СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: ОПЫТ США
С. В. ЛЕВЧУК
В данной статье обобщен опыт исследований по социально-педагогической поддержке несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в США. Обоснована позиция автора, определяющая сущность, содержание, компоненты и основные характеристики американской модели социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: американская модель социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принципы социально-педагогической поддержки.
Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является актуальной научной проблемой. Анализ научных исследований и социальной практики позволяет утверждать, что количество детей и подростков, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества, неуклонно растет.
Сложившаяся ситуация требует глубокого научного анализа и обобщения передового международного опыта.
В настоящее время почти во всех станах мира функционируют специальные учреждения и службы, занимающиеся оказанием социальной помощи и поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Анализ законодательной базы и научной литературы позволил нам сделать вывод о том, что в отечественной и зарубежной социальной практике к таким несовершеннолетним относятся: дети-сироты (фактическое и социальное сиротство); беспризорные и безнадзорные; дети, подвергшиеся насилию в любой форме (физическое, психологическое, сексуальное); дети, имеющие отклонения в физическом и интеллектуальном развитии; дети, страдающие тяжелыми неизлечимыми заболеваниями (онкологические, ВИЧ-инфекция и т. д.); несовершеннолетние правонарушители и преступники; подростки, употребляющие психоактивные вещества; дети беженцев и вынужденных переселенцев.
Несмотря на то, что законодательство разных стран предусматривает разный комплекс мер, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, цель их едина - создать необ-
ходимые условия для успешной интеграции каждого ребенка в социум.
По мнению многочисленной группы ученых (В. Г. Бочарова, А. Н. Дашкиной, Р. М. Куличенко, Л. Я. Олиференко, В. С. Торохтия и др.), одним из средств интеграции несовершеннолетних в социум является их социально-педагогическая поддержка.
Содержание и средства социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в разных странах мира разнообразны, что обусловлено их социальной политикой, национальным менталитетом, традициями.
В разных странах исторически сложились различные модели социально-педагогической поддержки несовершеннолетних. В данной статье мы намерены проанализировать американскую модель, ее организационную и содержательную составляющую.
Американская модель социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сложилась в начале 70-х гг. XX в., что было обусловлено увеличением количества беспризорных и безнадзорных детей, участившимися случаями жестокого обращения с детьми в семье, стационарных детских учреждениях и приемных семьях, неоправданным сокращением образовательных и воспитательных программ в интернатах для детей-сирот.
В 1974 г. в США по инициативе педиатра и выдающегося общественного деятеля Г. Кемпа был принят Национальный закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий. В соответствии с данным законом был создан Национальный центр по пробле-
мам жестокого обращения с детьми и проблемам запущенных детей [1].
В настоящее время этот Центр координирует деятельность всех социальных служб, занимающихся защитой прав несовершеннолетних, обеспечивает практическую помощь в подготовке специалистов, финансирует некоторые исследовательские проекты.
Основными задачами центров и служб по оказанию помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в Соединенных Штатах Америки является:
- помощь детям, пострадавшим от насилия;
- профилактика насилия над детьми;
- развитие институциональных и неинституциональных форм поддержки детей (опека, поручительство, общинное перевоспитание и др.);
- включение несовершеннолетних в различные социальные проекты и программы.
Современная система служб защиты детей в США работает круглосуточно, что закреплено законодательно, и включает четыре этапа деятельности: сообщение о трудной жизненной ситуации, в которой оказался несовершеннолетний; расследование причин и обстоятельств; вмешательство (непосредственные действия социального работника по разрешению возникшей ситуации) и завершение дела.
Поддерживая точку зрения ученых (В. Г. Бочарова, Л. Я. Олиференко и др.), определяющих социально-педагогическую поддержку как особый вид социально-педагогической деятельности, мы акцентируем внимание на том, что на каждом вышеназванном этапе она имеет свои особенности.
1) этап «Сообщение». О трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего имеет право сообщить любой гражданин, независимо от его профессии, места работы и места жительства. Сообщения принимаются сотрудниками социальных служб для детей, полицией, медицинскими учреждениями круглосуточно.
Если сложившаяся ситуация угрожает жизни и здоровью ребенка, он изымается из семьи и направляется на медицинское обследование, а затем направляется в Центр экстренной социальной помощи для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) этап «Расследование». По факту обращения социальным работником по месту жительства ребенка проводится специальное расследование, которое начинается с посещения семьи, где специалист обсуждает сообщение с родителями, оценивает условия жизни ребенка. Затем специалист изучает социальную микросреду несовершеннолетнего, опрашивает родственников, соседей, педагогов. Для решения проблем несовершеннолетнего специалист может
контактировать с разными людьми, имеющими отношение к данной семье.
