Научная статья на тему 'Патриотизм или толерантность: межнациональные отношения в полиэтнических обществах ХХI в'

Патриотизм или толерантность: межнациональные отношения в полиэтнических обществах ХХI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
887
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МИГРАЦИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / GLOBALIZATION / TOLERANCE / PATRIOTISM / MIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Апажева Елена Хасановна, Зумакулов Борис Мустафаевич, Маремшаова Ирина Исмаиловна, Цолоев Тамерлан Султанович

Межнациональные отношения играют существенную роль в стабильном развитии практически любого государства в мире. Глобализация и массовое перемещение людей делает эту проблему актуальной и в XXI в. Это связано, в первую очередь, с негативными последствиями как для большинства самих мигрантов, так и для граждан принимающих стран. Массовая миграция жителей Африки и Ближнего Востока в страны Западной Европы внесла негативные коррективы в межнациональные и межрелигиозные отношения, начиная с бытовых и заканчивая масштабными терактами в европейских городах. Жизнь опровергла некоторые постулаты, существовавшие в странах Старого Света. Один из них толерантность, на которой воспитывалась западная молодежь. Как негативное последствие такого воспитания беззащитность перед вызовами глобализации и неумение постоять за себя в трудных жизненных ситуациях. События, связанные с межнациональными отношениями XXI в., вызывают сомнения в истинной цивилизованности некоторых государств. В данной статье раскрывается проблема взаимоотношений стран и народов с разной религией, менталитетом и культурными ценностями и делается вывод о том, что неприемлемые межнациональные и межрелигиозные отношения складываются не всегда по вине малообразованных и низко культурных людей, а наоборот, иногда поощряются руководителями высокоразвитых государств. В нашей стране также существуют межнациональные проблемы разного толка, что связано и с внутренней миграцией, и с пробелами в национальной политике государства. Поиски национальной идеи привели к позабытому в постперестроечные времена понятию «патриотизм». История показала, что для молодежи оно более приемлемо, чем «толерантность», и больше отвечает запросам времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Апажева Елена Хасановна, Зумакулов Борис Мустафаевич, Маремшаова Ирина Исмаиловна, Цолоев Тамерлан Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM OR TOLERANCE: THE INTERNATIONAL RELATIONS IN MULTIETHNIC SOCIETIES OF THE 21ST CENTURY

The article deals with the problem of patriotism and tolerance in international relations. Globalization and mass migration made this problem very urgent in the 21st century. These processes have negative consequences both for migrants and for citizens of host countries. Mass migration from Africa and the Middle East to Western European countries badly affected international and interreligious relations beginning with household problems andfinishing with large-scale terrorist attacks in Europe. Life has disproved some postulates existing in European countries. One of them is tolerance which was one of the western values for youth in Europe. But it has a negative consequence because young people are vulnerable when they face problems of globalization and unable to be confident in difficult life situations. Some events connected with the international relations of the 21st century raise doubt whether some states are really civilized states. The article highlights the problem of relationship between countries and people with different religion, mentality and cultural values. The authors came to the conclusion that poor international and interreligious relations develop not due to less educated and low cultural people but on the contrary they are sometimes encouraged by leaders of advanced states. Russia also has some international problems connected with internal migration and some gaps in national policy of the state. The search of the national idea has led to the concept of "patriotism " forgotten in post-Perestroika times. Our history has proved that the concept "patriotism " is more acceptable than "tolerance "for our youth and fits our mentality.

Текст научной работы на тему «Патриотизм или толерантность: межнациональные отношения в полиэтнических обществах ХХI в»

УДК 93/94

Е.Х. Апажева, Б.М. Зумакулов, И.И. Маремшаова, Т.С. Цолоев

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова

ПАТРИОТИЗМ ИЛИ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ ХХ1 В.

Межнациональные отношения играют существенную роль в стабильном развитии практически любого государства в мире. Глобализация и массовое перемещение людей делает эту проблему актуальной и вXXI в. Это связано, в первую очередь, с негативными последствиями как для большинства самих мигрантов, так и для граждан принимающих стран.

Массовая миграция жителей Африки и Ближнего Востока в страны Западной Европы внесла негативные коррективы в межнациональные и межрелигиозные отношения, начиная с бытовых и заканчивая масштабными терактами в европейских городах. Жизнь опровергла некоторые постулаты, существовавшие в странах Старого Света. Один из них - толерантность, на которой воспитывалась западная молодежь. Как негативное последствие такого воспитания - беззащитность перед вызовами глобализации и неумение постоять за себя в трудных жизненных ситуациях.

