Мочалов Е. В.
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. ИЛЬИНА
10.2. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. ИЛЬИНА
Мочалов Евгений Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Место работы: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
Аннотация: В статье анализируются патриотические идеи одного из виднейших представителей философии России XX века И.А. Ильина, подчеркивается их оригинальность, актуальность для современной России.
Ключевые слова: патриотизм, И.А. Ильин, патриот, Родина, человек.
THE PATRIOTIC IDEAS IN CREATIVITY OF I.A. ILYIN
Mochalov Evgeny V., Head of the Department of Philosophy of National Research Mordovia State University, Doctoral Degree in Philosophy, Professor
Place of employment: National Research Mordovia State University, Saransk
Abstract: The article analyzes the patriotic ideas of one of the most prominent representatives of Russian philosophy of the XX century I.A. Ilyin, emphasizes their originality, relevance to contemporary Russia.
Keywords: patriotism, I.A. Ilyin, patriot, Homeland, man.
Очень интересно и много писал о патриотизме, писал вдохновенно и прекрасно, Иван Александрович Ильин (1883-1954) - один из самых выдающихся деятелей русской науки и культуры XX столетия. Философ, политический мыслитель, теоретик и историк рели-гаи и культуры, блестящий публицист, автор более тридцати книг и нескольких сотен статей и очерков, человек, в центре напряженных раздумий которого всегда находились судьбы народа, родины, России.
Мыслитель сосредоточил главным образом в таких произведениях как «О сущности правосознания» (1919 год, напечатано впервые в Мюнхене в 1956 г., а на родине, в России - в 1993 году) и «Путь духовного обновления» (1935,1937 гг., Белград - сокращенное издание; 1958,1962 гг., Мюнхен - полное издание; на родине впервые опубликовано в 1993 г.), а также в «Родина и мы» (1926 г., Белград) и «Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 19481954 годов. В двух томах. (1956 г. - зарубежное издание, 1992 г. -отечественное, Россия).
На эти работы И.А. Ильина мы и будем ссыпаться и прежде всего на две первые как концептуальные относительно проблем патриотизма. Впрочем, относительно этих двух сочинений мыслителя следует сделать еще одно замечание. Суть его в том, что, поскольку И.А. Ильин работу 1919 года по ряду причин не опубликовал, то он не раз обращался к рукописи, к мыслям в ней представленным, переносил их в другие свои труды и т.д. и т.п. В силу этого, глава десятая «О патриотизме» из сочинения «О сущности правосознания» во многих своих местах, даже текстуально, совпадает с шестой главой «О Родине» (три параграфа «Проблема», «Обретение родины», «Что есть патриотизм») труда «Пути духовного обновления». Или скажем точнее - глава из «Пути духовного обновления» во многом представляет собой доработанный вариант главы из «О сущности правосознания».
«Проблема патриотизма, - подчеркивает И.А. Ильин как исходный методологический принцип, - должна быть поставлена и разрешена в терминах нормального правосознания. Иметь родину, значит иметь особый самостоятельный естественно-правовой союз, не сов-
падающий со всемирной, общечеловеческой общиной, и отдавать ему преимущество в деле любви и служения. Этот союз покоится на некой преимущественной духовной однородности и близости людей, а духовная однородность создает то преимущественное, - жизненное и действенное, - патриотическое единение, которое имеет всегда естественно-правовой характер...» [1, с. 91]
«Словом, патриотическое соединение людей имеет в корне духовную природу, слагаясь и протекая в формах права и государства. Это может быть выражено так, что истинный 'патриотизм родится из того же источника, как нормальное правосознание: из духовной природы человека и из воли к духу. Любовь патриота посвящена тому же предмету, которому служит право: духовной жизни, ее устремлению и расцвету. Но питая духовную волю из глубины силою страстного чувства, патриотизм в тоже время сосредоточивает ее на особом, частном предмете и явно ограничивает объем ее непосредственного действия; и вот это патриотическое ограничение воли к духу должно быть осмысленно и оправдано в своем существе. Патриотизм должен быть основан, как необходимое и верное проявление воли к духу».
