Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА "ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ" У СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА "ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ" У СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ "ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ" / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ СИНДРОМА "ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ" / SYNDROME OF "MENTAL BURNOUT" / EMOTIONAL EXHAUSTION / DEPERSONALIZATION / REDUCTION OF PERSONAL ACHIEVEMENTS / DETERMINING FACTORS OF THE SYNDROME OF "MENTAL BURNOUT"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожогова Елена Геннадьевна, Рассказова Ирина Николаевна

В данной статье на основе результатов эмпирического исследования проводится анализ особенностей синдрома «психического выгорания»: структурные компоненты, ведущие симптомы и степень деструктивных изменений в соответствии с уровнем психической регуляции. Выявлен достаточно высокий уровень синдрома психического выгорания у школьных педагогов. Ведущим компонентом является редукция личных достижений. Совокупность симптомов указывает, что современные школьные педагоги остро переживают профессиональные психотравмирующие ситуации, неуверенность в себе, эмоциональный дефицит и признаки различных психосоматических отклонений. Наиболее выраженные деструктивные изменения под влиянием синдрома «психического выгорания» выявлены на психофизиологическом и интеллектуальном уровне регуляции. С помощью корреляционного анализа установлены взаимосвязи между компонентами синдрома «психического выгорания» и основными симптомами, а также деструктивными проявлениями на различных уровнях регуляции психики специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ожогова Елена Геннадьевна, Рассказова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE “MENTAL BURNING OUT” SYNDROME IN MODERN EDUCATIONAL SCHOOLS

In this article, based on the results of empirical research, the analysis of the features of the syndrome of «mental burnout» is carried out: structural components, leading symptoms and the degree of destructive changes in accordance with the level of mental regulation. A sufficiently high level of mental burnout syndrome in school teachers was revealed. The leading component is the reduction of personal achievements. The totality of symptoms indicates that modern school teachers are acutely experiencing professional psychotraumatic situations, self-doubt, emotional deficit and signs of various psychosomatic abnormalities. The most pronounced destructive changes under the influence of the syndrome of «mental burnout» were revealed at the psychophysiological and intellectual level of regulation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА "ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ" У СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

интеллектом и перцептивно невербальной компетентностью, что может свидетельствовать о предпочтении своей этнической группы, которая будет сопровождаться стремлением к изоляции и замкнутости. Данная картина свойственна представителям этнических или субэтнических групп, настроенным на отделение от основного этноса на чувственном уровне.

Выводы. Таким образом, результаты теоретического и эмпирического анализа по заявленной проблеме исследования вывили существование особенностей во взаимосвязи самоуправления личности с культурным интеллектом педагогов, проявление которых будет зависеть от доминантного типа этнической идентичности и определенного уровня перцептивно-невербальной компетентности в полиэтнической среде. Эти особенности могут проявляться в отношении к представителям своей и других этнических групп, в наличии социальной дистанции и с разным уровнем готовности к взаимодействию с людьми разных национальностей. Кроме того, мы выявили существенные различия между педагогами, работающими с детьми-мигрантами и педагогами, преподающими родной язык для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, что несомненно является значимой характеристикой в выстраивании индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения обучающихся из числа различных этнических представителей.

Дальнейшее изучение особенностей проявления культурного интеллекта во взаимосвязи с самоуправлением личности, типами этнической идентичности и перцептивно-невербальной компетентностью может помочь в создании культурно-просветительских и коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование толерантных установок жителей поликультурных регионов, что в свою очередь с большой долей вероятности может способствовать снижению количества межэтнических конфликтов.

Также важно отметить, что полученные результаты открывают перспективы дальнейшего исследования психологических особенностей проявления самоуправления личности и культурного интеллекта по выявлению новых факторов, которые в дальнейшем могут обеспечивать условия развития человеческого потенциала, который, в свою очередь, может оказаться потенциально неисчерпаемым ресурсом для культурно-исторического развития общества и личности.

