УДК 316.35
Анжелика Сергеевна Лядова
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права
АНО ВПО «Прикамский социальный институт», Пермь, Россия 614010, Пермь, ул. Куйбышева, 98а, e-mail: Liadova.an@yandex.ru
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА
Angelica S. Lyadova
senior lecturer of the Department of Theory and History of State and Law
Prikamsky Social Institute, Perm, Russia 614010, Perm, Ruibyshev str., 98а, e-mail: Liadova.an@yandex.ru
COUNTERACTING THE SPREAD OF THE CRIMINAL SUBCULTURE IN THE YOUTHFUL ENVIRONMENT AS A COMPONENT OF THE PROPHYLAXIS OF EXTREMISM
Аннотация. Рассматриваются криминальная молодежная субкультура АУЕ и ее влияние на рост правонарушений среди несовершеннолетних. Отмечается необходимость разработки и принятия срочных мер по борьбе с распространением данного движения среди молодежи. Также предложен ряд возможных способов, чтобы предупредить рост числа последователей субкультуры АУЕ.
Ключевые слова: АУЕ, несовершеннолетние, молодежь, криминальная субкультура, противодействие распространению субкультуры.
Abstract. This article examines the criminal youth subculture of the «AUE» and its impact on the growth of juvenile delinquency. There is an urgent need to develop and adopt measures to combat the spread of this movement among young people. A number of possible ways of preventing the growth of the number of followers of the subculture «AUE» are also proposed.
Key words: «AUE», minors, youth, criminal subculture, counteraction to distribution of subculture.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи, в том числе преступлений экстремистской
© Лядова А.С., 2018
направленности, и повышения эффективности их профилактики. Исследователи причин экстремизма отмечают, что одними из факторов его распространения в обществе являются маргинализация, криминализация молодежной среды, формирование криминальной субкультуры среди несовершеннолетних [2; 9]. Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Появляются новые формы организации молодежных криминальных субкультур. Используются современные методы продвижения криминальной идеологии, среди которых интернет-технологии, социальные сети занимают ведущее место. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив устойчивого развития, социального равновесия и благополучия.
Безусловно, в противодействии процессам криминализации молодежи должны объединить свои усилия все структуры общества. Образовательные организации, являясь значимыми агентами социализации ребенка, за последнее десятилетие несколько утратили свои позиции в процессе социального развития и воспитания растущего человека, особенно в отношении детей группы социального риска. В годы становления новой российской государственности обязательные принципы воспитательной работы были практически выведены из сферы деятельности школы.
АУЕ - молодежная субкультура, широко распространившаяся по всей территории страны за последние несколько лет. Расшифровка аббревиатуры дословно означает «Арестантский уклад един». Из названия данного движения можно вынести его основной смысл: это пропаганда среди несовершеннолетних жизненных ценностей криминальной среды. Сюда же входят распространение тюремных «понятий», соблюдение «воровского кодекса» и сбор денег «в общак». Первые упоминания о движении появились в конце 1990-х годов, однако тогда субкультура не получила массового распространения, ограничившись единичными проявлениями. Открытой пропаганды бандитизма не проводилось, тюремные «понятия» отождествлялись с извращенным пониманием силы и настоящей дружбы. Но известны случаи, когда несовершеннолетние участники группировок АУЕ начинали совершать преступления, попадая в итоге в тюрьму.
В 2016 году субкультура получила новый виток популярности среди молодежи, о ней заговорили на федеральном уровне, когда банда подростков АУЕ атаковала полицейский участок в Забайкалье [5].
По данным СМИ, к концу 2016 года популярность движения АУЕ достигла наиболее высоких показателей в Забайкалье, на Дальнем Востоке
и в Сибири. Субкультура продолжает свое распространение по территории страны - данные о подобных молодежных группировках появились на Урале и в центральных регионах России, таких как республика Татарстан, Московская, Ульяновская и Тверская области.
Столь быстрое и широкое распространение данного маргинального движения обусловлено общедоступностью социальных сетей. Члены АУЕ создают в Интернете сообщества, на которые подписываются сотни тысяч человек. Так, в социальной сети «ВКонтакте» были созданы сообщества «АУЕ Шпана», «Криминальная группа. Бродяги. ABC7 BLACK BORZ АУЕ», продолжают создаваться им подобные. Тематика сообщений в этих сообществах - одурманивание воровской романтикой, пропаганда и романтизация криминального образа жизни, воровских понятий и уголовного мировоззрения. Всего в таких интернет-сообществах состоит до 800 000 человек [8]. Причем стоит отметить, что участниками подобных сообществ далеко не всегда становятся дети из неблагополучных семей.
Движение АУЕ, набирающее популярность с 2016 года, во многом отлично от движения 1990-х годов: теперь дело уже не сводится только к «тюремной романтике» и употреблению арестантского жаргона - большая часть примкнувших к субкультуре подростков так или иначе имеет криминальный опыт. Те же из них, кто еще не совершал правонарушений, допускает такие действия в будущем.
По данным Федеральной службы государственной статистики, 2017 году, с января по сентябрь, число зарегистрированных правонарушений, совершенных несовершеннолетними в возрасте 14-17 лет, составило 94,7 тыс. В I полугодии 2017 года в Российской Федерации за совершение преступлений было осуждено 10,3 тыс. человек, не достигших совершеннолетия [7]. Среди видов преступлений выделяются кражи - 48,2 тыс., грабежи - 13,6 тыс., неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) - 6,1 тыс. Число преступлений, совершенных лицами в возрасте 14-17 лет в состоянии алкогольного опьянения, составило 7,9 тыс. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними под влиянием наркотических и токсических средств, составило 0,4 тыс. [4]. Безусловно, такие показатели свидетельствуют о росте преступности среди молодежи, чему, несомненно, способствует популяризация движения АУЕ.