События, связанные с межнациональными отношениями XXI в., вызывают сомнения в истинной цивилизованности некоторых государств. В данной статье раскрывается проблема взаимоотношений стран и народов с разной религией, менталитетом и культурными ценностями и делается вывод о том, что неприемлемые межнациональные и межрелигиозные отношения складываются не всегда по вине малообразованных и низко культурных людей, а наоборот, иногда поощряются руководителями высокоразвитых государств.

В нашей стране также существуют межнациональные проблемы разного толка, что связано и с внутренней миграцией, и с пробелами в национальной политике государства. Поиски национальной идеи привели к позабытому в постперестроечные времена понятию «патриотизм». История показала, что для молодежи оно более приемлемо, чем «толерантность», и больше отвечает запросам времени.

Ключевые слова: межнациональные отношения, глобализация, толерантность, патриотизм, миграция.

E.H. Apazheva, B.M. Zumakulov, I.I. Maremshaova, T.S. Tsoloev

Kabardino-Balkarian State University named after H.M.Berbekov, Nalchik

PATRIOTISM OR TOLERANCE: THE INTERNATIONAL RELATIONS IN MULTIETHNIC SOCIETIES OF THE 21ST CENTURY

The article deals with the problem of patriotism and tolerance in international relations. Globalization and mass migration made this problem very urgent in the 21st century. These processes have negative consequences both for migrants and for citizens of host countries.

Mass migration from Africa and the Middle East to Western European countries badly affected international and interreligious relations beginning with household problems andfinishing with large-scale terrorist attacks in Europe. Life has disproved some postulates existing in European countries. One of them is tolerance which was one of the western values for youth in Europe. But it has a negative consequence because young people are vulnerable when they face problems of globalization and unable to be confident in difficult life situations.

Some events connected with the international relations of the 21st century raise doubt whether some states are really civilized states. The article highlights the problem of relationship between countries and people with different religion, mentality and cultural values. The authors came to the

conclusion that poor international and interreligious relations develop not due to less educated and low cultural people but on the contrary they are sometimes encouraged by leaders of advanced states.

Russia also has some international problems connected with internal migration and some gaps in national policy of the state. The search of the national idea has led to the concept of "patriotism " forgotten in post-Perestroika times. Our history has proved that the concept "patriotism " is more acceptable than "tolerance "for our youth and fits our mentality.

Key words: international relations, globalization, tolerance, patriotism, migration.

Межнациональные отношения продолжают играть важную роль в стабильном существовании практически любого государства на современном этапе. Несмотря на «политику толерантности» и «мультикультуризма», национальный вопрос стал актуальным в странах старого света, особенно во время миграционного кризиса, обнажившего всю слабость этой политики. Как и прежде, межнациональные проблемы не стоят здесь в чистом виде, а являются следствием проблем политических, экономических и социальных. В России на протяжении последних десятилетий в нашей стране предпринимались различные меры по разрешению межнациональных конфликтов. Это было и примитивное устранение графы «национальность» в российском паспорте, и попеременное разыгрывание то «еврейского», то «мусульманского» или «кавказского» вопросов, неоднократные решения о создании министерства по делам национальностей, а также многочисленные научно-практические предложения о способах достижения межнационального согласия. Все это подтверждало сложность и неоднозначность данного феномена. С периода «перестройки» в сознание молодежи внедрялось понятие «толерантность», полностью перекрывшее понятные с советских времен «патриотизм» и «интернационализм».

Любовь к своей Родине и уважение к другой нации и культуре сменились непонятным «терпением» кого-то и для чего-то, что было не совсем ясно. Речь не идет о том, что данная политика не имеет под собой почвы или не имеет права на существование. Дело в другом: насколько она оправдала себя в мире. События последнего десятилетия заставляют нас вернуться к политике «толерантности» и вчитаться в первоисточник более внимательно, тем более что мы имеем возможность проследить ее результаты.

Как известно, Декларация принципов толерантности была утверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Статья 1 документа «Понятие толерантности», наряду с принятием многообразия культур (1.1), признанием универсальных прав и основных свобод человека (1.2.), провозглашает толерантность как отказ от догматизма и абсолютизации истины (1.3.) [7,с.11]. Зная, на каком фундаменте строится любая религия, на наш взгляд, трудно согласиться с данным тезисом. Известные библейские постулаты, служившие надежной опорой для многих поколений европейцев, были поставлены под сомнение. Пропаганда однополых браков разрушила традиционную семью, внесла раздор среди поколений.

