Научная статья на тему 'Актуальность проблемы духовно-нравственных основ патриотизма в этической концепции И. А. Ильина'

Актуальность проблемы духовно-нравственных основ патриотизма в этической концепции И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1205
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ИЛЬИН И.А. / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / I.A. ILYIN / SPIRITUALITY / UPBRINGING / PATRIOTISM / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рюмин Сергей Геннадьевич

Статья посвящена проблемам воспитания патриотизма, его духовно-нравственным основам в отечественной традиции. Анализ проблематики воспитания патриотизма и гражданского правосознания в творчестве И.А. Ильина позволяет выявить характер этической концепции автора и показать ее актуальность на современном этапе общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of patriotic upbringing in Russia. The paper analyzes Ilyins views on patriotic upbringing and legal conscience, which allows to understand Ilyins ethic principles and prove that they are still topical.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы духовно-нравственных основ патриотизма в этической концепции И. А. Ильина»

УДК 371

С. Г. Рюмин

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА В ЭТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И.А. ИЛЬИНА

Статья посвящена проблемам воспитания патриотизма, его духовно-нравственным основам в отечественной традиции. Анализ проблематики воспитания патриотизма и гражданского правосознания в творчестве И.А. Ильина позволяет выявить характер этической концепции автора и показать ее актуальность на современном этапе общественного развития.

духовность, Ильин И.А., воспитание, патриотизм, православие.

Патриотизм - одно из благороднейших чувств, которое зарождается в юном возрасте, развиваясь в течение всей жизни человека. Патриотизм выступает как необходимое условие единства и величия Отечества, фундамент государственного и общественного здания. Для российского патриотизма характерен принцип державности, отражающий специфику исторического развития, в котором объединяющими факторами являлись государство и православная религия.

В то же время гипертрофированный патриотизм нередко становится «последним прибежищем негодяев», приводит к нетерпимости и межнациональной розни. Погром на Манежной площади 11 декабря 2010 года с участием бесчинствующих националистов, нарушавших общественный порядок, избивавших прохожих «неславянской внешности», - наглядный и печальный тому пример. Как пройти между Сциллой и Харибдой, избежав крайностей как националистической нетерпимости, ксенофобии, так и равнодушия к своему Отечеству? Как избежать превращения патриотизма в «прибежище негодяев»? Как воспитать подрастающее поколение достойными гражданами России?

Русский философ И.А. Ильин писал: «Я глубоко и непоколебимо верю, что русский народ справится с этим кризисом, восстановит и возродит свои духовные силы и возобновит свою славную национальную историю. Но для этого ему необходимо, прежде всего, свободное дыхание воли и разума... и честные, верные слова диагноза, целения и прогноза» 1.

Высказанная И.А. Ильиным идея восстановления духовных сил России является актуальной и для наших дней. Важно отметить, что И.А. Ильин не мыслит патриотизм без правды, свободы и разума. Для русского мыслителя патриотизм есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ -к духовному расцвету. При этом философ видит в патриотизме благодарение

1 Ильин И.А. Что нам делать? // Собр. соч. : в 10 т. - М. : Русская книга, 1993. Т. 2. С. 362.

Богу за дары, но в то же время и скорбь о своем народе, и стыд за него, если он оказывается не на высоте этих даров. И.А. Ильин подчеркивал, что в национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Н.М. Карамзин обозначил когда-то как «народную гордость» и источник единения, которое спасало Россию во все трудные часы ее истории, и источник государственного правосознания, связующего «всех нас» в живое государственное единство.

