Научная статья на тему 'Деятельность учреждений органов по делам молодежи по профилактике вовлеченности несовершеннолетних в преступную деятельность'

Деятельность учреждений органов по делам молодежи по профилактике вовлеченности несовершеннолетних в преступную деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2211
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ / MINORS / YOUTH / DIFFICULT LIFE SITUATION / SOCIALIZATION OF YOUTH / THE ESTABLISHMENT OF BODIES FOR YOUTH АFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Шимановская Янина Васильевна

Рассматривая проблему вовлеченности несовершеннолетних в преступную деятельность, авторы раскрывают роль учреждений органов по делам молодежи как главного субъекта системы профилактики правонарушений в молодежной среде. Предлагается взгляд по вопросам выстраивания системы социального сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершивших преступления и иные правонарушения, с учетом существующего в Российской Федерации общего механизма реализации и защиты прав несовершеннолетних и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Шимановская Янина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE AGENCIES OF YOUTH AFFAIRS IN PREVENTION OF INVOLVEMENT OF MINORS IN CRIMINAL ACTIVITY

Considering the issue of the involvement of minors in criminal activity, the authors reveal the role of agencies of youth Affairs as the main subject of the system of crime prevention in the youth environment The author's look concerning forming of system of social escort of the minors who appeared in a difficult life situation, committed crimes and other offenses taking into account the general mechanism of realization and protection of the rights of children.

Текст научной работы на тему «Деятельность учреждений органов по делам молодежи по профилактике вовлеченности несовершеннолетних в преступную деятельность»

The article is devoted to the issues related with the introduction of a regional standard for the staffing of industrial growth, as well as mechanisms ensuring the integration of higher education educational institutions into the regional system of training personnel for high-tech industries.

Key words: secondary vocational education, higher education institutions implementing the ACT programs, regional standard of staffing for industrial growth.

Skryabin Vitaliy Nikolaevich, candidate of technical sciences, the prorector-director of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Kuhar Vladimir Denisovich, doctor of technical sciences, Professor, the prorector of scientific work, edwork@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Milyaeva Irina Vilorievna, the head of educational innovation of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Sokolova Elena Viktorovna, the head of informational-analytical department of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Khristich Tatiana Yurievna, the manager of scientific-methodic center of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University,

Valuyeva Tamara Vladimirovna, the teacher of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 316.346.32

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ПРЕСТУПНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Т.К. Ростовская, Я.В. Шимановская

Рассматривая проблему вовлеченности несовершеннолетних в преступную деятельность, авторы раскрывают роль учреждений органов по делам молодежи как главного субъекта системы профилактики правонарушений в молодежной среде. Предлагается взгляд по вопросам выстраивания системы социального сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершивших преступления и иные правонарушения, с учетом существующего в Российской Федерации общего механизма реализации и защиты прав несовершеннолетних и молодежи.

Ключевые слова: несовершеннолетние, молодежь, трудная жизненная ситуация, социализация молодежи, учреждения органов по делам молодежи

Для любого правового государства всегда на первом месте должна оставаться деятельность, которая направлена на защиту прав, свобод и законных

интересов несовершеннолетних граждан, в том числе, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем, все большую обеспокоенность вызывает вовлеченность несовершеннолетних в преступную деятельность.

В этой связи одним из приоритетов государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу является обеспечение эффективной социализации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. В утвержденных в 2014 году Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года одной из приоритетных задач является «...развитие моделей адресной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации» )1.

Процесс социализации включает в себя образование и воспитание молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации - ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно2 и нуждается в мерах государственной помощи и поддержки. В данном случае это касается особой категории молодых людей -несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, оказавшихся в местах заключения или вышедших из них. Наибольшее число преступлений совершается учащимися и не имеющими постоянного дохода молодыми людьми. К сожалению, «Удельный вес осужденных в возрасте 18-29 лет в общем числе осужденных практически не меняется: .в 2000 году составлял 47,6 %, в 2005 году - 47,4 %, в 2009 году - 47,6 %. Следует отметить, что претерпела изменения значимость отдельных видов преступлений: снизилось число осужденных за убийство, изнасилование, разбой, но выросло число осужденных за мошенничество, наркотики» [1].

На протяжении последних пяти лет с 2009 по 2014 годы согласно уголовной статистике, независимо от того, что абсолютное количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось (в 2014 году всего были привлечены к уголовной ответственности 57 545 несовершеннолетних, среди них осуждены

-5

были 29 627) , однако доля преступлений, которые носят насильственный характер в общей структуре подростковой преступности наоборот стала возрастать. И как ни странно, но первые позиции в этой структуре занимает организованность преступных групп, состоящих в основном из несовершеннолетних. Также следует обратить внимание и на тот факт, что огромное количество преступлений совершаются с особой жестокостью и являются особо тяжкими. Большое количество преступлений, которые совершаются несовершеннолетними на почве национальной ненависти или вражды по отношению к представителям некоторых отдельных социальных групп. Растёт процент преступлений, которые сопряжены с экстремизмом, а это уже свидетельствует о том, что про-

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872.