Итак, поставив задачу обоснования патриотизма как верного и необходимого проявления воли к духу, философ отмечает, что для разрешения этой задачи недостаточно установить его эмпирическую необходимость и его приемлемость для положительного правосознания: ни то, ни другое, при всей его важности (пространство, земля, хозяйственное разделение, инстинкт самосохранения, нужда и страх, принадлежность к известному государству и чувство долга, чести, признательности и т.д.), ни оба они вместе, когда житейский интерес «патриота» приобретает известный моральный смысл, а тяготение к родине - естественно-правовую основу «не вскрывают еще самого основного и глубокого корня патриотической любви, расторгающей всемирное естественное братство - и чувством, и волею, и действием.
«Любовь к родине должна быть осмысленной, как творческий акт духовного самоопределения, ибо толь-
ко в этом виде своем она достигает истинной высоты и зрелости, сообщая последнюю санкцию и «нужде», и «долгу», и «чести», и «признательности», - подчеркивает И.А. Ильин. - Для того, чтобы любить свое отечество, его необходимо найти и реально испытать, что оно есть, действительно, «мое отечество». По-видимому, это испытание дается большинству людей без поисков, в результате естественно и незаметно слагающейся привычки к окружающим их условиям жизни. Но именно благодаря этому, духовная сущность патриотизма остается очень часто неосознанной. Любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу при отсутствии «надлежащего раздражения», то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, непомнящую духовного родства, блуждающею в темноте, заглушающею и зовы доброй воли, и голос правосознания.
Этот слепой аффект, - заключает философ, - разделяет участь всех аффектов, над уяснением и очищением которых человек не работает: он незаметно вырождается и унижает человека. Он вырождается то в пустую форму воинственного шовинизма и тупого национального самомнения, то в слепое пристрастие к эмпирическим второстепенностям, то в лицемерный пафос, прикрывающий личную или классовую корысть. Человек скрывающий в себе такой патриотизм, не знает - ни того, что он любит, ни того, за что он это любит. Он следует не духовно-политическим мотивам, а стадно-политическому инстинкту; и жизнь его чувства колеблется как у настоящего животного, между бесплодною апатиею и хищным порывом» [1, с. 93].
Человек может, размышляет далее автор трактата, прожить всю свою жизнь в пределах своего государства и не обрести своей родины, так как душа его будет до конца патриотически пустынна и мертва; и эта неудача или неспособность приведет его к своеобразному духовному сиротству, к творческой беспочвенности и бесплодности. Ибо обретение родины есть акт духовного самоопределения, указывающий человеку его собственную творческую почву и обусловливающий поэтому духовную плодотворность его жизни. Такой человек не будет любить свою родину потому, что он ее не обрел.
Человек, по мысли И.А. Ильина, не может не любить свое отечество; если он не любит его, то это означает, что он его не нашел и не имеет. «Родина отыскивается именно волею к духу, а дух есть самостоятельная и высшая прекрасность; можно не видеть ее и не знать, но увидев и познав, нельзя не полюбить. Родина обретается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, лишенный его, будет лишен и патриотизма. Душа, бесплодная в познании истины, мертвая в творчестве добра, бессильная в созерцании красоты, религиозно пустынная и политически индифферентная, - не имеет духовного опыта и все, что есть дух, и все, что от духа, - остается для нее пустым словом, беспредметным звуком. Такая душа не найдет и родины, но в лучшем случае будет довольствоваться пожизненно ее суррогатами; и патриотизм ее останется субъективным пристрастием» [1, с. 95].
