УДК 37.061 DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.27.94
Е. В. Бурмистрова, О. В. Кульчейко, Омский государственный педагогический университет
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ И ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Приводятся результаты практической работы с педагогами омских школ в 2015-2016 гг. в рамках Диалоговых площадок «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Омской области», «Создание единого образовательного пространства для успешной социализации личности», III Омского межмуниципального образовательного форума «Будущее растим сегодня», «Развитие муниципальной системы образования на основе принципа государственно-общественного управления», организованных Департаментом образования города Омска. В работе Диалоговых площадок приняли участие учителя основной и старшей школы, заместители директоров школ по воспитательной работе, руководители методических и детских общественных объединений и организаций. Выделены компоненты социально-образовательной среды школы, социального пространства общественного объединения; делается вывод о необходимости комплексного взаимодействия компонентов социально-образовательной среды школы и социального пространства общественного объединения для создания эффективных моделей организации пространства социального взаимодействия как фактора развития социально-образовательной среды образовательной организации. Ключевые слова: школа, ФГОС, социально-образовательная среда.
Социальные и экономические изменения, нестабильность современного общества предъявляют новые требования к школьному образованию. Воспитание самостоятельной личности, способной выстраивать свою жизненную траекторию и брать на себя ответственность, на сегодняшний день остаётся одной из важных задач, стоящих перед образовательными организациями, которые поставлены перед необходимостью поиска новых способов и ресурсов развития социально-образовательной среды с учётом возможностей и ресурсов внешнего социализационного пространства.
Для современной школы характерно проявление дисбаланса обучающей и воспитательной функций при снижении воспитательной функции, что на фоне общей консьюмеризации образования «общества потребления» зачастую ведёт к развитию социальной пассивности и проявлению отклоняющихся форм поведения среди детей и молодёжи [5, с. 168]. Умения ориентироваться в огромном информационном пространстве, необходимость формирования навыков самостоятельного обучения, мышления, принятия решений в ситуациях выбора, предъявляемых социумом, задача во многом не только и не столько образовательная, сколько воспитательная. Понимание усвоенной информации важно не столько с позиции усвоенного знания, сколько с позиции умения применить это знание в деятельности в ситуации ценностного выбора, наделив его личностным смыслом в процессе взаимодействия с другими людьми и получения жизненного опыта на основе событийности. Осознание и принятие ребёнком общественно значимых ценностей, развитие социальной активности и взаимодействия на основе взаимопонимания определяются ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования как составляющие портрета выпускника современной школы [9; 10].
Проявление дисбаланса характерно и для взаимодействия педагогов и родителей в социально-образовательном пространстве школы. Поколение современных родителей в большинстве своём отличается повышенной конфликтностью и зачастую не является носителями необходимых для реализации воспитательной функции ценностей и образцов поведения. Большинство же учителей выступают, прежде всего, носителями образцов учебной деятельности, а не внеучебной работы и субъектного взаимодействия. Основное внимание педагогов и родителей сосредоточено на технологиях и практиках индивидуализированного сопровождения детей и взаимодействия в системе «взрослый - ребёнок», что, выдвигая на первый план влияние личности взрослого, снижает влияние на ребёнка значимых для него людей - ровесников, с которыми ребёнок, взаимодействует в группе, команде, коллективе, что является для него подлинным событийным пространством, в котором и происходит развитие его субъектности [2; 4].
Воспитательное влияние на ребёнка оказывают не только семья, школа, учреждения дополнительного образования, общественные организации и т. п., но и социум в целом. Социум всегда предъявляет как позитивные, так и негативные тенденции, среди которых можно выделить:
- разрушение социальности (наркотизация, криминализация, появление асоциальных субкультур и т. п.);
- разрушение идентичности (этнической, конфессиональной, страновой, гражданской, общ-ностной и т. п.), что ведёт к маргинализации и потере ценностных, культурных, социальных ориентиров, исчезновению оснований для действия и здравой оценки происходящего;
- потерю креативности, желания что-то делать и к чему-то относиться, за что-либо брать ответственность.
Семья и школа соответственно своим воспитательным целям выбирают определённые культурные образцы и ценности, которые необходимо сформировать и которые будут в дальнейшем ориентиром и основой образа жизни, пытаясь оградить ребёнка от «неправильного образа жизни», дать им образцы не менее интересной культуросообразной жизни [4].
