Научная статья на тему 'Актуальная модель интеграции детей-мигрантов в поликультурное образование России'

Актуальная модель интеграции детей-мигрантов в поликультурное образование России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ / POLYCULTURAL EDUCATION IN RUSSIA / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / TASKS / ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FUNCTIONS AND PRINCIPALS OF POLYCULTURAL / КОМПОНЕНТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION COMPONENTS OF POLYCULTURAL EDUCATION / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКТУАЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ / GOATS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалунина Елена Васильевна

В данной работе сделана попытка анализа существующих моделей интеграции мигрантов в мировой практике; определены цели, задачи, функции и принципы поликультурного образования; выделены компоненты поликультурного образования; синтезированы существующие подходы в поликультурном образовании; дана характеристика поликультурного образования; обозначены виды профессионально-педагогической деятельности, наиболее актуальные в поликультурной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARRENT MODEL OF INTEGRATION OF MIGRANT CHILDREN IN THE POLICULTURAL EDUCATION OF RUSSIA

In this paper an attempt is made to analyses existing models of integration of migrants in the world practice; identifies goals, objectives, functions and principles of multicultural education; selected components of multicultural education; synthesized existing approaches in multicultural education; the characteristics of multicultural education; an outline of the types of the professional activity, the most relevant in a multicultural educational environment.

Текст научной работы на тему «Актуальная модель интеграции детей-мигрантов в поликультурное образование России»

предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета городского округа, иными субъектами правотворческой инициативы, дает в обязательном порядке заключения на внесенные проекты решений;

7) представляет на утверждение Думы городского округа проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, бюджета городского округа и отчетов об их исполнении, проект структуры администрации городского округа;

8) утверждает в соответствии со структурой и в пределах выделенных бюджетных ассигнований штатное расписание администрации городского округа;

9) назначает на должность и освобождает от занимаемой должности муниципальных служащих администрации городского округа, руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности городского округа, принимает к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности;

10) разрабатывает и представляет для утверждения в Думу городского округа структуру администрации городского округа;

11) осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета городского округа;

12)управляет и распоряжается муниципальной собственностью городского округа в порядке, установленном Думой городского округа;

13) осуществляет руководство гражданской обороной городского округа, осуществляет мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях;

14) принимает решения об образовании постоянно действующих при администрации городского округа комиссий и организации контроля за их деятельностью в соответствии с законодательством;

15) организует работу в пределах своей компетенции по исполнению законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, муниципальных нормативных правовых актов на территории городского округа;

16) без доверенности действует от имени администрации городского округа;

17) открывает и закрывает счета администрации городского округа в отделениях федерального казначейства г. Читы, распоряжается средствами администрации городского округа, подписывает финансовые документы;

18) отчитывается на заседаниях Думы городского округа об исполнении планов и программ социально-экономического развития городского округа [2, ст. 36].

Таким образом, руководитель администрации руководит на принципах единоначалия местной администрацией и организует в местной администрации решения вопросов местного значения, которые входят в компетенцию местной администрации. Ответственность за принятие и реализацию решений, входящих в компетенцию местной администрацией несет единолично руководитель администрации.

Следует обратить внимание и на то, что в соответствии с Федеральным законом .№131 -ФЗ глава местной администрации подконтролен и подотчетен исключительно представительному органу муниципального образования. Следовательно, глава администрации не подконтролен и не подотчетен главе муниципального образования. А глава муниципального образования подотчетен и подконтролен населению и представительному органу.

Итак, во-первых, из полномочий главы местной администрации, очевидно, что именно он в основном решает повседневные вопросы местного значения. В связи с этим именно глава местной администрации для населения является «первым лицом». В связи с этим, следует, внести изменение в законодательство о том, чтобы глава местной администрации был подотчетен и подконтролен населению, а также, чтобы он являлся высшим должностным лицом муниципального образования, избираемый на выборах.

