Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ, УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ, УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2084
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ТРЕВОЖНОСТЬ / УСЛОВИЯ ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ / SELF-ESTEEM / LEVEL OF CLAIMS / ANXIETY / CONDITIONS OF POSITIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пушкина Тамара Федоровна, Потапова Екатерина Сергеевна

Авторы раскрывают особенности взаимосвязи феноменов самооценки, уровня притязаний и тревожности личности подростка в современных условиях образования. Сочетание завышенных притязаний, сниженной самооценки и повышенной тревожности индивида вызывает опасность психосоматических осложнений. В статье дан анализ эмпирического исследования по данной проблеме, на основании которого разработаны рекомендации родителям и педагогам по условиям позитивного развития личности подростка.The authors reveal the features of the relationship of the phenomena of self-esteem, the level of claims and anxiety of the personality of a teenager in modern conditions of education. The combination of high claims, reduced self-esteem and increased anxiety of the individual causes a danger of psychosomatic complications. The article analyzes the empirical research on this problem, based on which recommendations to parents and teachers on the conditions of positive development of the adolescent's personality are developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ, УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА»

для практикующих психологов, молодых ученых и студентов / Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2008. - С. 96-101. - Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/24801. Дата обращения 30.03.2020.

7. Панкова Ю.О. Организационно-педагогические условия успешного формирования ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни [Электронный ресурс] / Ю.О. Панкова // Научное отражение. - 2016. - №1. - С.31-33. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26727464_75134866.pdf. Дата обращения 07.04.2020.

8. Психология подростка. Полное руководство / под общей редакцией А.А. Реана. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 504 с.

9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 672 с.

10. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

11. Шорникова О.В. Влияние семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций подростка [Электронный ресурс] / О.В. Шорникова // Научные исследования. - 2016. - №4(5). - С. 76-78. -Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26146022_46606118.pdf. Дата обращения 30.03.2020.

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: детская и педагогическая психология / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.

Психология

УДК 37.015.32

кандидат педагогических наук, доцент Пушкина Тамара Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж); студентка очной формы обучения 2 курса физико-математического факультета, направления Педагогическое образование, профиля «Математика. Информатика» Потапова Екатерина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ, УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Аннотация. Авторы раскрывают особенности взаимосвязи феноменов самооценки, уровня притязаний и тревожности личности подростка в современных условиях образования. Сочетание завышенных притязаний, сниженной самооценки и повышенной тревожности индивида вызывает опасность психосоматических осложнений. В статье дан анализ эмпирического исследования по данной проблеме, на основании которого разработаны рекомендации родителям и педагогам по условиям позитивного развития личности подростка.

Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, тревожность, условия позитивного развития.

Annotation. The authors reveal the features of the relationship of the phenomena of self-esteem, the level of claims and anxiety of the personality of a teenager in modern conditions of education. The combination of high claims, reduced self-esteem and increased anxiety of the individual causes a danger of psychosomatic complications. The article analyzes the empirical research on this problem, based on which recommendations to parents and teachers on the conditions of positive development of the adolescent's personality are developed.

Keywords: self-esteem, level of claims, anxiety, conditions of positive development.

Введение. В современных условиях постоянно увеличивающегося потока информации и, как следствие, стремительного обновления знаний, меняющихся требований к оценке их качества возрастает значимость индивидуализации обучения на основе учета личностных особенностей школьника. Ученые обращают наше внимание на так называемую «триаду риска» - сочетание завышенных притязаний, сниженной самооценки и повышенной тревожности индивида [4]. В зоне риска, как правило, оказываются школьники подросткового возраста, так как именно их отличает личностная нестабильность, связанная с бурным ростом самосознания. Важно, формулируя благородные задачи повышения качества обучения, избежать опасности психосоматических осложнений у обучающихся.

Цель: изучить особенности самооценки современных подростков, установить взаимосвязь их самооценки с уровнем притязаний, проследить, в этих условиях, проявление фактора тревожности личности.