Важно отметить, что социальный работник имеет право госпитализировать ребенка в медицинское учреждение в качестве временной защиты, даже если в этом нет необходимости, без обращения к родителям. При несогласии родителей на такую госпитализацию социальный работник может обратиться в суд.
На этапе «Расследование» проводится диагностика физического, психического, психологического и социального здоровья ребенка, выявляются проблемы, выясняется отношение самого ребенка к сложившейся ситуации.
После выяснения всех обстоятельств сложившейся ситуации и на основе результатов диагностики социальным работников разрабатывается индивидуальный план действий, оцениваются имеющиеся и необходимые ресурсы, определяются примерные сроки ее разрешения. План действий обсуждается и утверждается специалистами социальной службы.
В наиболее сложных случаях (если родители не настроены на сотрудничество) создается команда специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников, юристов и т.д.), действия которых будут способствовать скорейшему и наиболее благополучному разрешению трудной жизненной ситуации ребенка;
3) этап «Вмешательство». На данном этапе социальный работник предпринимает конкретные действия по разрешению трудной жизненной ситуации ребенка, которые могут включать меры социально-правового (адвокатского), социально-экономического, социально-медицинского, социально-психологического и социально-педагогического характера.
Социально-правовая поддержка может включать в себя защиту прав несовершеннолетнего в суде. Судебная система по делам несовершеннолетних успешно функционирует в США с 1899 г. Задачей судов является реабилитация несовершеннолетних правонарушителей. Система судов по делам несовершеннолетних концентрирует свое внимание не на наказании, а на ресоциализации, которую И. И. Са-ламатина определяет как «относительно целенаправленный процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков у несовершеннолетних участников делинквентных группировок, и переориентации их социальных и референтных установок за счет включения в новые позитивно направленные отношения в рамках педагогически ориентированной системы превентивных и коррекционных мер» [3].
Социально-экономическая поддержка направлена на улучшение материального положения несовершеннолетнего посредством включения его в раз-
личные государственные и негосударственные программы и проекты.
Социально-медицинская поддержка предполагает реализацию комплекса мер, направленных на поддержание здоровья несовершеннолетнего (оздоровительное лечение, реабилитация и т. д.).
Важно отметить, что в США широко используется институт профессиональных замещающих семей, специализирующихся на работе с разными категориями несовершеннолетних: потребителями наркотических и психоактивных веществ; правонарушителями; освободившимися из мест заключения; подвергшимися насилию.
Для получение разрешения (лицензии) на работу с каждой категорией несовершеннолетних профессиональные семьи проходят специальное обучение. Их деятельность контролируется судами для несовершеннолетних, социальными службами, государственными органами надзора, органами местного самоуправления.
Социально-психологическая поддержка осуществляется сотрудниками социальных служб, представителями общественных организаций и фондов, волонтерами. Данный вид поддержки направлен на изменение отношения ребенка к сложившейся ситуации, коррекцию уровня самооценки и уровня притязаний, повышение уровня субъектности (собственной активности).
Социально-педагогическая поддержка направлена на разрешение социально-педагогических проблем несовершеннолетнего: восстановление отношений с микросоциумом (семья, соседи, сверстники, взрослые и т.д.); профилактика асоциального поведения; повышение мотивации к обучению; формирование социальной активности и др.
Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, осуществляется посредством его включения в разнообразную социально значимую деятельность.
Ученые и практики отводят особое место в организации социального становления детей именно социально значимой деятельности, которая, по их мнению, способствует расширению у ребенка социальных знаний и навыков, учит взаимодействовать со взрослыми, другими детьми, стимулирует развитие социальной активности и социальной устойчивости, формирует навыки выполнения определенных социальных ролей.
При организации социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в США широко используется технология «равный - равному», когда поддержку ребенку оказывают люди, побывавшие в
подобной ситуации, способные понять и оценить его психологическое состояние;
4) этап «Завершение». Этап завершения включает закрытие дела (оформление соответствующих документов) и снятие его с программы социальнопедагогической поддержки. Дело считается завершенным, если несовершеннолетний больше не нуждается в особой помощи.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время главное внимание социальных работников в США, осуществляющих социально-педагогическую поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направлено на изменение стратегии деятельности, что выражается в отказе от карательных мер и переходу к социальному терапевтическому воздействию. Вмешательство на ранних этапах основывалось на наказании родителей и отлучении от них ребенка. Сегодня главное внимание направлено на исправление линии поведения родителей и сохранение семьи [2].
Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних в США строится на основе целого ряда программ превентивного характера. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить ее последствия.
Отличительной чертой американской модели является то, что социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних осуществляется без изъятия ребенка из семьи и при ее непосредственном участии.
По мнению американских исследователей, эффективность социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависит от согласованности действия специалистов различных служб на местном уровне.
Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в США реализуется в соответствии со следующими принципами:
- принцип профессионализма, предполагающий умение социального работника разбираться в специфических особенностях и потребностях детей и подростков, учитывать социально-экономические, национальные, культурные и гендерные аспекты их жизненной ситуации, использовать все возможные ресурсы государственной и негосударственной системы социально-педагогической поддержки;
- принцип приоритета интересов клиента и добровольности получения услуг, направленный на оказание поддержки через установление доверительных отношений и формирование мотивации несо-
вершеннолетнего на добровольное согласие на поддержку и помощь;
- принцип активного участия несовершеннолетнего и развития его собственного потенциала -построение субъект-субъектных отношений;
- принцип эффективного обмена информацией по ведению случая, направленный на обеспечение согласованной работы специалистов, занимающихся решением проблемы несовершеннолетнего, а также ведение соответствующей документации, которое осуществляет социальный работник, ответственный за разрешение трудной жизненной ситуации;
- принцип конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, определяющий четкую политику в отношении следующих вопросов: какую информацию можно получить и от кого; какая информация подлежит записи и в какой форме; кто имеет право доступа к информации и на каких основаниях; каким образом обеспечивается точность записываемой информации; по какому принципу хранятся и уничтожаются документы, содержащие информацию о ребенке;
- принцип последовательности и преемственности. Разрешение трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего может занимать более или менее продолжительное время - от нескольких часов до нескольких месяцев или даже лет. Вне зависимости от продолжительности работы со случаем, все шаги в процессе оказания помощи должны быть логичными и преемственными: каждый последующий шаг должен вытекать из предыдущего и служить основой для следующего;
- принцип индивидуальной ответственности, предполагающий персональную ответственность социального работника за конечный результат;
- принцип полноценного использования общественных ресурсов и минимизация затрат, предполагающий обеспечение доступа несовершеннолетнего к услугам из других источников, не дублируя их, а также активное использование его собственного потенциала;
- принцип постоянной оценки качества и эффективности социально-педагогической поддержки, что предполагает мониторинг и оценку ситуации для определения степени разрешения конкретной трудной жизненной ситуации [2, с. 63].
Таким образом, изучение опыта работы социальных служб США позволяет сделать следующие выводы:
- социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализуется через систему мер социальноправового (адвокатские услуги), социально-эко-
номического (финансовая помощь), социальномедицинского (лечение и реабилитация), социальнопсихологического (консультирование), социальнопедагогического (восстановление социального статуса, помощь и сопровождение в процессе социализации) характера;
- разрешением трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего занимаются специалисты, имеющие специальную квалификацию и работающие в социальных службах образовательных и медицинских учреждений, местных общинах, судах для несовершеннолетних;
- социально-педагогическая поддержка осуществляется путем включению несовершеннолетних в различные социальные программы и проекты, а также через устройство их в профессиональные замещающие семьи;
- социально-педагогическая поддержка осуществляется при согласии и непосредственном участии семьи несовершеннолетнего;
- приоритет отдается не карательным, а терапевтическим мерам (как в отношении ребенка, так и в отношении его семьи).
Литература
1. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы: учеб. пособие. Владивосток, 2004.
2. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2004. С. 60.
3. Саламатина И. И. Проблема делинквентности личности в зарубежной научной литературе // Педагогическое образование и наука. 2006. № 4. С. 33-36.
* * *
SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE MINORS WHICH HAVE APPEARED
IN THE DIFFICULT LIFE SITUATION: EXPERIENCE OF THE USA
S. V. Levchuk
In this article experience of researches on social and pedagogical support of the minors which have appeared in a difficult life situation in the USA is generalized. The position of the author defining essence, the contents, components and the main characteristics of the American model of social and pedagogical support of the minors which have appeared in a difficult life situation is proved.
Key words: American model of social and pedagogical support of the minors which have appeared in difficult life situation, principles of social and pedagogical support.