Научная статья на тему 'Влияние религиозного самосознания на выбор ценностных ориентаций современной молодежи'

Влияние религиозного самосознания на выбор ценностных ориентаций современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1814
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / RELIGIOUS IDENTITY / РЕЛИГИОЗНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / МОЛОДЕЖЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE IN MODERN RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколовская И.Э.

В статье рассматривается влияние религиозного самосознания на выбор ценностных ориентаций молодежи в современной России и влияние смысложизненных ценностей на принятие/отвержение религии. Показано, что религиозное сознание ценностно-обусловлено и относительно автономно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the impact of religious identity on the range of value orientations of young people in contemporary Russian life and the meaning and impact of values on the adoption / rejection of religion. It is shown that the religious consciousness is value-conditioning and is relatively autonomous.

Текст научной работы на тему «Влияние религиозного самосознания на выбор ценностных ориентаций современной молодежи»

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ НА ВЫБОР ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

И.Э. Соколовская

Аннотация. В статье рассматривается влияние религиозного самосознания на выбор ценностных ориентаций молодежи в современной России и влияние смъсло-жизненных ценностей на принятие/отвержение религии. Показано, что религиозное сознание ценностно-обусловлено и относительно автономно.

Ключевые слова: религиозная идентификация, религиозное самосознание, ценностные ориентации, молодежь современной России.

Summary. The article examines the impact of religious identity on the range of value orientations of young people in contemporary Russian life and the meaning and impact of values on the adoption / rejection of religion. It is shown that the religious consciousness is value-conditioning and is relatively autonomous.

Keywords: religious identity, values, value orientations of young people in modern Russia.

Ценностно-смысловая сфера личности является наиболее сложной психологической реальностью (А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Б.С. Бра-тусь, Ф.Е. Василюк, В.В. Столин). В настоящее время в обществе складывается такая морально-нравственная атмосфера, что идет активная переоценка ценностей, их переосмысливание, происходит распад устоявшейся системы ценностей и этических норм. Состояние современной психологической науки характеризуется активным поиском новых подходов к изучению ценностно-смысловых образований личности в динамике, поскольку базовый набор ценностей до конца не определен, а их генезис, динамика, стабильность познаны не в полной мере. Известно, что религиозное самосознание накладывает существенный отпечаток

на структуру личности, а, следовательно, на ее смысловые ориентации, ментальные конструкции, жизненные ценности. Об этом свидетельствуют классические труды Гегеля, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, П.А. Сорокина, Э.В. Ильенкова, И.Л. Солоневича. Однако диалектика религиозного самосознания входит в противоречие с декларируемой сегодня как высшей ценности «развитием индивидуальности и творческого потенциала личности» [1].

Формирование ценностно-смысловой сферы личности и ее религиозного самосознания начинается в юношеском возрасте, является исходным, генетическим, определяющим развитие всех других видов самоопределения (М.Р. Гинзбург), причем становле-

47

48

ние ценностно-смысловой сферы продолжается всю жизнь.

Религиозное самосознание - это то, что определяет человека в выборе его собственной, индивидуальной религии. Религия, по мнению С.Н. Булгакова, представляет собой настолько универсальный факт человеческой жизни, что отрицать его невозможно [2, с. 14]. Религия, как писал Фейербах, есть разведение человека с самим собой, отношение к себе как к другому, второму, неодному, не-единственному, но связанному, соединенному и соотносящемуся [3, с. 517]. Это не только мораль религиозного индивида как таковая, но и внутреннее принятие того факта, что личность не может существовать вне морали, что над ней властвует совесть, «со-ведание». По Канту, религия вне морального ее трактования становится идолопоклонством [4, с. 268-269]. Религия может определять мораль, хотя мораль может существовать и без религии, как и религия без морали. По мнению Фихте, религия диктует человечеству свои нормы и морали: «Мораль и религия образуют абсолютное единство: обе устремлены к сверхъестественному, первая - через образ действий, вторая - через образ мыслей... Религия без морали является суеверием, достойным сожаления, как ложная надежда, не способная увенчаться успехом. Мнимая мораль без религии, может быть, помогает вести добропорядочный образ жизни, поступать правильно, уклоняться от зла, но только из страха перед наказанием в чувственном мире, а совсем не из любви к добру, и существует самой из себя.» [5, с. 169]. Мораль, основанная на совести, не может, по его убеждению, быть иллюзорной, так как предохраняет нас от неверных поступков. Вместе с тем, Фихте

считал, что сила религиозного воображения дает морали высшую способность к творчеству. «Мораль, - говорил он, - должна расшириться до религии» [там же, с. 209]. Еще более определенно выразился Гегель: мышление свойственно только человеку, потому ему же свойственна и религия [6, с. 305].

