Научная статья на тему 'Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как междисциплинарная проблема'

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как междисциплинарная проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2332
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОКАЗАВШИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATION / ЦЕНТРЫ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА / CENTERS FOR SUPPORT OF FAMILY AND CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толстикова Светлана Николаевна, Никитина Наталья Ивановна

В статье констатируется, что возрастающее с каждым годом в РФ количество специализированных учреждений (социальных приютов, центров поддержки семьи и детства, реабилитационных центров, специализированных интернатов, детских домов семейного типа и др.) для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стимулирует государство к поиску новых видов и форм дальнейшего воспитания и социализации детей, которые остались без попечения родителей. Вместе с тем в России до сих пор недостаточно развита комплексная (межведомственная) система социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проблема разработки содержания, методов, технологий реализации индивидуализированных вариантов социально-педагогической реабилитации воспитанников специализированного центра для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является междисциплинарной. К ее разрешению должны быть привлечены специалисты различных научных отраслей и профессиональных сфер (юристы, педагоги, психологи, медики, социологи и др.). В материалах статьи доказано, что такой вид учреждения социальной защиты несовершеннолетних, как государственное бюджетное учреждение «Центр поддержки семьи и детства», обладает значительным потенциалом в сфере выбора и реализации оптимального индивидуального варианта социально-педагогической реабилитации конкретного воспитанника центра (в частности, перевод в детской дом; передача для дальнейшего воспитания в приемную или замещающую семью; оформление под опеку или попечительство; возврат в биологическую семью при благоприятном прогнозе изменения ситуации в ней). В статье рассмотрены принципы (своевременность, целесообразность, комплексность, гибкость, непрерывность), этапы, содержательно-технологический базис и условия эффективности реализации вариантов социально-педагогической реабилитации воспитанников специализированного центра для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Практическая значимость материалов статьи состоит в том, что они могут быть использованы в деятельности психолого-педагогических служб учреждений социальной защиты семьи и детства, образовательных организаций, специализированных центров для несовершеннолетних, а также в ходе повышения квалификации психологов, педагогов по проблеме социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Толстикова Светлана Николаевна, Никитина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Year over year increase in a number of specialized institutions in Russia (social shelters, family support centers and child welfare, rehabilitation centers, specialized boarding schools, children's homes of family type, etc.) for children in difficult life situations impels the State to search new types and forms of further education and socialization for children without parental care. However, complex (interdepartmental) system for socio-pedagogical rehabilitation of children in difficult life situations is not enough developed in Russia. It is stated in the article that the problem of developing of the content, methods and technologies of realization of individualized variants of socio-pedagogical rehabilitation of pupils in specialized centers for children in difficult life situation is interdisciplinary. Specialists of different scientific branches and professional spheres (lawyers, teachers, psychologists, doctors, sociologists, etc.) should be involved in its solution. It is proved in the article that such kind of institutions of social protection of children as state budgetary institution “Center for support of family and childhood” has significant potential in the field of selection and implementation of an optimal version of individual socio-pedagogical rehabilitation of a particular center's pupil (moving to children's house; transfer for further education in a foster or substitute family; put under guardianship or custody; return to biological family if prognosis for changes in it is favorable etc.). Principles (timeliness, appropriateness, comprehensiveness, flexibility and continuity), stages (diagnostic, design-forecasting, problem-solving, organizational, procedural and productive), content-technological basis and conditions of effectiveness of different variants of socio-pedagogical rehabilitation of pupils of the specialized centre for children in difficult life situations are described in the article. The practical significance of the article's materials is that they can be used for activities of psychological-pedagogical services in institutions of social protection of families and children, educational institutions, specialized centers for children and for training of psychologists, pedagogues on the problem of social-pedagogical rehabilitation of children.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как междисциплинарная проблема»

УДК 37.013.42

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА*

Реферат: в статье констатируется, что возрастающее с каждым годом в РФ количество специализированных учреждений (социальных приютов, центров поддержки семьи и детства, реабилитационных центров, специализированных интернатов, детских домов семейного типа и др.) для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стимулирует государство к поиску новых видов и форм дальнейшего воспитания и социализации детей, которые остались без попечения родителей. Вместе с тем в России до сих пор недостаточно развита комплексная (межведомственная) система социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проблема разработки содержания, методов, технологий реализации индивидуализированных вариантов социально-педагогической реабилитации воспитанников специализированного центра для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является междисциплинарной. К ее разрешению должны быть привлечены специалисты различных научных отраслей и профессиональных сфер (юристы, педагоги, психологи, медики, социологи и др.). В материалах статьи доказано, что такой вид учреждения со-

© Толстикова С. Н., Никитина Н. И., 2016

* Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 2014/601, код проекта 3106.

