Научная статья на тему 'Межэтническое взаимодействие в условиях советской и постсоветской России (на примере национально-смешанных семей Бурятии)'

Межэтническое взаимодействие в условиях советской и постсоветской России (на примере национально-смешанных семей Бурятии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE NATIONAL POLICY / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННАЯ СЕМЬЯ / NATIONALLY MIXED FAMILIES / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / INTERNATIONAL EDUCATION / INTERETHNIC INTERRELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Будаева Дарима Цырендоржиевна

В статье оценивается влияние национально-смешанных семей на формирование межнациональной толерантности региона. Национальная политика советского государства во многом была направлена на развитие интернациональной дружбы и государственного патриотизма и способствовала усилению межэтнического взаимодействия представителей различных этнических групп. Результатом политики формирования дружбы народов явилось увеличение числа национально-смешанных семей, как в регионе, так и по всей стране. По данным исследования, в современной Бурятии достаточно распространены национально-смешанные семьи, свидетельствующие о широте родственных связей, отличающихся особой психологической теплотой, высокой солидарностью, обеспечивающих в конечном счете этнополитическую устойчивость многонационального региона. Однако, несмотря на масштабность распространения межэтнических браков и в целом достаточно позитивное отношение населения республики к ним, проведенные опросы показывают, что значительная часть молодежи и городских жителей настороженно относится к вопросам создания национально-смешанных семей в перспективный период. Сложившаяся ситуация в сфере межэтнического взаимодействия во многом возникла в результате недостаточного внимания со стороны органов власти в постсоветской России к вопросам интернационального воспитания в семье и среди молодежи. Данные перекосы государственной национальной политики способны привести к нарушению устоявшихся взаимоотношений в сфере межнациональных отношений и способствовать дестабилизации общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC INTERACTION IN THE CONDITIONS OF SOVIET AND POST-SOVIET RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF NATIONALLY MIXED FAMILIES)

The article evaluates the influence of nationally mixed families on nterethnic tolerance formation in the region. The national policy of the Soviet state was aimed at the development of international friendship and state patriotism and promoted the strengthening of interethnic interaction in the representatives of various ethnic groups. As the result of the policy of formation the friendship between peoples was the increase in the number of nationally mixed families both in the region and in the whole country. According to the research date, nationally mixed families are rather common in modern Buryatia, it proves the breadth of family ties characterized by a special psychological warmth, high solidarity, ultimately providing ethnic and political stability in the multinational region. However, despite the large scale spread of interethnic marriages and generally rather positive attitude of the population in the republic to them, the conducted surveys show that a large part of young people and city residents have the alert attitude to the issues of ethnic mixed families in the perspective period. The present day situation in the sphere of interethnic interrelations is mostly the result of lack of attention from the side of the authorities in post-Soviet Russia to the issues of international education in the family and among youth. These distortions of the state national policy could lead to a violation of the steady relations in sphere of interethnic relations and contribute to destabilization of social relations.

Текст научной работы на тему «Межэтническое взаимодействие в условиях советской и постсоветской России (на примере национально-смешанных семей Бурятии)»

УДК 930:323.1

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

(НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ БУРЯТИИ)

© Будаева Дарима Цырендоржиевна, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: darb@rambler.ru

В статье оценивается влияние национально-смешанных семей на формирование межнациональной толерантности региона. Национальная политика советского государства во многом была направлена на развитие интернациональной дружбы и государственного патриотизма и способствовала усилению межэтнического взаимодействия представителей различных этнических групп. Результатом политики формирования дружбы народов явилось увеличение числа национально-смешанных семей, как в регионе, так и по всей стране.