Статья 4 Декларации «Воспитание» провозглашает, что воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить существование этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других (4.1.) [7,с. 13]. Оскорбительные оценки «не толерантного населения» привели к смешению понятий и порицанию традиционных ценностей. Европейские страны, где толерантность прививалась с самого детства и носила разнообразные формы, сегодня столкнулись с серьезной проблемой того, что она (толерантность) в какой-то мере даже мешает, а порой просто не работает в реальной жизни. Огромный поток беженцев и вынужденных переселенцев с Ближнего Востока и из Африки

буквально обрушил политику толерантности. Жители европейских стран столкнулись в реальной жизни с жесткой действительностью и не могут устоять перед ней. Они слабы и беззащитны в собственной стране, у себя дома [15]. Их толерантность на руку приезжим, представители которых совершают подрывы кафе и клубов, «давят» горожан на центральных улицах, оскорбляют европейских женщин и пытаются устанавливать свои порядки. Политика «открытых дверей» и чувство вины за преступления в годы второй мировой войны сделали часть европейского сообщества уязвимой и незащищенной перед лицом объективной реальности. Другая же часть, а это неофашисты и националисты, подняла голову и громко заявила о себе, требуя изгнать всех мигрантов и освободить от них страну [15]. Возникает вопрос: а нужно ли было воспитывать европейцев в духе толерантности-терпения? Что принесли плоды толерантности простым европейцам? И как много европейцев из толерантных превратятся в крайних националистов с вытекающими отсюда последствиями? При всем уважении к европейцам, сделавшим очень многое для мигрантов за последние 50 лет, эти вопросы остаются открытыми. Все больше граждан европейских государств голосуют на выборах за политиков-националистов, за тех, чьи взгляды совсем недавно казались им чуждыми. Жесткая объективная реальность внесла свои коррективы.

«Шведская терпимость сгорела», «Падение толерантности в Германии», «Мечеть Парижской Богоматери» - такими заголовками сегодня пестрят информационные издания Европы. Некоторые из них в открытую призывают сменить принципы толерантности на либерализм в действии и считают, что политика мультикультуризма размывает стержень традиционной Старой Европы, приводит к разжиганию этнической и конфессиональной розни [15]. То, что массовое нашествие беженцев в Европу, -это хорошо спланированное и организованное мероприятие, уже ни для кого не секрет. Желание США разрушить Старый Свет воплощается в действия, последствия которых мы будем наблюдать еще много лет.

Одними из причин взрыва национализма являются отсутствие четкой концепции миграционной политики, а также пресловутые процессы глобализации, до начала которых различные цивилизации общались только на уровне своих элит. Существует мнение, что общение образованных профессионалов, политиков, журналистов, дипломатов из разных стран в корне отличается от взаимодействия малообразованных людей, не готовых воспринимать с уважением другую культуру. С этим трудно не согласиться, хотя «карикатурные» скандалы, затеянные вполне образованными людьми в Дании, опровергают это. Карикатуры на пророка Мухаммеда привели к межкультурному конфликту, охватившему страны мусульманского Востока и страны Западной Европы в 2005-2006 гг. [6, с.9]. Ситуацию усугубило участие в церемонии вручения премии карикатуристу федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, которая в своем выступлении поддержала его действия.

Подобные примеры поведения первых лиц западных государств находили негативный отклик у мусульман всего мира и приводили к новым конфликтам.

«Распад человеческих ценностей» в европейских странах, наряду с другими кризисными явлениями, обострил межнациональные отношения.

Наша страна в условиях новой геополитической ситуации также столкнулась со всеми современными вызовами. Политика толерантности проникала во все сферы общества. Конечно, молодежи объясняли, что терпимость - это обратная сторона ксенофобии, что межэтническое и межрелигиозное противостояние губительно для государства. В то же время наблюдались негативные примеры по всей стране, разрушающие представления о добрососедских отношениях. События в Кондопоге, в

уральской Сагре или с. Яндыки Астраханской области показали, что сложно быть толерантным к тем, кто игнорирует интересы коренного населения, грубо попирая законы [12].

В стране в какой-то момент трудно совместимыми оказались традиции толерантности и либерально-рыночные реформы. Так, порой люди, преуспевающие в бизнесе или попавшие во властные структуры, демонстративно неуважительно относятся к другим [8,с.43].

