Научная статья на тему 'Социально-педагогическая работа с семьями, находящими в социально опасном положении (на примере республики Татарстан)'

Социально-педагогическая работа с семьями, находящими в социально опасном положении (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
577
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ / СЕМЬЯ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / DYSFUNCTIONAL FAMILY / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / SOCIALLY-PEDAGOGICAL SERVICES / ПРОЕКТ "СМОЖЕМ ВМЕСТЕ" / "WE CAN TOGETHER" PROJECT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / CAREER GUIDANCE OF MINORS / ПРОФЕССИОГРАММЫ / ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ РЕСУРС "СПРАВОЧНИК ПРОФЕССИЙ" / DIRECTORY RESOURCE "GUIDE OF PROFESSIONS" / THE FAMILY IN SOCIAL RISK / FAMILY OF SOCIAL RISK / GUIDANCE TEST / PROFESSIOGRAMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарипова Э.А.

В данной статье приведены результаты анализа эффективности основных направлений оказания социально-педагогической помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, в Республике Татарстан. Раскрыты различные формы социально-педагогических услуг, используемых при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и проживающими в них несовершеннолетними детьми. Кроме того, приведены результаты реализации проекта «Сможем вместе» по созданию условий, способствующих бытовому, трудовому и физическому воспитанию детей, находящихся в социальных приютах для детей и подростков, получению ими знаний и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности и самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY- PEDAGOGICAL WORK WITH FAMILIES IN SOCIAL RISK (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

This article outlines the analysis findings of efficiency of the main aspects of the social and pedagogical assistance to the families which are in social risk in the Republic of Tatarstan. Various forms of the social and pedagogical services that are used in work with the families which are in social risk and having depended children are covered in the article. Besides, the article presents the results of implementation of the “We Can Together” project on creation of the conditions conductive to the domestic, labor and physical education of the children who are in social shelters, to getting knowledge and skills that are necessary for independent activity and self-determination.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая работа с семьями, находящими в социально опасном положении (на примере республики Татарстан)»

УДК 376; 364

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ,

НАХОДЯЩИМИ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Э.А. Зарипова

Аннотация. В данной статье приведены результаты анализа эффективности основных направлений оказания социально-педагогической помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, в Республике Татарстан. Раскрыты различные формы социально-педагогических услуг, используемых при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и проживающими в них несовершеннолетними детьми. Кроме того, приведены результаты реализации проекта «Сможем вместе» по созданию условий, способствующих бытовому, трудовому и физическому воспитанию детей, находящихся в социальных приютах для детей и подростков, получению ими знаний и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности и самоопределения.

Ключевые слова: семья, находящаяся в социально опасном положении; семья социального риска; неблагополучная семья; социально-педагогические услуги; проект «Сможем вместе»; профессиональная ориентация несовершеннолетних; профориентационное тестирование; профессиограммы; информационно -справочный ресурс «Справочник профессий».

SOCIALLY- PEDAGOGICAL WORK WITH FAMILIES IN SOCIAL RISK

(ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

E. Zaripova

Abstract. This article outlines the analysis findings of efficiency of the main aspects of the social and pedagogical assistance to the families which are in social risk in the Republic of Tatarstan. Various forms of the social and pedagogical services that are used in work with the families which are in social risk and having depended children are covered in the article. Besides, the article presents the results of implementation of the "We Can Together" project on creation of the conditions conductive to the domestic, labor and physical education of the children who are in social shelters, to getting knowledge and skills that are necessary for independent activity and self-determination.

Keywords: the family in social risk; family of social risk; dysfunctional family; socially-pedagogical services; «We Can Together» project; career guidance of minors; guidance test; professiograms; directory resource "Guide of Professions".

Семья является одним из важнейших институтов социализации, источником передаваемого социально-исторического опыта, эмоциональных эталонов между людьми [1, с. 80]. С одной стороны, семья - это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью. С другой стороны - это социальный институт, характеризующийся нормами, образцами поведения, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми [3, с.73].

Однако, сталкиваясь с рядом проблем (материально-бытовыми, жилищными,

психологическими и др.), семья не в полной мере

выполняет свои основные функции. Из-за неумения справиться с трудностями, семья попадает в список «семьи, находящиеся в социально опасном положении» (далее - семьи в СОП).

По состоянию на 01.04.2018г. на межведомственном учете в Республике Татарстан состоят 1114 семей в СОП, в которых воспитываются 2186 детей [2]. Статистика показывает, что за последние пять лет в Татарстане наблюдается снижение численности таких семей. Так, в 2016 году насчитывалось 1353 таких семьи, в 2017 году - 1105семей, см. рисунок 1 [2].