Не во власти человека перестать быть силою, способною и призванною к духовной жизни; не во власти человека оторваться от той духовной среды, которая его взрастила, погасить свой национально-духовный облик и сделать себя объективно лишенным духа и родины. Но для того, чтобы найти свою родину и слить-
ся с нею чувством и волею, и жизнью, - необходимо прежде всего жить духом и культивировать его в себе и, далее, необходимо осуществить предметное самопознание, или хотя бы обрести предметное самочувствие, - себя и своего народа в духе. Необходимо верно ощутить свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа; и реально утвердить себя в силах и средствах этой последней. Это значит признать, что предметность и своеобразие моего личного духа связаны подобием, общением и общностью с духовною культурой моего народа так, что ее творцы и ее создания суть мои достижения. Мой путь к духу - есть путь моей родины; ее восхождение к Богу - есть мое восхождение. Ибо я тождественен с нею и неотрывен от нее в обращении к Божеству. В этом религиозный корень патриотизма» [1, с. 99-100], утверждает философ.
Такое слияние патриота с его родиной ведет, по мысли И.А. Ильина, к чудесному и плодотворному возрастанию их энергий: духовная жизнь народа укрепляется всеми личными силами патриота, а патриот получает неиссякаемый источник творческой энергии во всенародном духовном подъеме и это взаимное питание, возвращаясь и удесятеряя силы, дает человеку непоколебимую веру в его родину. «Сливая мою жизнь с жизнью моей родины, - отмечает он, - я испытываю дух моего народа, как безусловное благо и безусловную силу; и, в то же время, я отождествляю себя с этою живою силою добра, я чувствую, что я несом ею, что я силен ее силою, что я прав ее правотою, что я побеждаю ее победами...
И на этом-то пути любовь к родине соединяется с верою в нее, так что истинный патриот не может сомневаться в грядущем расцвете, ожидающем его родину в будущем. Что бы не случилось с его народом, он знает верою и ведением, живым опытом и победами прошлого, что его народ не покинут Богом, что дни падения преходящи, а духовные достижения вечны, что тяжкий молот истории наверное выкует из его отечества булат могучий и победный. Нельзя любить родину и не верить в нее; ибо родина есть живая духовная сила, в которую нельзя не верить. Но верить в нее может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею истоки своей творческой воли и своего духовного самочувствия» [1, с. 100].
Такова, по Ильину, сущность родины и любви к ней -патриотизма. Но при таком понимании родины обнаруживается воочию, что человек лишенный ее, будет действительно обречен на своеобразное духовное сиротство и безродность; и что обретение родины есть поистине акт духовного самоопределения; что иметь родину-счастье, а утратить с нею связь есть великое горе; что любить родину и чувствовать тоску по ней не стыдно: наоборот, человеку естественно гордиться своим отечеством и верить в его великое предназначение. Словом, по мысли философа, патриотизм вполне приемлем для религии и нисколько не противоречит всемирному братству народов. Или, как сказали бы теперь, - интернациональному, общечеловеческому. Глубоко вдохновенные и яркие мысли найдет читатель в работах И.А. Ильина и об этом предмете, об этой стороне патриотизма.
«Истинный патриот любит дух своего народа и гордится им, и видит в нем источник величия и славы именно потому, что он есть Дух своего народа и гордится им, и видит в нем источник величия и славы именно потому, что он есть Дух, т.е. что он прекрасен высшею прекрасностью, сияющею всем людям и
Мочалов Е. В.
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. ИЛЬИНА
народам, и заслуживающею с их стороны такой же любви и гордости. Каждое истинное духовное достижение, - в знании или в добродетели, в религии, в красоте или в праве, - есть достояние общечеловеческое, которое может и должно объединить на себе взоры и чувства, и мысли, и сердца всех людей, независимо от эпохи, нации и гражданской принадлежности ... Оно свидетельствует о том, что самый патриотизм расцветает в глубоком лоне общечеловеческой духовности и что есть вершина, с которой открывается общечеловеческое братство, братство всех людей перед лицом Божьим» [1, с. 101-102].
