УДК 37
ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
НИКИТИНА Наталья Ивановна
Российский государственный социальный университет
г. Москва, Россия
КУРОЧКИНА Марина Николаевна Сочинский государственный университет (филиал в г. Анапа) г. Анапа, Россия [email protected]
СОЦИОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Проблема социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является важной и актуальной для многих стран мира, в том числе и для России. По данным различных статистических источников, в Российской Федерации ежегодно происходит рост числа детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в государственных учреждениях интернатного типа (детских домах, социальных приютах, школах-интернатах, реабилитационных центрах и др.). В статье представлены вариативные подходы к раскрытию сущностей феноменов: «социономия», «социальное здоровье подрастающего поколения», приведены возможные (авторские) трактовки понятий «реабилитация (психологическая, педагогическая, юридическая, социальная, медицинская)», «социономический подход к социально-педагогической реабилитации»; определены факторы, обусловливающие педагогическую и социальную запущенность воспитанников специализированных центров для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание уделено характеристике истоков (научных предпосылок) формирования и развития социономического подхода в социально-педагогической теории и практике. Рассмотрены содержательно-методический базис, задачи, принципы (своевременности, целесообразности, гибкости, преемственности и согласованности действий специалистов, непрерывности) и этапы (диагностический, проектировочный, процессу-ально-деятельностный, коррекционно-мониторинговый, результативный, прогностический) реализации соционо-мического подхода к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реалиях жизнедеятельности специализированного центра. Определены условия, реализация которых обеспечивает эффективность социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Результаты исследования могут быть применены в практике специалистов, реализующих программы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
Ключевые слова: социономический подход, социально-педагогическая реабилитация, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-129-137
Veronica M. GREBENNIKOVA Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
Natalya I. NIKITINA
Russian State Social University Moscow, Russia [email protected]
Marina N. KUROCHKINA
Sochi State University (Branch in Anapa) Anapa, Russia [email protected]
SOCIONOMIC APPROACH FOR SOCIAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS
The problem of social-pedagogical rehabilitation of children in difficult situations is important and urgent for many countries, including Russia. According to various statistical sources in the Russian Federation takes place annually increasing number of children left without parental care and placed in State boarding institutions (orphanages, social shelters, boarding schools, rehabilitation centers, etc.). The article presents the divergent approaches to the disclosure of the nature of phenomena, "sotsiono-miya", "social health of the younger generation", are possible (the author's) interpretation of the concepts of "rehabilitation (psychological, educational, legal, social, medical)", "socionomic approach to the social and educational rehabilitation "; identified factors that cause social and pedagogical neglect of pupils of specialized centers for children in difficult situations. Particular attention is paid to the characteristics of the sources (scientific background) formation and development socionomic approach to socio-pedagogical theory and practice. Considered meaningful and methodical basis, objectives, principles (timely, appropriate, flexibility, continuity and coherence of specialists, continuity) and stages (diagnostic, design, procedurally-activity, correction and monitoring, efficient, predictive) implementation socionomic approach to the social and educational rehabilitation of minors who find themselves in difficult situations, in the realities of life specialized center. The conditions, the implementation of which ensures the effectiveness of social-pedagogical rehabilitation of children in difficult situations. The research results can be applied in the practice of professionals implementing the program of socio-pedagogical rehabilitation of minors.
Keywords: socionomic approach, socio-pedagogical rehabilitation of children who find themselves in difficult situations
В современной России в рамках реализации основных направлений социальной политики демократического государства создано достаточно большое количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (центры помощи семьи и детям, реабилитационные центры, социальные приюты, специализированные интернаты, детские дома семейного типа и др.). Для
их эффективного функционирования необходимо разработать, апробировать, верифицировать теоретико-методические, содержательно-технологические основы реализации социономического подхода к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. Проблема разработки содержания, методов, технологий реализации индивидуализированных вариантов социально-педагогической реабилитации воспитанников специализированных центров для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является междисциплинарной. К ее разрешению должны быть привлечены специалисты различных научных отраслей и профессиональных сфер (педагоги, психологи, юристы, медики, социальные работники, культурологи, демографы, социологи и др.).
В кратком изложении рассмотрим истоки формирования (становления) и последующего развития социономического подхода в социально-педагогической теории и практики.
