Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание в современной теории и образовательной практике: проблемы и пути их решения'

Поликультурное воспитание в современной теории и образовательной практике: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5383
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION / МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERNATIONAL COMMUNICATION / POLYCULTURAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загрекова Лилия Васильевна, Краснова Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются основные подходы к разработке проблемы поликультурного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике, дается анализ современной образовательной практики, приводятся пути решения в условиях общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL EDUCATION IN THE MODERN THEORY AND EDUCATIONAL PRACTICE: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The article deals with the main approaches to the development of the problem of polycultural education in national and foreign pedagogy. It also analyzes the modern educational practices and presents the ways of solutions in terms of secondary school.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание в современной теории и образовательной практике: проблемы и пути их решения»

1УДК 373 (07); 378 (07) ББК 74.200

поликультурное воспитание в современной теории и образовательной практике: проблемы и пути их решения

Л. В. Загрекова, Т. А. Краснова

В статье рассматриваются основные подходы к разработке проблемы поликультурного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике, дается анализ современной образовательной практики, приводятся пути решения в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, поликультурное образование, многокультурное образование, межнациональное общение.

POLYCULTURAL EDUCATION IN THE MODERN THEORY AND EDUCATIONAL PRACTICE: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

L. V. Zagrekova, T. A. Krasnova

The article deals with the main approaches to the development of the problem of polycultural education in national and foreign pedagogy. It also analyzes the modern educational practices and presents the ways of solutions in terms of secondary school.

Keywords: polycultural upbringing, polycultural education, multicultural education, international communication.

Актуальность проблемы исследования

Анализ научной литературы показал, что поликультурное воспитание и образование детей и молодежи является одной из актуальных проблем современной мировой и отечественной теории и образовательной практики. Это объективно обусловлено тем, что все крупнейшие страны мира, в том числе и Россия, относятся к многонациональным обществам. В частности, народы России относятся к разным цивилизованным типам и нуждаются в неодинаковых моделях воспитания. Все это порождает поликультурное воспитание как важный социальный принцип и приоритет (А. Н. Джуринский). Актуальность обозначенной проблемы стимулируется также современной ситуацией в России, которая характеризуется активизацией самосознания этносов. Согласно результатам исследования М. Н. Кузьмина, почти 40-процентное увеличение числа народов за период с 1989-1994 гг. отражает «не некий сверхдинамичный процесс этногенеза, а является показателем реактивизации

субъектности этносов на основе изменений в сфере сознания и культуры, возникших в результате распада советской интернациональной общности, системы ее ценностей, адекватных ей уровней субъектного самосознания и самоидентификации. Возник так называемый кризис идентичности, что вызвало острую потребность ее компенсации» [1, с. 3]. Кроме того, актуальность проблемы поликультурного воспитания обострена социально-экономическими подвижками, вызванными миграцией; наличием агрессивных националистических настроений в обществе; усилением процессов национально-культурного самоопределения; многонациональным составом отечественной школы и др. Таким образом, в данных условиях существенной становится проблема выявления особенностей поликультурного воспитания, его теоретико-методологических основ, практической организации и подготовки современного учителя к осуществлению этого процесса в многонациональной школе и многонациональном классе.

Основные подходы к разработке

проблемы поликультурного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике

Современная педагогика исходит из того, что образование и воспитание не могут не учитывать национальные (этнические) различия. Такое воспитание и образование соответствует, согласно концепции А. Н. Джуринского, пониманию педагогики, основанной на идеях вариативности. Эти идеи открывают перспективы многозначного по целям и содержанию воспитания и обучения; они означают обеспечение необходимого минимума равенства учащихся в многонациональном школьном классе и учет их различий. Теоретическое и практическое значение имеет в данном контексте оформление многокультурного образования в последней четверти XX в. в отдельную область человеческого познания; в научный обиход введено понятие «поликультурная педагогика». Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасль научного знания. Феномен поликультурности стал предметом специальных научных исследований в мировой педагогике с 1960-х гг.; в российской педагогике - с 1990-х гг. Можно сказать, что отечественная поликультурная педагогика находится в стадии становления: обсуждаются вопросы о субъектах, функциях, содержании и целях поликультурного воспитания.

