Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИХ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИХ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОУПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-GOVERNMENT OF THE INDIVIDUAL / MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Ангина Анастасия Дмитриевна, Шулик Ирина Викторовна

В статье представлены результаты исследования по особенностям проявления коммуникативной компетентности педагогов с разным уровнем их самоуправления в полиэтнической среде профессионального образования (на примере Хабаровского края).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Ангина Анастасия Дмитриевна, Шулик Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS WITH DIFFERENT LEVELS OF THEIR SELF-GOVERNMENT IN THE POLYETHNIC ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK KRAI)

The article presents the results of research on the peculiarities of the manifestation of communicative competence of teachers with different levels of self-government in the multi-ethnic environment of professional education (on the example of the Khabarovsk territory).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИХ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)»

3. Бикбаева А.Д. Формирование самооценки учебных достижений учащихся на уроках химии с помощью специальных средств обучения / А.Д. Бикбаева, С.С. Космодемьянская // International independent scientific journal. - Krakow, Rzeczpospolita Polska, №14, 2020. - VOL. 2, с. 16-18.

4. Везетиу Е.В. Проблема готовности будущего учителя к проектированию педагогических технологий / Е.В. Везетиу // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 2. - 322 с.

5. Космодемьянская С.С. Технологичность в подготовке бакалавров педагогического направления к преподаванию химии / С.С. Космодемьянская, З.А. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч. 3. - 355 с.

6. Пак М.С. Теория и методика преподавания химии / учебник для вузов / М.С. Пак. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 306 с.

7. Пинская М.А. Оценивание условий введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта / Материалы курса: курс на 36 часов. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 96 с.

8. Ралькова Е.А. Готовность к осуществлению самооценки как личностная компетенция учащегося [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-osuschestvleniyu-samootsenki-kak-lichnostnaya-kompetentsiya-uchaschegosya/ (дата обращения: 06.07.2020).

9. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности / В.И. Слободчиков, И.Е. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 367 с.

10. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); педагог иностранного и родного языка Ангина Анастасия Дмитриевна

ГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» (г. Николаевск-на-Амуре); преподаватель психолого-педагогических дисциплин Шулик Ирина Викторовна

КГБПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша» (г. Хабаровск)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИХ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по особенностям проявления коммуникативной компетентности педагогов с разным уровнем их самоуправления в полиэтнической среде профессионального образования (на примере Хабаровского края).

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, субъекты образовательной деятельности, самоуправление личности, полиэтническая среда профессионального образования.

Annotation. The article presents the results of research on the peculiarities of the manifestation of communicative competence of teachers with different levels of self-government in the multi-ethnic environment of professional education (on the example of the Khabarovsk territory).

Keywords: communicative competence, subjects of educational activity, self-government of the individual, multi-ethnic environment of professional education.

Введение. Система российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, где так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге образовательной организации, который является ключевой фигурой при реализации на практике различных нововведений.

В полиэтнической среде остро обозначается проблема реализации современных личностно-ориентированных образовательных технологий. Особенно проблема приобретает актуальность в случае, если педагог обладает не достаточным уровнем коммуникативной компетентности и при этом не готов гибко самоуправлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения. По своей природе происхождения, профессиональная компетентность педагога неразрывно связана с его коммуникативной компетентностью, которая по сути своей является ядром профессионализма учителя.

Проведённое нами обширное исследование этносоциальных и личностных предикторов направленности межкультурной коммуникации у жителей российских городов, позволило определить, что Хабаровский край является полиэтническим регионом России, с преобладающим русскоязычным населением, где проживает порядка 145 национальностей в состав которых входят восемь представителей коренных малочисленных народов Дальнего Востока [7].

В данном аспекте, нами определена цель исследования, направленная на выявление особенностей проявления коммуникативной компетентности педагогов с разным уровнем их самоуправления в полиэтнической среде профессионального образования Хабаровского края.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрев подходы к определению понятия коммуникативная компетентность [3] К.Ю. Сухановой, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, Е.А. Головко, А.К. Марковой и др., нами определено, что она заключается в способности и готовности вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов и т.п.) [2, 4, 5, 6].