Словом, «любить свою родину умеет только тот, кто не умеет ненавидеть и презирать другие народы; ибо только он знает, что такое дух, а без этого нельзя любить во истину свое отечество. Истинный патриот любит в своем народе то, что должны любить, - и будут любить, когда узнают, - и все другие народы; но зато и он любит у других народов то, что составляет истинный источник их величия и славы. Истинный патриот не только не слеп к духовным достижениям других народов, но он стремится постигнуть и усвоить их, ввести их в духовное творчество своей родины, чтобы обогатить ее жизнь, углубить ее путь и исцелить возможную неполноту ее достижений» [1, с. 102].
Итак, патриотизм у И.А. Ильина есть правая и верная любовь индивидуального «я» к тому народному «мы», которая возводит его к великому общечеловеческому «мы»; это есть реальное, духовное единение человека и народа в великом лоне общечеловеческого. «Это единение человека с его народом, слагается всегда, - утверждает философ, - в формы правовой связи и обычно принимает вид государственного союза. И когда это государственное единение людей творится нормальным правосознанием, движимым любовью и волею к духу, патриотизм придает душе всю силу, необходимую для героической обороны своей Родины, и в то же время он не позволяет ей впасть в дикую, агрессивную жадность международного разбойника...» [1, с. 103]
Таковы те многочисленные, действительно яркие и глубоко содержательные суждения и оценки, определения Ивана Александровича Ильина относительно истоков и сущности патриотизма как теоретической, социально-этической идеи, как фактора жизнедеятельности человека, народа, страны, как цели воспитания, формирования и развития, которые великий мыслитель оставил в своем труде «О сущности правосознания». Без преувеличения можно сказать, что о патриотизме здесь сказано так и столько, сказано с максимально возможной полнотой и глубиной, всесторонностью рассмотрения, как ни у кого другого в «Русском Зарубежье» первой половины XX века. И.А. Ильин в этом смысле - подлинный «певец патриотизма» или точнее - его философ, философ патриотизма, самый богатый мыслями теоретик русской патриотической идеи.
Ранее уже было сказано, что к теме патриотизма И.А. Ильин не раз обращался и в других своих трудах, в том числе в публицистике 1948-1954 годов «Наши задачи». Справедливым будет утверждение о том, что у И.А. Ильина вообще нет работ, где бы тема родины, патриотизма, России так или иначе не звучала. Но работа «Путь духовного обновления», созданная в Белграде 30-х годов (публикация 1935-1937 годов), -для исследования нашей проблемы значение имеет первостепенное. Ибо она, как уже было отмечено,
столь же концептуально, глубоко и основательно отразила взгляд философа (а в известной мере - и русской эмиграции в целом) на патриотизм. Разумеется, в этом своем сочинении и прежде всего в главе шестой «О Родине» И.А. Ильин с максимальной полнотой использует мысли, суждения, оценки своей неопубликованной (тогда еще) рукописи «О сущности правосознания» и прежде всего материалы ее десятой главы («О патриотизме»). Однако целый ряд мыслей о проблеме патриотизма, о родине и ее обретении, о сущности патриотизма и его роли в жизни человека, общества, государства, о воспитании патриотов даются здесь в более четких и даже лаконичных формулировках, в более убедительных и аргументированных логических построениях. Большей публицистичностью, образностью, яркостью отличается и язык этой работы.
Размышляя далее о процессе и условиях обретения родины, философ подчеркивает, что человек находит родину «не просто инстинктом, но инстинктивно укорененным духом, и имеет ее любовью, - духовной любовью, или, точнее и полнее, - любовью к национальному духу». Поэтому «для истинного патриотизма характерно и важно не «внешнее», само по себе, а «внутреннее»; не видимость, а сокровенная и явленная сущность. Важно то, что именно любится в любимом и за что оно любится. И вот, истинным патриотом будет тот, кто обретает для своего чувства предмет, действительно стоящий самоотверженной любви и служения».