По данным исследования, в современной Бурятии достаточно распространены национально-смешанные семьи, свидетельствующие о широте родственных связей, отличающихся особой психологической теплотой, высокой солидарностью, обеспечивающих в конечном счете этнополитическую устойчивость многонационального региона. Однако, несмотря на масштабность распространения межэтнических браков и в целом достаточно позитивное отношение населения республики к ним, проведенные опросы показывают, что значительная часть молодежи и городских жителей настороженно относится к вопросам создания национально-смешанных семей в перспективный период. Сложившаяся ситуация в сфере межэтнического взаимодействия во многом возникла в результате недостаточного внимания со стороны органов власти в постсоветской России к вопросам интернационального воспитания в семье и среди молодежи. Данные перекосы государственной национальной политики способны привести к нарушению устоявшихся взаимоотношений в сфере межнациональных отношений и способствовать дестабилизации общественных отношений.

Ключевые слова: государственная национальная политика, межэтническое взаимодействие, национально-смешанная семья, интернациональное воспитание.

INTERETHNIC INTERACTION

IN THE CONDITIONS OF SOVIET AND POST-SOVIET RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF NATIONALLY MIXED FAMILIES)

Darima Ts. Budaeva, PhD in Political Science, Senior Lecturer Department of Management, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article evaluates the influence of nationally mixed families on nterethnic tolerance formation in the region. The national policy of the Soviet state was aimed at the development of international friendship and state patriotism and promoted the strengthening of interethnic interaction in the representatives of various ethnic groups. As the result of the policy of formation the friendship between peoples was the increase in the number of nationally mixed families both in the region and in the whole country.

According to the research date, nationally mixed families are rather common in modern Buryatia, it proves the breadth of family ties characterized by a special psychological warmth, high solidarity, ultimately providing ethnic and political stability in the multinational region. However, despite the large scale spread of interethnic marriages and generally rather positive attitude of the population in the republic to them, the conducted surveys show that a large part of young people and city residents have the alert attitude to the issues of ethnic mixed families in the perspective period. The present day situation in the sphere of interethnic interrelations is mostly the result of lack of attention from the side of the authorities in post-Soviet Russia to the issues of international education in the family and among youth. These distortions of the state national policy could lead to a violation of the steady relations in sphere of interethnic relations and contribute to destabilization of social relations. Keywords: state national policy, interethnic interrelations, nationally mixed families, international education.

Межэтническое взаимодействие — это общение разных этнических групп. Оно отражает процессы воздействия этнических общностей друг на друга, их взаимную обусловленность и существует

там, где соприкасаются представители разных национальностей. Соприкосновение и связи бывают непосредственными, косвенными, временными, постоянными и т. д.

Поскольку в мире трудно найти абсолютно мононациональную территорию, то межэтническое взаимодействие исторически обусловлено, распространено и потому повсеместно актуально.

Проблема непосредственного взаимодействия русских и бурят возникла с момента прибытия европейских первопроходцев в Предбайкалье и Забайкалье. В результате взаимоотношений русских и бурят происходили важные процессы — создание национально-смешанных семей, усыновление и удочерение русскими бурятских детей или же русских детей бурятами. Эти дети в дальнейшем способствовали межэтнической толерантности и создавали национально-смешанные браки [1].

Это наследие прошлого оказывало существенное влияние на возникновение межэтнической толерантности и в последующие периоды, когда в центре внимания находились вопросы интернационализации и государственного патриотизма.

Не секрет, что советская власть активно проводила политику, направленную на укрепление дружбы народов. К числу первых документов советской власти, где обоснована неотложность решения национального вопроса, относятся «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.), «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.), затем — Конституция РСФСР, утвержденная в июле 1918 г. и т. д. В них в качестве нерушимого закона установлено «равенство, суверенность и свободное развитие всех народов страны, право каждого народа на самоопределе-ние»[2].

Вопросы равенства прав народов России, принципы организации многонационального государства, меры, направленные на выравнивание экономического и культурного развития всех регионов, неоднократно обсуждались в течение всего советского периода. В Конституции СССР, принятой в 1977 г., было сказано, что граждане СССР, независимо от рас и национальностей, имеют равные права; не допускается прямое или косвенное ограничение прав и установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам; пресекается проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения [3].