Во-вторых, чтобы полностью «устранить путаницу в головах населения... и управленцев», на наш взгляд, нужно установить наименования главы муниципального образования в зависимости от реализации фактических функций по осуществлению муниципальной власти. То есть, если глава муниципального образования возглавляет представительный орган - председатель представительного орган, ну, а, если это должностное лицо, которое руководит местной администрацией, то глава администрации [3].

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.03.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

2. Устав городского округа "Город Чита" (в ред. Решений Думы городского округа "Город Чита" от 31.05.2012 N 63, от 06.12.2012 N 159, от 23.05.2013 N 54, от 19.12.2013 N 169, от 23.01.2014 N 1, от 24.04.2014 N 37, от 09.06.2014 N 75);

3. Российской местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. и пути совершенствования: аналитический доклад Института современного развития. URL: http//www.insor-russia.ru/ru/programs/doc/3 928/.

АКТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

Фалунина Елена Васильевна

доктор психологических наук, профессор БрГУ, г. Братск

CARRENT MODEL OF INTEGRATION OF MIGRANT CHILDREN IN THE POLICULTURAL EDUCATION OF RUSSIA E.V. Falunina, doctor of psychological sciences, professor BRGU, Bratsk АННОТАЦИЯ

В данной работе сделана попытка анализа существующих моделей интеграции мигрантов в мировой практике; определены цели, задачи, функции и принципы поликультурного образования; выделены компоненты поликультурного

образования; синтезированы существующие подходы в поликультурном образовании; дана характеристика поликультурного образования; обозначены виды профессионально-педагогической деятельности, наиболее актуальные в поликультурной образовательной среде. ABSTRACT

In this paper an attempt is made to analyses existing models of integration of migrants in the world practice; identifies goals, objectives, functions and principles of multicultural education; selected components of multicultural education; synthesized existing approaches in multicultural education; the characteristics of multicultural education; an outline of the types of the professional activity, the most relevant in a multicultural educational environment.

Ключевые слова: поликультурное образование России; цели, задачи, функции и принципы поликультурного образования; компоненты поликультурного образования; научные подходы поликультурного образования; характеристика поликультурного образования; актуальные виды профессионально-педагогической деятельности в поликультурной образовательной среде.

Key words: polycultural education in Russia; goats, tasks, functions and principals ofpolycultural; education components of polycultural education; science approaches of polycultural education actual kinds of professional-pedogogical activity in the polycultural education.

В качестве одной из характеристик современного образования России выступает его поликультурное содержание, которое определяется миграционными потоками -беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых и учебных мигрантов. Система образования на всех ее уровнях не может не реагировать на сложившуюся ситуацию в экономическом, социальном, внутри- и внешнеполитическом плане как страны в целом, так и отдельных ее регионов.

Так, занимаясь проблемой разработки планов, рабочих программ и технологий подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования, важно определить цели, характер, принципы и функции поликультурного образования современной России с тем, чтобы разработать актуальную модель интеграции детей-мигрантов в поликультурном образовании.

Ситуация культурного многообразия современной России сегодня обусловливает усиление этнокультурной направленности обучения и воспитания при возрастании роли родных языков как хранителей этнических ценностей и русского языка, как инструмента межнационального общения и транслятора русской и мировой культуры.

Существующие различия интересов социальных групп и слоев, положений людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности определяют многообразие сторон общественного сознания. Национальные установки, стереотипы мышления, проявляющиеся в массовом сознании, формируют отношение к этническим общностям. Возникновение и развитие конфликтных ситуаций обусловлено рядом объективных и субъективных факторов межэтнических и межнациональных отношений. Так, дети и подростки-мигранты, описывая ситуации, заставляющие их находиться в затруднительном положении, испытывать моральные страдания, чувствовать свою незащищенность, неполноценность, связывают их с образовательным учреждением, с дискомфортностью в социальном окружении, с незащищенностью в семье. Вследствие этого закономерна вероятность возникновения и развития социально-психологических проблем, конфликтов, особенно в случаях отсутствия квалифицированной психо лого-педагогической помощи [1].

