УДК 37.0+13+316.3/.4+373.3/.5
Валиева Зема Ираклиевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, [email protected], Владикавказ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИИ МИРА И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА
Аннотация. В статье отражены особенности патриотического воспитания для поддержания гражданского мира и межнационального согласия в условиях Северокавказского региона, представлены необходимые условия для полного восстановления стабильности и процветания всех проживающих здесь народов, как важнейшие национально-государственные приоритеты для российского государства и общества в настоящее время. Особое место отведено комплексному подходу, который позволяет скоординировать и интегрировать необходимые усилия на федеральном, региональном, местном уровнях, привлечь широкие научные и образовательные ресурсы, способствующие формированию у подрастающего поколения культуры и этики межэтнического взаимодействия.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, поддержание гражданского мира, межнациональное согласие
Valieva Zema Irklievna
Ph. d., Assistant Professor of psychology NOSU n. K.L. Khetagurov, [email protected], Vladikavkaz
PATRIOTIC EDUCATION AS A FACTOR IN MAINTAINING PEACE AND INTER-ETHNIC HARMONY IN THE NORTH CAUCASUS
Abstract. The article reflects particularly patriotic education for the maintenance of civil peace and ethnic harmony in the North Caucasus region, are necessary conditions for the complete restoration of stability and prosperity of all peoples living there, as the major national and state priorities for the Russian state and society at the present time. A special place is given to an integrated approach, which allows you to integrate and coordinate the necessary efforts at the federal, regional and local levels, to attract broad scientific and educational resources that promote the formation of the younger generation of culture and ethics of inter-ethnic cooperation.
Keywords: patriotic education, maintaining civil peace and harmony
В современных условиях проявляются определенные негативные явления в Северокавказском регионе, появилось много неформальных подростковых объединений, для которых нормой жизни становятся социально неприемлемые виды деятельности. В сознании немалой части подростков происходит своеобразная деградация нравственно-ценностных приоритетов, развиваются эгоизм, этноцентризм и равнодушие к окружающим. За последнее время в молодежной среде, особенно в поликультурном образовательном пространстве, значительно усилились националистические настроения, проявляются жестокость, насилие, интоле-рантное отношение к чужим обычаям и тра-
дициям, чужой вере. Данный аспект определяется, в первую очередь, отсутствием социального наследия в общественных воспитательных организациях, низким уровнем культуры межнационального взаимодействия среди молодежи, усилением взаимозависимости стран и народов современного мира, социальными реформами в России, изменением курса государственной национальной политики, сменой приоритетов в нравственно-ценностном сознании людей и т. д.
Поддержание гражданского мира и межнационального согласия крайне сложной и исключительно важной темой для страны назвал президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с членами Общественной палаты (20
января 2011 г.). «Поддержание гражданского мира в нашем государстве, межнационального и межконфессионального согласия -это не только обязательное условие модернизации нашего государства, это просто обязательное условие сохранения нашего государства в том виде, в котором оно сегодня существует. Для этого мы обязаны беречь и продвигать подлинные, а не мнимые ценности всех народов, входящих в нашу многонациональную страну, всех культур этих народов и, в том числе, конечно, и культуры русского народа, потому что эта культура всегда была системообразующей в нашем государстве», - сказал Д. Медведев [3].
В рамках реализации федеральных целевых программ в Северокавказских республиках: «Юг России (2008-2012 годы)», «Наша Осетия», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 20082011 годы», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» осуществляется создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, ее вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества. Однако тенденции национального самоопределения, проявляющиеся в таких формах, как стремление к внутренней федерализации полиэтнических республик, возможное разделение бинациональных республик, стремление к самоопределению вне суверенных государств, объединение разделенных народов привело к накоплению противоречий в этнополитической сфере. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделенных народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.
Таким образом, создание необходимых условий для полного восстановления стабильности, мира и межнационального согласия в Северокавказском регионе, достижения процветания всех проживающих здесь народов является одним из важнейших национально-государственных приоритетов
для российского государства и общества в настоящее время. Решение указанных задач требует комплексного, системного подхода, который позволяет скоординировать и интегрировать необходимые усилия на федеральном, региональном, местном уровнях, привлечь широкие научные и образовательные силы и ресурсы, способствующие формированию у подрастающего поколения культуры и этики межэтнического взаимодействия.
Изучение содержания, тенденций, функций культурно-идеологических трансформаций, протекавших на Северном Кавказе в условиях государственного распада и радикальных преобразований постсоветского периода, показывает, что для перспектив политической консолидации и социальнокультурной интеграции государственного пространства современной России фундаментальное значение имеет патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ведь именно патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ как важнейшего фактора поддержания мира и межнационального согласия является актуальной задачей современного общества.
Как отмечено в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов. Цель патриотического воспитания - развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства,
обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [2].
На достижение этих целей должны сегодня работать все общественные социальные институты, в том числе и возродившие свою деятельность в ряде республик Северного Кавказа молодежные организации, органы общественного самоуправления (народные собрания, «ныхасы», «советы старейшин», сельские сходы и т. п.), которые, не копируя деятельности государственной власти, способствуют возрождению прогрессивных народных обычаев и традиционной культуры, совершенствованию процесса патриотического воспитания молодого поколения. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи, ориентированное на развитие и поддержание уважения к национальным традициям и обычаям как своего, так и других народов, на позитивное межнациональное общение.
