© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?.
Климов Сергей Николаевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии ГОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ), г. Москва.
127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9., стр. 9.
Тел.: (499) 763-56-44. Е-mail: klisnmail.ru
Музяков Сергей Иванович, доктор философских наук, доцент, преподаватель кафедры философии и религиоведения ФГБВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.
123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14.
Тел.: (499) 684-13-56.
Климов С.Н., Музяков С.И.
ТВОРЧЕСТВО ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ РОССИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ВУЗЕ
Место и роль патриотизма в жизни любого социума велики. Во все времена он являлся важнейшим источником жизнедеятельности государства и народа. Его роль в истории России, в становлении нашего национального самосознания переоценить трудно. Как социокультурный феномен патриотизм выступает значимой детерминантой формирования мировоззрения личности.
Одним из важнейших слагаемых сознания является патриотическое сознание, под которым понимается относительно устойчивая система представлений личности о себе как биологическом, социальном и духовном существе, убежденном в ценности своей Родины, осознающим себя субъектом созидания и защиты Отечества, адекватно оценивающим себя в рамках единства и согласования личных, общественных и государственных интересов.
Основы патриотического самосознания закладываются в раннем периоде жизни человека в семье, дошкольных учреждениях, затем в школе. По мнению многих исследователей, этап первичной социализации - наиболее благоприятный для становления данного личностного образования, между тем как вузовская система призвана перевести патриотическое самосознание личности с эмоционально-чувственного на разумно-рациональный уровень. При решении этой задачи может и должен быть задействован богатый потенциал российской истории.
Доказательству необходимости, значимости патриотизма, патриотического воспитания, развитию патриотического самосознания немалое внимание уделяли отечественные философы. Многие из них в своих произведениях затрагивали вопрос об идеалах, ценностях патриотизма. Краткий историко-философский взгляд на данное неординарное явление, по мнению авторов, полезен, интересен и в познавательном, и в методологическом аспектах.
Издревле в национальной философской традиции тема Отечества была одной из центральных, в ней подчеркивался консолидирующий характер патриотических ценностей. Сам патриотизм рассматривался как основа и необходимое условие Русской национальной идеи. Формула, произнесенная московским первосвятителем Митрополитом Филаретом «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими», издревле определяла взгляд на патриотические ценности как религиозный долг, добродетель благочестивого христианина.
А.Н. Радищев подчеркивал такую ценность-качество русского человека, как готовность к самопожертвованию во имя своей Родины, которая и есть коренная черта, потому как «истинный человек и сын отечества есть одно и то же» [7, с. 188]. В борьбе патриот учится подчинять свои личные интересы общественным, он должен служить Отчизне, как требуют от него его совесть, честь и долг, независимо от вознаграждения.
Н.Г. Чернышевский расценивал патриотические качества личности как мерило человеческого достоинства: «Историческое значение каждого человека измеряется заслугами Родине, а человеческое достоинство - силой его патриотизма» [5, с. 220].
Л.Н. Толстой считал, что настоящий патриотизм очень возвышенное нравственное чувство. Обычно люди не могут определить, что такое патриотизм или вместо объяснения произносят напыщенные высокопарные фразы, или же подставляют под это понятие нечто, не имеющего ничего общего с патриотизмом, который мы все знаем и от которого все так жестоко страдаем.
Часто правительства злоупотребляют этим понятием в угоду своего исключительно выгодного положения. В связи с этим, Л.Н. Толстой отмечает, что в силу могущественных средств влияния на народ, чиновники всегда неукоснительно поддерживают в себе и у других патриотические чувства тем более, что эти чувства, поддерживающие государственную власть, более всего другого награждается этой властью [9, с. 34-36].
Религиозный философ и богослов А.В. Фроловский рассматривал любовь к Отечеству как сложное противоречивое чувство, в котором соединяются «голос крови и голос совести и, чаще перебивая друг друга, редко сливаются в мирном созвучии. И до этой меры патриотическая любовь должна возрастать в суровом внутреннем искусе» [5, с. 197].
Для Н.В. Гоголя само понятие любви к Родине является духовной ценностью только потому, что она является средством к спасению души.
