Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1566
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / TEENAGER / VALUE SYSTEM / HIERARCHY OF VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пушкина Тамара Федоровна, Кучерова Светлана Викторовна

В статье рассматриваются возможности оптимизации воспитания школьников в современных условиях с помощью своевременного анализа специфики системы их ценностей. Приводятся результаты эмпирического исследования, раскрывающего особенности иерархии ценностей и содержательные аспекты системы ценностей личности подросткового возраста.The article deals with the possibilities of optimizing the education of schoolchildren in modern conditions by means of timely analysis of the specifics of their values system. The article presents the results of an empirical study that reveals the features of the hierarchy of values and the content aspects of the value system of the adolescent personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пушкина Тамара Федоровна, Кучерова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Психология

УДК 37.015.32

кандидат педагогических наук, доцент Пушкина Тамара Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж); студентка очной формы обучения 2 курса физико-математического факультета, направления Педагогическое образование, профиля «Математика. Информатика» Кучерова Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности оптимизации воспитания школьников в современных условиях с помощью своевременного анализа специфики системы их ценностей. Приводятся результаты эмпирического исследования, раскрывающего особенности иерархии ценностей и содержательные аспекты системы ценностей личности подросткового возраста.

Ключевые слова: подросток, система ценностей, иерархия ценностей.

Annotation. The article deals with the possibilities of optimizing the education of schoolchildren in modern conditions by means of timely analysis of the specifics of their values system. The article presents the results of an empirical study that reveals the features of the hierarchy of values and the content aspects of the value system of the adolescent personality.

Keywords: teenager, value system, hierarchy of values.

Введение. Психологическая зрелость личности, позволяющая регулировать ей свое поведение в соответствии с социально значимыми правилами и нормами, связана с ее системой ценностных критериев и ориентаций. Однако формирование ценностей современного подростка происходит в условиях стремительных перемен в разных сферах жизнедеятельности человека, что затрудняет отбор и осознание значимых для личностного становления ценностей. Мы считаем, что своевременный анализ особенностей системы ценностей подростка дает возможность оптимизации воспитания в современных условиях.

Цель: выявить особенности системы ценностей современных подростков.

Изложение основного материала статьи. Отечественные исследователи, опираясь на мнение Дубровиной И.В. (1989), считают, что наиболее продуктивны в анализе системы ценностей человека два показателя. Во-первых, это иерархия ценностей личности, которая показывает уровень личностной зрелости школьника. Во-вторых, интересен содержательный аспект, связанный с выбором им конкретных ценностей. Считается, что «именно в подростковом возрасте ребенок достигает того уровня когнитивного развития, который позволяет ему сформировать свои ценностные представления о действительности» [8, с. 91]. Опираясь на теоретические исследования, мы попытались выявить, каким образом специфика возраста влияет на формирование системы ценностей подростка.

Подростковый период характеризуется переходом от детства к взрослости. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. считают, что в этом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Такое общение дает огромные возможности для развития: «Построенное на основе полного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой оформляются свойственные участникам взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, -одним словом, формируются личные смыслы жизни» [12, c. 73-74].

Фельдштейн Д.И. обратил наше внимание на то, что подросток «должен в обязательном порядке заниматься просоциальным трудом в различных формах» [9, с. 65]. Такая деятельность помогает ему отстоять свою взрослость в социально-ценных и личностно-значимых образцах поведения, делает его особо чувствительным к социальным ценностям и стимулирует их усвоение, ведь «от того, как закладываются на этом этапе основы социальной ориентации, зависит очень многое в становлении социальных установок человека» [там же, с. 308].

Выготский Л.С. подчеркнул значимость для каждого возраста социальной ситуации развития, поскольку именно она «определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности... социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие» [3, с. 258-259]. Для современного подростка важны и общение со сверстниками, и семья, и школа. Однако он «видит перспективу своей полезности для общества в обогащении собственной индивидуальности» [8, с. 129].

Смысл личностного становления, по Божович Л.И., заключен в том, что человек «... из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта, создающего те материальные и духовные ценности, которые кристаллизуют в себе и новые богатства человеческой психики» [1, с. 437-438].

