Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через ознакомление с героическим прошлым своей Родины'

Гражданско-патриотическое воспитание подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через ознакомление с героическим прошлым своей Родины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / TEENAGER / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / DIFFICULT LIFE SITUATION / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / MORAL GUIDELINES / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ / TRAINING CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов Евгений Евгеньевич

Статья посвящена опыту областного социально-реабилитационного центра по гражданско-патриотическому воспитанию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В статье анализируется цикл занятий по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях реабилитационного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлов Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через ознакомление с героическим прошлым своей Родины»

6. Оценочно-результативный этап

В конце года все специалисты и учителя проводят итоговую диагностику, составляются заключения специалистов. На завершающем консилиуме подводятся итоги года. Далее проводятся индивидуальные консультации с родителями каждого ребёнка.

Таким образом, осуществляется сопровождение обучения детей с РАС в специализированных классах, которое подразумевает использование рекомендаций специалистов, в помощи которых нуждается ребенок и его родители в образовательном процессе.

Литература

1. Алексеева В. В., Волков А. А., Шаргородская Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013. С. 113-117.

2. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. М.: Теревинф, 2012. 280 с.

3. Вильшанская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. М.: Генезис, 2012. 256 с.

4. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. СПб.: ИСПиП, 1998. 312 с.

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., ЛиблингМ. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М: Теревинф, 2007. 288 с.

6. Семаго Н. Я., Хотылева Т. Ю., Гончаренко М. С., Михаленкова Т. А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. М.: МГППУ, 2012. 80 с.

7. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems. Tenth Revision. World Health Organization. Geneva, 1992. 125 р.

Гражданско-патриотическое воспитание подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через ознакомление с героическим прошлым своей Родины Орлов Е. Е.

Орлов Евгений Евгеньевич / Ог1оу Evgenij Evgen 'еукИ - воспитатель, отделение социальной реабилитации, Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Белгород

Аннотация: статья посвящена опыту областного социально-реабилитационного центра по гражданско-патриотическому воспитанию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В статье анализируется цикл занятий по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях реабилитационного центра.

Abstract: article focuses on the experience of the regional social rehabilitation center for civil and patriotic education of teenagers who find themselves in difficult situations. The article analyzes a series of classes on civil-patriotic education in a rehabilitation center.

Ключевые слова: подросток, трудная жизненная ситуация, нравственные ориентиры, гражданско-патриотическое воспитание, цикл занятий. Keywords: teenager, difficult life situation, moral guidelines, civil-patriotic education, training cycle.

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этот период складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения [1].

В процессе развития подросток включается в различные виды общественно полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности.

У несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и из неблагополучных семей нарушена или не сформирована функция передачи социальных и нравственных представлений.

Несовершеннолетние, поступающие в Центр, характеризуются низкой социальной нормативностью, искаженностью ценностных ориентаций, мотивов поведения, испытывают, различные психологические проблемы (коммуникативные сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы), узким кругозором и низкой познавательной активностью.

В ходе первичной диагностики было выявлено, что у 90% несовершеннолетних (в возрасте 13-15 лет) на низком уровне наблюдаются достаточно скудные знания об истории Великой Отечественной войны, о вкладе советского народа в победу над немецко-фашистскими войсками. Средний уровень у 10% воспитанников, а высокий уровень отсутствует.

Поэтому и возникает необходимость в организации целенаправленной работы с этой категорией несовершеннолетних по ознакомлению с героическим прошлым своей страны и формированию духовно-нравственных ценностей.

Целью цикла занятий «И помнит мир спасенный» является развитие у несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Для достижения этой цели цикл занятий предполагает решение следующих задач: расширение кругозора подростков в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, стойкости и героизма нашего народа, воспитание чувства признательности и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам Отечества, воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества.

Цикл занятий рассчитан на средний срок реабилитации воспитанников областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (3-6 месяцев). Мероприятия проводятся два раза в неделю.

Основными формами работы с подростками являются теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия могут проводиться в форме информационного и познавательного часа (рассказ, беседа, литературный час, час мужества), индивидуальных бесед.

Практические занятия состоят из кинолекториев, посещения музеев, мемориалов и виртуальных экскурсий к историческим местам, участия в спортивных и праздничных

47

мероприятиях. В процессе занятий сочетаются индивидуальная и групповая работа. С подростком, поступившим в реабилитационную группу, в процессе реализации цикла мероприятий «И помнит мир спасенный» проводится индивидуальная работа по занятиям, ранее реализованным с группой.

Особенность теоретических занятий состоит в том, что необходимо ярко и эмоционально излагать содержание занятия, с обязательной наглядностью материала (фотоиллюстрации, презентации, коллекционные модели военной техники). С помощью такой формы подачи материала успешно активизируется природная любознательность подростков и хорошо усваивается материал. В дальнейшем, исходя из интересующих вопросов, с детьми проводится индивидуальная работа (совместный просмотр фильмов по данной тематике, чтение дополнительной литературы, с обсуждением интересующих вопросов). Большое внимание уделяется практическим занятиям (виртуальные экскурсии, посещение музеев «Огненная дуга», «Прохоровское поле», «Курская дуга», участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню освобождения города). Неотъемлемой частью патриотического воспитания является приобщение несовершеннолетних к занятиям физической культурой посредством занятий в различных спортивных кружках. Что позволит дисциплинировать, организовать и укрепить здоровье воспитанников.

Реализация направления по гражданско-патриотическому воспитанию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволила сделать следующие выводы: у воспитанников, включенных в цикл занятий, расширяются и обогащаются знания об истории Великой Отечественной войны и вкладе советского народа в Великую Победу. Формируются гражданские навыки: умение работать и действовать индивидуально и в группе, умение уважать мнение другого человека. Появляются представления о базовых ценностях: патриотизм и любовь к Родине, уважительное отношение к представителям старшего поколения, национальное самосознание, гражданственность. Воспитанники принимают участие в общественной жизни Центра.

Контрольная диагностика показывает, что 20% воспитанников имеют высокий уровень знаний, 80% - средний, после выхода из реабилитационного центра.

Большой процент среднего уровня обусловлен тем, что в связи с особенностью физического и психического развития, социально-педагогической запущенностью и небольшим временем нахождения воспитанников в Центре.

Для усиления воздействия на духовно-нравственную сферу воспитанников воспитатель должен организовывать педагогическое воздействие с родителями, родственниками, замещающими родителей, и другими специалистами центра, а также с другими образовательными учреждениями и общественными организациями. Цель его - создание непротиворечивой ценностной среды.

Литература

1. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей 0300 «Образование» / И. П. Подласый. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006. 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.