«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
УДК 159.9 (159.923.5)
ББК 88
Ф192
Е. В. Фалунина Братск, Россия АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ПРОСТРАНСТВЕ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье поднимается проблема профессиональной подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования - гуманистически ориентированном, с поликультурным содержанием. Разработана модель системы профессиональной подготовки будущих учителей в вузе. Выделены компоненты модели системы профессиональной подготовки и определены условия её успешности.
Ключевые понятия: полисубъектность личности, метод моделирования полисубъектного взаимодействия, модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования - гуманистически ориентированном, с поликультурным содержанием, мигратизация как процесс и мигрантность как результат дезадаптации и асоциализации детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве современной России
E. V. Falunina
Bratsk, Russia THE ACTUAL PROBLEM OF THE PROFESSIONAL TEACHERS' TRAINING IN THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM
The article raises the problem of future teachers' training to work in the modern educational system which is humanistic and posesses a multicultural content. The
© Фалунина Е.В., 2014
model of the future teachers' professional training in the University was developed. The components of the professional training model system were chosen and the conditions of its success were determined.
Key words: personality polysubject; modelling method of polysubject interaction; model fo the training system of the future teachers' training in the field of modern education - humanistic oriented, with a multicultural content; migration as a process and as a result of antiadaptation and antisocialization migrant-children in a multicultural educational environment of the modern Russia
Психологическая наука на современном этапе своего развития характеризуется обострившимися проблемами не столько теоретического, сколько прикладного - практического характера. Необходимость решения этих проблем путём постановки конкретных социально-психологических и психолого-педагогических задач обусловлена социально-политическими и экономическими особенностями, социокультурным многообразием в российском обществе и поликультурным содержанием образовательного пространства России. Всё это требует нового осмысления существующей реальности с целью определения тех целей, ценностных ориентаций, принципов, методов и технологий образования, которые отвечали бы всем современным требованиям социальной ситуации развития. Такого рода анализ необходим и для построения психолого -педагогической модели системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования, что и определило тему данного научного исследования.
Необходимость выделения такого понятия, как «пространство современного образования» (ПСО), обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, существующая тенденция к гуманизации образования вот уже не одно десятилетие не может найти полноценной реализации на практике. С одной стороны, процесс формирования субъектной личности как доминантной цели гуманистической парадигмы может быть осуществлён исключительно
на основе и посредством гуманистических теорий, методов и технологий, в которых, как показывает практика, система образования испытывает реальный дефицит. В рамках гуманистической парадигмы образования до сих пор используются бихевиористические - поведенческо-центрированные технологии взаимодействия педагогов и учащихся, субъектов образовательного процесса, определяющих социодинамическую направленность образовательной среды. Факт несогласованности декларируемых ценностных ориентиров педагогов и их практических действий предопределяет ряд существующих неудач в педагогической деятельности. С другой стороны, субъектная личность как ценностный ориентир гуманистических идей не до конца оправдывает сегодня заявленные ожидания: субъектность всё чаще проявляется в ориентации личности на себя, на своё собственное благополучие, центрированное на «сегодняшнем дне», и всё реже сегодня субъектная личность сочетает собственные интересы с государственными ориентирами и общечеловеческими ценностями, нацелена на будущее, способна к полной самоотдаче вплоть до сознательного отказа от личной выгоды ради высших целей и идей, заявленных мировым сообществом - идей глобализации, общемирового сотрудничества ради развития и сохранения мира на Земле.
Данная проблема обозначена и в Концепции модернизации российского образования, где в качестве целей современного образования определён ряд ценностно-смысловых ориентиров по-новому развивающегося общества (демократически, с рыночными отношениями). Таким образом, появляется необходимость в качестве доминантной цели современного образования определить формирование «полисубъектной личности» как высшего уровня развития и взаимосвязи личностной, этнической и профессиональной субъектности. Полагаем, что полисубъектная личность отличается от субъектной личности тем, что, проживая полноценно свою жизнь по принципу «здесь и теперь», она способна с уважением относиться к прошлому и быть ориентирована на будущее, неся при этом полную ответственность за свою жизнедеятельность как на уровне личностном, социокультурном, так и на общечеловеческом. Считаем,
что «полисубъектная личность педагога характеризуется гармоничным сочетанием и высоким уровнем взаимосвязи личностной, этнической и профессиональной субъектности» [Фалунина, 2012, с. 4]. Для реализации такой сверхзадачи необходимо подойти к гуманизации образовательного процесса с позиции переосмысления его теоретико-методологических основ и процессуально-деятельностной сферы.
