Научная статья на тему 'Предпосылки социального партнерства на современном этапе развития образования'

Предпосылки социального партнерства на современном этапе развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова С. М.

Вопрос развития социального партнерства образовательных организаций и работодателей на современном этапе развития образования рассматривается как фактор реализации государственной программы подготовки специалистов и рабочих кадров для различных отраслей промышленности. О формировании качественно новых, идущих в ногу со временем, условий для обучения высококвалифицированных специалистов сегодня говорят на всех уровнях, что и определило ряд проблем, обусловивших необходимость модернизации системы профессионального образования на данном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки социального партнерства на современном этапе развития образования»

УДК 377.5: 378

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

С.М.Захарова

Вопрос развития социального партнерства образовательных организаций и работодателей на современном этапе развития образования рассматривается как фактор реализации государственной программы подготовки специалистов и рабочих кадров для различных отраслей промышленности. О формировании качественно новых, идущих в ногу со временем, условий для обучения высококвалифицированных специалистов сегодня говорят на всех уровнях, что и определило ряд проблем, обусловивших необходимость модернизации системы профессионального образования на данном этапе.

Ключевые слова: профессиональное образование, интеграция образования и производства, качество образования, социальное партнерство, развитие экономики.

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку,

то никогда не дойдешь до цели.

Ф.М.Достоевский

В 2007 году национальный проект «Образование» пополнился новым направлением - ежегодной государственной поддержкой на конкурсной основе подготовки специалистов и рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы [2,с.44]. В границах этого направления ставится задача выявить и поддержать государственные учреждения НПО и СПО. Итогом реализации этого направления будет:

- для сферы образования - формирование качественно новых условий для обучения; пропаганда значимости начального и среднего профессионального образования в молодежной среде;

- для работодателей - создание условий для инвестиций в образовательные учреждения данного уровня.

Считается, что инновационные учреждения НПО и СПО станут в перспективе ресурсными центрами, «точками роста» для всего профессионального образования [7, с.10]. По существу, корни проблем НПО и СПО заложены во всех основных участниках процесса подготовки рабочих и специалистов (производство, общество и сама система профессионального образования). Если говорить о производстве, то следует отметить, что оно в лице своих структур (предприятий, объединений, корпораций и т.д.) не участвует в формировании четких требований к работникам со своей стороны. Уже много лет ведется обсуждение вопроса о формировании профессиональных стандартов, которые могут быть разработаны только при заинтересованном и непосредственном участии работодателей. Но проблема до сих пор не решена, хотя надо сказать, что отдельные фирмы для внутреннего корпоративного обучения разрабатывают соответствующие документы, как правило, узкого назначения.

Начальное и среднее профессиональное образование всегда регионально ориентировано, то есть призвано решать проблемы кадрового обеспечения производства и сферы услуг конкретного региона. Интеграция образования и производства, будучи ориентирована на достижение конкретного результата, имеет в своей основе ярко выраженную региональную специфику [4, с.7]. Имея в виду, что 75% вакансий, представленных работодателями в местные центры занятости населения, предназначены для людей, имеющих дефицитные рабочие профессии (токари, фрезеровщики, сварщики, и т.д.), с большой уверенностью можно прогнозировать, что выпускники учебных заведений начального и среднего профессионального всегда смогут трудоустроиться.

В последние годы в России наблюдается всплеск интереса к высшему образованию: ежегодно увеличивается число студентов, рождаются новые вузы. Такой же вектор направленности, хотя и в меньшей степени, имеет и сфера среднего профессионального образования. Противоположные процессы

идут и в области начального профессионального образования, где за период 1995-2009 гг. численность учебных заведений уменьшилась на 11%, количество учащихся уменьшилось на 12%, а выпуск квалифицированных рабочих сократился на 41%. Сегодня отечественные предприятия испытывают острый недостаток именно в квалифицированных рабочих кадрах [6, с.259].

Комплексная, глубокая модернизация общего и профессионального образования - обязательное требование государственной политики России на современном этапе. Это обусловлено рядом проблем: несоответствием существующего профиля обучения в школе и будущей выбранной профессии для поступления в вуз; слабой заинтересованности в выборе профессии; жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг; отсутствием механизмов распределения выпускников; социальной незащищенностью молодых специалистов.