Литература:

1. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества / Н.Г. Алексеев // Исследование проблем психологии творчества М., 1983. - 164 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Б.Г.Ананьев. Избранные психологические труды: В 2-х.т.: - Педагогика, 1980. - с. 16-178.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / сост. Д.И. Фельдштейн - М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «Модек», 1995. - с. 159.

4. Вязникова Л.Ф. Ментальность в аксиологическом пространстве общества // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур: материалы Международного форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой, Хабаровск, 16-17 ноября 2016 г.: изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2016. - с. 89-91.

5. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин - М.: Наука, 1980. - 256 с.

6. Earley P.C. Cultural intelligence // Harvard business review. 2004. Oct.

Психология

УДК 159.942.5

кандидат психологических наук, доцент Ожогова Елена Геннадьевна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент Рассказова Ирина Николаевна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск)

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА «ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ» У СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. В данной статье на основе результатов эмпирического исследования проводится анализ особенностей синдрома «психического выгорания»: структурные компоненты, ведущие симптомы и степень деструктивных изменений в соответствии с уровнем психической регуляции.

Выявлен достаточно высокий уровень синдрома психического выгорания у школьных педагогов. Ведущим компонентом является редукция личных достижений. Совокупность симптомов указывает, что современные школьные педагоги остро переживают профессиональные психотравмирующие ситуации, неуверенность в себе, эмоциональный дефицит и признаки различных психосоматических отклонений. Наиболее выраженные деструктивные изменения под влиянием синдрома «психического выгорания» выявлены на психофизиологическом и интеллектуальном уровне регуляции.

С помощью корреляционного анализа установлены взаимосвязи между компонентами синдрома «психического выгорания» и основными симптомами, а также деструктивными проявлениями на различных уровнях регуляции психики специалиста.

Ключевые слова: синдром «психического выгорания», эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, детерминирующие факторы синдрома «психического выгорания».

An^tatton. In this article, based on the results of empirical research, the analysis of the features of the syndrome of «mental burnout» is carried out: structural components, leading symptoms and the degree of destructive changes in accordance with the level of mental regulation. A sufficiently high level of mental burnout syndrome in school teachers was revealed. The leading component is the reduction of personal achievements. The totality of symptoms indicates that modern school teachers are acutely experiencing professional psychotraumatic situations, self-doubt, emotional deficit and signs of various psychosomatic abnormalities. The most pronounced destructive changes under the influence of the syndrome of «mental burnout» were revealed at the psychophysiological and intellectual level of regulation.

Keywords: syndrome of «mental burnout», emotional exhaustion, depersonalization, reduction of personal achievements, determining factors of the syndrome of «mental burnout».

Введение. Начиная, с конца 20 века (1974 г.) и по настоящее время, интерес к проблеме изучения синдрома «психического выгорания» не ослабевает. Как с теоретической позиции - изучение структуры, факторов и механизмов формирования синдрома «психического выгорания» [4; 6; 8-9], так и с практической позиции - поиск наиболее оптимальных направлений его психологической профилактики и коррекции [4; 10; 12].

Анализ эмпирических исследований и научных работ, посвященных данной проблеме позволяет нам отметить, что синдром «психического выгорания» - это сложное профессионально обусловленное многоуровневое состояние, связанное с физиологическим, эмоциональным, умственным истощением и выраженной деструкцией нравственной сферы личности [1-4; 6-13].

Согласно трехмерной структуре К. Маслач синдром «психического выгорания» состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) эмоциональное истощение, которое проявляется в эмоциональной опустошенности, усталости и переутомлении специалиста; 2) деперсонализация, прежде всего, выражается в деформации нравственной сферы личности, циничном отношении к субъектам труда, дегуманизации; 3) редукция личных достижений - это осознание своей некомпетентности и неуспеха, недооценки результатов своего труда [4; 13].