Изложение основного материала статьи. В начале исследования мы попытались осуществить теоретический анализ источников, характеризующих значимость для личностного развития подростка такого важного компонента самосознания личности как самооценка, влияние ее соположенности с уровнем притязаний на личностное развитие подростка. Как известно, познавая себя, личность продуцирует эмоционально-ценностное самоотношение, которое выражается в самооценке. Психологический словарь дает нам следующее определение этого феномена: «Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия» [7, c. 20]. Молчанова О.Н. сделала обзор теоретических и эмпирических исследований самооценки личности. Она сформулировала восемь проблем в данной области, обратив наше внимание на то, что: «...усиливается тенденция к осмыслению самой сути самооценки, ее концептуальной природы, механизмов действия, значения в развитии и жизнедеятельности человека» [12, с. 63]. Ешмуратова А.Э. отметила, что «для младшего подростка характерна ярко выраженная потребность в самоутверждении, и впервые, осознавая свои достоинства и недостатки он стремится занять определенную позицию в классном коллективе» [9, с. 350-351].

Ряд ученых обращает наше внимание на значимость семьи в формировании адекватной самооценки индивида. Так, Лисина М.И., раскрывая особенности формирования личности ребенка в общении, выявила закономерности влияния оценок семьи на адекватность самооценки подростка [11]. Егорова В.Н., изучая взаимосвязи самооценки подростков из материнских семей и типов детско-родительских отношений, обнаружила, что самооценка в значительной степени зависит от преобладающего типа детско-родительских отношений [8]. Рахимбердин Р.И. отмечал, что «ощущение самоценности может сформироваться в атмосфере такой семьи, где принимаются любые индивидуальные различия, где общение доверительно и откровенно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого -неотъемлемая часть взаимоотношений» [14, с. 15]. Психологические условия развития адекватной самооценки подростков в своих исследованиях отразила Батталова Г.Ф. Она отмечает, что так как в подростковом возрасте велико влияние межличностных отношений на состояние самооценки, то необходимо разрешить противоречия, возникающие внутри взаимоотношений со сверстниками: «... чем менее дифференцированы оценки, даваемые подросткам взаимодействующими с ними сверстниками, тем более адекватная самооценка развивается у них» [1, с. 31-32].

Анализ источников показал, что самооценка является важным компонентом индивидуализации обучения. Она влияет на учебную мотивацию обучающегося, ведь именно с помощью оценки самого себя, своих возможностей, школьник выбирает цели деятельности и средства их осуществления. Считается, что школьники-подростки, у которых наблюдается тенденция к сильному завышению самооценки проявляют ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, зачастую, малосодержательное [12, с. 133-134]. Низкий уровень самооценки «может привести к развитию комплекса неполноценности, отказа от инициативы, малообщительности и, следовательно, одиночеству» [1, с. 30-31].

Взаимосвязь самооценки личности с уровнем ее притязаний в зарубежной психологии впервые была рассмотрена школой К. Левина [12]. Исследования уровня притязаний представлены в работах Ф. Хоппе, который трактовал его как «совокупность сдвигающихся с каждым достижением, то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям» субъекта [5, с. 84]. В отечественной психологии одной из первых, кто установил взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний была Зейгарник Б.В. Она отмечала, что изменение уровня притязаний связано именно с конфликтом между стремлением к идеальной цели и страхом перед неудачами [12, с. 40-41]. Бороздина Л.В., изучая индекс тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний, обратила наше внимание на то, что соотношение параметров самооценки и притязаний представляется очень важной ввиду значимости не только для общей психологии, но и для клинической. В частности, ее исследования подтвердили, что несовпадение самооценки и притязаний по высоте служит одним из факторов риска возникновения психосоматических заболеваний [5, 6]. Зинько Е.В. в своем диссертационном исследовании осуществила анализ эмоционально-мотивационных особенностей (тревожности, фрустрированности, агрессивности, типа межличностных отношений), определяемых тем или иным соположением самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности. Она отметила то, что нестабильность самооценки и уровня притязаний или одного из этих образований влечет за собой рост индекса личностной тревожности и другие последствия, затрудняющие личностное развитие [10]. Интересно мнение Беличевой С.А., которая считает, что соотношение уровня самооценки и уровня притязаний во многом обуславливает специфику психологических переживаний личности. Значительное расхождение показателей данных феноменов влечет за собой невротизацию личности: «... когда уровень притязаний оказывается выше самооценки, то неизбежны психологический дискомфорт, чувство зависти к более успешным людям, обвинение других людей и обстоятельств в своих неудачах» [3, с. 153-154].