Таким образом, социальные и психолого-педагогические направления деятельности предполагают:

- во-первых, построение системы защиты и поддержки детства в контексте современного бытия и сложившейся социокультурной ситуации, обусловливающей соответствующий тип педагогической системы, тип воспитания и вживания в новый социум; анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности;

- во-вторых, определение задач и функций поликультурного образования как среды духовно-нравственного развития личности;

- в-третьих, исследование способов, условий социально-педагогической реабилитации детей-мигрантов как важнейшего признака личностно ориентированного образования в свободном правовом обществе и государстве;

- в-четвертых, разработку комплекса технологий диагностики социально-психологических проблем в оценке качества поликультурного образования;

- в-пятых, разработку и реализацию мер предотвращения или снижения выявленных проблем, уровня социального развития образовательной среды. Очевидно, что процесс становления поликультурного общества относится к мировым проблемам [2]. И для современной России сегодня значим серьезный подход в изучении опыта, накопленного в этом отношении в других странах, который должен использоваться с учетом российской специфики, особенностей мегаполисов и регионов, а также наследия многонационального доперестроечного периода - периода расцвета Советского Союза.

Так, Г.В.Безюлева [3] в своей монографической работе акцентирует внимание на тот факт, что в современной мировой практике исследователи выделяют три основные модели интеграции мигрантов в жизнь страны: этническую, республиканскую и поликультурную, специфические особенности которых представлены ниже (см. Таблица 1).

Таблица 1

Модели интеграции мигрантов в жизнь страны (мировой опыт)

Модели Специфические особенности

Этническая - гражданская принадлежность основана на родстве, а также на языковой, культурной и религиозной общности; - иностранные этнические общины рассматриваются как не подлежащие ассимиляции; - проводимая политика не ставит своей задачей перевести их в граждан страны; - модель получила развитие в Германии.

Республиканская - в основу предоставления гражданства положена идея присоединения к общественному договору;

- все формы этнической идентификации вытесняются из сферы государственной в сферу частную;

- цель политики является аккультурация, а затем и ассимиляция каждого мигранта через школу и другие общественные институты;

- модель получила развитие во Франции._

Поликультурная

- признание равных гражданских прав на сохранение своей идентичности и культурной самобытности всех групп в обществе, которые закреплены в законодательных актах государства;

- модель получила развитие в Австралии, Канаде, США, Швеции._

Анализ и сравнение существующих моделей интеграции мигрантов в жизнь страны показал, что для современного образования России наиболее актуальна «поликультурная модель» согласно которой считаем необходимым в дальнейшем и определять цели, задачи, функции и принципы поликультурного образования современной российской школы.

Новейшая социальная ситуация в нашей стране требует не только принципиально новых моделей образования, но и внедрения в практику обучения и воспитания инновационных парадигм. В этой связи проблема поликультурного образования становится сегодня более чем актуальной.

Исторически сложилось так, что Российское государство в своей структуре многонационально. Каждый гражданин постоянно находится в том или ином поликультурном пространстве в ходе семейно-бытовой, учебной, производственной или общественной деятельности. В условиях полиэтнического состава того или иного структурного подразделения общества - семьи, учебного заведения, трудового коллектива - важно уметь взаимодействовать с представителями различных национальных культур. Формирование такого рода умений лежит в ком-петентностной составляющей педагогической науки и образовательной практики.

Так, основной целью поликультурного образования должно стать формирование позитивной этнокультурной идентичности всех субъектов образовательного процесса и осознанных общественно значимых ценностных ориентиров по отношению к собственной и Иной культуре; воспитание уважения к истории и самобытности других народов; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с представителями других культур; формирование способности обучающихся к личностному, этническому, жизненному самоопределению и саморазвитию; становление и развитие личностной, этнической и профессиональной субъектности, выводящий на высший уровень развития - полисубъектность личности.