Данная субкультура может быть опасна не только фактором криминализации молодежной среды, но и подменой моральных и социально-значимых принципов. Например, получение образования и наличие интересов в среде АУЕ не приветствуется. Единственным способом приобретения жизненного опыта считается пребывание в тюрьме. Трудоустройство
в общепринятом смысле тоже не рассматривается. Заработать деньги, по мнению членов группировок, можно только при помощи мошенничества или грабежа. Никто из членов АУЕ не сомневается, что его в будущем ждет тюремное заключение, и, собирая со всех членов группировки ежемесячные подати и отправляя эти деньги людям, отбывающим наказания в тюрьмах, подростки говорят о том, что надеются на подобное отношение, когда окажутся в тюрьмах сами.
Эксперты объясняют высокий уровень популярности АУЕ среди несовершеннолетних, целым рядом причин. Повышенный энергетический биопотенциал, неопределенность переходного этапа социализации, формирующийся социальный уровень, ощущение социального неравенства, трудности самоутверждения в мире взрослых и другие факторы выступают причинами высокой возрастной девиантности молодежи [1; 3].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что распространение субкультуры АУЕ представляет существенную опасность не только для молодежной среды, но и для общества в целом. Именно поэтому существует потребность разработать меры по предотвращению вовлеченности несовершеннолетних в группировки АУЕ. При этом решение данной проблемы зависит как от комплекса государственно-правовых мер, нацеленных на профилактику молодежной преступности, так и от активных действий самого общества, которое просто не может оставаться безучастным к данной проблеме.
Думается, что первоочередными мерами в вопросе предупреждения распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних должны стать:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, в которой целесообразно более четко разграничить функции и определить полномочия органов образования, культуры, внутренних дел, региональных и муниципальных органов власти и других органов и учреждений, которым предстоит решать задачи по нейтрализации влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних и воспитанию у подрастающего поколения общепризнанных в обществе ценностей.
2. Законодательное определение форматов и рамок в работе средств массовой информации (и в первую очередь - интернет-пространства), а также конкретизация ответственности в деле вольного или невольного распространения элементов криминальной субкультуры. Переориентация ресурсов СМИ на противодействие этому влиянию.
3. Проведение систематических мониторингов и исследований с целью выявления возможных центров криминальной молодежной субкультуры.
4. Создание социально активной среды на базе центров дополнительного образования с целью вовлечения в них как детей из группы риска, так и остальной молодежи.
5. Особое внимание следует уделить вопросу форм и методов работы сотрудников образовательных учреждений, центров социальной и психологической поддержки и реабилитации, комиссий по делам несовершеннолетних и т. п. Современные вызовы требуют адекватных решений, и поэтому систематическое и системное обучение, повышение квалификации данных категорий работников является неотъемлемым условием в деле противодействия распространению молодежных криминальных субкультур.
С этой целью в Прикамском социальном институте (г. Пермь) была разработана и успешно реализуется программа повышения квалификации «Антисоциальные, противоправные проявления в поведении
несовершеннолетних. Распространение криминальной субкультуры в молодежной среде», в которой ключевыми являются вопросы профилактики вовлечения молодежи в криминальную среду на основании выявления признаков распространения криминальной идеологии в муниципальном сообществе, а также мероприятия воспитательно-исправительной работы образовательных организаций, центров социальной и психологической поддержки и реабилитации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с детьми и молодежью, уже оказавшимися в сфере деятельности АУЕ.
Следует отметить, что помимо предложенных мер Россия нуждается в обновлении молодежной политики, а именно - в ее социальной ориентированности, направленности на решение проблем молодежи.
Список литературы
1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе [Электронный ресурс]. - URL: https://studfiles.net/ preview/427166/ (дата обращения: 16.05.2017).
2. Демидова-Петрова Е.В. Основные факторы проявления экстремизма в молодежной среде в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 1 (19). - С. 72-75.
3. Маринкин Д.Н. Актуальные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних. Особенности их личности // Защита прав человека в современных условиях: теория и практика: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф., 20 апреля 2017 года // Филиал образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми. - Пермь, 2017. - 424 с. - С. 312-318.
4. Муслимов Н.М. Криминализация молодежной среды в России// Социально-психологичексие проблемы современного общества [Электронный ресурс]. - URL: https://rguts.editorum.ru (дата обращения: 02.11.2017).
5. Насколько опасна субкультура АУЕ [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/society.html (дата обращения: 05.11.2017).
6. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). [Электронный ресурс]. - URL: http://yurpsy.com/files/biblio/pirojkov/pirojkov.htm#b (дата обращения: 11.05.2017).
7. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 02.10.2017).
8. Семехин Ю.Г., Емельянов Г.И. Молодежный экстремизм на Юге России. - М.; Берлин, 2015. - 378 с.
9. Тарасов А. Страна из трех букв. АУЕ: Кто стоит за криминализацией подростков, вводит их в преступное пространство, или Хроники новой пионерии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.novayagazeta.ru (дата обращения: 05.11.2017).