Мы попытались изучить особенности самооценки современных подростков, установить взаимосвязь их самооценки с уровнем притязаний, проследить, в этих условиях, проявление фактора тревожности личности. Выборку составили пятнадцать подростков, они обучаются в одном классе, среди них четыре девочки и одиннадцать мальчиков. Объектом исследования стали личностные особенности обучающихся, предметом -влияние соотношения самооценки и уровня притязаний личности на уровень ее тревожности. Нас интересовало, насколько сильно несоответствие в показателях уровня притязаний и самооценки влияет на формирование тревожности у подростков. Для реализации поставленной цели использовались следующие методики: Методика исследования самооценки личности по Будасси С.А. [15, с. 21-26]; «Моторная проба Шварцландера», направленная на выявление уровня притязаний [15, с. 47-50]; Методика выявления уровня тревожности у подростков Прихожан А.М. [13, с. 242-251]. Программа исследования была дополнена наблюдениями за учащимися и беседами с классным руководителем.

В результате обработки и интерпретации данных по методике Будасси С.А. выявлено следующее. Адекватную самооценку имеют 53,3% испытуемых. Завышенная самооценка выявлена у 40% обследованных. У 6,7% испытуемых самооценка оказалась заниженной. В результате интерпретации данных по методике «Моторная проба Шварцландера» умеренный уровень притязаний выявлен у 46,6% учеников; такой же процент составляет низкий уровень притязаний у обследованных обучающихся; у 6,8% испытуемых уровень притязаний оказался нереалистично низким. Нас интересовало и соотношение уровня самооценки и уровня притязаний подростков: 40 % испытуемых имеют адекватную самооценку и умеренный уровень притязаний, они реалистично оценивают свои силы и возможности; 33,3% школьников имеют завышенную самооценку при заниженном уровне притязаний, возможно они пытаются избегать ответственных дел, когда может пострадать их самооценка; 6,7% опрошенных демонстрируют завышенную самооценку и умеренный уровень притязаний; 13,3% подростков имеют адекватную самооценку и низкий уровень притязаний, занижение уровня притязаний может быть характерно для «перестраховщиков», отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью; 6,7% обучающихся имеют заниженную самооценку и нереалистично низкий уровень притязаний, что может стать результатом «комплекса неполноценности» личности школьника.

Опасное сочетание завышенных притязаний и сниженной самооценки личности подростка, оснований для последующей диагностики факторов «триады риска» нами выявлено не было, но интересными оказались данные по уровню тревожности. Нормальный уровень общей тревожности был выявлен у 60% испытуемых, несколько повышенный уровень продемонстрировали 20% опрошенных. Однако у 20% школьников выявлено «чрезмерное спокойствие», которое может быть скрытой тревожностью. Прихожан А.М. советует обратить внимание именно на этих учащихся, так как «подобная нечувствительность к неблагополучию

носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности» [13, с. 251].

Подростковый возраст - один из самых трудных периодов становления человека в онтогенезе. В данном возрасте тревожность способна вызвать у школьника состояние уныния, сомнения в своих познавательных способностях, что в дальнейшем может привести не только к проблемам в учебной деятельности, но и к разрушению всех его личностных структур [2]. Одной из важных составляющих в формировании адекватной самооценки является вовлечение подростка в какую-либо деятельность. Ведь в процессе увлеченности любимым занятием у школьника будет все чаще возникать ощущение успешности. Возникает реальная возможность продемонстрировать лучшее в себе, какие-либо свои способности и добиться успеха, соответственно, и одобрения, и высокой оценки окружающих. В процессе овладения данной деятельностью возможно он найдет новую, референтную для него, группу сверстников, которые будут отделены от школы, но будут разделять его увлечение.

