УДК 364
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ТЕХНОЛОГИЯМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Э.А.Зарипова
В статье рассматриваются особенности подготовки будущих специалистов социальной сферы к овладению технологиями социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях (на примере Республики Татарстан).
Ключевые слова: подготовка специалистов социальной сферы, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, специализированные учреждения.
Среди проблем в системе высшего профессионального образования особую актуальность представляет вопрос подготовки в вузе специалиста социальной сферы - социального работника, социального педагога, обладающего совокупностью профессионально-личностных качеств, обеспечивающих результативность его деятельности [1], в т.ч. и для специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. С 1 сентября 2011 г. вузы перешли на подготовку бакалавров и магистров по ФГОС ВПО, в основу которых положен компетентностный подход, реализация которого требует коренных изменений в организации образовательного процесса.
До недавнего времени существующая система подготовки социальных работников к работе в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры реабилитации для детей, оставшихся без попечения родителей) была нацелена, главным образом, на социальный контроль и оказание социальной помощи асоциальным семьям и несовершеннолетним, на обеспечение элементарных условий их жизнедеятельности - предоставление жилья, питания, одежды [2; 3]. Научные исследования последних лет, а также положительная практика регионов России показывают, что подготовка специалистов для работы с
несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации, должна осуществляться на основе интеграции образовательных, воспитательных, социально-педагогических и лечебно-оздоровительных программ, нацеленных на социализацию и реабилитацию несовершеннолетних. Важной задачей при подготовке бакалавров является овладение студентами (будущими социальными работниками) теми технологиями социально-педагогической реабилитации, которые обеспечат успешное вхождение несовершеннолетнего воспитанника, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в жизнь общества, позволят выстроить систему качественной правовой, социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетних. В связи с чем, в составе технологий социально-педагогической реабилитации, которыми должен владеть будущий специалист социальной сферы различают:
- дидактические (обучающие), воспитательные и развивающие технологии;
- технологии педагогической поддержки (сопровождения), заключающиеся в совместной с несовершеннолетним деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития;
- технологии реабилитации, как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций;
- технологии педагогической помощи - традиционный вид деятельности педагога;
- технологии, направленные на создание условий для эффективной социализации - освоения несовершеннолетним общественных норм и ценностей, формирование положительного социального опыта, социально-ценностных отношений;
- технологии социальной адаптации (приспособления) к условиям
среды;
- технологии социальной автономизации (сохранения и развития самостоятельности и индивидуальности [4].
При этом в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних используется широкий комплекс терапевтических технологий, представляющих различные подходы, приемы и способы исправления установок и поведения несовершеннолетних. В некоторых технологиях социально-педагогическая реабилитация неотделима от психологической, медицинской, культурологической, экономической и управленческой деятельности: отсюда возникают соответствующие технологии. Сюда же примыкают технологии диагностики, мониторинговые, коррекционные (компенсирующие, в т.ч. игровые).
Необходимым условием успешности реабилитации становится знание бакалаврами инновационных технологий: владение проектной культурой, информационными технологиями, знание основ межсекторного взаимодействия, умение устанавливать и развивать «горизонтальные» социально-педагогические связи на основе межведомственной координации всех субъектов социально-педагогической реабилитации.
Данный процесс включает в себя апробацию и внедрение технологий социально-педагогической реабилитации (проектных, информационных, построение кейс-стадий, межсекторное взаимодействие и др.) через освоение студентами методов и приемов приобщения воспитанников специализированных учреждений к труду, освоению представлений и первоначальных навыков ведения хозяйства в условиях сельской местности, обучение навыкам предпринимательского мышления на основе внедрения элементов прогрессивных форм и способов ведения приусадебного хозяйства на базе специализированного учреждения, организации работы производственных мастерских [5; 6].
В рамках подготовки бакалавров в ЧОУ ВПО «Академия социального образования» были выявлены формы, методы и средства развития у студентов профессионально значимых качеств, формирования профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих приобретению опыта решения типовых профессиональных задач, в т.ч.
овладение технологиями социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях. Среди них можно выделить: модернизированное содержание дисциплин, исходя из современных реалий развития системы социальных служб с учетом региональной специфики, использование метода укрупнения дидактических единиц усвоения знаний, использование интегративных форм итогового контроля, использование методов проблемно-развивающего обучения, решение проблем исследовательского характера в практической деятельности в системе социальных служб и учреждений, сочетание аудиторных занятий с организацией и проведением занятий в учреждениях и организацияхсистемы социальной защиты, направленных на развитие профессионально важных качеств, организация самостоятельной работы студентов, вовлечение студентов в совместную с преподавателями научно-исследовательскую деятельность, участие в волонтерском движении, прохождение студентами учебной практики на базе специализированных учреждений для несовершеннолетних, непрерывный теоретический и практический мониторинг качества знаний и умений [7].
