УДК 316
СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Э.А. Зарипова
Аннотация. Автор в статье раскрывает виды (социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-медицинская, социально-трудовая) и направления (психологическая коррекция, оздоровление, профилактика, профориентация и др.) реабилитации детей, попавших в социальные приюты, а также показывает возможности специализированных психо лого-педагогических программ и проектов, связанных с включением детей и подростков в разнообразные формы деятельности (учебу, игру, труд).
Ключевые слова : реабилитация детей и подростков, социальные приюты, психо лого-педагогические программы, реабилитационные мероприятия.
THE REHABILITATION SYSTEM OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
IN SOCIAL SHELTERS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
E. Zaripova
Abstract. The author reveals the kinds (socio-psychological, socio-educational, socio-medical, social and labor) and directions (psychological correction, rehabilitation, prevention, career guidance, etc.. ) of the rehabilitation of children in social shelters, and shows the possibility of specialized psycho-educational programs and projects which include children and adolescents in various forms of activity (study, play, work).
Keywords: rehabilitation of children and adolescents, social shelters, psychological and pedagogical programs, rehabilitation measures.
Изменение политической и экономической ситуации в стране в настоящее время негативно сказалось на социально-экономическом, духовно-нравственном положении большинства семей и, тем самым, вызвало рост семейного неблагополучия, социального сиротства, дезадаптации и дезинтеграции детей и подростков, проживающих в семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию. Указанные процессы в российском обществе привели к необходимости развития и совершенствования сферы оказания социальных услуг, инфраструктуры социальных учреждений, оказывающих социальную помощь семьям и детям, оказавшимся в социально опасном положении - социальных приютов для детей и подростков,, социально-реабилитационных центров, центров для детей, оставшихся без попечения родителей, что привело к необходимости развития в их деятельности социально-педагогической реабилитации.
Анализ психологической, социально-педагогической, медицинской литературы по проблеме реабилитации детей и подростков свидетельствует о том, что все виды социальной реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, может осуществляться лишь на основе глубинной интегрированности образовательных,
воспитательных, социальных и лечебно-оздоровительных программ, нацеленных на социализацию несовершеннолетних, и представляет собой сложную многоуровневую систему взаимодействия социальных работников, педагогов, воспитателей, психологов, врачей, представителей силовых структур, организаторов образования и здравоохранения.
В настоящее время в различных регионах страны (Московская область, Псковская область, Самарская область, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ) отмечается значительное улучшение ситуации по организации социально-педагогической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Так, в Республике Татарстан данная проблема рассматривается в рамках реабилитационного пространства республики, основанного на разработке и реализации специальных психолого-педагогических
программ по работе с несовершеннолетними в специализированных учреждениях системы социальной защиты. Учет местных условий жизнедеятельности с опорой на региональный, компонент социально-экономического развития республики представляется одним из важнейших факторов в работе с несовершеннолетними в специализированных учреждениях [3]
В соответствии с законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. одним из субъектов системы профилактики являются социальные приюты для детей и подростков.
Наличие социальных приютов для детей и подростков позволяет субъектам системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
поместить безнадзорного ребенка в нормальные условия содержания, восстановить утраченные контакты с семьей и внутри семьи, защитить права и законные интересы ребенка, включить его в разнообразные формы деятельности (учебу, игру, труд) [1].
Реабилитационные мероприятия для детей и подростков осуществляются в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными на заседании консилиума учреждения и в следующих направлениях:
Социально-медицинская реабилитация
направлена на поддержание и сохранение здоровья детей путем оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий. Учреждения имеют лицензии на предоставление социально-медицинских услуг. Систематически ведется наблюдение за детьми в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья.
Социально-трудовая реабилитация
направлена на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. Во всех социальных приютах воспитанники вовлечены в посильный развивающий труд, проводятся профориентационные развивающие занятия на темы: «Трудовые поручения. Какие они бывают»; «Подросткам о выборе профессии»; «Всякий труд у нас в почёте»; «Определение профессионального типа личности»; «Порядок на клумбах»; «Юные огородники». Для выявления и формирования профессионального интереса с детьми проводятся анкетирование, ознакомительные экскурсии и встречи с представителями различных профессий, например: экскурсия на почту, в пожарную часть, др.
В целях формирования у детей необходимых в жизни трудовых навыков во всех социальных приютах функционируют различные мастерские: швейное дело, вязание, вышивание, кулинарное искусство, др.
В рамках активизации профориентационной работы с воспитанниками социальных приютов Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики принято Распоряжение №
95 от 13.07.2016 г. об организации профориентационной работы, в рамках выполнения которого проведен анализ состояния инфраструктуры и имеющегося оборудования для организации занятий по трудовому воспитанию, благоустройства и оснащенности территорий приютов для активных занятий с воспитанниками на открытом воздухе, наличия кадров для проведения с воспитанниками работы трудовой и профориентационной направленности, имеющихся программ трудового воспитания и перспективных направлений развития.
