Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И КУЛЬУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И КУЛЬУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SELF-MANAGEMENT OF PERSONALITY / CULTURAL INTELLIGENCE / ETHNIC EDUCATIONAL SPACE / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению психологических особенностей взаимосвязи самоуправления и культурного интеллекта педагогов в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF SELF-GOVERNMENT AND CULTURAL INTELLIGENCE OF TEACHERS IN THE POLYETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF KHABAROVSK REGION)

The article presents the results of an empirical study on the study of psychological features of the relationship between self-government and cultural intelligence of teachers in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk territory.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И КУЛЬУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)»

22. Словарь по экономике / К. Пасс, Б. Лоуз, Л. Дэвис. - СПб.: типография «Наука» РАН, 1998. - 752 с.

23. Соловьев И.О. Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2001. - 25 с.

24. Тарасенко Л.В. Становление института дополнительного профессионального образования и его роль в социальном управлении: российский и зарубежный опыт: монография / Л.В. Тарасенко. - М.: Русайнс, 2016. - 254 с.

25. Фельдман О.А. Акмеологические факторы оптимизации организационных отношений в сфере государственной службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2005. - 23 с.

26. Фридман Е.В. Условия и факторы оптимизации управления регионом с высоким природным и техногенным риском: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1999. - 27 с.

27. Хрусталев Ю.В. Оптимизация психической устойчивости деятельности руководителей органов внутренних дел в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2005. - 22 с.

28. Шустова М.С. Оптимизация процесса формирования корпоративной культуры: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. - 23 с.

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И КУЛЬУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА (НА

ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению психологических особенностей взаимосвязи самоуправления и культурного интеллекта педагогов в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Ключевые слова: самоуправление личности, культурный интеллект, полиэтническое образовательное пространство, этнокультурная компетентность.

Annotation. The article presents the results of an empirical study on the study of psychological features of the relationship between self-government and cultural intelligence of teachers in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk territory.

Keywords: self-management of personality, cultural intelligence, ethnic educational space, ethno-cultural competence.

Введение. В современной действительности, на фоне модернизационных процессов общества образование выступает в качестве полифункционального средства регулирования социокультурных отношений и становится способом формирования межкультурного взаимодействия и норм профессионального поведения. На этом фоне, успешное выполнение разных видов деятельности педагога, преломляясь через профессионально-ценностные его установки, подводят к самоуправляемости в принятии решений и достижению поставленной цели, реализующейся в «авторстве» профессионального и личностного развития, способствующей выходу из кризисной (трудноразрешимой ситуации) и построению перспективы и реализации собственных возможностей.

Отметим, что вопрос особенностей проявления самоуправления педагогов имеет недостаточную теоретическую изученность, дефицит эмпирических данных. Актуальность и научная новизна исследования обусловлена необходимостью более глубокого понимания факторов, определяющих успешность индивида в разнообразии культурных контекстов, в связи с развитием процессов глобализации и межкультурного взаимодействия. Это определяет развитие современного общества, где особую значимость занимает понимание личностных особенностей, обеспечивающих успешность в межкультурной коммуникации. При этом следует учитывать, что культурно-образовательные условия полиэтнического региона требуют от педагогов наличия готовности к толерантному восприятию различий, обладать социальным опытом и способностями к его передаче, проявлять свои позитивные ценности и качества в созидательной среде поликультурного социума.

Цель исследования заключается в изучении психологических особенностей проявления самоуправления и культурного интеллекта педагогов в полиэтнической образовательной среде региона (на примере Хабаровского края). Исходя из цели, нами определены задачи, направленные на определение концептуального конструкта понятия самоуправление личности педагога и раскрытие его взаимосвязи с характеристиками культурного интеллекта в полиэтнической образовательной среде региона. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе выстраивания работы по созданию педагогами индивидуальных маршрутов развития детей из семей мигрантов, в полиэтнической образовательной среде региона.