С. Н. Толстикова, Н. И. Никитина

циальной защиты несовершеннолетних, как государственное бюджетное учреждение «Центр поддержки семьи и детства», обладает значительным потенциалом в сфере выбора и реализации оптимального индивидуального варианта социально-педагогической реабилитации конкретного воспитанника центра (в частности, перевод в детской дом; передача для дальнейшего воспитания в приемную или замещающую семью; оформление под опеку или попечительство; возврат в биологическую семью при благоприятном прогнозе изменения ситуации в ней). В статье рассмотрены принципы (своевременность, целесообразность, комплексность, гибкость, непрерывность), этапы, содержательно-технологический базис и условия эффективности реализации вариантов социально-педагогической реабилитации воспитанников специализированного центра для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Практическая значимость материалов статьи состоит в том, что они могут быть использованы в деятельности психолого-педагогических служб учреждений социальной защиты семьи и детства, образовательных организаций, специализированных центров для несовершеннолетних, а также в ходе повышения квалификации психологов, педагогов по проблеме социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, центры поддержки семьи и детства.

Проблема социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, является важной и актуальной для многих стран мира, в том числе для России. По данным различных статистических источников в Российской Федерации ежегодно происходит рост числа детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в государственных учреждениях интернатного типа: детских домах, социальных приютах, школах-интернатах, реабилитационных центрах и др. [1, 3].

В современной России из позитивных моментов последнего десятилетия в сфере развития государственных форм социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, можно указать создание и развитие сети бюджетных специализированных центров поддержки семьи и детства (ЦПСиД). Данные центры среди прочих их задач (в частности, выявление, ранняя профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, дифференцированный учет несовершеннолетних, семей с детьми, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных учреждений стационарного социального обслуживания, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, и др.) ориентированы и на временное (стационарное) пребывание в них ребенка с целью подбора (выбора, определения) оптимальной формы его дальнейшего жизнеустройства на основе учета всех возможных нюансов его кризисной (или трудной) жизненной ситуации, а также

учета специфики его личностного развития и индивидуальных особенностей.

Изучение личных дел воспитанников ЦПСиД г. Москвы, то есть несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, показывает, что состав данного контингента детей неоднороден. В ходе проведенного анализа личностных особенностей воспитанников ЦПСиД подросткового возраста было установлено, что более 60 % из них характеризуются проявлениями признаков педагогической и социальной запущенности. У подавляющего большинства воспитанников ЦПСиД (как мальчиков, так и девочек) отношения с окружающими их людьми (разных возрастных групп) приобретают конфликтный характер, а поведенческие реакции в различных жизненных ситуацияххарактеризуются отклонением от общепринятых норм.

Основными причинами педагогической и социальной запущенности воспитанников ЦПСиД являются: а) неправильные (порой противоправные) отношения в семье (безнадзорность ребенка в семье, воздействие на ребенка отрицательных примеров образа жизни членов семьи, применение физических наказаний, невнимание членов семьи к возрастным, личностно значимым проблемам ребенка, к состоянию его психического и физического здоровья, например, родители могут не обращать внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, неоправданная слезливость, заикание, тики и др.); б) существенные просчеты педагогов школы, которые не смогли найти индивидуальный подход к ребенку; в) изоляции (по тем или иным причинам) от товарищей, сверстников; г) средовая

дезадаптация в современном социуме вообще; д) гипертрофированное желание, стремление несовершеннолетнего утвердить себя любым способом (даже асоциальным) и в любой малой группе и др. Часто для отдельно взятого воспитанника ЦПСиД действует совокупность перечисленных причин.