Одной из центральных задач поликультурного образования сегодня становится не только изучение культурного многообразия мира, но и формирование межкультурной компетентности как важнейшей составляющей социальной компетентности, влияющей на предотвращение возникновения и развития социально-психологических проблем, конфликтов и распрей; развитие собственной личностной и этнической субъектности с выходом на новый, более высокий уровень - уровень полисубъектно-сти личности.

На этом основании определяется ряд сопутствующих задач поликультурного образования, среди которых выделяются:

- освоение культуры своего народа; формирование национального самосознания и этнической идентичности; становление и развитие личностного самопознания, самопонимания, самоопределения, самостановления, саморазвития, самосовершенствования;

- формирование представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного и толерантного отношения к культурным различиям и этническим разностям;

- создание педагогических условий для самовыражения и самореализации всех субъектов образовательного процесса, а также интеграции и консолидации культур;

- развитие коммуникативных навыков поликультурного бесконфликтного взаимодействия представителей разных культур и этносов;

- воспитание в духе сотрудничества и активного жиз-нетворчества с высоким уровнем гражданской позиции «россиянина»;

- формирование поликультурной толерантности и т.п.

Высшим показателем достижения личности поликультурного развития является ее открытость иным культурам, ценностям и взглядам, любым другим различиям, при этом она предполагает активную позицию субъекта, когда уже не возникает сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений. Для этого нужно уметь идентифицировать себя с культурой своего народа, уметь выйти за рамки своей групповой идентичности, осознать себя индивидуальностью (субъектом), существующим в относительной независимости от того целого, с которым связан по факту своего этнического родства, и в то же время - уметь позволить Другому сохранять личностную и этническую субъектность - т.е. являться полисубъектной личностью.

Под «субъектностью» в психологической науке понимается способность человека отстаивать свои взгляды, сохраняя личностную целостность и независимость, умение идентифицировать себя с обществом и быть отстраненным (дистанцированным) от него (К.А.Абульханова и др.).

Под «полисубъектностью» предлагаем понимать высший уровень развития личностной и этнической субъ-ектности - как возможность и способность человека выстраивать свою жизнедеятельность на принципах свободы и ответственности, активности и творческости; умение отстаивать свои взгляды, интересы и убеждения (не нарушая и не разрушая как собственной целостности и идентичности, так и целостности и идентичности личности Другого), основываясь на идеях сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимообоюдности и взаимовыгодности (это касается так же и феномена конкуренции: «здоровая конкуренция» способствует развитию всех сторон взаимодействия, а значит направлена не на противоборство, соперничество или выживание, а на созидание, развитие всех сторон и жизнетворчество); умение и возможность помочь себе в трудную минуту и поддержать Другого, выводя и свою жизнеспособность и жизнеспособность Другого на новый (более высокий) уровень по шкале жизнеспособности (выживаемости). Личность, характеризующаяся полисубъектностью, способна строить поли-

субъектные взаимодействия, выстраивать субъекто- развивающие отношения, сохраняя при этом собственную субъектность и развивая субъектность и полисубъект-ность личности Другого (Я-субъект + Другой-субъект = Я-полисубъект).

Как и в остальных многонациональных сообществах поликультурность России, рассматриваемая в самом широком смысле, - это не только полиэтничность и поли-

конфессиональность, но и способность выполнять определенные функции, которые, в первую очередь, реализуются в поликультурном образовании.

В нашей работе была сделана попытка определить круг таких функций ориентации в профессионально-педагогической деятельности, которые помогут педагогам современного образования определиться с ценностно-значимыми в современном обществе социально-психологическими модальностями (см. таблица 2).