Изложение основного материала статьи. Обратимся к теоретическим аспектам изучения феномена самоуправления личности. По словам А. Адлера, каждый из людей в определённый момент осознает свою недостаточность, и многие начинают целенаправленно совершенствовать себя, т.е. осознают потребность активного саморазвития [1, с. 201-202]. О том, что саморазвитие является потребностью человека, стремящегося к самоосвобождению, овладению собой, пишет Н.А. Бердяев, подчеркивая, что «свободный человек - есть существо самоуправляющееся, а не управляемое», поэтому важнее «не самоуправление общества и народа, а самоуправление человека, ставшего личностью» [3, с. 41]. Интересна точка зрения Б.Г. Ананьева, который в своих трудах обращался к идеям управления развитием, считающий, что «управление процессом развития реально осуществляется посредством регулирования связей, т.е. посредством управления коррелятивными зависимостями между определёнными психофизиологическими функциями и свойствами личности» [2, с. 221]. В другом контексте понятие «самоуправление развитием»,

автор использует для рассмотрения вопроса о субъекте развития. Управление развитием рассматривается как точка пересечения субъектной и объектной позиции человека в процессе его развития.

Различные аспекты процесса самоуправления рассматриваются представителями Казанской психологической школы. По определению Н.М. Пейсахова, самоуправление является способностью человека прогнозировать будущие результаты своей деятельности, ставить перед собой дальние цели, самостоятельно планировать свои поступки и действия, выдвигать критерии оценки качества, извлекать информацию о ходе процесса самоуправления и вносить в него поправки. Также обращается внимание на то, что процесс самоуправления деятельностью носит творческий характер, реализующийся как в постановке целей, так и в поиске оптимальных средств достижения поставленных целей. Как отмечает Н.А. Вагапова [5], самоуправление, проявляясь в деятельности, одновременно выступает ее механизмом, в значительной степени определяя ее успешность, а также способствуя успешности личности в целом. Проведенный теоретический анализ подходов к рассмотрению проблемы личностного самоуправления педагогов позволяет заключить, что это способность к самоуправлению деятельностью, заключающейся в способности педагога самостоятельно ставить перед собой различного типа цели, а также их успешно достигать посредством целостной системы самоизменений в процессе управления человеком своей деятельностью.

Обратимся к результатам эмпирического исследования. Выборка состояла из 40 педагогов, в возрасте от 30 до 60 лет, работающих с детьми из семей мигрантов на базе МБОУ СОШ № 29, 76 г. Хабаровска и педагогов, обучающих родному ульчскому языку на базе "Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум" г. Николаевск-на-Амуре и СОШ имени Героя России М.А. Пассара с. Сикачи-Алян Хабаровского Муниципального района Хабаровского края (нанайский язык). Результаты диагностического исследования по методике Н.М. Пейсахова «Способность самоуправления личности» педагогов в различных образовательных учреждений с полиэтнической средой региона представлена в таблице 1.