Кушникова И.В., обобщив работы отечественных исследователей, обратила наше внимание на то, что все нормы и ценности черпаются из социокультурного пространства: «Система ценностей формируется поэтапно и приобретается посредством процессов идентификации, интернализации и подкрепления» [6, с. 99]. Подросток, усваивая ценности окружающей среды, формирует собственную систему ценностей, которая помогает ему реализовывать достойно свою взрослость, адаптироваться к системе общественных требований. Ряд работ посвящен факторам формирования ценностей личности подростка. Так Воронковой Л.В. были изучены три основных фактора, оказывающих влияние на формирование у подростков ценностных ориентаций: семья, группа сверстников, современная социокультурная ситуация [2, с. 92-93]. Шорникова О.В., изучая влияние семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций подростка, пришла к выводу, что именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека, нравственные ценности, ориентиры и убеждения каждой личности [11].

В работе Деречи Н.Н. исследовалась иерархия нравственных ценностей подростков и проводилась оценка сформированности ценностных ориентаций по таким критериям, как когнитивный, мотивационный и ценностный. Было выявлено, что у 85% подростков доминируют терминальные ценности, и только 15%

отметили важную роль средств достижения значимых целей, инструментальных ценностей. Автор отметила, что «... иерархия нравственных ценностей осмыслена подростками недостаточно. Требуется серьезная работа, направленная на осмысление нравственных ценностей и мотивов выбора поступков» [4, с. 84]. Принятие подростками здорового образа жизни как ценности изучала Панкова Ю.О. Она выявила, что 63% школьников считают занятия спортом неотъемлемым компонентом общего развития личности, но «для того, чтобы образовательная деятельность являлась эффективным орудием воспитания у учащихся эмоционально ценностного отношения к здоровью, она должна быть педагогически контролируемой и специально организованной процедурой» [7, с. 32]. Зеленкова Т.В. занималась проблемой готовности подростков к альтруистическому поступку. Она выявила, как опосредованный контекст деятельности учащихся влияет на формирование моральных и нравственных ценностей подростков: «Контекст, преобразованный в системе коммуникативного взаимодействия между значимым взрослым и подростком, оказывает влияние на формирование моральных и нравственных ценностей последнего» [5, с. 45].

Как видим, тема формирования ценностного горизонта личности подростка хорошо изучена в отечественной науке. Однако, на наш взгляд, в современных условиях актуален социальный заказ общества на личность, адаптирующуюся к социально-экономическим переменам, преодолевающую жизненные испытания с сохранением в себе чувства собственного достоинства, способностью мобилизовать свой внутренний потенциал и социальную активность. В эмпирической части нашего исследовании мы попытались выявить не только иерархию ценностей современных подростков, но и содержательные аспекты их системы ценностей, как важные составляющие оптимизации процесса воспитания личности. Базой нашего исследования явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение районного центра Воронежской области. Выборку составили школьники-подростки одного классного коллектива, в котором равное количество девочек и мальчиков 14-15 лет. Для реализации заявленных целей нами была применена методика «Определение жизненных ценностей личности» (Мш^тест) П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой. Она позволила определить жизненные цели-ценности у испытуемых. Согласно инструкции, подростки должны были продолжить напечатанные предложения, начинающиеся со слов: «Я непременно должен.», «Ужасно, если.», «Я не могу терпеть.». Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, нет стандартизированной процедуры, поэтому основные группы ценностей были взяты из методики «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райана в адаптации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова [10, с. 31-33]. Методика позволяет для выборки в целом и для каждого испытуемого в отдельности выделить индивидуально-уникальный набор долженствований.

В результате обработки полученных данных нами были выявлены наиболее часто встречающиеся утверждения в рамках конкретных ценностей-целей, что позволило установить значимость той или иной ценности в целом по выборке, сравнить ценности-цели подростков в зависимости от пола. Приведем эти ценности в порядке убывания значимости: 1) личностный рост - 18,57%; 2) безопасность и защищенность; межличностные контакты и общение - 16,88%; 3) богатство духовной жизни - 15,19%; 4) здоровье - 6,75%; 5) чувство удовольствия - 6,34%; 6) автономность - 5,06%; 7) свобода, открытость и демократия в обществе -3,38%; 8) служение людям; материальный успех; привязанность и любовь - 2,95%; 9) привлекательность -1,26%; 10) власть и влияние - 0,42%; известность - 0,42%; 11) богатая духовно-религиозная жизнь - 0%.