Данные общественные изменения ставят современную образовательную практику перед необходимостью поиска образовательных технологий и моделей воспитания, предполагающих изменения привычного уклада школьной жизни и сочетающих в себе освоение школьниками культурных способов деятельности в процессе взаимодействия субъектов социально-образовательной среды школы на основе ценностного самоопределения и развития социальной активности личности посредством включения ребёнка в детско-взрослую образовательную общность, в качестве которой могут выступать как внешкольные, так и внутришкольные общественные объединения. Взаимное влияние субъектов социума на развитие личности ребёнка представлено на рис. 1 (стрелками черного цвета выделено негативное влияние, серого - нейтральное, белого - позитивное).
Семья (ценности, ориентиры, образцы поведения)
I
Образовательные учреждения, общественные организации
Социально активная личность, социально одобряемое поведение
1_m
I
ту ¿ZL
ту
Социум
Разрушение социальности, идентичности, потеря креативности
Образцы культурно -сообразной жизни
Уч.
:sZ
Социально пассивная личность, отклоняющееся поведение
Рис. 1. Влияние субъектов социума на развитие личности ребёнка
Ценностное самоопределение и социальная активность понятия взаимосвязанные. Любой человек в своей жизни имеет право выбора. Любой человек делает этот выбор, исходя из контекста конкретной ситуации, будь то личностный выбор, профессиональный или какой-то другой, на основе своих ценностей и приоритетов. Любой человек несёт ответственность за сделанный выбор вне
зависимости от того, осознаёт он это или нет. При этом сама ситуация выбора ставит человека перед необходимостью проявления творческой активности в виде рассуждения, действия, деятельности и т. п., а ответственность, осознаваемая человеком, так или иначе становится социальной, поскольку в контексте социального взаимодействия иначе быть не может. Итогом событийной цепочки реализации выбора выступает жизненная позиция, которая может быть как активной, так и пассивной в зависимости от выбранных человеком приоритетов и способов действий.
Таким образом, ценностное самоопределение есть процесс и результат соотнесения ценностей общества и ценностей личности, в результате чего ценности оказываются определённым образом иерархиезированы в индивидуальном и общественном сознании и проявляются в поступках и поведении человека [6, с. 113]. Активной жизненной позиции личности свойственна гуманистическая направленность. Человек с такой позицией, как правило, совершает социально ориентированные, глубоко продуманные поступки, использует для достижения общественно значимых целей свои актуальные и потенциальные возможности [7, с. 29]. Взаимосвязь ценностного самоопределения и социальной активности личности представлена на рис. 2.
ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Право выбора
ЦЕННОСТИ
Выбор (профессиональный, личностный и др.)
Ответственность за выбор
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Активная творческая деятельность
Социальная ответственность
Активная жизненная позиция
Рис. 2. Взаимосвязь ценностного самоопределения и социальной активности личности
Воспитание ребёнка в школе происходит в рамках социально-образовательной среды школы в составе трёх подсистем:
- образовательный процесс, осуществляемый в рамках образовательной среды школы, включающей в себя управленческий, организационный, технологический, социально-психологический, эстетический, материально-технический компоненты, в котором ребёнок выступает в роли ученика, усваивая определённые знания и осваивая при этом модели и способы поведения и взаимодействия в обществе;
- общественная среда школы, представляющая собой совокупность органов детско-взрослого государственно-общественного управления школой, ученического самоуправления, внут-ришкольных объединений, непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом, в которой ребёнок выступает в роли члена детско-взрослой общности - субъекта образовательного процесса;
- внешкольное социализационное пространство, сочетающее в себе взаимодействие школы и семьи и школы и учреждений, являющихся социальными партнёрами образовательного учреждения, в котором ребёнок выступает в роли гражданина общества [1, с. 103-104], [3, с. 76-77].
Детско-взрослые общественные объединения представляют собой одну из структур в многообразии детских и молодёжных объединений, форму организации детской самодеятельности,
пространство для развития социальной активности, самореализации молодёжи, особую педагогически организованную среду жизнедеятельности ребёнка, педагогически преобразованный социум. В этом смысле детско-взрослые общественные объединения и организации можно рассматривать как одно из звеньев воспитательной системы образовательной организации - школы, учреждения дополнительного образования, - а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство конкретного социума.
По мнению А. В. Мудрика, детско-взрослые общественные объединения и общественные организации представляют собой реализацию социально-педагогического проекта, так как «они не возникают спонтанно, а являются продуктом специальной организаторской работы взрослых и/или старших» [6].
Характерными чертами детско-взрослых общественных объединений и общественных организаций являются следующие:
- добровольность вхождения в организацию, предполагающая создание необходимости обеспечения мотивации участия в деятельности;
- цели деятельности детско-взрослых общественных объединений и организаций представляют собой сочетание целей детей и воспитательных целей взрослых;
- опосредованность воспитания через коллективную деятельность, систему делового и межличностного взаимодействия как компонент корпоративной культуры организации;
- специфика субъектов воспитания в детско-взрослых общественных объединениях и организациях определяет характер руководства ею на основе педагогического сопровождения общественной самоорганизации детей [8].