Таблица 1

Средние показатели проявления способности самоуправления педагогов

Школа 29 Школа 76 Школа Пром-гум

с. Сикачи - Алян колледж

Показатели Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во

выборов % выборов % выборов % выборов %

Анализ противоречий 3 7 4 17 3 11 3 9

Пронозирование 3 2 9 3 1 1 5 16

Це.1емо.1а1 ание 5 13 3 13 5 16 4 13

Планирование 7 IX 2 9 2 6 4 13

Кринерим оценки качеста 4 К) 1 4 2 6 2 7

Приня 1 ие решений 4 К) 3 13 6 20 4 13

Самокон фоль 4 К) 2 9 1 3 3 9

Коррекция 2 5 3 13 3 1 1 2 7

Общая ССУ 8 20 3 13 5 16 4 13

При анализе полученных показателей нами выявлено, что у педагогов промышленно-гуманитарного колледжа, менее всего развит такой показатель, как критерий оценки качества и коррекция; у педагогов национальной школы села Сикачи-Алян определена низкая способность к самоконтролю; у педагогов МБОУ СОШ №76 выявлена низкая способность к построению критерия оценки качества; у педагогов МБОУ СОШ № 29 низкий показатель этапа коррекции в способности самоуправления. На этом фоне, можно предположить, что для современного педагога ключевым навыком становится умение эффективно работать и взаимодействовать с полиэтническим контингентом. Соответственно, ключевой компетенцией, которая развивается в процессе самоизменений, становится этнокультурная компетентность, которая имеет связь с развитием культурного интеллекта. Культурный интеллект как новое направление исследований находится в прямой связи с различными сферами жизнедеятельности человека, что дает ему возможность понимать других и реагировать на поведенческие модели.

Теоретический анализ позволил выявить, что понятие «культурный интеллект» имеет различные определения. Известные ученые Арли и Энг полагают, что культурный интеллект является способностью, которая помогает адаптации к новой культуре, отличной от имеющейся, без потери индивидуальной идентичности. Психологи Томас и Инксон считают, что культурный интеллект есть понимание и осознание истоков взаимной деятельности между культурами, творческим и гибким потенциалом в межкультурном взаимодействии, возможностями развития навыков преодоления и демонстрации поведения, что можно рассматривать как эффективное средство в межкультурных и мультикультурных условиях, а также возможностями в сборе информации, ее обработке и реализации в условиях, включающих в себя несколько различных культур [6]. В отечественной психологии, занимающаяся изучением феномена культурного интеллекта Г.У. Солдатова, считает, что культурный интеллект является видом социального интеллекта, который направлен на специфический социальный контекст, определяемый некоторыми культурными особенностями личности. Иными словами, ключевой характеристикой культурного интеллекта личности становится способность человека адаптироваться в новой культурной среде. Реальность такова, что педагоги в процессе обучения детей-мигрантов, так или иначе изучают новые культурные модели поведения. Конечным результатом является содействие культурным отношениям и развитие необходимых управленческих навыков. Наблюдения показывают, что люди с низким уровнем культурного интеллекта не способны управлять собой и конструктивно общаться с другими, и на оборот, люди с высоким уровнем культурного интеллекта способны управлять собой и конструктивно общаться с другими. Отметим, что культурный интеллект включает в себя когнитивный, метакогнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты, охватывая основные уровни межличностного взаимодействия и обеспечивая интегративный

подход к решению кросскультурных ситуаций, характеризующихся сложностью, неопределенностью, разнообразием культурных измерений, и адаптацию к ним.

Обратимся к результатам диагностического исследования по методике «Расширенная шкала культурного интеллекта» Г.У. Солдатовой, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели проявления культурного интеллекта педагогов различных образовательных

учреждений региона

Школа 29 Школа 76 Школа Пром-гум

с. Сикачи - Алян колледж

Показатели Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во

выборов % выборов % выборов % выборов %

Моптационным КИ 4 18 5 19 6 23 6 19

Когни птныш КИ 4 18 5 19 4 16 6 19

Мешкогнипшшн КИ 4 18 5 19 6 23 6 19

Поведенческий КИ 4 18 5 19 5 19 6 19

Общий КИ 6 28 6 24 5 19 7 24

При анализе полученных показателей мы выявили, что у педагогов промышленно-гуманитарного колледжа, школы № 76 и школы № 29 компоненты культурного интеллекта развиты равномерно, что может свидетельствовать о выраженной способности педагогов к коммуникации в ситуациях, характеризующихся культурным многообразием. У педагогов школы села Сикачи-Алян нами выявлен слабо развитый когнитивный компонент культурного интеллекта, что может свидетельствовать об ограниченности знаний обычаев, ценностей, норм и человеческой деятельности к другим культурам.