Последствия синдрома «психического выгорания» затрагивают все уровни функционирования психики человека: психофизиологический, социальный и духовный. На психофизиологическом и соматическом уровне развиваются различные психосоматические отклонения, снижаются показатели физического здоровья. На эмоциональном уровне синдром «психического выгорания» проявляется в ярко выраженной эмоциональной нестабильности, переживании отрицательных чувств и эмоций (гнев, тоска, досада, разочарование) в процессе выполнения профессиональной деятельности. На социальном уровне можно отметить: неудовлетворенность своей социальной жизнью, формирование профессиональных защит, конфликтность во взаимоотношениях с субъектами труда. На интеллектуальном уровне происходят отрицательные изменения в функционировании интеллектуально-мнестических функций (трудности с запоминанием и воспроизведением информации, рассеянность, снижение концентрации внимания, ригидность мышления). Но, наиболее серьезные изменения под влиянием синдрома «психического выгорания» происходят на духовном (ценностном) уровне, затрагивая глубинные личностные структуры. Крайней формой выступает отрицательная жизненная установка: чувство беспомощности и бессмысленности жизни и, наконец, экзистенциональное отчаяние [4; 8-9; 11].

Раскрывая, причины развития синдрома «психического выгорания» исследователи указывают, что он формируется под влиянием комплекса объективных (содержание, условие труда, стиль руководства, психологический климат) и субъективных (темперамент, характер, самооценка, мировоззрение, особенности саморегуляции, стратегии поведения в сложных ситуациях и др.) факторов. Непременным обуславливающим фактором является проблемное эмоционально насыщенное общение субъектов трудовых отношений, поэтому, характерной особенностью синдрома «психического выгорания» является то, что он складывается и развивается в социономических профессиях (педагоги, медицинские работники, продавцы, менеджеры и др.) [1-4; 6; 8-11].

Анализ литературных источников свидетельствует, что среди всех коммуникативных профессий наиболее уязвимой для развития синдрома «психического выгорания» является профессия педагога [2; 4; 6; 8-12].

Профессия педагога относится к ряду тех профессий, где риск развития синдрома «психического выгорания» остается очень высоким, не только в силу воздействия комплекса детерминирующих факторов, но и специфики трудовой деятельности. Педагогическая деятельность сопряжена с большими эмоциональными затратами, высокой степенью ответственности и табуированием (запретом) на непосредственное отреагирование некоторых негативных чувств и эмоций (гнев, раздражение, злость и т.д) [11].

Обращаясь к предпосылкам развития синдрома «психического выгорания» в педагогической профессии, можно отметить следующие негативные факторы профессионально-педагогической деятельности: как низкий уровень жизни, глобальная информатизация и бюрократизация образовательного процесса; возрастание требований к результативности педагогической деятельности и личности педагога без учета его психофизиологических возможностей; увеличение нагрузки и т.д.. Немаловажную роль играет снижение престижа профессии педагога в общественном сознании, что приводит к обесцениванию значимости его труда [2-11].

Изложение основного материала статьи. На основе обобщения результатов эмпирического исследования нами была предпринята попытка изучить уровни выраженности структурных компонентов синдрома «психического выгорания», доминирующие симптомы, а также характер деструктивных изменений, складывающихся под воздействием синдрома «психического выгорания» у школьных педагогов.

Концептуальную основу эмпирического исследования составили идеи и взгляды Х.Дж. Фрейденберга, К. Маслач, А. Пайнса, С. Джексона, Т.В. Большаковой, М.В. Борисовой, Т.И. Рогинской, Н.Е. Водопьяновой, В.В. Бойко, В.Е. Орел, А.А. Рукавишникова, Т.В. Форманюк и др.

В исследовании, проведенном в 2018 году приняли участие 38 педагогов общеобразовательных школ г. Омска и Омской области. Среднее значение возраста испытуемых 39,2 года; среднее значение педагогического стажа 15,7 лет.