В след за мнением И.А. Зимней мы считаем, что в состав компетентности входят следующие компоненты: мотивационный аспект компетентности, проявляющийся в готовности к проявлению компетентности; когнитивный аспект компетентности, заключающийся в владении знанием содержания

компетентности; поведенческий аспект компетентности, включающий опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях; ценностно-смысловой аспект компетентности, отражающий отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения; эмоционально-волевой аспект компетентности, характеризующийся эмоционально-волевой регуляцией процесса и результата проявления компетентности [1, с. 25-26].

Остановимся на характеристике диагностического инструментария по обозначенной теме исследования. Диагностическая методика «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов) направлена на выявления сформированности отдельных этапов самоуправления (анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, критерий оценки качества, принятия решения, самоконтроль и коррекция), а также общей способности самоуправления. Тест «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон, перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха) направлена на определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. В диагностике предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Диагностическая методика в форме шкалы «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности» (Г.Я. Розен) направлена на выявление степени выраженности умения налаживать отношения и прочитывать контекст общения. Шкала культурного интеллекта (Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, Е.И. Рассказова), позволяющей выявить способность индивида эффективно действовать и осуществлять коммуникацию в ситуациях, характеризующихся культурным многообразием. С целью реализации механизмов и форм непрерывного педагогического образования в рамках требований профессионального стандарта «Педагог», формирования единого образовательного пространства системы подготовки педагогических кадров в Хабаровском крае на базе Ресурсного центра Тихоокеанского государственного университета с 2016 г. начал реализацию краевой инновационный комплекс под эгидой «Интеграция» по проблеме реализации модели по формированию этнокультурной компетентности субъектов образовательной деятельности в условиях полиэтнического региона. В проект были включены различные субъекты образовательной деятельности (обучающиеся от дошкольного до студенческого возраста, педагоги, родители и специалисты различных учреждений культурно-образовательной направленности). Модель основана на взаимодействии учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования, включающей взаимодействующее сотрудничество в социальном партнерстве и сетевом взаимодействии и состоит из двух уровней: уровень довузовского профессионального образования и уровень послевузовского рефлексивно-оценочного профессионального образования. Потому результаты отражают показатели исследования, в котором приняли участие 100 студентов-будущих педагогов, в возрасте от 17 до 25 лет и 40 педагогов КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша» и КГБПО «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум».

Обратимся к результатам корреляционного анализа между показателями у педагогов с помощью критерия Пирсона (см. таблица 1). Нами выявлено, что у педагогов Хабаровского педагогического колледжа существует средний уровень прямой зависимости между способностью самоуправления и коммуникативными умениями; средний уровень обратной зависимости между перцептивно-невербальной компетентностью и агрессивными коммуникативными умениями педагогов. Это может свидетельствовать о том, что в педагогической среде взаимодействия существует некоторый эталонный вариант, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю поведения.

Таблица 1

Результаты показателей корреляционного анализа по критерию Пирсона у педагогов «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»

способ- культурный п-н комп- к. умения к. умения к. умения

ность интеллект тентность зависимые независимые агрес-ные

сам-я

С-С. 1

КИ 0,379039 1

П-Н ком-ть 0,091969 -0,36084 1

Ком. ум. З 0,51564 0,361621 0,176746 1

Ком. ум. Н -0,43335 -0,56313 0,370734 -0,76792 1

Ком. ум. А 0,257578 0,552314 -0,65625 0,395585 -0,89208 1

В таблице 2 отражены показатели корреляционного анализа между показателями у педагогов КГБПО «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум». Результаты отражают средний уровень прямой зависимости между культурным интеллектом и перцептивно-невербальной компетентностью; средний уровень обратной зависимости между перцептивно-невербальной компетентностью агрессивными коммуникативными умениями; средний уровень обратной зависимости между зависимыми коммуникативными умениями и независимыми коммуникативными умениями и др. Подобного рода характеристики могут свидетельствовать о том, что педагоги зачастую оказываются поглощенными своими собственными проблемами, как следствие это порождает неспособность к налаживанию отношений и пониманию характера межличностного взаимодействия, в которое вовлечены.

