Научная статья на тему 'Инновационная составляющая профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для специализированных учреждений для несовершеннолетних республики Татарстан'

Инновационная составляющая профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для специализированных учреждений для несовершеннолетних республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / INNOVATION / SPECIALIZED ESTABLISHMENT / SOCIAL WORKER / MODULAR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Эльмира Амировна

В статье рассмотрена инновационная составляющая профессиональной подготовки специалистов для учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Раскрыты современные требования, предъявляемые к специалистам специализированных учреждений для несовершеннолетних. Рассмотрены особенности их подготовки в рамках модульного обучения и производственной практики непосредственно на базе учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the innovative component of professional training of the specialists of social sphere for the care-giving institutions for minors who are in a difficult situation and in need of social rehabilitation. The article gives us full description of the modern requirements to the workers of specialized institutions for minors. Also the features of their training in the frame of the modular training and practice directly in specialized establishments are described in this article.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для специализированных учреждений для несовершеннолетних республики Татарстан»

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Э.А. Зарипова

В статье рассмотрена инновационная составляющая профессиональной подготовки специалистов для учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Раскрыты современные требования, предъявляемые к специалистам специализированных учреждений для несовершеннолетних. Рассмотрены особенности их подготовки в рамках модульного обучения и производственной практики непосредственно на базе учреждений.

Ключевые слова: профессиональное образование, инновация, специализированное учреждение для несовершеннолетних, социальный работник, модульное обучение

The article considers the innovative component of professional training of the specialists of social sphere for the care-giving institutions for minors who are in a difficult situation and in need of social rehabilitation. The article gives us full description of the modern requirements to the workers of specialized institutions for minors. Also the features of their training in the frame of the modular training and practice directly in specialized establishments are described in this article.

Key words: professional education, innovation, specialized establishment, social worker, modular training

Особое место в системе учреждений социальной помощи несовершеннолетним занимают специализированные учреждения для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации (сокращенно - СУН). К СУН относятся: социально-реабили-

тационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. [16].

В Республике Татарстан функционирует 26 СУН: ежегодно около 2020 несовершеннолетних проходят реабилитацию в данных учреждениях. Осо-

бенность СУН Республики Татарстан обусловлена спецификой занятости населения региона в различных отраслях агропромышленного комплекса. Большая часть СУН республики:16 из 26 или 60% - расположены в сельской местности, 70% воспитанников СУН - несовершеннолетние, проживающие в сельской местности. В связи с чем закономерно, что особая роль в процессе социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в СУН отводится социально-трудовому обучению, целенаправленному включению воспитанников в трудовую деятельность в условиях села, что направлено на обеспечение успешности социальной реабилитации и адаптации.

Проблемно-ориентированный анализ современной системы СУН в сопряжении с тенденциями развития социальных услуг в России позволил установить, что в настоящее время специализированным учреждениям для несовершеннолетних необходимы специалисты, прежде всего - социальные работники и социальные педагоги, способные осуществлять процесс социально-педагогической реабилитации с учетом специфики социального учреждения и региональных условий, в которых осуществляется реабилитация несовершеннолетних, что предъявляет высокие требования к профессиональным качествам будущего специалиста социальной сферы, а значит - требует активного использования инноваций в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для СУН.

Сфера деятельности специалистов социальной сферы универсальна по широте знаний и возможностям их применения. Вместе с тем в процессе подготовки к профессиональной де-

ятельности необходимо формировать у студентов готовность к деятельности в конкретном социальном учреждении, контингент которого и проблемы его адаптации в обществе требуют применения принципа дифференциации при подготовке специалистов.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»)^], введенном в 2010г., выделены следующие виды профессиональной деятельности: социально-технологическая; организационно-управленческая; исследовательская; социально-проектная.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности «031300 - Социальная педагогика», квалификация «социальный педагог», введенном в 2005г.[6], вместо ранее утвержденного (2002г.)[5], выделены научно-методическая; социально-педагогическая; воспитательная; культурно-просветительская; коррекцион-но-развивающая; управленческая виды деятельности.

Сравнительный анализ государственных образовательных стандартов подготовки социальных работников 1995 [7], 2000[8], 2010 гг.[15], показал тенденцию к практико-ориентирован-ной подготовке специалистов, обладающих профессиональными, а не общими компетенциями.

