деятельности с семьей, рассмотрим теоретические подходы, которые существуют в науке к определению «семья».

Первый подход - определение семьи через ее хозяйственно-бытовую функцию, согласно которому в основе семьи лежит стремление удовлетворить первичные потребности людей. С этой точки зрения семья - это биосоциальная структура, ограждающая людей от голода и депривации.

Второй подход - социальный, через функции социального контроля, определяющий семью как систему воспитания и социализации личности. В данном контексте общим понятием семьи является следующее - это малая группа, в которой происходит первичная социализация человека и формируется отношение к себе и другим, к миру в целом. Такое определение является для нас ведущим в контексте социально-педагогической деятельности с семьей.

Для большинства членов нашего общества привычно отождествление семьи с юридически заключенным браком. Между тем это не так. Социологи и правоведы выделяют понятие фактической семьи. Люди, образующие такую семью, не заключают юридического брака. Воспитание и имущественные интересы детей в фактических семьях обеспечиваются определенными правовыми гарантиями, включая добровольное или принудительное признание отцовства, взыскание алиментов,

требования к родителям обеспечить надлежащее воспитание детей, растить их достойными членами общества.

А. В. Мудрик дает следующее определение семьи - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [1, с. 911. Семья -важнейший институт социализации подрастающих поколений. В любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Рассматривая семью как систему, можно определить ее структурные элементы, позволяющие выделить тип семей:

- наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);

- стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

- порядок заключения брака (первичный, повторный);

- количество поколений в семье (одно или несколько поколений);

- количество детей (многодетная, мало-детная).

В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (матери-

альные, воспитательные и другие), так и потенциальные факторы социального риска. Сложность профессиональной деятельности специалиста по работе с семьей обуславливается разнообразием типов семей [2, с. 171].

В процессе социально-педагогической работы с семьей тип семьи также нередко определяется по нескольким основаниям, так как используются различные подходы и выделяется предмет изучения. В зависимости от системообразующих принципов используются различные типологии семей.

Социологи выделяют «традиционные и современные» семьи, которые различаются между собой не как носители нормативного или информационного влияния, а по соотношению их участия в социализационном процессе [3, с. 126].

В. С. Торохтий выделяет следующие типы семей: молодая семья, семья среднего супружеского возраста, бездетная семья, малодетная семья, многодетная семья, сложная семья, смешанная семья, внебрачная семья, неполная семья, дистантная семья, разнородная семья, межнациональная семья [4, с. 43].

М. А. Галагузова считает, что для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности каждого члена семьи. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений. Из множества типологий семьи задачам социально-педагогической деятельности, по мнению ученого, отвечает комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в социально-педагогической поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресур-

сах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны специалиста, работающего с семьей. В зависимости от характера проблем специалист оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Следует отметить, что понятие неблагополучности очень широкое. Оно включает в себя и семьи алкоголиков, и семьи, ведущие аморальный образ жизни, и наряду с этим, семьи, которые к неблагополучным можно отнести только после тщательного изучения, наблюдения и диагностирования. Это внешне благополучные семьи, материально обеспеченные, интеллигентные, но взаимоотношения в семье далеки от благополучия. Единого подхода к классификации неблагополучных семей не существует, однако они во многом перекликаются друг с другом, хотя в каждой есть индивидуальная особенность.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием

детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Социально-педагогическая деятельность с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Для обеспечения эффективности социально-педагогической работы с семьей необходимо учитывать ее функции. В таблице 1 нами соотнесены основные характеристики семьи и классификации функций жизнедеятельности семьи, предложенные В. С. Торох-тием, которые позволят специалисту организовывать социально-педагогическую деятельность с семьей.