В современной педагогической литературе встречаются по этой проблеме следующие термины: «многокультурный», «мул ьти культурный», «поликультурный». Следует заметить, что в работах по проблеме поликультурного, муль-тикультурного, многокультурного воспитания (образования) данные понятия рассматриваются как идентичные (синонимы), ибо первая часть этих слов обозначает одно и то же, но имеет разное происхождение (русское, греческое, латинское), «много» - русское, «поли» (от греч. poly 'много'), «мульти» (от лат. multum 'много') (И. В. Васютенкова, Г. Д. Дмитриев и др.).

Отечественные ученые проявляют научный интерес к поликультурному образованию, отмечают инновационный характер данного образования. Так, В. Ю. Кочергина пишет: «Поликультурное образование можно определить как идею, процесс и инновационное образование, которое стремится дать равные возможно-

сти получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп» [2].

В исследованиях отечественных педагогов по обозначенной проблеме широко используется такое понятие, как «поликультурное развитие личности». Согласно результатам исследования И. В. Васютенковой, «поликультурное развитие» включает способность обучающихся: осознавать себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде; понимать, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции; выявлять культурные сходства между представителями различных культур, групп, изучаемых языков с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределами политических границ родной страны; определять свое место, роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах; инициировать и принимать активное участие в действиях против культурной агрессии и культурного вандализма [3].

В России многокультурное (поликультурное) образование своим становлением обязано С. Г. Айвазовой, А. К. Бабуриной, Л. Ю. Бондарен-ко, Г. Н. Волкову, А. Н. Джуринскому, Г. Д. Дмитриеву, Л. М. Дробининой, И. С. Кону, М. Н. Кузьмину, Д. С. Лихачеву, М. Либаркиной, К. М. Мартынен-ко, А. Д. Сахарову, Л. Г. Семиной, В. А. Тишкову и многим другим. Большую роль в становлении многокультурного образования сыграли педагогические, антропологические, психологические, этнографические, социологические и другие исследования.

Анализ научной педагогической литературы показал, что в зарубежной теории мульти-культурного (поликультурного) образования существуют три наиболее распространенные подхода, которые основаны на мультикультур-ных компонентах планов и программ; на развитии детей средствами мультикультурной деятельности; на развитии культуры межэтнического и межгруппового общения. В России формируется традиция поликультурного образования, соединяющая некоторые упомянутые компоненты и включающего разнообразные культурные традиции в основную идею. Основная цель многокультурного образования состоит в следующем: способствовать с помощью школы

и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства.

Ведущей идеей многокультурного образования, в контексте концепции Г. Д. Дмитриева, является то, что все школьники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование, уважение и понимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Такое образование признает уникальность каждой культурной группы в школе и признает те из них, которые носят конструктивный характер. Многокультурное образование является одним из способов противостоять расизму и этноцентризму; это и есть педагогическая попытка помочь учащимся понять свою культуру, осознать свое «Я». Основными взаимосвязанными ступенями (уровнями) многокультурного становления учителя и ученика являются: толерантность; понимание и принятие другой культуры; уважение культуры и утверждение культурных различий. С целью реализации идей многокультурного образования необходимо создавать программы развития мультикультурного сознания учителей, работающих в школе; проводить классные часы и уроки на темы толерантности, принятия, уважения и утверждения культурных различий; существует острая необходимость включить предмет «Многокультурное образование» в педагогические и другие вузы России, так как много-культурность должна стать неотъемлемой частью менталитета и поведения демократического человека [4, с. 40-47].

Особое значение для разработки теории поликультурного образования имели труды по истории русской культуры (А. А. Аронов, Д. К. Зеленин, А. С. Каргин, Б. А. Рыбаков и др.). Среди педагогических исследований по проблемам национального воспитания особо следует выделить исследования в области этнопедагогики Г. Н. Волкова и представителей его научной школы.

Важными ориентирами для разработки теоретических основ поликультурного образования в исследованиях отечественных ученых стали положения о «человеке культуры» Е. В. Бон-

даревской, концепция согласования общечеловеческих и национальных ценностей Н. Д. Ни-кандрова. Методологическую основу исследования проблем поликультурного образования отечественных ученых составляют философские идеи Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского и других выдающихся русских философов о значимости отечественного национально-культурного и культурно-исторического наследия для судьбы России, о национальном характере и национальном образе мира, о творческой самореализации личности. Основополагающее значение имеют также труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушин-ского, П. Ф. Каптерева и др.