Возникает вопрос: как же взрастить патриотизм и государственное правосознание в умах и сердцах россиян? Добро и зло в человеческой душе возникает не на пустом месте, здесь важную роль играет воспитание. Каким человеком вырастет ребенок - определяется его детством. Именно в детские годы ребенок учится любить, верить, жертвовать, тогда же складываются основы его характера, определяющие дальнейшую судьбу, его нравственный выбор: станет он великой личностью или проходимцем, созидателем или разрушителем. Система пенитенциарных учреждений носит название «исправительных», но весьма проблематично в зрелом возрасте пытаться посредством лишения свободы исправить взрослого человека. Как правило, корни девиантного поведения правонарушителей уходят в детские годы, когда закладывались основы характера, определяющие дальнейшее развитие индивидуума. Поэтому очень важно, какое воздействие на формирование личности будущего гражданина окажет семья. В конечном счете в семье строится судьба не только отдельно взятого человека, но и всего человечества.

Семья - это первооснова родины. Она призвана поднять человека к таким формам духовного единения, как родина, нация, государство. Если духовность общества слабеет, то прежде всего в семейной жизни, что мы и отмечаем сегодня, когда молодое поколение не знает родовых корней, семейных традиций, не проявляет интерес к национальному быту. Проблемам семьи и воспитания И.А. Ильин уделял особое внимание, исходя из понимания семьи как основной ячейки общества, а также принимая во внимание ее влияние на физическую и духовную жизнь растущего в ней будущего гражданина.

И.А. Ильин обращал внимание на то, что основная задача семьи связана с воспитанием подрастающего поколения и его подготовкой к активной жизни в обществе. Данная идея подвергается всестороннему анализу в трудах И.А. Ильина, который выделял важнейшие задачи семьи.

Во-первых, самое главное предназначение семьи заключается в том, чтобы научить ребенка любить, терпеть, служить близким людям. Поэтому И.А. Ильин называет семью «естественною школой христианской любви, школой творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей» 2.

Во-вторых, рассматривая семью как первооснову человеческой культуры, И.А. Ильин подчеркивал, что в задачу семьи входит сохранение и передача подрастающему поколению духовно-религиозной, национальной и культурной традиции своего народа. Он отмечал, что благодаря этой семейной традиции возникла вся индоевропейская и христианская культура - «культура священного

2 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч. Т. 3. С. 152.

очага семьи: с ее благоговейным почитанием предков; с ее идеей священной межи, огораживающей родовые могилы; с ее исторически слагающимися национальными обычаями и нарядами» 3. Верность традициям позволяет сохранить преемственность поколений, сохранять неразрывную связь между ними.

В-третьих, семейный социум осуществляет первичную социализацию подрастающего поколения. Исходя из того, что в семье в естественных условиях ребенок учится уважать старших, то есть родителей, которые призваны не «подавлять или порабощать», а «воспитывать человека к внутренней свободе», И.А. Ильин считает семью первой естественной школой свободы, где ребенок должен «научиться верному восприятию авторитета, добровольному и осознанному подчинению» 4 Благодаря этому семья воспитывает в детях свободное и здоровое правосознание.

В-четвертых, поскольку семья, как замечает И.А. Ильин, есть «данное от природы общественное единство - в жизни, в любви, в труде, в заработке и в имуществе», то одна из основных ее задач - воспитание у подрастающего поколения здорового чувства частной собственности. Семья призвана выработать у ребенка творческую предприимчивость, инициативу, а также научить его ценить и беречь семейное имущество, которое само по себе «является сущим источником не только семейного, но и всенародного довольства» 5. Собственность имеет не только материальное значение, в ней воплощаются труд и таланты человека.

Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость труда, его необходимость и смысл. Он должен осознать, что труд есть источник здоровья и свободы. В ребенке должна пробудиться склонность к добровольному, творческому труду, и из этой склонности он должен почувствовать и осмыслить Россию как «бесконечное и едва початое трудовое поприще». Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа. Пробудить в нем все это - значит заложить в нем «основы духовной почвенности и патриотизма» 6.

И.А. Ильин подчеркивал, что патриотическое единение гражданина со своим народом проявляется в форме правовой связи и в виде государственного единения, поэтому патриотизм спаян с государственным правосознанием. Он писал, что человеку для обороны родины и чтобы не впадать в состояние «миро-завоевательной алчности» нужна внутренняя энергия, которую он считал проявлением естественного правосознания 7.