С личностным ростом мы связывали утверждения, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как личности и профессионала. В нашем примере это высказывания: «Я непременно должен получить образование»; «Я непременно должна достойно подготовиться к ОГЭ»; «Я непременно должна научиться рисовать» и др. В списке жизненных целей-ценностей личностный рост подростки отметили, как важный, он в иерархии оказался на первом месте.

Второе место разделили две цели ценности: «безопасность и защищенность» и «межличностные контакты и общение». Безопасность и защищенность как ценность содержится в высказываниях, касающихся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких. Анализ данных показал наличие у подростков страхов относительно предстоящих экзаменов, обеспокоенность моральным состоянием общества. Межличностные контакты и общение как ценность определялись как утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения: «Ужасно, если я уеду и не найду друзей»; «Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие».

Богатство духовной жизни оказалось на третьем месте. Жизненные цели-ценности по этому показателю диагностировались по высказываниям, касающимся стремления к духовному совершенствованию, желанию приобщиться к достижениям культуры, искусства и т.п. Испытуемые отмечали: «Я непременно должен помогать родителям»; «Я непременно должна быть добрее» и пр.

Здоровье как жизненная цель-ценность связано с утверждениями, выражающими стремление иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. В нашем примере это отмечено как: «Ужасно, если люди заболеют коронавирусом»; «Я не могу терпеть людей, которые не думают о своем здоровье»; «Ужасно, если ты алкоголик» и др.

Чувство удовольствия у испытуемых вызывает вкусная еда, просмотр любимого сериала, чтение фантастики, хорошая погода.

Автономность связана с потребностью делать то, что сам подросток считает важным, не зависеть от мнения окружающих. Подростков волнует отсутствие самостоятельности, чрезмерная опека со стороны родителей, зависимость от оценок одноклассников и учителей.

Свобода, открытость и демократия в обществе определялась мнениями, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества. В ответах школьников проявились проблемы ближайшего окружения: непонимание диктата учителя-предметника, давление родителей, травля одноклассников.

Восьмое место в общей иерархии ценностей разделили: «служение людям», «материальный успех» и «привязанность и любовь». Служение людям касалось таких жизненных целей, как помощь и содействие другим людям: «Я непременно должна помогать другим людям»; «Я непременно должен уважать старших»; «Я не могу терпеть бездействия» и пр. Но в нашем примере выяснилось, что подростки, сосредоточившись полностью на предстоящей аттестации, словно забыли о том, что в их окружении есть те, кто требует постоянной заботы: одноклассники с ограниченными возможностями здоровья, бабушки и дедушки, соседи. Они не выделяют объекты заботы, может, поэтому ценности «проколоть себе уши в пяти местах», «покрасить волосы в белый цвет» становятся ценнее «уважения к людям», которое, в нашем примере, замыкало

иерархию ценностей. Материальный успех связан со стремлением к материальному благополучию, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания. Эту жизненную цель подростки понимают своеобразно. Для них актуальны достаточно инфантильные цели: шуточное желание обклеить стену страницами популярного у подростков произведения, купить очередной том популярной фантастики, «купить все тома манги про Ванпачмена» и пр. Привязанность и любовь свидетельствуют о потребности человека иметь близких людей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми. В нашем исследовании эта жизненная цель-ценность подростков открывала в рейтинге последнюю пятерку обсуждаемых нами ценностей. Характеризовали ее испытуемые так: «Ужасно, если я буду совсем одна, останусь на новом месте без друзей»; «Ужасно, если ты никому не нужен»; «Я непременно должна любить семью»; «Я непременно должна выйти замуж» и пр. Основные темы связаны с дружескими связями, с семьей. При этом, мы обратили внимание на отрицательную окрашенность эмоций по поводу общения с одноклассниками.

Привлекательность связана со стремлением следовать моде, быть довольным своим внешним видом. Вопреки нашим предположениям, эта цель-ценность оказалась для школьников не очень привлекательной, они ограничились высказываниями относительно изменения внешности, чтобы выглядеть взрослее.