Таблица 1

Классификации функции жизнедеятельности семьи и основная характеристика семьи

Функции семьи Основная характеристика семьи

1. Воспитательная функция Семья обеспечивает социализацию не только подрастающего поколения, но и старшего поколения. Существует определенный диапазон, в котором поведение («исполнение роли») родителей, детей в семье рассматривается как социально приемлемое

2. Функция хозяйственно-бытовых отношений В процессе удовлетворения человеческих потребностей формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видам хозяйственной деятельности: а) организация питания в семье; б) приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви; в) благоустройство жилища, создание уюта; г) организация жизни и быта семьи; д) создание и расходование бюджета семьи

3. Функция интеллектуального общения Данной функции присущ принцип гуманности - формирование и проявление отношения к другому как к себе, и к себе, как к другому, предполагающий взаимную щедрость и доброту, уважение и требовательность. Главное назначение - обеспечение взаимопонимания, как наиболее прочного основания семьи, которое невозможно без наличия особой психологической близости между супругами

4. Функция психологической разрядки Настроение, которое переживает один из супругов, должно быть понятно другому, он должен быть способен разделить его. Важную роль при этом занимает эмоциональная поддержка, включающая степень доверительности и самораскрытия, обращение к другому человеку как к доверенному лицу. Атрибуты домашнего очага сами по себе не могут создать условия психологической разрядки, как непосредственное общение с членами семьи

5. Функция сексуальных отношений и деторождения Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей, в конечном счете, продолжение рода и любви, как высшего чувства, практически не позволяет отделить одно от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям

6. Функция социализации Учет особенностей каждой конкретной семьи, психолого-педагогических явлений, содействие становлению и саморазвитию семьи и ориентация психолого-педагогического социума на семью. Подготовка к будущим семейным ролям, влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности

7. Функция социального воспитания Содействие продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром, целенаправленное влияние общества на ценности, традиции, отношения и смысл жизни отдельного человека, конкретных групп людей. Закладываются основы нравственности и самоутверждение человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности, стимулируются его социальная, творческая активность, раскрывается индивидуальность

В. С. Торохтий считает, что для функций семьи характерна особая динамичность, подвижность и внутрисемейная значимость. Именно эти особенности функционирования семьи придают неповторимость ее образу жизни привлекательности реализации ее жизненно важных потребностей [4, с. 108117].

Выделяя функции семьи, А. И. Антонов говорит о том, что они характеризуют роль

семьи как социального института среди других институтов общества. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи вытекают из ее сущности и отражают ее особен-

ности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы, основано на устойчивости контактов и, что очень важно, - на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры чувств и поведения.

Еще на одну сторону воспитательной роли современной семьи обратил внимание И. С. Кон. «Изменения в обществе - научно-технические, культурные, бытовые - настолько быстры и значительны, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличным от того, в котором живут их родители. Поэтому и эффективность воспитания должна оцениваться не столько по тому, как нам удается передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения» [5, с. 184].

Подведем некоторые итоги сказанному о роли семьи в воспитании ребенка, ее особых возможностях задать детям ориентиры их социального поведения на всю последую-

щую жизнь. Семья имеет оптимальные возможности для постоянного и интенсивного общения детей со взрослыми; является носителем невоспроизводимого в каких-либо иных обстоятельствах эмоционально-психологического микроклимата, основанного на неповторимой близости воспитателей и воспитанника:

- направляет развитие общения детей во все расширяющейся сфере родственных, соседских, учебных, трудовых, досуговых контактов и отношений;

- дает детям уроки взаимоотношений полов и будущей семейной жизни;

- формирует отношение к учебной и трудовой деятельности, требованиям ответственности перед обществом, взаимопомощи;

- определяет отношение к мировоззренческим, идеологическим, нравственным, правовым ценностям общества;

- формирует характер, социальное содержание, уровень самооценки и самокритичности;

- осуществляет руководство в выполнении общегражданских, учебных и трудовых обязанностей, обеспечивает контроль за детьми и подростками как членами общества, находящимися в стадии интенсивного развития и не овладевшими еще в полной мере навыками самостоятельных решений.

Семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию, является неблагополучной. Именно неблагополучная семья является объектом социально-педагогической работы. Специалист использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи: изучает медико-психолого-педагогические особенности личности и ее микросреду, интересы и потребности, условия жизни, собирает информацию, связанную с нуждами подопечных, организует консультации по вопросам их прав и обязанностей. Анализируя ситуацию своего подопечного, он вместе с ним ищет подходы к решению проблемы; диагностирует ситуацию и определяет пути и решения проблем и организует их осуществление.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, специалист в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение специалистов-профессионалов различного профиля. Он устанавливает контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместной деятельности, по-

могает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности для преодоления трудностей.

