Научная статья на тему 'Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности подростков'

Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / CHILD-YOUTH PUBLIC ASSOCIATION / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / STRUCTURAL COMPONENTS OF CIVILITY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PUBLICLY-USEFUL ACTIVITY / КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / "САМОСТОЯНЬЕ" / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛИСФЕРА / FORMING OF TEENAGERS' CIVILITY / LAW-ABIDING / SELF-DETERMINATION / PUBLIC POLYSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потехина Екатерина Николаевна

Формирование гражданственности подростков обеспечивает совокупность условий, которые могут быть созданы посредством реализации нескольких видов деятельности: учебной, проектной, внеурочной, деятельности ученического самоуправления, профориентационной (практики), дополнительного образование. Детско-молодежное общественное объединение, функционирующее на базе общеобразовательной организации, является объединяющим структурным компонентом, ключевым условием формирования гражданственности подростков. Выявление данного ключевого педагогического условия является основанием для проектирования модели формирования гражданственности «Общественная полисфера», которая предполагает сопряжение возможностей общественных объединений с другими педагогическими условиями в стенах образовательной организации как ключевого фактора самостоятельного движения подростков при выборе направлений деятельности, значимых для формирования гражданственности. Реализация данной модели позволяет учитывать современные тенденции открытого образования в старшей школе, синтезировать существующие условия и влиять на конкретные структурные компоненты гражданственности, такие как: патриотизм, законопослушность, общественно-полезная деятельность, командное взаимодействие, «самостоянье» личностный рост; обеспечить эффективные условия для формирования гражданственности подростков. Также автором описываются формы и методы общественных объединений, которые успешно могут применяться в школьной жизни. В итоге педагог доказывает, что деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации ключевое условие формирования гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потехина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF PUBLIC ASSOCIATION ON BASE OF GENERAL ORGANIZATION AS KEY PEDAGOGICAL CONDITION OF FORMATION OF CITIZENSHIP OF ADOLESCENTS

Forming teenagers’ civility provides the totality of terms that can be created by means of realization of totality of several types of activity : educational, project, extracurricular, activity of student's self-government, a vocational orientation (practices), additional education. A child-youth public association functioning on the base of general educational organization is a uniting structural component, the key condition of forming teenagers’ civility is a united structural component, the key pedagogical condition in forming teenagers’ civility which can "Public polysphere»", that supposes the interface ofpossibilities of public associations with other pedagogicalterms in the walls of educational organization as a key factorof independent motion of teenagers at the choice Realization of this model allows to take into account the modern tendencies of open education at senior school, to synthesize existent conditions and influence on the concrete structural components of civility, such as: patriotism, law-abiding, publicly-useful activity, team interaction, self-determination is a personality growth; to provide effective conditions for forming teenagers’civility. The author also describes forms and methods of public associations that can be successfully applied to school life. Eventually the teacher proves that activity of public association on the base of general educational organization is a key condition of forming civility.

Текст научной работы на тему «Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности подростков»

педагогические науки

Потехина Екатерина Николаевна ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ...

УДК 37.035.4

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

© 2017

Потехина Екатерина Николаевна, аспирант

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (614990, Россия, Пермь, улица Сибирская, дом 24, e-mail: epotehina_@mail.ru)

Аннотация. Формирование гражданственности подростков обеспечивает совокупность условий, которые могут быть созданы посредством реализации нескольких видов деятельности: учебной, проектной, внеурочной, деятельности ученического самоуправления, профориентационной (практики), дополнительного образования. Детско-молодежное общественное объединение, функционирующее на базе общеобразовательной организации, является объединяющим структурным компонентом, ключевым условием формирования гражданственности подростков. Выявление данного ключевого педагогического условия является основанием для проектирования модели формирования гражданственности «Общественная полисфера», которая предполагает сопряжение возможностей общественных объединений с другими педагогическими условиями в стенах образовательной организации как ключевого фактора самостоятельного движения подростков при выборе направлений деятельности, значимых для формирования гражданственности. Реализация данной модели позволяет учитывать современные тенденции открытого образования в старшей школе, синтезировать существующие условия и влиять на конкретные структурные компоненты гражданственности, такие как: патриотизм, законопослушность, общественно-полезная деятельность, командное взаимодействие, «самостоянье» - личностный рост; обеспечить эффективные условия для формирования гражданственности подростков. Также автором описываются формы и методы общественных объединений, которые успешно могут применяться в школьной жизни. В итоге педагог доказывает, что деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации - ключевое условие формирования гражданственности.