С точки зрения естественного правосознания любовь гражданина к своему отечеству не означает отрицания естественного права на существование и развитие других народов, которые должны видеть друг в друге не врагов, а субъектов права, поэтому международные конфликты должны решаться как споры о праве.

3 Там же. С. 205.

4 Там же. С. 152, 199, 207.

5 Там же. С. 206.

6 Ильин И.А. Путь духовного обновления. С. 208.

7 Там же. С. 215.

Воззрения И.А. Ильина согласуются с учением православия, в котором указывается, что государство должно защищать себя от нападений и несправедливых притязаний. С точки зрения христианина, благотворная сторона войны та, которая поднимает народные силы, оживляет патриотизм, призывает граждан к самопожертвованию ради общего дела. Воинам, защищающим родину, свойственно геройство, отсутствие боязни убивающих тело, души же не могущих убить (Матф. 10:28). Иоанн Предтеча указывал воинам: никого не обижать... и довольствоваться своим жалованием (Лук. 3:14). Но в то же время война - величайший бич человечества, так как она есть смертоубийство в широчайших размерах и разрушение мирной жизни и ее плодов, поэтому следует стремиться к тому, чтобы по возможности ограничивать войны.

И.А. Ильин считал, что любить родину - значит любить ее дух, не просто «душу народа», то есть его национальный характер, но именно духовность его национального характера и национальный характер его духа. По мнению философа, тот, кто совсем не знает, что такое дух, и не умеет любить его, тот не имеет и патриотизма, но разве лишь инстинкт группового и национального самосохранения. В правоте этих мудрых слов И.А. Ильина легко убедиться, судя по агрессивным высказываниям современных русских националистов - в них много ненависти к «кавказцам», «евреям», «полякам», «американцам», но нет духа любви, присущего отечественной духовно-нравственной традиции.

И.А. Ильин подчеркивал, что тот, кто умеет любить дух, тот знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность. Поэтому он «не умеет ненавидеть и презирать другие народы, ибо видит их духовную силу и их духовные достижения. Он любит в них духовность их национального характера, хотя национальный характер их духа может быть ему чужд. И эта любовь к чужому духу и его достижениям совсем не мешают ему любить свою родину» 8.

Поэтому по-настоящему любить свою родину умеет только тот, кто не умеет ненавидеть и презирать другие народы, ибо только он знает, что такое дух, а без этого нельзя любить воистину свое отечество. И.А. Ильин утверждал: «Истинный патриот любит в своем народе то, что должны любить - и будут любить, когда узнают, - и все другие народы, но за то он и любит у других народов то, что составляет истинный источник их величия и славы. Истинный патриот не только не слеп к духовным достижениям других народов, но он стремится постигнуть и усвоить их, ввести их в духовное творчество своей родины, чтобы обогатить ее жизнь, углубить ее путь и исцелить возможную неполноту ее достижений» 9.

Поэтому-то у настоящего патриота любовь к своему отечеству не исчезает, когда он радуется каждому, в том числе и чужому, духовному достижению. Именно эта открытость души, согласно И.А. Ильину, представляет собой путь к истинному патриотизму: только тот умеет любить свою родину, кто хоть раз испытал, что вселенная действительно может быть отечеством мудреца. При этом И.А. Ильин не

8 Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч. Т. 4. С. 221.

9 Ильин И.А. О сущности правосознания. С. 222.

призывает к космополитизму. Диалектически рассматривая проблематику патриотизма, он отмечает, что только тот может нелицемерно говорить о «братстве народов», кто любит свою родину, соединяя с нею свою судьбу. Диалектическим соединением любви к родине, общечеловеческой солидарности и высокого гуманизма характеризуется философская мысль И.А. Ильина: «Патриотизм есть правая и верная любовь индивидуального «я» к тому народному «мы», которое возводит его к великому, общечеловеческому «мы»; это есть реальное, духовное единение человека и народа в великом лоне общечеловеческого»10.