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методы и методики: 1) опросник на «выгорание» MBI (Maslach Burnout Inventory), переадаптированный Н.Е. Водопьяновой, который применялся с целью изучения особенностей выраженности структурных компонентов синдрома «психического выгорания» [4]; 2) методика диагностики уровня эмоционального выгорания (автор В.В. Бойко), позволяющая изучить проявления (симптомы) синдрома «психического выгорания» [1]; 3) анкета, направленная на изучение особенностей деструктивных изменений синдрома «психического выгорания» (Е.Г. Ожогова).

Кратко остановимся на полученных результатах.

На первом этапе, с помощью опросника «выгорания» MBI было установлено, что доминирующим компонентом в структуре синдрома «психического выгорания» выступает редукция личных достижений. Высокий уровень выявлен у 50,0% испытуемых. Так, испытуемые переживают неудовлетворенность процессом и результатом трудовой деятельности, чувство неуспешности и снижение профессиональной

самооценки. Обращает на себя внимание, что у 44,8% педагогов получен высокий уровень выраженности эмоционального истощения. Этот компонент синдрома «психического выгорания» находит свое отражение в эмоциональной опустошенности, усталости, вызванной профессиональной деятельностью, нехваткой психоэмоциональных ресурсов, а также является признаком профессионального переутомления. Высокий уровень деперсонализации зафиксирован у 36,8% испытуемых, который проявляется в утрате гуманистического отношения к субъектам труда (дети и родители), нарушении нравственной саморегуляции (срывы, циничное отношение, грубость, черствость, оскорбительные высказывания), а также формировании профессиональных стереотипов.

На втором этапе, при изучении сформированности фаз и симптомов синдрома «психического выгорания» (методика диагностики эмоционального выгорания, автор В.В. Бойко) были получены следующие результаты: в фазе напряжения полностью сложились такие симптомы как «неудовлетворенность собой» (52,6%), «переживание психотравмирующих обстоятельств» (47,4%), «тревога и депрессия» (39,5%). Полученные результаты в данной фазе «психического выгорания» можно охарактеризовать осознанием педагогом негативных факторов профессионально-педагогической деятельности, которые переживаются как труднопреодолимые. Это вызывает накопление таких чувств как: тревога, негодование досада, отчаяние, безнадежность. В результате возникает стойкое недовольство собой (социальным статусом, должностью, конкретными профессиональными функциями) и своей профессиональной деятельностью. Длительное переживание этих негативных чувств приводит к дистимии, ангедонии, пессимистическому взгляду на всю жизненную ситуацию, в которой находится специалист, и снижению активности во всех сферах жизни.

В фазе резистенции у испытуемых полностью сложились такие симптомы как «эмоционально-нравственная дезориентация» (44,7%) и «расширение сферы экономии эмоций» (42,1%). Данные симптомы отражают формирование защитного типа поведения, и возникают вследствие искажения системы ценностей и утраты нравственных чувств по отношению к субъектам труда. Также экономия эмоциональных ресурсов происходит за счет снижения активности педагога во внепрофессиональных сферах (семья, друзья, хобби, социальная и культурная жизнь). Концентрация всех сил педагога происходит только на работе, а в общении, со своими родными и близкими. У него могут возникать следующие проявления: нетерпимость, грубость, уход в себя, избегание контактов с друзьями и знакомыми в свободное время, устранение от участия в семейных мероприятиях.

Доминирующими симптомами фазы истощения стали «эмоциональный дефицит» (44,7%) и «психосоматические и психовегетативные нарушения» (57,9%). Эти симптомы проявляются в снижении эмоциональной включенности в процессе выполнения профессионально-педагогической деятельности. Педагог не может, как прежде осуществлять образовательный процесс - учить, воспитывать, осваивать новые методы работы, а также проявлять положительные чувства в межличностных отношениях - внимание, отзывчивость, сочувствие. Вместе с тем, усиливается переживание и проявления отрицательных чувств. Крайней формой в поведении педагога становятся: несдержанность, упрямство, раздражительность, обиды на детей, родителей, коллег иди администрацию. Важно отметить, что такой симптом как «психосоматические и психовегетативные нарушения» наблюдается у каждого второго педагога и свидетельствует о том, что они в той или иной степени испытывают различные соматические отклонения (головные боли, боли в области сердца, нарушения в работе органов желудочно-кишечного тракта, повышение артериального давления, изменение сосудистого тонуса). Переход симптомов синдрома «психического выгорания» на телесный, соматический уровень указывает на то, что адаптивные лимиты организма исчерпаны, используемые копинг-стратегии неэффективны, а профессиональные защитные механизмы больше не действуют.