Таблица 2

Функции поликультурного образования и их характеристики

№ Функции Характеристика

1 Мировоззренческая (идейная) Обращение человека к пониманию сложной системы цивилизации и философии ее развития, к личной «жизненной философии», постановка вопросов о смыслах, ценностях человеческого существования, направленности своего жизненного пути и этапов его развития и т.п.. Формирование общечеловеческого сознания и национального самосознания - менталитета как части общепланетарной «философии жизни»; преодоление опасностей узконационалистического мышления, негативных предрассудков и стереотипов по отношению к представителям других этнических общностей и их культурам. Направленность на единство, сотрудничество, равноправие и совместное развитие для упрочения мира и решения проблем мирового и «космического» значения (бедствий, катастроф и катаклизмов и т.п.).

2 Культуро-ориентиро-ванная Развитие гуманистических идей равноценности и равнозначности субъектов поликультурного общества; формирование этики межкультурного взаимодействия и общения. Расширение границ культурного опыта человечества в его конкретных этно-национальных формах, отражающегося в содержании образования и способах учебной деятельности. Формирование установок толерантного сознания и поведения веротерпимости и миролюбия. Ориентир на развитие личностной и этнической субъ-ектности, на интеграцию и консолидацию культур.

3 Образовательная (познавательно-аналитическая) Формирование активного познавательного интереса к родной (этнической), российской и зарубежной культурам. Отражение в содержании образования самобытности и уникальности своей национальной культуры в диалектическом единстве с иными другими культурами, а также с российской и мировой. Развитие умений творчески использовать полученные знания для решения современных духовно-нравственных и социально-политических и иных проблем. Активный процесс познания и понимания своей и иной культуры, ее исторического прошлого и настоящего, а также перспектив дальнейшего развития для планирования и моделирования собственной жизнедеятельности, направленной на приумножение общекультурных материальных, духовных и нравственных ценностей и т.п.

4 Воспитательная (ценностно-ориентированная) Осознание важности культурного многообразия для развития личности и прогресса цивилизации; становление нравственных представлений и оценок, связанных с культурным плюрализмом; создание условий для превращения их в устойчивые убеждения, ценностные отношения, основанные на стратегиях сотрудничества и навыках конструктивного взаимодействия и гуманного поведения.

5 Личностно -развивающая Развитие интереса человека к себе как к личности, к системе собственных потребностей, склонностей, желаний и установок, направленных на позитивное определение Я-концепции, на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, «хозяина» своей жизни - творца своей судьбы.

6 Субъекто-фалитационная Ориентация человека на самопознание и самопонимание, саморазвитие и самоорганизацию. Возможность и способность развития своих и стремлений, интересов и склонностей. Способность к самодетерминации, самоорганизации и саморазвитию. Формирование готовности к отстаиванию своих интересов, мнений и убеждений, сохранение внутриличностной целостности. Стремление к конгруэнтности трех компонентов структуры субъектности - гносеологической, аксиологической и праксиологической (думаю, чувствую, делаю).

7 Полисубъектно-ориентированая Знание, понимание, принятие и развитие собственной культуры и личной культурной идентичности. Ориентация на многокультурные отношения, познание, понимание и принятие иной культуры. Уважительное отношение к традициям и верованиям других народов. Направленность на сотрудничество, единение, взаимоподдержку и взаимопомощь представителей различных культур. Развитие толерантных качеств, ассертив-ности и пр. Способность к самовыражению, самореализации и самоактуализации в поликультурном образовательном пространстве. Помощь и поддержка в развитии и самовыражении иной культуры и т.п.

Представленные функции, на наш взгляд, могут по- (педагогов, родителей), так и молодого поколения граж-мочь в становлении и сохранении личностной, этнической дан (детей и подростков) современной системы образова-и общекультурной идентичности как взрослого населения ния.

Ориентация в данных функциях - осознание и понимание их сущности и значимости - необходима педагогам современного образования. Они могут стать надежным ориентиром в становлении и развитии собственной личностно-профессиональной компетентности и помочь организовать свою профессиональную деятельность в рамках обучения, воспитания и психолого-педагогического просвещения детей, подростков и их родителей.