В начале ХХ в. французским социологом и философом Д.Э. Дюркгеймом (фр. David Émile Durkheim, 1858-1917) в научный оборот были введены понятия: «номия» (соответствие какого-либо явления, процесса, объекта нормам его развития), «аномия» (наличие противоречий, отклонений между провозглашенными нормами, ценностями, правилами и процессом их реализации в социальной практике), «социономия» (отрасль междисциплинарного научного знания, которая комплексно исследует, выявляет и обосновывает законы, закономерности, согласно которым происходит (осуществляется) развитие социальных отношений, - в идеале: отношений позитивных, гармонизирующих взаимодействие в системе «личность - различные социальные институты, общности»).
В 30-х годах ХХ в. американский социолог Р.К. Мертон (англ. Robert King Merton, 1910-2003) обосновал свою теорию социальной аномии, согласно которой она трактуется как достаточно широкое понятие по отношению как к отдельному индивиду, так и к социальным группам, свидетельствующее о несоответствии чего-либо каким-либо нормам (причем несоответствии как в отрицательную, так и в положительную стороны - например, ярко выраженная позитивная инновационность деятельности отдельного человек, группы).
Достаточно стройная научная теория социономии представлена в работах американского социального психолога, психиатра Дж. Морено (англ. Jacob Moreno, 1889-1974). Заметим, что в русскоязычных переводных изданиях его трудов можно видеть различные подходы к трактовке сущности, содержания и структурных компонентов социономии. В данной статье мы остановимся на нижеследующей позиции.
Социономия является неотъемлемой составной частью триединой теории (концепции) Морено: а) социономия (как прикладная научная отрасль, стремящаяся определить механизмы, процедуры, которые способны сделать так, чтобы в обществе были максимально удовлетворены индивидуальные потребности каждого из его членов; социономия включает в себя социодинамику как научное ответвление о познании принципов развития социальных групп); б) социатрия (от лат. socius - общественный и iatrea - лечение; как совокупность знаний, практических рекомендаций о лечении «больного общества» от микро-, мезо- до макро- социальных групп); в) социодрама (от лат. socius - общественный, товарищ и греч. Apá^a - действие; социодрама как метод, с помощью которого члены группы постигают глубинные смыслы обстоятельств, в которых они находятся, действуют, а также осознают причинно-следственные связи тех или иных групповых процессов, в том числе и конфликтного характера, находят пути, способы улучшения состояния, оптимального функционирования группы). Все вышеперечисленные части (составляющие, структурные компоненты) концепции тесно взаимосвязаны между собой, находятся в отношениях взаимообусловленности, взаимовлияния.
Согласно Морено, социатрия может быть рассмотрена и как одна из концепций использования психодраматической процедуры для гармонизации отношений в системах «человек - различные социальные группы», «социальная микрогруппа - социальные мезогруппы - социальные макрогруппы». Подчеркнем, в такого рода психодрама-
тических процедурах Морено не исключал и позитивного участия религиозных организаций (об этом мы еще упомянем далее в этой статье).
В 1934 г. Морено обосновал социатрический подход к лечению общества. В самом общем виде его суть можно выразить следующим образом: общество состоит из совокупности малых групп, которые так или иначе ощущают на себе воздействие господствующих систем; однако: то или иное изменение в состоянии малых групп не может в той или иной мере не повлиять и на состояние господствующих систем. По мнению Морено, реализация социатрического подхода предполагает создание условий для развертывания максимально широкого спектра интеракций, происходящих в группе, что позволит: а) отвергнуть то, что не свойственно членам этой группы; б) совместными усилиями найти конструктивные решения общезначимых проблем. На основе социатрического подхода Морено разработал всемирно известную концепцию социометрии.
Для проблематики данной статьи (для обоснования социономического подхода к социально-педагогической реабилитации) значим следующий постулат концепции социометрии Морено: «малая группа сильно влияет на поведение ее членов путем установления, формирования образцов рекомендуемого поведения».
Опираясь на работы Дюркгейма, Мертона, Морено, можно раскрыть значимость социономии для современной социально-педагогической теории и практики, а в дальнейшем и для обоснования социономического подхода к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
В XXI в. социономические исследования взаимосвязаны с полидисциплинарными исследованиями проблематики социального здоровья общества, подрастающего поколения. Достаточно активно в отечественных и зарубежных исследованиях представлена и тематика социатрии как комплексной системы специализированных программ, мероприятий, процедур восстановления (преодоления последствий) тех или иных социальных отклонений как в личности, так и в отдельных сообществах. Социатрические методики, техники ориентированы (направлены) на стимулирование, сопровождение, коррекцию, исправление тех или иных аспектов социального воспитания по отношению к конкретному человеку в социокультурной среде его жизнедеятельности.
