Научная статья на тему 'Народные традиции в гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников'

Народные традиции в гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1417
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджимагомедова Шумайсат Солеймановна

В статье рассмотрена проблема воспитания гражданско-патриотических качеств, используя народное творчество (фольклор, обычаи и традиции, культура этногрупп). Выявлены истинные ценности воспитания у подрастающего поколения патриотизма, чувства гордости и нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджимагомедова Шумайсат Солеймановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные традиции в гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников»

78

• ••

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

УДК 373.1.02

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СТАРШЕКААСНИКОВ

© 2008 гаджимагомедова Ш.С.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье рассмотрена проблема воспитания гражданско-патриотических качеств, используя народное творчество (фольклор, обычаи и традиции, культура этногрупп). Выявлены истинные ценности воспитания у подрастающего поколения патриотизма, чувства гордости и нравственности.

The author of the article considers the problem of development of civil-patriotic qualities, using the folk creative activity (the folklore, customs and traditions, ethnic groups’ culture). True values of education have been revealed during development of growing generations’ patriotism, feelings of pride and morality.

Ключевые слова: патриотизм, этнорегиональный подход, патриотические чувства, старшеклассники, народное творчество.

Keywords: patriotism, ethnic and regional approach, patriotic feelings, senior pupils, folk creative activity

В современном обществе усилился интерес к формированию личности в конкретной социокультурной и национальной среде. При этом в качестве признаков регионализации современного российского образования выступает учет этнорегиональных особенностей в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения. С этих позиций в сфере образования на региональном уровне появляются тенденции, отражающие, закономерности педагогического процесса учитывающие национально-

региональную специфику, связанную с историческими, демографическими,

экономическими особенностями, менталитетом этноса и т.д.

Актуальное значение приобретают проблемы образования в полиэтническом, многоязычном СевероКавказском регионе, где многие народы имеют общие черты с точки зрения истории, культуры, менталитета, что способствует выбору опре-

деленных педагогических приемов, которые следует применить в гражданско-патриотическом воспитании. Следовательно, реализация в образовательной практике этнопедагоги-ческого подхода ориентированного на разрешение противоречия между этносоциальными аспектами, и неадекватностью учебного процесса в образовательной системе, важное значение имеет ознакомление субъекта педагогического воздействия с общероссийской культурой, с ценностями, нормами национальной культуры, формирование у подрастающего поколения патриотизма и т.д.

С учетом сказанного главной задачей реализации этнорегионального подхода в образовательной школе выступает формирование элементов национальной культуры, посредством изучения родного языка, методы и средства, подготовки которых должны быть ориентированы на достижение цели гражданско-патриотического вое-

Психолого-педагогические науки •••

питания, построение образовательного процесса, в ходе которого формируется личность патриота, гражданина и т.д. Кроме того, ключевую роль в реализации этнорегионального подхода играет такое явление как педагогическая позиция семьи, влияние которой особенно значимо, поскольку она оказывает существенное воздействие помимо школы на формирование патриотизма у подростка воспитание патриотических чувств и т.д. С детских лет ребенок начинает осознавать свою принадлежность к этносу, к региону, знакомится с традициями и обычаями своего рода, этноса и региона, знает, где находится Кавказ, Дагестан, что они входят в состав России, идентифицируют себя со своим этносом в лице родителей, подражают им, проявляют уважение к своей стране, республике, роду, тухуму и т.д.

Одной из задач нашего исследования выступает определение стимулов формирования патриотизма у старшеклассников в полиэтнических, этнорегиональных условиях, которая решается на основе анализа теоретических психолого-педагогических, философских и социологических источников и т.д. С целью использования выявленных механизмов в педагогическом процессе для выявления условий эффективности формирования патриотизма у старшеклассников нами построена модель гражданскопатриотического и толерантного воспитания, в систему стимулов которого вошли: использование на занятиях и в самостоятельной деятельности традиций и обычаев народов Дагестана; организация занятий с этноре-гиональной тематикой, ориентированной на формирование общегражданских, патриотических и одновременно этнорегиональных ценностей; развитие у учащихся интереса к истории своей семьи, народа, республики и страны; использование устного народного творчества, фольклора, при проведении традиций занятий для педагогического коллектива по

79

общегражданской и этнорегиональ-ной тематике и т.д.

Рассмотрение механизмов формирования гражданско-

патриотического воспитания у старшеклассников позволило определить стимулы, под которыми мы понимаем привлекательные средства и силы педагогического процесса, способствующие формированию гражданскопатриотического сознания, чувств и норм поведения.

Следовательно, опытно-

экспериментальная работа по установлению наиболее приоритетных путей этнорегионального взаимодействия семьи, школы и других общественных организаций обеспечивающей формирование гражданскопатриотического сознания и поведение личности старшеклассника должна на наш взгляд, протекать с позиций этнорегионального подхода. С учетом этнорегионального подхода в экспериментальной работе в качестве путей формирования патриотического сознания и поведения использованы: приобщение старше-

классников к культуре этнических групп Дагестана и России в целом, формирование знаний по культуре своего народа в различные исторические эпохи развития; включение подростков в диалоговую деятельность, развитие потребностей в этнической культуре своего рода, этноса и т.д.; включение в региональную и общечеловеческую предметнопространственную среду, стимулирующую межнациональные отношения и т.д.

Следует отметить, что разработанные пути, формы, методы, и средства в своей совокупности составили систему воспитательной работы по формированию патриотических чувств у старшеклассников. Кроме того, в нашем исследовании важное значение отводилось изучению народных традиций, способствующих более близкому знакомству с национальной культурой, с духовным наследием предков, что непосредст-

80

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

венным образом влияло на формирование патриотических чувств у старшеклассников.