На третьем этапе, проведено анкетирование с целью определения степени деструктивных изменений различных уровней психической регуляции, которое позволило установить выраженную деструкцию психофизиологического и соматического уровня регуляции - 34,2% и интеллектуального уровня регуляции, соответственно. Частично, результаты, полученные с помощью анкетирования, подтверждают данные других диагностических методик. Так, у испытуемых установлены признаки психосоматических отклонений, нарушений физического и психического здоровья. Также выявлены признаки когнитивного истощения: нарушение функций внимания и памяти (трудности с концентрацией внимания, запоминанием и сохранением информации), повышенная утомляемость.

На завершающем этапе был проведен корреляционный анализ (коэффициент линейной корреляции по г-Пирсону) между компонентами, симптомами синдрома «психического выгорания», а также уровнями психической регуляции. Итак, в результате вычисления коэффициентов корреляции были выявлены следующие корреляционные связи:

■ эмоциональное истощение коррелирует с такими симптомами как «эмоционально-нравственная дезориентация» (г= 0,51 при р=0,05), «психосоматические и психовегетативные нарушения» (г= 0,67 при р=0,05), «эмоциональный дефицит» (г= 0,39 при р=0,05). Корреляционная взаимосвязь установлена с нарушениями психофизиологического уровня регуляции (г= 0,6б при р=0,05), эмоционального уровня регуляции (г= 0,63 при р=0,05), интеллектуального уровня регуляции (г= 0,47 при р=0,05). Таким образом, чем выше уровень эмоционального истощения, тем больше нарушений психофизиологического, эмоционального и интеллектуального уровней регуляции, с соответствующими для данных уровней симптомами;

■ деперсонализация, в большей мере, взаимосвязана с такими симптомами как «неудовлетворенность собой» (г= 0,54 при р=0,05), «эмоционально-нравственная дезориентация» (г= 0,69 при р=0,05), «загнанность в клетку» (г= 0,37 при р=0,05), «тревога и депрессия» (г= 0,38 при р=0,05), «расширение сферы экономии эмоций» (г= 0,4 при р=0,05). Так, чем выше уровень деперсонализации, тем больше выражены данные симптомы;

■ редукция личных достижений связана с такими симптомами как «расширение сферы экономии эмоций» (г= 0,71 при р=0,05); «эмоциональный дефицит» (г= 0,55 при р=0,05), «неудовлетворенность собой» (г= 0,53 при р=0,05), «эмоционально-нравственная дезориентация» (г= 0,43 при р=0,05) и «личностная отстраненность» (г= 0,39 при р=0,05). Также выявлена прямая высокая взаимосвязь меду редукцией личных достижений и деструкцией эмоционального уровня регуляции (г= 0,74 при р=0,05), социального уровня регуляции (г= 0,72 при р=0,05) и умеренная прямая взаимосвязь между редукцией личных достижений и деструкцией интеллектуально уровня регуляции (г= 0,4 при р=0,05). То есть, чем больше переживает педагог

неудовлетворенность собой, снижение профессиональной самооценки (редукция личных достижений), тем больше проявляются отрицательные изменения эмоционального, социального и интеллектуального уровня регуляции психики специалиста и вышеотмеченные симптомы синдрома «психического выгорания».