В качестве основных методов исследования используются включенное наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование и др.

В исследованиях отечественных ученых установлено, что воспитательный потенциал поликультурного образования в современной школе реализуется пока не в полной мере в связи с тем, что такое образование организуется, как правило, бессистемно и не сопровождается психолого-педагогической диагностикой его эффективности и не отражает специфики локальной поликультурной среды.

В работах педагогов определены следующие необходимые условия эффективной реализации воспитательного потенциала поликультурного образования в школе: системный подход к построению (моделированию) его цели, задач, структуры, содержания и форм организации; психолого-педагогическая диагностика личностных качеств школьников, их динамики и развития: патриотизм, толерантность, духовно-нравственные ценности (достоинство личности, священный статус семьи, созидательная деятельность на благо общества, «любовь к отеческим гробам», то есть истинный нелицемерный патриотизм). Установлено, что реализация поликультурного образования должна учитывать специфику окружающей социокультурной среды и культурно-исторические традиции региона.

Анализ научной педагогической литературы показал, что сущность содержания понятия «поликультурное воспитание» рассматривается в трудах А. Н. Джуринского, В. А. Титова и других

ученых. Согласно утверждениям А. Н. Джурин-ского и В. А. Титова, поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. В современной России поликультурное воспитание означает интегратив-но-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (не русским), общечеловеческим [5, с. 224-225; 6, с. 399-402]. При этом русский народ, русская культура остаются для остальных наций и этнических групп основным посредником с мировой культурой. Ситуация культурного многообразия в России обусловливает необходимость усиления этнокультурной направленности обучения и воспитания при возрастании роли родных языков как хранителей этнических ценностей и русского языка как инструмента межнационального общения и транслятора русской и мировой культуры.

В исследовании А. Н. Джуринского содержание понятия «поликультурное воспитание» углубляется и уточняется с учетом современных российских условий: оно представляет собой приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде. Данное определение в целом совпадает с общемировыми трактовками, согласно которым содержание воспитания и обучения черпается одновременно из культуры малого этноса, доминирующей нации и мировой культуры.

При осмыслении поликультурного воспитания как интегративно-плюралистического процесса просматриваются, согласно А. Н. Джурин-скому и В. А. Титову, две концепции. Согласно одной из этих концепций, школа должна иметь автономные блоки, заключающие сумму этнокультурных знаний о том или ином народе. Подобная школа рассматривается как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания. Эта концепция получила название «компонентной». Ряд отечественных теоретиков поликультурного воспитания подвергают ее критике. Так, по мнению российского ученого М. Н. Кузьмина, она может оказаться источником самоизоляции того или иного на-

рода и вызвать рост националистических тенденций в воспитании нерусских этнических групп. Другая концепция предлагает так организовать деятельность нерусской школы, чтобы учащийся - носитель родной культуры -продвигался в своем развитии к культуре российской и мировой. Предлагается также воспитание на диалогической межкультурной основе, что, по мнению М. Н. Кузьмина, обеспечит гармонизацию национальных отношений и модернизацию различных этносов.

Поликультурное воспитание, отмечает А. Н. Джуринский, учитывает объективное несовпадение культурных потребностей отдельных этносов и общероссийских государственных целей воспитания и образования и предполагает обучение по единым федеральным стандартам при введении в образовательный стандарт регионального компонента. Имея в виду такой подход, Министерство образования в начале 1990-х гг. сформулировало концепцию, которая исходит из объективного несовпадения культурных потребностей отдельных этносов и общегосударственных целей воспитания и образования. Отсюда выводится необходимость существования множества национальных школ, которые, с одной стороны, будут обеспечивать единый государственный стандарт воспитания и образования, а с другой -приобщать к национальной (этнической) культурной традиции, то есть воспитывать личность, способную жить в поликультурном окружении. Такие условия предполагают создание школы, начальная ступень которой погружает в стихию родной культуры и языка, а средняя ступень выводит на общероссийское и мировое культурное пространство.

