Научная статья на тему 'Ценностные ориентации молодежи как субъективный регулятор жизнедеятельности в условиях современного информационного общества'

Ценностные ориентации молодежи как субъективный регулятор жизнедеятельности в условиях современного информационного общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1598
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / A VALUE / VALUE ORIENTATIONS / COURSE OF LIFE / MATURITY OF PERSONALITY / INFORMATION CULTURE / ADAPTATION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козловская Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема ценностных ориентаций, приведены результаты исследования, направленного на выявление зависимости структуры ценностных ориентаций студентов вуза от половых и возрастных особенностей, показано значение системы ценностей в процессе становления личности и адаптации ее в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of value orientations is considered in the article; the result of the research directed to the revelation of the dependence higher school student's value orientations structure on gender and age characteristics are presented; the significance of values system in the process of personality's development and adaptation in the social medium is shown.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации молодежи как субъективный регулятор жизнедеятельности в условиях современного информационного общества»

ПШОМИЧЕШЕ ИНУ ки

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ КАК СУБЪЕКТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Н. В. Козловская

THE YOUTH'S VALUE ORIENTATIONS AS SUBJECTIVE REGULATOR OF VITAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF CONTEMPORARY INFORMATION SOCIETY

Kozlovskaya N. V.

The problem of value orientations is considered in the article; the result of the research directed to the revelation of the dependence higher school student's value orientations structure on gender and age characteristics are presented; the significance of values system in the process of personality's development and adaptation in the social medium is shown.

Key words: a value, value orientations, course of life, maturity of personality, information culture, adaptation, self-realization.

В статье рассматривается проблема ценностных ориентаций, приведены результаты исследования, направленного на выявление зависимости структуры ценностных ориентаций студентов вуза от половых и возрастных особенностей, показано значение системы ценностей в процессе становления личности и адаптации ее в социуме.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, жизненный путь, зрелость личности, информационная культура, адаптация, самореализация.

УДК 159.9

Социальные изменения, произошедшие в последнее время в нашей стране, затронули самые разные стороны жизни людей, отразившись, в том числе, и на взаимодействии между субъектами коммуникации, и на системе регуляции ими социального поведения. При этом на процесс адаптации к новым социальным условиям оказывают влияние как социальные, так и психологические механизмы, среди которых наиболее важными являются внутренние регуляторы поведения человека, а социальное влияние реализуется уже через них. На это указывает, например, В. П. Левкович, утверждая, что «именно внутренняя регуляция поведения становится условием реализации в поведении и деятельности активной позиции личности по отношению к окружающему миру». Эти внутренние регуляторы поведения человека образуют системы, определяющие специфику поведения и деятельности людей в разных социальных ситуациях, на разных уровнях социальной действительности.

Одной из составляющих диспозицион-ной системы являются ценностные ориентации личности. Именно ценности являются основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, считает Г. М. Андреева.

Необходимо отметить, что в психологических исследованиях проблема ценностей как регуляторов деятельности и общения разрабатывается достаточно давно. Были исследованы: мотивационно-потребностный аспект (С. Ф. Анисимов, Г. Р. Дилигенский, Б. Н. Додонов, Ю. М. Жуков, К. Клакхон, Ф. Стродбек, А. Маслоу, Е. Ю. Потеева, С. Шварц, Ю. А. Шеркович); когнитивный аспект (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Франкл, Р. Х. Шакуров); взаимосвязь ценностей и целеполагания (Е. Н. Головаха, Л. Н. Иванько и др.). Кроме того, в социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются: структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте (О. И. Зотова, М. И. Бобнева, Е. А. Васина), роль ценностных ориентаций в социальной регуляции поведения (В. С. Мерлин), взаимосвязь ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности (И. В. Дубровина), с профессиональной направленностью (В. С. Собкин); условия и закономерности развития ценностных ориентаций у детей разных возрастов (Б. С. Круглов, И. И. Про-копьев, Е. В. Шорохова и др.) и т. д.

В зарубежной психологии проблемой ценностных ориентаций занимались такие ученые, как М. Рокич, Г. Оллпорт, Ф. Вер-нон, К. Клакхон и другие.

По определению (1), ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Н. А. Кирилова (2), рассматривая ценностные ориентации, считает их «сложным психологическим феноменом, характеризующим направленность и содержание активности личности, являющимся составной частью системы отношений личности, определяющим общий подход человека к миру, к себе, придающим смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам».

Функциональная роль ценностей связана, для К. Клакхона, с самим фактом жизни человека в обществе. На вопрос «Почему существуют ценности?» учёный отвечает:

«Потому что без них жизнь общества была бы невозможна... индивиды не могли бы получать от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей».