За последние два десятилетия Россия пережила ряд кризисов и реформ, в результате которых российское общество утратило свою идеологию, отойдя от коммунистической парадигмы развития и не приобретя новых идеалов и стремлений, потеряло ценностные ориентиры, которые помогали бы как в процессе банального выживания в современных условиях, так и в процессе активного творческого самовыражения индивида, общества и мира в целом.

Выделенные нами функции поликультурного образования имеют иерархическую структуру, затрагивающие, в свою очередь, все компоненты структуры личности - когнитивный, аффективный, волевой и поведенческий.

Так, мировоззренческая, культуроориентированная и образовательная функции, направлены на становление и развитие когнитивной сферы личности, определяя образ мышления, сферу интересов и ценностных ориентаций.

Воспитательная, личностно-развивающая и субъе-кто-фасилитационная функции - ориентированы на аффективную сферу личности, способствуя развитию эмоционально-чувственного мира посредством самопознания, самопонимания, саморазвития, самовыражения в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия.

Полусубъектная функция - максимально ориентирована на волевой компонент личностной индивидуальности, а также на поведенческо-деятельностную сферу, определяя способность и возможность человека ориентироваться, действовать и взаимодействовать в поликультурном пространстве, сохраняя собственную личностную и этническую субъектность, а также помогая сохранять и выражать личностную и этническую иносубъектность.

Каждая представленная функция может быть реализована исключительно на основе выделенных нами принципов поликультурного образования, к которым относятся: принцип ориентации на гуманистическую парадигму образования; принцип диалога и взаимодействия культур; принцип овладения содержанием поликультурного образования; принцип целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей; принцип учета национального и культурного факторов; принцип консолидации мультикультурных разностей и творческого приумножения многокультурного наследия.

В настоящее время в педагогической теории и образовательной практике еще недостаточно раскрыты особенности организации поликультурного образования, обеспечивающего социально-психологическую защиту, поддержу и полисубъектного развития личности учащихся как мигрантов, так и амигрантов. Вне поля зрения философских, психологических и социально-педагогических исследований остаются не только вопросы, связанные со статусом детей и подростков-мигрантов, их беззащитностью, душевными потрясениями, дискомфортом в стенах образовательного учреждения и социума, что способствует возникновению и проявлению конфликтов, но и вопросы, связанные с психологическим состоянием учащихся коренного населения.

В этой связи закономерно, что социальная и психолого-педагогическая поддержка и защита всех субъектов

образовательного процесса включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия внутри социума, но и охватывает интегрированную систему всех социальных институтов как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества, его этико-этниче-ской и полисубъектной культуры.

Ряд исследователей (С.К.Бондырева, Н.Н.Бушма-рина, Н.И.Клименко) [4] полагают, что поликультурный характер современного образования России должен состоять из следующих компонентов:

- воспитание учащихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций;

- создание условий для более полного представления и понимания богатства национальной культуры, истории, языка, литературы, традиций, социальных норм поведения, нравственности, духовных ценностей;

- сохранение, усвоение локальных, международных и исторических культур в контексте культурного плюрализма и пр.;

- воспитание гражданственности и готовности к проявлению социальной активности;

- воспитание способности защитить и преумножить социальные ценности, формирующие основу демократического общества;

- обеспечение возможности личности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры;

- формирование толерантного сознания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание условий для включения личности как в общероссийский контекст образования, так и в современные мировые цивилизации;

- предоставление возможностей реализации социокультурных потребностей;

- развитие и совершенствование образования на всех его уровнях, включая подготовку педагогических кадров, повышение их квалификации и пр. Поликультурное образование можно рассматривать на основе синтеза различных подходов:

1. диалога культур (предполагает помощь учащимся в понимании своей культуры; понимание и принятие других культур; осознание культурных различий и сходств, выстраивание диалога в поликультурной среде);

2. деятельного подхода (предусматривающего осознание и понимание чужой культуры посредством совместной деятельности, актуализирующего познание своей собственной культуры);

3. множества культур (содействие пониманию мирового многообразия культур, обучение межкультурному взаимопониманию, развитие межкультурной компетентности).