Особое место в современных социономических исследованиях занимает проблема формирования социального здоровья подрастающего поколения с учетом существенного влияния на его (поколения) представителей многочисленных факторов, как негативных (деструктивных), так позитивных (благоприятных). Изучение существа социального здоровья человека показало, что это понятие широко используется в научной и методической литературе и под ним чаще всего понимается: а) состояние социальной активности личности, деятельного отношения человека к миру, способности успешно адаптироваться в социокультурной среде, противостоять деструктивным факторам жизнедеятельности, активно проявлять свою нравственную позицию; б) осознание себя полноценной личностью в том слое общества, в котором человек находится; в) способности устанавливать и поддерживать разнообразные позитивные социальные связи, отношения, способность активно реализовывать себя как личность, умения противодействовать негативным факторам жизнедеятельности.
Анализ представленного существа социально здоровой личности ребенка позволяет выделить в ней внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая - это нравственно духовная основа личности, развитость волевых качеств, необходимых для противодействия негативным факторам среды, проявления активности в самореализации, мотивированность для достижения общественно важных (социально значимых) целей. Внешняя - повседневность конструктивного проявления человека в социокультурной среде жизнедеятельности, удовлетворение своих потребностей, интересов, успешность самореализации в достижении личных, социально важных целей. Основы социального здоровья конкретного ребенка закладываются в семье, утверждаются в воспитательных и образовательных организациях (учреждениях), в различных социальных общностях, членом которых является ребенок. Как качество личности социальное здоровье растущего человека формируется в социокультурных сферах,
содержащих смыслы, ценности и традиции, способствующие социальному становлению его личности. Оно непосредственно связано с предрасположенностью личности к конструктивному проявлению в различных средах жизнедеятельности. Следует подчеркнуть, что социальное здоровье выступает как противоположность социальной де-структивности воспитанника и характеризует его устойчивость к виктимизации. От социального здоровья подрастающего поколения зависит будущее российского общества, его устойчивость, способность динамично развиваться, преодолевая трудности и проблемы.
В десятках тысяч исследований (различных научных отраслей), которые были опубликованы после распада СССР, практически единодушно (а порой и дословно) говорится о том, что постсоветское российское общество с большим трудом справляется с серьезными трудностями социализации подрастающего поколения, поскольку экономическое положение страны можно назвать тяжелым и беспросветным, произошло крушение прежнего мировоззрения взрослого населения по отношению к ценностям семейной жизни, у значительной части работоспособного населения россиян так и не сформировались умения жить и работать в условиях конкурентного рынка труда, растущей безработицы. И все это в той или иной мере, так или иначе повлияло на увеличение численности социальных сирот.
Проведенное авторами статьи изучение личных дел воспитанников достаточно обширного ряда специализированных учреждений для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, показывает, что состав данного контингента детей неоднороден. Между тем было установлено, что более 60% воспитанников (как мальчиков, так и девочек) данных центров характеризуются проявлениями признаков педагогической и социальной запущенности. У подавляющего большинства воспитанников центров отношения с окружающими их людьми (разных возрастных групп) приобретают конфликтный характер, а поведенческие реакции в различных жизненных ситуациях характеризуются отклонением от общепринятых норм.
Основными причинами педагогической и социальной запущенности воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, являются: а) неправильные, а порой и противоправные, отношения в семье (безнадзорность ребенка в семье, воздействие на ребенка отрицательных примеров образа жизни членов семьи, применение физических наказаний, невнимание членов семьи к возрастным, личностно значимым проблемам ребенка, к состоянию его психического и физического здоровья; так, например, родители могут не обращать внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, неоправданная слезливость, заикание, тики и др.); б) существенные просчеты педагогов воспитательных и образовательных организаций (учреждений), которые по каким-либо причинам не смогли найти индивидуальный подход к ребенку; в) изоляция ребенка от товарищей, сверстников (по тем или иным причинам); г) средо-вая дезадаптация несовершеннолетнего в современном микро- и мезосоциуме в целом; д) гипертрофированное желание, стремление несовершеннолетнего утвердить себя любым способом (даже асоциальным) и в любой малой группе, и др. Часто для отдельно взятого воспитанника действует комплекс (совокупность) всех вышеперечисленных причин.