В.В. Розанов, русский писатель, публицист и философ в числе приоритетов патриотических ценностей видел внутреннюю жертвенность, духовную преклоненность перед Отечеством. В письме своему биографу Э.Д. Голлербаху от 29 октября 1918 г. он писал: "До какого предела мы должны любить Россию? ... До истязания, до истязания самой души своей. Мы должны любить ее до "наоборот нашему мнению"..." [8, с. 12].
Отношение к патриотизму четко прослеживается в трудах классиков философской мысли второй половины XIX - первой половины XX в. В их числе В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев, Г.В. Флоровский, И.А. Ильин.
В.С. Соловьев подчеркивал, что русскому человеку присуща «духовно вселенская идея», помогающая ему преодолеть национальную ограниченность, но которая при этом не лишает чувства любви к родине. По мнению философа, добродетель патриотизма образуют две основные составляющие: «ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение». С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение. Говоря об истинной идее патриотизма, В.С. Соловьев говорит, что «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему Отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» [10, с. 37].
Не менее показательна в данном отношении деятельность Н.А. Бердяева. Во многих его работах рефреном проходит тема любви русского человека к Отечеству. В работе «Судьба России» он подмечает следующее: «Все наши политические достижения находятся в прямой зависимости от степени нашего патриотического воодушевления, от роста ответственности национального
сознания в русском обществе и народе... . Русский народ должен сейчас сделать величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что в России есть патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство. . Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму.» [1, с. 96].
Поистине «певцом патриотизма» считается русский философ И.А. Ильин, в творчестве которого глубоко и содержательно отражены истоки и сущность патриотизма как теоретической, социально-этической идеи, как фактора жизнедеятельности человека, народа, страны, как цели воспитания и формирования личности. В работах «О сущности правосознания», «Путь духовного обновления», «Наши задачи» ценностный потенциал патриотизма представлен ярко и предметно. В ходе анализа данных трудов вырисовывается определенная аксиологическая картина, в которой просматривается целый ряд ценностей патриотизма. Прежде всего это духовная жизнь, стремление к ее расцвету, духовное самоопределение как основа обретения Родины. «Любовь к родине должна быть осмысленной, как творческий акт духовного самоопределения, ибо только в этом виде своем она достигает истинной высоты и зрелости, сообщая последнюю санкцию и «нужде», и «долгу», и «чести», и «признательности», - подчеркивает И.А. Ильин [3, с. 93].
Указывая на необходимость единства духа истинного патриота и своего народа, философ говорит о целесообразности «единения в Мы»: которое «не может быть создано искусственно, произвольно или преднамеренно. Оно может сложиться только непроизвольно; оно возникает само собою, естественно, как бы расцветает в душе. Но это, с виду иррациональное расцветание имеет свои глубокие и разумные корни» [3, с. 97].
Мыслитель делает акцент на важности духовного творчества, под которым понимается «страдающее и трудящееся создание новых предметных ценностей; человека освобождает только порыв к духу, только осуществление духовных состояний; личный страх и личная гибель перевешиваются той любовью и тем радованием, которые посвящены не гибнущему, божественному содержанию» [3, с. 97].
По мнению И.А. Ильина, истинный патриот стремится к слиянию с духовной жизнью народа, подчеркивая такую ценность как народный дух или
национальный гений: «Каждое духовное достижение народа является единым, общим для всех очагом, от которого размножается, не убывая, огонь духовного горения так, что вся система национальной духовной культуры предстает в виде множества общих возженных огней, у которых каждый может и должен воспламенить огонь своего личного духа» [3, с. 98].
При раскрытии сущности истинного патриотизма И.А. Ильин критически относится к тому, что есть в истории страны и современной России. «Настоящий патриот видит не только духовные пути своего народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства. Духовная любовь вообще не предается беспочвенной идеализации, но созерцает трезво и видит с предметной остротой. Любить свой народ не значит льстить ему или утаивать от него слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними» [4, с.235].
В числе важных качеств патриота философ видит способность к самоотвержению: «...истинная любовь дает всегда способность к самоотвержению, ибо она заставляет любящего человека любить свой предмет больше себя. И вот, если человек обретает для такой любви предмет действительно заслуживающий ее по своему объективному достоинству, и если этим предметом является духовная жизнь и духовное состояние его народа, - то он становится истинным патриотом.» [3, с. 96].