В этих условиях шел поиск национальной идеи, способной объединить народы России. Ее сформулировал президент нашей страны Путин В.В., заявив, что идеалы патриотизма «настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы. Нас невозможно отлучить, оторвать, изолировать от родных корней и истоков» [10]. Выступая на встрече с Клубом лидеров, он подчеркнул, что в России «не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея» [11].

Насильственное внедрение пресловутой толерантности, не обеспеченной взаимным уважением к чужой культуре и чужому укладу жизни, потерпело крах. Тем более что данное понятие вбирало в себя слишком много компонентов «терпимости», негативно влияя на наше общество, нашу молодежь. Жизнь показала, что возврат к «советским» принципам патриотизма и интернационализма является более понятным и близким нашей молодежи, так как приближен к реальной жизни в многонациональном государстве.

В советское время была заложена фундаментальная база патриотического воспитания молодежи, которую в последующий период пытались всячески разрушить, переписывая заново историю нашего государства. Эта проблема была осложнена на Северном Кавказе, ставшем на постсоветском пространстве плацдармом нападения на северокавказскую молодежь [5,с.180].

Северный Кавказ - один из самых сложных и своеобразных регионов России с точки зрения своей истории, социально-экономической, геополитической и этно-политической ситуации. С древнейших времен народы Северного Кавказа прошли сложный и драматический путь. В силу целого ряда причин, как уходящих в далекое прошлое, так и связанных с распадом СССР, возникло новое геополитическое и геостратегическое положение Кавказа, в результате которого на Северном Кавказе сложилась необычная, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, этнополитическая ситуация. Здесь проживает более 20 млн. человек, представляющих свыше 100 народностей. Новейшая история региона характеризовалась наличием вооруженных конфликтов и их последствиями (чеченский, осетино-ингушский, грузино-абхазский, грузино-южноосетинский), превративших Кавказ в нестабильный регион. Это использовали в своих интересах некоторые страны, которые были заинтересованы в активизации сепаратистских тенденций на Кавказе и проводили политику, нацеленную на раздел Кавказского региона, что весьма негативно сказывалось не только на сопредельных, но и на глубинных районах России: человеческие жертвы, разрушения, захваты заложников, терроризм, насилие порождали морально-психологический синдром взаимного отчуждения наших народов [3,с.241].

На этом фоне радикальные националистические организации Северного Кавказа предпринимали попытки реализации различных форм сепаратизма, представлявших угрозу государственному единству и территориальной целостности Российской Федерации: 1) выход из состава РФ; 2) раздел или внутренняя федерализация республик по национальному признаку, изменения границ субъектов Федерации за счет выделения из их районов компактного проживания отдельных народов; объединительные тенденции

на этнорегиональном уровне (абазины, осетины, лезгины, черкесы, тюрко-язычные народы); 3) тенденции общекавказского политического объединения и построения конфедеративного государства кавказских народов (горцев Кавказа). Распад СССР привел к превращению административно-территориальных границ с закавказскими республиками в государственные. Это породило проблему «разделенных народов» (лезгины, аварцы, осетины, цахуры, азербайджанцы), что, в свою очередь, отрицательно отразилось на сфере межгосударственных отношений [2, с.5].

Характер развития межэтнических отношений все более идеологизировался. В последнее десятилетие ХХ в. в регионе действовали многочисленные организации, построенные на узко этнической и религиозной основе. Некоторые из них выдвигали претензии на монопольное представительство в политической жизни, пытались брать на себя властные функции или диктовать условия властям. Реальную угрозу национальному согласию представляли активное проникновение ваххабизма, утверждение нетрадиционных для Северного Кавказа норм ислама. Все это способствовало политизации межэтнических противоречий и переходу их в плоскость отношений между субъектами Федерации или между субъектами Федерации и самой Федерацией [2, с.7].

Тем не менее на таком сложном идеологическом фоне проводилось патриотическое воспитание северокавказской молодежи. Фактически шла борьба за будущее наших народов, когда власти и интеллигенции противостояли радикально настроенные элементы и организации, поддерживаемые извне. Молодежь была дезориентирована в таких понятиях, как Родина, долг, защита национальных интересов. В тех условиях они приобретали узко этнический характер, противопоставляли народы друг другу. Проведенное нами в 2000 году анкетирование 500 студентов вузов Северного Кавказа, представлявших более 20 национальностей, показало большой разброд в мнениях о том, что такое патриотизм, интернационализм, в чем причины межнациональных конфликтов и каковы пути их преодоления [1,с. 176].