Таким образом, ценностные ориентации позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку. Кроме того, ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку, как указывает Б. Ф. Ломов, «организация человека в мире и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности».

Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, оказывающими влияние на поведение вне зависимости от их отражения в сознании, не отрицает существования сознательных убеждений или представлений субъекта о ценном для него, что адекватно выражается понятием ценностных ориентаций (В. А. Ядов, А. А. Ручка и др.).

Наряду с ценностными ориентациями, более или менее отражающими собственные личностные ценности субъекта, в его сознании отражаются ценности других людей, ценности разных больших и малых социальных групп, а также ценностные стереотипы и ценностные идеалы. Система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений: «... ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» (Б. Ф. Ломов).

Представляя собой одновременно моти-вационные и когнитивные образования, ценности направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а, сле-

довательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает окружающий мир через призму ценностей, т. е. ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира. Восприятие и познание индивидом социальной действительности не может быть внеценностным, поскольку не может быть внесмысловым, считает Е. М. Дубовская.

Кроме того, ценностные ориентации определяют порядок предпочтения тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути, на которых человек предполагает сконцентрировать свои силы и энергию. Ценностные ориентации, цели и планы являются последовательными ступенями субъективной регуляции жизнедеятельности человека. Однако при недостаточной сформи-рованности иерархии ценностных ориента-ций, считает Е. Н. Головаха, человек не сможет осуществить выбор наиболее значимых сфер жизнедеятельности, на которых ему следует сосредоточить свои усилия, особенно в ситуации, когда равные по значимости ценности конкурируют направление деятельности. Конкуренция ценностных ориентаций порождает, в первую очередь, ситуацию неопределенности жизненного выбора. Следовательно, важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является согласованная, непротиворечивая система ценностных ориента-ций, жизненных планов.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности (Е. В. Харитонова), степени вхождения индивида в социальные отношения в условиях новой информационной культуры. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования (В. Н. Слободчиков, Е. Н. Исаев).

Юность особенно важна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности -проблема смысла жизни (И. С. Кон). Как

справедливо заметил К. Обуховский, потребность в смысле жизни в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целостный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важных ориентировочных потребностей личности. В юности эта потребность осознается особенно остро.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы) и выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. По мнению Е. В. Шороховой, степень развитости ценностных ориентаций, особенность их становления на разных возрастных ступенях развития человека позволяет судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентаций».

Именно юношеский возраст, с точки зрения В. Н. Дружинина, является «своеобразной точкой бифуркации в «строительстве» индивидуальной системы ценностей в поисках смысла жизни». Кроме того, юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающий влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. При этом процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Как считает Н. А. Кирилова, появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Однако к концу периода молодости, человек переживает кризисное состояние, определенный перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни сложившиеся в

период юности, не удовлетворяют его. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я», что неизбежно сказывается на формировании жизненного плана и мировоззрении личности, а это, в свою очередь, приводит к изменению системы отношений, направленности, социальной позиции и поведения.

Таким образом, проведенный нами анализ современного состояния исследований проблемы ценностных ориентаций показывает, что ценностные ориентации являются сложным социально-психологическим феноменом, характеризующим направленность и содержание активности личности, определяющим общий подход человека к миру, к себе, придающим смысл и направленность позициям личности, ее поступкам и поведению. Именно ценности задают смысл человеческой жизни. Благодаря им происходит процесс познания человеком социального мира, а также контроль поведения человека в обществе.

Исходя из этого, мы предприняли попытку выявить факторы, влияющие на проявление различий в ценностных ориентаци-ях сегодняшней молодежи, сформулировав следующую проблему исследования: каким образом возрастные и половые особенности субъекта оказывают влияние на его структуру ценностных ориентаций в условиях нового информационного общества. Такая постановка проблемы обусловлена тем, что именно от раскрытия особенностей процесса развития и специфики ценностных ориента-ций, составляющих содержательную часть характеристики личности, зависит определение путей её формирования, в том числе и утверждения активной жизненной позиции.

Исследование проводилось на базе Ставропольского государственного университета. В нем приняли участие студенты первых, третьих и пятых курсов различных факультетов вуза, в количестве 180 человек. Из них 100 девушек и 80 юношей в возрасте от 17 до 23 лет. В исследовании были использованы следующие методики: «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина (направлен на изучение терминальных ценностей и жизненных сфер, способствующих

их реализации), «Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой, тест-опросник, направленный на диагностику реальной структуры ценностных ориентаций личности (автор С. С. Бубнова).