Наиболее значима, наряду с отношениями со сверстниками референтной группы, родительская поддержка. Егорова В.Н. считает, что «отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков» [8, с. 261]. Родителям важно находить время, чтобы поговорить со своим ребенком, поинтересоваться его проблемами и переживаниями, оказать помощь в решении сложных жизненных и конфликтных ситуаций. В общении с подростком необходимо относиться к нему, как к равноправному партнеру, уважать его мнение. В ситуации приятия решений, взрослеющему человеку надо предоставлять самостоятельность, чтобы он научился сам делать выбор, принимать и брать на себя ответственность за последствия. Родителям важно дать подростку понять, что они гордятся им, замечать сильные стороны его характера. Завершая разговор, «родителям нужно выразить искреннюю надежду, что подросток понял критику и постарается все исправить или же не повторять подобного проступка» [14, с. 16]. В общении с подростком важно ориентироваться на условия позитивного развития личности: безусловная любовь, принятие его таким, каков он есть; общение должно быть положительно эмоционально: успехам радуются, небольшие продвижения в развитии замечают; подросток принимается не как продолжение ожиданий родителей, а как самостоятельная ценность; исключение из общения психотравмирующих моментов; вера в подростка; эмпатия; демонстрация оптимизма. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь подростку почувствовать свою нужность. Когда близкие, значимые люди выражают удовольствие от того, что делает школьник, это поддерживает его, настраивая продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха.

Выводы. Потребность в уважении и самоуважении является одной из фундаментальных психологических потребностей человека. Она стимулирует чувство уверенности в себе, осознание собственной значимости, силы, полезности и необходимости в этом мире. Мы смогли показать актуальность для личностного развития подростка своевременного выявления адекватности его самооценки. Так называемая «триада риска», связанная с наличием заниженной самооценки, завышенного уровня притязаний на фоне повышенной тревожности, нами не выявлена. Однако обратил на себя внимание факт «чрезмерного спокойствия» в сочетании с заниженной самооценкой и завышенным уровнем притязаний личности обучающегося. Не стоит забывать, что расхождение уровней самооценки и притязаний по высоте стимулирует фактор тревожности, губительный для личностного становления, тормозящий и саморазвитие школьника. Формулируя задачи повышения качества знаний, педагог должен приоритетом иметь психологическое здоровье школьника-подростка - важный тезис индивидуализации обучения.

Литература:

1. Батталова, Г.Ф. Психологические условия развития адекватной самооценки подростков [Электронный ресурс] / Г.Ф. Батталова // Психологические чтения. Человек в условиях социальных изменений : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Башкирский государственный педагогический университет. - Уфа, 2007. - Вып. IV. Часть 3 - С. 30-32. -Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/43383. Дата обращения 05.02.2020.

2. Бахтина, С.В. Взаимосвязь уровня тревожности и успеваемости младших подростков [Электронный ресурс] / С.В. Бахтина, М.В. Литвиненко // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Сборник статей материалы VII международной научно-практической конференции / Марийский государственный университет. - Йошкар-Ола, 2017. - С. 29-34. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32151594_56370217.pdf. Дата обращения 10.04.2020.

3. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие [Текст] / С.А. Беличева, А. Б. Белинская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 383 с.

4. Бороздина, Л.В. «Триады риска» в онтогенезе [Текст] / Л.В. Бороздина, О.В. Пукинская // Вопросы психологии. - 2010. - №6. - С. 24-32.

5. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие [Текст] / Л.В. Бороздина. -Москва: Психология, 2000. - 184 с.

6. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний [Электронный ресурс] / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. -С. 104-113. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931104.htm. Дата обращения 04.04.2020.

7. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие [Текст] / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. — 3-е изд. — Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006. — 224 с.

8. Егорова, В.Н. Взаимосвязь самооценки подростков и типов детско-родительских отношений в структуре индивидуальности подростков из материнской семьи [Электронный ресурс] / В.Н. Егорова // Казанская наука. - 2014. - №4. - С. 261-263. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21595510_63239419.pdf. Дата обращения 04.04.2020.

9. Ешмуратова, А.Э. Развитие самооценки младшего подростка при переходе в среднее звено [Электронный ресурс] / А.Э. Ешмуратова // Современные научные исследования: теория и практика: материалы Международной (заочной научно-практической конференции / Научно-издательский центр «Мир науки» - Нефтекамск, 2019. - С. 348-352. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41308203_35295693.pdf. Дата обращения 15.03.2020.