На наш взгляд народные традиции и обычаи не потеряли своей жизненной необходимости и в настоящее время, поскольку всё самое положительное, ценное, накопленное народной мудростью в течение многих столетий, выступает составной частью общей системы воспитания. При этом, народные традиции и обычаи, являясь составной частью теории и практики формирования личности, воспитания патриотизма и чувства гордости за принадлежность этносу имеют исторически преемственный характер и важнейшее основополагающее значение для обеспечения у подрастающего поколения гражданской позиции, любви к этносу и т.д.

Одним из важнейших и эффективных историко-культурных памятников формирования патриотизма старшеклассников выступает богатый фольклор, где отражается вся жизнь народа в ее наиболее характерных чертах. При этом в фольклоре раскрываются отношения людей к природе, к животному миру, к труду; восхваляется патриотизм, смелость честь, достоинство; осуждаются такие человеческие пороки, как лень, тунеядство, лицемерие, предательство и т.д. Следует особо отметить, что в фольклоре очень четко раскрываются взаимоотношения родителей и детей, старших и младших, предков и потомков, где выделяется любовь к детям, послушание воле родителей, уважение к старшим и забота о младших, почитание отца и матери и т.д. рассматриваемые нами как показатели сформированное™ гражданско-патриотических чувств и позиций.

На наш взгляд, произведения устного народного творчества несут в себе воспитательный потенциал, имеет моральную ценность и значимость, что позволяет рассматривать фольклор в качестве неотъемлемой

части культуры народа, его педагогической энциклопедией и средством патриотического воспитания старшеклассников. Произведения устного народного творчества доводят до нас взгляды на воспитание и обучение подрастающего поколения, которые существовали в глубокой древности и были известны этническим группам, среди которых выделяются также оригинальные пути и средства воздействия на личность подростка с целью формирования истинного патриотизма, чувства гордости за род, тухум, этнос и т.д.

Следовательно, при формировании патриотических качеств, огромное значение имеет пути и средства физического и трудового воспитания, чему свидетельством фольклорные произведения, герои которых наряду с высокими умственными и нравственными качествами обладают и хорошим физическим развитием трудолюбия. Побеждая великанов с помощью хитроумных способов, воздавая должное разуму героя, иронизируя физическую слабость, народ формировал любовь к своему народу, готовность служить ей и т.д.

Во многих сказаниях и сказках его героям воспевается и приписывается огромная физическая сила и исключительные подвиги в борьбе с врагами родины, что позволяет характеризовать фольклор как гуманистическое эффективное средство воздействия, способствующее формированию любви к Родине, к родной земле, дружбы, братства и.т.д., которые широко отражены во многих жанрах устного народного творчества.

Анализ этнографических и других материалов показывает, что основной идеей эпоса является воспитание героев, умеющих защищать Родину от иноземных врагов, восхваление славных, дальновидных сынов, борющихся за независимость и дружбу народов, высоких моральных качествах народных героев и т.д. Кроме того, в фольклорных произведениях преимущественно описыва-

Психолого-педагогические науки •••

ется победа добра над злом, героями, которых являются люди отличающиеся мужеством, гражданской доблестью, герои сказок, побеждающие злых духов, чудовищ, где присутствует уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, в силе защитников народа и т.д.

Важное значение для гражданскопатриотического воспитания старшеклассников имеет этика и этические нормы, представленные в национальной культуре народа, где этические добродетели выступают свойствами характера, характеризирующие темперамент личности. С этих позиций рассмотрение этических норм этноса, региона, рода и т.д., которые касаются формирования гражданскопатриотических ценностей у подрастающего поколения, указывают на значимость горского этикета.

На наш взгляд, как бы ни подменялись истинные ценности, выработанные народным опытом, сколь бы усердно ни ослепляли людей сиюминутными интересами, в любом случае у каждого человека есть родина,

Примечания

81

нация, язык, обычаи, в которых он формировался как частичка этно-группы, воспитывается как гражданин и патриот. С этих позиций ценность горского этикета, выработанной прадедами, подразумевает бережное отношение к родному очагу, к родителям, к своим истокам, что является самой важной из всех нравственных реликвий. Сегодня, когда человек несет свой опыт из поколения, в поколение, предостерегая детей от зла, обучая их добру, когда размытыми становятся понятия достоинства, чести, совести, веры и духовности, педагогический потенциал горского этикета увеличивается во много раз, поскольку способствует формированию патриотических чувств и позиций. С этих позиций важной задачей образования становится передача векового опыта в его национальной форме, способствующей успешному патриотическому воспитанию подростков, воспитание на примерах народного патриотизма, поскольку духовное начало личности исходит от исторических глубин.

1. Алексеева С.А. Место этнических традиций в цивилизованном процессе: Дис. ... канд. филос. наук. М., 1976. 176 с. 2. Положение о гражданско-патриотическом движении молодежи «Россия - Родина моя»//Мое Отечество. 1997. № 1. С. 6-11. 3. Сиволобова Н.А. Гражданскопатриотическое воспитание учащихся на основе культурно-исторических традиций. Дисс, канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 180 с. 4. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М. : Учпедгиз, 1961. 223 с. 5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Собрание сочинений. T. 2. М. -Л., 1948, С. 69-167. 6. Фролов В.Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях//Проблемы развития личности в современном российском обществе. М.: ИМ, 1996. С. 101-107. 7. Хачирова З.К. Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа. Автореферат дис... канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. 17 с.

Статья поступила в редакцию 27.11.008 г.

УДК 378

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

© 2008 Магомаева С.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.