3 Сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=775 (дата обращения: 22.12.2014).

исходят определённого рода изменения в мотивации преступного поведения среди несовершеннолетних. Также следует особое внимание обратить на рецидив преступлений, которые совершаются несовершеннолетними, которые уже освободились из воспитательных колоний или образовательных учреждений специализированного типа. За последние годы процент рецидивов составил около 23-28 % от общего количества преступлений, совершённых несовершен-нолетними4.

Такого рода тенденции были сформированы на фоне определённых негативных тенденций, которые в основном присущи исключительно российскому обществу и выступают в качестве криминогенных факторов преступности среди несовершеннолетних. К тому же в данной ситуации самым главным является то, что именно преступность несовершеннолетних является наиболее актуальной проблемой среди целого ряда других. А главным фактором, определяющим это, является непосредственно сам характер социальных последствий преступлений среди несовершеннолетних. Именно преступные действия морально уродуют и подвергают социальной деградации молодёжь, которая является одним из активных субъектов общественного воспроизводства, а также и важным резервом, гарантом национальной безопасности, экономического благосостояния и духовного становления Российской Федерации.

Борьба с преступностью несовершеннолетних как составная часть политики национальной безопасности должна осуществляться такими традиционными видами субъектов предупреждения, как субъекты, осуществляющие общесоциальную профилактику преступлений, и специализированные субъекты, основной задачей деятельности которых является борьба с преступностью [2].

В рамках данного исследования рассмотрим ряд проблем, которые возникают в работе специализированных субъектов профилактики преступности несовершеннолетних.

Особенностью данной категории субъектов является то, что их круг значительно шире и включает в себя не только правоохранительные органы. Так, основным нормативным актом на федеральном уровне в сфере профилактики преступлений несовершеннолетних является ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних»5, который определяет систему специализированных государственных органов, учреждений и общественных организаций в данной сфере, включающую: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел и др.

Отмечая субъективные факторы в увеличении правонарушений среди несовершеннолетних (рост числа неполных семей, нестабильность в семьях,

4 Сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=775 (дата обращения: 22.12.2014)/

5 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

нежелание и неумение родителей заниматься воспитанием детей, нежелание школы вести профилактическую работу среди трудных подростков), необходимо обратить особое внимание на создание эффективной системы предупреждения преступности среди несовершеннолетних, где особая роль отводится учреждениям органов по делам молодежи.

Учреждения органов по делам молодежи в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ «...могут создаваться в целях обеспечения эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи».

Отмечая особую роль органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи в социализации несовершеннолетних, необходимо определить следующие основные критерии эффективности в организации их работы по первичной профилактике: «...массовость (охват молодёжи, проживающей в данном субъекте); дифференцированностъ, т.е. направленность на решение приоритетных региональных социальных проблем (на основе региональных мониторингов состояния молодёжной среды) и конкретных групп подростков и молодёжи «групп риска»; комплексность и вариативность предпринимаемых мер, обусловленность их содержания спецификой решаемой проблемы; и наконец, системность предпринимаемых мер, - одновременный учёт воздействия правового, организационного, управленческого, технологического факторов». Считаем, что в целях профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних обозначенные критерии могут стать определяющими при анализе регионального опыта практики работы учреждений органов по делам молодежи [3, с.183-201].

При этом в настоящее время существует ряд проблем, которые не позволяют выстраивать эффективную профилактическую работу с несовершеннолетними в учреждениях органов по делам молодежи.

В-первых, следует обратить внимание не только на увеличение числа региональных и муниципальных учреждений органов по делам молодежи, но и на равномерное функционирование этих учреждений на региональном и муниципальном уровнях. Так, согласно данным мониторинга Росмолодежи в 2015 году в субъектах Российской Федерации наибольшее количество муниципальных учреждений органов по делам молодежи сосредоточены в Приволжском федеральном округе - 774, а наименьшее - в Дальневосточном федеральном округе - 50.

Во-вторых, в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается не только снижение финансирования учреждений органов по делам молодежи, но и устойчивая тенденция к их реорганизаии и (или) сокращению.

В-третьих, отсутствие профессионального стандарта специалиста по работе с молодежью, работающих в учреждениях органов по делам молодежи, не позволяет специалистам по работе с молодежью в учреждениях органов по делам молодежи качественно реализовать важнейшую профессиональную трудовую функцию, связанную с повышением эффективности качества услуг в сфере профилактики асоциального и деструктивного поведения несовершеннолетних в современном российском обществе.

Принятие данного нормативного правового документа позволит специалистам по работе с молодежью в учреждениях органов по делам молодежи реализовать важнейшую профессиональную трудовую функцию, связанную с повышением эффективности качества услуг в сфере профилактики асоциального и деструктивного поведения несовершеннолетних в современном российском обществе.