Именно в эти сложные годы в Кабардино-Балкарском госуниверситете зародилась «Студенческая весна» - молодежный фестиваль вузов Северного Кавказа, ставший позже региональным. Несмотря на всю сложность этнополитической ситуации в регионе, вражду народов и открытые межнациональные столкновения, в республику собиралась молодежь. Она училась жить в тех условиях, сохраняя достоинство, демонстрируя всему миру преемственность патриотизма и интернационализма, завещанное их отцами и дедами.

История знает много примеров содружества молодежи разных стран, народов и религий в кризисные исторические периоды. Международный фестиваль молодежи и студенчества, прошедший в октябре 2017 г. в России, яркое тому подтверждение. Это не первый фестиваль, проведенный в нашей стране. Три поколения из одной семьи имели возможность общения и обмена культурой с молодежью из самых разных стран, порой враждебно настроенных к нашей стране. Это не только не мешало, наоборот, пробуждало желание узнать друг о друге больше на обыденном, близком расстоянии и иметь возможность делать самостоятельные выводы.

На совместных мероприятиях, конференциях, спортивных соревнованиях студенчество Северного Кавказа тоже объединялось в единое социокультурное пространство, консолидированное и глубоко убежденное в правильности своего выбора. На наш взгляд, эта тема достойна глубоких научных исследований. Огромную роль в патриотическом воспитании студентов играли преподаватели северокавказских вузов. На нас выпала большая доля ответственности за будущее региона. Если в советское время пропаганда национальной политики не оставляла места для выяснения причин

локальных межнациональных конфликтов, то в перестроечные времена преподаватели вузов, как никогда, были свободны в своих мыслях и высказываниях. Студенты ждали разъяснений по многим вопросам в этой области. Они, может быть, в большей мере, чем кто-либо другой, пытливо относятся к проблемам истории своих наций. Оставление в ней «белых пятен», замалчивание либо искажение конкретных вопросов, процессов, имевших место когда-либо, образовывали тот информационный вакуум, который немедленно заполнялся альтернативной идеологией, в данном случае национализмом.

Если на лекциях и семинарских занятиях студенты достаточно полно получают объективную информацию по той или другой проблеме межэтнических отношений, если для них не существует запретных тем в собственной истории или в истории соседних народов, то дополнительные установки на патриотизм и гуманизм, культуру межнационального общения, бесспорно будут иметь большое положительное значение.

Список литературы

1. Апажева Е.Х. Молодежь как фактор стабилизации межэтнических отношений на Северном Кавказе // Вестник МГУ Серия 18. 2003. № 2. - С. 175-188.

2. Апажева Е.Х. Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея. История становления современной государственности (межнациональный аспект). -Пятигорск. 2010. - 179 с.

3. Апажева Е.Х. ,Такова А.Н. Особенности процесса исламского возрождения в Кабардино-Балкарии в конце ХХ-начале XXI в. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. - № 12. - С.241-244

4. Апажева Е.Х. Патриотическое воспитание Северокавказской молодежи в постсоветский период //Материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары, 8 мая 2015. Интерактив плюс.С.1315.

5. Апажева Е.Х., Такова А.Н. Исламское возрождение в Кабардино-Балкарии в конце XX-начале XXI в. //Вестник СОГУ. - 2016-№1. - С. 178-182.

6. Апажева Е.Х., Апажева И.З. Правовое регулирование миграционных процессов в Адыгее и их влияние на межнациональные отношения в республике. // Вестник СОГУ, 2017. - №2.

7. Декларация принципов толерантности // Сборник документов ЮНЕСКО. -М., 1995.

8. Зумакулов Б.М. Формирование гражданского общества и права человека в Кабардино-Балкарской республике. - Нальчик, 2017.

9. Речь В.В. Путина на церемонии вручения государственных премий. М., июнь, 2015 г./ https://lenta.ru/news/2016/02/03/putin/

10. Речь В.В. Путина на встрече с Клубом лидеров. М., февраль, 2016 г./ http://www.kremlin.ru/press/announcements/51255

11. Российская газета 04.02.2005; 20.09.2006; 16.07.2011.

12. https://www.pravda.ru/news/accidents/13-01-2016/1288662-rape-0/, http://www.vesti.ru/ doc.html?id=2714518

13. Тишков В. А. Теория и практика многокультурности. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.2002. С.346

14. Пастухова М.В. Пути формирования толерантности у детей и подростков. // Культура и образование. - Октябрь, 2013. - №2 [Электронный ресурс] URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/10/1013

15. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий. // Социологические исследования. 2006, №1. - С. 45-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.