Проблему поиска и реализации различных вариантов социально-педагогической реабилитации воспитанников специализированного центра для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нельзя считать относительно новой. Она, пожалуй, была одной из центральных с момента возникновения социальной педагогики как научной отрасли и профессиональной деятельности. На современном этапе развития социальной педагогики, возрастной и социальной психологии, ювенологии, виктимологии, семейной педагогики, девиантологии, семейного права вопрос социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобрел новое звучание, поскольку уже накоплены определенные научные исследования, осмыслен имеющийся опыт по различным формам дальнейшего жизнеустройства социальных сирот.

Анализ научной, методической литературы по проблеме, указанной в названии данной статьи, показал, что правовые основы социальной защиты детей-сирот, детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, представлены в работах Т. В. Лодкиной, В. В. Мартыновой, Т. Н. Поддубной и А. О. Поддубного [5] и др. Деятельность специалистов по социальной работе в сфере реализации различных технологий реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, рассмотрена в исследованиях С. А. Беличевой, И. Ф. Дементье-

вой и Е. И. Холостовой [2], Г. Ф. Нестеровой и др. В трудах И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых [7], Т. И. Шульга и др. рассмотрены психологические основы работы (взаимодействия специалистов различного профиля) с детьми, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. В ряде диссертационных исследований (Э. К. Бекова, М. И. Лазарева, Л. Н. Филатова и др.) рассматриваются отдельные проблемы жизнеустройства несовершеннолетних социальных сирот. В трудах В. Г Бочаровой, М. А. Галагузовой, Л. В. Марда-хаева, А. В. Мудрика, Н. И. Никитиной [4, 9], С. Н. Толстиковой [9] и др. приведены различные подходы к разработке и реализации методов и технологий социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Однако даже с учетом перечисленных выше исследований разнообразные вопросы социально-педагогической помощи в условиях ЦПСиД детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, большинство социальных педагогов, занимающихся данной проблемой,разрешают, опираясь, как правило, только на собственную практику и наработки. В целом можно констатировать, что вопросы разработки в условиях ЦПСиД методов и технологий социально-педагогической реабилитации воспитанников подросткового возраста специализированного центра для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально-педагогической помощи несовершеннолетним сиротам и детям, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, все-таки требуют дальнейшего многоаспектного изучения и достойного(многопланового) представления в различных научных изысканиях.

Методологическую основу исследования, результаты которого приведены

в данной статье, составили: ситуационный, антропологический, системный, личностно-ориентированный, гумани-стически-деятельностный, средовой подходы к процессу социально-педагогической реабилитации; междисциплинарный подход к исследованию социального сиротства как многоаспектной проблемы (юридической, психологической, виктимологической, социально-педагогической, социально-экономической, социологической, культурологической, философско-антропологической, валеологической, этической и др.).

Понятие «реабилитация»(от поздне-лат. - способность, ^аЬП^айо -восстановление способностей) многозначно. Оно используется в юридическом, психологическом, педагогическом, профессиональном, бытовом, медицинском и социальном смыслах.

Социально-педагогическая реабилитация представляет собой системный процесс восстановления различных нарушений и ликвидации разнообразных ограничений с целью оптимального функционирования человека в социально-бытовых и социально-средовых условиях. В период социально-педагогической реабилитации необходимо восстановить нарушенные способности к общению с окружающими людьми, к различным видам деятельности.

Каковы основные принципы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации?

Принцип своевременности. Раннее начало реабилитационных мероприятий позволяет значительно уменьшить воздействие на несовершеннолетнего патогенных факторов социализации, снизить вероятность тех или иных видов осложнений, предотвратить в дальнейшем развитие пассивно-потребительских установок личности в услови-

ях стационарных учреждений социальной защиты и тем самым обеспечить оптимальный (индивидуализированный) характер реабилитации.

Принцип целесообразности. Главная цель реабилитации - восстановление утраченных социальных функций, достижение за счет этого улучшения качества жизни и обеспечение оптимальных возможностей для самореализации личности. Любое реабилитационное мероприятие должно быть прямо и косвенно направленно на достижение этой цели. Социально-педагогическая реабилитация должна быть направлена не на компенсацию, а на преодоление социальной недостаточности.

Принцип преемственности. Социально-педагогическая реабилитация осуществляется на разных возрастных этапах специалистами разного профиля (психологи, социальные педагоги, медики, юристы и др.). От степени преемственности, согласованности, продуктивности взаимодействия работы всей команды, всей полидисциплинарной (многофункциональной) бригады специалистов зависит эффективность реабилитационных мероприятий[8].