За годы советской власти в целях совершенствования дружбы народов проводилась активная пропаганда интернационализма, в том числе через средства массовой информации, литературу и искусство, образовательные учреждения и т. д. Важную роль в формировании доброжелательного отношения к представителям иных национальностей сыграли производственные коллективы. Совместный труд оказал большое влияние на сближение людей разных национальностей.

В результате формирования дружбы народов увеличилось число национально-смешанных семей. В 90-х гг. ХХ в. каждая шестая семья СССР относилась к категории национально-смешанных се-мей[4]. Идентичная картина наблюдалась и в Бурятии (табл. 1).

Таблица 1*

Динамика численности семей Бурятии за 1970-1989 гг.

Типы семей 1970 1979 1989 При юст (кол-во раз)

1970-1979 гг. 1979-1989 гг. 19701989 гг.

1. Однонациональные — в том числе 165474 198650 230110 1,20 1,15 1,39

Русские 131127 156746 176760 1,19 1,12 1,09

Бурятские 34347 41907 53350 1,22 1,27 1,55

2. Национально-смешанные семьи 15097 19804 31093 1,31 1,57 2,05

Итого 180571 218454 261203 1,20 1,19 1,44

Удельный вес национально-смешанных семей в общей численности семей Бурятии ( %) 8,36 9,06 11,90 - - -

* Таблица составлена по: Осинский И. И., Гылыкова Э. В. Бурятская городская семья на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. С. 127.

Анализ данных позволяет сделать следующие выводы:

1. В 1970-1989 гг. наблюдалось неуклонное увеличение числа семей Бурятии, что было обусловлено вступлением в фертильный возраст детей, родившихся в годы послевоенного демографического бума.

2. Темпы роста количества русских семей уступали темпам роста численности бурятских семей, что во многом было связано с возрастной структурой русских и бурят. Среди бурят доля молодых возрастных групп была выше, чем среди русских, соответственно была выше доля лиц, вступающих в семейно-брачные отношения.

3. Количество национально-смешанных семей росло опережающими темпами, что привело к росту их удельного веса в общей численности семей Бурятии. Данное обстоятельство в значительной мере было вызвано влиянием национальной политики страны, ростом образовательного потенциала населения, ускорением мобильности молодежи и, соответственно, расширением числа межнациональных контактов, основанных на доверительных отношениях. Последнее послужило реальной платформой создания национально-смешанных семей.

4. Ускоренный рост национально-смешанных семей, безусловно, способствует полноценному усвоению личностью систем знаний, ценностей, норм и способов жизнедеятельности, присущих разным народам, что, естественно, служит реальной программой формирования межнациональной толерантности. Процесс опережающего создания национально-смешанных семей развивался не только в 1970-1990-е гг. Он наблюдался и в предшествующих периодах, особенно это было заметно во время послевоенного восстановления экономики. Так, по мнению А. А. Сусоколова, «в послевоенные годы национально-смешанные семьи превратились в массовое явление» [4, с. 10]. Развитию данного процесса способствовала общность судеб всех народов, переживших войну. Эта общность сформировала схожесть патриотических чувств, способствовала увеличению доверительных отношений между представителями разных народов, привела к нивелированию разрыва в образе жизни разных национальностей и т. д.

К сожалению, мы не располагаем достоверными статистическими данными о межнациональной брачности жителей Бурятии в военные и послевоенные годы. Однако можно предположить, что в то время в республике национально-смешанные браки не были редким явлением, ибо без формирования соответствующих традиций нереальна столь высокая частота межнациональных браков, зафиксированная уже в 1950-е гг. По результатам исследования К. Д. Басаевой, в течение двадцатилетнего периода (с 1956 по 1976 г.), доля национально-смешанных браков среди новобрачных, зарегистрированных во Дворце бракосочетания г. Улан-Удэ, составила 13 % [5].