Таблица 2

Результаты показателей корреляционного анализа по критерию Пирсона у педагогов КГБПО «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

способность сам-я культурный интеллект п-н комп-тентность к. умения зависимые к. умения независимые к. умения агрес-ные

С-С. 1

КИ -0,06468 1

П-Н ком-ть 0,19284 0,588 1

Ком. ум. З 0,377031 0,30845 0,176746 1

Ком. ум. Н -0,31167 -0,05041 0,370734 -0,76792 1

Ком. ум. А 0,180893 -0,14532 -0,65625 0,395585 -0,89208 1

В таблице 3 отражены показатели корреляционного анализа между показателями у студентов-будущих педагогов Хабаровского педагогического колледжа. Результаты отражают высокий уровень прямой зависимости между способностью самоуправления и перцептивно-невербальной компетентностью; средний уровень прямой зависимости между способностью самоуправления и независимыми коммуникативными умениями; средний уровень прямой зависимости между культурным интеллектом и перцептивно-невербальной компетентностью и обратной зависимости между зависимыми коммуникативными умениями и агрессивными коммуникативными умениями, а также высокий уровень обратной зависимости между независимыми коммуникативными умениями и агрессивными коммуникативными умениями. Таким образом, можно предположить, что у студентов в достаточной степени развито самоуправление с культурным интеллектом во всех его проявлениях: мотивационный, когнитивный, метакогнитивный и поведенческий культурный интеллект, проявляющийся в речевых актах, в вербальном поведении с элементами невербального.

Таблица 3

Результаты показателей корреляционного анализа по критерию Пирсона у студентов «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»

способность сам-я культурный интеллект п-н комп-тентность к. умения зависимые к. умения независимые к. умения агрес-ные

С-С. 1

КИ -0,17241 1

П-Н ком-ть 0,084484 0,047186 1

Ком. ум. З -0,14097 0,220455 0,331772 1

Ком. ум. Н 0,051476 0,012827 0,095668 -0,28005 1

Ком. ум. А 0,032841 -0,15436 -0,34993 -0,47888 -0,69655 1

В таблице 4 представлены показатели корреляционного анализа между показателями у студентов-будущих педагогов «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум». Результаты отражают высокий уровень обратной зависимости между независимыми коммуникативными умениями и агрессивными коммуникативными умениями. Таким образом, у студентов этой группы имеют важность ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнёра и реакции на обращение с просьбой, а также ситуации в которых требуется проявление эмпатии.

Таблица 4

Результаты показателей корреляционного анализа по критерию Пирсона у студентов КГБПО «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

способность сам-я культурный интеллект п-н комп-тентность к. умения зависимые к. умения независимые к. умения агрес-ные

С-С. 1

КИ -0,464 1

П-Н ком-ть 0,181287 0,034717 1

Ком. ум. З -0,04988 0,111841 0,3365 1

Ком. ум. Н 0,001425 0,146033 0,09154 -0,23959 1

Ком. ум. А 0,011785 -0,18945 -0,33664 -0,4794 -0,72449 1

Выводы. Таким образом результаты исследования показали особенности проявления коммуникативной компетентности педагогов с разным уровнем их самоуправления, которые во многом зависят от разрешения вопросов связанных с формированием у будущих педагогов культурного интеллекта и развития адаптивности обучающихся в социокультурном, региональном пространстве полиэтнической образовательной среды Хабаровского края.