Для продуктивного решения проблемы разработки содержательно-методического базиса реализации социономического подхода к социально-педагогической реабилитация детей-сирот и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по нашему мнению, необходима консолидация усилий представителей различных научных отраслей и специалистов-практиков различного профиля и специализации.
Понятие «реабилитация» (от позднелат. habilis - способность, rehabilitatio - восстановление способностей) многозначно. Оно используется в юридическом, психологическом, педагогическом, профессиональном, бытовом, медицинском и социальном смыслах. По мнению некоторых ученых, впервые понятие «реабилитация» употребил в 1903 г. Франц Йозеф фон Бус в книге «Система общего ухода за бедными». В 1918 г.
понятие «реабилитация» включено в программу действий медиков по отношению к лицам с физическими увечьями (программа института Красного Креста для инвалидов в г. Нью-Йорк, США). В психологическом смысле понятие «реабилитация» (или «психореабилитация») означает восстановление у индивида ранее утраченных (по каким-либо причинам) психических функций, свойств, качеств и др. Социальную реабилитацию необходимо рассматривать применительно к каждому нуждающемуся в ней человеку (в том числе, например, трудным подросткам, сиротам, к бывшим военнослужащим, бывшим заключенным, жертвам терактов и др.). Основная цель социальной реабилитации состоит в ресоциализации личности с восстановлением социального статуса, «в восстановлении способностей к бытовой, профессиональной, общественной деятельности, в обеспечении социальной адаптации в условиях окружающей среды, социума, в достижении самостоятельности (материальной независимости)».
В 1950 г. вопросы социальной реабилитации как социально значимого явления межгосударственной важности рассматриваются в Организации Объединенных Наций (ООН). В 1958 г. проходит первое заседание Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), где обсуждаются вопросы необходимости различных видов реабилитации для уменьшения негативных физических, психических и социальных последствий заболеваний. В 1960 г. создается Международное общество по реабилитации инвалидов, которое охватывает более 60 стран всех континентов. В этом же году на Всемирном конгрессе по реабилитации в Нью-Йорке, затем на конгрессе в Дрездене (1962) обсуждаются вопросы о необходимости различных видов реабилитации (медицинской, психологической, трудовой, социальной, юридической) лиц после разных заболеваний и травм. Наконец в 1969 г. на Международном конгрессе по реабилитации в Дублине принимаются специальные директивы о социальном компоненте реабилитации. Подход к человеку как к биопсихосоциальному субъекту, существующему в конкретной социокультурной среде, явился основой концепции социальной реабилитации, охватывающей не только социальные, социально-педагогические и другие аспекты жизни человека, но и социокультурные условия его жизнедеятельности.
Педагогическое значение понятия «реабилитация» включает в себя мероприятия восстанавливающего и развивающего характера, в частности обучение необходимым умениям, навыкам, воспитание необходимых качеств личности, в целом же - формирование опыта социального поведения в новых условиях жизнедеятельности, опыта самообслуживания и жизнеобеспечения.
Социально-педагогическая реабилитация представляет собой системный процесс восстановления различных нарушений, ликвидации разнообразных ограничений с целью оптимального функционирования человека в социально-бытовых и социально-средовых условиях. В период социально-педагогической реабилитации необходимо восстановить нарушенные способности к общению с окружающими людьми, к различным видам деятельности.
В данной статье социономический подход к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, рассматривается как реализация в условиях специализированного центра целенаправленного, поэтапного процесса, который осуществляется с учетом специфики трудной жизненной ситуации ребенка, всех ее нюансов, индивидуальных особенностей и личностного своеобразия воспитанника; обеспечивается интеграцией усилий специалистов различного профиля Центра в области диагностики, прогнозирования, реализации выбранного варианта социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего.