И.А. Ильин полагал, что единение человека с его народом происходит в форме правовой связи и принимает вид государственного союза. Если это государственное единение людей создается нормальным правосознанием, то патриотизм придает душе «силу, необходимую для героической обороны своей родины, и в то же время он не позволяет ей впасть в дикую, агрессивную жадность международного разбойника» 11.

Русский мыслитель призывал к подлинному патриотизму, осуждая шовинизм и ксенофобию: «Любить свою родину не значит считать ее единственным средоточием духа, ибо тот, кто утверждает это, - не знает, что есть дух, и не умеет любить и дух своего народа». И.А. Ильин подчеркивал, что истинный патриотизм есть любовь не слепая, а зрячая, и парение ее не чуждо добру и справедливости, но само есть одно из высших нравственных достижений 12.

И.А. Ильин указывал на недопустимость культивирования патриотизма как слепого, внеэтического исступления. Столкновение народов есть на самом деле столкновение правовых притязаний, требующее правового регулирования. Попытка решить спор о правах посредством применения силы есть способ примитивный и культурно-разрушительный, а война становится все более обоюдоострым орудием, опасным не только для побежденного, но и для победителя. И.А. Ильин предполагал, что в сфере международного права будет возрастать тяготение к правовому разрешению международных споров на путях правовой организации и взаимного признания взаимных прав. Настоящий патриот должен искать «не силы, попирающие всякое право, а права, поддержанного достаточной силой» 13.

Можно ли быть патриотом, игнорируя интересы государства, не соблюдая установленные законы? Государственная и моральная области находятся в тесном союзе и взаимодействии. Мораль внушает нам повиноваться государственным порядкам не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13:5). Без побуждений со стороны морали мы были бы весьма плохими и ненадежными гражданами. Без поддержки государства мораль и все чисто нравственные учреждения, силы и отношения (семья, церковь, личные отношения между людьми) не имели бы надежной опоры, а общество обрекалось бы на анархию, про-

10 Там же. С. 225.

11 Там же. С. 227.

12 Там же. С. 228.

13 Ильин И.А. Путь духовного обновления. С. 215-217.

извол и беззаконие, люди не могли бы тогда проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:2).

Единство морали и права не возникает в человеческой душе само собой, ведь все в жизни достигается трудом: если строительство дома обеспечивается трудом физическим, то построение гармонично развитой личности тоже требует труда, но уже духовного. Развитие правосознания начинается с детских лет, продолжается всю сознательную жизнь. Воспитание свободного и ответственного гражданина возможно именно в правовом государстве, предоставляющем наиболее эффективные возможности для развития личности на пути единства морали и права. При этом воспитание является залогом развития здорового правосознания, осознания необходимости единства морали и права. Подчеркивая роль морали в формировании правосознания, И.А. Ильин пишет: «Нормальное правосознание может быть развито и упрочено в душе только в связи с ее общим, моральным и нравственным воспитанием». Он делает вывод о том, что подобное воспитание должно «ввести правосознание в жизнь нравственно-доброй души» 14

Осознание важности разумного патриотизма и недопустимости ксенофобии должно стать объектом пристального внимания педагогики. Говоря о воспитании патриотизма, И.А. Ильин подчеркивал, что патриотизм есть любовь, инстинктивная привязанность к родному отечеству с детства. Но это должна быть «зрячая любовь», инстинктивное чувство не должно сводиться к националистической гордыне и жажде завоеваний. Человечество нуждается в «духовно осмысленном и христиански облагороженном патриотизме», который должен совмещать любовь и жертвенность с «трезвением и чувством меры» 15. Лишь такой патриотизм способен решить проблемы, стоящие перед современным человечеством. В иерархии высших духовных ценностей бытия И.А. Ильин выделяет чувство Родины и служение ей, своему народу как то, без чего человек не может состояться как высокодуховная личность. Поэтому такое значение имеет патриотическое воспитание. В отличие от привычных, сложившихся в педагогике представлений о воспитании патриотизма через знание у И.А. Ильина воспитание национального духа представлено процессом творческого, деятельного освоения личностью ценностей русской культуры, в том числе и религиозной. Ученый предлагал обращать внимание в воспитании на следующие ценности: 1) язык (вмещает в себя прошлое, духовный уклад и творческие замыслы народа); 2) песню; 3) молитву; 4) сказку; 5) жития святых и героев; 6) поэзию; 7) историю; 8) армию; 9) территорию; 10) хозяйство 16.