В то время, как в стандартах подготовки социальных педагогов 1999, 2002 и 2005 гг. прослеживается явное ограничение потенциала социальной педагогики с институциональной (только образовательные учреждения) [11], и объектной (дети, имеющие социальные

проблемы в развитии) [10], стороны, что противоречит сложившейся практике, когда деятельность социального педагога востребована в социозащитных учреждениях, прежде всего, в СУН.

Как отмечают многие авторы, сужение предмета и объекта деятельности социального педагога приходит в противоречие и с основной идеей социальной педагогики: «оказывать помощь социально незащищенным слоям населения» [3]. Данная проблема нашла отражение в обсуждении проекта нового образовательного стандарта бакалавриата и магистратуры [14].

В целях разрешения имеющегося противоречия вузы в рамках национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин и курсов по выбору вводят практико-ориентиро-ванные курсы по различным аспектам деятельности специалистов социальной сферы [12].

Проблема заключается в понимании квалификационных требований специалистов социальной сферы в зависимости от типа социального учреждения, в разных представлениях о функциях специалистов у преподавателей вуза и работодателей. В настоящее время наблюдается несогласованность требований по следующим аспектам подготовки специалистов социальной сферы для СУН:

между требованиями к специалисту и готовностью выпускников к выполнению этих требований;

между потребностями несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, в получении услуг по социальной реабилитации и недостаточной способностью СУН удовлетворить эти потребности, в том числе - из-за невысокого уровня подготовки специалистов социальной сферы;

между требованиями образовательного стандарта и недостаточной разработанностью теоретических и методических вопросов подготовки специалистов применительно к различным видам учреждений, в т.ч. СУН.

Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер. В переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение функционирования системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы [9].

В.Ващенко [1] утверждает, что инновационная деятельность - это не вид, и не сфера деятельности, а сама особая деятельность. Инновационной сферы как предметной области не существует, т.к. любая деятельность и в любой сфере может быть инновационной, если в нее привносится новое не новизны ради, а для получения результата, отличающегося востребованностью [2].

В.С.Щербаков выделяет следующие векторы инновационных процессов в образовании: инновации как отражение ведущих тенденций развития образования; инновации как ликвидация пробелов в структуре и функциях системы профессионального образования; инновации как желаемый результат будущего системы образования [18].

Инновационная составляющая подготовки специалистов социальной сферы для СУН обусловлена сущностными характеристикам процесса социально-педагогической реабилитации в СУН: многопрофильностью, много-уровневостью реабилитационных программ, их маневренностью, гибкостью

организационных форм и методов социально-педагогической реабилитации, интеграцией образовательных и воспитательных структур, обучающим характером и гуманистической направленностью процесса социально-педагогической реабилитации.

Инновационность профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для СУН, как характеристика обучающей деятельности, имеет своей целью подготовку конкуренто способного специалиста, востребованного рынком труда, готового к эффективной профессиональной деятельности, владеющего и умеющего использовать полученные знания в решении профессиональных задач, готового внедрять инновации.

В связи с чем, инновационность профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для СУН определяется использованием таких активных форм обучения, как модульные образовательные программы, технологии ролевых игр и др., практико-ори-ентированным обучением, широким применением учебного моделирования и проектирования социально-педагогического реабилитационного процесса и др.

Данные подходы активно развиваются и внедряются в деятельность ЧОУ ВПО «Академия социального образования» на кафедре социальной работы.

В период прохождения педагогической практики студенты Буинского филиала ЧОУ ВПО «Академия социального образования» участвовали в реализации инновационных программ социально-трудовой подготовки «Фермерское хозяйство» и «Предприимчивый хозяин» для воспитанников СУН, расположенных в сельской местности: в приюте «Теремок» Верхне-Услонско-

го района, «Теплый дом» Дрожжанов-ского района, «Берег надежды» Кам-ско-Устьинского района, «Ласточка» Тетюшского района.

Указанные районы являются участниками пилотного проекта Минсельхо-за России по созданию семейных молочных ферм, как единых комплексов производства, переработки и поставки молочных продуктов, что направлено на решение вопроса занятости и закрепления молодежи на селе.