Социально-педагогическая реабилитация воспитанников специализированного центра (для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) реализуется поэтапно: диагностический этап - комплексная диагностика личностных особенностей ребенка, состояния его здоровья, специфики его трудной жизненной ситуации и др.; проектировочный этап - на основе многофакторного анализа имеющейся информации создание (проектирование) полифункциональной командой специалистов центра индивидуальной реабилитационной программы ребенка; процессуально-деятельностный этап - стадийная реализации индивидуальной реабилитационной программы на основе
специально подобранных форм, методов, технологий социально-педагогической работы, походящих к конкретному ребенку; коррекционно-мониторинговый этап - оценка промежуточных результатов реализации индивидуальной реабилитационной программы, при необходимости корректировка отдельных составляющих ее реализации; результативный этап - итоговая реализация одного из вариантов выхода их трудной жизненной ситуации воспитанника специализированного центра: жизнь в опекунской семье, в детском доме, в приемной семье, возврат в семью при благоприятном прогнозе изменения ситуации в ней и др.; прогностический этап - в отдельных случаях программирование постреабилитационной защиты ребенка, социального патроната его дальнейший жизнедеятельности.
Социономический подход к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реалиях жизнедеятельности специализированного центра осуществляется на основе следующих принципов: принцип своевременности (раннее начало реабилитационных мероприятий позволяет значительно уменьшить воздействие на несовершеннолетнего патогенных факторов социализации, снизить вероятность тех или иных видов осложнений, предотвратить в дальнейшем развитие пассивно-потребительских установок личности в условиях стационарных учреждений социальной защиты и тем самым обеспечить оптимальный (индивидуализированный) характер реабилитации); принцип целесообразности (главная цель реабилитации - восстановление утраченных социальных функций, достижение за счет этого улучшения качества жизни и обеспечение оптимальных возможностей для самореализации личности; любое реабилитационное мероприятие должно быть прямо и косвенно направлено на достижение этой цели); принцип гибкости (предполагает вариативность (разнообразие) применяемых форм, видов, методов, технологий реабилитационной работы в зависимости от специфики контингента участников данного процесса, сложности решаемых проблем, нюансов ситуации их жизнедеятельности и др.); принцип преемственности и согласованности действий специалистов (социально-педагогическая реабилитация осуществляется на разных возрастных этапах и специалистами разного профиля (психологи, социальные педагоги, медики, юристы и др.), следовательно, от степени преемственности, согласованности, продуктивности взаимодействия работы всей команды, всей полидисциплинарной (многофункциональной) бригады специалистов зависит эффективность реабилитационных мероприятий); принцип непрерывности (длительность социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации, может быть от нескольких месяцев до нескольких лет, чрезвычайно важна эффективность специалистов тех служб, которые осуществляют социальный патронат дальнейшей жизнедеятельности выпускников специализированных центров, школ-интернатов, детских домов).
Один из постулатов реализации социономического подхода к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реалиях жизнедеятельности специализированного центра гласит: каждый ребенок, являющийся воспитанником центра, в процессе социально-педагогической реабилитации нуждается в персонифицированном внимании, в уважении к себе как личности, в тех или иных формах своего самоутверждения, в активной деятельности и общении. Специалистам центра в процессе реабилитационных мероприятий важно сосредоточить свое внимание на решении следующих задач: а) создание условий для снижения (как минимум) и снятия (как максимум) у ребенка чувства враждебности, настороженности, отчужденности к окружающему миру; б) побуждение несовершеннолетних к самопознанию, самовоспитанию; в) оказание детям помощи в составлении и реализации программы личного роста.
Профессионально-педагогическая (психолого-деонтологическая) позиция специалистов центров по отношению к подростку, имеющему отклонения в поведении, должна выражаться в их (специалистов) оптимистической вере в него, в его способности к возрождению, в стремлении выявить и стимулировать развитие лучших черт его личности. Воспитанники центра (несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизнен-
ной ситуации) нуждаются в эмоциональном подкреплении своего меняющегося поведения. Поэтому очень важно, чтобы они ощутили сопереживание значимых для них людей, прежде всего сотрудников центра. Детям необходима позитивная оценка их личностных качеств сотрудниками центра, стимулирующая поддержку, веру в их возможности. Для ребенка, который не знал ласки в своей семье, очень значимы улыбка, сердечное слово специалиста центра, одобрение пусть небольших достижений, заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач личностного развития. Поощряя те или иные усилия ребенка в саморазвитии, специалист помогает ему осознать свои достоинства, поверить в себя, укрепить желание стать лучше.
В процессе реализации индивидуальной реабилитационной программы воспитанника центра в числе мероприятий, направленных на профилактику / коррекцию его отклоняющегося поведения, важны программы психолого-педагогической диагностики, в ходе которых выявляются дефекты учебно-познавательной, социально-бытовой, эмоционально-волевой сфер личности. Также для дезадаптированных воспитанников центра подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к профессиям (довольно часто это профессии рабочего профиля), психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.