Современная социальная среда предъявляет все более высокие требования к молодому человеку. При этом он часто не находит духовной и моральной опоры в этой среде и ищет эту опору в религии.

Рассматривая морально-нравственные ценности как сущность религиозно-нравственного сознания мы не пытаемся отрицать другие ценности, которые являются жизненным и мировоззренческим ориентиром молодых людей в нынешнее время, а точнее - ориентиром большинства российской молодежи, в частности ценности, связанные с материальными благами и экономическими ресурсами. Можно предположить, что морально-нравственные ценности - это фундамент ценностной пирамиды, который предопределяет дальнейшие ступени ценностей. Среди молодежи наблюдается возрастание интереса к религии, эзотерическим и экзотерическим учениям как проявление духовного поиска. По нашему мнению, невозможно отрицать то, что религиозное сознание может стать «лакмусовой бумажкой» для измерения концентрации ценностных ори-ентаций молодых людей.

Возможно, повышение интереса к религии - не новый процесс и периодически случается в обществе. Возрастание религиозного самосознания в России более века назад было замечено П. Мокиевским, о чем он писал в своей рецензии на публикацию А.Н. Бердяева «К характеристике современных тече-

ний»: «Это последнее обстоятельство -интерес, обнаруживаемый к вопросам религии среди прогрессивных элементов общества, есть нечто новое в современном русском обществе. Ставит перед нами два вопроса: во-первых, вопрос о том, почему эти религиозные интересы появились, во-вторых, вопрос о том, что дает духовной жизни нашего общества это новое течение» [7, с. 60]. С.Л. Франк заметил характерное для последних десятилетий пробуждение религиозного сознания и религиозных интересов, что привело к возрождению религиозных учений о душе -ибо религиозное сознание, конечно, прежде всего, ставит вопрос о смысле и назначении человеческой жизни: «Это религиозное возрождение само по себе можно и нужно только приветствовать. Не говоря уже о том, что оно имеет свою собственную очевидную ценность, оно весьма существенно даже для успеха чисто научного знания, ибо ведет к расширению и углублению человеческого опыта» [8, с. 9]. С.Л. Франк представляет религиозность и самосознание как синонимы: «Лишь религиозный человек способен иметь подлинное живое самосознание, ощущать в себе "душу живу"; или, быть может, вернее сказать: религиозность и самосознание в этом смысле есть именно одно и то же» [8, с. 9].

Пытаясь понять значение религиозного сознания и его влияние на выбор ценностных ориентаций, в частности на выбор смысложизненных ориен-таций молодежи в современной России, можно уверенно говорить, по крайней мере, о существенном влиянии религиозного самосознания на личность. Наиболее яркие примеры сегодня нам дают реабилитационные наркологические центры с религиозным уклоном, пенитенциарные учреждения с развитым ре-

лигиозным сопровождением, не говоря уже об известных выдающихся общественных деятелях, отличающихся демонстративной религиозностью, например, священник А. Мень, видный ученый-врач архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и др.

Религиозное самосознание - очень тонкое понятие, особенно в многоконфессиональном государстве. Все религии схожи на 90% и имеют один стержень - присутствие в религии Бога. Бог - вот основное содержание и основная «категория» религии. Макс Мюллер замечает, что формулой религии становится: «Недостижимое, непостижимое, непреодолимое, невыразимое, не именуемое» [9]. Но какую роль это играет в выборе ценностных ори-ентаций молодежи нашей страны?