Ключевые слова: формирование гражданственности подростков, детско-молодежное общественное объединение, структурные компоненты гражданственности, патриотизм, законопослушность, общественно-полезная деятельность, командное взаимодействие, «самостоянье», общественная полисфера

ACTIVITY OF PUBLIC ASSOCIATION ON BASE OF GENERAL ORGANIZATION AS KEY PEDAGOGICAL CONDITION OF FORMATION OF CITIZENSHIP OF ADOLESCENTS

© 2017

Potekhina Ekaterina Nikolaevna, post-graduate student

Perm State Humanitarian-Pedagogical University (614990, Perm, street Siberian, house 24, e-mail: epotehina_@mail.ru)

Abstract. Forming teenagers' civility provides the totality of terms that can be created by means of realization of totality of several types of activity : educational, project, extracurricular, activity of student's self-government, a vocational orientation (practices), additional education. A child-youth public association functioning on the base of general educational organization is a uniting structural component, the key condition of forming teenagers' civility is a united structural component, the key pedagogical condition in forming teenagers' civility which can "Public polysphere»", that supposes the interface ofpossibilities of public associations with other pedagogicalterms in the walls of educational organization as a key fac-torof independent motion of teenagers at the choice. Realization of this model allows to take into account the modern tendencies of open education at senior school, to synthesize existent conditions and influence on the concrete structural components of civility, such as: patriotism, law-abiding, publicly-useful activity, team interaction, self-determination is a personality growth; to provide effective conditions for forming teenagers'civility. The author also describes forms and methods of public associations that can be successfully applied to school life. Eventually the teacher proves that activity of public association on the base of general educational organization is a key condition of forming civility.

Keywords: forming of teenagers' civility, child-youth public association, structural components of civility, patriotism, law-abiding, publicly-useful activity, self-determination , public polysphere

Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданственности, которая рассматривается нами как одна из составляющих образования, нравственная характеристика деятельного человека, обладающего чувствами гражданского долга и патриотизма, ответственности за судьбу государства и гражданского общества, имеющего правовое сознание, общую культуру и защищённость государством, способного к позитивному командному взаимодействию и стремящегося к саморазвитию [1, с. 137] .

Как показали наши исследования, целесообразно выделить 5 основных компонентов понятия «гражданственность»:

- патриотизм;

- законопослушность;

- общественно-полезную деятельность;

- командное взаимодействие;

- «самостоянье» - личностный рост.

Названные составляющие выделены с учётом анализа мнений как известных педагогов, учёных, так и подростков-лидеров общественных организаций «Российское движение школьников» и «Детские и молодёжные социальные инициативы» [1, с. 134].

Школьный период - это главный этап подростка в

решении самоопределения, «самостоянья». Если дети младшего возраста верят авторитетному мнению взрослого, то в старшей школе обучающиеся определяют круг собственных ценностей, потому стремятся к общению, стараются утвердиться в семье и школе, во дворе через разные виды деятельности. Им свойственны активность, желание проявлять самостоятельность, характерны нигилизм и склонность к осмыслению происходящего. Именно этот период зачастую определяет судьбу человека, так как вырабатываются перспективы на будущее, формируется личность.