Для этого в рамках краевого инновационного комплекса «Интеграция» осуществляется реализация просветительских социально-значимых проектов, посвященных вопросам сохранения и развития языкового

многообразия, как средства выражения духовного и материального наследия народа. Формы реализации проектов разнообразные: виртуальные экскурсии, праздники родного языка, сотрудничество со студенческими национальными объединениями и многое другое, что способствует адаптации полиэтнической молодёжи в условиях Дальневосточного региона.

Данные характеристики процесса мотивации к развитию коммуникативной компетентности позволяют заключить, что для реализации коммуникативно- деятельностного подхода необходима интеграция педагогических условий развития мотивации - обновление содержания образования, совершенствование методов обучения, применение информационно-компьютерных технологий, организация проектной деятельности обучающихся с созданием ситуации успеха и благоприятной обстановки в условиях взаимодействия субъектов образования полиэтнического региона.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

2. Головко, Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Головко. - Ставрополь, 2004. - 20 с.

3. Колмогорова, Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учебное пособие / Л.А. Колмогорова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 205 с.

4. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. - 1995. - № 36. - с. 55-63.

5. Селевко, Г.К. Компетентностииихклассификация / К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4 (№ 1337) - с. 138-142.

6. Суханова, К.Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации / К.Ю. Суханова // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 1. - с. 51-58.

7. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Кулеш Е.В., Тихомиров М.Ю. Этносоциальные и личностные предикторы направленности межкультурной коммуникации у жителей российских городов с различным этническим составом населения // Психологические исследования. - 2018. Т. 11, № 62. с. 8. URL: http://psystudy.ru

Педагогика

УДК 378

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Кусова Диана Олеговна

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (г. Владикавказ);

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики

физического воспитания и спортивных дисциплин Наскидаева Елена Хазбиевна

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (г. Владикавказ)

РОЛЬ И МЕСТО ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Авторы исследуют место лекции в современной системе обучения в высшей школе. Приводятся отличительные особенности лекционного занятия, позволяющие говорить о том, что лекция является главным, наиболее эффективным способом подачи материала для студентов. Подчеркивается тот факт, что лектор должен в ходе проведения лекционного занятия не только донести до студентов информацию по теме, но и суметь наладить с ними эмоциональную связь, мотивировать на дальнейший самостоятельный поиск информации. Рассматриваются наиболее распространенные в современном высшем образовании методики проведения лекций.

Ключевые слова: лекция, методика, самостоятельная работа, аудитория, беседа, информация, проблемный вопрос, анализ, система обучения.

Annotation. The authors investigate the place of lectures in the modern system of higher education. The distinctive features of the lecture session are given, which allow us to say that the lecture is the main, most effective way of presenting material for students. It is emphasized that the lecturer should not only convey information on the topic to students during the lecture session, but also be able to establish an emotional connection with them, motivate them to further independent search for information. The most common methods of conducting lectures in modern higher education are considered.

Keywords: lecture, methodology, independent work, audience, conversation, information, problem question, analysis, training system.

Введение. Лекция традиционно выступает самым распространенным методом подачи учебного материала. На данный момент невозможно найти альтернативу лекции в силу ее высоко эффективности и доступности. Лекция за ограниченное время позволяет подать студентам большой объем материала с объяснением непонятных для них моментов. Хотя в распоряжение современных студентов есть множество способов получения материала, лекционное занятие всегда отличается краткостью подачи и эффективностью в силу того, что преподаватель, имеющий определенный багаж знаний по дисциплине, отсеивает недостоверную информацию, подчеркивая главные проблемные вопросы по теме. Лектор структурирует знания и развивает критическое мышление студентов.

Изложение основного материала статьи. Лекция выступает специфической формой освоения дисциплины. Формирование учебной основы по любой дисциплине всегда происходит посредством прочтения лекции. Именно лекция является главным звеном всего процесса обучения в вузе, вне зависимости от специальности [1]. Хотя на данном этапе развития образования в России есть много тех, кто утверждает, что лекция является устаревшей формой подачи материала, мы склоняемся к мнению, что лекционное занятие является самой востребованной и необходимой формой подачи материала. Как бы современное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.