На протяжении многих веков в России религиозное самосознание являлось стержнем в выборе идеалов. После победы коммунистической идеологии ценности остались практически прежними, но изменилось божество, произошло обоготворение государства, режима и идеологии, и только после развала советского режима человек оказался лишенным какого-либо смысложизненного ориентира. В постсоветский период молодежь оказалась без морально-нравственных идеалов, к тому же в условиях активно насаждаемого СМИ культа потребительства, пропаганды западного образа жизни, превалирование индивидуальности над целым, эгоизма, жизни «одним днем». Наводнившие страну экстрасенсы, колдуны, мистики и эзотерики обещали решить любую проблему и предоставить ту ценность, в которой нуждаются молодые люди. И молодежь оказалась в сложной ситуации повышенной опасности потерять жизненный

49

50

ориентир в главных вопросах, которые мучают молодых людей во все времена: в чем смысл жизни, что такое счастье, как почувствовать себя счастливым, что такое любовь, как добиться гармонии и душевного благополучия? Ответы на эти вопросы дает религия, и закономерно, что молодежь все чаще обращается к ней.

Потребность выделения теоретического основания для объяснения феномена религиозности и ее влияния на смысложизненные ориентации молодежи позволила обратиться к использованию понятия «самоопределение», под которым понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности на основе создаваемых во временной перспективе базовых отношений к самому себе, другим людям, социуму и миру в целом. Целью, содержанием и результатом такого поиска выступает собственная система жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, норм и правил, притязаний и ожиданий субъекта. Рассмотрение парадоксов принятия/отвержения религии с позиций анализа жизнедеятельности самостоятельного, активного, ответственного, рефлексирующего субъекта позволяет объяснить причины этих парадоксов как закономерных явлений его самоопределения.

Целью исследования является анализ ценностного обусловливания выбора/отвержения субъектом религиозного мировоззрения и влияния религиозного самосознания на выбор ценностных и смысложизненных ори-ентаций молодежи.

В исследовании приняли участие студенты обоего пола в возрасте от 17 до 25 лет, всего 156 человек, гуманитарии и будущие психологи. Все студенты заполнили авторскую анкету «Отношение к религии», на основании кото-

рой были выделены две группы испытуемых, по 30 человек в каждой, «верующие» и «неверующие». Сравнение смысложизненных ориентаций производилось между выделенными группами. Применялся тест смысложизнен-ных ориентаций Д.А. Леонтьева, структурированное психологическое интервью, включающее мировоззренческие вопросы. На этапе математической обработки полученных эмпирических данных использовался <4-крите-рий Стьюдента» для случая несвязанных неравнозначных выборок для выяснения, существуют ли достоверно значимые различия между группами по основным исследуемым переменным.

Студентам был предложен вопрос о составляющих жизненного успеха, (какие факторы имеют для них наибольшее значение), ответы были распределены по рангам. Главными стали самостоятельность, опыт, трудолюбие, предприимчивость, взаимопомощь. У верующих и неверующих студентов эти ранги практически не различались. Важно заметить, что порядочность у верующих студентов находится на 3-4 месте, а у неверующих -только на 8-9 месте. Коммуникабельность у неверующих на 2-3 месте, у верующих - только на 7-ом месте.

Анализ ценностных ориентации студентов показывает, что существует дифференциация студенчества по ценностным ориентациям. Наиболее распространенное явление в студенческой среде - индивидуализм прагматического типа - в большей степени присущ неверующим студентам (81% против 33%). Отмечена поляризация типов личности студентов, являющихся объективной основой для создания конфликтных ситуаций в вузе, в отношениях между верующей и неверующей мо-

лодежью, обществом и государством. Несмотря на это, большинство студентов сохраняет позитивный настрой в отношении своего будущего. 53% опрошенных студентов отметили: «Я сохраняю оптимизм и считаю, что ситуация во всех сферах жизни в скором времени изменится к лучшему». 23% студентов сохраняют осторожный оптимизм: «В ближайшее время жить лучше не станет, но в перспективе изменится к лучшему», каждый четвертый - 24% - имеет пессимистический прогноз: «Все станет только хуже». Тем не менее, налицо готовность значительной части студенческой молодежи принять участие в новообразованиях страны.

Однако около 70% всех опрошенных предчувствуют для себя опасность безработицы и опасаются, что смогут добиться успеха в обществе со своей специальностью (20%). При этом готовы работать не по специальности ради заработка 55% опрошенных, причем таких было больше среди неверующих (46% против 33%).

