неблаговидного поступка. Этим он добивался формирования нравственно-волевой устойчивости - основы социального здоровья у каждого воспитанника. По существу, А. С. Макаренко и Калабалины старались побуждать каждого воспитанника к осознанному проявлению своих нравственно-волевых качеств, закрепляя и совершенствуя их. Если сам воспитанник не будет проявлять свою нравственную позицию и волевые качества, ему не удастся создать необходимый потенциал социального здоровья, который и определит его способность преодолевать факторы риска в социокультурной среде жизнедеятельности. Педагогическое наследие Калабалиных прекрасная иллюстрация того, как можно формировать социальное здоровье у воспитанников.
Пятое направление. Характерно, что развитие человеческих свойств и способностей, по Канту, должно идти в направлении к тому, «чтобы человек достигал своего (нравственного) назначения». Словом, «самому себя совершенствовать, самому себя (подразумевается - к добру) образовывать - вот в чем обязанности человека» [6]. Речь идет о самосовершенствовании каждого воспитанника. От воспитания нравственно-волевой устойчивости, к самовоспитанию и повседневному его проявлению - это и есть главный путь формирования социально здоровой личности воспитанника.
Таким образом, социальное здоровье подрастающего поколения - один из важнейших факторов их благополучия в процессе становления личности каждого, определяющее перспективы ее самореализации в естественных условиях жизнедеятельности, сопровождаемых факторами риска. Такое здоровье формируется средой, воспитанием и самовоспитанием каждого растущего человека с раннего возраста.
Примечания
1. Калабалин С. А. Педагогические размышления : сб. / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. М. : Юстиция, 2017. С. 398; Калабалин А. С. Педагогические размышления : сб. / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. М. : Изд-во РГСУ, 2014; Калабалина Г. К. Педагогические размышления : сб. / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. М. : Изд-во РГСУ, 2015.
2. Падылин Н. Ю. Формирование основ социального здоровья старшеклассников в социокультурной воспитательной среде школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2013. С. 10.
3. Отечественная социальная педагогика : хрестоматия / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. М. : Изд. центр «Академия», 2003. С. 13.
4. Гамова Е. М. Формирование нравственно-волевой устойчивости подростков к виктимизации в условиях общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2010. С. 12-13.
5. Гамова Е. М. Указ. соч. С. 12; Мардахаев Л. В. Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования // Сплоченность общества и социальная справедливость: мировые тренды и российская реальность : сб. материалов XIII Междунар. соц. конгресса (25-26 ноября 2013 г.). М. : Изд-во РГСУ, 2014. С. 230-233.
6. Отечественная социальная педагогика. С. 13-14.
А. Л. Шипко
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье рассматриваются подходы к патриотическому формированию личности с учетом современных общественных отношений.
Ключевые слова: патриотизм, тенденции патриотического воспитания.
В современном мире основным предметом противостояния государств, военно-политических блоков, экономик стала социокультурная самоидентификация личности и, в первую очередь, ее патриотическая ориентация. Под патриотизмом традиционно понимают систему отношений человека к Родине, которая проявляется в действиях и поступках по отношению ко всем составляющим территории, к которой личность относит себя как к родной. «Классический» патриотизм есть атрибут традиционного общества, в котором разделение людей строилось по принципу свой - чужой, основным ресурсом была земля, а производительные силы общества были направлены на выживание, в первую очередь, на производство продуктов питания, и основу общественного бытия составляли традиции. В традиционном обществе предметом социализации являются традиции. В случае неследования традиции человек не может быть своим и не получает помощи от общества, что в свою очередь равносильно смерти. В силу этого каждый член общности естественно становится «стихийным» патриотом. Наша история насыщена большим количеством примеров такого естественного патриотизма.
Патриотизм членов доиндустриального (традиционного) общества навязывает нам представление о патриотизме как об одной из составляющих нравственности личности, а также о технологии его формирования. С большой долей вероятности мы можем утверждать, что патриотизм традиционного общества - это патриотизм ближнего родного края или малой родины.