Данные характерные черты по-иному в сравнении с социально-образовательной средой школы раскрывают воспитательные возможности детско-взрослых общественных объединений и организаций. Социальное пространство общественной организации можно представить в составе следующих трёх подсистем, в которых меняется и социальная роль ребёнка, и характер его деятельности:
- межличностное взаимодействие в воспитательной среде детско-взрослого общественного объединения, в которой ребёнок выступает в роли участника воспитательного процесса. Возможность реализации форм социального воспитания детей, в которых интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, способствует формированию личностно значимых ценностей, развитию социальной активности ребёнка, его субъектной позиции;
- общественная среда детско-взрослого общественного объединения, представляющая собой пространство творческого самовыражения и самореализации, в котором ребёнок выступает в роли субъекта своего творчества и воспитания. Такая среда предоставляет ребёнку возможность приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, выступает средством эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, умений работать в команде;
- внешнее социализационное пространство, в котором ребёнок выступает в роли гражданина общества. Разумно организованная совместная деятельность детей при поддержке взрослых в среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности как личность со своей гражданской позицией помогает ему получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам. Социальная среда общественной организации и её характерные черты схематично представлены на рис. 3.
Согласованность подсистем в составе социально-образовательной среды школы и социального пространства общественной организации выступает основой эффективного взаимодействия данных институциональных структур. Переход от понимания школы как учреждения к пониманию школы как детско-взрослой общности предполагает определённые изменения в понимании социально-образовательного пространства школы.
Качества личности, необходимые современному человеку, невозможно сформировать, не изменив уклад школы, характер построения воспитательной работы, в ней без включения ребёнка в социально значимую для него деятельность в пространстве социального взаимодействия, созданного детско-взрослой общностью, предоставляющей возможности и пространство для творческого самовыражения и самореализации личности. Это предполагает изменение уклада школы в направлении создания системы ценностного отношения и стиля школьной жизни, включение ребёнка в дет-ско-взрослую образовательную общность с целью развития способностей ребёнка в совместной дет-ско-взрослой деятельности.
Социально-образовательная среда школы как учреждения и аспекты её изменения как детско-взрослой общности представлены на рис. 4.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Межличностное взаимодействие (участник воспитательного процесса)
-7Х-
1Z
Общественная среда организации (творческое самовыражение)
л
V
Внешнее социализационное пространство (гражданин общества)
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Добровольность вхождения в организацию - создание необходимости обеспечения мотивации участия в деятельности
Цели деятельности - цели детей + воспитательные цели взрослых
Корпоративная культура организации - опосредованность воспитания через коллективную деятельность
Специфика субъектов воспитания - организация / руководитель (педагогическое сопровождение общественной самоорганизации)
Рис. 3. Социальная среда общественного объединения (организации)
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК УЧРЕЖДЕНИЯ
Образовательный процесс (ученик + освоение культурных способов поведения)
-7Х-
iz
7У
iz
Внешкольное социализационное пространство (гражданин общества)
Общественная среда школы детско-взрослое и ученическое самоуправление)
-N -1/
-N -т/
-N
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ
Изменение уклада школы - создание системы ценностного отношения и стиля жизни
Включение ребёнка в детско-взрослую образовательную общность
- развитие способностей ребёнка в совместной детско-взрослой деятельности
Развитие социально-образовательной
среды школы - создание детско-взрослых внутришкольных общественных организаций
Рис. 4. Социально-образовательная среда школы
В детско-взрослых общественных объединениях и организациях, созданных на базе учреждений дополнительного образования и общественных организаций, в ряде образовательных организаций к настоящему времени накоплен определённый опыт организации воспитательного пространства, сложившегося в результате целенаправленных педагогических усилий в организации совместной общественно значимой деятельности детей и молодёжи. Примерами такого опыта в г. Омске могут служить организация внутришкольного общественного детско-взрослого объединения «Старклуб» на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 84», Омское молодёжное пространство «Дача Онегина» на базе бибиотеки им. А. С. Пушкина, Омская региональная детско-молодёжная общественная организация «Лига молодёжи» на базе ДК «Химик» и т. д. Идеи, положенные в основу этого опыта, могут быть использованы образовательным организациями для развития социально-образовательной среды школы. Варианты взаимодействия могут быть следующими:
- организация взаимодействия образовательных организаций и детско-взрослых общественных объединений и организаций с целью создания пространства социального взаимодействия для развития социальной активности детей и молодёжи;
- создание единой базы методических материалов по организации деятельности детско-взрослых общественных объединений и организаций на базе образовательной организации, необходимых для использования в практической работе;
- создание необходимых условий для построения конструктивного диалога, сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и детско-взрослыми общественными объединениями и организациями по вопросам, связанным с организацией совместной деятельности по актуальным направлениям работы с целью обмена опытом посредством организации семинаров и круглых столов;
- создание внутришкольных общественных объединений и организаций.