Нами определено, что процесс этнокультурной идентификации личности предполагает восприятие, закрепление и воссоздание модели поведения и общения в социуме, которые будут определять принадлежность индивида к определенному этнокультурному сообществу. В результате, педагоги, находящиеся в поликультурной среде, попадая в ситуацию выбора между несколькими культурными стереотипами поведения, что безусловно влияет на формирование их этнической идентичности. Несомненно, в современном образовательном пространстве, существует запрос на такую этническую идентификацию педагогов, которая имеет множественный характер, то есть объединяет пласты разных культур и подразумевает их высокую многоязычную и межкультурную компетентность. Следовательно, идентичность личности требует несколько иных качеств человеческого интеллекта, которые бы позволили учитывать культурные аспекты, как межличностного, так и делового общения.

Обратимся к результатам диагностического исследования по методике «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой. При анализе полученных показателей нами выявлено, что у всех педагогов преобладает позитивная этническая идентичность как вариант нормы, что может свидетельствовать о позитивном отношении как к своей культуре и этнической принадлежности, так и к той, культурной среде, в которой они оказались. Можно предположить, что характер перцептивно-невербальной компетентности является значимым показателем в изучении психологических особенностей самоуправления личности педагога, поскольку её наличие отражает степень выраженности умения налаживать контакт и прочитывать контекст общения в условиях полиэтнического общества. Для исследования уровня перцептивно-невербальной компетентности личности педагогов мы использовали методику Г.Я. Розен «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности». Результаты показателей педагогов из школ № 29, № 76 и школы села Сикачи-Алян позволили определить средний уровень перцептивно-невербальной компетентности, что является вариантом нормы. У педагогов промышленно-гуманитарного колледжа был выявлен низкий уровень перцептивно- невербальной компетентности, что может свидетельствовать о поглощенности проблемами других и низком внимании к своим собственным проблемам.

Для определения наличия взаимосвязи мы провели корреляционный анализ с помощью коэффициента Пирсона. В выборке педагогов школы № 29 выявлен высокий уровень взаимосвязи между поведенческим культурным интеллектом, прогнозированием как частью способности самоуправления личности, типом этнической идентичности «позитивная этническая идентичность» и мотивационным культурным интеллектом (при г = 0,70). Также в выборке отсутствует связь между культурным интеллектом и перцептивно-невербальной компетентностью педагогов (при г = 0,06), что может свидетельствовать о слабой подготовленности педагогов к взаимодействию с представителями других культур.

Среди педагогов школы № 76 мы выявили взаимосвязь между целеполаганием, критерием оценки качества и самоконтролем как компонентами самоуправления и культурного интеллекта. Это может свидетельствовать о наличии у педагогов способности направлять своё внимание на изменение системы самоуправления личности в условиях поликультурной образовательной среды в целях предотвращения формирования дискриминационных форм межэтнических отношений в образовательном пространстве.

У педагогов промышленно-гуманитарного колледжа выявлено отсутствие взаимосвязи между культурным интеллектом, способностью самоуправления личности как следствие низкой способности к последовательному и целенаправленному овладению внешним поликультурным миром. Кроме того, выявлен высокий уровень взаимосвязи между типом этнической идентичности «позитивная этническая идентичность», культурным интеллектом личности и перцептивно-невербальной компетентностью. Указанная связь свидетельствует о высокой способности педагогов к формированию положительного образа своего народа, положительного отношения к своему этническому происхождению через чувственные образы.

У педагогов школы села Сикачи-Алян отсутствует взаимосвязь между культурным интеллектом и способностью самоуправления личности, что отражается в низкой способности к последовательному и целенаправленному овладению внешним, поликультурным миром и может косвенно указывать на этнические особенности управления личности среди коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, мы выявили высокий уровень взаимосвязи между типом этнической идентичности «этноизоляция», культурным

интеллектом и перцептивно невербальной компетентностью, что может свидетельствовать о предпочтении своей этнической группы, которая будет сопровождаться стремлением к изоляции и замкнутости. Данная картина свойственна представителям этнических или субэтнических групп, настроенным на отделение от основного этноса на чувственном уровне.