Специалистам центра (социальным педагогам, психологам, педагогам-воспитателям, педагогам дополнительного образования, медицинским работникам и др.) в процессе реабилитации воспитанника важно помочь ему избавиться от ложного представления о себе, которое часто возникает под влиянием уличной компании, асоциальной атмосферы в семье, помочь в становлении (формировании) адекватной самооценки. Поэтому необходимо, чтобы подросток увидел свои достоинства, сильные стороны характера, оценил способности, которые в совокупности могут стать в дальнейшем стержнем его личности, определить его жизненный путь. Этому способствует помощь специалистов центра в организации целенаправленной работы ребенка над собой и вовлечение его в разнообразную деятельность, в которой он может проявить свои способности и достоинства.
Условиями, которые обеспечивают эффективность реализации социономическо-го подхода к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, являются: а) учет индивидуального своеобразия каждого ребенка, его «семейной истории» в процессе определения стратегии его дальнейшего жизнеобеспечения, формирования и развития у него социальной адаптивности к новым условиям жизнедеятельности; б) профессиональная подготовленность специалистов центра к реализации задач социально-педагогической реабилитации воспитанников разных возрастных групп; в) реализация социального партнерства сотрудников центра со специалистами других учреждений социума, которые способны оказать содействие в процессе реабилитации детей (включая религиозные, благотворительные, волонтерские организации); г) проведение целесообразной специализированной работы профессионалами центра по формированию у детей навыков, которые будут необходимы для их последующей социальной адаптации к новым условиям их жизнеустройства (например, для адаптации в условиях детского дома семейного типа, в условиях жизни в приемной семье и др.); д) вовлечение, по возможности, адекватных родственников подростков в их социально-педагогическое сопровождение; е) систематический мониторинг промежуточных результатов процесса социально-педагогической реабилитации воспитанников центра. Мониторинг предполагает планомерную организацию сбора и системного (многоаспектного) анализа различного рода информации о конкретном воспитаннике в целях разработки и реализации индивидуальной (персонифицированной) программы его социально-педагогической реабилитации, адаптации и интеграции в социуме.
В целом же в процессе реализации социономического подхода к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реалиях жизнедеятельности специализированного центра его специалистам необходимо: сформировать у ребенка адекватное понимание (сообразно воз-
растным особенностям) его жизненной ситуации, осознание перспектив его дальнейшего жизнеустройства; помочь воспитаннику центра преодолеть ощущение ненужности и брошенности, а также сформировать убежденность в том, что в трудной жизненной ситуации есть специалисты, которые придут на помощь; восстановить нарушенные способности к адекватному общению с окружающими людьми, к различным видам деятельности (учебной, самообразовательной, досуговой, учебно-профессиональной); развивать навыки самообслуживания; осуществить профилактику отклоняющегося поведения подростков «группы риска»; сформировать готовность и способность к адаптации в новых условиях последующего жизнеустройства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в РФ за 2013 г. / [Электронный ресурс] - URL:
http://zverevo.donland.ru/Data/Sites/44/media/downloads/news/новости_2014/государственный_доклад.doc
2. Доклад «Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем» // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации / [Электронный ресурс] - URL: http://www.fond-detyam.ru/upload/iblock/272/Дети в трудной жизненной ситуации_новые подходы к решению проблем_2010.pdf
3. Дюргейм Э. Социология образования / пер. с франц. Т. Г. Астаховой. - М., 1996.
4. История развития социальной реабилитации / [Электронный ресурс] -URL: http://studopedia.ru/7_108989_istoriya-razvitiya-sotsialnoy-reabilitatsii.html
5. История становления физической реабилитации / [Электронный ресурс] - URL: http://info-farm.ru/alphabet_index/f/fizicheskaya-reabilitaciya.html
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: полный курс. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2013.
7. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения» / [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54990-2012
8. Никитина Н.И., Вольхин С.Н. Особенности профессиональной подготовки социальных педагогов к работе в Центре социальной помощи семье и детям // Образование и саморазвитие. - 2010. - Т. 2. - № 18. - С. 102-107.
9. Никитина Н.И., Падылин Н.Ю. К вопросу о воспитании социально здоровой личности выпускника общеобразовательной школы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 9 (109). - С. 152-156.