По мере перехода общественных отношений в индустриальную эпоху постепенно разрушаются общественные институты, которые являются носителями традиций и контролируют их выполнение. Первой под пресс индустриализации попадает крестьянская община, с падением которой начинается кризис патриотизма ближнего родного края. Следует отметить, что на территории Российской империи были районы, в которых традиционного общества не было вообще, или такие, в которых каток индустриализации в кратчайшие сроки уничтожил общественные отношения, характерные для традиционного общества. Выявление таких районов требует дополнительного анализа и не является предметом нашего исследования. В качестве примера можно привести Херсонскую губернию, в которой города появились раньше сел и, как правило, были построены под реализацию крупных индустриальных проектов, а сельское хозяйство изначально ориентировалось на капиталистические отношения. В таких регионах изначально формировалась полинациональная общность, в которой не было места доминированию какой-то одной национальной культуры. Патриотизм населения таких регионов изначально строился скорее на общегосударственных началах.
Следует отметить, что индустриализация по всей территории Российской империи и СССР проходила не одновременно и с различной степенью интенсивности. Так, области, присоединенные к СССР в результате Великой Отечественной войны, вступили на путь индустриализации в 50-е гг. ХХ столетия. На момент распада СССР менее двух поколений коренного населения этих территорий прожило в «индустриальном» обществе, что свидетельствует о том, что патриотизм малой родины здесь был более актуален, чем советский патриотизм. Именно население этих территорий и сыграло значительную роль в развале Советского Союза.
Формирование патриотизма в индустриальном обществе требует создания специального института социализации, который мы называем патриотическим воспитанием.
Следует обратить внимание и на то, что именно в индустриальном обществе возникает социальное явление, которое мы называем субкультурами. На наш взгляд, субкультуры являются ответом общества на разрушение общественных традиций и
представляют собой упрощенное, а в некоторых случаях уродливое подобие традиционного общества. В дальнейшем именно субкультуры становятся оружием на фронтах борьбы за социокультурную самоидентификацию личности.
В СССР патриотическое и особенно военно-патриотическое воспитание были важными составляющими коммунистического воспитания, и детско-юношеский туризм с туристско-краеведческой деятельностью в значительной степени были ориентированы в этом направлении. В системе коммунистического воспитания важное место уделялось формированию традиций, и поэтому государственные и общественные традиции, которые считались социально полезными, всячески поощрялись и поддерживались.
При переходе к постиндустриальному обществу в сфере общественных отношений доминантное влияние на личность оказывают информационное пространство и общество потребления. В виртуальном пространстве личность утрачивает свое главное социальное свойство - узнаваемость и приобретает новое для себя качество - анонимность. А если учитывать пути вхождения человека в общество потребления, то доминирующим личностным качеством становится эгоизм и персонифицированный патриотизм зачастую приобретает эгоистическую окраску. Мы можем наблюдать сегодня появление моды на «патриотизм».
Если рассматривать патриотизм как нравственную категорию, то в его формировании должны прослеживаться тенденции нравственного воспитания. С учетом сегодняшних реалий мы предприняли попытку проанализировать тенденции, которые проявляются в наиболее явном виде (табл. 1).