Таким образом, при условии организации с учётом интересов и приоритетов совместной деятельности при сохранении традиций в сочетании с инновационными технологиями работы согласованное взаимодействие социально-образовательной среды школы и социальной среды детско-взрослых общественных объединений и организаций может выступать фактором развития ценностного самоопределения и социальной активности личности.
Библиографический список
1. Бурмистрова, Е. В. Создание единого образовательного и социализационного пространства как условие успешной социализации личности / Е. В. Бурмистрова, О. В. Кульчейко // Психолого -педагогические исследования в Сибири : сборник трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики. -2016. - № 2. - С. 102-105.
2. Григорьев, Д. В. Детско-взрослая созидающая общность как институт воспитания // Трудовая доблесть России [Электронный ресурс] / Д. В. Григорьев. - Режим доступа: http://www.trdoblest.ru/press-centre/publikacii/6/index. ЫШ1
3. Григорьев, Д. В. Детско-взрослый клуб как фактор развития социально-образовательной среды школы [Электронный ресурс] / Д. В. Григорьев // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3. - С. 74-79. - Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2011_3_10.pdf
4. Детско-взрослая общность и уклад школы [Электронный ресурс] // НИИ инновационных стратегий развития общего образования / Стратегия развития образования до 2013 года (Проект) / научн. ред. Ю. В. Громыко. - Режим доступа: http://nii.smdp.ru/component/content/article/7-strategiya/15-21
5. Ильин, А. Н. Культура, стремящаяся в никуда: критический анализ потребительских тенденций : монография / А. Н. Ильин ; науч. ред. Д. М. Федяев. - Омск : Изд-вл ОмГПУ, 2012. - 266 с.
6. Климов, В. В. Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия [Электронный ресурс] / В. В. Климов // Вестник ОГУ. - 2007. - № 7. - С. 111-114. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ artide/n /tsennostnoe- samoopredelenie-lichnosti-trudnosti-i-protivorechiya
7. Колесникова, М. В. Развитие социальной активности студентов в процессе профессионального становления (на примере педагогического вуза): дис. ... канд. пед. наук / М. В. Колесникова. - Омск, 2007. - 186 с.
8. Куприянов, Б. В. Вариативность социального воспитания школьников [Электронный ресурс] / Б. В. Куприянов // Альтруизм.т. Технология альтруизма. - Режим доступа: http://altruism.ru/sengine.cgi/ 5/28/20/1/4?page=&print=1%3E
9. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA% D1%83%D0%BC%D0%B5% D0%BD%D1%82%D1%8B/543
10. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543
E. V. Burmistrova, O. V. Kulcheyko, Omsk State Pedagogical University
SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL AND THE CHILD-ADULTS OF THE PUBLIC ORGANIZATION AS THE FACTORS OF DEVELOPMENT OF VALUABLE SELF-DETERMINATION AND SOCIAL ACTIVITY OF
THE PERSON
In the article results of practical work with teachers of Omsk schools in 2015 - 2016 are resulted. Within the framework of the Dialogue Places "Strategic Directions for the Development of Education in the Education System of the Omsk Region", "Creation of a unified educational space for the successful socialization of the personality" of the III Omsk intermunicipal educational forum "The Future of Growing Today", "The Development of the Municipal Education System Based on the Principle of Public-Public Management", organized by the Department of Education of Omsk. Teachers of the main and senior schools, deputy directors of schools for educational work, heads of methodical and children's public associations and organizations took part in the work of the Dialog sites. The article highlights the components of the social and educational environment of the school, the social space of a public association; The conclusion is made about the need for a comprehensive interaction between the components of the social and educational environment of the school and the social space of a public association for creating effective models for organizing the space of social interaction as a factor in the development of the social and educational environment of the educational organization.
Keywords: school, Federal state educational standard, socio-educational environment.
References
1. Burmistrova, E. V., Kulcheyko O. V. The creation of a single educational and socialization space as a condition for the successful socialization of personality. Psihologo-pedagogicheskie issledovanija v Sibiri: sbornik trudov prepodavatelej i studentov fakul'tetapsihologii ipedagogiki, 2016, no. 2, pp. 102-105.