3974

3836

2011

3533

И семей □ детей

2013

2014

2015

2016

2017

Рисунок 1. - Динамика численности семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП, в Республике Татарстан в 2013 - 2017 гг.

Оптимизировать процесс раннего выявления семей в СОП, ускорить обмен информацией между агентами системы профилактики, помогло внедрение с 2013 года информационной системы «Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП», являющейся базой учета всех выявленных семей в СОП, позволяющей отследить процесс их

С целью профилактики отклонений в поведении и развитии у детей из семей в СОПи детей, проходящих реабилитацию в социальных приютах для детей и подростков (далее -социальные приюты), формирования у них позитивных интересов, организации их досуга, в организациях социального обслуживания активно проводится социально-педагогическая работа в форме групповых (например, клубных) занятий и индивидуальных консультаций. Социально-педагогическая работа направлена на: осуществление поддержки семьям в СОП (клуб для родителей «Домашний очаг», клубы взаимопомощи, «Родительский всеобуч», тренинг «Эффективный родитель»); активизацию общения детей и подростков со сверстниками, родителями; психическое развитие детей дошкольного возраста; формирование и развитие досуговой деятельности («Сказка на дом» с применением перчаточного и пальчикового кукольного театра, «Дворовые игры»);

реабилитации и провести раннюю профилактику семейного неблагополучия.

В результате проводимой межведомственной работы в 2017 году сняты с учета 1300 семей, в том числе 1091 семья с достижением положительных результатов (83,9% от общего числа снятых семей, в 2016 году - 82,2% от общего числа снятых семей), см. рисунок 2 [2].

профилактику и уменьшение числа внутрисемейных конфликтов («Примирительная медиация», «Семейный консультант»).

В основу социально-педагогической работы нами положен проектно-целевой подход (Мухаметзянова Г.В., Гильмеева Р.Х., Голышев И.Г. идр.), позволяющий осуществлять социально-педагогическую работу с семьями в СОП по восходящей траектории: от запроса семей до проектно-целевой системы оказания социально-педагогической поддержки на основе поэтапной разработки и реализации проектов, нацеленных на постепенную адаптацию семей к нормальной жизни в современном социуме. Идея современной социально-педагогической работы с семьями на основе проектно-целевого подхода заключается в создании синергетического эффекта от внедрения инноваций в систему социально-педагогической работы [6]: происходит ликвидация дублирующих звеньев, рутины, традиционности - возникает единый

4000 3000 2000 1000 0

3702

3485

2013

2014

2015

2016

□ семей

□ детей

2017

Рисунок 2 - Динамика снятия семей с учета в Республике Татарстан в 2013 - 2017гг.

научный и практико-ориентированный сегмент социально-педагогической работы,

способствующий стремительному внедрению новых процессов и технологий в ее содержание. Инновации, воплощенные в научных знаниях, технологиях, организации социально-педагогической работы, являются главным фактором эффективности данного процесса.

Проектно-целевой подход к организации и реализации социально-педагогической работы с семьями в СОП подразумевает:

- принципиальную конструируемость социально-педагогической работы, ее целей, содержания, методов, технологий и управления;

- направленность на проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных проектов и программ;

- ориентированность на реализацию комплекса проектов в рамках вариативной программы;

- создание дополнительных психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию индивидуальной траектории развития каждой семьи в СОП на основе целевого подхода к организации данного вида деятельности.

Одним из примеров профилактической работы с детьми, находящимися на реабилитации в социальных приютах, является проект «Сможем вместе», реализованный с ноября 2016 по декабрь 2017 года Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан при поддержке депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Цель проекта - создание условий для несовершеннолетних в социальных приютах, способствующих их трудовому и физическому воспитанию, получению навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности.

В реализацию проекта вовлечены 17 приютов, которые организовали работу по трем направлениям: «Сам сумею, сам смогу» (организация кабинетов социально-бытовой адаптации и трудовой реабилитации, профориентации); «Гостевая комната» (организация и обустройство комнат для встреч с родителями, потенциальными усыновителями, опекунами); «Выбираю спорт» (строительство спортивно-игровых площадок, формирование навыков ЗОЖ).

Всего в мероприятиях проекта за год приняли участие 1972 человека.

Одним из мероприятий проекта стало

взаимодействие центров занятости населения и приютов по профессиональной ориентации несовершеннолетних.

Каждому после тестирования выдавалось заключение с рекомендуемыми

профессиональными сферами и конкретными профессиями, наиболее соответствующими способностям, физическим и психологическим качествам, а также востребованностью кадров данной профессии рынком труда Татарстана, России в перспективе достижения ребенком трудоспособного возраста.

На каждого воспитанника в период пребывания в приюте формировалось портфолио, включающее результаты профориентационного тестирования, профессиограммы по

рекомендованным профессиям, раздаточные материалы по профориентации, рекомендации по развитию профессиональных качеств.