Реализация тенденций патриотического формирования личности _в компонентах нравственного отношения_
ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Компоненты формирования патриотического отношения к своим
Познавательный Поведенческий Эмоционально- мотивацион- ный
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ Формирование представлений о Родине и человеческой общности, которая воспринимается как своя в виде знаний и установок на совершение патриотических поступков. Уточнение понятий «свои и чужие», «верность и предательство», «добро и зло», «честь и подлость», «стыд и гордость» Требование выполнения патриотической традиции как поведенческой нормы в системе свой -чужой Формирование позитивного отношения ко всем компонентам Родины в процессе овладения суммой знаний о природе, земляках, социокультурном пространстве; зависимость будущего Родины от нравственности и патриотизма личности
КОММУНИТАРНАЯ Формирование знаний об общно- Согласование своего мнения и Формирование эмоционально-
сти, к которой личность относится, о зависимости от этой общности. Включение личности в систему обрядности и традиций родного края и Родины поведения с общественным мнением и мнением ближнего окружения, с требованиями социального слоя, к которому принадлежит личность, с общественным мнением о гражданском патриотическом поведении позитивного яркого отношения к своим и негативного - к представителям конкурентной среды. Переживания чувств гордости и стыда за собственные поступки и поступки своих товарищей
ПАТЕРНАЛИСТСКАЯ Формирование системы взаимоотношений с органами государственной власти и с представителями старшего поколения как носителями ценностей и традиций Родины, и принятие их как единственно правильных Демонстрация уважения к заслугам старшего поколения, традициям и обрядности государства и народов, проживающих на территории Родины Формирование эмоционально теплого и преданного отношения к традициям защиты Родины
РЕЛИГИОЗНО-ЦЕРКОВНАЯ Формирование безусловной веры в идею, Бога как носителя высшей ценности, добро для своих и представление о патриотическом поведении с точки зрения веры и места верующего человека в системе защиты общности своих Сопоставление своего поведения с догматами веры Формирование отношения к общности своих через отношение к объекту веры
СУБКУЛЬТУРНАЯ Обучение использованию символов, ассоциируемых с Родиной (обрядность, элементы одежды, слоганы и т. п.) Подчинение своих мотивов групповым мотивам и своего поведения - нормам, установленным для членов субкультуры Формирование преданности своим при проведении массовых акций
Патриотическое формирование личности требует определенной педагогической технологии в силу того, что социализация сегодня не преследует своей целью формирование патриотических отношений и установок. В связи с этим следует обратиться к выявленной А. Остапцом последовательности освоения Родины. Пространство жизнедеятельности воспитанника естественно разбито на следующие зоны по степени влияния на него: ближний родной край, родной край, Родина, другие страны мира (Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М. : Педагогика, 1985. 104 с.).
В зависимости от последовательности освоения этих зон ребенком, на что указывал А. Остапец, возможна реализация как патриотического, так и космополитического воспитания.
В условиях доминирования тенденций отношений, характерных для постиндустриального общества, основной упор в формировании гражданина-патриота следует делать на Родине. При изучении ближнего родного края и родного края события, проистекавшие в них, необходимо рассматривать через призму Родины. То есть доминировать в патриотическом воспитание должно родиноведение. Если этого не делать, то любая страна может распасться по технологии распада СССР.
В свете вышеизложенного необходимо обратить внимание на то, что в чистом виде отдельно взятые тенденции патриотического воспитания применяются крайне редко. В традиционной практике используют сочетание просветительской, комму-нитарной и патерналистской тенденций. К нашему глубокому сожалению, религиозно-церковную тенденцию наиболее полно реализовали исламские экстремисты. Субкультурная же тенденция реализуется в цветных революциях.
При разработке технологии патриотического воспитания, с учетом вышеизложенного, следует учитывать доминирующий тип общественных отношений на территории постоянного проживания воспитанников и конечную цель патриотического воспитания. Следует отметить, что патриотизм и национализм с точки зрения отношений очень схожи и принципиально различаются только мотивами, которые приводят к выбору той или иной стратегии поведения.
Нравственное требование стремится к нравственному императиву в ситуациях распределения ресурсов и продуктов труда. Мотивы патриота ориентируют его на деятельность, в которой, с опорой на ресурсный потенциал Родины за счет собственных усилий, создаются условия ее максимального развития. Националист, как правило, ориентирован на поиск внешних и внутренних препятствий, угроз, врагов, которых необходимо уничтожить, что, по его мнению, приведет к улучшению положения Родины.
В случае доминирования интересов ближнего родного края и родного края в патриотическом воспитании возможна активизация центробежных сил в обществе, что в свою очередь рано или поздно приведет к распаду государства.
Проблему формирования патриотических чувств личности гражданина необходимо переосмыслить с новых позиций, и, отталкиваясь от нового видения, разрабатывать современные технологии патриотического воспитания.