Во-вторых, социально-экономическая ситуация развития мирового сообщества предопределила массовые потоки миграции населения, и сегодня в стране появляется всё больше школ с поликультурным содержанием обучения, в социально-психологическом плане представляющих собой многокультурное сообщество, состоящее из «детей-амигрантов», то есть местных уроженцев, и «детей-мигрантов», которые, как показывают исследования, составляют в отдельных регионах до 2/3 численного состава образовательного учреждения. Поэтому поиск средств гармоничного вхождения в новую социальную среду и бесконфликтного сосуществования этно-, социо- и субкультур представляется для поликультурной России важнейшей государственной социально -политической, психолого-педагогической задачей, решать которую призваны педагоги и психологи. При этом поликультурная компетентность последних оставляет желать лучшего, а необходимая психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса осуществляется на достаточно низком уровне, что отмечает Программа развития поликультурного образования, разработанная Министерством образования и науки РФ в 2010 году.
Анализ социально-политической и психолого-педагогической реальности пространства современного образования в России показал следующее:
- с одной стороны, дети и подростки-мигранты, оказавшиеся в условиях необходимости смены постоянного места жительства, попадают в ситуацию зависимости от непростых (порой даже экстремальных) внешних условий, и процесс социально-психологической адаптации, социализации, интеграции и консолидации культур становится для них всё более проблематичным. Неблагоприятные условия жизни детей и подростков-мигрантов делают многих из них
«мигрантными» (дезадаптированными и асоциализированными): они всё чаще проявляют неспособность самостоятельно строить новые отношения, включаться в общественно полезную и личностно значимую деятельность, расширять круг своих способностей и возможностей, реализовывать свои личные и общественные интересы, проявлять активность в творческом самовыражении и прочее, что приводит к эмоциональной, интеллектуальной, волевой деприва-ции, препятствует осознанию себя как целостной личности, субъекта собственной активности и творца своей жизнедеятельности. Многие из них имеют опыт саморазрушительного, асоциального и даже криминального поведения;
- с другой стороны, необходимость создания и организации поликультурной образовательной среды, способствующей развитию полисубъектной личности всех субъектов образования, и тем более необходимость оказания мигрантным детям и подросткам квалифицированной психолого-педагогической помощи сделали чрезвычайно актуальным обращение науки к указанной проблеме и тщательному психологическому изучению феномена «мигрантности» (асоциа-лизации) и «мигратизации» (дезадаптации), а также к поиску активных научно обоснованных психологических средств и методов работы в пространстве современного образования, и особенно с мигрантными детьми и подростками различных типов и категорий миграции.
Важно, что при появлении какой бы то ни было новой объективной реальности наука должна реагировать на неё подготовкой таких специалистов, которые были бы способны быстро и качественно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивающую развитие данной реальности в социально значимом русле.
Таким образом, особое значение сегодня приобретают теоретические положения и практические разработки психолого-педагогической базы системы подготовки специалистов к работе в пространстве современного образования не только психологов, но и педагогов. Именно на последних ложится основная тяжесть решения проблем растущей детской и подростковой мигрантности, и, как следствие, остро ставится вопрос бесконфликтного межкультурного вза-
имодействия, что отмечено в Концепции модернизации российского образования и Национальной доктрине образования Российской Федерации.
Однако с психолого-педагогических позиций сложность проблемы усугубляется тем, что педагог оказывается практически не готов к работе в «пространстве современного образования», которое характеризуется проблемами гуманизации образовательного процесса и поликультурной составляющей, не только в силу недостаточно разработанной теоретической базы и технологической оснащённости, но и, прежде всего, в силу недостаточного развития собственной полисубъектности личности педагога, являющейся важнейшим условием эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, но, как показали исследования, особенно значимой именно в работе с детьми-мигрантами. Многие из них становятся мигрантными и начинают воспринимать мир не как широкое поле разнообразных возможностей самореализации, а как систему враждебных, против них направленных сил. То есть в случае ми-гратизации резко ограничиваются условия для развития и становления ребёнка как субъекта и его субъектность, как личностная, так и этническая, оказывается депривированной или «закрытой», а это значит, что процесс развития личности в целом не может пойти по пути самоактуализации и самореализации, но может иметь нежелательные последствия - асоциализацию, маргинальность или сепаратизм в отношении этно- или субкультур. Это свойство мигрантного ребёнка выступает как личностная специфическая особенность. Помочь ребёнку мобилизовать свои силы для противостояния неблагоприятным условиям среды и тем самым преодолеть или минимизировать мигрантность можно лишь тогда, когда педагог как личность сам будет являться полисубъектом, а как профессионал будет способен создавать ситуации подлинного полисубъектного взаимодействия как на межличностном, так и межэтническом и межкультурном уровнях. Следовательно, именно развитие полисубъектности, которая раскрывается только в ситуациях подлинного полисубъектного взаимодействия в условиях гуманистически направленного поликультурного образования, должно стать
центральным в подготовке педагога к результативной работе в новых условиях поликультурной России.