Важным условием решения данной проблемы представляется становление института социального партнерства в сфере образовании. Социальное партнерство в системе образовании являет собой взаимовыгодное сотрудничество образовательных учреждений с общественными организациями, субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, направленное на реализацию и максимальное согласие интересов всех участников данного процесса [3, с.100]. Социальное партнерство - одна из приоритетных проблем управления образованием. Оно предполагает как практику общей выработки решений, так и сбалансированность взаимной ответственности. Необходимость существования в сфере образования социального партнерства определяется, прежде всего, динамичным и постоянным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. Если государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в регионах и стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление для этого требуемых

ресурсов, то сомнительно, что оно способно охватить всю гамму потребностей, задач, условий конкретных сообществ [1, с.36].

Это относится, прежде всего, к локальным особенностям в отношении отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, безработицы, динамики молодежных групп риска, исторических и экологических обстоятельств, семейных условий жизни и т.д. Большое количество различий стали причиной во многих странах появлению значительной свободы в сфере образования и вовлечению институтов гражданского общества в работу образовательных учреждений [5, с.65].

В России пока недостает опыта социального партнерства в системе образования. У нас многие годы займет процесс формирования социального партнерства в сфере образования, но общество кровно заинтересовано в том, чтобы корректировать и стимулировать этот процесс. Молодежь, начинающая свою трудовую деятельность, должна получать профессию, навыки, знания, гарантирующие ей достойное место в сфере экономических отношений. Этому будет способствовать эффективная система социального партнерства, объединяющая всех, кто на практике заинтересован в экономическом подъеме региона, развитии кадрового потенциала.

Следуя принятому определению социального партнерства как особого вида взаимовыгодного сотрудничества образовательного заведения с органами власти, субъектами и институтами рынка труда, представителями СМИ, общественными организациями, развитие социального партнерства - одно из главнейших условий эффективной работы образовательных учреждений. Социальное партнерство с организациями - заказчиками кадров обеспечивает повышение адекватности всей системы образования потребностям сферы труда, способствует улучшению трудоустройства выпускников.

Таким образом, во время планирования работы с работодателями необходимо учитывать не только форму собственности предприятия, но и перспективы развития самой отрасли экономики.

Источники:

1. Гарафутдинова Г.Р. Оценивание компетентностной подготовки выпускника вуза по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» // Казанский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 34-40.

2. Ибрагимов Г.И. Качество образования в профессиональной школе (вопросы теории и технологии). Казань: РИЦ «Школа». 2007. 248 с.

3. Минина В.Н. Смена парадигмы управления качеством образования в контексте социальных изменений // Социология экономики и управления / под ред. Л.Т.Волчковой. СПб.: 1998. С.91-107.

4. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И. Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда // Казанский педагогический журнал. 2012. № 2. С.5-18.

5. Николаева М., Павлов И., Щвецов В. Актуальные проблемы социального маркетинга в области образования // Маркетинг. 2006. № 2. С.63-70.

6. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / под науч. ред. Н.А.Селезневой и А.И.Субетто. М.: Труды Исследовательского центра. 2005. 315 с.

7. Овсянников Н.П. Реалии начального профессионального образования // Профессионал. 2005. № 5. С. 9-11.

References:

1. Garafutdinova G.R. Ocenivanie kompetentnostnoy podgotovki vy'pusknika vuza po special'nosti «Avtomobili i avtomobil'noe hozyaystvo» // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2009. № 6. S. 34-40. 2. Ibragimov G.I. Kachestvo obrazovaniya v professional'noy shkole (voprosy' teorii i tehnologii). Kazan': RIC «SHkola». 2007. 248 s.

3. Minina V.N. Smena paradigmy' upravleniya kachestvom obrazovaniya v kontekste social'ny'h izmeneniy // Sociologiya ekonomiki i upravleniya / pod red. L.T.Volchkovoy. SPb.: 1998. S.91-107.

4. Muhametzyanova G.V., Ibragimov G.I. Problemy' i osnovny'e napravleniya razvitiya professional'nogo obrazovaniya v usloviyah izmenyayusch'egosya ry'nka truda // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2012. № 2. S.5-18.

5. Nikolaeva M., Pavlov I., SCH'vecov V. Aktual'ny'e problemy' social'nogo marketinga v oblasti obrazovaniya // Marketing. 2006. № 2. S.63-70.

6. Novoe kachestvo vy'sshego obrazovaniya v sovremennoy Rossii. Konceptual'no-programmny'y podhod / pod nauch. red. N.A.Seleznevoy i A.I.Subetto. M.: Trudy' Issledovatel'skogo centra. 2005. 315 s.

7. Ovsyannikov N.P. Realii nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya // Professional. 2005. № 5. S. 9-11.

Зарегистрирована: 26.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.