Научная статья на тему 'Формирование профессиональных ценностей у будущих социальных работников средствами учебной дисциплины «Социальная педагогика»'

Формирование профессиональных ценностей у будущих социальных работников средствами учебной дисциплины «Социальная педагогика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА" / ACADEMIC DISCIPLINE "SOCIAL PEDAGOGY" / PROFESSIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буртонова Ирина Бабасановна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных ценностей у будущих бакалавров социальной работы, анализируется воспитательный потенциал учебной дисциплины «Социальная педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional values of future social workers by means of the academic discipline «Social pedagogy»

The article deals problem of formation of professional values in the future bachelors of social work, analyzed the educational potential of the discipline «Social Pedagogy»

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных ценностей у будущих социальных работников средствами учебной дисциплины «Социальная педагогика»»

можность обсудить свои корни, выявить сходство как внешнее, так и характерологическое, поведенческое [2, с. 46].

Таким образом, чтобы процесс воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье был эффективен, надо учитывать те трудности, с которыми могут столкнуться ребенок и замещающая семья, необходимо в этот момент обеспечить их соответствующей профессиональной поддержкой на этапе адаптации.

Литература

1. Базарова Е.Б. Институциональные изменения в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 5. - С. 167-171.

2. Захарова Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 1. - С. 44-48.

3. Методические материалы для специалистов служб семейного устройства и сопровождения замещающих семей / Л.В. Петрановская, Г.С. Красницкая, В. Мнацаканян, А.Е. Соколова. - М., 2009. - 64 с.

Базарова Екатерина Борисовна, преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: bazkatya@mail.ru

Bazarova Ekaterina Borisovna, teacher, department of theory of social work, Buryat State University. E-mail: bazkatya@mail.ru

УДК 316.74:37

© И.Б. Буртонова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных ценностей у будущих бакалавров социальной работы, анализируется воспитательный потенциал учебной дисциплины «Социальная педагогика». Ключевые слова: профессиональные ценности, учебная дисциплина «Социальная педагогика».

I.B. Burtonova

FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE SOCIAL WORKERS WITH THE DISCIPLINE «SOCIAL PEDAGOGY»

The article deals problem offormation of professional values in the future bachelors of social work, analyzed the educational potential of the discipline «Social Pedagogy»

Keywords: professional values, academic discipline «Social Pedagogy».

Профессиональные ценностные ориентации -это базовая характеристика личности будущего специалиста, основным содержанием которой является система отношений к интегративным ценностям профессии и готовность действовать в профессиональной сфере в соответствии с ними. Профессиональные ценностные ориентации являются смыслообразующим компонентом профессиональной деятельности, определяющим ее цель и смысл для личности и социума [4, с. 329].

Социальная работа - это особый вид деятельности, представляющий собой систему структурно и функционально связанных между собой важнейших элементов деятельности: целей, мотивов, средств, условий, результатов, самого процесса, субъекта и объекта социальной службы. Среди многочисленных детерминантов

социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы жизни. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой данной профессиональной деятельности. В контексте общественных и личностных кон-фронтаций, этических и ценностных разногласий, социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы [1, с. 219].

Ценности современной профессиональной социальной работы располагаются на различных уровнях. Среди них выделяются следующие:

- общечеловеческие, признаваемые большинством современного человечества;

- социетальные, признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

- профессиональные, имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

- индивидуальные - ценности специалистов, их клиентов, других личностей, санкционирующие в сфере социальной работы в различном качестве.

Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др. К социальному работнику предъявляются высокие требования, опосредованные этико-деонтологическим характером его профессиональной деятельности. Поэтому на первый план выходит проблема становления системы ценностей социального работника-профессионала, определяющей гуманистическую направленность и способствующей развитию профессионально значимых качеств. Уровень сформированности профессиональных ценностей социального работника способствует его профессиональной социализации, а это, в свою очередь, выступает важным условием успешной деятельности по оказанию социальной помощи нуждающимся.