Ещё П.П. Блонский подчёркивал: «В эти годы в основных чертах вырабатываются взгляды на жизнь, людей и общество, вырабатываются те или иные симпатии и антипатии. ... Это годы усиленного ломания головы над проблемами жизни» [2], а В.А Сухомлинский отмечал у подростков желание «проявить себя в сложной гражданской, общественной активной деятельности» [3, с.11], называл период отрочества - «вторым рождение человека», так как именно в этом возрасте рождается «гражданин, активная, мыслящая, действующая личность» [3, с.65].Учёные-современники заостряют внимание педагогов на том, что « ... в 15-16 лет у подростка появляется проблема жизненной перспективы», но при «традиционной организации учебно-воспитательного

Т7Т

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)

Potekhina Ekaterina Nikolaevna ACTIVITY OF PUBLIC ASSOCIATION .

pedagogical sciences

процесса ученик не является субъектом своего образования. Почти всегда за него решают взрослые» [4, с. 39].

Как показал анализ научных публикаций, для эффективного воспитания гражданственности подростка выделяют порядка 30 условий (табл. 1), которые становились актуальными в отечественном образовании в тот или иной исторический период. Каковы условия формирования гражданственности старшеклассников в современном мире?

На наш взгляд, создание обозначенных условий возможно при реализации шести видов деятельности (табл. 1), которые в совокупности обеспечивают формирование всех выделяемых нами структурных компонентов гражданственности.

Таблица 1 - Условия формирования гражданственности

Условия формирования гражданственности подростков Деятельность, обеспечивающая формирование гражданственности подростков Структурные компоненты граждан- которые оказывается преимущест-

Интерес к знаниям (Е.А. Сухомлинский [3],), ответственное поведение личности и коллектива, применение системы наказаний, оптимистическая атмо сфер а, цело стно сть во с питания лично сти. {A.C. Макаренко [5]), системы наказанийн поощрений (Ю В Белов), индивидуальный подход, интерес к знаниям, соответствие методов возрастным способностям (И А. Ильин), право -вое воспитание, расширение и углубление содержания отдельных дисциплин и введение элективных курсов социально-экономической и гуманитарной направленностей(И.В. Борисова, Ю.А. Кимелев, АД. Ковалев, Ю Б Мишкенене, Л.А. Седов, Ю.Н. Давыдов), актуализация аксиологического ядр а гуманитарных дисциплин {ЛМ. Феиева [6].). психологическое сопровождение {Л.И. Божовнч, AT. Ковалёв, Т.Е. Конникова) Учебная деятель- Патриотизм, законопослуш-

Связь школы с политикой (Н.К. Крупская[7], A.B. Луначарский, М.Н.Покровский), социальное проектирование (Г Д. Канельская [8], ТА. Касьянова) Проектная дея- Патриотизм, деятельность; командное взаимодействие

Развитие самоуправления, ответственное поведение личности и коллектива {А.С Макаренко[9]), пионерские и комсомольские организации (Б.Е. Ширвиндт, К.И. Муратов), педагогическая поддержка {О.С. Газман [9],), общественные объединения (Л.Е Никитина, О.В.Солодова, С.В. Тетерский[10]„ ИЛ. Фришман[11]„ Ши-хова ТЛ. [12J) Деят ельно сть уч е -управления деятельность; командное взаимодействие.

Разнообразная деятельность, труд {Б.А. Сухомлинский) Профорнентацн-онная деятельность (приш-)

Пр авово е во спит ание (АС. Гаязов, СБ. Баязитов, АФ. Амиров), полисферностьдополнительного образования{ВЛ. Голованов [13Ц Дополнительно е Закшопослуш-ность, патриотизм.

Сохранение национальной само оытно сти. горло сти (Л .С. Нагавки-на. E.H. Барышников,H.A. Колесникова [14],), воспитательный потенциал семьи и окружающего социума (Л.М. Фенева). внеурочная деятельно сть (Е .В. Головня [15]), положительный пример взрослых (С.В.Тетерский [10]), профилактика правонарушений {АИ. Кочетов); Внеурочиаядея- Патриотизм, законопослушность,

Цель статьи - обосновать, что включение в систему работы общеобразовательной организации деятельности общественного объединения позволяет систематизировать все необходимые для формирования гражданственности виды деятельности, что становится возможным при реализации модели образовательной организации «Общественная полисфера».