Он выявляет психологические, педагогические, медицинские, правовые и другие проблемы и выполняет посредническую функцию во взаимосвязи со специалистами -психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью. Взаимодействует со специалистами различных социальных служб, учреждений в оказании необходимой социальной помощи, трудоустройстве, лечении, психокоррекции и других видов социальной помощи.

Благополучная семья является субъектом социально-педагогической работы. Главной направленностью социально-педагогической работы с такой семьей является содействие саморазвитию семьи. Усилия направляются на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей задатков семьи. Специалист включает детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, развивает социальные инициативы.

Специалист обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей. С этой целью он использует средства массовой информации, возможности предприятий, органов власти в поощрении семей.

Целевой ориентацией деятельности специалиста является формирование здоровых, воспитывающих и гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, он содействует становлению и развитию у членов семьи общей системы интересов и ценностей. Специалист заботится о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей общества, традиций семейно-соседских общностей, народной педагогики, культуры, медицины. Опираясь на авторитетных людей, он влияет на общественное мнение, формируя у людей чувство ответственности за свою семью, за преобразование окружающей среды, развитие культурного наследия народа. В то же время, он создает в социуме благоприятные условия для своевременной и полной реализации прав семьи, испытывающей жизненные трудности, или реализует программу развития социальной семейной службы.

Для эффективной реализации разнопланового потенциала семьи, как наиболее есте-

ственной среды развития личности, необходимо участие всех социальных институтов, предоставление ей необходимой экономической помощи, психолого-педагогической поддержки в саморазвитии ее как разновозрастного коллектива [6].

Таким образом, ведущим для нас является определение семьи как малой группы, в которой происходит первичная социализация человека и формируется отношение к себе и другим, к миру в целом. Изучив разнообразие типологий семьи, которые определяют направление профессиональной деятельности специалиста по работе с семьей, мы придерживаемся подхода М. А. Галагузовой, которая рассматривает семью с позиции социальной педагогики: благополучные семьи - субъекты; семьи группы риска, неблагополучные, асоциальные семьи - объекты социально-педагогической деятельности. Учет типологий семьи определяет направления социально-педагогической деятельности специалиста по работе с семьей.

Также рассмотрение семьи как объекта или субъекта социально-педагогической деятельности возможно с позиции выполнения основных функций семьи. Прежде всего, специалист призван поддерживать семью в выполнении функции социализации и социального воспитания. Семья, не выполняющая свою воспитательную функцию, является неблагополучной - объект социально-педагогической работы; субъектом будет являться семья благополучная, выполняющая воспитательную функцию.

Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социально-педагогической деятельности предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Литература

1. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.,

2000.

2. Социальная педагогика / под ред. М. А. Галагузовой. М., 2000.

3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.

4. Торохтий В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Ч. 1. М., 2000.

5. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

6. Болдина М. А. Технологии социальной работы с молодыми семьями // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5. С. 261-266.

References

1. Mudrik A.V. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogics]. M., 2000.

2. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogics] / pod red. M.A. Galaguzovoj. M., 2000.

3. Antonov A.I., Medkov V.M. Sotsiologiya sem'I [Family sociology]. M., 1996.

4. Torokhtij V.S. Osnovy psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniya sotsial'noj raboty s sem'ej [Bases of psychology and pedagogical ensuring social work with family]. Ch. 1. M., 2000.

5. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [Child and society]. M., 1988.

6. Boldina M.A. Tekhnologii sotsial'noj raboty s molodymi sem'yami [Technologies of social work with young families] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2013. №5. S. 261-266.

* * *

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH FAMILIES OF DIFFERENT TYPE

Boldina Marina Aleksandrovna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov e-mail: marina_boldina@mail.ru

In article the author disclosed essence of social and pedagogical activity with family, considered the theoretical approaches existing in science to definition «family», presented the complex typology of families answering to problems of social and pedagogical activity, considered features of social and pedagogical work with successful families, at-risk families, dysfunctional and asocial families, developed classification of functions of activity of family and analyzed the family as an object (unsuccessful) and the subject (safe) of social and pedagogical work.

Key words: family, social and pedagogical activity, typology of families, functions of family, family as object and subject

Об авторе:

Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Psychology and Pedagogical and Social Formation Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.