Н.Б. Шмелева под ценностями социальной работы понимает ведущую потребность - «служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели». Она выделяет три взаимосвязанные группы ценностей деятельности социального работника, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения:

1) ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку; 2) ценности этической ответственности перед профессией - отстаивание и за-

щита достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы; 3) ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма деятельности [5].

В последние годы происходит кардинальное изменение социального и педагогического смысла образования, обновление его понятийного поля с новых социокультурных позиций. Центральной проблемой современного образования становится человек в культуре как субъект и одновременно цель образования, которая, по словам В. Франкла, заключается в «"выращивании" человека, способного занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям». По мнению И.А. Колесниковой, «именно содержание образования призвано обратить подрастающего человека к смыслам его бытия, помочь их обрести, сформировав при этом соответствующий круг ценностей... Образование должно стать смыслопорождающим, тем самым воспитывающим». В последнее время в педагогической науке все чаще ставится проблема нравственной ориентации образования в той или иной области человеческого знания. Нравственность образования, как отмечает Р.Н. Щербаков, «измеряется тем, в какой мере оно позволяет и помогает формировать потребности, интересы и ценности, взгляд на мир и свое место в нем, раскрывать эмоциональные и интеллектуальные способности и возможности по реализации жизненных целей и задач».

Одним из необходимых профессионально-значимых качеств будущего социального работника является социально-педагогическая компетентность, позволяющая специалисту успешно решать профессиональные задачи и задачи, связанные с личностным развитием.

Социально-педагогическая компетентность формируется во взаимодействии всех компонентов системы профессиональной подготовки, однако в наибольшей степени этому способствует учебная дисциплина «Социальная педагогика», интегрирующая основные социально-педагогические знания и навыки, придающая им адресность, практическую профессиональную направленность [3, с. 363].

Трудности конструирования социальной педагогики как учебного предмета обусловлены следующими факторами:

• наличие различных точек зрения на сущность социальной педагогики, что свиде-

тельствует об эмпирическом уровне становления данной отрасли знания;

• сложность взаимоотношений социальной педагогики с другими науками о человеке и обществе;

• сложность взаимодействия между социально-педагогической теорией и социально-педагогической практикой.

В соответствии с алгоритмом, созданным Л.Г. Смышляевой и Л.А. Сивицкой, разработчику программы учебной дисциплины необходимо определить результаты образования, выраженные в компетенциях. Нами были выделены следующие компетенции.

ОК-20 - быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия.

ПК-7 - быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.

ПК-11 - быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней.

В ходе обучения студенты разрабатывают проекты по организации социально-педагогической деятельности в различных социальных и образовательных учреждениях. Для текущего контроля используется технология проектов, которая предполагает подготовку студентами презентаций проектов, отражающих уровень освоения образовательных компетенций. Обучение предполагает работу студентов в трех разделах. Последовательность организации работы в разделах предусматривает следующую логику.

Раздел 1. В рамках первого блока студенты знакомятся с социальной педагогикой как научной отраслью и сферой практической деятельности и выполняют следующие задания:

• определяют категориально-понятийный аппарат социальной педагогики в представленных научных текстах;

• составляют представление о педагогических методах и способах их использования в деятельности социального работника;

• выполняют пробы использования педагогических методов в учебных ситуациях на аудиторных занятиях;

• формируют образ предпочтительного для студента вида социально-педагогической деятельности.

Раздел 2. В процессе работы во втором разделе студенты знакомятся с различными социальными и образовательными учреждениями, предположительно базами практики, с различными технологиями социально-педагогической деятельности (консультирование, профилактика, диагностика, социальная адаптация, технология реабилитации, социально-педагогическое сопровождение). Происходит рефлексия собственной проектной деятельности. В этом разделе студенты выполняют следующие задания:

• определение способа работы по реализации проектного замысла;

• выбор конкретной проблемы в рамках социально-педагогической деятельности для реализации своего проекта;

• выявление технологии, соответствующей проектному замыслу;

• описание социально-педагогической деятельности согласно своему проекту;

• осуществление рефлексии собственной проектной деятельности;

Раздел 3. В третьем разделе студенты представляют собственные проекты деятельности социального педагога, совместно обсуждают их эффективность. Анализ результатов происходит в виде экспертизы проектов студентами группы. В данном разделе студенты выполняют задания:

• провести ролевую игру, раскрывающую проектный замысел;

• указать ресурсы, использованные при подготовке проекта;

• провести экспертизу проектной деятельности, а также презентацию результатов представленного проекта;

• сформулировать предложения по коррекции образовательной программы [2, с. 243].