Полисфера - это сопряжение, взаимодействие разных сфер деятельности [13, с. 67].

«Общественная полисфера» - модель, которая предполагает сопряжение возможностей общественных объединений с другими педагогическими условиями в стенах образовательной организации как ключевого фактора самостоятельного движения подростков при выборе направлений деятельности, значимых для формирования гражданственности.

Общественное объединение (организация, движение, ассоциация, партия, учреждение...) - формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых [16, с. 23].

Сущность общественного объединения с точки зрения педагогики представлена в исследованиях В.Б. Костылевой как «интегрированная совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообра-зующие взаимоотношения детей и взрослых как равноправных партнёров с различным социальным статусом, направленных на оптимизацию их социального взаиморазвития и совершенствование окружающего жизненного пространства» [17, с .168]

Через общественные объединения реализуются межвозрастное общение, связь с наукой; социализация детей, школы профессиональных и социальных практик; постоянное обучение кадров в сфере воспитания; преумножение компетенций классного руководителя как тьютора в сфере воспитания и др.

В целом, общественное объединение становится объединяющим структурным компонентом, так как рождает, развивает и поддерживает инициативы детей во всех направлениях, тогда как традиционно в образовании обращается внимание лишь на событийное добровольчество, то есть на решение задач, поставленных сверху. Важно научить юношество определять самим проблемы, находить пути их решения, решать, в каком направлении необходимо поставить приоритеты в затратах свободного времени. Именно общественные объединения ведут к возможности открытого образования в старшей школе (рис.1). Поэтому возникла потребность разработки такой модели и её описания.

Рисунок 1 - Модель педагогических условий формирования гражданственности в образовательной организации для старшеклассников «Общественная полисфера»

Систематизация деятельности образовательной организации в соответствии с моделью «Общественная полисфера» позволяет процесс формирования гражданственности претворить в целостный образ не только в стенах школы, но и за её пределами.

Модель представляет собой графическое изображение открытого (пунктирного) процесса взаимовлияния разных видов деятельности: учебной, внеурочной, проектной, профориентационной, самоуправления и дополнительного образования.

Данная модель функционирует на основе значимых концептуальных положений управления системой гражданского образования, разработанных в педагогической науке; на принципах согласованности позиций органов управления образования различного уровня согласно соглашению или договору; на целостности содержания воспитания гражданственности, направленного на формирование у обучающихся российской идентичности.

Деятельность общественного объединения в представленной модели - это не одно из условий, а ключевой фактор формирования гражданственности. Все вышеперечисленные условия могут быть объединены его деятельностью, которая и обеспечит целостность педагогического подхода. Реализуя такую модель, образовательная организация намного эффективнее обеспечит

педагогические науки

Потехина Екатерина Николаевна ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ...

условия формирования гражданственности обучающихся старших классов (табл. 2).

Таблица 2 - Формы и методы деятельности общественных организаций ДИМСИ и РДШ по формированию гражданственности подростков в образовательной организации

Деят ельно сть Назначение Ключевые формы и методы

Формирование мировоззренческих гражданских взглядов го сударстве, правах и обязанностях граждан до широких щений. политических явлений Тренинги, дебаты,дискуссии, дуэли, исследования, д е л о вы е игр ы, медиа -р е сур сы, игр ы. мастер -кла с сы, верб атнмы, виртуальные путешествия, книжные дегустации, предметные слёты и лагеря,урок-концерт {урок историив солдатских песнях), урок-спектакль

2. Проектная Умение находить само стоя- социальных задач, привлечение инвестиций, расширение партнёрства с органами власти и бизнесом Разработка социально-культурных,бизнес-проектов, образовательных, сетевых, исследовательские, экспериментальных. Школы проектирования

3. Ученическое самоуправление Формирование коллективного само сознания, работа в команде, исследование социальных проблем Совместная деятельность, направленная на гражданское воспитание. Планирование.Учёба актива.Создание ЛЭПБУКа.Школа актива «Яблочныймнкс». Методы убеждения,КТД.. Рейтинг активности.