В связи с чем, для воспитанников СУН освоение представлений и первоначальных навыков ведения хозяйства в условиях сельской местности в ходе социально-трудовой подготовки, является особо актуальным в плане не только преодоления дезадаптации и трудной жизненной ситуации, но и выбора перспектив развития и трудовой деятельности. В то же время для студентов, будущих специалистов социальной сферы, проживающих на селе, участие в проектировании и реализации программ социально-трудовой подготовки для воспитанников СУН, может стать объективной побудительной причиной развития собственной стратегии освоения семейного фермерства и малых форм хозяйствования.

Благодаря междисциплинарному взаимодействию со специалистами СУН студенты осваивают социально-реабилитационные технологии, ориентированные на несовершеннолетних и их семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; исследуют конкретные ситуации воспитанников и их семей; участвуют в диагностике ресурсного потенциала воспитанников СУН, в составлении и реализации индивидуальной программы реабилитации, разработке социальных проектов и их претворении в жизнь. Студентами в

СУН осуществляется клубная работа, проводятся творческие мероприятия.

Работая в отделении диагностики и социальной реабилитации, в отделении социально-правовой помощи специализированного учреждения для несовершеннолетних, студенты значительно повышают свой профессиональный уровень, овладевают методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере их будущей профессиональной деятельности.

В ходе практики формируются следующие профессионально-прикладные компетенции и умения специалистов социальной сферы: коммуникативные (обеспечивают владение инструментарием индивидуальной и групповой коммуникации, умение строить взаимоотношения с несовершеннолетними и их родителями, коллегами, специалистами разных служб, занятых в процессе профилактики безнадзорности и беспризорности); организаторские (позволяют успешно организовывать взаимодействие: несовершеннолетних в различных объединениях (трудовое звено, отряд, творческий кружок, секция), в реализуемых проектах и программах социально-трудового воспитания, в межведомственной деятельности; диагностические (позволяют диагностировать профессиональную ситуацию); проектировочные (обеспечивают способность самостоятельно проектировать алгоритм, этапы социальной реабилитации, выбирать наиболее приемлемые и результативные технологии); аналитические (необходимые для анализа и оценки состояния эффективности деятельности СУН, для самоанализа результатов профессиональной деятельности, развития своих способностей).

В рамках участия в международ-

ном гранте по реализации Болонского процесса в России ТЕМПУС IV «Образовательная программа «Бакалавриат по направлению «Социальная работа» (совместно с Московским государственным Областным университетом, Адыгейским Государственным Педагогическим университетом, Университетом Линкольна (Великобритания), Университетом Рима Тор Вергата (Италия), Университетом Парижа Нантерр (Франция) на кафедре Социальной работы разработан учебный план бакалавра по специальности «Социальная работа», осуществляется переход к модульной структуре образования.

Модульное обучение в профессиональной подготовке социальных работников осуществляется на основе компетентностного подхода и формирует готовность студента к осознанному и контекстному восприятию учебной информации, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности, обеспечивает многоаспектность подачи учебного и научного материала, выражает сущность принципа «обучение в деятельности».

Дидактическая система модульного обучения, по словам М.А.Чошанова, «способна аккумулировать в себе достоинства интегрируемых теорий и одновременно гасить и нивелировать их недостатки» [18].

Так, например, 5 и 6 семестр учебного плана Бакалавра социальной работы полностью посвящен вопросам теории и практики социальной работы с личностью, семьей и внутри группы, соответственно состоит из Модуля XII «Теория и практика (Личность)», Модуля XIV «Теория и практика (Семья)», включающих дисциплины: «Социальная работа с семьей», «Методы соци-

альной диагностики проблем семьи и детей», «Социально-педагогическая работа с детьми и родителями».

Особый интерес для подготовки специалистов для СУН представляет Модуль XVI «Теория и практика (Группа)», включающий дисциплины «Организация сопровождения семьи и детей», «Социальная реабилитация детей группы риска», «Социальная профилактика безнадзорности и беспризорности».

Студенты в рамках отдельных модулей на практике изучают особенности деятельности социозащит-ных учреждений поэтапно: начиная с нормативно-правовой основы функционирования, целей, задач, организационно-управленческой структуры учреждения, применяемых технологий социальной работы, должностных обязанностей специалистов. В процессе производственной практики у студентов появляется возможность увидеть перспективы своей профессиональной деятельности, что помогает в процессе профессионального самоопределения и саморазвития специалиста.