В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, что в идеальной структуре ценностных ориента-ций испытуемых наиболее важными являются общечеловеческие ценности «любовь», «здоровье», «общение», в то время как в реальной структуре в число значимых входят «альтруизм», «признание», «отдых». При этом ценности «признание», «материальное благосостояние» и «отдых» наиболее важны для первокурсников, а ценность «альтруизм» - для испытуемых пятого курса. Было также выявлено несовпадение реальной и идеальной структуры ценностных ориента-ций респондентов, которое может свидетельствовать о том, что выделенные ценности находятся на разных уровнях осознания. Однако с возрастом такая особенность сглаживается.

Здесь важно отметить, что расхождение между декларируемыми ценностными ори-ентациями сознания и реально побуждающими деятельность человека ценностями, исследователи объясняют целым рядом факторов. Во-первых, в силу недостаточно устоявшейся и структурированной системы личностных ценностей или недостаточно развитой рефлексии человек может плохо отдавать отчет в реальной роли и значимости тех или иных ценностей в его жизни. Во-вторых, значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться благодаря действию механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты. В-третьих, источником рассогласований может выступать то, что в сознании любого человека присутствуют ценностные представления самого разного: наряду с ценностными ориентациями, в его сознании отражаются ценности других людей, ценности разных социальных групп, а также ценностные стереотипы и ценностные идеалы, отражающие ценность для человека самих ценностей в отвлечении от образа

своего «Я». «Разнородные ценностные представления в индивидуальном сознании смешиваются, что затрудняет рефлексию собственных ценностей» (Д. А. Леонтьев).

Возрастные отличия проявились также в том, что для 17-летних респондентов наиболее приоритетными являются ценности индивидуальной самореализации и социальной успешности; 20-летние испытуемые больше ориентированы на личные ценности - получение удовольствия от жизни; власть и личные достижения, а студенты выпускного курса стремятся к социальному одобрению, сохранению благополучия людей, проявляют потребность в аффилиации, т. е. направлены на реализацию общечеловеческих ценностей. Таким образом, если в раннем юношеском возрасте наиболее значимыми являются ценности индивидуального человеческого существования, то с возрастом наблюдается увеличение ориентации респондентов на широкую человеческую общность.

Наконец, возрастные особенности проявились в выделении значимых жизненных сфер: с возрастом уменьшается значимость сфер профессиональной жизни, обучения и увлечения и увеличивается ценность таких сфер, как семейная и общественная жизнь.

Оказалось, что структура ценностных ориентаций испытуемых разного пола также имеет существенные различия: для девушек важны такие ценности, как «саморазвитие», «поиск и наслаждение прекрасным», а для мужчин - «высокая социальная активность» и «признание и уважение других людей». При этом для девушек главными жизненными сферами, где реализуются их ценностные ориентации, являются сферы «общественной жизни» и «обучения и образования», а для мужской выборки - сферы «общественной и семейной жизни». Кроме того, для девушек главными ценностями являются аффилятив-ные ценности, доверительные отношения, личная безопасность, а для мужчин - ориентация на самореализацию и самоутверждение, достижения и признание окружающими.

Можно отметить еще одну особенность: во всех выборках были выявлены не только отличия, но и сходства. Во всех группах наибольшую выраженность получила цен-

ность «помощь и милосердие к другим людям» и «признание и уважение людей». Среди ценностей, отвергаемых респондентами, можно назвать ценность «высокая социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «общение» и «здоровье». Как видим, для всех респондентов значимыми являются именно духовные ценности, в то время как ценности социального развития и адаптации в реальной структуре ценностных ориентаций отвергаются.

Таким образом, выявленные в ходе исследования особенности проявления ценностных ориентаций студентов показали, что в их структуре большую значимость имеют индивидуалистические ценности (достижения, признания, саморегуляции), по сравнению с ценностями, выражающими интересы общества (традиции, конформность, универсализм). Юноши и девушки нацелены в большей степени на достижение личного успеха посредством проявления компетентности и профессионализма, а также достижение независимости и автономности. Кроме этого, они стремятся достичь и поддерживать позитивные отношения с окружающими. В то же время нельзя говорить об абсолютном превосходстве ценностей, отражающих интересы индивида, так как с возрастом возникает и развивается ориентация на общечеловеческие ценности (гуманизм, доброта, социальная активность).