И.А. Ильин подчеркивал значение детских лет как определяющих для развития чувства здорового патриотизма, который складывается, формируется и закрепляется прежде и больше всего именно в детстве.

Насаждаемый искусственно, навязанный формально, «казенный», «официальный» патриотизм не может воспитать в душе чувство родины. Задача воспитания состоит в том, чтобы пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Та-

14 Ильин И.А. О сущности правосознания. С. 218, 237.

15 Ильин И.А. Путь духовного обновления. С. 174.

16 Ильин И.А. Путь духовного обновления. С. 202-208.

кая задача доступна тому, кто сам является искренним и убежденным патриотом, умеет убедительно показать детям те особенности родины, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения 17.

Только здоровая семья может верно решить все эти задачи. Ничего не сможет дать ребенку семья, лишенная любви и духовности, где родители не пользуются авторитетом у детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где отсутствуют добрые традиции.

Рассматривая семью как первичное лоно человеческой духовности, И.А. Ильин считает, что именно в семье ребенок учится «первым совестным движениям сердца» и затем поднимается к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству. Следовательно, важной задачей брака и семьи является духовное воспитание детей. Он пишет, что родители, которые сумели приобщить своих детей к духовному опыту и вызвать в них процесс внутреннего самоосвобождения, будут «всегда благословенны в сердцах детей», ибо из этих двух основ вырастает «и личный характер, и прочное счастье человека, и общественное благополучие» 18.

Идея возрождения нашего Отечества, в чем немаловажную роль призвана сыграть семья, является доминирующей в духовном наследии И.А. Ильина. В основе его философско-педагогических воззрений заложена мысль о том, что в основе русской семьи всегда лежала теплота семейных отношений, труд, православная вера и патриотизм. По его мнению, каждый человек должен строить семью на основе любви, веры и свободы. В здоровой крепкой семье, «внутренне спаянной любовью и счастьем», ребенок учится любить и быть счастливым. Чем больше любви и счастья было в родительской семье, тем «богаче и творчески продуктивнее» будет личность ребенка19.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о семье, ее основах и задачах по воспитанию детей:

1. Семья есть первооснова общества. От нее зависит могущество всего государства.

2. Каждый человек должен строить свою семью на основе любви, веры, взаимоуважения, взаимопомощи, самопожертвования, ответственности, заботе друг о друге, верности, целомудрии, преемственности поколений, патриотизме, а также на основе совместного труда на благо всей семьи и общности интересов всех ее членов.

3. Каждая семья призвана осуществлять следующие задачи: продолжение рода; создание нормальных условий для свободного и гармоничного развития всех дарований ребенка; воспитание детей в атмосфере любви и уважения к их личности и свободе; духовно-нравственное воспитание; трудовое воспитание; религиозное воспитание; национально-патриотическое воспитание; воспитание гражданина; выработка у детей творческой предприимчивости и инициативы; воспитание у детей свободного и здорового правосознания; воспитание уважи-

17 Там же. С. 189.

18 Там же. С. 208.

19 Там же. С. 154, 206.

тельного отношения к старшим; сохранение и передача подрастающему поколению знаний, опыта и национальных традиций.