Последними в иерархии системы ценностей испытуемых оказались «власть и влияние» и «известность». Богатая духовно-религиозная жизнь, связанная с утверждениями, касающимися веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями, не проявилась в ответах испытуемых.

Мы обратили внимание на различия и приоритеты в целях-ценностях подростков в зависимости от пола. У мальчиков важными оказались безопасность и защищенность, а у девочек - личностный рост, достижение цели. Это можно считать проявлением маскулинности у девочек, феминности - у мальчиков.

Наше исследование выявило специфику системы ценностей современных подростков. Они не всегда осознанно оперируют ценностями. Это и понятно, ведь «осознанная интериоризация ценностей происходит лишь при условии наличия у человека способности выделять из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации...» [9, с. 91]. Большинство отмечает негативное отношение к учебе или отдельным учебным предметам, выражая агрессию и страх. Можно было встретить явную противоречивость в суждениях, когда подростки оценивали себя как умных и глупых одновременно; утверждали, что не любят чересчур умных, при этом ставили жизненную цель учиться и получить много знаний. Приоритетом для них являются дружба, боязнь одиночества и нетерпимость к предательству. Приверженность здоровому образу жизни и занятиям спортивной деятельностью представляют собой одну из ценностей опрошенных. Семейные ценности, привязанность и любовь отличаются особым смыслом и значимостью для подрастающего поколения, но они пока осознаются ими недостаточно полно. Похвальны рейтинги испытуемых в стремлении к самосовершенствованию, достижению целей и поиску смысла жизни. Такая ценность, как личностный рост представляет для них особую значимость. Важно и то, что в целом по выборке доминируют положительные ценности, но при этом такая социально значимая ценность, как уважение к людям, замыкала иерархию ценностей подростков. Обращает на себя внимание равнодушное отношение подростков к религиозным ценностям и убеждениям. Заметим, что искреннее и преданное обращение к религии требует от нас и определенного уровня интеллектуального развития, рефлексии, внутренней культуры. На наш взгляд, как семья, так и школа, уделяют недостаточно внимания педагогическому потенциалу православной культуры.

Выводы. Наше исследование показало необходимость своевременного анализа системы ценностей современного подростка. В силу возраста эти ценности порой не систематичны, не осознанны должным образом, не всегда выстроены логично. Для того, чтобы они стали ценностными ориентациями, важно организовать процесс их формирования таким образом, чтобы каждый мог осознать не только их социальную, но и личностную значимость. Мало понимать содержание ценности, примеры ее проявления, актуальность для социума. Необходимо получить опыт поведения, который убеждает подростка в преимуществе следовать этой ценности, закрепляет как значимую в своем мировоззрении. Жизненные цели-ценности в системе ценностных ориентаций личности актуальны в выполнении себя, программы своего личностного роста, в формировании гражданской активности взрослеющего человека. Результаты данного исследования важны для семейного воспитания и организации учебно-воспитательного процесса в данном школьном коллективе.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография, цикл статей / Л.И. Божович. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 400 с.

2. Воронкова Л.В. Факторы формирования ценностных ориентаций подростков [Электронный ресурс] / Л.В. Воронкова // Проблемы личности в современном мире: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. - Орел, 2017. - С. 90-96. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29293168_75623757.pdf. Дата обращения 30.03.2020.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.4. Детская психология / Л.С. Выготский; под редакцией Д.Б. Эльконина. - Москва: Педагогика, 1984. - 432 с.

4. Дереча Н.Н. Формирование ценностных ориентаций подростков во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Н.Н. Дереча // II рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность»: межвузовский сборник научно-методических статей; под редакцией Е.В. Ракитиной / Издательство Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета. - Ишим, 2016. - С. 80-85. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25746811_45935952.pdf. Дата обращения 07.04.2020.

5. Зеленкова Т.В. Особенности формирования ценностных ориентаций современных подростков [Электронный ресурс] / Т.В. Зеленкова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы студенческого научно-практического семинара; под редакцией Г.Ю. Лизуновой / Горно-Алтайский государственный университет. - Горно-Алтайск, 2016. - С. 42-45. -Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary 32423740 10855233.pdf. Дата обращения 07.04.2020.