Поскольку ценностные ориентации являются главным элементом внутренней структуры личности, они способствуют закреплению ее жизненного опыта. Совокупность сформировавшихся ценностных ори-ентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивая тем самым устойчивость личности и отражая ее направленность. Устойчивая и непротиворечивая система ценностных ориентаций может способствовать развитию таких качеств личности как цельность, верность определенным принципам, активность, упорство в достижении поставленных целей, в то время как противоречивость в структуре ценностных ориентаций обуславливает непоследовательность в поведении, неразвитость ценностных ориентаций.

Тем не менее, вполне очевидно, что ценностные ориентации отдельных индивидов могут и не совпадать со структурой ценностей, функционирующих в общественном сознании (для отдельного человека может быть важно и значимо вовсе не то, что является важным и значимым с точки зрения общественных интересов и утвержденных норм, ценностных ориентаций общественного сознания). Именно в силу данного обстоятельства важно проводить различие между ценностными ориентациями личности и ориентациями личности на ценности, распространенные или господствующие в данном обществе. Ориентация на ценности является определяющим в отношении личности к внешним установкам, нормам и обычаям. Ценностные ориентации личности -это внутренние компоненты ее сознания и самосознания, а это означает, что у каждого человека есть некоторая ориентация, слабая она или сильная, одобряемая или осуждаемая, на базе значимых ценностей. Однако устойчивые ценностные ориентации как доминанты сознания и поведения имеются лишь у развитой зрелой личности.

По мнению Д. А. Леонтьева (3), личностные ценности представляют внутренний мир личности, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного. Личностные ценности, как и ценности социальные, существуют в форме идеалов, т. е. моделей должного. А. А. Яценко характеризует идеал как «мысленный образец совершенства, норма, к которой следует стремится как к конечной цели деятельности» (цит. по Д. А. Леонтьеву).

В отличие от социальных ценностей, осознаваемых субъектом как общественные идеалы, которые могут и не оказывать никакого влияния на его деятельность, личностные ценности - это идеалы, задающие конечные ориентиры индивидуальной деятельности данного конкретного субъекта. Несмотря на то, что они отличаются сравнительно высокой осознанностью, такая осознанность не является необходимым признаком личностной ценности.

Д. А. Леонтьев неоднократно указывает на то, что «источниками смыслов, опреде-

ляющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. Смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации какой-либо его потребности или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения потребностей и ценностей различных людей, но из своеобразия индивидуальных путей их реализации» (4).

Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Превращение социальной ценности в личную, возможно только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность - идеальное представление о должном, задающее источник смыслов.

С данной позицией согласуется точка зрения Б. С. Братуся, который утверждает, что ценности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Более того, Б. С. Братусь указывает на то, что «именно общие смысловые образования (в случаях их осознания ценности), являющиеся основными конструирующими единицами личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, другим людям и к самому себе. При этом совокупность основных отношений к миру, к людям и себе образуют в своем единстве свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, т. е. когда появляются личностные ценности, рассматриваемые им как осознанные общие смысловые образования. Именно исповедание этих ценностей закрепляет единство и самотождество личности в значительных отрезках времени» (6). Исходя из этого, можно предположить, что целенаправленное конструирование ценностей молодежи, формирование их ценностных ориентаций может при-

вести к изменению/обретению смысла жизни, связанного с возникновением активной жизненной позиции

Выделенные нами типы ценностных ориентаций и особенности идеальной и реальной структуры ценностей студентов позволяют наметить программу психологической работы, направленную на совершенствование особенностей восприятия и отношения их к миру, к себе и придающую на-

правление их личностным позициям, поведению и поступкам; на осознание жизненной перспективы, включающую составление жизненных планов с определением поэтапных целей, путей их достижения, а также рефлексию смысла реализации поставленных целей, которые «есть не что иное, как осознанные и сознательно воплощенные ценности или ценностные ориентации» (Е. П. Белинская).

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского. - М.: Изд-во Г. Ярошев-ского; Ростов-н/Д., 1999. - С. 436.

2. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 10-15.

3. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 35-43.

4. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1996. - 383 с.

5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции: Современный социо-анализ. - М., 1996. - 56 с.

6. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского универси-

тета. Серия 14. Психология. - 1981. - № 2. -С. 46-54.

7. Белинская Е. П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 1997. - № 4. - С. 25-31.

Об авторе

Козловская Наталья Владимировна, ГОУ

ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и политической психологии. Сфера научных интересов - проблемы межличностных отношений, конфликтности взаимодействия, атрибуции агрессивного поведения личности; роль психосемантики в изучении категориальной структуры сознания индивида, в выявлении способов конструирования образа мира. Имеет 45 публикаций. natalya-kozlovsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.