Разумеется, задачи воспитания решают не только семья, но и другие социальные институты, в том числе школа. Например, в рязанской школе № 14 с 2005 года реализуется разработанная система мероприятий в рамках проекта «Патриотическое воспитание», в процессе реализации которого был создан школьный музей, проводятся ежегодные научно-практические конференции учащихся и военно-спортивная игра «Зарничка», осуществляется военнопатриотическое воспитание учащихся через тесные связи с Рязанским училищем воздушно-десантных войск.

Однако было бы наивным перекладывать на плечи педагогов все то, что недодали ребенку в семье. Учебное заведение не может заменить родителей, хотя оно стремится к тому, чтобы дети выросли достойными гражданами.

При многих православных храмах и монастырях организуются молодежные патриотические организации, что соответствует традициям Русской православной церкви и обусловлено тем, что православный человек по сути своей патриот и не может не переживать за судьбу Родины.

При этом с православной точки зрения важно воспитание духовнонравственных основ патриотизма: «Станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности... а паче всего возьмите щит веры... и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 16) .

Патриотизм, долг, честь, достоинство - этими понятиями руководствуются в рязанской региональной общественной организации «Православные витязи», учрежденной при поддержке Рязанской епархии. Идею ее создания в свое время поддержал епископ Шацкий Иосиф, позднее ее благословил и митрополит Рязанский и Касимовский Симон. Юные «витязи», в рядах которых состоят подростки от 10 до 17 лет, проходят строевую, огневую и медицинскую подготовку, изучают Закон Божий, историю Вооруженных сил России, рукопашный бой, автомобильное дело, средства связи и др. 20.

По мнению самих «витязей», православие и воинские традиции - неразрывное целое, чему в истории есть немало примеров. «Русский воин в душе всегда был страстотерпцем, - рассказывают они. - Он сознательно шел на смерть, защищая святую Русь не просто как свой дом, а как сокровищницу идеалов христианства. Таким был святой благоверный князь Роман Рязанский, с его мужеством, стойкостью и верностью этим идеалам. Неслучайно именно этот святой воитель был избран в качестве нашего духовного покровителя». Как о простом и не подлежащем сомнению рассказывают мальчишки о своем понимании исторической связи православия и ратной службы. Приводят примеры иноков Пере-света и Осляби, которые сражались в рядах войска Дмитрия Донского на поле Куликовом. Рассказывают о том, что великий полководец Суворов учил своих

20 Денисов В. Православные витязи // Красная звезда. 2002. 7 мая. С. 4.

чудо-богатырей, не знавших под его началом поражений, всякое дело начинать с благословения Божьего.

Воспитание защитников Отечества - задача не только государства и армии, но и Церкви. Патриотизм, долг, честь, достоинство - понятия, одинаково необходимые как для простого верующего, так и для воина. Воспитывая «витязей», наставники делают из них не только ратоборцев, но прежде всего людей чистых душой и сильных духом, потому что крепость тела ничто без крепости веры.

Такой подход к воспитанию патриотизма, гармонично связывающий духовное, интеллектуальное и физическое развитие личности, во многом созвучен концепции И.А. Ильина.

И.А. Ильин подчеркивал, что гражданин нуждается не только в образовании, развивающем память, смекалку, практические умения, но и в воспитании, формирующем дух, совесть, веру, характер. Само по себе образование без воспитания не формирует человека. Воспитание человека должно не сводиться к проповеди, а помочь ребенку выбрать в жизни правильный путь, в согласии с моралью и правом. Основная задача воспитания состоит не в тренировке памяти и интеллекта, а в «зажигании сердца». И.А. Ильин утверждал, что образование без воспитания есть дело ложное и опасное, ибо оно «создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых». Этими словами подчеркивается значение принципа развивающего и воспитывающего характера обучения. А.И. Солженицын, употребляя термин «образованщина», характеризует людей полуграмотных, так и не овладевших азами культуры. Такой человек может овладеть суммой знаний, но душа его останется пустой и равнодушной. Сам по себе набор знаний еще не формирует гармонично развитую личность. Данная точка зрения совпадает с взглядами И.А. Ильина, который считал, что образование не воспитывает человека, «полуобразованность прямо развращает людей» 21.