Становится очевидным, что в условиях вуза довольно сложно оценить даже те компетенции, которые можно декомпозировать на знания и умения. Не каждый выпускник, обладающий знаниями и умениями, способен применять их на практике. Поэтому уровень сформированности профессиональных компетенций должен оцениваться при прохождении студентами производственной, научно-исследовательской и педагогической практик на базе социальных учреждений, в т.ч. специализированных для несовершеннолетних в процессе выполнениями ими конкретных профессиональных задач в рамках должностных обязанностей.
Источники:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 1994.
2. Зарипова Э.А. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях: учебно-методическое пособие / под ред. д.п.н.,
профессора, академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. Казань: Центр оперативной печати. 2012. 164 с.
3. Маврина Э.А. Методологические проблемы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в социальных приютах в сельской местности // Казанский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 59-бб.
4. Зарипова Э.А. Подготовка специалистов социальной сферы, современные методы социальной реабилитации несовершеннолетних. Сборник материалов IX Международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании» (31 мая-7 июня 2013г., Варна, Болгария): Материалы в 3-х томах. Том I. Составители: Хохлова Т.С., Хохолов В.О., Ступак Ю.О. // Международный научный журнал Acta Universitatis Pontica Euxinus. Специальный выпуск. Днепропетровск-Варна. 2013. С. 203-205.
5. Мухаметзянова Ф.Ш., Ибрагимов Г.И. Основные результаты исследовательской работы Института педагогики и психологии профессионального образования РАО за 2012 год // Казанский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 4-21.
6. Шайхутдинова Г.А. Модульно-компетентностный подход к подготовке бакалавра в контексте Болонского процесса // Сборник материалов «Образовательная программа бакалавриата по направлению «Социальная работа». Москва: изд-во МГОУ. 2011. с.61-65.
7. Трегубова Т.М. О некоторых аспектах подготовки специалистов социальной сферы в условиях глобализации и интеграции // Материалы первого международного форума социальных работников Приволжского Федерального округа «Социальная сплоченность. Открытое общество. Равные возможности» (Ульяновск, 23-24 августа 2012 г.). Ульяновск: ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»,.2012. С.163-172.
References:
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks. 1994.
2. Zaripova E.A. Social'no-pedagogicheskaya reabilitaciya nesovershennoletnih v specializirovanny'h uchrejdeniyah: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. d.p.n., professora, akademika RAO G.V.Muhametzyanovoy. Kazan': Centr operativnoy pechati. 2012. 164 s.
3. Mavrina E\A. Metodologicheskie problemy' social'no-pedagogicheskoy reabilitacii nesovershennoletnih v social'ny'h priyutah v sel'skoy mestnosti // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2008. № 11. S. 59-66.
4. Zaripova E\A. Podgotovka specialistov social'noy sfery', sovremenny'e metody' social'noy reabilitacii nesovershennoletnih. Sbornik materialov IX Mejdunarodnoy konferencii «Strategiya kachestva v promy'shlennosti i obrazovanii» (31 maya-7 iyunya 2013g., Varna, Bolgariya): Materialy' v 3-h tomah. Tom I. Sostaviteli: Hohlova T.S., Hoholov V.O., Stupak YU.O. // Mejdunarodny'y nauchny'y jurnal Acta Universitatis Pontica Euxinus. Special'ny'y vy'pusk. Dnepropetrovsk-Varna. 2013. S. 203-205.
5. Muhametzyanova F.SH., Ibragimov G.I. Osnovny'e rezul'taty' issledovatel'skoy raboty' Instituta pedagogiki i psihologii professional'nogo obrazovaniya RAO za 2012 god // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2013. № 1. S. 4-21.
6. SHayhutdinova G.A. Modul'no-kompetentnostny'y podhod k podgotovke bakalavra v kontekste Bolonskogo processa // Sbornik materialov «Obrazovatel'naya programma bakalavriata po napravleniyu «Social'naya rabota». Moskva: izd-vo MGOU. 2011. s.61-65.
7. Tregubova T.M. O nekotory'h aspektah podgotovki specialistov social'noy sfery' v usloviyah globalizacii i integracii // Materialy' pervogo mejdunarodnogo foruma social'ny'h rabotnikov Privoljskogo Federal'nogo okruga «Social'naya splochennost'. Otkry'toe obsch'estvo. Ravny'e vozmojnosti» (Ul'yanovsk, 23-24 avgusta 2012 g.). Ul'yanovsk: FGBOU VPO «Ul'yanovskiy gosudarstvenny'y universitet»,.2012. S.163-172.
Зарегистрирована: 02.04.2014