Поликультурное образование утверждает полисубъектную сущность образовательного процесса, предполагающего единство общекультурного, социально-нравственного, профессионального и личностного развития каждой личности.

Характеристиками поликультурного образования выступают: ценностно-содержательный, личностно-ори-ентированный, операционально-деятельностный, регионально-интеграционный компоненты [5], которые отражают комплекс отношений к:

- личности, способной к культурному самоопределению и саморазвитию, этнической, социальной, ген-дерной, личностной, профессиональной идентификации;

- педагогу, способному и готовому создавать благоприятную социальную ситуацию развития учащихся, осуществлять помощь и поддержку в индивидуальном самовыражении и самоопределении, этнокультурной идентичности, становлении ценностей и продуктивной деятельности, формировании толерантного сознания учащихся, эффективно функционирующей в системе межэтнических, межконфессиональных и социокультурных отношений;

- руководителю, способному и готовому создавать условия для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, достижения качества процесса и результата педагогической деятельности;

- профессиональному образовательному учреждению как к целостному развивающему, поликультурному, образовательному пространству, где формируется система культурных ценностей и ценностно-смысловых ориентиров гуманистической направленности обучающихся на основе образцов поликультурной коммуникации молодежи и взрослых;

- системе образования, в целом, в основе которой стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество культур [10].

В открытом поликультурном образовании реализуется процесс, основанный на создании условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития всех субъектов образовательного процесса [12].

Ввиду этого в практике поликультурного образовательного учреждения целесообразно использовать методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации субъектов в многокультурной и разноуровневой социальной образовательной среде посредством различных видов деятельности:

- активизация процессов самопознания, саморазвития, способствующая формированию механизмов рефлексии;

- выявление потребностей субъектов образования и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый субъект имеет возможность определить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

- ориентация на создание толерантных отношений, развитие ценностных, социально-значимых личностных характеристик - эмпатии, толерантности, ассертивности, коммуникативности, субъектности и др [13], [14].

В заключении, считаем необходимым отметить тот факт, что занимаясь проблемой описания актуальной модели интеграции детей-мигрантов в современное поликультурное образование России, нами была сделана попытка анализа существующих моделей интеграции мигрантов в мировой практике; определены цели, задачи, функции и принципы поликультурного образования; выделены компоненты поликультурного образования; синтезированы существующие подходы в поликультурном образовании; дана характеристика поликультурного образования; обозначены виды профессионально-педагогической деятельности, наиболее актуальные в поликультурной образовательной среде.

Литература

1. Фалунина Е.В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования: Автореф. дис. .. .д-ра психол. наук. - М., 2012. - 68 с.

2. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М., 1997. С. 56-75

3. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Бушмарина Н.Н., Климентко Н.И. Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании / Под общ ред. Г.В.Безюлевой - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008.-192 с.

4. Бондырева С.К. Выживание (факторы и механизмы): Учеб. Пособие / С.К.Бондырева, Д.В.Коле-сов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. -368 с.

5. Фалунина Е.В. Дети-мигранты как психологический феномен поликультурного образовательного пространства России. - Российский научный журнал. - 2011. - 2 (21). -С. 119-122.

6. Фалунина Е.В. Проблема организации поликультурного образования в современной России. - Российский научный журнал. - 2011. - 2 (21). - С.123-129.

7. Фалунина Е.В. Технология изучения аккультурации личности в поликультурном образовании. - Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы Х межвузовской научной конференции. - Братск: Изд-во БрГУ, 2011. - 40 с.

8. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Ценностные ориентиры и базовые принципы системы подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического направления. - Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы Международной научно-практической конференции магистров, аспирантов, молоды ученых и их наставников факультета психологии и социальной работы, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора АЛЕКСЕЯ ФЕДОРОВИЧА ШИКУНА. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. - 198 с.

9. Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии. - Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

10. Фалунина Е.В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании. - Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - №4 (6). - С. 115117.