4. Профермент анионная {прак- Организация пр актик для выбор а подр о стком подходящего для него и общества профессии. Смены в ВДЦ «Орлёнок» и «Океан», ФДЦ «Смена», краевыелагеряыолодёжного актива «Юность», «Тропа», форум «Голос каждого ребёнка должен быть услы- пр о фе ссий выпу скнико в

5. Дополнительное Удовлетворение индивидуальных запросов ребёнка: познава- скнх, спортивных, содействие самор еалнзации личности Акции, ярмарки, социальные практики, побуждение к инициативам, арт-школы, спектакль Дель-арте, школы изобретателей.Профильные и предпрофильные пробы (изо, музыка, хореография).Творческие лаборатории

6. Внеурочная деятельность Полисферность образования: разил ечение. досуг, здор овьес-береженне Профильный лагерь, пленэры, образовательный туризм, сборы, экскурсии, фестивали, форумы, конференции, акции, мероприятия, соревнования, школа отечественной классики, формирование экспозиций музеев, походы, конкурсы, работа в социуме с ветеранами, инвалидами, сиротами. Методы форсайт-проектирования, бес еды и КТД

Формы и методы общественных объединений универсальны для многих видов деятельности. В нашем случае названы те, которые успешно применялись в созданной МАОУ «Лицей №1» г. Березники общественной организацией «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), на базе которой сегодня работает Российское движение школьников.

В концепции духовно-нравственного воспитания механизм воспитания прописывается следующим образом: формирование сознания + приобретение опыта = получение навыка. На это рассчитана традиционная система образования. Мы считаем, что всё идёт от деятельности: старшеклассник, включаясь в деятельность, начинает задумываться о вариантах выбора. Появляются разные пути - идёт этап осмысления, приводящий к проявлению гражданских компетенций. Данное педагогическое условие может обеспечить общественная организация, действующая на базе образовательной организации (рис.2).

Система самоуправления «СОюз ЛИцейэих студентов СОЛИСТ» обучаются МАОУ «Лицей № 1»

| Социальная деятельность |

Культурно-досуговм деятельность

Совет существен ны* объединен ии (РДШ.«ДИМСИ». ApiBüflj. »РУТЫ», « Нитгллгкт буду щет о»

1 Учебно-еы<йримучен»«еоэА«{*|ферен1#м

Руководитель СОО

X

Студсовет

н

Учебная деятельность i

Староаат

г===

та

Председатель Заместитель

студеокта «^едмдате«

Учащиеся

"ДГХ

" -

Педиопччкжая подмржкасдуоууаами«

За*, директора по НИР j Зом. дцюоорл по УМР

Рисунок 2 - Модель деятельности общественного объединения на базе образовательной организации

Модель «Общественная полисфера», в соответствии с которой в образовательной системе есть общественные объединения, будет давать положительную динамику формирования гражданственности обучающихся.

Включённость подростка в деятельность в соответ-

ствии с данной моделью позволяет «распыленную ученическую среду претворить в целостный организм» [18], внутри которого каждый обучающийся приучался бы к добросовестному выполнению определенной общественной функции не только в стенах образовательной организации, но и за её пределами.

Модель представляет собой графическое изображение открытого процесса взаимовлияния структурных компонентов: студсовета, старостата и совета общественных объединений. Для полноценного функционирования данные органы имеют соответствующие полномочия, закрепленные в Положении о самоуправлении [19]. Их общая цель: формирование демократической культуры и гражданственности лицеиста.

Среда создает условия для саморазвивающейся личности, для управления собой, а роль взрослых -поддержать инициативу обучающегося (концепция О.С. Газмана [8],). Поэтому в нашей схеме «СОЛИСТ» управленческая команда лицея (директор, заместители директора) графически представлены в основании модели.