6. Кушникова И.В. Значение роли педагога в формировании системы ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] / И.В. Кушникова, И.А. Курочкина // Прикладная психология. Психолог в системе образования: материалы II Региональной научно-практической конференции

для практикующих психологов, молодых ученых и студентов / Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2008. - С. 96-101. - Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/24801. Дата обращения 30.03.2020.

7. Панкова Ю.О. Организационно-педагогические условия успешного формирования ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни [Электронный ресурс] / Ю.О. Панкова // Научное отражение. - 2016. - №1. - С.31-33. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26727464_75134866.pdf. Дата обращения 07.04.2020.

8. Психология подростка. Полное руководство / под общей редакцией А.А. Реана. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 504 с.

9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 672 с.

10. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

11. Шорникова О.В. Влияние семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций подростка [Электронный ресурс] / О.В. Шорникова // Научные исследования. - 2016. - №4(5). - С. 76-78. -Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26146022_46606118.pdf. Дата обращения 30.03.2020.

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: детская и педагогическая психология / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.

Психология

УДК 37.015.32

кандидат педагогических наук, доцент Пушкина Тамара Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж); студентка очной формы обучения 2 курса физико-математического факультета, направления Педагогическое образование, профиля «Математика. Информатика» Потапова Екатерина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ, УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Аннотация. Авторы раскрывают особенности взаимосвязи феноменов самооценки, уровня притязаний и тревожности личности подростка в современных условиях образования. Сочетание завышенных притязаний, сниженной самооценки и повышенной тревожности индивида вызывает опасность психосоматических осложнений. В статье дан анализ эмпирического исследования по данной проблеме, на основании которого разработаны рекомендации родителям и педагогам по условиям позитивного развития личности подростка.

Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, тревожность, условия позитивного развития.

Annotation. The authors reveal the features of the relationship of the phenomena of self-esteem, the level of claims and anxiety of the personality of a teenager in modern conditions of education. The combination of high claims, reduced self-esteem and increased anxiety of the individual causes a danger of psychosomatic complications. The article analyzes the empirical research on this problem, based on which recommendations to parents and teachers on the conditions of positive development of the adolescent's personality are developed.

Keywords: self-esteem, level of claims, anxiety, conditions of positive development.

Введение. В современных условиях постоянно увеличивающегося потока информации и, как следствие, стремительного обновления знаний, меняющихся требований к оценке их качества возрастает значимость индивидуализации обучения на основе учета личностных особенностей школьника. Ученые обращают наше внимание на так называемую «триаду риска» - сочетание завышенных притязаний, сниженной самооценки и повышенной тревожности индивида [4]. В зоне риска, как правило, оказываются школьники подросткового возраста, так как именно их отличает личностная нестабильность, связанная с бурным ростом самосознания. Важно, формулируя благородные задачи повышения качества обучения, избежать опасности психосоматических осложнений у обучающихся.

Цель: изучить особенности самооценки современных подростков, установить взаимосвязь их самооценки с уровнем притязаний, проследить, в этих условиях, проявление фактора тревожности личности.

Изложение основного материала статьи. В начале исследования мы попытались осуществить теоретический анализ источников, характеризующих значимость для личностного развития подростка такого важного компонента самосознания личности как самооценка, влияние ее соположенности с уровнем притязаний на личностное развитие подростка. Как известно, познавая себя, личность продуцирует эмоционально-ценностное самоотношение, которое выражается в самооценке. Психологический словарь дает нам следующее определение этого феномена: «Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия» [7, c. 20]. Молчанова О.Н. сделала обзор теоретических и эмпирических исследований самооценки личности. Она сформулировала восемь проблем в данной области, обратив наше внимание на то, что: «.усиливается тенденция к осмыслению самой сути самооценки, ее концептуальной природы, механизмов действия, значения в развитии и жизнедеятельности человека» [12, с. 63]. Ешмуратова А.Э. отметила, что «для младшего подростка характерна ярко выраженная потребность в самоутверждении, и впервые, осознавая свои достоинства и недостатки он стремится занять определенную позицию в классном коллективе» [9, с. 350-351].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.