Подводя итог вышесказанному, нужно заметить, что данная проблема в настоящее время остаётся нерешённой по ряду направлений.
Во-первых, несмотря на широко пропагандируемый в психологической и педагогической науке, а также в образовательной практике гуманистический подход, ориентированный на развитие активной, творческой, ответственной, самоактуализированной личности с высокой степенью гражданственности и прочее, и множество появившихся за последние десятилетия постперестроечного периода научных работ, с различных сторон рассматривающих процесс гуманизации образовательного процесса и проблему подготовки будущих учителей в рамках этого подхода (А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, Ф. Н. Гоноболин, О. П. Елисеева, Н. А. Кириллова, Н. В. Кузьмина, С. В. Кульневич, А. Б. Орлов, Е. Л. Федотова, Г. И. Щукина и др.), до сих пор система образования испытывает практические трудности в достижении заявленных целей и процессуально всё чаще обращается к науке за помощью в технологическом оснащении образовательного процесса.
Во-вторых, до сих пор остаются недостаточно изучены различные аспекты поликультурного образовательного пространства России в целом и такого феномена, как мигрантность (психологическая составляющая современной образовательной среды), предпосылок её появления и особенностей мигрантных детей в частности, что, безусловно, определяет сложности в подготовке педагогов к работе в современном образовании поликультурной России. Среди имеющихся работ в этой области выделяются следующие: философско-методологический аспект поликультурного образования представлен в работах таких учёных, как С. К. Бондырева, Г. В. Безюлёва, С. С. Вушинкевич, Б.М. Горохов, Д. Н. Колесов, М. В. Филатова и др; теоретические аспекты адаптации и социализации - в работах И. Д. Калайкова, И. А. Милославова, П. И. Царегородцева и др.; социально-психологический феномен адаптации изучали Ю. А. Александров, Д. Л. Андреева, Г. М. Андреева, Г. А. Балл,
Т. В. Дорожовец, И. В. Дубровина, О. И. Зотова, В. Е. Каган, Я. Л. Коломинский, И. С. Конн, И. К. Кряжева, И. А. Малославова, А. В. Петровский, А. А. Реан, Е. М. Рыбинский, Е. Н. Сорочинская, Н. Ф. Талызина, Л. И. Уманский, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и др.; особенности социально-психологической адаптации и взаимодействия культур -С. К. Бондырева, И.А. Коробейников и др.; факторы социальной и культурной адаптации мигрантов - Г. А. Бухаренко, Т. Г. Грушевицкая, Т. Г. Стефаненко и др.; идеи о методах и технологиях социально-педагогической работы с детьми и подростками - В.Г. Бочаров, В.А. Никитин, В. А. Сластенин и др; различные аспекты проблемы адаптации детей-мигрантов - А. Г. Асмолов, А. И. Баркан, С. К. Бондырева, Р. В. Брислин, Л. Г. Голубева, Т. Г. Жаровцева, Л. А. Жданова, Н. Н. Иванова, Я. Ким, Р. Р. Калинина, А. И. Мышкинс, А. В. Никольская, Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Г. В. Солдатова, А. А. Солнцев, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Г. С. Триандис, У. Шмидт и др.; проблемы беспризорности, социального сиротства и педагогической запущенности детей девиантного поведения - И. В. Дубровина, С. А. Ермолаева, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Ф. А. Сидоришин и др.; вопросы педагогической поддержки детей-мигрантов в инокультурной социально-педагогической среде проанализировали в своих исследованиях Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, В. К. Калиненко, О. А. Кравцова, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова и др.; психолого-педагогические проблемы организации единого образовательного пространства России и стран Содружества Независимых Государств (СНГ) отразили в своих монографиях Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Н. Н. Бушмарина, Н. И. Клименко и др. Вместе с тем собственно психологические концепции ми-грантности, а также методы диагностики и технологии организации поликультурной образовательной среды (психологически комфортной для всех субъектов образовательного процесса) до сих пор остаются не разработанными в науке.