При сравнении ценностей верующей и неверующей молодежи выявилась некоторая разница. Основными ценностями верующей студенческой молодежи являются: любовь (52,4%), здоровье (49%), семья (43,8%), уважение окружающих (43,3%), наличие материального достатка (23,8%). Неве-

рующие студенты на вопрос: «Какие ценности являются для Вас главными?» отвечали: справедливость (55,4% студентов), дружба (46,3%), интересная, любимая работа (45,6%), любовь, семья (42,5%), материальное благополучие (31%). Другими словами, если ценности неверующих студентов в первую очередь связаны с регуляцией взаимоотношений между людьми (как ближнего, так и дальнего окружения), то для верующих они представляют личностный компонент и личностное содержание. Наиболее различались представления верующих и неверующих студентов в отношении «процесса» и «результата» своего существования: для верующих более важен оказался «процесс», а для неверующих -«результат», при этом локус контроля «жизнь» и локус контроля «Я» не показал достоверной разницы. Осмысленность жизни также не различалась существенно у верующих и неверующих студентов (табл. 1), однако в процессе психологического интервью выявилась существенная разница.

Наиболее интересные различия между верующими и неверующими студентами получены в процессе психологического интервью и детального анализа анкеты «Отношение к религии». Если на глобальном уровне религиозное сознание дает основные

51

Таблица 1

Результаты анализа теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева

Методика Неверующие Верующие Ьстатист Уровень значимости

Тест смысложизненных ориентаций

1.Цели 32,48 31,50 0,800 -

2.Процесс 29,73 41,33 3,451 p < 0,005

3.Результат 38,23 26,84 2,617 p < 0,05

4.Локус контроля Я 21,56 21,80 0,288 -

5.Локус контроля жизнь 32,87 32,36 0,479 -

6.Осмысленность жизни 107,21 107,00 0,068 -

52

ответы на вопросы Бытия: 1) абсолютное основание мира; 2) абсолютное существо, которое лежит в основе феноменального мира; 3) абсолютная цель мира, к которой стремится мировой процесс; 4) носитель и источник морально-нравственного миропорядка [10, с. 4-5], то на личном уровне каждый носитель веры решает сам для себя, что она значит для него. Анализ опросника «Отношение к религии» в целом показал, что для кого-то религия становится панацеей от всех бед, для кого-то средством достижения чего-либо, для кого-то «опиумом», смыслом жизни и обоснованием своей жизнедеятельности.

При анализе отношения к религии разных возрастных групп выявлено, что молодые студенты (1 курс) понимают религию несколько стереотипно, как ритуал и привычку, которая может помочь в сложных жизненных ситуациях, то есть потребительски. Более зрелые студенты-психологи (4-5 курс) уже понимают религию как образ мысли и как некую обязанность перед Богом и людьми. Таким образом, представления о религии связаны с уровнем социальной зрелости и выражают направленность личности на определенные жизненные цели, самореализацию, самоуважение, ответственность. Религия начинает приобретать социально позитивную роль, влияя на ценности и формируя их. Вероятно, такая трансформация религиозного сознания связана со стабильностью/ нестабильностью в жизни субъекта. Если относительно устойчивые условия среды и стабильные периоды жизни субъекта сохраняются длительное время, то конкретное отношение к религии может фиксироваться, не видо-

изменяться и не влиять на смысложиз-ненные ориентации.

Носитель религиозного самосознания в некоторой степени становится предсказуем, так как всегда можно понять, по каким принципам он поступает и чему следует, зная святое писание. Выбирая религию, человек приобретает ценностный кодекс, при котором на первом и высшем месте будет стоять Бог. Человек верующий находится вне-морали, он аморален, так как он выше закона морали. Мораль и нравственность его обусловлены не только любовью к человеку, но любовью к Богу. «Сердце имеет свои законы, которых не знает ум», - сказал Паскаль [11, с. 532]. Совесть, понимание того, что кто-то над тобой есть, -это является главным критерием.

Чтобы понять влияние религиозного самосознания на смысложизнен-ные ценности, надо попробовать понять, как познает Бога человек верующий. Путь религиозного самопознания всегда индивидуальный, нет никакого метода познания Бога, каждый в личном опыте переживает свой переход от неверия к вере. Вера не приходит спонтанно, к вере нельзя планомерно, методически приходить. Путь религиозный в этом смысле необходимо является путем чуда и благодати [2, с. 37]. Понимание своего и мирового бытия не кончается мыслью о трансцендентном, оно им начинается. Религия не только отвечает на вопросы бытия, но и еще больше порождает их. Вера приходит к человеку не спонтанно, к ней приходит тот, кто желает ее найти, это подтверждают слова евангелия: «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11,12). Человек как бы силится выйти за рамки привычного видения, за рамки себя и своего эгоизма, подняться

выше себя. В этот момент можно говорить о порождении самосознания и самопознания, о само-рефлексии. Важно понимать, что религия сама по себе несет определенные ценности. На протяжении многих веков православное учение прививало ценности семьи, ценности духовные, ценности милосердия, сопереживания.