В целях улучшения деятельности социальных приютов для детей и подростков в данном направлении разработана концепция «Шаг в будущее», которая предполагает 3 направления развития данных учреждений: направлений - «Смогу жить самостоятельно», направлено на организацию и оснастку оборудованием кабинетов социально-бытовой адаптации и трудовой реабилитации; внедрение программ бытового и трудового воспитания несовершеннолетних, направленных на формирование социально-значимых навыков (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной и художественный труд); разработку и реализацию комплекса профориентационных мероприятий, в том числе совместно с центром занятости населения и клубами ДОСАФ, направленных на формирование у воспитанников приютов понимания значимости трудовой деятельности, знакомство с миром профессий, ориентацию на профессиональное самоопределение, выбор профессии, получение профессионального образования [5].
Социально-психологическая реабилитация предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния
несовершеннолетнего для адаптации в социальной среде. В диагностической и коррекционной психологической работе с детьми в приютах активно используются методики арттерапии такие как изотерапия, лепка (скульптура), сказкатерапия, песочная терапия; реабилитация средствами театрального искуства; игровая терапия. В ряде приютов функционирует сенсорная комната, где проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. С использованием сенсорного оборудования, игровых методов и арт-терапевтических техник психологи обучают детей навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения.
В социальных приютах для детей и подростков используются специализированные
психолого-педагогические программы по обучению навыкам позитивного поведения воспитанников, укреплению социально полезных связей с семьей. Например, в приюте «Тургай» в Мензелинском районе проводятся занятия для воспитанников по программе «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у несовершеннолетних»; в приюте «Асылташ» в городском округе г. Набережные Челны реализуются программы «Мой душевный мир» по формированию положительной «Я-концепции» у подростков и по преодолению личностной тревожности у подростков; в приюте «Ялкын» в Бугульминском районе организуются тематические занятия в рамках программы «Вместе весело шагать», которая направлена на коррекцию агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии, в приюте «Балкыш» в Нижнекамском районе психологическая работа с детьми и их родителям проводится по программе «Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений с использованием видеообратной связи» и др. [3].
Социально-педагогическая реабилитация направлена на профилактику отклонений в поведении и развитии личности, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей.
Типичные проблемы воспитанников приютов - педагогическая запущенность, большое количество пропущенных уроков и, как следствие, значительные пробелы в знаниях. В таких случаях оказывается социально-педагогическая помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетнего в коллективах сверстников по месту учебы, формированию позитивных интересов. В рамках соглашений с муниципальными отделами образования все воспитанники приютов охвачены дошкольным и школьным общим образованием.
Один из основных разделов социально-педагогической работы с детьми и подростками в социальных приютах - это система патриотического воспитания.
Основной целью данной системы является создание психологически комфортного пространства, объединяющего процессы воспитания патриотических качеств у несовершеннолетних, формирования у них духовно-нравственных ценностей, их интеллектуального и культурного развития.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- обеспечить единство социализации воспитания патриотических качеств;
- стимулировать социальную активность личности через включенность в социальную деятельность;
- формировать у воспитанников гражданское сознание и состояние готовности к военной службе;
- формировать основы здорового образа жизни.
Учитывая, что большинство социальных приютов находятся в разных районах республики, каждое учреждение реализует свою программу по патриотическому воспитанию. Однако в каждой программе имеются следующие разделы:
1) Краеведение. Цель: организация работы музея истории родного края. «Воспитание памятью» с целью обогащения представлений у воспитанников приюта об истории, традициях и обычаях народов нашей республики, района, села; воспитания чувства гордости за свой народ, его стойкость, мужество и героизм в трудные для страны годы; с целью вовлечения несовершеннолетних в разные виды ценностно-ориентированной деятельности. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания детей и подростков, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность.
2) «Добровольчество». Цель: воспитание чувства милосердия, уважения, чувства сострадания воспитанников приюта к одиноким престарелым людям; передача несовершеннолетним житейского, духовного опыта пожилых людей, привлечение детей и подростков, в т.ч. детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении, к активному участию в добровольческой работе по оказанию поддержки сверстникам. В ходе реализации индивидуальных программ реабилитации воспитанники приюта привлекаются к добровольческому движению, что позволяет реализовать внутреннюю психологическую потребность несовершеннолетних в общении, ощутить свою полезность. Ребята принимают активное участие в социально-значимых мероприятиях, проявляют себя в различных видах деятельности - журналистике, выступлениях, написании сценариев, дизайне и многое др.
3) «Экология». Цель: возрождение исторических традиций, связанных с родным краем; формирование у детей осознанно-
бережного отношения к природе, понимания единства природы и человека, формирование интереса к народным промыслам, передача накопленного опыта от поколения к поколению; развитие практических навыков и умений по охране окружающей среды.
4. «Подготовка к защите Родины». Важным аспектом патриотического воспитания молодого гражданина является осознание необходимости участия в общественной жизни страны, региона, города, учреждения.
В этом направлении воспитательной работы большое значение имеют мероприятия, рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, рассчитанные на участие большого количества молодежи. Привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом.