Раскрывая на занятиях смысл таких понятий как «социализация», «социальная адаптация», «социально-педагогические технологии», «социальное воспитание», «социальный проект» мы помогаем самим студентам адаптироваться в обществе, сформировать гражданскую культуру, рационально строить отношения с государственными институтами.

Необычайно ценное свойство социальной педагогики как учебного предмета определяется его мотивационно-этическим воспитательным потенциалом. Этот учебный предмет предоставляет не одно только обогащение ума студентов профессиональными познаниями, но и направ-

лен на развитие его нравственных сил и убеждений. Воспитательный потенциал содержания учебной дисциплины «Социальная педагогика» связан в первую очередь с его мировоззренческим характером, гуманистической направленностью содержания учебной дисциплины, со спецификой объекта, предмета и других основных категорий науки социальной педагогики. В результате освоения курса происходит приобщение студентов к общечеловеческим и педагогическим ценностям, формируются высшие потребности, актуализируется способность воспринимать социальную действительность.

В подтверждение вышеизложенного нами было проведено исследование по выявлению личных, профессиональных, социально-психологических ориентаций и предпочтений студентов второго курса направления 040400.62 Социальная работа с использованием методики «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности». В исследовании приняли участие 25 человек. Студентам были предложены 16 утверждений, которые необходимо было оценить по значимости в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40, ..100 (очень важно).

Результаты ответов были распределены по следующим направлениям: профессиональные, финансовые, семейные, социальные, общественные, духовные, физические и интеллектуальные ценности. Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность представляет для студента то или иное направление.

Суммарное количество баллов по направлениям дает некоторое представление о том, как представлены ценностные ориентации у студентов-второкурсников: профессиональные (4080), семейные (4060), интеллектуальные (3940), финансовые (3870). При анализе результатов экспресс-диагностики обращает на себя внимание предпочтение студентами профессиональных ценностей.

Формирование профессиональных ценностей определяется целыми комплексом условий (содержание образования, организационные и методические условия, образовательная среда), однако учебная дисциплина «Социальная педагогика» гуманистична по своей сущности, она нацелена на человека. В этом отношении социально-педагогическое сознание проявляется прежде всего в отзывчивости на общечеловеческие ценности, освоение которых стимулирует духовно-нравственное совершенствование личности, позволяет развивать ориентации на профессиональные ценности, способствует повышению мотивации к предстоящей работе, помогает стремлению к самопознанию и самосовершенствованию.

Литература

1. Базарова Т.С. Методологические подходы к профессиональной подготовке социального работника / Т.С. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 219.

2. Буртонова И.Б. Проектирование учебной дисциплины «Социальная педагогика» для бакалавров социальной работы // Образование для будущего: материалы всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. С.А. Юн-Хай (17 мая 2012 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2012. - С. 243.

3. Буртонова И.Б. Ценностно-воспитательный потенциал учебной дисциплины «Социальная педагогика» / Социокультурные механизмы преемственности ценностей: материалы всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (16-17 нояб. 2012 г. Иркутск). - М.: Культурная революция, 2012. - С. 363.

4. Кибальник А.В. Формирование личностно-профессиональных ценностных ориентаций будущих социальных педагогов в условиях образовательной среды вуза / Социокультурные механизмы преемственности ценностей: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (16-17 нояб. 2012 г. Иркутск). - М.: Культурная революция, 2012. -С. 329.

5. URL: http://hpsy.ru/public/x2492.htm

Буртонова Ирина Бабасановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории социальной работы, начальник Учебно-методического управления Бурятского государственного университета. E-mail: aniri63@mail.ru

Burtonova Irina Babasanovna , candidate of pedagogical sciences, associate professor of theory of social work department, Buryat State University. E-mail: aniri63@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.