В-третьих, в целом проблема подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности, с одной стороны, является слишком ши-
рокой, а с другой - в имеющихся исследованиях она представлена лишь отдельными аспектами. Для нашего исследования актуальными явились работы, посвящённые разработке проблемы развития профессионально значимых личностных качеств педагога (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Ф. Н. Гоноболина, И. В. Дубровиной, С. Б. Елканова, П. Ф. Каптерева, Н. В. Кузьминой, А.К. Марковой, Е. В. Мартыновой, А. М. Прихожан, В. Д. Шадрикова, Л.Б. Шнейдер, А. И. Щербакова и др.), а также исследования, обращённые к проблемам личностного и профессионального самоопределения студентов педагогических вузов (К. А. Абульхановой, Н. Р. Битяновой, Б. С. Братуся, О. И. Высоцкой, М.Р. Гинзбурга, И. А. Зимней, Ю. П. Зинченко, И. С. Кон,
A. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Е. В. Мартыновой, Л. М. Митиной,
B. Н. Мясищева, П. А. Шавир и др.).
И в то же время, несмотря на широкий диапазон представленных исследований, до сих пор в психолого-педагогической науке остаются не раскрыты закономерности, механизмы, факторы и условия эффективной подготовки и переподготовки педагогов к работе с группами детей разных категорий и видов миграции, а также с детьми-амигрантами в современной школе именно с позиции развития их полисубъектности личности. Остаётся нерешённой и проблема психолого-педагогического сопровождения студентов-педагогов в повышении уровня их профессионально-педагогической направленности, которая определяла бы гармоничную целостность личностного и профессионального самоопределения. Личностные смыслы находили бы отражение в общественно значимой деятельности, а ценностные ориентации будущего учителя были бы направлены на процесс фасилитации (сопровождения) личности ребенка и подростка в их активном становлении и саморазвитии, что может быть реализовано на гуманистических идеях А. Маслоу, К. Роджерс и др., а не на процесс формирования социально приемлемых форм поведения (как это происходит до сих пор в сфере образования), который ориентирован на социодинамические идеи с опорой на бихевиористические технологии в понимании сущности и развития личности ребёнка.
Открытым остаётся и вопрос оснащения педагогов психолого-педагогическими технологиями работы в пространстве современного образования (гуманистически ориентированной поликультурной России), посредством которых педагог мог бы эффективно решать вопросы диагностики, в случае необходимости - коррекции личностного развития субъектов образовательного процесса, а также прогнозирования, формирования и развития поликультурной гуманистически ориентированной образовательной среды, которая играет немаловажную роль в раскрытии способности индивида к общению и построению отношений с окружающими: строить их, избегая напряжённости и конфликтов, не ущемляя при этом интересы и ценности ни принимающей, ни входящей стороны.
Именно поэтому мы считаем необходимым уделить максимум внимания проблеме подготовки педагогических кадров, готовых работать в условиях поликультурной России и способных организовывать психологически комфортную гуманистически ориентированную образовательную среду как необходимую зону для личностного развития каждого субъекта образовательной системы.
В-четвёртых, несмотря на ряд исследований, посвящённых становлению и развитию субъектности педагогов (Е. Н. Волкова, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, Е. И. Исаев, М. В. Клинская, Л. М. Митина, В. Н. Мясищев, А. К. Осницкий, В. И. Панов, А. В. Петровский, А. М. Прихожан, В.В. Рубцов, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.), до сих пор в психологической науке остаётся неизученной проблема психологического обоснования такой системы подготовки педагога, в которой ядром выступило бы развитие полисубъектности личности педагога, а целевым ориентиром - его будущая профессиональная деятельность в пространстве современного образования, предопределяющая способность моделировать гуманистически ценностное полисубъектное взаимодействие, возможность организовывать поликультурную образовательную среду, а также
развивать личностную и этническую субъектность и полисубъектность обучающихся.