Обозначенная проблема нашла глубокое и всесторонне раскрытие в исследовании отечественного ученого А. Н. Джуринского. В его работах на основе анализа проблем мультикуль-турного воспитания в зарубежной педагогике и поликультурного воспитания в постсоветском пространстве определены объекты и субъекты поликультурного воспитания, его функции, цели, принципы, формы и методы [78]. Объектами поликультурного воспитания являются многокультурные социумы в пределах общего государственного пространства (объекты имеют тенденцию к расширению; не ис-

ключен обратный процесс - распад некогда единых субъектов). Субъектами мультикультур-ного воспитания являются ведущие и малые этносы; ведущим и непременным свойством обозначенных субъектов является духовное взаимодействие. Каждому из субъектов присущи следующие основные характеристики: культурная общность, языковая общность, статус большинства или меньшинства. Основными педагогическими принципами поликультурного воспитания являются следующие: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитания для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. Эти универсальные принципы определены в многонациональном государстве как приобщение к суб-, макро-, общей и мировой культуре во имя духовного обогащения, развития планетарного сознания, научения жить в многокультурной среде. Воспитание черпает в этом случае из культуры малого этноса, доминирующей нации, мировой культуры.

Основной магистральной целью поликультурного воспитания в России является формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Из обозначенной цели вытекают следующие задачи поликультурного воспитания: освоение культуры собственного народа; воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире; создание педагогических условий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира и сотрудничества.

Содержание пол и культурного воспитания предусматривает, согласно опыту зарубежной педагогики, отказ строить обучение исключительно на языке и культуре доминирующего этноса; предполагается приобщение к традициям субкультур, трансформация доминирующей культуры как базы образования за счет интеграционных духовных ценностей. Поликультурное воспитание должно пронизывать

всю учебную программу, стимулировать интерес к новому, формировать открытый взгляд на мир, особенно заметна роль двуязычного и многоязычного обучения (родной язык, доминирующий язык, иностранные языки). Основными формами и методами мультикультурного воспитания являются: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлексивные методы и пр. Эти методики рекомендуется применять с учетом специфики, целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Например, при культурной идентификации личности эффективны исторические рассказы, изучение местных обычаев, этикета. При освоении понятий многокультурности целесообразно использовать лекции, эвристические беседы, диспуты, при развитии навыков межкультурного общения - диалог и т. п.

Поликультурное воспитание имеет много сходства и отличия с интернациональным воспитанием. Сходство просматривается в том, что поликультурное воспитание так же, как и интернациональное воспитание, предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие; формирование чувства солидарности и взаимопонимания. Характеризуя отличия пол и культурно го воспитания от интернационального, А. Н. Джуринский подчеркивает, что отечественная поликультурная педагогика не приемлет политической односторонности социалистического интернационального воспитания. Она альтернативна идее формирования усредненной, вне националистических культур личности, с установками на достижение идеологического единомыслия. Вместе с тем сверхзадачей поликультурной педагогики является воспитание гражданина демократической России. Поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию (В. А. Титов).

Поликультурное воспитание тесно взаимосвязано с нравственным и гражданским воспитанием. Согласно результатам исследований отечественных ученых, успешность реализации поликультурного воспитания зависит от уровня поликультурной грамотности педагогов. Поликультурная грамотность предполагает понимание свойств среды, в которой мы существуем, ее влияние на окружающих и способность осуществлять гибкий подход по отно-

шению к национальным и культурным нормам на основе самопознания и метамышления. Воспитание многокультурности, подчеркивает Г. Д. Дмитриев - это такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. При этом ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю: «Именно учителя - та мощная сила, которая способна внести существенный вклад в образовательный процесс поколений людей, свободных от социальных предубеждений, расизма, дискриминации, ксенофобии, ненависти» [4, с. 4].

Опыт работы современной школы по поликультурному воспитанию и образованию детей

Анализ научно-педагогической литературы и образовательной практики показал, что многие школы России проводят большую работу по осуществлению поликультурного воспитания детей. Уникальный опыт поликультурного воспитания накоплен в г. Москве. Особое внимание к поликультурному образованию как части этнокультурного образования уделяет Департамент образования города Москвы. В 2004-2005 учебном году в Москве функционировало 81 образовательное учреждение, реализующее программы этнокультурного компонента. В них, наряду с программами общего образования, изучаются языки, культура и традиции народов России и зарубежья (азербайджанского, армянского, греческого, грузинского, итальянского, корейского, китайского, литовского, норвежского, украинского, турецкого и некоторых других). Новые перспективы развития этнокультурного, в том числе поликультурного, образования в столице намечены в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование - 4» на 20052007 гг. [9].