Выводы. Таким образом, результаты теоретического и эмпирического анализа по заявленной проблеме исследования вывили существование особенностей во взаимосвязи самоуправления личности с культурным интеллектом педагогов, проявление которых будет зависеть от доминантного типа этнической идентичности и определенного уровня перцептивно-невербальной компетентности в полиэтнической среде. Эти особенности могут проявляться в отношении к представителям своей и других этнических групп, в наличии социальной дистанции и с разным уровнем готовности к взаимодействию с людьми разных национальностей. Кроме того, мы выявили существенные различия между педагогами, работающими с детьми-мигрантами и педагогами, преподающими родной язык для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, что несомненно является значимой характеристикой в выстраивании индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения обучающихся из числа различных этнических представителей.

Дальнейшее изучение особенностей проявления культурного интеллекта во взаимосвязи с самоуправлением личности, типами этнической идентичности и перцептивно-невербальной компетентностью может помочь в создании культурно-просветительских и коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование толерантных установок жителей поликультурных регионов, что в свою очередь с большой долей вероятности может способствовать снижению количества межэтнических конфликтов.

Также важно отметить, что полученные результаты открывают перспективы дальнейшего исследования психологических особенностей проявления самоуправления личности и культурного интеллекта по выявлению новых факторов, которые в дальнейшем могут обеспечивать условия развития человеческого потенциала, который, в свою очередь, может оказаться потенциально неисчерпаемым ресурсом для культурно-исторического развития общества и личности.

Литература:

1. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества / Н.Г. Алексеев // Исследование проблем психологии творчества М., 1983. - 164 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Б.Г.Ананьев. Избранные психологические труды: В 2-х.т.: - Педагогика, 1980. - с. 16-178.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / сост. Д.И. Фельдштейн - М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «Модек», 1995. - с. 159.

4. Вязникова Л.Ф. Ментальность в аксиологическом пространстве общества // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур: материалы Международного форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой, Хабаровск, 16-17 ноября 2016 г.: изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2016. - с. 89-91.

5. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин - М.: Наука, 1980. - 256 с.

6. Earley P.C. Cultural intelligence // Harvard business review. 2004. Oct.

Психология

УДК 159.942.5

кандидат психологических наук, доцент Ожогова Елена Геннадьевна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент Рассказова Ирина Николаевна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск)

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА «ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ» У СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. В данной статье на основе результатов эмпирического исследования проводится анализ особенностей синдрома «психического выгорания»: структурные компоненты, ведущие симптомы и степень деструктивных изменений в соответствии с уровнем психической регуляции.

Выявлен достаточно высокий уровень синдрома психического выгорания у школьных педагогов. Ведущим компонентом является редукция личных достижений. Совокупность симптомов указывает, что современные школьные педагоги остро переживают профессиональные психотравмирующие ситуации, неуверенность в себе, эмоциональный дефицит и признаки различных психосоматических отклонений. Наиболее выраженные деструктивные изменения под влиянием синдрома «психического выгорания» выявлены на психофизиологическом и интеллектуальном уровне регуляции.

С помощью корреляционного анализа установлены взаимосвязи между компонентами синдрома «психического выгорания» и основными симптомами, а также деструктивными проявлениями на различных уровнях регуляции психики специалиста.

Ключевые слова: синдром «психического выгорания», эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, детерминирующие факторы синдрома «психического выгорания».

An^tatton. In this article, based on the results of empirical research, the analysis of the features of the syndrome of «mental burnout» is carried out: structural components, leading symptoms and the degree of destructive changes in accordance with the level of mental regulation. A sufficiently high level of mental burnout syndrome in school teachers was revealed. The leading component is the reduction of personal achievements. The totality of symptoms indicates that modern school teachers are acutely experiencing professional psychotraumatic situations, self-doubt, emotional deficit and signs of various psychosomatic abnormalities. The most pronounced destructive changes under the influence of the syndrome of «mental burnout» were revealed at the psychophysiological and intellectual level of regulation.

Keywords: syndrome of «mental burnout», emotional exhaustion, depersonalization, reduction of personal achievements, determining factors of the syndrome of «mental burnout».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.