С.Н. Булгаков писал о том, что вера получает жизненное значение, поскольку становится предметом деятельной и живой веры, надежды и любви, регулятивом религиозной жизни [2, с. 45]. Вера без дел мертва, как говорил апостол Павел, в одном из посланий. Человек верующий становится уверенным в завтрашнем дне, поскольку «Бог позаботится сам о тебе завтра». Для верующего сознание определяет Бытие человека. Поэтому все бытовые стимулы остаются важными, но на втором плане они меньше тревожат верующего молодого человека своей неопределенностью, чем неверующего. Приятие своего религиозного выбора приучает человека к ответственности за свои поступки, что очень важно, например, в семейной жизни. Религиозное сознание побуждает к альтруизму и стяжанию даров духовных, а не материальных. Конечно, эти качества могут принадлежать и нерелигиозному человеку, но отличие в том, что нерелигиозный человек руководствуется личными и внутренними побуждениями, зачастую ситуационно обусловленными, а человек с религиозным самосознанием и идентификацией фактически рефлексирует это состояние и, даже находясь в негативном настроении, будет стремиться выполнить святые предписания.

Религиозное самосознание человека дает твердый стержень и обосно-

ванность решений, так как все рассматривается через призму догматического учения. Религиозное осознание предотвращает многие соблазны в различных институтах жизни человека: он скорее не обманет, нежели обманет, он скорее сохранит семью, нежели разрушит, он скорее проявит альтруизм, нежели эгоизм. Самоактуализация молодежи, которая просматривается через призму веры, содержит духовное саморазвитие и личностный рост как приоритет над материальным благополучием.

Самодисциплина верующего во-церковленного человека ведет к актуализации и осознанной мотивации своих потребностей, поскольку религия требует от верующих послушания, выполнение обрядовой стороны, которая со стороны обычной нравственности абсолютно не нужна. Любые ценностные ориентации молодых людей в рамках религиозного сознания приобретают идею сверхсовершенства, содержат стремление довести до идеализации и превосходства обычные ценности, -задача, которая выше обычных этических запросов общества.

Религиозное самосознание ставит планку ценностным ориентациям человека, в особенности молодежи нашей страны. В настоящее время можно заметить разрушение и обесценивание духовных идеалов, которые держались тысячелетиями. Религиозное сознание позволяет молодым людям задуматься о своих личных ценностях, о ценностях своего прошлого, на которых выросли многие поколения людей, и о своем будущем. Понимание исторических и социокультурных смысловых нагрузок религии усиливает стержень своих собственных ценностных ориен-таций и, несмотря на ослабление или

53

54

усиление веры или религиозности, сохраняют свою значимость.

В процессе религиозной идентификации и становления религиозного самопознания, иерархия ценностей личности становится упорядоченной, обоснованной и приобретает определенные закономерности, появляется четкая граница между понятиями добра и зла, о том, что позволено делать и что не позволено. Когда в сознании сформирована точная и предсказуемая градация ценностных ориентаций, это придает уверенность личности и уменьшает экзистенциальную тревогу.

Таким образом, различия в смысложизненных ориентациях верующих и неверующих студентов имеют глубинные основания.

В процессе данного исследования по изучению влияния религиозного самосознания на выбор ценностных ориентаций нами был выявлен феномен ценностного обусловливания субъектом выбора/отвержения религии. Явление выбора или отвержения религии происходило с опорой на смысложизненные ориентации и ценностно-нравственные ориентиры, то есть происходил обратный процесс: не только религия влияла на жизненные ценности, но и ценности определяли выбор или отвержение религиозного сознания. Типы отношения к религии - потребительское, неосознанное, или, наоборот, глубоко прочувственное - определяются не только конкретно сложившимися социально-психологическими условиями, но и самооценкой и мотивацией субъекта. Мотивация при этом связана со смыслами, ценностями и идеалами, которые воплощают и утверждают или опровергают и отрицают представления субъекта. При анализе от-

ношения к религии студентов мы выявили, что часть отвергающих религию считают, что она «закабаляет» субъекта, ограничивает его свободу, мешает развиваться (36% неверующих), другая часть отвергающих относится более лояльно, нейтрально, считая, что религия никак не влияет на свободу, но создает дополнительные проблемы (29%) и уж точно никак не помогает в жизни (35%). Эта группа никак не соотносит религиозное сознание с духовным состоянием, а рассматривает религию чисто утилитарно, с точки зрения конкретной для себя выгоды.