Принцип гибкости. Предполагает вариативность (разнообразие) применяемых форм, видов, методов, технологий реабилитационной работы в зависимости от специфики контингента участников данного процесса, сложности решаемых проблем и др. Качественная реализация данного принципа позволяет добиваться оптимальных для конкретного человека результатов реабилитации с учетом его индивидуальных особенностей, нюансов ситуации его жизнедеятельности [6].

Принцип непрерывности. Для эффективности реабилитационных мероприятий непрерывность является одним из основополагающих принципов.

Длительность социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, может быть от нескольких месяцев до нескольких лет.

Социально-педагогическая реабилитация конкретного воспитанника центра представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, который реализуется с учетом специфики его трудной жизненной ситуации, всех ее нюансов, индивидуальных особенностей и личностного своеобразия подростка; обеспечивается интеграцией усилий специалистов различного профиля центра в области диагностики, прогнозирования, реализации выбранного варианта социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего.

Социально-педагогическая реабилитация воспитанников центра реализуется поэтапно (диагностический, проектировочно-прогностический, про-блемно-деятельностный, организационно-процессуальный, результативный этапы). На всех этапах социально-педагогической реабилитации детей-сирот и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты Центра поддержки семьи и детства осуществляют семейно-центриро-ванный подход, который направлен не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-психологической деятельности является одним из решающих факторов эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка в современный социум.

Специалисты ЦПСиД, осуществляя работу по социально-педагогической реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, выполняют следующие функции: а) во взаимодействии со всеми ведомства-

ми, причастными к реабилитации социально дезадаптированных несовершеннолетних и их семей, выявляют детей и подростков группы риска, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют индивидуальные программы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних; б) предоставляют социальные услуги детям, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб этих детей, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; в) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с детьми группы риска, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей детей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха; г) устанавливают контакт с семьями, в которых жизни, здоровью или полноценному развитию детей угрожает опасность, с целью содействия реабилитации детей, преодоления кризиса.

Практически все подростки, являющиеся воспитанниками ЦПСиД, в процессе социально-педагогической реабилитации нуждаются в персонифицированном внимании, в уважении к себе как личности, в тех или иных формах своего самоутверждения, в активной деятельности и общении. Специалистам ЦПСиД в процессе социально-педагогической реабилитации воспитанников подросткового возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, важно сосредоточить свое внимание на

решении следующих задач: а) создать условия для снижения (как минимум) и снятия (как максимум) у подростков чувства враждебности, настороженности, отчужденности к окружающему миру; б) побуждение подростков к самопознанию, самовоспитанию; в) оказание подросткам помощи в составлении и реализации программы личного роста.

В процессе индивидуальной реабилитации подростка в числе мероприятий, направленных на профилактику или коррекцию его отклоняющегося поведения, важны программы психолого-педагогической диагностики, в ходе которых выявляются дефекты учебно-познавательной, социально-бытовой, эмоционально-волевой сферы личности. Для дезадаптированных воспитанников ЦПСиД подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к профессиям (часто это профессии рабочего профиля), психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.

В процессе реабилитации воспитанника подросткового возраста важно помочь ему избавиться от ложного представления о себе, которое часто возникает под влиянием уличной компании, асоциальной атмосферы в семье, стимулировать формирование адекватной самооценки, поэтому необходимо, чтобы подросток увидел свои достоинства, сильные стороны характера, оценил способности, которые в совокупности могут стать в дальнейшем стержнем его личности, определить его жизненный путь. Этому способствует помощь специалистов ЦПСиД в организации целенаправленной работы ребенка над собой и вовлечении его в разнообразную деятельность, в которой он может проявить свои способности и выявить достоинства.

Воспитанники ЦПСиД подросткового возраста, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в эмоциональном подкреплении своего меняющегося поведения. Очень важно, чтобы они ощутили сопереживание значимых для них людей, прежде всего сотрудников центра. Подросткам необходима позитивная оценка их личностных качеств сотрудниками центра, стимулирующая поддержка, вера в их возможности: «Ты можешь», «Ты способен», «У тебя все получится». Для ребенка, который не знал ласки в своей семье, очень значимы улыбка, сердечное слово специалиста ЦПСиД, одобрение пусть небольших достижений, заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач. Поощряя те или иные усилия подростка в саморазвитии, специалист помогает ему осознать свои достоинства, поверить в себя, укрепить желание стать лучше.