Философ подчеркивал, что принудить человека к любви и духовности нельзя, но его можно и должно «воспитывать к духу и любви, и государственная школа должна быть проникнута этим стремлением» 22. По его мнению, духовная свобода и религиозная самостоятельность людей отнюдь не исключают воспитания и преподавания. Если внешняя свобода духа («не заставляй, не запрещай») отрицает насилие, принуждение и подкуп как средство влиять на религиозную веру людей, то она вовсе не отрицает ни духовного воспитания, ни религиозного преподавания 23. Вера на жизненном пути человека выступает тем решающим началом, которое определяет его волевые проявления, рассудочные суждения, облагораживает «жизнь чувств», воспитывает, «освящая и одухотворяя жизнь человека» 24

В философско-педагогическом наследии И.А. Ильина свобода верования, любви, творчества есть главные ориентиры на пути духовно-нравственного вос-

21 Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч. Т. 3. С. 408.

22 Ильин И.А. Путь духовного обновления. С. 164, 238.

23 Ильин И.А. Путь духовного обновления. С. 93.

24 Там же. С. 81.

питания человека. Раскрывая идею духовного воспитания человека только в условиях самостоятельного, свободного, творческого поиска истинного идеала духовной любви и веры, главной задачей по И.А. Ильину становится воспитание свободного человека путем вовлечения его в процесс внутреннего освобождения, в ходе которого формируется способность к самостоятельной духовной жизни. Решающую роль в этом играет совесть, которую И.А. Ильин рассматривал как решающий фактор духовно-нравственного воспитания и самовоспитания.

Взгляды И.А. Ильина на воспитание были обусловлены православным мировоззрением и традициями отечественной педагогики. Поэтому основополагающей задачей воспитания он считал приобщение человека к духовнонравственным ценностям. В философско-педагогических трудах ученого превалирует идея необходимости поиска пути развития душевных способностей человека: воспитания сердца и способности духовной любви. Главными вехами на пути духовного обновления и нравственного воспитания человека являются свобода верования, любви, убеждений, духовного творчества.

Труды И.А. Ильина характеризуются гуманистической направленностью, могут служить ориентиром в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и просвещения в моральных и правовых аспектах, способствовать умению отличать добро от зла и содействовать победе добра. Воспитание гражданина, способного к новому образу жизни, где обеспечено единство морали и права, есть путь преодоления духовного кризиса в обществе и приобщения к просвещенному и ответственному патриотизму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Денисов В. Православные витязи [Текст] // Красная звезда. - 2002. - 7 мая.

2. Ильин И.А. Возрождение русской государственности [Текст] / И.А. Ильин // Новый путь. - 1968. - № 7. - С. 63-69.

3. Ильин И. А. О сущности правосознания [Текст] // Собр. соч. : в 10 т. - М. : Русская книга, 1993. - Т. 4.

4. Ильин И.А. Путь духовного обновления [Текст] // Собр. соч. : в 10 т. - М. : Русская книга, 1993. - Т. 3.

5. Ильин И.А. Путь к очевидности [Текст] // Собр. соч. : в 10 т. - М. : Русская книга, 1993. - Т. 3.

6. Ильин И.А. Что нам делать? [Текст] // Собр. соч. : в 10 т. - М. : Русская книга, 1993. - Т. 2.

S.G. Rumin

SPIRITUAL AND MORAL PRINCIPLES OF PATRIOTISM IN I.A. ILYIN’ S ETHICS

The article deals with the problem of patriotic upbringing in Russia. The paper analyzes Ilyin’s views on patriotic upbringing and legal conscience, which allows to understand Ilyin’s ethic principles and prove that they are still topical.

spirituality, IA. Ilyin, upbringing, patriotism, orthodoxy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.