Теоретический и практический интерес представляет опыт общеобразовательной школы № 17 г. Твери по организации поликультурного воспитания. В этой школе были проведены некоторые методики, показатели и уровни, способы оценки поликультурного воспитания.

В исследовании А. Б. Кузьминской обобщен опыт Московского поликультурного центра, основанного в г. Москве в 1988 г., работающего по авторской программе и преобразованного

в 1991 г. в учебно-воспитательный Комплекс национальных культур № 1650 с углубленным изучением языков и истории разных народов [10, с. 3-4]. Основатель и директор этого комплекса - Офелия Вазгеновна Аракелян, кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПСН, раскрывает в своей работе «Поликультурное образование: сущность и содержание» концепцию, формы и методы организации работы по всем направлениям в созданной ею системе поликультурного образования. В учебно-воспитательном Комплексе № 1650 дети любой национальности не только получают полное среднее образование в соответствии с государственными стандартами, но и имеют возможность изучить язык, историю, культуру своего народа, а также особенности психологии других этносов, получить знания по этнологии, научиться ценить культурное наследие своего народа, а также с уважением относиться к ценностям других этносов. В учебно-воспитательном комплексе национальных культур проводятся занятия в группах более 20 национальностей. Дети знакомятся с этнокультурным достоянием своего и других народов; у них формируется духовно-нравственный потенциал, ориентированный на общечеловеческие категории. Такая поликультурная среда создана в ряде российских школ гг. Казани, Пятигорска, Санкт-Петербурга.

Первые результаты работы многонациональной школы позволили создать комплексную модель, состоящую: из подготовительных групп - общеобразовательной школы - школы дополнительного образования (воскресная школа) - научно-методического центра по обеспечению школы учебно-методическими, дидактическими материалами. Обозначенная модель комплексного обучения дает возможность детям, сохраняя и охраняя их индивидуальность, помочь разобраться в своих психологических и этнокультурных особенностях, осознать в полной мере, к какой национальной среде он относится, выработать умение адаптироваться к условиям работы в современном обществе. Установлено, что обучение в многонациональной школе приобщает детей к языку, литературе, истории своего этноса, направлено на сохранение национальных культур; освоение молодым поколением своего этнокуль-

турного наследия; формирование культуры межнациональных отношений в полиэтническом коллективе.

Основные пути решения проблемы поликультурного воспитания и образования детей

На основании вышеизложенного и обобщения результатов проведенного исследования нами определены следующие основные пути успешного решения обозначенной проблемы в образовательно-воспитательной деятельности современной школы: выявление, учет и реализация межпредметных связей учителями общеобразовательной школы при формировании у обучающихся системы знаний о культуре (этнической, национальной и мировой) и формирование на этой основе готовности и умения жить в многонациональной среде; учет и реализация в образовательно-воспитательной деятельности современной школы принципа идентификации в сочетании с формированием у обучающихся базисных ценностей как основы национальной идентичности; интеграция деятельности основных субъектов поликультурного воспитания и образования детей (школы, семьи, дополнительного образования, общественных, детских и юношеских организаций), ориентированной на формирование у растущего человека национального самосознания в оптимальном сочетании с общечеловеческими ценностями нравственной культуры межнациональных отношений. Обозначенные направления тесно взаимосвязаны.

Таким образом, поликультурное воспитание в современной школе представляет собой процесс приобщения подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культуре с целью духовного обогащения, формирования планетарного мышления и умения жить в многонациональной среде.

список источников и литературы

1. Кузьмин, М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 3-11.

2. Кочергина, В. Ю. Поликультурное образование и воспитание [Электронный ресурс] /

В. Ю. Кочергина // Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: сб. тр. 1-й Междунар. науч.-практ. конф. - Режим доступа: http://rspu.edu.ru/ pageloader.php?pagename=/structure/publish ing_centre/collections_of_works/conf4/kocher gina (дата обращения: 10.07.2014).