Как отмечают некоторые исследователи (С. Д. Гуриева, Ю. С. Давыдов, З. К. Кар-гиева, Н. Г. Маркова, В. В. Пионтковский, О. Е. Сироткин, Е. Е. Хатаев, Л. Л. Хоперская, А. Ф. Шакирова и др.), необходимо развитие поликультурного образования таким образом, чтобы вся система образования -от начальных до высших ступеней - действовала на основе ценностей подлинного патриотизма, богатого опыта народов по воспитанию подрастающего поколения в духе гуманизма и с учетом специфики сложившихся на Северном Кавказе обычаев, традиций, этикетов и ритуалов. Раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, многие мыслители и педагоги прошлого указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [7, с. 160].
Патриотическое воспитание подрастающего поколения будет способствовать поддержанию гражданского мира и меж-
национального согласия в рамках высокой культуры межэтнических отношений, когда обмен духовными ценностями протекает в условиях сохранения национальных особенностей, неповторимого облика каждой национальной культуры, а сближение культур влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Заметим, что подобное взаимодействие совершенно не ущемляет национальных интересов и национальных культур. В современных условиях мировое сообщество, опираясь на новое гуманистическое мышление, все глубже воспринимает идею диалога культур, нравственная ценность которого как раз и состоит в том, чтоб помогает объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур. Не менее важно осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное и взглянуть на традиции собственного народа глазами других народов. Многонациональный коллектив становится пространством, благоприятным для саморазвития каждой личности, а этнокультурное взаимодействие молодежи в таких условиях способствует как культурному взаимообогащению личности, так и поднятию уровня межэтнического взаимодействия. Патриотизм, в таком случае, является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность
преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [4, с. 194-202; 6]. По мнению А. Н. Вырщи-кова и М.Б. Кусмарцева, важнейший социокультурный постулат, раскрывающий смысл патриотического воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 48].
Таким образом, основными направлениями патриотического воспитания как фактора поддержания гражданского мира и межнационального согласия являются: использование богатого опыта горских народов по воспитанию подрастающих поколе6ний: просвещение воспитанников, формирование духовно-нравственных приоритетов, привитие им знаний о традициях и культуре своего и других народностей; проведение воспитательных мероприятий в рамках федеральных и региональных проектов, направленных на формирование у учащейся молодежи чувства высокого патриотизма, толерантности к разнообразным культурам, противодействия любым экстремистским проявлениям и пропаганде насилия в молодежной среде, стремлению разделить людей по национальным, религиозным или другим признакам; учет факторов, определяющих характер этнополитических конфликтов на Северном Кавказе: полиэтнический и поли-конфессиональный состав населения; территориальные притязания; необоснованные депортации кавказских народов; использовать потенциал института посредничества, представителей национально-культурных центров, семьи, учреждений дополнитель-
ного образования, общественных организаций, молодежных движений
Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г. К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [5, с. 542].
Для поддержания гражданского мира на основе межнационального согласия, развития межкультурного диалога, формирования толерантности и противодействия этническому и религиозному экстремизму в молодежной среде на Северном Кавказе необходимо использовать потенциал общественных организаций, федеральных целевых программ, молодежных организаций, детско-юношеских форумов. Показательными в этом отношении для нас стали, например, такие крупные мероприятия, как северокавказский детский форум «Дети Кавказа - за мир на Кавказе»; всероссийская молодежная «Школа толерантности»; всероссийский детский фестиваль «Казачок»; серия научно-практических тренингов-семинаров «Гуманитарные технологии укрепления общероссийской идентичности народов Юга России: межэтнические, межкультурные и межконфессиональные процессы»; межрегиональное совещание «Актуальные вопросы реализации государственной национальной политики на Юге России»; фестиваль для учащейся молодежи «Мы вместе!»; проводятся молодежные
спортивные игры, которым в ближайшей перспективе планируется придать статус открытых соревнований под названием «Кавказские молодежные игры» и в которых будут участвовать команды из различных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран.
Чтобы воспитать современную молодежь в духе гражданского мира и межнационального согласия, научить понимать и ценить культуру, традиции и обычаи своего народа, уважать культуру других этносов и религий, необходимо кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса. Решение этой трудной задачи в рамках образовательных учреждений лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых для выпускников общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием его потребности и способности ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов и конфессии. Знание богатства межнациональных и межконфессиональных особенностей обеспечивает развитие культуры взаимодействий, взаимопонимания и взаимоуважения; гармонизацию их интересов и устремлений. Возглавить данную работу должен, безусловно, преподаватель вуза. От его компетентности, профессионализма и грамотности в данном вопросе зависит успех проводимых мероприятий. Какими же качествами должен обладать преподаватель, формирующий культуру межнационального взаимодействия у молодого поколения в поликультурной среде? Конечно это знание историко-политических и поликонфессио-нальных основ воспитательного процесса у горских народов Северного Кавказа, верность общечеловеческим ценностям, духовное богатство, демократизм. Немаловажную роль играет социальная активность педагога, его способность понимать воспитанника.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем необходимым создание в образовательных учреждениях республик Северного Кавказа научно-исследовательских лабораторий по изучению истории, педагогики, психологии, культуры, традиций, обычаев народов региона, а также Северо-Кавказского центра межнациональных отношений. В целях совершенствования межнациональных отношений целесообразно было бы создать музей народов Северного Кавказа.
Библиографический список
1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
2. Концепция патриотического воспитания граждан российской федерации. - М., 2003.
3. Медведев Д. А. Межнациональное согласие - условие сохранения государства. [Электронный ресурс] URL: http://scienceport.ru/con-tent/medvedev.
4. Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание в этнорегиональном пространстве // Сибирский педагогический журнал.- № 6. - 2006. -С. 194-202.
5. Селевко Г К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Сироткин О. Е. Проблемы формирования гражданско-правовой культуры современного российского общества // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 217-226.
7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: - М., 1974.
8. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1999.