Концепция человека как субъекта жизнедеятельности (С. Л. Рубинштейн), ставшая основополагающей для отечественной психологии, активно развивается (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.). А также развиваются связанные с ней концепции персонализации, индивидуализации, надситуативной активности, социализации, адаптации, самореализации (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, И. П. Иванов, А. В. Петровский, Т. В. Максимова, Т. Д. Марцинковская, Д.И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский и др.); субъектного взаимодействия (И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун); виртуальной и возвращённой субъектности (В. А. Петровский); развития субъектной реальности (В. И. Слободчиков); субъектогенеза и механизмов субъектности (В. А. Татенко) и др. Также исследуются вопросы субъектных отношений в системе образования (К.А. Абульха-нова, С. К. Бондырева, А. В. Брушлинский, В. А. Лекторский, С. Л. Рубинштейн и др.); изучаются принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность личности (В. В. Давыдов); анализируются феномены субъ-ектности (В. А. Петровский); изучаются компоненты субъектного опыта (А. К. Осницкий); происходит рассмотрение субъектности через призму отношений человека к себе как к деятелю (Е. Н. Волкова и др.).
С точки зрения психологической науки, наибольшую актуальность приобретает сегодня анализ причин существующих неудач в гуманистически направленной педагогической деятельности, изучение поликультурного содержания современного образования и механизмов адекватного формирования личности всех субъектов образовательного процесса в поликультурной образовательной среде, а также исследование детей и подростков мигрантов как «социальной жертвы» миграции. Последнее очень важно в связи с необходимостью выявления психологических, социальных и педагогических предпосылок появления такого психологического феномена, как мигрантность личности, с позиции изучения данного явления как объективной реальности с целью её предупре-
ждения, коррекции и возможности развития полисубъектности личности учащихся-мигрантов.
Таким образом, актуальным становится поиск важнейших психолого-педагогических оснований и способов подготовки будущего учителя, которые способствовали бы формированию и развитию полисубъектности его личности, а также разработка стратегий и технологий такой подготовки и определение наиболее адекватных средств для достижения этой цели.
На основании вышесказанного считаем необходимым в научной работе выделить теоретико-методологические основания и разработать психолого-педагогическую модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования, основанную на технологиях полисубъектного взаимодействия, развивающих полисубъектность личности педагога. Объектом исследования выступила подготовка будущих учителей в системе высшего профессионального образования к работе в пространстве современного образования. Предметом исследования явились компоненты модели системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования (ценностные ориентации, цели современного образования, теоретические положения профессиональной подготовки, технологии и блоки системы подготовки, стратегии, уровни и критерии готовности как результата процесса подготовки; принципы, закономерности, тенденции, цели и направленность профессиональной подготовки, типы педагогических технологий, основной метод, механизмы реализации, условия и средства).
Основная гипотеза исследования предполагала, что специально разработанная модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования способствует повышению уровня психолого-педагогической готовности студентов-педагогов к работе в гуманистически ориентированной среде с поликультурным содержанием.
В работе были выдвинуты и частные гипотезы, которые могут быть сформулированы следующим образом.
1. Поскольку пространство современного образования гуманистически ориентировано и поликультурно по своему содержанию, то разработанная психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования должна быть направлена на процесс развития личностной и профессиональной готовности будущих учителей к работе с детьми и подростками современной общеобразовательной школы, а именно - на развитие их личностной, этнической и профессиональной субъ-ектности (то есть полисубъектности личности), а также на формирование способности к поликультурному взаимодействию со всеми субъектами образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей и межкультурных разностей.
2. Поскольку пространство современного образования поликультурно по своему содержанию по причине миграции населения, у детей и подростков-мигрантов, вследствие неоказания своевременной психолого-педагогической помощи при неблагоприятных условиях адаптации и социализации в поликультурной образовательной среде, появляется особая черта - такой психологический феномен, как детская и подростковая мигрантность, проявляющаяся в принятии ребенком позиции «социальной жертвы обстоятельств», блокирующая развитие его субъектности и полисубъектности - необходимых качеств для становления личности, способной жить, взаимодействовать и развиваться в современных условиях поликультурного сообщества.
Поэтому концептуальная модель системы подготовки будущих учителей к работе в поликультурном образовании должна быть направлена на развитие полисубъектной позиции педагога для возможности моделирования им полисубъектного взаимодействия с мигрантными детьми и подростками с целью оказания им профессиональной поддержки в становлении и развитии поли-субъектности их личности как в процессе межличностного взаимодействия, так и в процессе взаимодействия с группой в учебных и внеучебных ситуациях, с учётом индивидуально-личностных и межкультурных разностей.