Выводы:

1. При сопоставлении и анализе результатов полученных с помощью всех диагностических методик можно отметить, что подверженность развитию синдрома «психического выгорания» у современных педагогов общеобразовательных школ является очень высокой.

2. В структуре синдрома «психического выгорания» ведущим компонентом является редукция личных отношений, которая проявляется в неудовлетворенности собой и результатами своей деятельности, потери самоуважения, субъективном переживании своей некомпетентности и неуспешности.

3. Полностью сформированными симптомами синдрома «психического выгорания» в фазе напряжения являются «неудовлетворенность собой» и «переживание психотравмирующих обстоятельств»; в фазе резистенции - «эмоционально-нравственная дезориентация» и «расширение сферы экономии эмоций»; в фазе истощения - «эмоциональный дефицит» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Сложившийся симптомокомплекс синдрома «психического выгорания» указывает на специфику его проявлений для данной выборки.

4. При изучении признаков синдрома «психического выгорания» на различных уровнях психической регуляции, наиболее деструктивные изменения выявлены на психофизиологическом и интеллектуальном уровне. Это, в очередной раз, подтверждает, что современный педагог выполняет свои профессиональные обязанности на фоне высокого уровня психоэмоционального и умственного истощения.

5. Рассматривая, синдром «психического выгорания», в контексте профессиональной продуктивности, здоровья и эмоционального благополучия педагога, можно отметить его отрицательное, разрушительное влияние. В связи с этим, важность проводимых исследований обусловлена разработкой и внедрением эффективных мероприятий психологической профилактики и коррекции синдрома «психического выгорания» на всех уровнях образовательной системы (государства, общества, региона, конкретного образовательного учреждения).

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций: [Эмоции в общении, эмоции в проявлениях личности, созидающая сила эмоций, методики для изучения эмоций] / В.В. Бойко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 96-103.

3. Буянкина М.А. Проблема психического выгорания личности и организационная культура / М.А. Буянкина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2008, с. 47-51

4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

5. Намсинк Е.В. Развивающая деятельность учителя в контексте инновационного образования / Е.В. Намсинк // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №1/1, 2016, с. 167-170.

6. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.

7. Пряжников, Н.С. Бюрократизация образовательного процесса как фактор «эмоционального выгорания» педагогов и психологов / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева // Вестник московского городского педагогического университета. 2015. №3 (33). С. 45-62.

8. Рогинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]/ Т.И. Рогинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.

9. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03: 19.00.05 / А.А. Руковишников. -Ярославль, 2001. - 18 с.

10. Черникова Т.В. Болучевская В.В. Психология эмоционального выгорания / Под ред Т.В. Черниковой. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014 - 296 с.

11. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии - 1994. - № 6. - С. 57-64.

12. Якубенко О.В. Роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в организации профилактики эмоционального выгорания педагогов / О.В. Якубенко //Ученые записки ИУО РАО. - 2016. -№ 59. - С. 184-187.

13. Maslach. C., S. Jackson The measurent of experienced burnout / C. Maslach, S. Jackson // Journal of Occupational Behavior. - 1981. - Vol. 2. - Р. 99-113.

Психология

УДК: 159.9

доктор психологических наук, доцент Пряжникова Елена Юрьевна

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (г. Москва)

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИДЕРА В ВЕДУЩИХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СЕКТОРАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В любой отрасли и сфере деятельности система организации и управления процессами - это совокупный набор компетенций, которые позволяют решать насыщенный ансамбль организационных задач. С учетом развития инновационной экономики в современной системе управления особенно остро стоит вопрос о выделении управленческих компетенций лидера организации, которые учитывают в том числе и новые профессиональные стандарты. Успешный и эффективный лидер должен не только хорошо знать профессиональную сферу, но и обладать знаниями и умениями в сфере управления человеческим капиталом. Лидерский уровень развития компетенций необходим для руководителей, которые по своим должностным обязанностям могут принимать стратегические решения. Достижение руководителем лидерского уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.