Наконец, переходя к последнему фрагменту своих размышлений, фактически к обобщениям и выводам о патриотизме, И.А. Ильин, обращается к вопросам «механизма» (путей, условий, законов) формирования истинного патриотизма. Основные из этих «вопросов» повторены им из работы-рукописи 1919 года. Но один существенный момент добавлен и содержательно развит, разработан. Это вопрос о «воспитании» патриотизма и более всего - о «воспитателях» истинного патриотизма.
Да, обретение родины, доказывает И.А. Ильин, должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. «Никто не может предписать другому человеку его родину - ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть; ибо любить и радоваться, и творить по предписанию вообще невозможно... Так называемый «казенный», внешнепринудительный, официальный патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство родины, нередко даже повреждает его. А между тем опытный и тактичный воспитатель может действительно пробудить... настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязать. Для этого он сам должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь убедительно показывать... те глубины и пре-красности родины, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения. Он должен не «проповедовать» любовь к родине [1, с. 228].
Таков, по мысли философа, подлинный, истинный патриотизм. А если он подлинный, то обязательно -критичен, то есть непременно включает критическое отношение к тому, что и в истории, и в современной России вызывает обоснованное неприятие, недовольство. «Любить свой народ и верить в него, - убеждает И.А. Ильин, - верить в то, что он справится со всеми историческими испытаниями, восстанет из крушения очистившимся и умудрившимся, - не значит закрывать себе глаза на его слабости, несовершенства, а может
быть, и пороки. Принимать свой народ за воплощение подлинного и высшего совершенства на земле («Есть народы, у которых такой патриотизм традиционно преобладает», - отмечает И.А. Ильин в одном из примечаний [См.: 1, с. 234]) было бы сущим тщеславием, больным националистическим самомнением. Настоящий патриот видит не только духовные пути своего народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства. Духовная любовь вообще не предается беспочвенной идеализации, но созерцает трезво и видит с предметной остротой. Любить свой народ не значит льстить ему или утаивать от него слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними («Понятно, что здесь необходимы: зоркость, правдивость и гражданское мужество, - утверждает философ в еще одном примечании к основному тексту. - Одним из соблазнов национализма является стремление оправдывать свой народ во всем и всегда; преувеличивая его достоинства и сваливая всю ответственность за совершенное им на иные «вечно злые» и «предательски-враждебные» силы. Никакое изучение враждебных сил не может и не должно гасить в народе чувство ответственности и вины или освобождать его от трезво-критического самопознания: путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитание» [См.: 1, с. 235]. Как актуальны и эти слова русского мыслителя для нас сегодня!).
Национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство; она не должна внушать народу манию величия. Настоящий патриот учится на политических ошибках своего народа, на недостатках его характера и его культуры, на его исторических крушениях и на неудачах его хозяйства. Именно потому, что он любит свою родину, он пристально и ответственно следит за тем, где и в чем его народ не находится на надлежащей высоте; - он не боится указывать на это...»
Словом, «духовная любовь не есть опьянение или чванство; она не только горит, но и светит и светом показывает. Кто постиг духовную силу своей родины и проследил через историю пути и судьбы своего народа, тот должен был увидеть и установить пределы опасности национальной души. Смеет ли он молчать о них? И позволительно ли требовать от него молчания, ссылаясь на то, что его критика «срывает народное самочувствие» и «внушает народу недоверие к своим силам»? Нет и еще раз нет!
Ведь «есть критика и критика. Есть критика ироническая, злобная, несправедливая, нигилистическая и разрушительная; так критикуют враги. Но есть критика любовная, озабоченная, воспитывающая, творческая даже тогда, когда - гневная; это критика созидательная; так критикуют верные друзья; такая критика ничего сорвать не может, и то, что она «внушает» есть мужество и воля к определению своих слабостей. Так критикуют свое, любимое, - не отрываясь от него, но пребывая в нем; пребывая в слиянии и отождествлении с ним; говоря о «нас», для «нас», из крепкого и единого национального «мы»...» Такая, патриотическая критика - целительна.
Список литературы:
1. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993. -235 с.