Многие воспитанники ЦПСиД - это не безнадежно испорченные дети, а несовершеннолетние, которым, как правило, жизненно необходимо особое внимание и участие окружающих. Специалистами ЦПСиД важно понимать (и принимать) тот факт, что отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка, который находится в центре в связи с кризисной (тяжелой) жизненной ситуацией, не могут быть основанием для отрицательной оценки его личности в целом, для проявления неуважения к нему. Позиция специалистов ЦПСиД по отношению к подростку, имеющему отклонения в поведении, должна выражаться в их оптимистической вере в него, в его способности к возрождению, в стремлении выявить и стимулировать развитие лучших черт его личности.

В целом в период социально-педагогической реабилитации подростка специалистам центра необходимо сформировать у подростка адекватное

понимание его жизненной ситуации, осознание перспектив его дальнейшего жизнеустройства; помочь воспитаннику преодолеть ощущения ненужности и брошенности, а также сформировать убежденность в том, что в трудной жизненной ситуации есть специалисты,которые придут на помощь; восстановить нарушенные способности к адекватному общению с окружающими людьми, к различным видам деятельности (учебной, самообразовательной, до-суговой, учебно-профессиональной); развить навыки самообслуживания; осуществить профилактику отклоняющегося поведения подростков группы риска; сформировать готовность и способность к адаптации в новых условиях последующего жизнеустройства.

Условиями, которые обеспечивают эффективность социально-педагогической реабилитации воспитанников ЦПСиД, являются: а) учет индивидуального своеобразия каждого подростка, его «семейной истории» в процессе определения стратегии его дальнейшего жизнеобеспечения, формирования и развития у него социальной адаптивности к новым условиям жизнедеятельности; б) профессиональная подготовленность специалистов ЦПСиД к реализации задач социально-педагогической реабилитации воспитанников подросткового возраста; в) социальное партнерство всех специалистов центра с учреждениями социума; г) проведение целесообразной специализированной работы профессионалами центра по формированию у подростков навыков, которые будут необходимы для их последующей социальной адаптации к новым условиям их жизнеустройства (например, для адаптации в условиях детского дома семейного типа, в условиях жизни в приемной семье и др.); д) вовлечение, по возможности, адек-

ватных родственников подростков в их социально-педагогическое сопровождение; е) систематический мониторинг промежуточных результатов процесса социально-педагогической реабилитации воспитанников подросткового возраста. Мониторинг предполагает планомерную организацию сбора и системного (многоаспектного) анализа различного рода информации о конкретном воспитаннике ЦПСиД.

Список литературы

1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в РФ за 2013 г. URL : http://zverevo.donland.ru/Data/Sites/44/ media/ downloads/news/новости_2014/госу-дарственный_доклад^ос // СПС «Гарант».

2. Дементьева Н. Ф., Холостова Е. И. Социальная реабилитация. М., 2006. 240 с.

3. Доклад «Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем» // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. URL : http://www.fond-detyam. ru/upload/iblock/272/Дети в трудной жизненной ситуации_новые подходы к решению про-блем_2010^! // СПС «Гарант».

4. Никитина Н. И., Вольхин С. Н. Особенности профессиональной подготовки социальных педагогов к работе в Центре социальной помощи семье и детям // Образование и саморазвитие. 2010. № 18. Т. 2. С. 102-107.

5. Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Управление системой социальной защиты детства. Ростов н/Д, 2005. 347 с.

6. Толстикова С. Н., Никитина Н. И. Развитие толерантности социальных педагогов в системе «вуз - дополнительное профобразование» // Прикладная юридическая психология. 2015. № 3. С. 95-106.

7. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Дети без семьи. М., 1990. 160 с.

8. Nikitina N. I., Galkina T. E., Tolstikova S. N., Avtionova N. V., Volenko O. I., Grebennikova V. M. The characteristics of the model for development of communicative deontological culture of school principals in the system of their refresher training // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 12. С. 542-546.

9. Nikitina N. I., Romanova E. Yu., Tolstikova S. N., Grebennikova V. M. Socio-pedagogical support of child's upbringing in a tutorial family // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. С. 165-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.