В свободное время воспитанники приютов участвуют в различных художественных и технических творческих кружках, спортивных секциях. Во всех муниципальных образованиях, в которых функционируют приюты, созданы условия бесплатного посещения
воспитанниками приютов кружков и секций.
Несовершеннолетние участвуют в общественной жизни учреждения, включаются в состав волонтерских отрядов, советы профилактики правонарушений, советы детского самоуправления [2].
Основная задача социальной реабилитации несовершеннолетних в приютах - сохранить для ребенка семью. В целях укрепления детско-родительских отношений в социальных приютах для детей и подростков проводятся совместные мероприятия для детей и родителей. Во всех приютах существует «детский день», в который для родителей и детей организуются совместные реабилитационные мероприятия, родители получают необходимые профессиональные консультации [6].
Специалисты приютов разрабатывают и реализуют программы и проекты, направленные на профилактическую работу с родителями в условиях приюта. Например, в рамках профилактической программы «Семья - основа жизни» в ряде районов республики проводятся лектории для родителей, круглые столы, встречи, экскурсии, совместные игровые занятия с детьми и родителями. Участники программы получают практические знания и навыки по формированию внутрисемейных отношений и ценностей, поиску путей выхода из конфликтной ситуации [4].
Анализируя практику деятельности социальных приютов, следует отметить, что, несмотря на общие основания деятельности, в
разных регионах России они имеют свои варианты, которые находят выражение в программах, реализуемых данными
учреждениями.
Сфера деятельности социальных приютов на современном этапе значительно расширена, т.к. увеличивается спектр услуг, оказываемых не только несовершеннолетним, но и их родителям, усложняется структура учреждений, развивается профилактическая составляющая в деятельности учреждений, т.е. сама практика работы вносит поправки в деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, выдвигает новые требования и задачи. Многие из специализированных учреждений стали создавать свои уникальные программы, технологии и модели социально-педагогической реабилитации.
Содержание программ деятельности учреждений, весьма разнообразно: обеспечение раннего выявления неблагополучных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; межведомственное патронирование семей; участие в определении направлений коррекционной работы; профессиональная ориентация, осуществление раннего
профильного обучения воспитанников на базе учебно-производственных комбинатов системы образования; организация летнего
трудоустройства несовершеннолетних; оказание семьям разнообразных услуг в соответствии с их потребностями.
Специализированные психолого-
педагогические программы строятся с учетом тех проблем в состоянии и развитии детей и подростков, с которыми последние приходят в специализированные учреждения:
посттравматический стресс, вызванный жестоким обращением, замедление
психического развития как следствие социально-психологической депривации, отклонения в поведении, дефицит социальных навыков, неразвитость необходимых для социализации видов деятельности - игры, познания, труда, общения.
Поэтому программы социально-
педагогической реабилитации в первую очередь направлены на снижение у детей и подростков остроты психического напряжения, стрессового состояния, как следствия физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в асоциальной среде. В них отражен поэтапный характер восстановления
психического равновесия детей; раскрыты методы, которые дают позитивный результат в психосоциальном восстановлении;
акцентировано внимание на развитии трудовой, игровой, коммуникативной активности воспитанников.
Включение воспитанников в различные виды труда и его сопровождение обеспечивают формирование у них не только трудовых (и профессиональных) навыков и умений, но и позитивных мотивации и установки на труд, в значительной мере обеспечивает успешность их социальной реабилитации и социальной адаптации в дальнейшей жизни. Другими
словами, создаются условия для самореализации детей в общественно полезной деятельности и самоопределения; осуществляется коррекция отклонений в их развитии и поведении; у них формируются навыки общения,
коммуникативные и организаторские способности; появляется психологическая и практическая готовность к труду, что играет важную роль в профилактике детской безнадзорности.
Литература:
1. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Технология обучения дворовым играм. Дворовые игры, как средство самоорганизации личности / А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева. - Изд-во «Офсет-сервис», 2015. - 110 с.
2. Зарипова Э.А. Обучение будущих специалистов социальной сферы технологиям социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних / Э.А. Зарипова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 1.
3. Зарипова Э.А. Современные образовательные технологии социально-педагогической реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних: учебно-методическое пособие / Э.А. Зарипова; под ред. д.п.н., профессора, академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Центр оперативной печати, 2014. - 112 с.
4. Мухаметзянова Г.В., Мухаметзянова Ф.Ш. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект / Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова. - Казань: Изд-во Казанск ун-та, 2004. -284 с.
5. Программа социально-трудовой реабилитации воспитанников социальных приютов методом формирования навыков предпринимательского мышления; автор-составитель: Н.Н. Исланова, Э.А. Маврина. - Казань. - «Веда». - 2008 - 124 с.
6. Программа групповых занятий с подростками, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психологический театр; автор-составитель: И.Ш. Урманчеева - Казань. - 2010. - 94 с.
Сведения об авторе:
Зарипова Эльмира Амировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ЧОУ ВО «Академия социального образования», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Zaripova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, "Academy of Social Education", e-mail: [email protected]