Следствием увеличения количества национально-смешанных семей является рост числа родственных связей между представителями разных национальностей. Как известно, родственные связи отличаются высокой солидарностью, а также отвечают глубоким психологическим потребностям взаимопомощи, взаимоуважения и даже взаимолюбви. По нашим данным, среди близких родственников примерно в каждой второй семье Бурятии есть представители иных национальностей (табл.2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Есть ли среди ваших близких родственников представители другой национальности?» (в % к числу опрошенных)

Годы Да Нет Итого

2005 47,0 53,0 100,0

2007 49,0 51,0 100,0

2009 46,9 53,1 100,0

Примечание: в 2011 г. данный вопрос не был включен в анкету.

В значительной степени частоте и распространенности родственных связей среди представителей разных народов способствует равенство народов, провозглашенное в Основном Законе нашей страны. Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 г. начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство...». Дальше в первой главе Конституции указывается, что «носителем суверенитета и

единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ» (ст. 3 п. 1)[6]. На практике это означает, что за каждой национальностью России, независимо от ее численности, сегодня признается такое же право, что она равная среди равных членов этого сообщества.

Перспектива сохранения и развития процесса интернационализации в семейно-бытовой сфере во многом зависит от отношения людей к созданию национально-смешанных семей. В целях выявления этого в мониторинговом режиме анализировались ответы на вопрос: «Если ваш сын женится или дочь выйдет замуж за представителя другой национальности, то как к этому вы отнесетесь?». Ответы на данный вопрос в разрезе национальности распределились следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Если ваш сын женится или дочь выйдет замуж за представителя другой национальности, как к этому вы отнесетесь?»

(в % по столбцу)

Варианты ответов 2009 г. 2011 г.

Русские Буряты Русские Буряты

Положительно 47,8 40,7 57,8 53,5

Отрицательно 6,7 9,7 4,6 7,0

Нейтрально 19,6 25,7 23,0 19,7

В зависимости от национальности 7,4 5,2 2,6 5,1

В зависимости от обстоятельств 12,3 14,6 7,9 7,1

Затрудняюсь ответить 6,2 4,1 4,1 7,6

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Как видим, у русских и бурят полностью совпадает ранжировка ответов. Как русские, так и буряты к вступлению их детей в межнациональные браки в первую очередь относятся положительно, во вторую очередь — нейтрально, далее — в зависимости от обстоятельств и т. д. Как среди русских, так и бурят снижается доля лиц, высказавшихся против создания их детьми национально-смешанных семей. Приведенные данные позволяют говорить о примерной схожести мнений русских и бурят, ибо разрыв постоянно находится в пределах статистически допустимой погрешности.

К вопросу создания национально-смешанных семей большую лояльность постоянно проявляют:

- женщины (50 % в 2009 г. и 61 % в 2011 г.), нежели мужчины (40 % в 2009 г. и 52 % в 2011 г.);

- сельские жители (58 % в 2009 г. и 65 % в 2011 г.) по сравнению с горожанами (28 % в 2009 г. и 47 % в 2011 г.);

- пенсионеры (53 % в 2009 г. и 68 % в 2011 г.) и работающие люди (44 % в 2009 г. и 52 % в 2011 г.) по сравнению с учащимися (39 % в 2009 г. и 38 % в 2011 г.).

Среди большинства социально-демографических групп населения вырос удельный вес сторонников создания национально-смешанных семей. Только учащиеся по сравнению с другими группами населения проявляют большую настороженность по этому поводу. Между тем известно, что молодежная среда, особенно учащаяся молодежь, хорошо диагностирует состояние массового самосознания в обществе, фиксирует реальную ситуацию. Более того, молодежный возраст очень важен для самоопределения, формирования идентичности и мировоззрения. Поэтому некоторый молодежный нигилизм может привести к отходу от интернационалистических установок.

Далее, настороженность многих учащихся к созданию национально-смешанных браков во многом вызвана тем, что в условиях трансформации российского общества недостаточное внимание уделялось формированию позитивного образа межнациональных отношений. И это обстоятельство сыграло определенную роль в незначительности оптимистического настроя. В связи с этим следует отметить, что как бы мы ни критиковали советскую систему, но здесь вопросы интернационального воспитания подрастающего поколения занимали существенное место в социализации молодежи. Это вносило существенный вклад в стабилизацию этнополитической ситуации, а сегодня, как подчеркивают С. М. Воробьев и А. М. Ерохин, в массовом сознании сфера межнациональных отношений и, соответственно, вопросы интернационального воспитания молодежи утратили всякий элемент позитивности [7].