3. Васютенкова, И. В. Современные проблемы поликультурного образования [Текст] / И. В. Васютенкова // Образование в эпоху перемен: сб. науч. тр. Вып. 2 / отв. ред. А. А. Ма-кареня, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. - СПб.: ГНУИОВ РАО, 2006.

4. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование [Текст] / Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999.

5. Титов, В. А. История педагогики. Конспект лекций [Текст] / В. А.Титов. - М.: Приор-из-дат, 2003.

6. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст] / А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 1999.

7. Джуринский, А. Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике [Текст] / А. Н. Джуринский // Вопр. философии. - 2007. - № 10. - С. 41-51.

8. Джуринский, А. Н. Воспитание в многонациональной школе [Текст] / А. Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 2007.

9. Рыкова, С. В. Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / С. В. Рыкова // Науч. библиотека дис. и автореф. disserCat. - Режим доступа: http://www. dissercat.com/content/vospitatelnyi-potentsial-polikulturnogo-obrazovaniya-i-ego-realizatsiya -v-sovremennoi-shkole#ixzz375r0qyEV (дата обращения: 10.07.2014).

10. Кузьминская, А. Б. Актуальные проблемы развития системы образования и воспитания в полиэтническом пространстве [Текст] / А. Б. Кузьминская // Русский язык в Армении. - 2001.

references

1. Kuzmin M. N. Obrazovanie v usloviyah poliet-nicheskoy i polikulturnoy Rossii. Pedagogika. 1999, No. 6, pp. 3-11.

2. Kochergina V. Yu. Polikulturnoe obrazovanie i vospitanie. Teoriya, praktika i perspektivy obra-zovaniya, polikulturnogo vospitaniya, karyery i integratsii bezhentsev, migrantov i ikh detey v sovremennom mire: sb. tr. 1-i Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Available at: http://rspu.edu. ru/pageloader.php?pagename=/structure/pub-lishing_centre/collections_of_works/conf4/ko-chergina (accessed: 10.07.2014).

3. Vasyutenkova I. V. Sovremennye problemy polikulturnogo obrazovaniya. Obrazovanie v epokhu peremen: sb. nauch. tr. Iss. 2 (otv. red. A. A. Makarenya, N. N. Surtaeva, S. V. Krivyh). St-Petersburg: GNUIOV RAO, 2006.

4. Dmitriev G. D. Mnogokulturnoe obrazovanie. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1999.

5. Titov V. A. Istoriya pedagogiki. Konspekt le-ktsiy. Moscow: Prior-izdat, 2003.

6. Dzhurinskii A. N. Istoriya pedagogiki. Moscow: Vlados, 1999.

7. Dzhurinskii A. N. Problemy polikulturnogo vospitaniya v zarubezhnoy pedagogike. Vopr. filosofii. 2007, No. 10, pp. 41-51.

8. Dzhurinskiy A. N. Vospitanie v mnogonat-sionalnoy shkole. Moscow: Prosveshchenie, 2007.

9. Rykova S. V. Vospitatelnyy potentsial polikulturnogo obrazovaniya i ego realizatsiya v sovre-mennoy shkole. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Nauch. biblioteka dis. i av-toref. disserCat. Available at: http://www.disser-cat.com/content/vospitatelnyi-potentsial-polikul-turnogo-obrazovaniya-i-ego-realizatsiya-v-sovremennoi-shkole#ixzz375r0qyEV (accessed: 10.07.2014).

10. Kuzminskaya A. B. Aktualnye problemy raz-vitiya sistemy obrazovaniya i vospitaniya v po-lietnicheskom prostranstve. Russkiy jazyk v Ar-menii. 2001.

загрекова лилия васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина e-mail: zagrekovaLV@mail.ru

Zagrekova Liliya V., PhD in Education, Professor, General and Social Pedagogy Department, K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University e-mail: zagrekovaLV@mail.ru

краснова татьяна Алексеевна, соискатель кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина; заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 103 г. Нижнего Новгорода e-mail: krasnovata@gmail.com

Krasnova Tatyana A., Post-Graduate Student, General and Social Pedagogy Department, K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Deputy Director on Educational Work, Secondary School № 103, Nizhny Novgorod

e-mail: krasnovata@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.