Эффект ценностно-обусловленно-го выбора/отвержения религии может проявляться в форме демонстративного отказа от религиозного поведения, открытых насмешек или издевательств над религиозными личностями (25%). Высказывания типа «Я принципиально неверующий», «Это мракобесие», «Средневековье». Своеобразная внутренняя цензура не позволяет такому человеку даже задуматься о возможности религиозной реализации из-за ригидных жизненных принципов, взглядов и убеждений. Или это может быть просто пассивный отказ, без мотивировки, без осознавания своей позиции (22%). Не задумываясь о причинах, они следуют своим привычкам, проявляя некий этический навык, заложенный, вероятно, в раннем детстве. Третьи демонстрируют свою приверженность религии, чтобы подчеркнуть свою этническую принадлежность («я православный, потому что русский», или «я мусульманин, потому что татарин») (33%). Все эти варианты можно рассматривать как тип потребительского поведения в отношении к религии, независимо от мотивации и ценностно-смыслового значения.

Основанием для выбора/отвержения религии как формы сознания служит определенная система жизненных принципов и смыслов, ценностей и идеалов, мотивов и притязаний личности. В ряде случаев эта субъективно значимая система может быть близка к ценностям и идеалам определенной значимой личности, в том числе, мифической, в частности, святых или самого мессии (Христа, Магомета, Будды), своеобразный эффект воспроизводства субъектом ценностной системы другой личности, иногда исторической, которая служит как пример.

Таким образом, ценностно-смысловая рациональность религиозной активности может проявляться в различных формах - осознаваемых и неосознаваемых, пассивных и активных. Неосознаваемые формы принятия/ отвержения религии в других жизненных обстоятельствах могут становиться осознанными, чаще всего, в сторону принятия религии, например, в экстремальных жизненных ситуациях, в местах боевых действий, при угрозе близким, при тяжелых заболеваниях.

При анализе отношения субъекта к религии выявлено, что религиозность определяет некоторую морально-нравственную избирательность, связанную с неприемлемостью некоторых видов деятельности и действий для религиозного человека. Таким образом, мы можем говорить о феномене относительной автономности религиозного сознания, независимости его от обстоятельств, что подтверждается данными проведенного исследования.

Для одного и того же субъекта религия на разных жизненных этапах может выполнять различные функции

и наполняться различными смыслами. Самоопределяясь в религиозном сознании, субъект наделяет религию теми смыслами и символическими значениями, которые отвечают его наиболее значимым потребностям, интересам, ценностям, идеалам, то есть смысложизненным ориентациям. Эти смыслы могут меняться в разные периоды жизни и при разных исходных условиях, однако взаимообратный процесс всегда существует: смыс-ложизненные ориентации определяют выбор/отвержение религии, а религиозные догматы влияют на смыс-ложизненные ориентации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М., 2010.

2. Булгаков С.Н. Свет невечерний. - СПб., 2008.

3. Фейербах Л. Избранные философские произведения. - М., 1955. - Т. 2.

4. Философия Канта и современность. - М.,

1974.

5. Fichte J.G. Appellation an das Publikum. j-.-Werke. V. 209. - Ausgew: W. III, Jena und üü Leipzig, 1799.

6. Гегель Г.В. Философия религии. - М.,

1975. - Т. 1.

7. Мокиевский П. Русское богатство // Богословский вестник. - 1908. - № 2.

8. Франк С.Л. Реальность и человек. - М., 1997.

9. Мюллер М. Естественная религия. Лекция II. - Лейпциг, 1890.

10. Hartmann E. Die Religion des Geistes. 3-te Aufl. - В., 1907.

11. Pascal B. Oeuvres completes. - Paris, 1963. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.