То, что среди городских жителей удельный вес лиц, поддержавших идею создания национально-смешанных семей, ниже, чем среди сельского населения, при наличии обратного соотношения между

городскими и сельскими национально-смешанными семьями, во многом обусловлено разжиганием межнациональной и межрелигиозной нетерпимости в других регионах России. Из-за резонансных событий, основанных на этнической почве (например, противоправные действия скинхедов, мигрантов), родители ищут безопасную нишу для своих детей и под ней подразумевают внутриэтническое партнерство. Тем не менее национальная принадлежность избранников детей не оказывает большого влияния на настрой подавляющего большинства родителей. Но это не приводит к полному отсутствию противников создания национально-смешанных семей. Чаще всего сопротивление обусловлено желанием сохранить этничность своего народа, в первую очередь специфику национальной культуры.

Итак, в современной Бурятии достаточно часто встречаются национально-смешанные семьи. Это обусловило широкое распространение родственных связей, отличающихся особой психологической теплотой, высокой солидарностью, обеспечивающих в конечном счете этнополитическую устойчивость многонационального региона.

Однако большое количество национально-смешанных семей и масштабность родственных отношений не должны создавать впечатления об отсутствии проблем в сфере межэтнических взаимоотношений, ибо значительная часть молодежи и городских жителей настороженно относится к созданию национально-смешанных семей в перспективный период. Это, как уже сказано, вызвано обострением межнациональных отношений в некоторых регионах страны и в отдельных государствах, ослаблением интернационального воспитания населения, особенно молодежи, недооценкой национального фактора в обеспечении безопасности России.

Литература

1. Этнография русского крестьянства Сибири / отв. ред. В. А. Александров. М.: Наука, 1981. С. 48.

2. Первая Советская Конституция-Конституция РСФСР, 1918 г. // Советские Конституции: справочник. М.: Политиздат, 1963. С. 107.

3. Конституция СССР. М., 1977. С. 17.

4. Сусоколов А. А. Межнациональные браки в СССР. М., 2006. С. 3.

5. Басаева К. Д. Интернационализация семейно-бытовых отношений // Великий Октябрь и развитие бурятского народа. Улан-Удэ, 1987. С. 147.

6. Конституция Российской Федерации. М.: АСТ, 2005. С. 1-2.

7. Воробьев С. М., Ерохин А. М. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: источники, движущие силы, тенденции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

References

1. Etnografiya russkogo krest'yanstva Sibiri [Ethnography of Siberian peasantry]. P. 48.

2. Pervaya Sovetskaya Konstitutsiya — Konstitutsiya RSFSR, 1918 g. [The first Soviet Constitution — RSFSR Constitution, 1918]. Sovetskie Konstitutsii — Soviet Constitutions. Moscow: Politizdat, 1963. P. 107.

3. Konstitutsiya SSSR [USSR Constitution]. Moscow, 1977. P. 17.

4. Susokolov A. A. Mezhnatsional'nye braki v SSSR [Intermarriage in the USSR]. Moscow, 2006. P. 3.

5. Basaeva K. D. Internatsionalizatsiya semeino-bytovykh otnoshenii [Internationalization of family relations]. Ve-

likii Oktyabr' i razvitie buryatskogo naroda — The Great October Revolution and development of Buryat nation. Ulan-Ude, 1987. P. 147.

6. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii [Constitution of the Russian Federation]. Moscow: AST, 2005. Pp. 1-2.

7. Vorob'ev S. M., Erokhin A. M. Etnopoliticheskie protsessy na Severnom Kavkaze: istochniki, dvizhushchie sily, tendentsii [Ethnopolitical processes in the North Caucasus: causes, motive forces and trends]. Stavropol: Stavropol State University, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.