В философских идеях И.А. Ильина одним из источников любви к Родине выступает духовный опыт общения человека с родной природой. В работах мыслителя воспитание любви к Отечеству представлено через деяние, которое выражено в творческом деятельном освоении ценностей русской культуры, а понятие патриотизма представлено показателями любви к родине, своему народу, к родной природе, понимания национальной духовности русского народа, уважения его духовного своеобразия, национально-духовного и семейного уклада.
Говоря о патриотизме нельзя обойти родной язык. Ведь именно родной язык является основой этого чувства. Связи языка с чувством патриотизма многомерны и различны. Выдающийся немецкий ученый В.фон Гумбольдт рассматривал язык как объединенную духовную энергию говорящего на нем народа, как своеобразную концентрацию мыслей и чувств каждого этноса [2], а не менее известный русский и украинский лингвист А.А. Потебня видел в языке
способ духовной консолидации этноса, единственный признак, по которому мы узнаем народ [6].
В современных условиях язык, к сожалению, не используется во всем своем богатстве для патриотического воспитания. Используемые в настоящее время упрощенные, универсальные формы передачи смысла, обедняют язык и всю полноту проявления патриотического самосознания нации. Поэтому, по нашему мнению, необходима хорошо продуманная стратегия развития родного языка, путем обучения родному языку на различных уровнях образования. А универсальным средством обучения языку должна быть литература классическая и современная.
Патриотическое воспитание должно начинаться с родного языка, то есть со слова, то завершаться или, во всяком случае, продолжаться должно делом. Дело, как и национальную идею, нельзя вытащить из пожелтевших газет или придумать из головы. До него нужно дожить. Ну а пока хотя бы прочесть Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, С.М. Соловьева, К.С. Аксакова, А.С. Хомякова и других великих мыслителей.
Таким образом, русские мыслители в ряду патриотических ценностей рассматривали не только любовь к благу и славе Отечества, но и горячее, осознанное стремление способствовать процветанию его во всех отношениях. Патриотом считался человек, который действовал во благо своего государства и народа. При этом считалось, что патриотическое чувство гордости за свое Отечество не является основанием для высокомерного отношения к другим народам, с другой стороны - любовь и уважение к другим народам, признание их достоинств, оправданное восхищение их достижениями не должно перерастать в пристрастие ко всему иноземному, в привычку постоянного подражательства.
В сегодняшнее непростое время следует отметить первостепенную важность и значимость воспитания у человека любви к Родине, основанной на знании истории своей страны, уважении культурно-исторических традиций народа, изучении родного края, его культурных и природных особенностей. Истинный патриот национален. Нет патриотизма без памяти, памяти - без языка, а языка - вне народного духа. Нет истории «вообще». Каждый народ - это самобытная история, неповторимый земной крестный путь. Его назначение раскрывается в духовной содержательности культуры, искусства и религии, в самом духе народа и его слове.
Национальность - это историческое имя народа. Это имя культуры, в лоне которой вырос и которую создавал народ. Лишенный национального духа перестает быть личностью, ибо личность образуется и в русле движущейся истории народа. Язык подсказывает нам: идти к добру - значит идти к народу. Именно язык отсылает нас к народной мудрости.
По нашему мнению в современных документах по образованию нет трех ключевых понятий, без которых идея служения, идея патриотизма, направляющая весь воспитательный процесс в любой здоровой по духу школе не может быть ни осознана, ни воспринята. Эти слова: Бог, народ и Родина. Без этого невозможны понятия патриотизма и служения. Служить можно только высшему, определенному, исторически утвержденному и освященному в сознании поколений, то есть народу, а не обществу, ибо народ - понятие нравственное, а общество может быть любым...
Таким образом использование взглядов видных российских философов в процессе формирования патриотического самосознания нынешней молодежи
позволяет четко артикулировать базисную основу патриотического воспитания.
* * *
1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. М., 1918.
2. Гумбольдт В. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков // Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.
3. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 1993.
5. Мир России - Евразия: антология / сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высшая школа, 1995.
6. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993.
7. Радищев А.В. Избр. педагогич.сочин. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1952.
8. Саккулин А.А., Макаров Ю.А. Василий Васильевич Розанов и фрейдизм. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2004.
9. Толстой Л.Н. Патриотизм и правительство // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М., 1958. Т. 90.
10. Энциклопедический словарь. СПб., 1898. Т. XXIII.