Важно учитывать, что человек является членом общества. Он должен уметь работать в команде, не мешать другим проявлять себя; важно, чтобы в школьном сообществе формировались определенные нормы базовой культуры. Поддержка саморазвития личности будет эффективнее, если детское сообщество обладает большим воспитательным потенциалом - признаками сформированного коллектива, то есть поддерживающий фактор -коллектив становится для подростка средством развития и управления собой (по концепции В.А. Караковского и Л.И. Новиковой) [20].

Таким образом, проведенный анализ позволил уточнить эффективные педагогические условия для взращивания гражданственности, убедил, что деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации - ключевое педагогическое условие формирования гражданственности подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Потехина Е.Н. Сущностные характеристики понятия «гражданственность»: современный контекст // Международный научно-исследовательский журнал. 2017, № 11 (65). - Часть 2. С. 130 - 137.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Фрумов С.А.; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.

3. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Мол. гвардия, 1979. - 335 с.

4. Кирикович Т.Е., Косолапова Л.А., Тотьмянина Е.А. Классное руководство как ступень к тьюторству // Воспитание школьников. 2010. № 6. С. 39-45.

5. Фенева Л.М. Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной организации. Диссертация кандидата пед. наук. - Карачаевск, 2006. - 232 с. http://www.dslib.net/ obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-formirovanija-grazhdanstvennosti-starshih-podrostkov.html

6. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А. М. Арсеньева, И. К Гончарова, П. В. Руднева. Т.1. М.: «Педагогика», 1978. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Канельская Г.Д. Социальное проектирование на уроках обществознания как средство формирования у школьников гражданственности https://infourok.ru/ socialnoe-proektirovanie-na-urokah-obschestvoznaniya-kak-sredstvo-formirovanie-grazhdanstvennosti-413563.html

8. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Неклассическое воспитание. М.: МИРОС, 2002. С.177 - 185.

9. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Учпедгиз, 1952. - 350 с.

10. Тетерский С.В. Воспитание кадров современной России. Настольная книга (научно-методическое посо-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)

173

Potekhina Ekaterina Nikolaevna ACTIVITY OF PUBLIC ASSOCIATION .

pedagogical sciences

бие для родителей, педагогов, депутатов и специалистов по работе с молодёжью) / С.В.Тетерский. - М., 2017.

- 205 с

11. Фришман И.И. Детское движение нового века. Традиции и новации. //Воспитание как социокультурный феномен. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 апреля 2003 г.- М.: ГосНИИ семьи и влспитания, 2003. - ЧастьП. С.71-74

12. Шихова ТЯ. Самореализация подростков в детском объединении как условие успешной социализации // Проблемы социально-педагогической работы. Материалы областной научно-практической конфере-ции 23-24 ноября 1995г. - Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 1996г.С. 40-43

13. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей / В. П. Голованов. -Йошкар-Ола, 2006. - 340 с.

14. Колесникова И.А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция / И.А. Колесникова, Л.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников. - СПб., 1994. -55 с.

15. Головня Е.В. Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности // Молодой ученый. - 2017. - № 15.2. - С.54-56.

16. Волохов А.В. Детские организации и объединения в третьем тысячелетии//Воспитание как социокультурный феномен. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 апреля 2003 г.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - Часть II. С.23.

17. Костылева В.Б. К вопросу о роли детских общественных объединений в социализации личности подростка // Социализация и ресоциализация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 8 декабря 2011г. - Перм. Гос. Пед. ун-тю - Пермь, 2011.

- 375 с.

18. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1988.— 464 с: . http://www. decoder.ru/list/all/topic_202/

19. Потехина Е.Н. Лицей как социокультурная и образовательная полисфера // Инновационная деятельность учреждения в условиях развития современного образовательного пространства: опыт и перспективы. -Березники, 2008. С.40 - 47.

20. Караковский В.А. Зачем в школе детское самоуправление // Школа воспитания: 825 маршрут. Москва, Изд-во: «Педагогическое общество России». 2004. С.78-82

Статья поступила в редакцию 03.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.