10. Сивицкая Е.А. Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся общеобразовательной школы: Автореф. ... канд. пед. наук. - М.: РГСУ, 2005.
11. Didaktik, Methodik der Sozial Padagogik: Gesundlagen und Konzpte / Hrsg. von G. Schilling. - Neuwied, 1995.
12. Merton Robert K. Social Theory and Social Structure. - New York, The Free Press, 1957.
13. Moreno J.L. Die Grundlagen der Soziometrie. Wege zur Neuordnung der Gesellschaft. - Köln-Opladen: Westdeutscher Verlag, 1954.
14. Moreno J.L. Who Shall Survive? Foundations of Sociometry. Group Psychotherapy and Sociodrama. - NY. Beacon House, 1953.
15. Nikitina N.I., Romanova E.Yu., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Socio-pedagogical support of child's upbringing in a tutorial family // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6. - № 3 S3. - С. 165-174.
REFERENCES
1. State report on the situation of children and families with children in Russia in 2013. Available at: http://zverevo.donland.ru/Data/Sites/44/media/downloads/news/новости_2014/государственный_доклад. doc
2. The report "Children in a difficult life situation: new approaches to solving problems", Fund of support of children in difficult life situation. Available at: http://www.fond-detyam.ru/upload/iblock/272/Дети in difficult life situationby approaches to проблем_2010.pdf
3. Durham E. Sociology of education. translated from the French. T. G. Astakhova. M., 1996.
4. The history of the development of social rehabilitation. Available at: http://studopedia.ru/7_108989_istoriya-razvitiya-sotsialnoy-reabilitatsii.html
5. The history of the formation of physical rehabilitation. Available at: http://info-farm.ru/alphabetjndex/f/fizicheskaya-reabilitaciya.html
6. Mardahaev L. V. Social pedagogy: a complete course. 6th ed., Rev. and additional, M., 2013.
7. National standard of the Russian Federation "Social service". Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54990-2012
8. Nikitina N. And. Volkhin S. N. Features of professional preparation of social teachers to work in the Center of the social help to family and children. Education and self-development. 2010. Vol. 2. No. 18. P. 102-107.
9. Nikitina N. And. Madylin N. Yu. The question of the education of socially healthy personality graduate of secondary school. scientific notes of Russian state social University. 2012. No. 9 (109). P. 152-156.
10. Sivickaja E. A. Pedagogical system of formation of social health of students in secondary school: Avtoref. kand. PED. Sciences. Moscow: Russian state social University, 2005.
11. Didaktik, Methodik der Sozial Padagogik: Gesundlagen und Konzpte. Hrsg. von G. Schilling. Neuwied, 1995.
12. Merton Robert K. Social Theory and Social Structure. New York, The Free Press, 1957.
13. Moreno J.L. Die Grundlagen der Soziometrie. Wege zur Neuordnung der Gesellschaft. Köln-Opladen: Westdeutscher Verlag, 1954.
14. Moreno J.L. Who Shall Survive? Foundations of Sociometry. Group Psychotherapy and Sociodrama. NY. Beacon House, 1953.
15. Nikitina N.I., Romanova E.Yu., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Socio-pedagogical support of child's upbringing in a tutorial family. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. No. 3 S3. pp. 165174.
Информация об авторе:
Гребенникова Вероника Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики, психологии и коммуника-тивистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Никитина Наталья Ивановна, отличник народного просвещения РФ, доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной педагогики, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия [email protected]
Курочкина Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Кубанского государственного университета, Сочинский государственный университет (филиал в г. Анапа), г. Анапа, Россия [email protected]
Получена: 27.01.2017
Для цитирования: Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Курочкина М.Н., Социономический подход к социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 1. с. 129-137.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-129-137.
Information about the author:
Veronica M. Grebennikova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Natalya I. Nikitina, Excellent Specialist of Public
Education of the Russian Federation, Doctor of
Pedagogical Sciences, Professor, Department of
Social Pedagogy, Russian State Social
University,
Moscow, Russia
Marina N. Kurochkina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Doctoral Student of K uban State University, Sochi State University (B ra n ch in Anapa), Anapa, Russia [email protected]
Received: 27.01.2017
For citation: Grebennikova V.M., Nikitina N.I., Kurochkina M.N., Socionomic approach for social-pedagogical rehabilitation of children in difficult life situations. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 1. Pp. 129-137.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-129-137. (in Russian)