3. Успешность подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования может определяться: а) уровнем знаний и понимания студентами основных характеристик современного образования; б) выработкой у студентов ценностного отношения к работе в пространстве современного образования; в) гармоничным сочетанием ценностно-мотивационного и операци-онально-деятельностного (поведенческого) компонентов при моделировании полисубъектных взаимодействий; г) высоким уровнем взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения будущих педагогов; д) высоким уровнем развития профессионально значимых личностных качеств; е) владением технологиями организации поликультурной образовательной среды, психологически комфортной для всех субъектов образовательного процесса, в рамках которой происходило бы становление и развитие полисубъектности личности ребёнка и подростка в пространстве современного образования. На основании этого предположения в концептуальной модели системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования необходимо определить условия, факторы, средства, принципы и т.п. подготовки студентов-педагогов.
4. Эффективность подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования может обеспечиваться использованием метода моделирования полисубъектного взаимодействия (ММПСВ).
Важнейшим фактором развития полисубъектности личности будущего учителя в процессе его подготовки к работе в пространстве современного образования может являться реализация полисубъектного взаимодействия преподавателей высшей школы со студентами-педагогами, что порождает движение к аутосубъектности и атрибуции полисубъектности личности Другого.
5. В качестве основных условий подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования необходимо выделить: а) спецкурсы и программы работы с преподавателями вуза, педагогами-практиками и студентами-педагогами по развитию полисубъектности личности; б) работа преподавателей вуза с учебными программами ведущих психолого-педагогических
дисциплин на предмет повышения внутри- и междисциплинарных связей на лекционных занятиях посредством включения в планы тематического содержания сущности гуманизации современного образования и его поликультурной составляющей; в) усиление роли практических занятий с внедрением активных методов обучения и практикоориентированных гуманистических технологий; г) специально организованная педагогическая практика студентов в системе общего и дополнительного образования современной России.
6. Важнейшими средствами в подготовке будущих учителей к работе в пространстве современного образования могут выступать практикоориентирован-ные технологии, в том числе тренинговые, направленные на развитие процессов самопознания, самопонимания, самопринятия, самовыражения и самореализации, а также познания, понимания, принятия, помощи и поддержки Другого, выступающих в качестве этапов развития полисубъектности личности: про-фориентированный тренинг психологической готовности педагогов (ПТПГП), направленный на развитие личной субъектности; фольклоротренинг этнокуль-тур (ФТЭК), направленный на развитие этнической субъектности; социально-психологический тренинг адаптации и социализации детей и подростков в современной школе (СПТАиС), направленный на развитие профессиональной субъектности будущих педагогов.
Методологическим и теоретическим обоснованием исследования выступили положения культурно-исторического подхода (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.); философской антропологии и сущности субъектности личности (С.Л. Рубинштейн); психологической и педагогической онтологии человека как субъекта жизнедеятельности и общественных отношений (А. Г. Асмолов, К. А. Абульханова, В. С. Библер, С. К. Бондырева,
A. В. Брушлинский, И. А. Зимняя, В. А. Лекторский, О. Л. Подлиняев,
B. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.); концепций о природе и сущности человеческой деятельности, её смысловом, целенаправленном и творческом характере (Б.Г. Ананьев, Г. С. Батищев, А. Н. Леонтьев и др.); а также положения
по организации единого образовательного пространства и поликультурной образовательной среды (Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов и др.).
Общая методология исследования определялась требованиями личностно-центрированного (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), комплексного (Б. Г. Ананьев и др.), системного (И. В. Блауберг, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин, и др.) и компе-тентностного подходов (А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, А. И. Субетто, Б. Б. Коссов и др.).
Библиографический список
1. Фалунина Е. В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования : автореф. дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.07 / Е. В. Фалунина. М., 2012. 68 с.
2. Фалунина Е. В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании / Е. В. Фалунина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 4 (6). С. 115-117.
3. Фалунина Е. В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России / Е. В. Фалунина // Российский научный журнал. 2011. № 21. С. 123-139.
4. Фалунина Е. В. Актуализация изучения категории «дети-мигранты» в психолого-педагогической науке / Е. В. Фалунина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2009. Т.1. С. 29-33.
5. Фалунина Е. В. Миграция как социально-психологическая проблема / Е. В. Фалунина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2009. Т. 1. С. 33-39.
6. Фалунина Е. В. Приоритетные функции поликультурного образования России / Е. В. Фалунина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. Т. 3. С. 101-105.
7. Фалунина Е. В. Некоторые условия личностной и профессиональной готовности студентов-педагогов к профессионально-педагогической деятельности / Е. В. Фалунина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2007. Т.1. С. 82-85.