11. Фалунина Е.В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России. - Российский научный журнал. - 2011. -№21. С. 123-139.

12. Фалунина Е.В. Некоторые условия личностной и профессиональной готовности студентов-педагогов к профессионально-педагогической деятельности. - Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2007. Т.1. С. 82-85.

13. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Актуализация методологических основ современного образования России. - «РОССИЯ И ВТО: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Часть 1. / отв. Ред. С.А. Рунова. - Новокузнецк: Изд-во НГООО «ЗНАНИЕ» г. Новокузнецк, 2013. - 255 с.

14. Фалунина Е.В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании. - Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011 - №4 (6). - С. 115-117.

15. Фалунина Е.В. Приоритетные функции поликультурного образования России. - Проблемы социально-экономического развития Сибири. -2011. - №1 (3). - С. 101-117.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Гулякина Вера Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и акмеологии, Орловский государственный

университет, г. Орёл

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей личности, выступающих основанием представлений субъектов образования о причинах конфликтов между ними. Автором установлено, что направленность личности в конфликтном взаимодействии, её агрессивность, конфликтность и ценности выступают личностными основаниями представлений преподавателей и студентов о причинах конфликтов между ними. Результаты исследования расширяют возможности улучшения качества взаимодействия преподавателей и студентов. ABSTRACT

The article presents the results of empirical studies of the individual acting basis representations subjects of education on the causes of conflict between them. The author found that the orientation of the person in the conflict interaction, its aggressiveness, conflicts and personal values are the basis of representations of teachers and students about the causes of conflict between them. The results of the research are expanding opportunities to improve the quality of interaction between teachers and students.

Ключевые слова:

Конфликт, представления о причинах конфликтов, направленность личности в конфликтном взаимодействии, агрессивность и конфликтность личности, ценности, субъекты образования.

Keywords:

Conflict, perceptions of the causes of conflict, orientation of the person in the conflict interaction, aggression and conflict personality, values, education subjects.

Сложившаяся в настоящее время социальная ситуация в российском обществе оказывает значительное влияние на содержание и характер социальных процессов, происходящих в системе высшего образования. Переоценка ценностей в обществе, и, как следствие, кардинальное изменение мотивационно-ценностной структуры личности студента, является потенциальной основой конфликтной напряженности между субъектами образовательного процесса.

К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий педагогам и психологам исследовать проблему конфликта в различных аспектах: исследуются структура и динамика конфликта; психотехника разрешения конфликта; конфликт в процессе педагогического общения; причины конфликта; конструирование конфликта для решения задач развития личности и коллектива [1, 2, 3, 4].

Вместе с тем нуждаются в специальном исследовании причины конфликтов между преподавателями и студентами.

Следует учесть, что продуктивное общение характеризуется «плодотворными межличностными контактами, способствующими установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности» [2, с.62]. Неумение предупреждать конфликты или компетентно управлять ими отрицательно влияет на уровень социального самочувствия

субъектов образования, снижает эффективность обучения и воспитания студенчества.

Исходя из вышеизложенного, актуализируется выявление причин конфликтов между преподавателями и студентами, выступающих основой профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовании.

Мы предположили, что агрессивность и конфликтность, ценности, направленность личности в конфликтном взаимодействии выступают личностными основаниями для дифференциации представлений студентов и преподавателей о причинах конфликтов в образовательном процессе.

Исследование осуществлялось на выборке студентов ФГБОУ ВПО "Орловский государственный университет" факультета педагогики и психологии при помощи пяти методик: методики К. Томаса "Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте" в адаптации Н.В. Гришиной; методики В.А. Хащенко "Типология поведения личности в конфликте"; методики Е. П. Ильина и П.А. Ковалева "Личностная агрессивность и конфликтность"; методики М. Рокича "Ценностные ориентации личности"; авторского опросника «Конфликты в образовательном взаимодействии».

Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы.

1.В представлениях преподавателей и студентов о причинах конфликтов в образовательном взаимодействии имеются общие аспекты и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.