Специалисты использовали информационно-справочный ресурс «Справочник профессий» www.spravochnik.rosmintrud.ru [5], на котором из блока описания профессии предусмотрен переход на информационный ресурс «Работа в России. Общероссийская база вакансий» [4].

Кроме того, ребята посетили животноводческий комплекс, птицефабрику в с. Пестрецы, судостроительный завод им. Горького, машиностроительное предприятие им. Серго в г. Зеленодольске, ветеринарную академию им. Баумана в г. Казани, типографии, парикмахерские, хлебозаводы, пожарные части и др.

С 24 июня по 17 июля 2017 года в загородном оздоровительном лагере «Свияга» в Апастовском районе была организована лагерная смена для 150 воспитанников, в рамках которой была проведена серия профориентационных, физкультурно-спортивных и социокультурных мероприятий.

В результате проведенной социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении были достигнуты следующие результаты:

1. Созданы условия для успешной реализации проекта «Сможем вместе»; скоординирована деятельность приютов и социальных партнеров для достижения ощутимого эффекта в трудовом и физическом воспитании несовершеннолетних, получению ими навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности.

2. Проведена социально-педагогическая работа с родителями в СОП, которая способствовала формированию ответственного отношения к выполнению своих родительских обязанностей по воспитанию детей; повышению социально-педагогической устойчивости

родителей и детей в сферах межличностного и семейного общения; оптимизации

межличностных и детско-родительских отношений, улучшению психоэмоционального фона; возрождению традиций семейного воспитания, практики здорового образа жизни.

3. Анализ проведенной социально-педагогической работы с несовершеннолетними показал качественные улучшения в преодолении трудностей в социальной адаптации у подростков, развитии коммуникативных навыков; повышении коммуникативных навыков общения, самооценки и уверенности в себе у детей и подростков; формировании у детей и подростков чувства осознания своей сопричастности в укреплении чести и достоинства Отечества, активному и сознательному участию в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

4. В 2017 году в 17-ти социальных приютах республики 821 воспитанник получил профориентационные услуги; 60% воспитанников в возрасте от 14 лет были трудоустроены в каникулярное время, причинами нетрудоустройства явились подготовка к государственной итоговой аттестации, поступлению в профессиональные

образовательные организации.

5. Благодаря реализации направления «Гостевая комната», 91,6% детей выбыло из социальных приютов с семейной формой жизнеустройства. Семейные гостиные были сформированы во всех социальных приютах.

6. В рамках направления «Выбираю спорт» были отремонтированы и построены 14 спортивных площадок и спортивный центр с тренажерным залом и теннисной площадкой. Охват спортивными занятиями вырос на 30% и составил 85% от воспитанников приюта.

7. Всеми социальными приютами заключены соглашения с учреждениями дополнительного образования по посещению воспитанниками спортивных организаций, учреждений культуры в целях привлечения детей для занятий в кружках, спортивных секциях на системной и безвозмездной основе.

Таким образом, реализация социальных проектов и целевой социально-педагогической работы в организациях социального обслуживания семьи и детей позволяет получить социально значимый эффект по улучшению социального, психологического и

педагогического статуса детей, подростков и их родителей (лиц их замещающих).

Литература:

1. Морозова О.Н., Тимуца О.В. Теория социальной работы: учебное пособие. Лекции / О.Н. Морозова, О.В. Тимуца; под общ. ред. О.В. Тимуцы. - Казань: Отечество, 2007. - Часть III. - 218 с.

2. Отчет по организации межведомственного социального патронирования несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей, утвержденный постановлением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 05.11.2007 № 12-07 «Об утверждении Положения о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении».

3. Сачко Т.Н. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: опыт реабилитационной и

профилактической работы по сохранению для ребенка родной семьи / Т.Н. Сачко // Социальное обслуживание. - 2017. - № 2. - С. 79-94.

4. Работа в России [Электронный ресурс] / Ощероссийская база вакансий. - Режим доступа: https://trudvsem.ru/

5. Справочник профессий [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.spravochnik.rosmintrud.ru

6. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А., Масленникова В.Ш., Трегубова Т.М. Теория и практика профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера: коллективная монография; под научной редакцией чл.-корр. РАО, доктора педагогических наук, профессора Мухаметзяновой Ф.Ш. - Казань: Издательство «Данис» ИППСП, 2016. - 158 с.

Сведения об авторе:

Зарипова Эльмира Амировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, e-mail: Elmira.Zaripova@tatar.ru

Data about the author:

E. Zaripova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Minister of Labor, Employment and Social Protection of the Republic of Tatarstan, e-mail: Elmira.Zaripova@tatar.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.