Необходимо отметить, что повышение эффективной деятельности учреждений органов по делам молодежи и расширение спектра предоставляемых ими услуг способствует повышению качества человеческого капитала в России, что является важнейшей задачей утвержденных Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года.

Кроме органов по делам молодежи в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, в которых созданы специальные подразделения по делам несовершеннолетних. Также в России создан институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, аналогичные институты созданы и в ряде субъектов РФ.

Однако, несмотря на все действия государства, на сегодняшний день нельзя однозначно утверждать, что уже действительно создана целостная система. В первую очередь следует обратить внимание на тот факт, что органы и учреждения, которые должны заниматься проблемами несовершеннолетних, работают разрозненно. В своей деятельности они в большей степени ориентируются только на формальные качества своей работы, а также на то, чтобы наказать родителей проштрафившихся детей, и не имеют единого педагогического подхода. Закон предписывает указанным органам работу со всеми несовершеннолетними, находящимися в «социально опасном положении», однако практика его реализации такова, что с несовершеннолетними, совершившими преступления и уже достигшими возраста уголовной ответственности, они в большинстве регионов не работают. Такие подростки просто проходят обычные стадии уголовного процесса в полиции и суде.

В то же время Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даёт полные основания и возможности для того, чтобы реализовывать совершенно новые технологии работы с детьми. В данном законе основой являются высокие ценности гуманизма, защиты прав и интересов ребёнка и при этом создаются правовые условия для то-

го, чтобы сложить воедино целую сеть социально-гуманитарных учреждений для несовершеннолетних. Это новая для России сфера; подобные учреждения стали создаваться у нас только в течение последних пятнадцати лет. И надо сказать, что практика в различных регионах устроена по-разному.

С целью профилактики преступности среди несовершеннолетних согласно Распоряжению Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» разрабатываются планы по проведению мониторингов и подготавливаются предложения касательно внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения категорий детей, которые находятся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации.

Национальной стратегией предусматривается разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации [4, с.183-201 ].

Непосредственно при процессе совершенствования и обновления законодательства о борьбе с преступностью несовершеннолетних следует брать во внимание тот факт, что уголовно-правовая политика в отношении несовершеннолетних правонарушителей в первую очередь должна быть направлена на всестороннее обеспечение прав и интересов ребёнка нормами материальной отрасли - уголовного права - и осуществляться путём:

а) дальнейшей гуманизации уголовного законодательства относительно борьбы с преступлениями несовершеннолетних;

б) максимального использования основных мер воспитательного характера по отношению тех несовершеннолетних, которые впервые совершили преступление небольшой или средней тяжести;

в) максимального использования по отношению к несовершеннолетним, которые совершили преступление, уголовно-правовых мер, которые не связаны с изоляцией от общества;

г) повышения роли и ответственности не только семьи, т.е. непосредственно родителей, но и образовательных учреждений, трудовых коллективов, для того чтобы в первую очередь обеспечить надлежащие условия для воспитания несовершеннолетнего;

д) полного выявления и привлечения к строгой уголовной ответственности тех лиц, которые совершают преступления против несовершеннолетних или каким-либо другим способом вовлекают их в преступную и другого рода антиобщественную деятельность, или же привлекают к употреблению токсических, наркотических или иных веществ;

е) обеспечения уголовно-правовыми средствами всех гарантированных Конвенцией ООН 1989 года прав ребёнка.

Список литературы

1.Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. 166 с.

2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. С. 298.

3. Ростовская Т.К. Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации // Вопросы ювенальной юстиции. 2016. № 2. С.9-12.

4. Ростовская Т.К., Тарасова А.Е. Социально-правовые механизмы реализации и защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетних-правонарушителей: государственно-общественная система восстановительных технологий // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т. 10, 2015. С.183-201.

5. Ростовская Т.К. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию государственной молодежной политики: монография. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 274 с.

Ростовская Тамара Керимовна, д-р социол. наук, проф., rostovskaya.tamara@,mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный социальный университет,

Шимановская Янина Васильевна, канд. социол. наук, доц., ya1873@yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный социальный университет.

THE ACTIVITIES OF THE AGENCIES OF YOUTH AFFAIRS IN PREVENTION OF INVOLVEMENT OF MINORS IN CRIMINAL ACTIVITY

T. K. Rostovskaya, Ya. V. Shimanovskaya

Considering the issue of the involvement of minors in criminal activity, the authors reveal the role of agencies of youth Affairs as the main subject of the system of crime prevention in the youth environment

The author's look concerning forming of system of social escort of the minors who appeared in a difficult life situation, committed crimes and other offenses taking into account the general mechanism of realization and protection of the rights of children.

Key words: minors, youth, difficult life situation, socialization of youth, the establishment of bodies for youth аffairs.

Rostovskaya Tamara Kerimovna, doctor of sociological sciences, professor, ros-tovskaya.tamara@mail.ru, Russia, Moskow, Russian State Social University,

Shimanovskaya Yanina Vasil'evna, candidate of sociological sciences, professor, ya1873@yandex.ru Russia, Moskow, Russian State Social University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.