10. Зинько, Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / Зинько Елена Владимировна; Московский Государственный Университет. - Москва, 2007. - 22 с.

11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 318 с.

12. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст] / О.Н. Молчанова. - Москва: Флинта, 2016. - 393 с.

13. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.

14. Рахимбердин Р.И. Влияние семьи на становление самооценки подростка [Электронный ресурс] / Р.И. Рахимбердин // Правовестник. - 2019. - Т. 17, № 6. - С. 14-17. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_38557064_58450753.pdf. Дата обращения 23.03.2020.

15. Семенова, С.Л. Практикум по общей психологии : учебное пособие для вузов [Текст] / С.Л. Семенова, Е.В. Дьяченко; под редакцией Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург: Издательство УГППУ, 2000. - 179 с.

Психология

УДК 159.99

студентка 3 курса Сафиянова Айгуль Фаридовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 3 курса Маринина Алина Евгеньевна Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 3 курса Васичева Анастасия Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОТЕКАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Аннотация. В данной статье представлены теоретические исследования психологов по проблеме психологического сопровождения беременных женщин, также изучаются содержательные параметры и индивидуальные стороны психологического сопровождения.

Ключевые слова: беременность, психологическое сопровождение, психолог, развитие, будущая мама.

Annotation. This article presents theoretical studies of psychologists on the problem of psychological support for pregnant women, and also explores the substantive parameters and individual aspects of psychological support.

Keywords: pregnancy, psychological support, psychologist, development, expectant mother.

Введение. Профессиональная деятельность психолога включает в себя психологическое сопровождение и имеет немалый практический смысл. Проанализировав литературу по заявленной теме, мы можем утверждать, что данное понятие имеет множество значений. Кроме того, следует отметить, что при проведении психологического сопровождения специалисты часто сталкиваются с методологическими трудностями, которые связаны с неточным осознанием того, как должна строиться работа. У психологов должно быть ясное представление, с помощью каких методов и принципов будет осуществляться психологическая помощь беременным женщинам. Для этого должны быть раскрыты и уточнены содержательные характеристики психологического сопровождения и исследованы его свойства во всех возможных областях практики.

Изложение основного материала статьи. Психологическое сопровождение является основным в ряду различных видов профессиональной деятельности практических психологов. Изучение научных трудов таких авторов как М. Битянова, Т. Череднякова, Г. Барднер и др. показало, что в нынешней науке понятие «психологическое сопровождение» имеет множество толкований. Нет какого-либо одного утвержденного мнения, которое будет включать в себя цель, задачи, содержание данного вида деятельности. Психологическая поддержка - понятие, наиболее часто используемое в семейной, а также в педагогической психологии. Как правило, авторы исследований выделяют характерные свойства и особенности психологической поддержки подростков и детей, акцентируя внимание на общей проблематике развития и соответствии психики норме. Основываясь на результатах проведенного исследования в школе, М.Р. Битянова предполагает, что психологическое сопровождение - весьма деликатная система деятельности психолога, которая может быть основана как на психологических, так и на социальных условиях. Должное внимание к этим условиям и способствует верному психологическому воздействию на ребёнка, мотивируя и направляя его на успешное обучение в школе. Автор считает основной целью психологического сопровождения необходимость создания среды, в которой ребёнок будет развиваться в максимально верном направлении. При этом необходимо и общение со школьным психологом, влияние которого позволяет добиваться задач, приведённых выше.

Система психологического сопровождения объединяет в себе усилия педагогов, учеников, психологов, родителей. Основным объектом может выступать как определенный родитель, так и определенная семья [3]. И.И. Мамайчук уверена, что практическая составляющая психологического сопровождения играет одну из первых ролей в сопровождении школьников, которые не имеют никаких отклонений по здоровью. Но здесь также присутствуют отличия в цели и содержании предстоящей работы по психологическому сопровождению здоровых школьников или тех, у кого наблюдаются отклонения в развитии, даже если они не очень серьезные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.