Инновационная составляющая модульной программы профессиональной подготовки бакалавра социальной работы, в т.ч. специалистов социальной сферы для СУН включает следующие компоненты:

- совершенствование общепрофессиональных умений, освоение технологий и алгоритмов деятельности социального работника вне зависимости от типа социального учреждения, в котором предстоит трудиться;

- формирование потребности, развитие способности пополнять профессиональные знания;

- развитие общей эрудиции, укрепление гражданской позиции и ба-

зовых ценностей о человеке, обществе, труде;

- формирование эмоционально-ценностного отношения, формирование личности, осознающей экзистенциальный смысл труда;

- освоение способов выявления уровня подготовленности и индивидуальных особенностей развития воспитанников СУН;

- формирование способности постановки новых дидактических целей и организация их претворения, критическая оценка результатов;

- формирование навыков проектной культуры, овладение социальным менеджментом;

- освоение технологий социально-педагогической реабилитации воспитанников СУН, адаптированных к сельской местности.

Инновационность и перспективность модульно-компетентностного подхода в решении современных проблем профессиональной подготовки специалистов для СУН состоит в практико-ориентированном подходе к обучению, основанном не только на использовании в преподавании в качестве базы для производственной практики специализированных учреждений, но и в привлечении практиков-специалистов СУН к преподаванию в рамках дисциплин модуля, погружении в реабилитационную среду СУН на базе вуза, во внедрении практической составляющей во все учебные модули, связи производственных практик с учебными дисциплинами модуля, создании отвечающей современным требованиям информационной базы специальности.

Достижение оптимального соотношения между теоретической и практической подготовкой социальных педагогов для СУН осуществляется

на основе сотрудничества ЧОУ ВПО «Академия социального образования» и СУН. Наиболее эффективными формами взаимодействия выступают:

1) целевая подготовка студентов для СУН, расположенных на селе;

2) участие менеджмента СУН в учебном процессе и работе аттестационных комиссий;

3) проведение мастер-классов, научно-практических конференций;

4) предоставление мест для прохождения практики и кураторство дипломных работ;

5) привлечение студентов к реализации проектов на базе СУН.

Таким образом, инновационная сущность профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для СУН состоит в контекстности и направлена на приобретение студентами современных знаний по созданию условий эффективной реабилитации несовершеннолетних на основе современных технологий, выбора адаптивных стратегий и тактики деятельности в целях самореализации воспитанников СУН в условиях села, обеспечения комплексности и постоянной диагностики результатов в целях принятия мер по повышению качества услуг, оказываемых специализированным учреждением.

Литература:

1. Ващенко В.И. Инновационность и инновационное образование // «Alma mater» (Вестник высшей школы). - 2000. - №6.

2. Волынкина М.В. О месте инноваций в образовании // Высшее образование сегодня. - 2005. - №5.

3. Галагузова М. А. Профессиональная деятельность и профессиональная под-

готовка социальных педагогов: понятийно-нормативный аспект / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов /отв. ред. М. А. Галагузова. - Вып. 4.

- Екатеринбург: изд-во «СВ-96», 2001. - С. 264-280.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму выпускника по специальности «031300 - Социальная педагогика» - М., 1995. - 32 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму выпускника по специальности «031300 - Социальная педагогика» - М., 2000. - 22 с.

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031300.00 Социальная педагогика с дополнительной специальностью - М., 2005. - 22 с.

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму выпускника по специальности «022100 - Социальная работа» - М., 1995.

- 12 с.

8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму выпускника по специальности «350500 - Социальная работа. Квалификация: специалист» - М., 2000. - 20 с.

9. Кирсанов А.А., Кочнев, А.М. Инновационный образовательный процесс в высшей технической школе - Казань: КГТУ. - 2005.

10. Клименко Н.Ю. Становление и развитие социально-педагогического образования в России [Текст]: Дис. ... д-ра пед. наук: - М.: РГБ, 2003. - 390 с. - С.22.

11. Коточитова Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: Автореф. дисс.. .канд.психол.

наук - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2001. -24 с.

12. Мартыненко О.О. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. - С. 24-34.

13. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения. - Казань: Магариф, 2005 - 318 с.

14. Проекты государственных стандартов высшего педагогического образования //www.iporao.ru.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего про-

фессионального образования по направлению подготовки «040400 - Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»)» - М., 2010. - 32 с.

16. Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

17. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

18. Щербаков В.С. Инновационные процессы в современной системе профессионального образования //Казанский педагогический журнал. - 2008. - №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.