2. Grigoriev, D. V. Detsko-vzroslaya sozidayushchaya obshchnost' kak institut vospitaniya [Children-adult creative community as an institution of upbringing. Labor valor of Russia.] Available at http://www.trdoblest.ru/press-centre/publikacii/6/index. html/
3. Grigoriev, D. V. Children's and adult club as a factor in the development of the social and educational environment of the school. Problemy sovremennogo obrazovanija, 2011, no. 3, pp. 74-79. Available at http://www.pmedu.ru/res/ 2011_3_10.pdf.
4. Detsko-vzroslaya obshchnost' i uklad shkoly. NII innovatsionnykh strategiy razvitiya obshchego obra-zovaniya. Strategiya razvitiya obrazovaniya do 2013 goda (Proekt) [Children-adult community and school structure. Research Institute of Innovative Strategies for the Development of General Education. Strategy for the Development of Education until 2013]. Available at http://nii.smdp.ru/component/content/article/7-strategiya/15-21.
5. Il'in, A. N. Kul'tura, stremyashchayasya v nikuda: kriticheskiy analiz potrebitel'skikh tendentsiy: monografiya [Kul'tura, who is striving for nowhere: a critical analysis of consumer trends: monograph]. Omsk, OmGPU publ., 2012. 266 p.
6. Klimov, V. V. Value self-determination of a person: difficulties and contradictions. Vestnik OGU, 2007, no 7, pp. 111-114. Available at http://cyberleninka.ru/article/ntsennostnoe-samoopredelenie-hchnosti-tmdnosti-i-protivorechchiya.
7. Kolesnikova, M. V. Razvitie sotsial'noy aktivnosti studentov v protsesse professional'nogo sta-novleniya (na primere pedagogicheskogo vuza) [Development of social activity of students in the process of professional formation (on the example of a pedagogical university)] PhD dissertation. Omsk, 2007, 186 p.
8. Kupriyanov, B. V. Variativnost' sotsial'nogo vospitaniya shkol'nikov [Variation of social education of schoolchildren. Altruism.ru. Technology of altruism]. Available at http://altruism.ru/sengine.cgi/5/ 28/20/1/4?page=&print=1%3E.
9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 dekabrya 2010 goda № 1897 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deyst-vie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia from December 17, 2010 № 1897 "On approval and implementation of the federal state educational standard of basic general education"] Available at http: //xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 % D1% 8B / 543.
10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 goda № 413 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia of October 6, 2009, No. 413 "On approval and implementation of the federal state educational standard of secondary general education"]. Available at http: //xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 % D1% 8B / 543.
© Е. В. Бурмистрова, О. В. Кульчейко, 2017
Авторы статьи:
Елена Владимировна Бурмистрова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Ольга Владимировна Кульчейко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Е. А. Хохлова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.
З. А. Аксютина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет.
УДК 378.146 DOI 10.172 3 8/188П1998-5320.2017.27.101
О. Ю. Мельникова,
Российский государственный профессионально-педагогический
университет (филиал в г. Омске) Н. О. Герасимова, Омская гуманитарная академия
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Рассматривается пример использования методов социально-экономической статистики в педагогических исследованиях. Одной из задач педагогического эксперимента является оценка достоверности полученных результатов. Наиболее востребованным методом статистики для изучения взаимосвязей между признаками является использование показателей корреляции, которые обеспечивают оценку тесноты связи, соотношение факторов, влияющих на результативный показатель. Далее приведён пример использования корреляционного анализа в педагогическом эксперименте, который проводился с целью проверки на практике эффективности разработанной системы экологической подготовки обучающихся социально-экономического профиля в свете концепции устойчивого развития и образования для устойчивого развития.
В результате проведения педагогического эксперимента наблюдается статистически подтверждённая положительная динамика. Таким образом, использование показателей корреляционного анализа позволяет констатировать эффективность внедрения разработанной системы экологической подготовки обучающихся социально-экономического профиля.
Ключевые слова: методы социально-экономической статистики, корреляционный анализ, критерий Стьюдента, критерий Фишера, система экологической подготовки, образование для устойчивого развития, экологическая компетентность.
Применение методов социально-экономической статистики в педагогических исследованиях позволяет выявлять факторы, оказывающие влияние на вариацию изучаемых процессов. Использование статистических методов в образовании позволяет исследовать процессы взаимодействия различных компонентов, составляющих основу педагогической системы.
Изучение объективно существующих связей между явлениями выступает одной из главных задач статистического исследования, которое направлено на определение причинно-следственных